Жизнь и труды святителя Саввы Сербского HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Андрей Мельков Жизнь и труды святителя Саввы Сербского Жизнь святого Саввы, первого Архиепископа Сербского достойна особенного внимания не только потому, что она представляет собой пример пламенной любви к Господу и высоких подвигов иноческих и трудов пастырских, но и потому, что проливает много света на историю монашеской жизни на Афоне – неувядающего хранилища и рассадника иноческой жизни, а также на историю и состояние Сербской Православной Церкви конца XII – первой половины XIII веков. Память 12/25 января Свт.Савва, Архиепископ Сербский. Фреска из монастыря Студеница / Жизнь святого Саввы, первого Архиепископа Сербского достойна особенного внимания не только потому, что она представляет собой пример пламенной любви к Господу и высоких подвигов иноческих и трудов пастырских, но и потому, что проливает много света на историю монашеской жизни на Афоне – неувядающего хранилища и рассадника иноческой жизни, а также на историю и состояние Сербской Православной Церкви конца XII – первой половины XIII веков. Жизнь и труды святителя Саввы излагаются обычно, основываясь на жизнеописании, составленном в 1243 году его учеником игуменом Дометианом, который был настоятелем и духовником Хиландарского Афонского Житие святителя часто встречается в древнерусских рукописях, начиная с конца XIV века. Так в собственноручной Псалтири митрополита Киприана уже упоминается о праздновании святому Савве Сербскому под 14 Все это связано, очевидно, с т.н. вторым южнославянским влиянием на Руси, когда вновь окрепли связи Московского государства с Афоном и Балканскими державами, как в политическом, так и в культурно-религиозном отношении, и на Русь устремился обильный поток славянской церковной книжности. Святой Савва родился в то время, когда под твердым и мудрым правлением его отца – великого жупана Стефана Немани Сербия, дотоле униженная в своем политическом и духовном состоянии, начала возвышаться и укрепляться.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Преподобный Иларион Великий Преподобный Иларион Великий родился в 291 году в палестинском селении Тавафа. Его послали для изучения наук в Александрию, где он познакомился с христианами и принял святое Крещение. Услышав об ангельской жизни преподобного Антония Великого (память 17 января), Иларион отправился к нему, чтобы научиться угождать Богу. Вскоре Иларион возвратился на родину. Родители его уже умерли. Раздав имущество родственникам и нищим, Иларион поселился в пустыне около города Маиума. Преподобный усиленно боролся с нечистыми помыслами, смущавшими ум и распалявшими плоть, побеждая их тяжелым трудом, постом и прилежной молитвой. Дьявол устрашал святого призраками и привидениями. Во время молитвы святой Иларион слышал плач детей, рыдание женщин, рев львов и других зверей. Преподобный понимал, что эти ужасы наводят бесы, чтобы прогнать его из пустыни, поэтому пересиливал страх с помощью усердной молитвы. Однажды на преподобного Илариона напали разбойники, и он силой своего слова убедил их оставить преступную жизнь. Скоро о святом подвижнике узнала вся Палестина. Господь даровал преподобному Илариону власть изгонять нечистых духов. Этим благодатным даром он освободил от уз много недужных. Больные приходили для исцеления, и преподобный врачевал болезни бесплатно, говоря, что благодать Божия не продается. Через обоняние святой узнавал, какой страстью одержим тот или иной человек. Приходили к преподобному Илариону и желающие спасать свою душу под его руководством. С благословения преподобного по всей Палестине начали возникать монастыри. Переходя из одной обители в другую, он утверждал в них строгий подвижнический образ жизни. За семь лет до кончины († 371-372) преподобный Иларион поселился на Кипре, где подвизался в пустынном месте, пока Господь не призвал его к Себе. Иконописный подлинник Патмос. XII. Прп. Иларион. Фреска. Патмос. XII в. Константинополь. 985. Прп. Иларион. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. Афон. XV. Прп. Иларион. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Афон. 1547. Прп. Иларион. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Русь. XVII. Минея - Октябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Россия. 2005. Прпп. Паисий и Иларион Великие. Алёшин А.В. (Иконописная школа). Фреска Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии. 2005 г. Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/913222.htm...

И вновь тишина тишин разлилась в подземье – венцом молчанья. Поклонился гробам живым Дионисий с волненьем в жилах и затворил уста – аж до дней скончанья, потому что прибавить ни слова он был не в силах. Да и ведь поразмыслим, братие: впрямь, глаголать нелепо, коль слуховым осязал ты славу Господню зреньем... Вот таким, речет Патерик, удостоен был умудреньем во святой горе киевской отец Дионисий Щепа, что сокрылся затем в затвор, дабы впоследствии там умерети, не перемолвясь боле ни с кем и словом. Было то в лето тыща четыреста пятьдесят третье по Рождестве Христовом». Нестор Летописец, автор «Повести временных лет». М. Антокольский. 1871 И сам Дионисий упокоился в Ближних пещерах. Одним из известнейших монахов, упокоенных в Ближних пещерах, является Нестор Летописец, оставивший нам «Повесть временных лет» (иначе памятник называется «Летопись Нестора») – самое знаменитое из древнерусских летописных сочинений (XII в.), описывающее в основном историю восточных славян. Повествование начинается от Всемирного потопа и охватывает исторические и полулегендарные события, происходившие в древней Руси. В целом «Повесть временных лет» является трудом нескольких монахов Киево-Печерской лавры. Илья Муромец не только победитель врагов Земли Русской, но и воин духовный, стяжавший свет Христов в монашеском делании Покоится в пещерах и Илья Муромец сын Иванович (память 19 декабря/1 января) – самый известный и самый загадочный герой русского эпоса и русской духовной истории. Это не только персонаж многих былин и сказаний и олицетворитель ратного подвига, победитель непобедимых дотоле врагов Земли Русской, но и воин духовный, стяжавший свет Христов в монашеском делании. Илья Муромец, по прозвищу Чоботок (есть предание, что в одном из боев он одолел врагов своей обувкой), жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Православная церковь причислила монаха Илию к лику святых в 1643 году. Реконструкция по черепу преподобного Ильи (Муромца) Героические деяния Ильи воспеты в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином». Когда в советское время ученые решились подвергнуть мощи преподобных Печерских исследованиям, то наиболее удивительные данные открылись именно о святом Илии Муромце. Правдой оказалось даже то, что прежде считалось домыслом былин.

http://pravoslavie.ru/74238.html

Примечания Л. 4об. ...и благоврной и христолюбивой цариц и великой княгин Марии Ильиничн... и великой княжн Евдокие Алексиевне. – Мария Ильинична Милославская (1625–03.03.1669) – первая супруга царя Алексея Михайловича. Родила 13 детей, первый ребёнок – царевна Евдокия, родилась в феврале 1650 г. ...преподобнаго и богоноснаго отца Сергия и Никона Радонежскихъ. чудотворцовъ. – Прп. Сергий Радонежский, основатель и первый игумен Троицкого монастыря близ города Радонежа; авторитетнейший церковно-политический деятель своего времени; в 1380 г., по преданию, благословил великого князя Дмитрия Донского на битву с татарами и предсказал гибель врагу; поддерживал политику московских князей в их борьбе за объединение русских земель и часто улаживал споры великих и удельных князей. Скончался 25 сентября 1392 г. Обретение мощей состоялось 5 июля 1422 г.: канонизирован в том же году; память совершается два раза в год – в дни кончины и обретения мощей святого. Древнейшее житие прп. Сергия написано Епифанием Премудрым . Прп. Никон, ученик прп. Сергия Радонежского, игумен Троицкого монастыря, назначенный на эту должность прп. Сергием в 1392 г. Умер 17 ноября 1428 г.: в 1552 г. в монастыре возведён храм, посвящённый его имени, в который перенесены мощи прп. Никона; канонизирован; память совершается в день его смерти. ...Никиты Столпника Переславскаго, чудотворца... – Жил в XII в.: принял мученическую смерть; канонизирован; память прп. Никиты совершается 24 мая. Л. 4об.–5 ...Аврамия Ростовскаго,//Чудотворца... – Прп. Авраамий, основатель и архимандрит первого в ростовской земле монастыря; воздвиг в обители храм во имя Богоявления; умер в глубокой старости в 1170-х годах; канонизирован; память чтится в день кончины – 29 октября. Л. 5 ...Павла Обънорскаго, чудотворца... – Основатель монастыря на реке Нурма в 1414 г.: жил до этого три года в дупле на реке Грязовица в Комельском лесу; до середины XVI в. в монастыре сохранялись дупло, в котором жил прп. Павел, и литой медный крест, которым его благословлял прп. Сергий Радонежский; память совершается 10 января в день кончины прп. Павла в 1429 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января " Зверь и шифр " . В древнерусском храме нашли таинственное послание 29 сентября 2020 События На стене древнейшего белокаменного храма Северо-Восточной Руси — Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском археологи обнаружили загадочное животное и шифр. Ученые полагают, что на граффити XII века изображен неизвестный ранее религиозный обряд. Об уникальном открытии и спорах вокруг него — в материале РИА Новости. " Редчайший пример " Если сегодня начертить на стене храма надпись в духе " Здесь был Вася " , можно заработать солидный штраф. Или даже тюремный срок — если памятник федерального значения. Но 800 лет назад думали иначе. Оттого стены церквей домонгольской эпохи испещрены многочисленными граффити. Но об этом ученые узнали лишь в последние десятилетия: многие века надписи и рисунки покоились под толстым слоем штукатурки. Изображения, которые находят исследователи, порой становятся настоящей сенсацией. Так случилось и с граффити Спасо-Преображенского собора. Уже установлено, что изображение относится к середине XII века, тогда храм только-только построили. Неизвестный выцарапал фигуру бегущего человека: левой рукой он поднимает над собой странное существо с головой птицы, телом змеи и хвостом рыбы. " Перед нами — редчайший пример изображения фантастических животных, по преданиям, обитавших в дальних странах " , — говорит руководитель Архитектурно-археологического отряда Института археологии РАН Владимир Седов. По словам ученого, таких мифических тварей обычно рисовали в странах Западной Европы. На Руси по неизвестным науке причинам это не было принято. Тем более в святом месте — храме. " На стенах Преображенского собора очень много крестов — люди оставляли о себе молитвенную память. Очень похоже на современную традицию " именных кирпичиков " : человек жертвует деньги на строительство храма, и на кирпич краской наносят его имя или имена тех, чье поминовение он закажет " , — объясняет пресс-секретарь Переславской епархии священник Сергий Савенков.

http://bogoslov.ru/event/6167743

Икона Божией Матери «Милостивая» (Киккская) – 8 января В чем помогает молитва перед иконой Божией Матери Киккской? 8 января, 2011 В чем помогает молитва перед иконой Божией Матери Киккской? Память иконы Божией Матери Милостивая (Киккская) празднуется 25 ноября (12 ноября по старому стилю), 8 января (26 декабря). Согласно преданию, икона была написана самим евангелистом Лукой. Киккской икону называют благодаря названию горы на Кипре – Киккос. Икона Божией Матери Милостивая (Киккская) изображает Богородицу, умоляющей Господа о спасении христиан. Икона Божией Матери «Милостивая» (Киккская) Известно, что сначала святой образ был передан апостолом в Египет, где и хранился до X века. Но в 980 году, после гонения на христиан, икону передали в Царьград, где она пребывала до XII века в царских чертогах. В чем помогает молитва перед иконой Божией Матери Киккской? По молитве Милостивой иконе Божией Матери излечилась, страдающая неизлечимым недугом, дочь императора Алексия Комнена. В Царьград тогда прибыл правитель Кипра Мануил Вутомит, намереваясь испросить у императора образ для монастыря на горе Киккос. Император Алексий согласился, и его дочь чудом получила исцеление. Тогда император пожалел отдавать икону монастырю и сам оказался болен. Во сне ему явилась Богородица, повелев немедля отправить икону на Кипр. Император, оставив себе точный список с иконы, снарядил корабль. На острове устроен не только монастырь, но и Императорский храм, построенный на деньги мудрого правителя. Молитва Милостивой иконе Божией матери продолжает помогать людям. Монастырская летопись говорит о многочисленных чудотворениях. Известно, что икона помогает даже иноверцам, обратившимся к Богородице и читающим акафист Милостивой иконе Божией Матери. Акафист Милостивой иконе Божией матери читается и в Москве, в Зачатьевском монастыре. Образ уцелел после революции и хранился в храме пророка Илии в Обыденском переулке, а в ноябре 1999 года был перенесен в Зачатьевский монастырь. В чем только ни помогает молитва перед чудотворной иконой! Верующие просят и об избавлении от засухи, об исцелении от кровотечения, бесплодия и даровании чадородия, об укреплении в нуждах и печалях, о помощи несения иноческого креста, об исцелении от головной боли, об исцелении расслабленных и в семейных скорбях.

http://pravmir.ru/ikona-bozhiey-materi-m...

Максима, на поле сохранилась несколько пострадавшая унциальная киноварная приписка, сделанная почерком XII века: „мощи святого Максима покоятся (в крепости Мури) близ Цагери“ 148 . По одной, вращающейся в местном населении, легенде, святого Максима убили в деревне Дехвири (в Лечхуме же). Дело происходило будто бы так: раз, во время молотьбы, св. Максим пришел к одному крестьянину, причем с его приходом полил сильный дождь; тоже самое случилось и другой раз, когда Максим снова пришел к этому крестьянину. Крестьянин, терпевший от дождя, причину своего горя увидел в Максиме, поэтому и убил его. Святого похоронили в той же самой деревне на одной горке, но он дал понять, что оставаться там он не желает, поэтому его перенесли на другое место, но и там он не захотел пребывать. Тогда положили тело его в сани, запрягли пару волов и пустили их; волы понесли святого и остановились на том месте, где теперь развалины монастыря св. Максима. С этого будто бы времени ведет начало не прекратившийся до наших дней обычай, в силу которого жители названной деревни каждый раз во время сильных ливней надевают на шею сплетенные из прутьев кольца и отправляются босиком на могилу преподобного в указанный монастырь непременно тою же самою дорогою, по которой несли тело святого волы, при этом поют: „Святый Максиме, дай нам хорошую погоду“. Придя на могилу святого, они совершают там усердное моление и возвращаются тою же дорогою назад в полной уверенности, что святой услышит их моление и исполнит их просьбу 149 . Память препод. Максима в грузинской церкви праздновалась 13 Августа и 21 Января; это видно из заглавия пространной редакции, а также из переведенного св. Георгием Мтацминдели Синаксаря, в котором 13 Августа имеется и Житие св. Максима (краткая редакция) и последование службы в честь его, а 21 Января – одна только память. Архиепископ Сергий говорит, что „неизвестно, почему празднуется ему 21 Января“ 152 ; неизвестно, равным образом, с какого времени идет это празднование. Грузинская редакция Жития на это неизвестное дает такой ответ: „преставился богоносный отец наш и исповедник Христов, как сказано, 13 Августа, память же его совершается как в этот день, так и 21 Января, когда его мучили и отрезали у него святой язык и руку, ибо так определено святыми отцами шестого собора“.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

( < < back) Арсений скончался в конце VIII века. ( < < back) и подвизался в XII веке. Мощи его почивают в Антониевой пещере. ( < < back) Житие преподобного отца нашего Евфимия Великого горная страна, к югу от Кавказа и к востоку от Малой Азии; она делилась на две части: большую или восточную Армению, и малую или западную. Город Мелитина, ныне Малатия, находился в южной части Малой Армении, на одном из притоков Евфрата. ( < < back) Полиевкт был замучен в царствование Валериана в 259-м году. Память его совершается 9-го января. ( < < back) от греческого глагола радуюсь, утешаюсь — в переводе значит: благодушный, веселый. ( < < back) царствовал с 364–378 г, Грациан — с 375–383 г. ( < < back) область Византийской империи, в северо-восточной части Балканского полуострова. Адрианополь — город на р. Гебре (Марице); ныне значительный и многолюдный, главный город турецкого вилайета (области) того же имени. ( < < back) Феодосий Великий царствовал с 379–395 г. ( < < back) епископ Мелитинский, просиял на 2-м Вселенском Константинопольском соборе 381 г.; впоследствии он был причтен к лику святых. Память его совершается на востоке 17-го апреля. ( < < back) Акакий впоследствии за богоугодную жизнь был избран епископом Мелитинским; он присутствовал на 3-м Вселенском Эфесском соборе 431 года; скончался около 435 года. Память его совершается Церковью 17-го апреля. Синодий — преемник Акакия по кафедре. ( < < back) Евфимию было тогда около 29 лет. Это было в 406 г. ( < < back) Фаранская, или Фаре, основана преподобным Харитоном (память его 28 сентября) в 1-й половине IV века, в шести миллиариях (с небольшим 8 верст) от Иерусалима к востоку, по пути в Иерихон. ( < < back) Кутиллийская лежала к северо-востоку от Иерусалима, в недалеком расстоянии от Иерихона, ниже лавры святого Саввы Освященного к Мертвому морю, отстоящей к востоку от Иерусалима на 12 верст. ( < < back) преподобные Евфимий и Феоктист удалялись в пустыню после отдания праздника Богоявления Господня и пребывали там до праздника Входа Господня в Иерусалим, или Вербного воскресенья (недели Цветоносной, иначе — Ваий).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Преподобный Геронтий жил в XIV веке. Он был иноком Киево-Печерского монастыря и совместно с прп. Леонтием исполнял послушание канонарха. Еще в отрочестве постригшись в иноческий образ, благоугождали Господу они всегдашними молитвами и воздержанием, уподобляясь совершенным святым отцам в подвигах молитвы и послушания. Преподобный Геронтий погребен в Дальних пещерах. Память святого празднуется также 28 августа/10 сентября, в день соборной памяти преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, и особо и местно 1/14 апреля. Иоанн Шавтели, грузинский Преподобный Иоанн Шавтели — выдающийся грузинский поэт, философ и ритор XII–XIII вв. В молодости он получил превосходное образование в Гелатской академии (Западная Грузия), где изучал творения святых отцов, античную и арабскую историю, философию и литературу. Впоследствии святой принял монашество и долгие годы подвизался в знаменитом пещерном монастыре Вардзия (на юге Грузии), в уединенной келлии. Здесь, прилагая труды к трудам, преподобный Иоанн вел жизнь сурового подвижника, постоянно предаваясь молитвенным размышлениям о Творце, мироздании, назначении человека и глубоко проникая в смысл Священного Писания. В постоянном подвиге он достиг высокого духовного совершенства и получил замечательный дар слова, раскрывшийся в его поэтическом творчестве. В 1210–1214 гг., в Вардзийском монастыре, преподобный Иоанн написал замечательную оду «Абдул-Мессия» («Раб Христов»), в которой воспел образ христианина, верного канонам Святой Православной Церкви. В оде преподобный именует себя самого «странником» и «рабом Христовым». Много молитвенных строф посвящено в ней святому благоверному царю Грузии Дabuдy III Возобновителю († 1125; память 26 января/8 февраля) и святой благоверной царице Грузинской Тамаре Великой († 1212; память 1/14 мая и в Неделю жен мироносиц). Шота Руставели, литературным предшественником которого был преподобный Иоанн Шавтели, восклицал: «Про Абдул Мессию пели строфы звучные Шавтели, — он в искусстве преуспел!» Богословская значительность «Абдул-Мессии» особенно очевидна в тех строфах, где поэт возносит молитвы во имя Пресвятой Троицы, благодарит Творца-Вседержителя и Благого Промыслителя, даровавшего людям спасение во Христе. Говоря об установленном Богом мироздании, преподобный Иоанн пишет, сообразуясь с трудами святого Дионисия Ареопагита († 96; память 3/16 октября) о Небесной и церковной иерархии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Почитая святые мощи, мы не поклоняемся им, как поклоняемся Богу, но почитаем, как сосуды Святого Духа, Который стяжали святые еще при жизни и   Который действует и поныне через их святые мощи. Подлинное же почитание святых мощей таково, как и почитание угодников Божиих: молитва, соединенная с подражанием жизни тех, кто подражал Христу (1 Кор. 4:16). Печерские святые, чьи дни памяти приходятся на Рождественский пост Богатыри – не мы! В 1643 году преподобный Илья Муромец был причислен к лику святых и стал одним из 69 угодников Киево-Печерской Лавры. 1 января – день памяти святого.      При исследовании мощей преподобного Ильи Муромца в 1988 году ученые обнаружили поразительные факты: Илья «тридцать лет и три года», как и повествует предание, вообще не мог ходить. По заключению исследователей, причиной тому был туберкулез костей и полиомиелит, что спровоцировало паралич ног. Также ученые подтвердили, что это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. В XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким. На костях преподобного ученые обнаружили следы многих битв – множественные переломы ключицы, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. А смертельным для него, видимо, стало сквозное ранение грудной клетки острым предметом. Через пост – к Богу Преподобный Иоанн Печерский, постник, подвизался в Киево-Печерском монастыре в XII веке и погребен в Ближних пещерах. Память святого чтим 20 декабря.      Мощи преподобного Иоанна Постника открыто почивают в Ближних пещерах. Обстоятельства жизни его не описаны в памятниках Лавры. Прозвание Постник, данное преподобному Иоанну, говорит о том, что строгий пост был путем, которым он приблизился к Господу. Образ жизни – затвор Киево-Печерский патерик рассказывает, что Афанасий Затворник был монахом строгой жизни, заболел и умер. Тело его омыли, приготовили к погребению, но так как он был очень беден, то монахи в небрежении не похоронили его, оставив лежать в кельи.      Ночью игумену было видение, и некто сказал ему: «Человек Божий этот второй день лежит непогребенным, а ты веселишься». Придя в келью, игумен с братией увидели, что Афанасий сидит живой и плачет. На вопросы о случившемся он ответил:

http://pravoslavie.ru/88651.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010