Церковь Тхаба-Ерды (Ингушетия). XII в. Церковь Тхаба-Ерды (Ингушетия). XII в. Что же касается региона верховьев Кубани (Зап. Алания), то эта область находилась в зоне влияния Византии, обладая при этом значительной самостоятельностью. В VIII-IX вв. через «земли алан» (верхние притоки Кубани и Лабы) проходил отрезок «великого шелкового пути», что существенно укрепило связи кавк. алан с Византийской империей. При императорах Македонской династии возрастает интерес Византии к западноаланскому гос-ву, сложившемуся к этому времени на Сев.-Вост. Кавказе в верховьях р. Кубани. К нач. Х в. относится крещение местной правящей династии; тогда же по инициативе К-польского Патриарха Николая Мистика была основана А. е. Стараниями греч. миссионеров - мон. Евфимия (с 912) и архиеп. Петра (914-918),- действовавших при поддержке абхаз. (западногруз.) царей Константина III и Георгия II, христианство активно распространялось среди местных жителей. Учитывая политическое значение Алании, новая епархия сразу же получила высокий ранг митрополии , заняв в списках кафедр К-польского Патриархата 61-е место (сразу после Киевской). А. е. (название центра митрополии в источниках не указывается) не имела подчиненных епископских кафедр. В X в. она соседствовала на севере и востоке с областями («климатами») хазар , на юге - с территорией Сванети и Вост. Грузии (Ивирии), с юго-запада - с Абхазским (Западногрузинским) царством; с запада А. е. соприкасалась с Зихийской епархией К-польского Патриархата. С распадом Хазарского каганата границы А. е. расширились от р. Белой на западе до р. Терека на востоке, включив в себя области Вост. Алании. Монг. завоевания XIII в. разрушили непрочное гос. образование Зап. Алании. Центр А. е. в X-XI вв. локализовался на Кавказе в долине р. Б. Зеленчук (см. Нижне-Архызское городище , Зеленчукские храмы ). Кафедральный храм (Сев. Зеленчукский) возведен не позднее 1012 г. Между 1084 и 1105 гг. кафедра была перемещена с Кавказа на Черноморское побережье М. Азии в г. Сотириуполь , архиепископ к-рого стал носить титул «митрополита Алании».

http://pravenc.ru/text/64006.html

Добротолюбие. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. –  Т. 5. Иларион (Алфеев), иеромонах. Предисловие//Священник Николай Ким. Рай и человек. Наследие преподобного Никиты Стифата. СПб.: Алетейя, 2003.  Ким Н.С. Преподобный Никита Стифат и его трактат «О рае»//Начало. – СПб., 1998. – 6. Ким Николай, священник. Рай и человек. Наследие преподобного Никиты Стифата. – СПб.: Алетейя, 2003. Киприан (Керн) “Олицетворение” Михаила Акомината. (К истории учения о человеке в Византии)// Православная мысль. – Париж, 1949. – Bыn.VIII. Лебедев А.П. Очерки внутренней истории Византийско–восточной церкви в IX, X и XI веках: От конца иконоборческих споров в 842 г., до начала Крестовых походов – 1096 г. – СПб.: Алетейя, 1998.   Никита Стифат//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. II.  Плакида (Дезей), архим. " Добротолюбие " и православная духовность. М.: Православный Свято–Тихоновский гуманитарный университет, 2006. Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.   Сидоров А.И., Карманов Е.А. Предисловие//Григорий Чудотворец; Мефодий Патарский; Симеон Новый Богослов. Творения. – М.: Паломник, 1995.  Соколов И.И. Лекции по истории Греко–Восточной церкви: В 2–х  томах. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. – Т. I.  (Библиотека христианской мысли. Исследования). С.242–243. Соколов И.И. Лекции по истории Греко–Восточной церкви: В 2–х  томах. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. – Т. II.: Преп. Феодор Студит, его церковно–общественная и богословско–литературная деятельность. Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита. О монашестве. (Библиотека христианской мысли. Исследования). С.53–67, 120–123. Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842–1204): Опыт церковно–исторического исследования. – СПб.: Изд–во Олега Абышко, 2003. (Библиотека христианской мысли. Исследования). – С. 363. Фрейберг Л.А., Попова Т.В. Византийская литература эпохи расцвета: IX – XV вв. – М.: Наука, 1978. С.72–74.

http://bogoslov.ru/person/2993501

Древнейшим свидетельством церковного почитания И. В. является память под 22 мая («Иоана Владимира») в месяцеслове Апостола-апракос (РНБ. Q.n.I.46. Л. 90), рубеж XIII и XIV вв.,- серб. списка западноболг. оригинала (СКСРК, XIV. Вып. 1. Прил. 2. С. 595. Д3). Тропарь и кондак отсутствуют. Появление этой памяти предположительно можно связать с перенесением мощей святого в 1215 г. в Драи, находившийся в то время в церковной юрисдикции Охрида. Менее вероятно (из-за редкого упом. его памяти в месяцесловах), что почитание И. В. получило распространение в Охриде в 1-й четв. XI в., непосредственно после его мученической кончины (ср.: Флоря и др. 2000. С. 136-137). Греч. традиция внесения памяти И. В. в состав древних месяцесловов, происходящих из Охридской архиепископии, не выявлена. В XIX в. на характер почитания И. В. оказывают влияние балканские национальные движения: в болг. исторических сочинениях он считается болгарским царем, в серб. церковно-исторических трудах - «первым из сербских святых» и «королем Сербским». Включение службы «великомученику Иоанну Владимиру чудотворцу» в «Сербляк» (1861) было равнозначно офиц. канонизации. В Черногории И. В. почитался как покровитель правящей династии Негошей. После вхождения Черногорской Православной Церкви в состав К-польской Патриархии его имя было внесено в Синаксари последней. В 1998 г. в Белграде Патриарх Сербский Павел (Стойчевич) освятил ц. во имя Иоанна Владимира и «в память о всех сербах, погибших на пути правды Божией». В наст. время в г. Бар (Черногория) во имя его покровителя И. В. сооружается собор. Ежегодная церемония, во время к-рой раздавались кусочки ваты, освященные в раке с мощами святого, проходила до 1944 г., когда мон-рь в Шийони пострадал от пожара (по др. сведениям, до 1967, когда обитель была закрыта властями, или до 1978, когда обрушилась кровля храма). Во время религиозных гонений в коммунистической Албании монастырь запустел, а мощи И. В., как считалось, были утрачены. Однако в 1991 г. часть мощей была обретена. Обретенные мощи были положены в ц. Пресв. Девы Марии в Эльбасане, в 1995 г. перенесены в правосл. кафедральный собор Тираны.

http://pravenc.ru/text/469846.html

В смысле идейного содержания «С нами Бог…» рассматривается как аналог «Бог Господь…» в чине утрени – в этих стихах прославляется пришествие Господа на землю. Особенно гармонично песнопение «С нами Бог…» воспринимается в составе бдения на Рождество Христово (тем более что часть стихов «С нами Бог…» входит в состав одной из паремий праздника): со стороны может даже показаться, что это – специальное песнопение праздника, а не ординарное молитвословие повечерия. Употребление «С нами Бог…» в чине великого повечерия восходит к древней палестинской традиции: это песнопение уже указано в Часословах IX века, обнаруженных на Синае. Из Палестины вместе с Часословом этот чин перешел в константинопольское монастырское богослужение после IX beka. В византийском монастырском богослужении XIXIII вв. «С нами Бог…» входило как в последование великого повечерия, так и в состав «среднего» повечерия (которое было сокращением великого и совершалось в случае седмичного богослужения вне периодов поста); впоследствии практика совершения трех видов повечерия (малого, среднего и великого) была воспринята Русской Церковью и сохранялась до XVII века, после же этого времени осталась у старообрядцев, где актуальна до сих пор. Еще один любопытный факт: по-гречески «с нами» — μεθ μν  (меф имон»); из-за этого в средневековой России и «С нами Бог…» называли «мефимон», и вместе с ним так называли весь чин великого повечерия (очевидно потому, что пение «С нами Бог…» является примечательной особенностью великого повечерия). Рекомендуем молитвы Понедельник, 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) Седмица 4-я Великого поста Глас 3, Великий пост. Сухоядение Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. сщмч. Иринея, епископа Сирмийского (Сремского) (304). мчч. Вафусия и Верка, пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). прп. Малха Сирийского (IV). прп. Василия Нового, Константинопольского (ок. 944).

http://azbyka.ru/molitvoslov/s-nami-bog....

Из 279 известных гомилий этого церковного дидаскала на языке оригинала (греческом) сохранилась всего 21 проповедь. На первое место по сохранности оригинального текста следует поставить “Проповеди на книгу пророка Иеремии”: две греческие рукописи (XI–XII и XVI вв.) позволяют вполне обстоятельно ознакомиться со стилем и методом Оригена-проповед­ника. До нас дошли 20 гомилий на греческом и еще 2 в латинском переводе блаженного Иеронима из этого сочинения 11 . Произнесены эти проповеди были приблизительно в 240–242 гг. в Кесарии перед прихожанами храма, в котором Ориген служил священником (иногда он произносил проповеди и в других городах). В данных “Проповедях” нашли отражение как существенные черты экзегезы александрийского мыслителя, так и мно­гие характерные моменты его миросозерцания. В частности, исходя из того, что Священное Писание является богодухновенным, Ориген полагает, что смысл Писания, раскрываемый толкователем, также должен быть достойным Бога (XIII,1); а это предполагает, что раскрываемый смысл не может не быть “душеполезным”, а в качестве такового он естественно напитывает человека “духовной пищей”. Отсюда вытекает требование того, что экзегету следует преисполниться чувством глубокой ответственности и всегда помнить, что каждая йота и каждая черта (см. Мф 5:18) Священного Писания преисполнены Премудрости Божией (лат. II,2: ne unum quidem apicem habere vacuum sapientia Dei), стремясь сделать доступной эту Премудрость для читателей 12 . Сам Ориген постоянно старался осуществить этот экзегетический принцип в своих творениях, в том числе и в рассматриваемых “Гомилиях”. Кроме того, уже став пресвитером, он не переставал быть дидаскалом, преподавая своей пастве высокие истины христианского вероучения и раскрывая их сокровенный смысл 13 . Например, по поводу Иер 4:3 (распашите себе новые нивы) он замечает, что эти слова сказаны “научающим”, которые должны до того, как вверять слушателям священные глаголы Писания, “распахать” их души, а после этого уже сеять в них “святые семена”, то есть учение о Святой Троице, о воскресении, о наказании грешников и вечном покое святых, а также говорить о всех книгах Священного Писания (то есть преподавать им “исагогику”; V,13). Такое “распахивание целины” души связано с обращением и покаянием слушателей, c отвержением ими своих прошлых прегрешений и вступлением их на узкий и тесный путь истинной Жизни (XX,6).

http://pravmir.ru/ekzegeticheskie-trudyi...

Продолжается изучение монастырских уставов, имевших хождение на Руси. Так, изучению этой проблемы посвящены работы И. Д. Ищенко 81 . Современные историки открывают новые источники, принесшие существенные изменения в уже устоявшиеся выводы о развитии монастырей и их хозяйства 82 . Слабая изученность ранней истории монастырей объясняется во многом незначительным количеством сохранившихся источников. Летописи остаются основными источниками, содержащими сведения по истории монастырской жизни в Древней Руси, но круг затрагиваемых в них проблем ограничен. В них содержатся конкретные сведения об устройстве обителей, строительстве в их пределах, уточняются даты настоятельства. В зависимости от того, где создан летописный свод, содержатся факты о жизни в монастырях в разных регионах Древнерусского государства. Летописные сведения дополняются свидетельствами других нарративных источников. К их числу относятся агиографические сочинения (жития святых). Количество дошедших до нас ранних житий невелико 83 . Почти все известные жития связаны с деятелями, занимавшими значительное место в истории Древней Руси – это были не только князья, митрополиты, епископы, но и настоятели монастырей. Несмотря на то, что списки житий, дошедшие до нас, значительно удалены от времени смерти святого, в них можно выявить сведения по истории монастырей в древнерусских городах. В отличие от летописей, в житиях нет хронологических указаний, и лишь сопоставление с другими источниками позволяет уточнить время тех или иных событий. Особое место занимает Киево-Печерский Патерик 84 . Рассказывающий о ранней истории Киево-Печерского монастыря и его первых подвижниках, он формировался начиная с первой трети XIII в., ядром его служила переписка епископа Владимирского и Суздальского Симона с печерским иноком Поликарпом 85 . Патерик содержит несколько десятков рассказов о печерских подвижниках. Описываемые события происходили в середине XI-XII вв. Благодаря этому источнику можно проследить постепенный рост монастыря, его внутреннюю жизнь, виды подвижничества, отношения с князем и боярством, а также и распределение обязанностей монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Редакция А сохранилась значительно лучше. От нее также остался один иллюстрированный том (февр.-март), вероятно созданный для Михаила IV (ГИМ. Греч. 376 (Син. греч. 183)). Остальные тома сохранились в более поздних рукописях: том на июнь-авг. в 3 полных (Hieros. Patr. 17, XII в.; Ath. Dionys. 83, 1142 г.; Athen. Ethn. Bibl. gr. 1046, XIV в.; Hieros. S. Crucis. 16, XVI в.) и в 4 неполных списках (Ath. Lawra. 1966, 1667/68 г.; Ambros. gr. 834 (В 1 inf.), 1239/40 г.; Ath. Xeropot. 242, 1635 г.; Ath. Dionys. 166, 1616 г.), остатки тома на апр.-май (Patm. 736, XIV в.) и отдельные тексты на др. месяцы: 3 на нояб. (Vat. gr. 793, XIII в.) и, вероятно, 3 на сент., 6 на окт. и 5 на дек. (см.: Ehrhard. 1952. S. 398-399). И. м. входит в ряд к-польских агиографических проектов X-XI вв.: от Симеона Метафраста до Иоанна Ксифилина младшего . Его появление связано, видимо, как с личным благочестием заказчика (см.: Михаил Пселл. Хронография/Пер., ст. и примеч.: Я. Н. Любарский. М., 1978. С. 44-46), так и с отсутствием полного минология на весь год с единообразными текстами (Минологий Симеона Метафраста не был доведен до конца, а т. н. Минологий Василия II является синаксарем). Тексты И. м. по объему соответствуют визант. понятию Βος ν συντμ (житие вкратце) и примерно в 4 раза короче поздних житий по Симеону Метафрасту, но значительно длиннее житий, собранных в синаксарях. В качестве источников анонимный автор (или авторы) И. м. использовали прежде всего Жития, составленные Симеоном Метафрастом, а в др. случаях - древние жития. Автор практически не вносил смысловых изменений в источник, добавляя лишь риторические пассажи. Так, напр., Житие ап. Андрея Первозванного в И. м. основано на Житии, написанном Симеоном Метафрастом, причем ок. 10% заимствованного материала подверглось перестановке, ок. 20% - грамматической и лексической правке, и лишь 8% текста не зависит от источника. И. м. мало исследован как лит. памятник. Как агиографический источник он ценен только в тех частях, где опирается на несохранившиеся древние тексты. Текст И. м. издали Латышев на февр.-март и июнь-авг. (Menologii anonymi. 1911-1912), Алькен на янв. ( Halkin. 1939, 1985); публиковались отдельные тексты (напр., Житие ап. Андрея - Греч. предания о св. ап. Андрее/Подгот. изд.: А. Ю. Виноградов. СПб., 2005. [Т. 1]: Жития). В наст. время неизданные тексты И. м. готовит к печати Д " Аюто.

http://pravenc.ru/text/389515.html

У Е. С. была большая семья (он упом. о дочери и внуке), но, по его словам, многие из его родных умерли от эпидемий чумы во 2-й пол. VI в. Его родственник Иоанн, также родившийся в Епифании, написал историю похода ромеев в Персию в 591 г. 28 окт. 588 г., накануне страшного землетрясения, разрушившего весь город, Е. С. по крайней мере во 2-й раз женился в Антиохии. «Церковная история» была завершена в 594 г. в Антиохии, вероятно незадолго до смерти. Сочинение состоит из 6 книг, охватывает более 160 лет, от возведения Нестория на К-польский престол в 428 г. до 593/4 г., и представляет собой продолжение «Церковной истории» блж. Феодорита , еп. Кирского, написанной в 50-х гг. V в. «Церковная история» Е. С. сохранилась в 4 рукописях: Laurent. LXIX 51 (XI в.); LXX 23 (кон. XII в.); Patm. 688 (XIII в.); Baroc. 142 (XIV в.). Наиболее ценными считаются 2 древнейших кодекса, к-рые и используются как основа для изданий. «Церковная история» была известна свт. Фотию К-польскому и описана им в «Мириобиблионе» ( Phot. Bibl. 29). В Византии ею пользовались автор Жития прп. Симеона Столпника (Младшего) (VII-VIII вв.) и историк нач. XIV в. Никифор Каллист Ксанфопул . 1-е печатное издание «Церковной истории» было подготовлено Р. Стефаном и появилось в Париже в 1544 г. (последующие издания осуществили: Ж. Христофорсон (Лувен, 1570), А. де Валуа (П., 1673; воспроизведено в издании Д. Ридинга (Кембридж, 1720), PG. 86/2 (1865). Col. 2405-2906), Ж. Биде и Л. Пармантье (Л., 1898)). На рус. язык «Церковная история» впервые была переведена и издана в 1853 г. (переводчик неизв.), новый комментированный перевод опубликован И. В. Кривушиным (СПб., 2006). Источники использованные в сочинении Е. С., многочисленны. Он опирался как на устную традицию, так и на письменные памятники, в т. ч. на исторические произведения Прокопия Кесарийского , Приска Панийского , Зосима ; на истории Церкви Сократа Схоластика , Захарии Ритора ; на хроники Иоанна Малалы , Евстафия Епифанийского ; на Жития прп. Симеона Столпника (Младшего), мц. Голиндухи Персидской; на многочисленные офиц. послания церковных деятелей (напр., св. Кирилла , архиеп. Александрийского, св. Льва I Великого , папы Римского, Нестория, Петра III Монга , патриарха Александрийского, Севира , патриарха Антиохийского); на постановления императоров ( Льва I , Василиска Флавия , Зинона , Юстина II ); на акты Соборов (в т. ч. Вселенских III, IV и V).

http://pravenc.ru/text/180871.html

Хронологические рамки исследования определяются периодом XI-XIII вв. Именно в этот период, по мнению большинства современных исследователей, происходит процесс складывания провинциальной византийской знати, главным образом военной, вошедшей затем в так называемый «комниновский клан». 1 В этот же период, по-видимому, формируются все правовые институты и формы провинциальной собственности, которые затем определяют структуру провинциального землевладения Византии. Это касается как служилой, так и наследственно-родовой собственности 2 . С X в. оформляется и институт частного ктиторства, вероятно, дававший возможность крупным землевладельцам юридически оформлять свою собственность в конкретно-правовые формы. Следует отметить, что именно от этого периода до нас дошло большое количество документального материала и монастырских ктиторских уставов, на основании изучения которого мы можем проследить вектор развития землевладения ктиторских монастырей 3 . Источники. В данном исследовании нами прежде всего используется обширный материал частноправовых актов, хранящихся в архивах византийских монастырей. Ведь до нас не дошел императорский архив, утраченный при разграблении Константинополя турками. Поэтому именно в монастырских архивохранилищах сохранилось большинство византийских документов как частноправового, так и публичноправового характера. Кроме того, документацию, касавшуюся собственности того или иного византийского монастыря, очевидно, предпочитали хранить в самом монастыре. Основным источником, таким образом, являются для нас акты частноправового характера: купчие, дарственные, акты обмена и т. д. Они представляют собой весьма ценный источник, характеризующий движение собственности. Это конкретный материал, позволяющий исследовать поземельные сделки и социальные отношения в византийских провинциях. Безусловно, необходимый источник по социальной структуре византийского общества – это императорское законодательство. Оно помогает проследить общее направление развития социальных отношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

486-492 МОСУЛ [Эль-Маусиль], город на севере Ирака (3-й по величине в стране), адм. центр мухафазы Найнава (пров. Ниневия), исторический центр сир. христианства 492-503 МОТЕТ широко распространенное в XIII-XVIII вв. жанровое обозначение вокальных или вокально-инструментальных полифонических произведений на разнообразные тексты преимущественно духовного характера 503-508 508-512 512-514 515-517 517-519 МОХТА [Мауктей, Маухтей († 20.08. 535), св. (пам. зап. 24 марта, 19 авг.), основатель церковного поселения Лугмад (ныне Лаут, графство Лаут, Ирландия) 519-523 МОЦАМЕТА муж. монастырь (XI в.-1923, с 1954) в честь Благовещения Пресв. Богородицы Ткибульско-Терджольской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 523-529 МОШИН Владимир Алексеевич (1894-1987), прот., филогог-славист, византинист, археограф, палеограф 529-532 532-532 МОЩИ в совр. рус. языке - останки человека, причисленного к лику святых, являющиеся объектом почитания 532-537 МРЕВЛИШВИЛИ [Мревлов] Андреа Георгиевич (1822-1889), музыкант и педагог, собиратель груз. церковных и народных напевов 537-539 МРЕНСКИЙ СОБОР арм. храм в г. Текор (гавар Ширак, обл. Айрарат; ныне Дигор, Турция) в Вел. Армении, в 40 км от Карса 539-540 МРОВЕЛИ наименование Руисского архиерея Грузинской Православной Церкви, см. в ст. Руисско-Урбнисская епархия село Вязниковского у. Владимирской губ. (Богоявленская слобода; ныне поселок Вязниковского р-на Владимирской обл.), центр иконописного промысла в XVIII - нач. XX в. 540-549 549-552 ВИКАРИАТСТВО Владимирской епархии (см. ст. Владимирская и Суздальская епархия), существовало в 1918-1937 гг. 552-553 553-555 МСТИСЛАВА (Фокина Мария Семеновна; 1895-1938), мон., прмц. (пам. 25 февр., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МСТИСЛАВ АНДРЕЕВИЧ (до 1160 - 1173), блгв. кн. Владимирский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Русской просиявших) 555-557 МСТИСЛАВ (ГЕОРГИЙ) РОСТИСЛАВИЧ († 14.06.1180), кн. Новгородский, Храбрый, блгв. (пам. 14 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/vol/xlvii.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010