Типографские В синод. типографии два евангелия относятся к XII веку, 54 и 60 139 . Более замечателен 54 и особенно тем, что 31 июля имеет память Иоанна экзарха; по мнению Невоструева, это известный пресвитер болгарский, переводчик Шестоднева и Богословия Дамаскина, живший при царе Симеоне (892 – 896) и состоявший духовным чиновником (экзархом), вероятно, при самом архиепископе болгарском 140 . Из восточных святых в месяцеслове сего евангелия последняя по времени память Павла нового, патриарха константинопольского, 784. Юрьевский Месяцеслов при юрьевском евангелии, написанном в начале XII в. – до 1128 года, ничего особенного, чтобы не находилось в древнейших его месяцесловах, не представляет. Содержит мало святых, т. е. не на многие дни года. Последняя память – Убруса 16 авг. (944 г.), из славянских есть одна память – убиение Бориса и Глеба 24 мая (1015 г.). Мирославов В Хиландарском монастыре, на Афоне, находится так называемое мирославово евангелие. По приписке к нему видно, что оно украшено заглавными, златыми буквами для великославного князя Мирослава, сына Завидина. Мирослав, сын Завидин, племянник сербского жупана Стефана Неемани, был князем захолмским между 1190–1199 годами. Месяцеслов из сего евангелия издан архим. Антонином 141 . Он имеет памяти не на все дни года, в нем всех дней с памятями святых 138, притом с 7 по 18 января в рукописи пропуск. В нем заметно сходство со славянскими месяцесловами XI века, 23 сент. в нем также новое лето, 30 янв. Обретение мощей св. Климента, 14 февр. Кирилла философа, апр. 6 Мефодия, 15 июня Вита, Модеста и Крискентии. Память этих сицилийских святых, находящихся во многих, древних памятниках славянских, не встречается в греческих восточных рукописях, ни даже в полном, стишном прологе, но они находятся в латинствующих греч. месяцесловах: неаполитанском, синайском 1, капуанском. В сем месяцеслове 14 июня пророков Илии и Елиссея и 20 июля тоже – это есть и в других южно-славянских месяцесловах. Декаб. 21 внесения святые Богородицы, служба 6 сент., тоже показание и указание на 6 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Священомуч. Емилиан и дружина . В Деяниях св. о сей дружине говорится 28 января. Некоторые (Иаковилл и другие) полагают, что сии мученики воспоминаются в римском мартирологе 8 февраля. Но Болландисты с ними не соглашаются; по их мнению, это (8 февраля) особая дружина, пострадавшая именно в Армении и притом в ней есть Севастиан, не упоминаемый в житии епископа Емилиина и т. п. Житие св. Емилиана издано Иаковиллом в истории о святых Умбрии, где говорится, что он был епископом Требии в Умбрии (после в церковной Области). Но Флорентиний (в мартирологе Иеронима стр. 303 февр. 8) на основании весьма древнего списка полагает, что он был епископом города Лукки в Етрурии; ибо в сем списке вместо Требии везде стоит Лукана, и подозревает, не вставил ли Иаковилл вместо Лукки Требию. Но Требия гораздо ближе к Сполету, чем Лукка. Препп. Макарий и Иоанн . В Антониновом евангелии XII в. авг. 17: пр. о. н. исповедника Макария при Константине Копрониме, в Академическом апостоле XI-XII пр. исповедника Макария при Льве нечестивом (813–820). Но известно, что при Льве армянице страдал за иконы Макарий пеликитский, что у нас 1 апреля, действительно в синаксарях туринском и домниканском он называется 19 августа пеликитским; в минее криптоферратской византийским называется, неизвестно почему. В Византии известен один Макарий мученик в огне скончавшийся в дружине Неофита 11 августа. Но он здесь не может быть разумеем. Пр. Иоанн, судя по болгарской минее XІV-XV в. за август (у Мартынова Париж, VIII), есть пр. рыльский. По Филарету сия минея относится к XII веку и в ней 18 августа: успение др. о. н. Иоанна рыльского. (Сн. южные св. Филар. 18 августа). Вероятно, и в Киев, месяцеслове разумеется пр. Иоанн рыльский. Но так как основания не решительны в отношении к Киев. месяцеслову, то преподобный Иоанн и не внесен нами в 1 отдел. 19 Мучч. Тимофей, Агапий и Фекла . Во второй год гонения Диоклитианово, простравшегося не только на предстоятелей церквей, но и на мирян при префекте палестинском Урбане, св. Тимофей был схвачен в Газе и бит сперва жителями города, потом, по приказанию префекта, терзаем был бичами и острыми гребнями и сожжен медленным огнем. Мученики Агапий и Фекла осуждены на съедение зверям. Это было 19 августа 304 года. (Так – Евсевий II. стр. 9). У Вершинского Агапий брошен в море 306 года. Это другой. Память сего 20 ноября в день его кончины. См. Евсевия. Т. II. стр. 17 по русск. переводу. Подлинные акты мучеников обнародованы у Ассемани (Acta martyr. II. 184). 20

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Лаврентий, святитель, епископ Туровский, затворник Печерский († 1194; память 29 января/11 февраля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Белорусских святых, 28 сентября/11 октября в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов) Преподобный Лаврентий первоначально подвизался в Киево-Печерском монастыре. О нем как о святителе, вышедшем из иноков Киево-Печерской обители, упоминает святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский († 1226), в своем «Послании к Поликарпу», положившем начало Киево-Печерскому патерику. Впоследствии, как это видно из повествования святителя Симона, преподобный Лаврентий пожелал уйти в затвор, но отцы печерские не дозволили ему этого, считая (после искушения, постигшего преподобного Никиту, † 1108; память 31 января/13 февраля) подвиг затворничества весьма трудным и небезопасным. Тогда преподобный Лаврентий перешел в монастырь во имя святого великомученика Димитрия, построенный великим князем Киевским Изяславом Ярославичем. Здесь, затворившись, преподобный Лаврентий жил в безмолвии и строгом воздержании и не только сам избежал уязвления от духов злобы преисподней, но высокими подвигами молитвы и богомыслия достиг дара исцелений и слыл еще при жизни чудотворцем. Монастырь во имя святого великомученика Димитрия был с 1128 года передан в ведение Киево-Печерской обители и считался первоначально приписным к ней. Во второй половине XII века, когда в Димитриевском монастыре подвизался преподобный Лаврентий, он уже был самостоятельным и управлялся своим игуменом. Независимость его подтверждается тем, что игумен Димитриевского монастыря дозволил преподобному Лаврентию подвизаться в затворе подвигом безмолвия, в чем ему отказали печерские отцы. Пребывая в затворе, преподобный Лаврентий не прерывал духовного общения с братией Киево-Печерской обители. Известен случай, когда к святому Лаврентию привели одержимого бесом. Преподобный Лаврентий не смог исцелить его один и велел отвести в Киево-Печерский монастырь. Услышав это, одержимый стал кричать, что боится приблизиться к святым пещерам. Преподобный велел вести его силой. По приближении к святым вратам обители нечистый дух оставил страждущего, и он совершенно здоровым вошел в монастырь. Когда его спросили, кто его исцелил, он показал на чудотворную икону Божией Матери и сказал: «Тридцать святых отцов вместе с Нею встретили нас, и я исцелился». Столь великой оказалась сила соборной молитвы Киево-Печерских иноков, предстательством Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

17 II среди прочих завоеваний покорил Иудею. В 597 году до Р.Х. занял Иерусалим, после чего 10000 иудеев были переселены в Вавилон. 18 (406–453) – вождь племени гуннов, в 441 году вторгшихся в Римскую империю. Получил прозвание «Бич Божий». 19 (†552) – король остготов с 541 года. Войско Тотилы нанесло ряд поражений Византийской империи. 20 (Тимур; 1336–1405) – один из величайших мировых завоевателей. Создал государство со столицей в Самарканде. Разгромил Золотую Орду. Совершал завоевательные походы в Иран, Закавказье, Индию, Малую Азию и др. 23 Иулиан Александрийский, его слуга Евн и воин Веса (Беза) пострадали при гонениях Деция в 250 году. Память их 27 февраля старого стиля. 30 – известный латинский христианский писатель, монах и проповедник V в. Автор многих произведений, в том числе трактата «Об управлении Божием, или Провидении» (в восьми книгах). 31 Иоанн Златоуст (†407) – архиепископ Константинопольский, великий христианский учитель и проповедник. Недоброжелателями был оклеветан, низложен и отправлен в ссылку, где и умер. Последними его словами были: «Слава Богу за все!» Память свт. Иоанна празднуется 27 января (перенесение мощей) и 14 сентября (день кончины) старого стиля.  32 Беда Достопочтенный (†735) – церковный историк, известный в основном как автор «Церковной истории народа англов». Составил также хронологическое трактаты «De temporibus liber» и «De temporum ratione», кратко излагающие исторические события от сотворения мира до начала VIII в. 33 Глика (XII в.) – византийский писатель, историк. Главный его литературный труд – «Хронография». 34 Зонара († сер. XII в.) – византийский хронист, известный толкователь церковных канонов. 35 Киприан, епископ Карфагенский, принял мученическую кончину в 258 году. Память 31 августа старого стиля. 37 Иоанн Кассиан Римлянин (ок. 360–435) – ученик великих египетских подвижников, основатель монашества в Галлии. Автор известных аскетических трудов «О постановлениях киновий палестинских и египетских» и «Собеседования с отцами, пребывавшими в скитской пустыне». Память 29 февраля старого стиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Вскоре была построена небольшая деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (ок. 1540 г.). Первым игуменом стал сам преподобный Макарий, возведенный в священный сан святителем Новгородским, митрополитом Макарием. Управляя обителью в течение нескольких лет, преподобный Макарий стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворения. Предчувствуя кончину, преподобный передал настоятельство одному из учеников, сам же удалился на место своего первоподвижничества. Здесь преподобный Макарий мирно почил о Господе 15 августа во второй половине XVI века. Иноки погребли своего игумена у стены созданной им Успенской церкви. В 1761 году при перестройке храма над могилой преподобного Макария Римлянина устроен придел в его честь. Разоренный шведами в 1615 году, монастырь преподобного Макария Римлянина был восстановлен в XIX веке. Макарий, постник Печерский, преподобный О жизни преподобного Макария известно только, что он был диаконом Киево-Печерской обители и преставился в XII веке. Мощи его открыто почивают в Ближних, Антониевых, пещерах. Память его положена 19 января/1 февраля ради тезоименитства с преподобным Макарием Египетским, а также 28 сентября/11 октября и общая память со всеми Печерскими чудотворцами — во 2-ю неделю Великого поста. Макарий, диакон Печерский, преподобный О преподобном Макарии из Дальних пещер известно, что он отличался нестяжательностью, имел великое усердие к храму Божию и постоянно упражнялся в чтении Священного Писания и посте. По преданию, он в детстве много болел, и родители дали обет Богу отдать сына в Печерский монастырь, если он выздоровеет. Кротостью и смирением он заслужил любовь братии, которая научила его грамоте. За благочестивую жизнь он был возведен в сан диакона и при жизни имел дар чудотворений. Память его положена 19 января/1 февраля ради тезоименитства с преподобным Макарием Египетским. Помимо этого дня, память его совершается еще 28 августа/10 сентября и общая память со всеми Печерскими чудотворцами — во 2-ю неделю Великого поста. Январь, 20 Евфимий, схимник, в Дальних пещерах почивающий

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Преподобный Климент (1050-1140) считается основателем Сагматы. Он родился в Афинах, в юном возрасте пришел в монастырь к преподобному Мелетию, и принял от него монашеский постриг. Преподобный Климент тридцать лет жил в монастыре преподобного Мелетия, а в начале XII века подвизался один в пещере на горе Сагматион. При нем же монастырь Преображения Господня начал строиться. Память преподобного празднуется 26 января и 1 мая. Преподобный Герман (1480-1540) был игуменом монастыря в тяжелые годы подчинения греков туркам. Память преподобного Германа празднуется 26 января. Преподобный Серафим (1520-1602) был учеником преподобного Германа. Родился в деревне Зели. В юном возрасте пришел в монастырь Сагмата и принял постриг. Проведя в монастыре десять лет, он удалился в Геликонскую область и подвизался там один. Впоследствии преподобный Серафим основал монастырь, названный позднее в его честь. Память преподобного празднуется 6 мая. На протяжении многих веков монастырь был духовным маяком для окрестных городов и деревень, его история знала дни духовного расцвета. К сожалению, политические перипетии не обошли его стороной. Как и многие другие монастыри, он был закрыт во время правления короля Оттона (1833-1843). После закрытия монастырь подвергся разграблению и постепенно лишился всех своих святынь и драгоценностей. Здания, долгое время находящиеся в запустении, претерпели серьезные разрушения. Монастырь, имевший некогда большую братию, оказался забытым, населенным лишь несколькими старыми монахами, которые, не имея к тому необходимых средств и постоянно сталкиваясь с трудностями, пытались спасти то, что еще оставалось. Однако с 1977 года заботами преосвященнейших митрополитов Никодима и Иеронима в монастыре начались восстановительные работы. Обновленный монастырь изменил свой облик. Сейчас монастырь Сагмата — это мужская общежительная обитель. Он открыт для посетителей каждый день с 7:30 до 13:00 и с 16:00 до захода солнца. Дни особых праздников в монастыре — это 6 августа (Преображение), 26 января и 1 мая (дни памяти преподобного Климента) и 14 сентября (Воздвижение Креста Господня). В настоящий момент игуменом является архимандрит Нектарий (Антонопулос).

http://pravoslavie.ru/41389.html

есть и в Саввином месяцеслове. Это, по всей вероятности, освящение церкви Богородицы или подобное сему, ибо в сем же мирославовом евангелии и в саввинной книге есть 6 сентября освящение церкви Богородицы (по гречес. памятникам в доме Ирины в Девтере). Сей месяцеслов имеет особенности: 1 окт. Петра архиефискупа тоже в Одесском (неизвестен), 11 апр. Поплие (или Помпий 10 апр. или Поплион 27 апр.). Месяцеслов происхождения константинопольского, но в выговоре слов видно западное влияние: Антим вместо Анфим, Текла вместо Фехла, Иоанн Теолог (Богослов), Иван Батист (Креститель) и многое тому под. По содержанию он очень древен: из восточных последняя память патр. Германа ( ок. 740), из славянских Кирилла и Мефодия 869 и 885 г. Охридский Охридский месяцеслов относится учеными по языку и письму к XII веку. Он находится в книге апостольских чтений или апостоле. Рукопись на толстом пергамене, вывезена В. И. Григоровичем из Охриды. Месяцеслов издан Изм. Ив. Срезневским в Древних славянск. памятниках юсового письма, в 1868 году (стр. 75). Он имеет много особенностей в сравнении с другими слав. и известными греческими месяцесловами. Первая особенность – разительная неровность в числе памятей за первое полугодие со вторым. С сентября по март он содержит памяти на все дни месяцев и на многие дни по две, по три и более, так что полнотою памятей превосходит известные доселе месяцесловы при евангелиях и апостолах. Только февраль имеет 27 дней. В марте не показано памятей на 7, 8, 9, 29, 30 и 31 дни, в апреле быстрый переход в сокращению: на первые 7 дней показаны памяти и затем только на 23 и 25 числа, в мае только на 8 дней, в июне на 4, в июле на 6 и в августе на 3 дня, более известнейшие памяти. В большей части известных месяцесловов второе полугодие, мартовское беднее памятями первого, сентябрьского; но такого резкого контраста ни в одном месяцеслове не замечено. В сем месяцеслове несомненно видны следы латинского или западного влияния: память муч. Агнии показана 21 и 28 января, в восточных месяцесловах она показывается только 21 января, а в западных 21 и 28 января, 8 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Поступив в Борисоглебский монастырь, неподалеку от Торжка, преподобный Аркадий принял монашество и взял на себя подвиг полного послушания своему духовному отцу – преподобному Ефрему. Преподобный Аркадий никогда не пропускал Литургии и являлся к заутрени первым, вместе со своим наставником. После преставления преподобного Ефрема (28 января 1053) преподобный Аркадий продолжал подвизаться по заветам своего старца, пребывая в молитве, посте и молчании. По прошествии нескольких лет (по некоторым данным, 13 декабря 1077) он также мирно отошел ко Господу. Мощи преподобного Аркадия, прославленные чудесными исцелениями, были обретены 11 июля (ранее в этот день совершалась память) 1677 года в каменном склепе Борисоглебского собора города Торжка. Торжественное празднование 300-летия со времени обретения святых мощей преподобного Аркадия состоялось в городе Торжке в 1977 году. Преподобный Авраамий Смоленский, проповедник покаяния и грядущего Страшного Суда, родился в средине XII века в Смоленске от богатых родителей, которые до него имели 12 дочерей и молили Бога о сыне. С детства он рос в страхе Божием, часто посещал церковь и имел возможность учиться по книгам. После смерти родителей, раздав все имущество монастырям, церквам и бедным, преподобный ходил по городу в рубище, моля Бога указать путь спасения. Он принял постриг в монастыре Пресвятой Богородицы, который стоял в пяти верстах от Смоленска, на месте Селище. Проходя в нем различные послушания, преподобный усердно занимался переписыванием и собиранием книг, черпая из них духовное богатство. Более 30 лет подвизался он в обители, когда игумен убедил его принять в 1198 году сан пресвитера. Святой Авраамий был строг и к себе, и к духовным детям. Он неустанно проповедовал в церкви и приходившим в его келлию, беседуя равно с богатыми и бедными. Святитель Игнатий, епископ Смоленский (память 29 января), построил монастырь в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы и поручил в нем настоятельство преподобному Авраамию, а сам, оставив по старости епархию, поселился в нем. Преподобный Авраамий после смерти святителя Игнатия, бывшего его духовным другом, более прежнего внушал братии помнить о смерти и молиться день и ночь о том, чтобы не быть осужденными на Суде Божием. Скончался преподобный Авраамий до 1224 года, пожив в иночестве 50 лет. Уже в конце XIII века ему была составлена служба, совместная с учеником преподобным Ефремом. Память преподобного Авраамия празднуется 21 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Стало быть, более основательным будет заключение, что молчание летописи о свт. Клименте имело объективные причины и что во второй половине XI – начале XII в. в Киеве и в самом деле наблюдался спад внимания к римскому святителю, тогда как выразительные следы его почитания столь заметны при Владимире Святом (видим здесь одно из оснований к тому, чтобы отодвинуть время создания прото – «Слова» как можно ближе к эпохе первых христианских князей и связать его с идейной атмосферой единодержавия Ярослава Мудрого). Не исключаем, что такой спад мог стать незапланированным стихийным следствием активного роста церковного почитания свв. Бориса и Глеба 44 , которые взяли по преимуществу на себя роль небесных заступников Руси, символизировавших «освящение и спасение» как княжеского «рода», так и «страны нашей» (Сл 56–57), и в этом качестве занимают столь много места в печерском летописании. Возвращаясь к вопросу о возможной роли митрополии в приглушении яркого поначалу культа римского святителя в Киеве и на Руси в целом, поостережемся поддержать категорическую мысль М. Ф. Мурьянова (2003. С. 262), будто после разделения 1054 г. «рука рассерженной византийской церковной власти принялась вычеркивать из литургической документации Киевской Руси все относящееся к празднику обретения мощей св. Климента 30 января». Скорее уж некоторое сужение литургической базы почитания свт. Климента Римского (из двух календарных памятей – 25 ноября и 30 января – действительно, остается только первая: Лосева 2001. С. 77–79, 210, 259) следует отнести снова на счет влияния Киево – Печерского монастыря. Его переход на Студийский устав в первой половине 1060-х годов привел к выпадению памяти перенесения мощей свт. Климента из богослужебного обихода, которое совершилось с тем большей легкостью, что стоящее за этой памятью событие (обретение мощей Константином Философом в 861 г.) на Руси того времени было неизвестно (см. §§ 3.3–4) 45 . Вместе с тем и собственно студийская память 30 января прп. Ксенофонта (Пентковский 2001. С. 325) в русских месяцесловах не прижилась. Но все-таки трудно вообразить, чтобы собственно календарный фактор мог существенно повлиять на интенсивность церковного почитания, которое определялось династической идеологией и питалось наличием реальных мощей в главном княжеском соборе страны. Более оправданным был бы, пожалуй, обратный ход мысли: из того, что при переходе на Студийский устав первоначальная специфическая память перенесения мощей свт. Климента не удержалась, не следует ли вывести заключение ровно о том, о чем мы уже говорили: о равнодушии к свт. Клименту в Печерском монастыре?

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Лавра Св. Афанасия - крупнейший греческий монастырь Афона, штатный. Построена Св. Афанасием Афонским по желанию и при содействии воеводы Никифора Фоки в 961-963 годах. Представляет собой гранитный замок, окруженный высокими зубчатыми башнями. Св. Петр Афонский- первый отшельник, подвизавшийся в пещере в IX или VIII веке. Память его празднуется 12 июня. Кавсокаливийский скит - основан подвижником XIII века Максимом Кавсокаливой. Один из самых аскетических скитов: его монахам не разрешается даже иметь сети и лодки для ловли рыбы. Пещера Нила Мироточивого - находится в отвесной скале во владениях Лавры Св. Афанасия. Преп. Иоанн Кукузель жил в XII веке. Память его празднуется 1 октября. Речь идет об источнике Св. Афанасия Афонского. По преданию, после постройки Лавры был большой неурожай и голод, и вся братия разбрелась на поиски пищи. Покинул Лавру и сам Афанасий, но по дороге ему явилась Богоматерь; упрекнув его в маловерии, Она повелела вернуться в обитель. По Ее приказанию Афанасий ударил жезлом о скалу, откуда забил источник. В память явления была воздвигнута церковь в честь Богородицы Живоносного источника. Собор Лавры построен Св. Афанасием в конце X века и посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы. Великомученик Димитрий Солунский (память его празднуется 26 октября) особо чтим на Афоне. В Ватопедском, Пантелеймоновом и Ксенофском монастырях хранятся частицы его мощей Монах Феофан (Критянин) - художник XVI века. Епископ Порфирий Успенский относит его фрески в Соборном храме и трапезной Лавры Св Афанасия к 1535-1536 годам, а росписи в Георгиевской церкви Ксенофа - к 1564 году. Великий и вселенский учитель и святитель Василий Великий, крупнейший православный писатель, автор литургии, епископ Кесарии (ок. 330-379). Память его празднуется 1 января Дольмены (от брет. dol men - " каменный стол " ) - древние памятники, первоначально считавшиеся алтарями или жертвенниками друидов (кельтских жрецов), расположенные на западе Европы в Передней Азии, Индии и в незначительном количестве на Кавказе. Позднее археологами было установлено, что дольмены являются каменными гробницами доисторической эпохи.

http://isihazm.ru/?id=824

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010