Особый ряд Тверских святых составляют учители, просветители и проповедники Христова учения, которые на протяжении многовековой истории Тверской епархии поддерживали благочестие и святость на этой земле. Среди них основатель Борисоглебского монастыря преподобный Ефрем Новоторжский († 1053; память 28 января/4 февраля и 11/24 июня); преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский († 1053; память 13/26 декабря); блаженный Константин Новоторжский (предположительно XVI в.), основатель Сретенского монастыря преподобный Саава († 1467) и его брат преподобный Варсонофий († ок. 1459); основатель Свято-Троицкой обители преподобный Макарий, игумен Калязинский († 1483; память 17/30 марта, 26 мая/8 июня); основатель Введенского монастыря преподобный Нектарий Бежецкий († 1494); основатель Сретенского монастыря преподобный Савватий († ок. 1434); основатель Оршинского Савватиева монастыря преподобный Евфросин († ок. 1460); основатель Столобенской пустыни преподобный Нил, Столобенский чудотворец († 1554; память 7/20 декабря, 27 мая/9 июня); святитель Акакий, епископ Тверской и Кашинский († 14 января 1567 г.); святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский († 1575; память 11/24 апреля, 4/17 октября); убитый поляками святитель Феоктист, архиепископ Тверской († 1609); основатель Николо-Антониевого Краснохолмского монастыря преподобный Антоний Краснохолмский († 17 января 1642 г.). Наибольшую известность из всех монастырей Тверской епархии получил Успенский Отрочь монастырь, основанный в конце XII века. Здесь был пострижен в монашество святитель Моисей, архиепископ Новгородский и Псковский († 1362; память 25 января/7 февраля); здесь проживал в заточении более двадцати лет знаменитый ученый преподобный Максим Грек († 1556; память 21 января/3 февраля); сюда был сослан царем Иоанном Грозным и умерщвлен опричником Малютой Скуратовым святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси († 1569; память 9/22 января); здесь настоятельствовал в течение нескольких лет святитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, чудотворец Задонский († 1783; память 13/26 августа).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

горы, в городе Авлоне (после 1371 г.), и скончался в Сербии в монастыре Раваница (извлечение из жития его, написанного учеником его Григорием, в Гласнике IX, 253; у Мартынова под 11 января, у преосвящ. Филарета в указателе под 24 ноября). Новые мученики, пострадавшие от турок: 48) Дамаскин, из селения Габрово в терновской епархии, пострадавший в 1771 г. (в Афонском Патерике, ч, 2, стр. 193, под 16 января; у преосвящ. Филарета и у Мартынова под тем же числом). 49) Иоанн, пострадавший в 1784 (в Афонском Патерике, ч. 2, стр. 215, под 5 марта; у пресвящ. Филарета под 4 марта, у Мартынова под 5 марта). 50) Игнатий, из селения Эски-Загра в епархии терновской, пострадавший от турок в 1814 г. (в Афонском Патерике, ч. 2, стр. 306, память 20 октября и 1 мая; у преосвящ. Филарета под 8 октября). 51) Онуфрий, из помянутого выше селения Габрово, пострадавший в 1818 г. (в Афонском Патерике, ч. 2, стр. 335, под 4 января, у преосвящ. Филарета под тем же числом). 52) Злата, из селения Златив в меглинской епархии; вероятно, болгарыня, как показывает самое имя; пострадала в 1795 г. (у преосвящ. Филарета под 18 октября). (В святцах Мстиславова Евангелия конца XI-haчaлa XII века под 8 января записана «память святого Григория епископа Мисии» (Извест. Акад. Наук IX, 122), неизвестно когда жившего, но вероятнее, что еще во времена доболгарские. Архиепископ Феофилакт в Тивериупольских мучениках (§ 37) причисляет к болгарским святым Германа ковиницкого, который был родом из малой Азии, пришел в Европу и Подвизался в построенном им монастыре Козиницком близь Амфиполя, в югозападной Фракии, в правление болгарского вел. князя Бориса-Михаила. Житие у Болландистове, 3 том, месяца мая, р. 161 и appendix; помнится, есть на русском языке Описание Козиницкого монастыря.) Список сербских святых Князья: 1) Иоанн-Владимир, князь. По синаксарю Сербляка, он был владетель Зеты, сын Петрислава, внук Хвалимира. Быв взят в плен болгарским царем Самуилом, он женился на дочери его Косаре; в 1015 г. он был вероломно убит племянником Самуила Владиславом. Память 22 мая (в Сербляке служба и синаксарь; Филар., Март, и у нас выше). 2) Стефан Неманя, в монашестве Симеон. Древние жития: 1) Стефана Первовенчанного, 2) Св. Саввы, оба напечатаны в Памятниках Шафарика; 3) Дометианово, напечатано г. Даничичем; похвала общая с Св. Саввой в Волокол. рукоп. 620 после жития Саввы, и у Ундольского 231, л. 187. Память 13 февр. (в Сербляке служба и синаксарь; Филар. Март.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

XII-ю скупщину, председателем которой избран был любостинский архимандрит Виктор, почтили своим посещением все члены Архиерейского Собора, кроме епископа Никанора, который не мог быть по болезни, и лично из уст монастырских настоятелей выслушали их жалобы. При сем некоторые монастырские настоятели высказались против инспекций монастырей со стороны членов духовных судов, как не приносящей монастырям пользы, а стоящей дорого, так как монастырям приходится платить судьям и подъёмные и столовые деньги 2643 . Из отчета богословии св. Саввы за 1903–1904 учебный год видно, что наставников состояло 12, из них только один монах (учитель церковного пения), остальные все светские. В начале года числилось 177 учеников, из них в течении года вышли трое. Из I кл. перешли во II-й 51 ученик; из II-ro в III-й – 22 уч., из III-ro в – 33 уч., и из IV-mo в V – 16 учеников. Кроме того несколько учеников I–IV классов должны были подвергнуться новым испытаниям. Что касается занятий родителей, то в богословию св. Саввы в отчетном году родители священники дали 42 учеников, учителя 9, чиновники 24, торговцы 50, ремесленники 21, земледельцы 28 и состоящие в услужении 3-х учеников. В интернате казенных стипендиатов было 78 и своекоштных 99 учеников. Фонд недостаточных учеников имел 21089 дин. и 90 пар. 2644 В октябре 1904 г. в одной из зал устроена —185— капелла, посвященная имени преп. Симона, первовенчанного короля (память 24 сентября). 1 января 1905 г. ректор богословии архимандрит Кирилл вышел в отставку с пенсией, а королевским указом от 1 марта того же года ректором назначен профессор прот. Ст. Веселинович. Вопросу о постройке нового здания богословии, поднятый еще в 1879 г., по-видимому, приближается к своему разрешению. Изготовлены проекты и сметы. Общая смета исчисляется в 560 тыс. динаров. Здание будет построено близ проектированного храма св. Саввы на Савинце 2645 в сербской византийском стиле и с церковью. 3-го октября 1905 г. богословию удостоили своим посещением высокопреосвященный митрополит Димитрий с членами Архиерейского Собора, а 10-го октября е.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как и многие храмы в советской России, алуштинский храм долгие годы не оглашался молитвой, она зазвучала под его сводами только в 1989 году. Вскоре после восстановления храм св. Федора Стратилата получил новое освящение — его небесными покровителями стали не только древний святой воин-мученик, но и все крымские святые. Уместно здесь привести имена святых покровителей Крыма. В Собор крымских святых входят: — св. апостол Андрей Первозванный (f 62; память 20 июня, 30 ноября); — сщмч. Климент I Римский (f 101; память 30 января, 22 апреля, 10 сентября, 25 ноября); сщмч. Ефрем Херсонесский, епископ (f нач. IV в.; память 7 марта); сщмч. Василий Херсонесский, епископ (f 309; память 7 марта); сщмч. Агафодор Херсонесский, епископ (f 311; память 7 марта); сщмч. Евгений Херсонесский, епископ (f 311; память 7 марта); сщмч. Елпидий Херсонесский, епископ (f 311; память 7 марта); свт. Еферий Херсонесский, епископ (f 324; память 7 марта); — сщмч. Капитон Херсонесский, епископ (f после 326; память 7 марта); — свт. Мартин I Римский (f 655; память 14 апреля); — свт. Стефан Сурожский, архиепископ (f ок. 750; память 15 декабря); — прп. Иоанн Готфский, епископ (f 790; память 19 мая, 26 июня); — свт. Савва Сурожский, архиепископ (f XII век; память 28 декабря); — свт. Лука (Войно-Ясенецкий) , архиепископ Симферопольский (f 1961; память 29 марта); — свт. Иустин (Полянский) , епископ (f 1903). Этот список был утвержден по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1 988 году. К нашему времени он пополнился именами новомучеников, прославленных на Архиерейском Соборе 2000 года и в последующие годы. В их числе и последний до его закрытия настоятель храма св. Федора Стратилата в Алуште сщмч. Тимофей Изотов. А теперь позволю себе поделиться личными впечатлениями от жизни в Алуште в сентябре 2017 года. Наверное, это странные впечатления и, надо сказать, для меня самой неожиданные. Неожиданным было то, что долгожданная (после большого перерыва) встреча с Черным морем не принесла той радости, которая переживалась в молодости, а тем более в детстве.

http://azbyka.ru/fiction/svyatoj-krym-yu...

святых нет ни Кирилла, ни Мефодия, ни других. Последняя по времени память есть празднование Миасинсной Богородице 1 сент. (864 года). Зографский, XII-XIII в     Он найден на Афоне, в монастыре Зографе, писан в Болгарии кириллов. буквами в XII- XIII веке при евангелии XI века — глаголитском. Месяцеслов издан И. И. Срезневским (в записках импер. академии наук Т. IX. кн. 1. 1866 стр. 69). Имеет только месяцы сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь и январь по 8 число, затем рукопись кончается. Памяти имеет почти на все дни означенных месяцев и более по одной, редко по две и притом известнейшие и заключающиеся в месяцесловах 8 — 10 веков. Особенностей почти не имеет. Под 1 января после памяти Василия Вел. сказано: в тот же день св. Сильвестра, папы римского. Может быть писцом пропущена первая строчка 2 числа, в которой стояло препразднство Крещения; ибо затем непосредственно идет 3 число; впрочем подобное в римск. алляциевом календаре, в.: прямо после обрезания Господня, без означения числа, поставлена память св. Силвестра. Из славянских последний святой в нем Иоанн Рыльский, ок. 946 года, из восточных Стефан новый 28 нояб., 767 года. Месяцесловы XIII в. Греческий синодальный, XIII в     Месяцеслов при гречес. апостоле в синод. библиотеке 346 (у Маттея 333), относимый к XIII веку, отличается многими особенностями, так что трудно решить: действовал ли при составлении его произвол одного автора, или не был ли месяцеслов принадлежностию какой-либо, древнейшей церкви востока. Особенности, ему свойственные, следующие: 30 сент. пр. Акакиев Латре (неизвестен), окт. 27 пр. Авраамия вместо 29, пр. Феодосия10 нояб. вместо 11 января, мучч. Иарка и Стефана 23 нояб. вместо 22, св. Сосанны 16 дек. вместо 15, Инды и Домны дек. 31 вместо 28 (тоже в Кт.), Никифора, патр. константиноп., 8 февраля вместо 2 июня, 15 марта св. Прокла, патр. цареградского, вместо 20 нояб., 20 мар. св. муч. Марии (неизвестна), 29 марта пр. Феофана сигрианского вместо 12 марта, Стефана, папы римского, 2 апр. вместо 2 авг., пр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Айлред из монастыря Риво графства Норт-Йоркшир (1110 – 1167; память в Католической Церкви 12 января) был, возможно, самым известным английским цистерцианцем. В молодости он, как и Валдеф, жил при королевском дворе Шотландии, а затем стал аббатом монастыря Риво на севере Англии. Айлред знаменит на всю страну как историк, писатель и проповедник (ему, в частности, принадлежит одна из версий жития святителя Ниниана – одного из величайших проповедников православной веры в Шотландии в начале V века). Айлред был большим гуманистом; как и Валдеф, он официально не канонизирован. Изображение Джона из Бридлингтона в церкви всех святых в Твинге К другим молитвенникам того времени относится Уолтер из Ковика (ныне в черте города Эксетер) в Девоне (XII век). Хотя о жизни Уолтера известно мало, его местно почитали как святого. Возможно, он родился в Норидже и вел подвижническую жизнь в монастыре Ковик, основанном около 1144 года и зависимым от нормандского монастыря Бек. Уолтеру однажды было видение адских мучений, и после этого он до конца дней одевался только в козлиную шкуру и жил в полном воздержании. Маргарита из Халма в Норфолке († 1170; память 22 марта), о жизни которой тоже мало что сохранилось, местно почиталась как мученица (похоронена в церкви святого Иоанна в Ховетоне, Норфолк). Маргарита Английская († 1192; память в Католической Церкви 3 февраля) родилась в Венгрии, ее мать, англичанка, была в родстве с Томасом Кентерберийским. Будучи цистерцианской монахиней, Маргарита жила сначала на Святой Земле, а затем во Франции. Роберт из Нарсборо (1160–1218; память в Католической Церкви 24 сентября) из графства Норт-Йоркшир поступил в цистерцианский монастырь Ньюминстер, но вскоре решил вести уединенную отшельническую жизнь в пещере на месте нынешнего города Нарсборо на берегу реки Нидд. К Роберту многие стекались за духовным советом и утешением, его пещера сохранилась. Роберта местно почитали как святого, но официальной канонизации не было. Симон Сток († 1245?; память в Католической Церкви 16 мая) был одним из первых приоров ордена кармелитов в Англии. Его также связывают с Оксфордом и Кембриджем. Симон преставился в Бордо во Франции. Он не был официально канонизирован, но его почитание подтверждено в 1564 году. Сегодня Симона Стока особенно почитают в деревне Эйлсбери графства Кент, где, возможно, хранится часть его мощей, почитаемых католиками. Джон (Иоанн) Бридлингтонский (ок. 1320 – 1379; память в Католической Церкви 21 октября) обучался в Оксфорде, а позднее был строгим, но милосердным приором своего монастыря в Бридлингтоне графства Восточный Райдинг Йоркшира. Ему приписывали совершение многих чудес. Причислен к лику святых Католической Церкви в 1401 году. Джона также почитают на его родине в деревне Твинг графства Восточный Райдинг Йоркшира.

http://pravoslavie.ru/49268.html

и. Фигура-консоль XII века справа от главного престола, изображающая пророка Моисея. Верующие считают, что мощи (или какая-то их часть) преподобной принцессы, королевы, монахини и игуменьи Кутбурги уцелели во время Реформации и ныне покоятся где-то в неизвестном месте под полом церкви Уимборн-Минстер. Ежегодно в конце сентября жители города Уимборн-Минстер отмечают память преподобной Лиобы: службы попеременно проводятся в англиканской церкви Святой Кутбурги и католической церкви Святой Екатерины. Романист и поэт Томас Харди (1840–1928) прожил в Уимборн-Минстере два года и написал там свои романы «Двое на башне» и «Взор синих глаз». Икона свт. Эрконвальда Лондонского Скажем несколько слов об обители Баркинг, в которой подвизались прп. Кутбурга и Квенбурга до перехода в Уимборн. Ее основателем был святитель Эрконвальд, «светоч Лондона», а первой игуменьей – прп. Этельбурга († ок. 675; память: 11/24 октября). Благодаря ей и другим святым инокиням Баркинг стал одним из известнейших и самых больших монашеских центров в Англии. Возглавив обитель, Этельбурга показала себя во всем достойной своего великого брата. Она отличалась как святой жизнью, так и неустанной заботой о вверенных ее попечению сестрах. Этельбурга еще при жизни совершила многочисленные чудеса. В должности настоятельницы ее сменила прп. Хильделита († ок. 712; память: 24 марта/6 апреля), которая управляла монастырем много лет. Она перенесла находившиеся в монастыре мощи святых в церковь Пресвятой Богородицы, и с тех пор в той церкви верующие неоднократно становились свидетелями небесного сияния, чудесного благоухания и иных знамений. Прп. Беда Досточтимый в «Церковной истории народа англов» описал еще несколько чудес, произошедших в обители Баркинг, например, об исцелении слабовидящей женщины от мощей. Во святых также прославлена подвизавшаяся в Баркинге монахиня по имени Тортгита (Thorgyth; † ок. 700; память: 25 января/7 февраля), умершая после длительной тяжелой болезни и нескольких лет паралича – все страдания подвижница переносила с величайшим терпением. Конец VII столетия был отмечен страшными эпидемиями чумы: чудесный свет многократно появлялся над кладбищем монастыря, в утешение страждущим, а также предупреждал о скорой кончине тех или иных насельников. В X веке, в период возрождения духовной жизни и монашества в Англии, в Баркингском монастыре просияла еще одна святая – прп. игуменья Вульфхильда (Wulfhild; память: 9/22 сентября), преставившаяся около 1000 года.

http://pravoslavie.ru/148669.html

Сей месяцеслов отличается пространными эпитетами святым, напр. 9 сент. свв. и праведных Иоакима и Анны; любит прибавлять слово: великомученика, оно в нем есть у таких святых, у которых не встречается и в позднейших: 15 сент. св. великомуч. Никиты, 27 нояб. св. великомуч. Иакова перского, 13 дек. свв. великомучеников Евстратия и иже с ним, 15 июля свв. великомучеников Кирика и Иулиты и проч., 17 янв. преподобного и Богоносного отца нашего Антония великого, 30 нояб. св. апост. и первозванного Андрея, 20 июля св. и славного прор. Илии и т. под. Позднейшие святые, в нем находящиеся, из патриархов Иоанн милостивый ( 620), из пренодобных Стефан новый ( 767). Так как он имеет многие свободные дни в марте и апреле и святые в нем древни, то его можно отнести к древнейшим, но позднейшая рука сделала прибавления, особенно в отношении к эпитетам святых. Венский     Находится сей месяцеслов при евангелии венской библиотеки, относимом к XII веку. Особенного почти не имеет. Показания из него извлечены Мартыновым. Относится к фамилии константинопольских месяцесловов. Синодальный при Евангелии 1199 года     Сие евангелие находится в моск. синод. библиотеке, под 278. Памяти в месяцеслове не на все дни, но с января весьма краток.     Особенности: 21 сент. имеет одну память Богородицы в патриархии согласно с нан. 2., ноябр. 5 прор. Ионы вместо 22 сент., 27 ноябр. ап. Силы вместо 30 июля; 19 февр. св. муч. Никифора, св. Амфилохия иконийского марта 21 вместо 23 ноябр., пр. Илариона 6 мая, вероятно, вместо 6 июня, 845, ибо святые с одного числа месяца нередко переносились на тот же день другого месяца. Последние по времени памяти относятся к IX веку. Славянские месяцесловы XII века: Мстиславов     Сей месяцеслов находится в евангелии, писанном для новгородского князя Мстислава, которое хранится в москов. архангельском соборе. Мстислав был князем новгородским до 1117 года, в котором его место занял сын его Всеволод. Евангелие писано для Благовещенской церкви, что на городище, основанной Мстиславом в 1103 году.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но на протяжении двадцати веков Алания (Осетия) остается верной учению Христа! И сейчас она служит единственным форпостом православия на Северном Кавказе в окружении мусульманских республик. Непреходящими символами той эпохи являются христианские святыни: мощный каменный крест и икона «Богоматерь Толгская – Тронная» и её вариант «Богоматерь Толгская – Поясная (чудотворная)» [xi] , которой нашел подходящее укромное место соратник князя Фёдора священник Прохор в память о друге и о времени [xii] . Ярославский художественный музей. М: Изобразительное искусство, 1983, с. 6. [iv] См. в Интернете мою статью «О сукиасянцах – стойких и верных первых аланах-христианах» и в сборнике материалов IV Международной научной конференции «Молодежь и общество». ЯФ МФЮА, 2013г., т. II, с. 120-126. [v] Кучкин В. А. Где искать ясский город Тютяков? – Известия СО НИИ, т. XXV (история). Орджоникидзе, 1966, с. 170–172. [ix] Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи (опыт историко-художественной классификации). Т.1. М., 1963, с.202-203; рис.116. [xi] Эта статья была написана мной 15 лет назад. В целом ее концептуальное ядро не изменилось. 13 января 2002 года я ознакомила с ней членов центра аланской культуры, возникшего в Ярославле по моей инициативе. 15 марта этого же года прочла доклад на заседании клуба «Интеллигент». Плодотворность позиции подтверждается работами: Виктор Филатов «Изограф». М., 1997; Юрий Тёшкин «Святой князь Фёдор Чёрный». М., 2001. Об этих книгах я узнала именно в этот мартовский день 2002 года. Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: 10 января 2022 10 29 сентября 2020 10 28 августа 2020 10 29 июля 2020 10 21 мая 2020 10 29 апреля 2020 10 23 апреля 2020 10 17 апреля 2020 10 13 апреля 2020 10 © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/article/4081431

Настоятель напомнил, что в этом году отмечается 1000-летие преставления равноапостольного великого князя Владимира . " Крещение Руси не только объединило разрозненные славянские племена, но и приобщило к огромной христианской семье самую дальнюю часть единой территории - Восточную Европу. Поэтому нынешний праздник, который связан с Владимирским образом Богородицы, напоминает нам: если бы не принятие христианства князем Владимиром, то какого бы молитвенника и ходатайника мы имели в суровые испытания, наподобие того, который вспоминаем сегодня? " - сказал отец Георгий. Праздник завершился концертом. В саду перед собором выступили певица Анна Абикулова с ансамблем " Базилика " , артисты " Александровского театра " под руководством Владимира Резника, ансамбль " Раздольная станица " и другие исполнители. Великая святыня православия - Владимирская икона Пресвятой Богородицы, по преданию, написанная евангелистом Лукой, была подарена византийским императором Феодосием князю Юрию Долгорукому в XII веке и находилась в те времена во Владимире. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы установлено в память избавления Русской земли от татарского хана Тамерлана на месте встречи (по-славянски - " сретения " ) русским народом Владимирской иконы Божией Матери при перенесении ее из Владимира в Москву в 1395 году. Это событие оставило глубочайший след в духовной жизни русского народа и стало примером веры и упования на Промысел Божий и заступничество Пресвятой Богородицы. ИА " Вода живая " , 08.09.15 Поделиться 26 августа 2017 6 ноября 2016 12 октября 2016 25 сентября 2016 5 марта 2016 31 января 2016 25 января 2016 29 декабря 2015 27 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 24 апреля 2024 22 апреля 2024 21 апреля 2024 21 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010