Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Феофан Исповедник Профессиональные интересы: Богословие Краткая биографическая справка: Феофан Исповедник, или Феофан Византийский [греч] (758–817), святой, память 12 марта. Ф.И. родился в Константинополе, в семье знатной и богатой, бывшей в родстве с императором. В возрасте трех лет Ф.И. потерял отца и воспитывался при императорском дворе. По желанию матери Ф.И. женился. По согласию супругов они оба хранили целомудрие, и вскоре Ф.И. и его супруга приняли монашество. Ф.И. был твердым защитником иконопочитания; при господстве иконоборцев Ф.И. был заключен в тюрьму, подвергнут жестоким истязаниям и отправлен в ссылку на остров Самофракия. Здесь Ф.И. и скончался через несколько дней пребывания. Единственное сочинение Ф.И. – " Хронография " было задумано как продолжение всемирной хроники Георгия Синкела, который перед своей смертью просил об этом Ф.И. В своей " Хронографии " Ф.И. описал события от 284 года (царствования Диолектиана) до 813 года. Этот труд пользовался популярностью как на Востоке, так и на Западе (переведен на латинский язык Анастасием Библиотекарем). Библиография работ о персоне: Житие святаго отца нашего Феофана исповедника//Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996.  –  Кн. 7. – Месяц март. Мефодий Исповедник. Житие преп. Феофана Исповедника: По московской рукописи 159. – Пг., 1918. Афиногенов  Д.Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). – М.: Индрик, 1997.   Бибиков М.В. Историческая литература Византии. – СПб.: Алетейя, 1998. С.80–86. Бибиков М.В. Развитие исторической мысли//  Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989.,  с. 89–95. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. – М.: Спасо–Преображенский Ставропигиальный монастырь, 1994.  – Т. I.  

http://bogoslov.ru/person/3168108

мон. Таисия (Карцова) Скачать epub pdf Святитель Аффоний (Афоний), митрополит Новгородский († 1652) Память его празднуется 6 апр. в день преставления,в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых, 10 февр. и 4 окт. вместе с Собором Новгородских святителей Жизнь святителя Аффония малоизвестна, на Новгородской кафедре он был предместником знаменитого Никона,впоследствии Патриарха. До назначения на эту кафедру св. подвижник был игуменом Борисоглебского Переяславского монастыря. 8 марта 1635 г. хиротонисан в сан митрополита Новгородского и Великолукского, 7 января 1649 г., по старости и слабости зрения, отказался от управления епархией и жил на покое в Хутынском монастыре, где и преставился 6 апреля 1652 г. Тело его погребено в Новгородском Софийском соборе, в Мартириевой паперти (см. 10 февр.– Собор новг. святителей). Этот благочестивый святитель чтится за святого, и изображение его находится на стене собора. • Борисоглебский монастырь в Переславле-Залесском упразднен в царствование Екатерины II. Будущий святитель подвизался в Ростово-Ярославской земле, ныне это место – в Переяславском р-не Ярославской обл. • Хутынский Варлаамов монастырь – один из древнейших монастырей, основан в XII в., расположен на правом берегу р. Волхов около Новгорода. • После свт. Аффония Новгородскую кафедру занял митрополит Никон, будущий Патриарх, вдохновитель и организатор исправления церковных книг, послужившего причиной старообрядческого раскола. Читать далее Источник: Русские святые : Жития святых русской церкви/Монахиня Таисия (Карцова) - Пальмира, 2017. – 720 с. ISBN: 978-5-521-00779-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Другая синодальная февральская минея XII в. 153) может быть причислена к студийским, кроме того, что имеет три особенности, не встречавшиеся нам в студийских минеях, именно: 6 февр. попразднство сретению, ради чего память св. Вуколу перенесена на 5 февраля, 8 февраля имеет службу Луке елладскому с каноном Гавриила монаха (он есть в иерусалимских минеях без имени автора), 12 числа имеет службу 1003 мученикам в Никомидии (она есть в 181 выше). Сия минея имеет ту особенность пред всеми, нами виденными, минеями, что после имени свитого ему пишутся стихи Христофора Митиленского, те, которые находятся и в стишном прологе. Многие стихиры в ней в ней имена авторов: 9 февраля есть стихира муч. Никифору неизвестная Льва Магистра, 17 февр. стихира Феодору тирону «страдальческим мужеством» надписана: Феодора студита , 24 февр. стихиры «сокровище Божественных даров» и «Якоже Божественных умышлений» надписаны: Анатолия; у нас и в греческих печатных они без надписей. В московском музее есть греческая минея, относимая к ІІІ веку, но по содержанию может быть отнесена и в XI веку, у нас под 30, у Викторова 25 (Собрание рукоп. Севастьянова 1881 г.). Она содержит по одной только памяти на день с 1 сентября по 4 ноября и весьма редко по два канона; памяти имеет общие студийским и иерусалимским минеям вместе; большинство канонов по надписям принадлежит палестинским отцам I. монаху и Феофану, но имеет три особенности: 25 окт. службу св. Феофилу, еп. ефесскому, исповеднику 9 века, с каноном Феофана (нигде более неизвестную), 29 октяб. службу Маркиану, еп. сиракузскому, с каноном Феофана (есть служба в минеях криптоферратских 30 окт.), 4 ноября службу апостолам Патрову, Лину и Гаию (есть в славян. минее, близкой в студийским, Ундольск. 75, ноября 4). Другая музейская минея (декабрь-февраль) XIII в. 76, (у Викторова 27), сходствующая частию с иерусалимскими, а более со студийскими минеями, имеет также особенности: службы пр. Феоктисту 5 янв. вместо 4 по иерусалимским минеям, Иулиану и Василиссе 8 янв. (есть память их на 1 месте в петровом студийском прологе), Клавдию, Астерию и дружине 30 января (в минее криптоферр. 26 янв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было заслушано сообщение Святейшего Патриарха Кирилла, председателя XXXII Международных Рождественских образовательных чтений, об итогах Чтений и XII Парламентских встреч (журнал 3). Участники заседания постановили принять к сведению итоговый документ XXXII Международных Рождественских образовательных чтений. Члены Синода выразили благодарность организационному комитету за понесенные труды по подготовке и проведению XXXII Международных Рождественских образовательных чтений. Священный Синод постановил провести XXXIII Международные Рождественские образовательные чтения в период с 26 по 30 января 2025 года. Форум будет посвящен теме «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений». XIII Парламентские встречи пройдут 29 января 2025 года. Члены Синода имели суждение об изменении состава Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви. Они постановили (журнал 4): 1. Утвердить обновленный состав Межсоборного Присутствия. 2. Утвердить состав Президиума Межсоборного Присутствия и распределение членов Присутствия по комиссиям. 3. Утвердить кандидатуры секретаря Межсоборного Присутствия, председателей и секретарей комиссий Присутствия. 4. Ввиду практической невозможности в настоящее время для архиереев, клириков, монашествующих и мирян, проживающих на территории Украины, принимать участие в трудах Межсоборного Присутствия, пересмотр и восполнение состава в соответствующей части осуществить по возобновлении возможности беспрепятственной работы его членов, проживающих на Украине, в связи с чем до изменения обстоятельств не привлекать таковых к участию в работе комиссий. Члены Синода заслушали доклад Преосвященного митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего экзарха всея Беларуси, о состоявшемся заседании Синода Белорусского Экзархата. Согласно статье 8 главы XIII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Экзархата представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/12/va...

Веру в национальное мессианство России автор «Теократии» получил в наследство от славянофилов; он только видоизменил ее, поставив на место православия самодержавие и на место церкви — империю. Много лет он беспощадно обличал славянофильский национализм и нанес ему последний удар, а между тем в его теократической системе — полное торжество национализма. Из всех стран одна Россия призвана строить земное Царство. А это значит, что русской империи суждено всемирное владычество, могущество, богатство и слава. Начав призывом России к смирению и самоотречению, он кончает обещанием ей диктатуры над всем миром Такова ирония судьбы Соловьева: ни один эпигон славянофильства в самых дерзких своих мечтах не доходил до такой национальной гордыни. Поэтическое выражение теократической идеи дано в стихотворении «Ex orient lux». «С Востока свет, с Востока силы! — С этим кличем Ксеркс шел на Элладу. Не толпа рабов бежала «пред горстью доблестных граждан». И воспарил царственный орел Рима, и воздвиглась держава Запада, но мир снова потонул в крови. Душа вселенной тосковала О духе веры и любви. Вещее слово не ложно, и свет действительно придет с Востока: он примирит Восток с Западом, он будет исполнен знамений и сил. Поэт обращается к России: О, Русь! в предвиденьи высоком Ты мыслью гордой занята; Каким же хочешь быть Востоком, Востоком Ксеркса иль Христа? 58 Однако я полагаю, что единство церкви должно быть восстановлено. 59 Во–первых и прежде всего, должно быть восстановлено единство церкви и возжен огонь в лоне Невесты Христовой. 60 Стихотворение Соловьева «Память». 61 См. А. Погодин. Владимир Соловьев и епископ Штросмайер. Русская мысль. Кн. IX-XII, 1923—1924. 62 Если не считать таким упоминанием или, вернее, намеком следующее место в письме Соловьева к Страхову от 30 января 1888 г.: «Я собираюсь за границу для напечатания французской книжки и 2 тома «Теократии…» Впрочем, моя заграничная поездка имееет в себе фантастический элемент, но все-таки мне кажется, что поеду». 63 В марте 1887 года Соловьеву было разрешено прочесть две публичные лекции в пользу студентов. Он выбрал тему «Славянофильство и русская идея». «Главная моя мысль была та, что русская идея требует соединения церквей, т. е. признания нами Вселенского Первосвященника» (письмо к Мартынову). Славянофильски настроенная публика отнеслась к лекции весьма сдержанно.

http://azbyka.ru/fiction/gogol-solovev-d...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января История развития практики поминовения живых и усопших за проскурмисанием В статье Master of Arts in Theological Studies (University of Fribourg, Switzerland), старшего преподавателя Минского духовного училища диакона Иоанна Лященко рассматривается история поминовения живых и усопших за проскурмисанием. Автор приходит к выводу, что XII в. стал переломным моментом в переходе от древней практики служения на многих Агнцах к совершению Евхаристии только на одной Агничной просфоре. Жертвенный характер приношений верующими просфор в чью-либо память сохранялся, но их употребляли для служения уже не целиком, а изымали некоторую часть, которую располагали на дискосе с произнесением особой молитвенной формулы. Статья Исходя из доступных нам источников, можно сделать вывод, что первым по времени возникновения типом поминовений, связанных с проскурмисанием , являются приношения за живых и умерших c. 80]. В общей сложности византийский обряд знает целый ряд молитвенных поминовений имён живых и усопших. Их подробную классификацию предложил архимандрит R. Taft в своей работе «Диптихи». Он выделяет в чинопоследовании Божественной Литургии шесть отдельных категорий c. 44, 45, 50]: Поминовение живых и усопших впервые упомянуто в канонических посланиях X–XI веков, приписываемых патриарху Никифору I (806—815):   ΙΑ " . Οχ μαρτνει τις πρ τριν νθρπων μαν προσκομζων προσφορν μαν πτων κανδλαν p.396]. Не согрешит тот, кто посвятит одно только приношение для троих человек или свет одной только свечи.   Первоначально устанавливается лимит для одного приношения — поминовение трёх человек за одной жертвой или зажжение одной свечи, что также носит жертвенный характер. Несмотря на то что в контексте эпохи под προσφορν можно понимать вообще любое приношение (как хлеб, так и нечто другое), в литературе (Hanssens I. M.; M. Mandalà) это правило толкуется в евхаристическом ключе. Согласно M. Mandalà: «Становится ясно, что в данном каноне, в дополнение к поминовению, также определено число хлебов, соответствующих поминовению» p. 119]. Robert Taft считает, что в данном случае M. Mandalà пытается «доказать на основании правила Никифора I и Литургии апостола Иакова по списку Vat. Gr. 2282 , что практика вынимания частиц происходит с IX в. Но фраза из литургии апостола Иакова лишь доказывает, что просфоры приносились за особые прошения молящихся, и то же самое говорится в 11-м правиле Никифора «Не согрешит тот, кто пожертвует (προσκομζων) одну просфору или свет одной свечи за трёх человек» c. 80].

http://bogoslov.ru/article/6176119

Пост – это закрытая за мной дверь. Пост – это я в дороге Почему мы снова и снова задумываемся, надо ли преодолевать себя 28 ноября, 2018 Почему мы снова и снова задумываемся, надо ли преодолевать себя Подходит Рождественский пост. Вот и в этот раз, набрав в поисковике эти слова, получил ссылки на различные сайты, где содержание и раскрытие смысла запроса предваряется красочно сфотографированным набором продуктов из овощей и рыбы. Не скажу, что удивлен, напротив, весьма ожидаемо. Да чего там, даже в храме в разговорах с людьми вопрос рациона имеет не последнее значение, хотя и радует, что все же не решающее. Чаще всего это разговор о послаблениях, которые, к сожалению, связаны не только со здоровьем, но иногда и с материальным, и даже семейным положением. Священник Андрей Мизюк. Фото:Ивана Привалова/eparhia-saratov По словам преподобного Симеона Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти». В том виде, какой он и есть теперь, то есть сорокадневный, Рождественский пост появился в XII веке, но обычай поститься перед Рождеством, то есть особенно духовно и телесно приготавливаться к празднику воплощения и прихода в мир Спасителя, появился еще в ранних веках. Рождественский пост еще именуется и Филипповым, в честь и память апостола Филиппа, день поминовения которого приходится как раз накануне поста. Этот пост неподвижен в датах, всегда начинается 28 ноября и заканчивается 6 января, перед Рождеством Христовым. Да, конечно же, мы все знаем, о чем и Ком этот пост. И, к сожалению, опять возникнут и будут продолжаться споры об обязательности/необязательности ограничений в еде (ну разве же можно котлетой согрешить, главное же людей не есть?), о том, что весь мир, в том числе и большинство Православных Церквей, празднует Рождество в конце года, а не в начале (тут очень часто бывает плохо скрываемая апология празднования Нового года, и вовсе не защита старого/нового стиля и единства со всем христианским миром), ну и вообще, увы, столкновения в сетях противников и сторонников тех или иных мнений относительно поста уже почти обыкновенны к концу года.

http://pravmir.ru/post-eto-zakryitaya-za...

поставил в Новгороде епископа Никиту и за благочестие свое удостоился от Бога дара чудотворений как при жизни, так и по смерти 1142 . Святые мощи этого Ефрема-евнуха покоятся в киевских пещерах, и память его празднуется Церковию 28 января. Древняя летопись называет его преблаженным, а последующие именуют чудотворным, дивным, многодобродетельным и святым мужем 1143 . Число епархий Русской Церкви в рассматриваемый нами период времени возросло до двенадцати с включением Киевской. Одни из них были известны еще прежде: Новгородская 1149 , Ростовская 1150 , Черниговская 1151 , Белгородская 1152 , Владимирская на Волыни 1153 . Другие сделались известными во второй половине XI в.: Тмутараканская – около 1068 г. 1154 , Переяславская – в 1072 г. 1155 и Юрьевская на реке Роси – в том же году 1156 . Третьи – в первой половине XII в.: Полоцкая – в 1105 г. 1157 , Туровская – в 1114 г. 1158 и Смоленская – в 1137 г. 1159 Говорим: сделались известными, потому что все эти епархии под означенными годами только упоминаются мимоходом и, следовательно, предполагаются уже существовавшими, открытыми прежде. Об одной Смоленской ясно замечено, что она основана в 1137 г. по желанию смоленского князя Ростислава Мстиславича и что прежде в Смоленске епископии не было 1160 . Границы наших тогдашних епархий неизвестны, можно, впрочем, думать, судя по самому положению этих епархий, что они были неодинаковой величины. К числу самых больших принадлежали: Новгородская, обнимавшая собою весь север России, Ростовская – единственная на всем северо-востоке, Черниговская, простиравшаяся до Рязани 1161 , Владимирская на Волыни, заключавшая в своих пределах всю Волынь. Меньшими епархиями были: находившиеся близ Киева Белгородская, Юрьевская и Переяславская, хотя к последней до 1137 г. причислялся и Смоленск 1162 , также Тмутараканская, ограничивавшаяся только Тмутараканью с округом. Одна из этих епархий, именно Тмутараканская, по случаю разорения Тмутараканского княжества половцами к концу XI в. упразднилась; кафедра другой – Юрьевской по разорении Юрьева половцами в 1095 г. перемещена была на время в новый город Святополч, построенный великим князем Святополком на Витичевом холме при Днепре; но потом, когда Юрьев был возобновлен (1103), снова перенесена на прежнее место 1163 . Иерархи, управлявшие тогдашними епархиями, назывались все епископами, разумеется кроме Киевского митрополита, и едва ли различались по степеням и внешним преимуществам своих кафедр 1164 . Большая часть этих иерархов известны только по имени, а некоторые даже вовсе неизвестны. Замечательнейшие из них были:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

признаны маловажными». После преосвященного Владимира, переведённого, 14 ноября 1842 г. на Тобольскую епархию, наш автор сравнительно спокойнее занимается учёными работами. Но с течением времена, силы его всё более и более слабеют, и уже 10 октября 1855 г. он жалуется Снегирёву на слабость зрения и боль в пояснице (с. 111), а 10 августа 1865 г. пишет при рапорте преосвященному Костромскому Платону (Фивейскому) : «Находясь в сане священника 52 года, исполнял я эту должность со всевозможным усердием, за что и бывал награждаем начальством. В исходе 52 года службы моей я совершенно расстроился в здоровье и по причине ослабления ныне моего организма возложенной на меня священнической должности исполнять не могу. А потому, в удостоверение этого, прилагая при сем медицинское свидетельство Нерехтского врача Фёдорова, осмеливаюсь просить ваше преосвященство уволить меня как от должности священника, так благочинного по XII округу и депутата 4 по Нерехтским училищам». В приложенном медицинском свидетельстве значится: «Я, нижеподписавшийся, по совести сим удостоверяю, что протоиерей Сыпановой слободы о. Михаил Диев , имеющий от роду 71 год, после бывшего в марте месяце апоплексического удара, страдает параличом: правой рукой не владеет, без посторонней помощи встать с места не может; память и соображение также повреждены, а потому должности священника исполнять не в состоянии». Просьба престарелого труженика была удовлетворена 12 августа 1865 г., при чём в своей резолюции об увольнении Диева от служения преосвященнейший Платон называет его «достопочтейнийшим о. протоиереем», делая тем самым авторитетную и лаконическую оценку, как самой личности его, так и его учёной деятельности. Вскоре после оставления своей, более чем полувековой службы, именно 3 февраля 1866 г., М. Я. Диев скончался; погребён он при церкви села Ильинского, что на реке Мезе, Костромского уезда. Сведений оставшегося после него семействе мы не имеем почти никаких. Сам он от 23 января 1857 г. писал о нём Снегирёву: «По слову св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/pr...

В середине XVII века во время войны России с Речью Посполитой русские войска воеводы А.М. Трубецкого ( 1655 год) и воеводы И.А. Хованского ( 1660 год) пытались занять Ляховичи, однако, осада закончилась безрезультатно во многом потому, что гарнизон замка не пошел ни на какие уступки неприятеля. Во время Северной Войны Ляховичский замок испытал на себе осаду войск шведского короля Карла XII. Затянувшаяся осада Ляховичского замка закончилась только тогда, когда у гарнизона закончились боеприпасы и провизия. Около полуторатысяч казаков, составлявших гарнизон замка, после продолжительного штурма были вынуждены его сдать. Шведы разрушили укрепления замка. По второму разделу Речи Посполитой в 1793 году Ляховичи вошли в состав России . С 1795 года – центр волости Слуцкого уезда Минской губерни. После завершения строительства участка Полесской железной дороги Барановичи–Лунинец в 1885 году население Ляхович начало увеличиваться, местечко приобрело торговое значение. С 1915 по 1918 год Ляховичи находились в русской прифронтовой полосе Первой мировой войны . 18 февраля 1918 года местечко оккупировали войска кайзеровской Германии, что не позволило закрепиться здесь Советской власти, которая восстановилась здесь в декабре 1918 года после наступления Красной Армии. В годы буржуазной Польши Ляховичи – центр гмины (волости) в Барановичском повете Новогрудского воеводства. 18 сентября 1939 года в Ляховичах вновь восстановлена Советская власть. С 1939 года входил в состав БССР , с 15 января 1940 года - районный центр. С 24 июня 1941 года по 6 июля 1944 года Ляховичи были оккупированы немецко-фашистскими войсками. Память о жертвах фашизма сохраняется в 43 братских могилах, памятниках, обелисках и мемориальных досках. На левом берегу Щары близ деревни Мазурки сооружен курган Славы на месте боев Советской Армии против наступающих немецких войск в первые дни войны. С 1954 года Ляховичский район включен в состав Брестской области. В городе, на левом берегу реки Ведьма, на месте, где находился замок " Ляховичские фортеции " , в 1999 году установлен памятный камень-валун с изображением герба города Ляховичи и охранным знаком, а в центре города возведен мемориальный знак в знак памяти всех предков ляховичан.

http://drevo-info.ru/articles/22897.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010