Святитель Кирилл, епископ Туровский Память 28 апреля / 11 мая Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Святитель Кирилл родился в 30-х годах XII века в городе Турове. Несмотря на то, что его семья была богата, он не имел никакого пристрастия к богатству и славе. Проведя юность за чтением священных книг и обучившись премудрости не только у русских, но и у греческих учителей, он, уже в зрелом возрасте, отказался от наследства и удалился в Туровский Борисоглебский монастырь. Приняв иноческий постриг, Кирилл стал усердно подвизаться в молитве, бдении и служении братиям, так что вскоре сделался для других иноков образцом совершенного монашеского жития. По-братски увещевая, он учил их послушанию, ибо монах, который не повинуется во всем игумену, не может спастись. Впоследствии, томимый жаждой еще более возвышенных подвигов, он начал жить на столпе, по примеру древних святых столпников. Эти необыкновенные подвиги и аскетические писания способствовали тому, что слава о нем распространилась по всему краю, так что князь и народ едиными устами приневолили его занять епископскую кафедру (ок. 1169). Все силы, дотоле отдаваемые подвижническим трудам, он отныне направил на духовное воспитание народа. Святитель Кирилл составил множество бесед на праздники церковного года, поучения из Евангелий и пророческих книг Ветхого Завета. Эти произведения ораторского искусства являют прекрасное знание Священного Писания и творений отцов Церкви, приобретенное святителем Кириллом за годы уединенной жизни. Во время пребывания в Никольском монастыре он составил также сборник молитв, проникнутых духом сокрушения и напоминающих этим молитвословия преподобного Ефрема Сирина (память 28 января). В подражание святому Андрею Критскому он составил Великий покаянный канон Господу и утешительный канон. Святитель Кирилл поддерживал переписку с русским князем Андреем Боголюбским (память 4 июля) и противостоял Суздальскому епископу Феодору, впавшему в ересь.

http://pravoslavie.ru/53443.html

Преподобный Авраамий Смоленский, проповедник покаяния и грядущего Страшного суда, родился в середине XII века в Смоленске от богатых родителей, которые до него имели 12 дочерей и молили Бога о сыне. С детства он рос в страхе Божием, часто посещал церковь и имел возможность учиться по книгам. После смерти родителей, раздав все имущество монастырям, церквам и бедным, преподобный ходил по городу в рубище, моля Бога указать ему путь спасения. Он принял постриг в монастыре Пресвятой Богородицы, который стоял в пяти верстах от Смоленска, на месте Селище. Проходя в нем различные послушания, преподобный усердно занимался переписыванием и собиранием книг, черпая из них духовные богатства. Более 30 лет подвизался он в обители, когда игумен убедил его принять в 1198 году сан пресвитера. Святой Авраамий был строг к себе и к духовным детям. Он неустанно проповедовал в церкви и приходившим в его келлию, беседуя равно с богатыми и бедными. Святитель Игнатий, епископ Смоленский (память 29 января/11 февраля), построил монастырь в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы и поручил в нем настоятельство преподобному Авраамию, а сам, оставив по старости епархию, поселился в нем. Преподобный Авраамий после смерти святителя Игнатия, бывшего его духовным другом, более прежнего внушал братии помнить о смерти и молиться день и ночь о том, чтобы не быть осужденными на Суде Божием. Скончался преподобный Авраамий до 1224 года, пожив в иночестве 50 лет. Уже в конце XIII века ему была составлена служба, совместная с учеником преподобным Ефремом. Память преподобного Авраамия празднуется 21 августа/3 сентября. Преподобный Прохор Печерский родился в Смоленске и принял пострижение в Киево-Печерском монастыре от игумена Иоанна (1089–1103). Был он великий подвижник по строгому воздержанию, вместо хлеба употреблявший лебеду, за что получил прозвище Лебедник. При этом никто и никогда не видел его печальным. По молитвам преподобного Прохора совершались многочисленные чудеса. Скончался преподобный Прохор в 1107 году и был погребен в Ближних пещерах. Память его празднуется 10/23 февраля, а также 28 сентября/11 октября и во 2-ю неделю Великого поста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Неожиданная находка изменила представление о знаменитых храмах Ангкор-Ват 10 июля 2017 16:49 – 1 января 1970 03:00 События ПНОМПЕНЬ. Археологи выяснили, что знаменитый храмовый комплекс Ангкор-Ват в Камбодже использовался не только в ритуальных целях, на его территории была развита металлургическая промышленность, сообщает ежедневная газета Cambodia Daily. Храмы Ангкор-Вата были построены в XII веке в столице государства кхмеров Ангкор. Они посвящены индуистскому богу Вишну. Команда камбоджийских археологов обнаружила прямо в центре комплекса участок с четырьмя печами для плавки железа, используемыми для расплавления руды. Сооружения относятся примерно к XI веку. " Это важное открытие, которое показывает, что прямо в столице находились некоторые отрасли промышленности, которые, в частности, снабжали Ангкор-Ват металлом " , — утверждает археолог Им Сокрити. До этого считалось, что в городе Ангкор находились сооружения только административного и религиозного назначения. Ученые выяснили, что плавильная площадка являлась центром металлургии не только города Агкор, но и всего кхмерского государства. Источник http://www.sedmitza.ru Добрые дела вместе с порталом Богослов.ru Поможем возвести часовню в память погибших воинов http://www.nachinanie.ru/Project/Index/75306 Твоё только то, что ты отдал другим (свт. Иоанн Златоуст). Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/event/5441112

В настоящее время действует приходская Воскресная школа (младший и старший классы). После занятий Воскресной школы дети могут продолжить занятия в православной изостудии при храме. Созданы певческие курсы для детей и взрослых. В ризнице находится приходская библиотека. По благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, с октября 2000 года издается ежемесячный журнал " Вестник " храма Преображения Господня. В конце 2001 года начато строительство каменного здания храма Преображения Господня. Проект храма за свою основу взял классическое Новгородское зодчество XI - XII веков. Церкви этого периода чаще представляют собой кубического типа четырехстолпную одноглавую постройку с подклетом, увенчанную шлемовидным куполом. 6 сентября 2002 года викарием Московской епархии архиепископом Можайским Григорием совершен чин закладки камня в основание храма Преображения Господня. 7 января 2005 года служилась первая Божественная Литургия в приделе во имя преподобномученниц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. К 7 января 2006 года внешний архитектурный ансамбль храма полностью завершен и с Рождества Христова начались регулярные богослужения в верхнем храме Преображения Господня. 19 августа 2006 года, в праздник Преображения Господня, викарий Московской епархии архиепископ Можайский Григорий совершил великое освящение храма. В храме Преображения Господня, г.Долгопрудный (что рядом с администрацией) производится набор в хор церковного пения. Спевки проходят каждое воскресение в 15.30. Приглашаем всех желающих. Престольные праздники: Преображения Господня (19 августа) Память преподобномученниц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (18 июля) Приписные храмы: храм иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» Богослужения совершаются: по субботам, воскресеньям и праздничным дням; начало утренних служб в 9.00, вечерних в 17.00 Расписание богослужений на текущий месяц: http://www.metamorphose.ru/raspisan.shtml Настоятель: священник Хмызов Андрей Викторович, 1969 г.

http://sobory.ru/article/?object=06455

Также, по словам представителя Церкви, члены Синода заслушали сообщение Святейшего Патриарха Кирилла, председателя XXXII Международных Рождественских образовательных чтений, об итогах Чтений и XII Парламентских встреч. «Синод постановил принять к сведению итоговый документ XXXII Международных Рождественских образовательных чтений и благодарить Организационный комитет за понесенные труды по подготовке и проведению XXXII Международных Рождественских образовательных чтений. Также члены Священного Синода постановили провести XXXIII Международные Рождественские образовательные чтения в период с 26 по 30 января 2025 года на тему " 80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений " и XIII Парламентские встречи 29 января 2025 года», — проинформировал В.Р. Легойда. Кроме того, председатель Синодального отдела рассказал, что члены Синода имели суждение об изменении состава Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. «Священный Синод постановил утвердить обновленный состав Межсоборного присутствия , состав Президиума Межсоборного присутствия, распределение членов Присутствия по комиссиям, кандидатуры секретаря Межсоборного присутствия, председателей и секретарей комиссий Присутствия», — рассказал представитель Церкви. «Ввиду практической невозможности в настоящее время для архиереев, клириков, монашествующих и мирян, проживающих на территории Украины, принимать участие в трудах Межсоборного присутствия, пересмотр и восполнение состава в соответствующей части Синод постановил осуществить по возобновлении возможности беспрепятственной работы его членов, проживающих на Украине, в связи с чем до изменения обстоятельств не привлекать таковых к участию в работе комиссий», — продолжил В.Р. Легойда. Также глава Синодального отдела сообщил, что члены Синода утвердили журналы Синодов Белорусского экзархата от 27 февраля и Патриаршего экзархата Западной Европы от 12 февраля 2024 года. По предложению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла участники заседания Синода постановили утвердить  поименный список  Собора всех святых, в земле Московской просиявших. Также утверждены поименные списки  Собора святых Крымской митрополии  и  Собора новомучеников и исповедников Крымской митрополии . 

http://patriarchia.ru/db/text/6110298.ht...

Для всех своих гостей радушные иноки прииорданской обители, на другой день празднующей свой храмовой праздник (нанигирь), приготовляют угощение и обед. Митрополит с клириками, однако же, не остается здесь на торжестве, но после отдыха и обеда, посетив в Иерихоне церковь св. пророка Елисея, созданную на средства русской благотворительницы и почитательницы патриарха Никодима А.Д. Богдановой, отправляется в монастырь на Сорокодневной горе где, по преданию, Господь Иисус Христос провел сорок дней и сорок ночей в посте и был искушаем от диавола ( Матф 4:1–4 ; Лук. 4:1–5 ). Здесь он служит 7 января торжественную литургию. Монастырь св. Иоана Крестителя близ Иордана Сорокодневная гора Наши богомольцы, переночевав в приюте духовной миссии в Иерихоне и отдохнув от утомления бессонной предшествующей ночи, частью присутствуют при праздничном богослужении в монастыре св. Иоанна Предтечи, но большинство отправляется также на Сорокодневную гору 30 . Отсюда, после литургии и приличествующего угощения, вместе с митрополитом все они идут в монастырь св. Георгия Хозевита, так как память сего святого Церковь наша празднует 8 января. С монастырем этим, приютившимся в ущелье глубокого обрыва близ потока ель-Кельт или Хорафа, основанным в V веке, связывается предание о явлении здесь ангела пр. Богоотцу Иоакиму с радостною вестию о зачатии от него Пресвятой Девы Марии. Существующие на стенах этого храма полуразрушенные мозаики не позже XII в., несомненно говорят об этом из глубины веков идущем христианском предании. Пещера пощения Иисуса Христа После торжественного архиерейского богослужения в монастыре св. Георгия Хозевита, подкрепившись в монастырской трапезе, наши богомольцы, под руководством „хожалых„ и „бывалых„ из своих сотоварищей, собираются уже в обратный путь в Иерусалим. Но, увы, их возвращение под гостеприимный кров русских построек далеко не всегда бывает так благополучно, как они прошли на Иордане в организованном Палестинским Обществом караване. Едва только отбившиеся и запоздалые паломники переберутся из монастыря по мостику, висящему пад пропастью шумного потока Хорафа, где якобы скрывался пророк Илия от нечестивой Иезавели (3 Царств. 17:3), на стремнистые скалы и выйдут на иерихонскую дорогу, как здесь нередко, вместо иорданского тепла и прелестей весны, их встречают все ужасы царящей во всей еще силе иерусалимской довольно суровой зимы. Пронзительный холодный ветер нередко с проливным дождем и градом, а иногда снегом в горах дует с такою силою, что лошади и вьючные мулы отказываются идти против ветра. Страшный вой бури наводит ужас и уныние даже на тех счастливцев, которым удалось вовремя достигнуть теплого и защищенного приюта. Страх и отчаяние овладевает усталыми паломниками, застигнутыми этою непогодою в пути и вынужденными брести по невылазной глинистой грязи с крайним напряжением физических слабых сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Антониев монастырь — второй в Новгороде — был основан по благословению святителя Никиты преподобным Антонием Римлянином († 1147 г.; память 17/30 января, 3/16 августа, также в первую пятницу после дня памяти апостолов Петра и Павла) в начале XII века. При содействии святителя Никиты преподобный Антоний получил для монастыря территорию на берегу реки Волхов, где остановился камень, на котором Антоний чудесно приплыл из Рима. Незадолго до кончины святитель Никита вместе с преподобным Антонием разметил место для нового каменного монастырского храма, который благословил освятить так же, как и прежний (деревянный) в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Святитель Никита собственноручно начал копать ров под его основание. На построен храм был уже при его преемнике — епископе Иоанне (1108–1130). 13 лет управлял святитель Никита новгородской паствой и мирно скончался в 1109 году, 31 января. Уже после кончины святителя Никиты была начата роспись стен новгородского собора во имя Святой Софии Премудрости Божией по завещанию святителя Никиты. Доныне цел каменный корпус новгородского архиерейского дома, и в памятниках, и в народном предании известного под именем Никитинского. Это самое древнее из дошедших до нашего времени строений архиерейского корпуса было перестроено до средних сводов. При многочисленных трудах и заботах по благоустройству Новгородской епархии святитель Никита никогда не оставлял сугубого подвига монахов-отшельников: под святительскими одеждами он носил тяжелые железные вериги. Погребен святитель в новгородском Софийском соборе, в приделе во имя святых Иоакима и Анны — родителей Пресвятой Богородицы. В 1547 году, при архиепископе Новгородском Феодосии (1542–1551), некий благочестивый христианин в пасхальную ночь за богослужением получил в откровении повеление украсить покровом гробницу святителя Никиты, что и было исполнено. В том же году на церковном соборе состоялось общероссийское прославление святителя. Через несколько лет архиепископ Новгородский Пимен (1553–1570) совершил открытие гробницы по благословению митрополита Московского Макария († 1563). Обретение нетленных мощей святителя Никиты состоялось 30 апреля 1558 года. Примечательно, что по благодатной помощи святителя получают исцеление преимущественно больные глазами и слепые.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Поступив в Борисоглебский монастырь, неподалеку от Торжка, преподобный Аркадий принял монашество и взял на себя подвиг полного послушания своему духовному отцу – преподобному Ефрему. Преподобный Аркадий никогда не пропускал Литургии и являлся к заутрени первым, вместе со своим наставником. После преставления преподобного Ефрема (28 января 1053) преподобный Аркадий продолжал подвизаться по заветам своего старца, пребывая в молитве, посте и молчании. По прошествии нескольких лет (по некоторым данным, 13 декабря 1077) он также мирно отошел ко Господу. Мощи преподобного Аркадия, прославленные чудесными исцелениями, были обретены 11 июля (ранее в этот день совершалась память) 1677 года в каменном склепе Борисоглебского собора города Торжка. Торжественное празднование 300-летия со времени обретения святых мощей преподобного Аркадия состоялось в городе Торжке в 1977 году. Преподобный Авраамий Смоленский, проповедник покаяния и грядущего Страшного Суда, родился в средине XII века в Смоленске от богатых родителей, которые до него имели 12 дочерей и молили Бога о сыне. С детства он рос в страхе Божием, часто посещал церковь и имел возможность учиться по книгам. После смерти родителей, раздав все имущество монастырям, церквам и бедным, преподобный ходил по городу в рубище, моля Бога указать путь спасения. Он принял постриг в монастыре Пресвятой Богородицы, который стоял в пяти верстах от Смоленска, на месте Селище. Проходя в нем различные послушания, преподобный усердно занимался переписыванием и собиранием книг, черпая из них духовное богатство. Более 30 лет подвизался он в обители, когда игумен убедил его принять в 1198 году сан пресвитера. Святой Авраамий был строг и к себе, и к духовным детям. Он неустанно проповедовал в церкви и приходившим в его келлию, беседуя равно с богатыми и бедными. Святитель Игнатий, епископ Смоленский (память 29 января), построил монастырь в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы и поручил в нем настоятельство преподобному Авраамию, а сам, оставив по старости епархию, поселился в нем. Преподобный Авраамий после смерти святителя Игнатия, бывшего его духовным другом, более прежнего внушал братии помнить о смерти и молиться день и ночь о том, чтобы не быть осужденными на Суде Божием. Скончался преподобный Авраамий до 1224 года, пожив в иночестве 50 лет. Уже в конце XIII века ему была составлена служба, совместная с учеником преподобным Ефремом. Память преподобного Авраамия празднуется 21 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преподобный Иларион Великий Преподобный Иларион Великий родился в 291 году в палестинском селении Тавафа. Его послали для изучения наук в Александрию, где он познакомился с христианами и принял святое Крещение. Услышав об ангельской жизни преподобного Антония Великого (память 17 января), Иларион отправился к нему, чтобы научиться угождать Богу. Вскоре Иларион возвратился на родину. Родители его уже умерли. Раздав имущество родственникам и нищим, Иларион поселился в пустыне около города Маиума. Преподобный усиленно боролся с нечистыми помыслами, смущавшими ум и распалявшими плоть, побеждая их тяжелым трудом, постом и прилежной молитвой. Дьявол устрашал святого призраками и привидениями. Во время молитвы святой Иларион слышал плач детей, рыдание женщин, рев львов и других зверей. Преподобный понимал, что эти ужасы наводят бесы, чтобы прогнать его из пустыни, поэтому пересиливал страх с помощью усердной молитвы. Однажды на преподобного Илариона напали разбойники, и он силой своего слова убедил их оставить преступную жизнь. Скоро о святом подвижнике узнала вся Палестина. Господь даровал преподобному Илариону власть изгонять нечистых духов. Этим благодатным даром он освободил от уз много недужных. Больные приходили для исцеления, и преподобный врачевал болезни бесплатно, говоря, что благодать Божия не продается. Через обоняние святой узнавал, какой страстью одержим тот или иной человек. Приходили к преподобному Илариону и желающие спасать свою душу под его руководством. С благословения преподобного по всей Палестине начали возникать монастыри. Переходя из одной обители в другую, он утверждал в них строгий подвижнический образ жизни. За семь лет до кончины († 371-372) преподобный Иларион поселился на Кипре, где подвизался в пустынном месте, пока Господь не призвал его к Себе. Иконописный подлинник Патмос. XII. Прп. Иларион. Фреска. Патмос. XII в. Константинополь. 985. Прп. Иларион. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. Афон. XV. Прп. Иларион. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Афон. 1547. Прп. Иларион. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Русь. XVII. Минея - Октябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Россия. 2005. Прпп. Паисий и Иларион Великие. Алёшин А.В. (Иконописная школа). Фреска Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии. 2005 г. Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/913222.htm...

Почитая святые мощи, мы не поклоняемся им, как поклоняемся Богу, но почитаем, как сосуды Святого Духа, Который стяжали святые еще при жизни и   Который действует и поныне через их святые мощи. Подлинное же почитание святых мощей таково, как и почитание угодников Божиих: молитва, соединенная с подражанием жизни тех, кто подражал Христу (1 Кор. 4:16). Печерские святые, чьи дни памяти приходятся на Рождественский пост Богатыри – не мы! В 1643 году преподобный Илья Муромец был причислен к лику святых и стал одним из 69 угодников Киево-Печерской Лавры. 1 января – день памяти святого.      При исследовании мощей преподобного Ильи Муромца в 1988 году ученые обнаружили поразительные факты: Илья «тридцать лет и три года», как и повествует предание, вообще не мог ходить. По заключению исследователей, причиной тому был туберкулез костей и полиомиелит, что спровоцировало паралич ног. Также ученые подтвердили, что это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. В XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким. На костях преподобного ученые обнаружили следы многих битв – множественные переломы ключицы, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. А смертельным для него, видимо, стало сквозное ранение грудной клетки острым предметом. Через пост – к Богу Преподобный Иоанн Печерский, постник, подвизался в Киево-Печерском монастыре в XII веке и погребен в Ближних пещерах. Память святого чтим 20 декабря.      Мощи преподобного Иоанна Постника открыто почивают в Ближних пещерах. Обстоятельства жизни его не описаны в памятниках Лавры. Прозвание Постник, данное преподобному Иоанну, говорит о том, что строгий пост был путем, которым он приблизился к Господу. Образ жизни – затвор Киево-Печерский патерик рассказывает, что Афанасий Затворник был монахом строгой жизни, заболел и умер. Тело его омыли, приготовили к погребению, но так как он был очень беден, то монахи в небрежении не похоронили его, оставив лежать в кельи.      Ночью игумену было видение, и некто сказал ему: «Человек Божий этот второй день лежит непогребенным, а ты веселишься». Придя в келью, игумен с братией увидели, что Афанасий сидит живой и плачет. На вопросы о случившемся он ответил:

http://pravoslavie.ru/88651.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010