Наибольшую известность из всех монастырей Тверской епархии получил Успенский Отрочь монастырь, основанный в конце XII века. Здесь был пострижен в монашество святитель Моисей, архиепископ Новгородский и Псковский († 1362; память 25 января); здесь проживал в заточении более двадцати лет знаменитый ученый преподобный Максим Грек († 1556; память 21 января); сюда был сослан царем Иоанном Грозным и умерщвлен опричником Малютой Скуратовым святитель Филипп, Митрополит Московский и всея Руси († 1569; память 9 января); здесь настоятельствовал в течение нескольких лет святитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, чудотворец Задонский († 1783; память 13 августа). Жизнеописания многих подвижников и угодников Божиих связаны с историей Тверской земли. В пределах Тверского княжества был убит в битве с татарами святой благоверный великий князь Владимирский Георгий Всеволодович († 1238; память 4 февраля), здесь же и в том же году за отказ принять татарские обычаи был убит святой благоверный Василий, князь Ростовский. Родом из Кашина Тверской епархии был преподобный Савва Вишерский, Новгородский († 1460; память 1 октября), здесь же родился преподобный Ефрем Перекомский, Новгородский чудотворец († 1492; память 16 мая, 26 сентября). Из того же города был родом святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский († 1659). В городе Ржеве Тверской епархии родился преподобный Арсений Новгородский († 1570; память 12 июля), в Торжке –  преподобный Трифон Печенгский, Кольский чудотворец († 1583; память 15 декабря), в Твери – преподобный Антоний Леохновский († 1611; память 17 октября). Подвизались в монастырях Тверской епархии преподобный Паисий Угличекий († 1504; память 6 июня); преподобный Иосиф Волоцкий († 1515; память 9 сентября, 18 октября), преподобный Корнилий Комельский († l537; память 19 мая). Настоятелем Свято-Троицкого Селижаровского монастыря Тверской епархии был некоторое время святитель Гурий, архиепископ Казанский и Свияжский († 1563; память 20 июня, 4 октября,5 декабря); настоятельствовал в Старицком Успенском монастыре святитель Герман, архиепископ Казанский († 1567; память 6 ноября, 23 июня), в этом же монастыре святитель Герман постриг в монашество Святейшего Иова, впоследствии первого Патриарха Московского и всея Руси († 1607; память 19 июня), исповедника и патриота, который в конце своей жизни был заточен самозванцем Лжедмитрием I в эту же обитель, руководимую уже преподобным Дионисием Радонежским, будущим архимандритом Троице-Сергиевой Лавры († 1633; память 12 мая). Настоятельствовал в Ниловой Столобенской пустыни святитель Нектарий, архиепископ Тобольский и Сибирский († 15 января 1667).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Из евангелия XI в. в медицейской лаврент. библиотеке XXXIV у Бандини сделаны небольшие выписки на 21 день (Catalog. р. 163). Особенности синаксаря следующие: 9 мая сказано: в тот же день св. муч. Христофора и преп. Арсения (сей у нас 8 мая), последование одно ( κολουθα μα, 19 июня ап. Трофима вместо 15 апреля. Саксо-Готаский XI в Сей месяцеслов константинопольской церкви издан Маттеем в 1791 году из евангелия библиотеки князя Саксо-готфского, которое относится к XI веку. Содержит памяти святых на многие, но не на все дни года. В нем 11 янв. Феоктиста, патриарха (?), 22 февр. Порфирия, еп. газского, вместо 26. Синодальный при апостоле XI в В месяцеслове греч. апостола синод. библиотеки 341 памяти не на все дни года; многих дней нет. Особенностей мало. В нем из первых 4 янв. собор 70 апостолов, попразднство крещения12 января. Последняя по временв память пренесение Убруса в 944 году. Академический 2-й, XI – XII в. Находится в библиотеке моск. дух. академии при рукописном греческ. пергаменном апостоле XI – XII в. Очень замечательный памятник агиологии. Наибольшее сходство имеет с нанианским 2, но несравненно полнее его. Имеет памяти на все дни и на многие дни по нескольку памятей (есть по 3 или даже 4 памяти). Происхождения константинопольского. В нем одном находятся памяти: прозрение Савла 15 сент., преп. Николая Триккокита 25 сентября (Трикка, город в Фессалии). Последняя по времени память Убруса 16 августа. Об нем полнее в Церковном Уставе Мансветова, стр. 228 и 242 и след. Нанинанский 3-й, XI-XII в Сей месяцеслов находится в кодексе апостольских чтений XI-XII века, вероятно, принадлежавшем студийскому монастырю, ибо 20 июня показана память Студия патрикия, основавшего студийский монастырь, и других святых студийских в другие дни. У Мингарелли (р. 380 CLXX) сделаны выписки памятей только на 17 дней и есть замечательныяв нем особенности. Синодальный 400, XI-XII в Сей месяцеслов при греч. евангелии в синод. москов. библиотеке за 400. Имеет характер особой редакции, т. е. вполне не сходствует ни с одним известным греч. месяцесловом, а в одних памятях сходствует с нанианским 2, в других же с иерусалимским и калиполитанским, в иных с коаленевым 2, и (ниже) с СІ 2; святые почти на все дни; последняя память – Убрус 16 авг. 944 г. С 14 февр. смешение в числах до конца месяца. В нем одном Саввы стратилата 22 апр. вместо 24, Феодосии муч. 28 мая согласно с минеею славянскою XI века, Исаакия преп. 29 мая, а не 30, священномуч. Дорофея 4 июня, а не 5. Нежинский 2-й, XI-XII в

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Новости 23 января, 2012 Перенос урн с прахом из храма на Новом Донском кладбище будет проведет в соответствии с законом В пресс-службе монастыря считают, что статья " Память великих пошла прахом " является попыткой " искусственно создать конфликт там, где ведется плодотворная работа по сохранению культурного и исторического наследия России в соответствии с законодательством и интересами граждан " . 23 января, 2012 Дискуссии Рождественских чтений послужат благу страны, считает Д.Медведев Задачи развития нашей страны требуют постоянного внимания к вопросам, связанным с образованием, воспитанием подрастающего поколения в духе уважения к нравственным ценностям и патриотическим идеалам. 22 января, 2012 Патриарх Кирилл: Каждый час в мире убивают христианина! Каждый час в мире убивают христианина. Это страшная статистика. Убивают в связи с политическими переворотами, убивают в связи с обострением межрелигиозной борьбы, убивают потому, что проповедь о Христе кому-то колет глаз 22 января, 2012 Предстоятель Русской Церкви возглавил XII церемонию вручения премий Международного фонда единства православных народов 21 января 2012 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил XII ежегодную церемонию вручения премий Международного общественного фонда единства православных народов. 22 января, 2012 В Марфо-Мариинской обители обсудили богословское осмысление социального служения 20 января 2012 года в Марфо-Мариинской обители в Москве прошел круглый стол, посвященный богословскому осмыслению служения милосердия. 22 января, 2012 Игумен Филипп (Рябых) одобрил деятельность Совета Европы по развитию межкультурного диалога 20 января 2012 года в Страсбурге представитель Московского Патриархата при Совете Европы игумен Филипп (Рябых) встретился с Габриэлой Баттани-Драгони, генеральным директором программ Совета Европы и координатором межкультурного диалога. На встрече также присутствовала сотрудница Совета Европы Кароль Райх.

http://pravmir.ru/category/news/page/518...

Этот синаксарь приведен нами весь в приложении 10 в исправленном виде. Из него видно, что он составлен по синаксарю Студийского устава. 1 сентября. По окончании устава на сей день сказано: «и сей убо есть устав Студийского монастыря; понеже в тот же день память творим святых мученик Ермогена, Евода и Калиста. Положены же быша тех мощи в монастыри Студ. Подобает и тех праздновати память». 16 сентября кроме св. мученицы Евфимии положена еще памить Еввиота студийского. 11 ноября положена служба пр. Феодору студийскому, совершавшаяся с особенною торжественностию, с препразднством с 8 ноября. 12 ноября попразднство пр. Феодора. 22 ноября попразднство Пресвятой Богородицы и память преподобного Фаддея студийского. 7 декабря память преп. отца нашего Амвросия и память в мори утопшая братия нашей в день преподобного отца в службу посланных и по бездне Божия суда утопшем (sic). В службе положены некоторые стихи заупокойные, после чего: «тако убо студийский монастырь празднует в 7 того месяца, а в нашем монастыри инако бывает», именно, было празднование св. Николаю (попразднство) и свят. Амвросию. Очевидно, патриарх Алексей при писании буквально держался синаксаря студийского. 26 января положена память пренесение преподобного отца нашего Феодора Студийского и Иосифа брата его, епископа селунского. 15 июля, кроме Кирика и Иулитты, подожена память св. Иосифа селунского епископа, брата преподобного отца нашего Феодора. 28 августа препразднство Предтечи, а 30 попразднство, потому что в Студийском монастыре главная церковь была во имя Иоанна Предтечи. Посдедняя в этом синаксаре по времени память есть 7 января пренесение десной руки святого Иоанна Предтечи, бывшее в 956 году. Синаксарь этого устава совершенно сходствует со студийскими минеями, бывшими в употреблении в России не позднее XII века, о чем полнее скажется в отделе о минеях. Впрочем синаксарь означенного студийского устава изложен не так, как излагаются синаксари в других уставах; в начале дня полагается обыкновенно память святого, а здесь в описании службы известного дня говорится о том иди другом святом часто в такой форме: 22 овт. чтется житие пр. о. н. Аверкия, 31 окт. чтется житие пр. о. н. Авраамия, 15 ноября чтется чудо и мучение исповедников, 27 авг. память пр. о. н. Пимена, чтутся в патерице словеса его, 31 авг. положение св. пояса Пресв. Богородицы – слово Германа: и св. пелен. О службах же сим святым ничего не говорится. Извлечение синаксаря из этого устава сделано Горским и Невоструевым в 1869 г. 163 и профессором Голубинским в 1881 г. 164 . Но в обоих извлечениях есть пропуски. То и другое извлечение синаксаря, равно как и наше в приложении (10), сделаны по уставу Московской Синодальной библиотеки XII века 330. Другой точно такой же список сего устава находится в Софийской библиотеке в петербургской духовной академии XII-XIII в. 1136), но не полный, синаксарь кончается 17 января; мы этим уставом не пользовались.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

По разным соображениям диакону Маврикию следует приписать краткую редакцию, главным же образом потому, что составление ее требовало труда более самостоятельного или, по крайней мере, на основании многих источников 373 . К какому времени относится первая редакция стишного пролога, до нас дошедшего не позднее 1295 года? В нем есть памяти второй половины XI века и первой четверти XII. В нем есть 10 ноября память пр. Лазаря Галисийского ( 7 нояб. 1053 г.), июня 16 собор Богородицы в Евдокианех. Этот храм построен царицею Евдокиею, супругою императора Константина Дуки (1059–1064), 12 января память Космы, патриарха константинопольского ( 1075), 13 авг. царицы Ирины, супруги Кало-Иоанна, в инокинях Ксении ( 1124 г.), создавшей монастырь Вседержителя. Хотя 12 ноября есть память Льва, патриарха константинопольского ( 1143), вместе с патриархом Флавианом, но здесь ошибка; следует читать патриарха или папы римского; везде в других местах папа Лев ставится с Флавианом, как сотрудник Флавиана по борьбе с ересию евтихианскою, по римским памятникам кончина его 10 ноября, близко в 12 числу. Оба они поставлены у нас также вместе 18 февраля в день перенесения мощей Флавиана из Ефеса в Царьград. По типикону Великой церкви IX-X века память в неделю сыропустную архиепископов Флавиана константинопольского и Льва римского. Тоже в Синайском канонаре, а в славянском студийском Типографском уставе XII 1206 в ту же неделю: память св. архиепископов константинопольских Флавиана и Леонта. Ошибка произошла еще очень рано. В типиконе же Великой церкви IX-X века 12 ноября написано: иже во св. отец наших и архиепископов Константинопольских Флавиана и Леонтия, а патриарх константинопольский Лев известный с этим именем один Стипиот был в 1134–1143 годах. Итак, последнею по времени должно считать память царицы Ирины-Ксении ( 1124 г.). Поэтому первая редакция не ранее первой половины XII века, но не позднее 1295 года, ибо есть пролог с этим годом. Конечно, эта редакция составлена до взятия Константинополя крестоносцами в 1204.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Патер.», стр. 145–157; Яковлев, «Памятн. XII-XIII вв.», стр. CLXXIII-CLXXX). Из числа, писанных им двух икон Богородицы одна, называемая Владимирскою, находится в Ростовском соборе, а другая под именем «Предста Царица» или «Царь Царем» – в Московском Успенском соборе. В 1200 году писанная им икона св. князей Бориса и Глеба находилась в Константинополе, в Софийском храме, и служила образцом для византийских художников (Сементовский, «Киев», стр. 173). 49. Преподобный отец наш иерей Тит, преставися месяца февраля в 27 день Жил в конце XII века и ум. по всей вероятности не ранее 1190 года (Филарет, Р. Св., февраль, стр. 141). Память 27 февраля. Мощи почивают в Антониевой пещере. «Сказание о двою брату, о Тите попе, Евагрии диаконе, имевшима между собою вражду», помещено в послании епископа Симона Владимирского к Поликарпу, черноризцу Печерскому (Викторов, Киево-Печер. Патер., стр. 56–59). 50. Преподобный отец иерей Дамиан целебник, преставися месяца октября в 5 день Кроме хлеба с водою ничего не вкушал до смерти. Исцелял многих больных своею молитвою. Ум. вероятно в 1070 году (Филарет, Р. Св., ноябрь, стр. 20). Память 5 октября. Мощи почивают в Антониевой пещере. 51. Преподобный отец иерей Онисифор Был одарен прозорливостью. Ум. 9 ноября 1148 года. (Филарет, Р. Св., ноябрь, стр. 168). Память в день преставления. Мощи почивают в Антониевой пещере. 52. Преподобный отец иерей Ефрем В XVII веке, при Кальнофойском, в Антониевой пещере открыто почивали преподобные, которых мощи в последствии сокрыты. В числе их находился преподобный Ефрем, бывший пресвитером, что было видимо по священному облачению на мощах (Филарет, Р. Св., сентябрь, стр. 129). 53. Преподобный Анастасий диакон Кальнофойский, исчисляя мощи преподобных, говорит: «святый Тит пресвитер, чудотворец с братом своим во Христе Анастасием». Эти слова дают видеть, что преп. Анастасий был современником преп. Тита, и соединенный с ним христианскую любовию, почил в конце XII века (Филарет, Р. Св., январь, стр. 102). Память 22 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Если за Павла третьего говорит время его кончины в начале сентября, то за Павла четвертого говорит поставление памяти его 31 августа, в день его подвига, отречения от престола по причине гонения на св. иконы. В древнейших евангелиях константинопольских у Морчелли и в Иерусалим. библиотеке IX века и других X века память трех патриархов Александра, Иоанна и Павла нового поставлена 31 августа. Церкви он оказал великую услугу, подав мысль царице Ирине созвать вселенский собор для решения вопроса об иконопочитании. В каноне 30 авг. ясно разумеется Павел IV, ибо в 6 песни говорится: «бежати изволил еси благочестно от царского града, иконного поклонения отметающася беззаконно, Павле всечестне». Потому мы в Павле новом 2 сентября и 30 августа видим Павла IV. В Конст. уставе IX-X в. есть тропарь Павлу по выражениям сходный с каноном 30 августа, а 30 августа в этом уставе показана только память трех означенных патриархов константинопольских в святейшей великой церкви и в храме св. Акакиев Ептаскале. Служба им есть в греч. минее XII в. в Москов. Синод. библиотеке 450, та же, что и в нынешних минеях греческой и славянской. Вероятно, она составлена ранее XII века и празднование памяти трех патриархов из местного в великой церкви и в храме муч. Акакия сделалось общим не позднее XII века, когда начали вводиться минеи по синансарю иерусалимского устава. Служба, конечно, составлена в Константинополе и во всяком случае по сведениям, каким патриархам празднует великая церковь 30 августа, и не вероятно, чтобы в Великой Церкви сперва праздновали Павлу III, а потом стали праздновать Павлу IV по забвению или почему-либо другому. Впрочем остается еще некоторое сомнение. В этом евангелии нет святых и самых знаменитых первого иконоборного периода: Германа, патр. Константинопольского 740, ни Иоанна Дамаскина ок. 780 г., ни Стефана нового 767 г. Почему внесен один Павел VI, исповедавший пред смертию почитание икон в 784 г? Тем не менее служба 30 августа есть немаловажное свидетельство в пользу Павла IV. К числу особенностей календаря относится то, что 18 января он определяет причину празднования св. Афанасию и прибавляет еще Александра патриарха, именно: возвращение из ссылки св. Афанасия и память святых Кирилла и Александра; 19 мая св. Епифания и прочих патриархов (по мнению Морчелли архиепископов Констанции кипрской), 1 нояб. память праха (вместо 6 ноября) 117 . Константинопольский 2 IX в

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В обоих есть память нигде более не встречаемая, это 4 июля память св. Михаила архиепископа афинского Хониата ( 1216 г.). Другой древний греческий месяцеслов в Московском Музее, относимый к концу XIIІ в. В этих месяцесловах есть характеристические иерусалимские памяти: 8 янв. пр. Георгия Хозевита и 3 ноября освящение храма св. великомуч. Георгия в Лидде. Эти памяти редки в уставах и памятниках агиологии в предшествовавший период (IX-XII в.), только 3 ноября есть память освящения храма великомуч. Георгия в одном месяцеслове Сирского евангелия, писанного в 1030 году в Антиохии, но зато в Антиохийском, а не Константинопольском патриархате. Служба же Георгию Хозевиту 8 янв. оказалась только в двух греч. минеях Моск. Синод. библиотеки 448 и 331, относимых по письму к XII веку. В греческих минеях печатных есть службы 8 января Георгию Хозевиту и 3 ноября великомуч. Георгию. В этом периоде распространился на востоке и взял перевес над другими стишной синаксарь или пролог, составление которого приписывается диакону Великой Константинопольской церкви Маврикию. Нам известен древнейший стишной синаксарь сентябрь – февраль в Москов. Синод. библиотеке 1295 года, по содержанию относящийся к XII веку, к предыдущему периоду. В той же библиотеке есть другой стишной Синаксарь 369 сентябрь – ноябрь), относимый к XIII веку. Вообще он согласен с предыдущим, но в нем встречаются в довольном числе более пространные сказания о святых, есть и новые сказания, и он расположен согласно с месяцесловом Иерусалимского устава (XIII и след. веков). Только 3 ноября нет освящения церкви муч. Георгия в Лидде, а 9 октября нет Андроника и Афанасии. Из других прологов стишных этого периода (с XIIІ в.) видно, что они приведены в памятях в согласие с установившимся синаксарем Иерусалимского устава. Впрочем, еще довольное время употреблялись и не стишные разные прологи, так в 1249 году переписан был монахом Ионою пролог, составленный Петром в XI веке, переписан для Константинопольского монастыря Лазаря четырехдневного.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Киприаном митрополитом всея России. Но мы возвратимся к древним вышеозначенным минеям студийским. Студийское происхождение их выше всякого сомнения: 1) потому, что 26 января и 11 ноября положены службы одному Феодору Студиту , а служба пр. Ксенофонту с 26 января перенесена на 30, служба же муч. Мине с 11 ноября перенесена на 10, брату пр. Феодора Иосифу, архиепископу Солунскому, положена служба 15 июля- 2) за то же говорить сравнение этих миней со студийским уставом патриарха Алексия. Все 160 памятей святых, находящиеся в этом уставе, находятся и в минеях к под теми же днями, кроме одного случая. В уставе 4 ноября положена память пр. Иоанникия, а в минеях она положена 3 ноября, а 4 положена служба Нинандру и Ермию, но 26 янв. и в уставе празднование перенесения мощей Феодора Студита , а 30 память Всенофонта, перенесенная с 26 января. В частностях сходство устава с минеями: 16 ноября, кроме св. Матфея, служба еще муч. Варлааму, 26 ноября служба мученику Меркурию с Алипием столпником, 29 дек. служба пр. Маркеллу, игумену обители Неусыпающих, из которой взяты первые иноки для студийского монастыря, 15 янв. служба одному Иоанну Кущнику, 5 июля есть служба Евстафию антиохийскому , 7 авг. семи отрокам в Ефесе, а 8 преподобномучен. Дометию, августа 24 пренес. мощей св. ап. Варфоломея и священномуч. Евтихию, 30 декабря ап. Тимону (и Анисии). Самая большая часть пергаменных славянских миней в России сходны с помянутою редакциею 8 миней типографских XI в. и 10 миней синодальных XII в., но встречаются у нас и особые редакции студийские или близкие к студийским. Возьмем месяц май. Сравним первоначально софийскую минею XI в. (петербург. академии 202) с синод. московскою XII в. В соф. 2 числа есть канон Еперу и Зое согласно с криптоферратскою минеею, но их нет в синод. минее; в софийск. минее 4 числа муч. Пелагия, а 5 Ирина согласно с минеею порфир., в синод. напротив 4 муч. Ирина, а 5 Пелагия; в соф. мин. 13 служба муч. Александру одному, а в синод. еще Мефодию патарскому , в соф.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

составление и перевод А.А. Бурова Святой Кентигерн Мунго, игумен и епископ (†ок. 603–612, память 13 января, в Глазго – 14 января) Большая часть того, что известно о св. Кентигерне (Kentigern), основывается на источниках XI–XII веков и, иной раз, вызывает сомнение в достоверности. Св. Кентигерн, по преданию, был родственником Лотиана, сына святой Теноу (Thenaw), или Тейни (Thaney), или Теноги (Thenog), или Теневы (Theneva), британской принцессы, и, вероятно, внуком принца Уриана (Urien). Когда стало известно, что она беременна от неизвестного мужчины, ее бросили со скалы. Обнаружив ее живой у подножия утеса, ее отправили вниз по течению в лодке (или бочке) в Ферс оф Форс 89 . Она достигла Калросса (Culross), где получила приют у св. Серфа (Serf). Она родила ребенка, и св. Серф дал ему имя Мунго (что означало дорогой малыш). По преданию, св. Серф вырастил Кентигерна, и тот стал отшельником в Глазго (Glasghu, Glasgow). Его святость стала известна, и примерно в 540 году он был поставлен епископом Стрэтклайда (Strathclyde) ирландским епископом. Имеются основания полагать, что фактически он начал свою проповедь в этих местах, именуемых Кэтьюр-на-Клайде (Cathures on the Clyde), иначе Глазго, основал там церковь и продолжил свою проповедь по всей Кумбрии (Cumbria). Он был, по сути, первым епископом Стрэтклайда. Во время своего епископского служения он возродил почитание св. Ниниана и восстановил в Глазго его церковь . Имя его матери носят площадь Сент-Енох (Saint Enoch " s Square) и городской железнодорожный вокзал. По преданию, политические беспорядки вынудили его отправиться в изгнание в Карлайл (Carlisle), а затем – и в Уэльс, где он, как утверждается, остановился у св. Давида в Меневии (Menevia). Считается, что он основал монастырь Лланэлви (Llanelwy), где после него игуменом стал св. Асаф (Asaph), когда его позвал на север король-христианин Редерих (Rederech) около 553 года. На севере он снова поселился в Ходдаме (Hoddam), ныне Дамфрис, а также жил в Глазго, где и отошел ко Господу во время купания. Он был похоронен в соборе Глазго.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010