О. Н. Афиногенова Гимнография Мц. Гликерия, мученики Лаодикий и Александр Римский. Минея на май. Хромолитография. Нач. ХХ в. (ГЛМ). Фрагмент Мц. Гликерия, мученики Лаодикий и Александр Римский. Минея на май. Хромолитография. Нач. ХХ в. (ГЛМ). Фрагмент Как в памятниках Студийского устава , так и в совр. Иерусалимском уставе служба Г. совершается по будничному чину. В Минеях студийского типа последование Г. 13 мая выписано далеко не всегда (пример ранней слав. рукописи Минеи, содержащей службу Г.- РНБ. Соф. 203, XII в.; служба Г. соединена здесь с последованием мч. Александра). Евергетидский Типикон кон. XI в. указывает петь последование Г. вместе с последованием прп. Георгия ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 454-455). В Мессинском Типиконе 1311 г. содержатся указания соединять службу Г. с последованием сщмч. Мефодия Патарского ( Arranz. Typicon. P. 151). Согласно Иерусалимскому уставу, последование Г. не соединяется с последованиями др. святых. В ранних его редакциях (напр., по ркп. Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.) 13 мая назначается служба с «Аллилуия» ; это указание сохранялось до XVI в. в слав. рукописях и содержится и в печатном московском Типиконе 1633 г. В позднейших редакциях устава назначается пение общего тропаря святой, причем в греч. печатных Типиконах XVI в. (Венеция, 1545; Венеция, 1577) предоставляется выбор между пением «Аллилуия» и пением тропаря, а в московском первопечатном Типиконе 1610 г. пение тропаря предписывается безоговорочно. Гимнографическое последование Г., помещенное в совр. печатных Минеях, включает: общий тропарь 4-го гласа (в слав. Минее, нач.:        ) или тропарь 1-го плагального (т. е. 5-го) гласа (в греч. Минее, нач.: Δετε πντες φιλορτοι - Придите все, кто любит праздники); кондак 3-го гласа (выписан только в слав. Минее, нач.:                  ; в дониконовских слав. Минеях кондак 4-го гласа, нач.:      ); канон 8-го гласа (в слав. Минее; ирмос:         (Υγρν διοδεσας σε θηρν), нач.:                  (Πικρας με σαι τς τν παθν τας σας, Γλυκερα, πρς τν κριον προσευχετας) - греч. текст канона см. в кн.: AHG. T. 9. P. 139-150; авторство канона, возможно, принадлежит Феофану - об этом свидетельствует Евергетидский Типикон, содержащий указание на пение этого канона) или канон 2-го гласа (в греч. Минее; ирмос: Δετε λαο (    ), нач.: Τν ρετν σμερον κα τν θαυμτων ατς (Добродетелей днесь и чудес ее)) с именем «Георгия» в богородичнах; цикл стихир 8-го гласа на подобен «Мученицы Твои» (в слав. Минее) или 4-го гласа на подобен «Яко добля» (в греч. Минее); седален.

http://pravenc.ru/text/165129.html

Пантелеимона (1295-1315) и вмц. Екатерины (кон. XIII - 10-е гг. XIV в.): крестово-купольный храм с 3 сторон обстроен галереями (амбулаторием). Юж. придел во имя апостолов Петра и Павла и часть юж. галереи относятся к визант. периоду; сев. придел, сев. и зап. галереи пристроены в 1801 г., во время реконструкции храма, предпринятой крупным фессалоникийским торговцем И. Г. Кафтандзоглу. Портик с юж. стороны храма и крыльцо у зап. входа сооружены в 1907 г. архит. Д. Грекосом под рук. П. Папагеоргиу на средства прихожанина С. Спиридоноса. 8-гранный барабан с вост. стороны поддерживают не колонны, а 2 простенка, к-рые отделяют алтарь от диаконника и протесиса (жертвенника), и 2 столпа - с зап. стороны. По мнению А. Ксингопулоса, это характерная особенность храмов Юж. Греции IX-XII вв. Когда в нач. 80-х гг. ХХ в. в ходе реставрационных работ были обнаружены фрагменты фресок XI в., стало ясно, что здание XIV в. включало в себя фрагменты более древней постройки. Древние здания монастырского комплекса не сохранились. В кон. XIX в. игум. Каллиником Георгиадисом были построены сев. ворота, в 1926 г. игум. Иоакимом Ивиритом - резиденция игумена, в 1937 г.- ризница с б-кой и храм в честь Успения Пресв. Богородицы. С 1968 г. началось возведение комплекса зданий Патриаршего института патристических исследований (К-польский Патриархат). До 1972 г. на территории мон-ря существовала древняя ц. во имя свт. Григория Паламы. Живопись Икона Божией Матери «Одигитрия». 60–70-е гг. XIV в. (Музей мон-ря Влатадон) Икона Божией Матери «Одигитрия». 60–70-е гг. XIV в. (Музей мон-ря Влатадон) Фрески наоса, раскрытые во время реставрационных работ 1981-1982 гг., были созданы между 1360 и 1383 гг. фессалоникийскими мастерами. В куполе изображены Христос Пантократор и ангельские силы, в барабане - пророки (под записью), росписи алтаря не сохранились. На подпружных арках - сцены двунадесятых праздников («Рождество», «Крещение», «Преображение», «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие» и «Сошествие во ад»), на стенах - изображения святых в 2 яруса (напр., прп.

http://pravenc.ru/text/155027.html

После этого имп. Михаил VIII созвал Собор архиереев для суда над А. А. по надуманным обвинениям (в т. ч. в связях с иконийским султаном Кылыч-Арсланом II). Патриарх был смещен и сослан на о-в Проконис (весна-лето 1265), где через неск. лет умер. На его стороне выступил ряд иерархов: Алексий Евхаитский, Феодор Ираклийский, Константин Неокесарийский. Неприятие сторонниками А. А. его изгнания вызвало длительный (до 1310) церковный раскол, получивший название «арсенитского». В 1284 г. сын Михаила VIII имп. Андроник II Палеолог позволил перенести мощи А. А. из Прокониса в К-поль, в храм Св. Софии. Почитание А. А. как святителя началось, видимо, сразу после его смерти, была составлена служба, однако его память не была внесена в календари и в наст. время не отмечается правосл. Церквами ( Macrides. P. 75). Гробница А. А. привлекала особое внимание рус. паломников: о нетленных и прославившихся многочисленными исцелениями мощах А. А. говорится в Анонимном хождении в Царьград кон. XIII - нач. XIV в., в паломничествах Стефана Новгородца (1348/49), Игнатия Смольнянина (1389-1393), Зосимы , диак. Троице-Сергиева мон-ря (1419-1420) (Книга хожений: Записки рус. путешественников XI-XV вв. М., 1984. С. 82, 93, 101, 121). Из произведений, приписываемых А. А., ему бесспорно принадлежит только «Завещание», в к-ром он излагает свою биографию и предает анафеме Михаила VIII и его сторонников (PG. 140. Col. 947-958). Стихи на Светлое Христово Воскресение (Ibid. Col. 937-940) и канон на елеосвящение, надписанные именем Арсения, скорее всего являются творениями свт. Арсения, архиеп. Керкирского . Акты периода Патриаршества А. А. описаны В. Лораном (RegPatr. Vol. 1. Fasc. 4. N 1329-1347, 1353-1374). Н. Д. Барабанов Арсенитский раскол Низложение А. А. по настоянию имп. Михаила VIII (1265) и избрание на К-польскую кафедру Германа III вызвало протест в церковных кругах и среди приверженцев ослепленного имп. Иоанна IV Ласкаря. На сторону сосланного Патриарха встали мн. представители высшего духовенства, большинство малоазийских монахов, к-рые, называя себя зилотами, требовали сохранения священных канонов, и даже сестра имп. Михаила VIII инокиня Марфа. Противоречия усилились после избрания Патриарха Иосифа I (1266-1275). В течение почти 50 лет Церковь в Византии была расколота на 2 непримиримых лагеря: арсенитов, во главе к-рых стояли митр. Сард Андроник и личный друг А. А. иером. Иакинф из Никеи, и иосифлян, пользовавшихся поддержкой власти. Хотя позднее обе партии объединились в борьбе против унии (1274), преодолеть раскол долго не удавалось. В 1284 г. Собор в Адрамиттии постановил сжечь все полемические сочинения арсенитов и иосифлян. Мощи А. А. были торжественно перенесены в храм Св. Софии, но арсениты оставались непримиримы. Согласие было достигнуто лишь 14 сент. 1310 г., когда на торжественной церемонии в ц. Св. Софии Патриарх Нифон I (1310-1314) под давлением имп. Андроника II (1282-1329) пошел на компромисс с арсенитами, приняв 6 их условий.

http://pravenc.ru/text/76276.html

Привез меня, мальчугана лет 8, передавал нам бывший ученик о. Амфилохия, отец для ученья в Суздальское училище. Вошли мы в помещение смотрителя, отец говорит скромно одетому монаху: доложите о. смотрителю, вот хочу записать сына в ученье. – Давай прошение. – Да ты не отдашь его. – Отдам. Монах расспросил откуда мы, велика ли наша семья (а семья была у нас большая, так же как и нужда), спросил меня о чем-то. Мы разговорились, заглянул он в мое, так сказать, детское миросозерцание и, обратившись потом к батюшке, сказал: – И без экзамена можно. Сын принят, будет учиться… Батюшка мой просил все монаха, что бы его допустили к начальству и только при расставании, к нашей радости, узнали мы, что монах- то было само начальство, смотритель училища, о. Амфилохий. С шестидесятых годов начинается собственно ученая деятельности архимандрита Амфилохия 2 . В 1856 году назначается он настоятелем Воскресенского ставропигиалного, именуемого «Новый Иерусалим», монастыря, основанного, как известно, по образцу и плану старого Иерусалима, знаменитым и приснопамятным святителем русской церкви, патриархом Никоном . Богатая и драгоценная для отечественной старины монастырская библиотека, находившаяся в небрежении, разумеется, не могла быть оставлена без внимания о. Амфилохиема. Он изучил ее до мельчайших подробностей и плодом этого изучения являются сочинения его: «Описание Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки со снимками», удостоенное Уваровской премии. 2. Описание Пандекта Антиоха XI в., за что удостоен Демидовской премии, и 3. Описание Юрьевского Евангелия 1118–28 г. Мы не имеем возможности перечислять поименно все последующие труды о. Амфилохия, голый перечень которых занял бы целую страницу «Воскресного Дня». Точно также здесь не место рассматривать труды эти с научной точки зрения. Это дело специалистов. Заметим только, что за Археологическое издание 1 – го тома Греческой Палеографии IX–X в, 2-й половины XIV в. Древне- славянской Псалтири в 4 -х томах и Греческого Кондакария XII–XIII вв. Императорская Академия Наук в С.– Петербурге присудила о. Амфилохию Уваровскую премию. За сочинения Греческой Палеографии определенных лет в 4-х томах, и сличительного Галичского Чертверо-Евангелия 1144 г. в 4-х томах назначенена ему Ломоносовская премия.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Ряд ученых признают достоверность рассказа т. н. Иоакимовской летописи о насильственном крещении Новгорода киевским воеводой Добрыней и тысяцким равноап. кн. Владимира Святославича Путятой (см.: Татищев В. Н. История Российская. Л., 1962. Т. 1. С. 112-113). По мнению исследователей, сообщение «Иоакимовской летописи» подтверждается археологическими данными, а именно следами большого пожара 989-990 гг. в Неревском конце Новгорода ( Янин В. Л. Летописные рассказы о крещении новгородцев: О возможном источнике Иоакимовской летописи//Русский город: Исслед. и мат-лы. М., 1984. Вып. 7. С. 40-56; Он же. Средневек. Новгород: Очерки археологии и истории. М., 2004. С. 130-143; Рапов О. М. Рус. Церковь в IX - 1-й трети XII в.: Принятие христианства. М., 1988. С. 257-274; Мусин. Христианизация. 2002. С. 97; Азбелев С. Н. К изучению Иоакимовской летописи//НИС. 2003. Вып. 9(19). С. 17; Он же. Устная история в памятниках Новгорода и Новгородской земли. СПб., 2007. С. 22-24). По мнению других ученых, «Иоакимовская летопись» - текст очень позднего происхождения (вероятно, подделка под летопись, произведенная в 1-й пол. XVIII в.) и крайне сомнительно, что в ней могли сохраниться столь ранние сведения (см.: Толочко А. П. «История Российская» Василия Татищева: Источники и известия. М.; К., 2005. С. 196-245; Лукин П. В. Новгородское вече. М., 2018. С. 10-11 и др.). Маловероятно, что к.-л. рус. епархия могла быть основана ранее возникновения Киевской митрополии. В историографии получило признание мнение, что митрополия на Руси появляется не сразу после Крещения, а к кон. X в. (не позднее 997/8 г., ок. 996/7 г.- Poppe A. Pánstwo i kosció na Rusi w XI w. Warsz., 1968. S. 25-33; Щапов Я. Н. Гос-во и Церковь Древней Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 23-28). В К-поле после смерти в 991 г. патриарха Николая Хрисоверга следующий патриарх, Сисиний II, был поставлен только в 996 г. и занимал кафедру до 998 г.; не исключено, что именно при этом патриархе и был поставлен 1-й рус. митрополит, к-рый возглавил хиротонии рус.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Соответственно повысилась степень освещенности помещений от слабой под суровыми сводами эпохи романики (напр., в К. мон-ря Пресв. Богородицы в Магдебурге (XI в.) или мон-ря Тороне (1160-1175)) до более яркой в эпоху готики (напр., К. в Руайомоне (1231-1235)). Простые галереи уступили место стрельчатым аркадам, заполненным резьбой или витражами в эпоху интернациональной («пламенеющей») готики (напр., на фасадах К. цистерцианского мон-ря Маульбронн (Вюртемберг)). С расширением обители могло расти число К., соединенных между собой, как правило, галереями и отличавшихся размерами. В самом крупном, примыкавшем к церкви непосредственно, могла располагаться монастырская б-ка, как, напр., в цистерцианском монастыре Тен-Дёйнен (или Дёйненабдей) во Фландрии. Прибавление братии, потребность в отдельных помещениях для сна и занятий увеличивало число К. в итал. мон-рях, особенно в тех, что находились в богатых городах-республиках. Такие К. получали отдельные наименования - в честь св. Антония и св. Доминика в доминиканском монастыре Сан-Марко; «зеленый», «большой», «с воротами» К. во францисканском мон-ре Санта-Мария-Новелла, оба - во Флоренции ( Braunfels. 1969. S. 89, 140, 184, 186-187). Отдельные кельи размещали, надстраивая здания по сторонам К. Большое количество К. было неизбежно и в монастырях, ставших королевскими резиденциями, напр. Поблет и Эскориал в Испании в XII-XIX вв. Продолжением К. внутри церкви исследователи считают особые проходы-леттнеры, появившиеся в картезианских монастырях и соседних с ними городских храмах, часто украшенные росписями или скульптурой; древнейший (сер. XIII в.) - в ц. св. Екатерины в Сьоне (Швейцария, см.: Ibid. S. 160-161). Хотя К. возникли в мон-рях, их устраивали при городских соборах, где они могли использоваться как кладбища - Кампосанто (1277-1464) близ кафедрального собора в Пизе: протяженный, с готическими аркадами К. вокруг места, где были помещены реликвии, в XII в. привезенные в город из крестового похода. К. сохранился в ансамблях средневековых ун-тов: Тринити-колледж в Оксфорде (1555); Большой двор Тринити-колледжа в Кембридже (сооружен при Томасе Невиле (1593-1615)).

http://pravenc.ru/text/1841516.html

Указания Мессинского Типикона 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 68) на 9 дек. имеют по сравнению с Евергетидским Типиконом незначительные отличия: на утрене стихословится кафизма, поются 2 канона праздника (1-го и 2-го гласов) без канона Октоиха; на литургии - прокимен из Пс 45 со стихом, Апостол Гал 5. 23-27, аллилуиарий из Пс 44, Евангелие то же, что и в Евергетидском Типиконе. В Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 69) предлагается такой же устав службы З. А. Б., как в Евергетидском и Мессинском Типиконах. Зачатие прав. Анны. Икона. Кон. XVI в. (ЦМиАР) Зачатие прав. Анны. Икона. Кон. XVI в. (ЦМиАР) В различных редакциях Иерусалимского устава , начиная с древних рукописей (напр., Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 35) и до совр. печатных изданий, в последовании З. А. Б. сохраняется большинство элементов из богослужения по Типиконам студийской традиции, однако используется иной отпустительный тропарь 4-го гласа Σμερον τς τεκνας δεσμ (      ); служба З. А. Б., как правило, имеет статус славословной (в первопечатном рус. Типиконе (М., 1610) 9 дек. отмечено знаком «красный крест», что указывает на совершение в честь З. А. Б. полиелейной службы, в издании Типикона 1631 г.- знаком шестиричной службы («3 точки в полукруге» черного цвета) и только начиная с исправленного издания 1682 г. 9 дек. отмечается знаком славословной службы («3 точки в полукруге» красного цвета)); литургические чтения заимствуются из службы св. праведным Богоотцам Иоакиму и Анне 9 сент; в греч. богослужебных книгах последование З. А. Б. может соединяться со службой Обновления храма. Последование З. А. Б., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Σμερον τς τεκνας δεσμ (      ) и кондак 4-го гласа Εορτζει σμερον (    ) (указан уже в Студийско-Алексиевском Типиконе) с икосом (икосы разные в греч. и слав. Минее); каноны: 1-го гласа, без акростиха, ирмос: Ωδν πινκιον (    ), нач.: Τν σλληψιν σμερον (    ), авторства Андрея Критского (этому гимнографу принадлежат также канон на Рождество Пресв.

http://pravenc.ru/text/182729.html

Упоминание о некоем Иарлате есть также в Житии прп. Энны, основателя мон-ря Келл-Энне на о-ве Инишмор у зап. побережья Ирландии. Согласно Житию, 3 ирл. клирика, «а именно Финниан Младший, [человек] по прозвищу Мак Крехе и Иарлат (Erlatheus)», были посланы к Римскому папе для решения вопроса о том, кому следует быть настоятелем в мон-ре Энны (Vita S. Endei. 23). Не исключено, что здесь имеется в виду И., т. к. 2 др. клирика являются известными ирл. святыми. Сохранившееся Житие прп. Энны составлено не ранее XIII в., однако основано на еще более ранних источниках. Об И. упоминается в ирл. Житии свт. Бенигна, ученика свт. Патрикия (Патрика), к-рое сохранилось в списке 1-й пол. XVII в. Михала О " Клери (Brux. 4190-4200. Fol. 210-219). Согласно Житию, Патрикий и Бенигн основали церковь в Келл-Беннане (ныне Килбеннан, севернее Туама). Бенигн оставался там нек-рое время с учениками, среди к-рых были «благородный епископ Иарлат, сын Лага», и еп. Каллин, основатель церкви в Фиднаха (ныне Фена, графство Литрим). В стихотворении Куимине из Коннере «О святых Ирландии» (XI-XII вв.) сообщается, что И. 300 раз преклонял колени днем и 300 - ночью. Реконструкция биографии И. впервые была предпринята Дж. Колганом , к-рый скомпилировал сведения из различных источников. Колган предположил, что учителем И. был свт. Бенигн. В Клуан-Фосе (ныне Клунфуш, близ Туама) находилась 1-я основанная И. церковь, при которой открылась пользовавшаяся известностью среди ирл. духовенства «школа», где изучали Свящ. Писание. Кончину святителя Колган датировал временем до 540 г. Ряд церковных историков (Дж. Уэр, Дж. Ланиган, Х. Нокс) включили жизнеописание И. в свои работы. Наиболее подробное изложение биографии И. содержится в «Житиях ирландских святых» Дж. О " Ханлона. Однако метод смешения сведений из разновременных источников разной степени достоверности значительно снизил ее научную ценность. Болландист П. Грожан, отмечая скудость сведений об И., называл его «довольно неясным персонажем». Наиболее достоверными фактами являются принадлежность И. к туату Конмакне Дуне Мор и основание им епископской кафедры в Туам-Да-Гуаланне в VI в.

http://pravenc.ru/text/200393.html

Церковь Сант-Иньяцио в г. Аспейтия (пров. Типускоа, Испания). 1681–1738 гг., XIX в. Л. принадлежал к одному из древнейших дворянских родов баскской пров. Гипускоа (т. н. parientes mayores). Самые ранние документальные свидетельства о семействе Оньяс-и-Лойола относятся к XII-XIII вв. ( Garc í a Villoslada. 1986. P. 41-43; Fern á ndez Mart í n. 1986). В XIV - нач. XV в. было построено укрепление Лойола, ставшее семейной резиденцией (ныне санктуарий Л. в Аспейтии). Отец Л., Бельтран Яньес де Оньяс-и-Лойола († 1507), участвовал во многих военных кампаниях королей Кастилии, в частности в Гранадской войне (1481-1492). Мать Л., Марина († до 1508), возможно, принадлежала к знатному роду Бальда из Гипускоа. Их брак был заключен в 1467 г. в усадьбе Лойола. По сообщениям ранних биографов и материалам канонизационного процесса, Л. был младшим из 13 детей. Большинство его братьев, как и отец, поступили на военную службу: старший, Хуан Перес де Лойола, погиб во время боевых действий против французов в Неаполитанском королевстве; Мартин Гарсия де Оньяс-и-Лойола (1477-1538), впоследствии унаследовавший родовые владения, принимал активное участие в завоевании Наварры (с 1512). На основании косвенных сведений в ранних биографиях (напр., в «Мемориале» Гонсалвиша да Камары) и документах (напр., ко времени составления нотариального акта 1505 г. Л. уже было 14 полных лет) в качестве года рождения Л. обычно указывают 1491-й. При рождении Л. получил имя Иньиго (баск. Энеко), вероятно, в честь св. Иньиго, аббата бенедиктинского мон-ря Сан-Сальвадор-де-Онья, жившего в XI в. Во время обучения в Париже Л. стал называть себя Игнатием (самое раннее упоминание об этом относится к 1531), хотя и впоследствии он иногда подписывался прежним именем. Рибаденейра объяснял, что имя Иньиго использовалось только в Кастилии и Наварре, тогда как имя Игнатий было широко известно во всех европ. странах (о др. объяснениях см.: Verd G. M. Íñigo, nombre original de Ignacio de Loyola//Diccionario histórico de la Compañía de Jesús. R.; Madrid, 2001. Vol. 3. P. 2060-2062).

http://pravenc.ru/text/2110661.html

Основной массив Б. г. (особенно XIV-XV вв.) составляют документы, связанные с землевладением: распоряжения вотчинников, донесения старост, крестьянские просьбы и жалобы, разного рода кадастровые списки, содержащие перечни оброков, недоимок, ссуд и т. д. Б. г. этого круга отражают эволюцию вотчинной системы от ее возникновения на рубеже XI-XII вв. до падения независимости Новгорода в 1478 г.: для документов XI - 1-й пол. XIII в. характерны сюжеты, связанные со сбором гос. податей и с ростовщичеством, к-рое было одним из важнейших средств вотчинной мобилизации общинных земель; в сер. XIII-XV в. преобладают сюжеты, связанные с частным землевладением. Среди Б. г. имеются также документы политического и военного содержания, завещательные распоряжения, письма ремесленников и ремесленниц, извещения о разного рода домашних событиях, школьные упражнения (напр., комплекс ученических записей мальчика Онфима, жившего в XIII в.), любовные записки, брачное предложение, письмо свахе, заговоры от лихорадки, торговые и судебные документы. Ряд Б. г. позволил установить наличие в кон. XII в. тех норм процессуального кодекса, к-рые прежде были известны только из документов XV в. Новгородские Б. г. XI-XII вв. фиксируют активные торговые и иные связи Новгорода с др. рус. городами и поселениями: Псковом, Смоленском, Полоцком, Киевом, Переяславлем Южным, Суздалем, Луками, Ярославлем, Угличем, Кучковом (Москвой). С развитием вотчинной системы в грамотах начинают преобладать наименования мелких пунктов на территории Новгородской земли. Б. г. стали ярчайшим свидетельством широкого распространения грамотности в средневек. Руси не только в городе, но и в деревне, что до их находки решительно отрицалось. Неоднократны находки записанных на бересте и навощенных дощечках древнерус. азбук, служивших при обучении письму и чтению, в их числе древнейшая азбука 1-й пол. XI в. (грамота 591). Среди новгородских Б. г. имеются кириллические записи текстов XIII-XIV вв. на карельском языке. Берестяная грамота 488 (рубеж XIV-XV вв.), найденная на территории ганзейской фактории - Готского двора в Новгороде - содержит начало лат. Пс 94, записанное готическим курсивом, а грамота 753 1-й пол. XI в. представляет собой один из древнейших текстов на древнегерм. языке.

http://pravenc.ru/text/78140.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010