Богоявления на Троицком подворье в 1482г. (вторая), – Собрание летописей VI, 233. Была похожа на Вознесенскую церковь в селе Коломенском: Русская Старина Снегирёва и Мартынова, тетрадь 3, о Вознесенской церкви. В 1482г. великим князем настроено было много церквей: 22 . Рождества в городе с приделом св. Онуфрия и иные многие, – Собрание летописей VI, 233 fin.. 23 . Спаса в Чигасах (кирпичная) заложена игуменом Чигасом в 1483г., – Собрание летописей VI, 234 fin. (Придел Кирика и Улиты 1539г., – Путеводитель архимандрита Иосифа). 24 . М итрополита Алексея в Чудовом монастыре заложил архимандрит Геннадий (с новой трапезой) в 1483г., – Никоновская летопись VI, 118 начало, Собрание летописей VI, 235. Благовещенск ий собор заложил великий князь в 1484г., разрушив прежний, построенный Василием Дмитриевичем, – Никоновская летопись VI, 119 начало, Собрание летописей VI, 235. Освящён в 1489г., – Никоновская ibid. 122 начало. Мастера Псковские, Собрание ibid. 198 fin.. Подписан в 1508г., Собрание VI, 247 fin., Ник. 182 fin. (Крыша на нём в 1547г. железная или деревянная? – Царственная книга стр. 137). 25 . Введен ия на Кремлёвском подворье Симонова монастыря у Никольских ворот совершена в 1491г., Никоновская летопись VI, 128 fin., 130 fin. (Архимандрит Спасский Афанасий заложил церковь каменную Преображения на Новом, весной 1491г., – Никсоновская летопись VI, стр. 128. Священа – ibid· стр. 150). 26 . Великомученика Георгия на Большой Дмитровке построена в 1493г. (Архимандрита Иосифа Путеводитель). 27 .  Церковь Сретения на поле при Иване III, – Собрание летописей VI, 198 fin.. 28 . Космы и Дамиана в городе, против Чудова монастыря, заложена в 1504г. на место каменной же, – Никоновская летопись VI, 171. В Чудовом монастыре священа церковь (соборная) в 1504г., – Никоновская летопись VI, 170 начало. Заложена в 1501г., – Карамзин к т. VI примечание 629, col. 102 fin.. В 1505г. новые: Архангельский собор (конченный в 1508г., – Никоновская летопись VI, 180) и Иоанн Лествичник (на новом месте), – Никоновская летопись VI, 171 fin. – 172 начало.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В храме Святых Апостолов приготовили усыпальницу, и сын лег рядом со своим отцом Львом VI Мудрым, которому оставался преданным всю свою жизнь 421 . 391 Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей. Книга VI. Самодержавное правление Константина. Глава 54. C. 285. 394 «Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей». Книга VI. Самодержавное правление Константина. Главы 14, 15. C. 274. 397 Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей. Книга VI. Самодержавное правление Константина. Главы 10, 11. C. 272, 273. 398 Соколов И.И. Лекции по истории Греко-восточной Церкви. От Торжества Православия до падения Константинополя в 1453 г. В 2 т. Т. 1. C. 279, 280. 401 Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей. Книга VI. Самодержавное правление Константина. Глава 40. C. 280, 281. 403 Васильев А.А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. Императоры Василий I, Лев VI и Константин VII Багрянородный. C. 264, 265. 409 Васильев А.А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. Императоры Василий I, Лев VI и Константин VII Багрянородный. C. 268, 269. 410 Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей. Книга VI. Самодержавное правление Константина. Главы 31, 32. C. 278. 411 Васильев А.А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. Императоры Василий I, Лев VI и Константин VII Багрянородный. C. 288, 289. 414 Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей. Книга VI. Самодержавное правление Константина. Глава 41. C. 281. 415 Васильев А.А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. Императоры Василий I, Лев VI и Константин VII Багрянородный. C. 298, 299. 416 Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей. Книга VI. Самодержавное правление Константина. Главы 44, 47. C. 282. 419 Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей. Книга VI. Самодержавное правление Константина. Глава 49. C. 283. 420 Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой Римской империи. В 7 т. Т. 5. М., 2008. C. 364. 421 Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей. Книга VI. Самодержавное правление Константина. Главы 51, 52, 54. C. 284, 285. Читать далее Источник: История Византийских императоров : в 6-и том./А.М. Величко, Москва : Вече, 2015./Т. 4. От Василия I Македонянина до Михаила VI Стратиотика. - 480 с. ISBN 978-5-4444-2761-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Постараемся же, братия мои, прилепляться уже не к благам мира сего, а к закону Господню, и о законе Его помышлять днем и ночью. О таких говорит Писание: блажени испытующие свидения Его, всем сердцем взыщут Его: и жива будут сердца их в век века ( Пс.118:2, 21, 27 ). Возьмем пример с Давида, который говорил пред Богом: в сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою. Люблю я закон Твой; весь день размышляю о нем. Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое ( Пс.118:11, 97, 148 ). Вот какая была у праведника любовь к учению Господню! Будем же и мы, возлюбленные мои, подражать ему. Кто проводит такую жизнь, тому Господь откроет безвестная и тайная (для других) премудрости Своея, и он узрит благая Господня на земле живых, – там, где праведники живут и не умирают. Он и здесь, на земле, еще в сем веке, всею душою благословит Господа и радостно воззовет: благословен Господь, что явил мне дивную милость Свою ( Пс.30:22 ). И милость Господня поженет его во все дни живота его, еже вселитися ему в дом Господень, в долготу дний ( Пс.22:6 ).Ибо никого же, как сказано, любит Бог, токмо сего, иже с премудростью пребывает ( Прем.7:28 ). Кто любит премудрость Господню, тот любит жизнь; а кто ее презирает, ничем считает, тот любит смерть. Аще кто будет и совершен в сынех человеческих, отсутствующей же премудрости, ни во что же вменится ( Прем.9:6 ), – сказано в Писании. Если и праведник, как сказано, едва спасется, и то только при помощи Божьей премудрости: то нечестивый грешник, оставляющий закон Господень, где явится? Всех таковых, которые ныне не умудряются премудростью Господнею и дел угодных Ему не делают, погубит Господь во гневе Своем, и пожрет их огонь ( Пс.20:10 ). И при всем том премудрость не многим есть явна (Ср. Сир.6:23 ), как сказано: не постигают ее неразумные люди и грешные не видят ее ( Сир.15:7 ): точию вдающий душу свою в волю Господню и размышляющий в законе Вышнего премудрости взыщет ( Сир.39:1 ). Как премудрость есть, по слову Писания, сияние света присносущного ( Прем.7:26 ), то и последование премудрости возводит к Царству вечному ( Прем.6:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Диоскур (антипапа), (530.IX.22–530.X.14) Иоанн II, 533.I.2–535.V.8 Св.Агапет I, 535.V.13–536.IV.22 Св. Сильверий, 536.VI.8–537.III.11 Вигилий; 537.III.29–555.VI.7 Пелагий I, 556.IV.16–561.III.4 Иоанн III, 561.VII.l7–574.VII.13 Бенедикт I, 575.VI.2–579.VII.30 Пелагий II, 579.XI.26–590.II.7 Св. Григорий I (Великий), 590.IX.3–604.III.12 Caбuhuah,604.IX.13–606.II.22 Бонифаций III, 607.II.19–607. XI.12 Св. Бонифаций IV, 608.VIII.25–615.V.8 Св. Адеодат I (Деусдедит), 615.X.19–618.XI.8 Бонифаций V, 619.XII.23–625.X.25 Гонорий I, 625.X.27–638.X.12 Северин, 640.V.28–640.VIII.2 Иоанн IV, 640.XII.24–642.X.12 Теодор I, 642.XI.24–649.V.14 Св. Мартин I, 649.VII-653.VI.17 Св. Евгений I, 654.VIII.10–657.VI.2 Св. Виталиан, 657.VII.30–672.I.27 Адеодат II, 672.IV.11–676.VI.17 Домн, 676.XI.2–678.IV.11 Св. Агафон, 678.VI.27–681.I.10 Св. Лeb II, 682.VIII.17–683.VII.3 Св. Бенедикт II, 684.VI.26–685.V.8 Иоанн V, 685.VII.23–686.VIII.2 Конон, 686.X.21–687.IX.21 Теодор (антипапа), (687) Пасхалий (антипапа), (687–692) Св. Сергий I, 687.XII.15–701.IX.8 Иоанн VI, 701.X.30–705.I.11 Иоанн VII, 705.III.1–707.X.18 Сизинний, 708.I.15–708.II.4 Константин, 708.III.25–715.IV.9 Св. Григорий II, 715.V.19–731.II.11 Св. Григорий III, 731.III.18–741.XII.10 Св. Захарий, 741.XII.10–752.III.22 Стефан II (антипапа), (752.III.23–752.III.25) Стефан II, 752.III.26–757.IV.26 Св. Павел I, 757.V.29–767.VI.28 Стефан III, 768.VIII.7–772.II.3 Константин II (антипапа), (767.IV.28–769) Филипп (антипапа), (768) Адриан I, 772.II.9–795.XII.25 Св. Лeb III, 795 .XII.27–816.VI.12 Стефан IV, 816.VI.22–817.I.24 Св. Пасхалий I, 817.I.25–824.II.11 Евгений II, 824.V.2–827.VIII Валентин, 827.VIII-827.IX Григорий IV, 827.X-844.I Иоанн (антипапа), 844 Сергий II, 844.I-847.I.27 Св. Лeb IV, 847.IV.10–855.VII .l7 Бенедикт III, 855.IX.29–858.IV.17 Анастасий (антипапа), (855.VIII-855.IX) Св. Николай I (Великий), 858.IV.24–867.XI.13 Адриан II, 867.XII.14–872.XII.14 Иоанн VIII, 872.XII.14–882.XII.16 Марин I, 882.XII.16–884.V.15 Св. Адриан III, 884.V.17–885.IX.15

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В Новом Завете видение пророка Исаии осмыслено как Откровение о Пресвятой Троице. В Ин.12:41 видение пророка отнесено к Сыну Божию: Исайя видел славу Его (Божию) и говорил о Нем, т. е. о Сыне. В Деян.28:25–26 говорится, что Исайя слышал глас Святого Духа, Который посылал его к израильтянам. Таким образом, согласно Новому Завету, видение Исаии было явлением Сына и Духа Святого, а следовательно, оно было Откровением Троицы. В общем в Ветхом Завете нет не только собственно тринитарного богословия, но и сколько-нибудь четких свидетельств о троичности божественных Лиц, имеются лишь разрозненные указания, смысл которых раскрывается только в свете новозаветного Откровения. Указания на Лицо Сына Божия с различением Его от Лица Бога Отца Сын Божий открывается в Ветхом Завете различным образом и имеет несколько имен. Во-первых, Сын Божий открывался как «Ангел Господень», о котором говорится при описании некоторых ветхозаветных теофаний: явление Агари на пути в Суру (см.: Быт.16:7–14 ), явление Аврааму во время принесения в жертву Исаака (см.: Быт.22:10–18 ), явление Бога Моисею в огненной купине (см.: Исх.3:2–15 ). Пророк Исаия говорит: Он (Господь) был для них Спасителем. Во всякой скорби их Он не оставлял их (израильтян), и Ангел лица Его спасал их ( Ис.63:8–10 ). Во-вторых, Сын Божий в Ветхом Завете открывается как «Божественная Премудрость». Откровение указывает на теснейшее единство Премудрости с Богом. В Книге Притч говорится, что Господь имел Премудрость началом пути Своего, прежде созданий Своих ( Притч.8:22 ), Премудрость родилась, когда еще не существовали бездны,.. когда Он не сотворил... начальных пылинок вселенной ( Притч.8:24–26 ). В Прем.7:22 о Премудрости говорится, что она есть дух разумный, святый, единородный. В Сир.24:3 Премудрость говорит о себе: Я вышла из уст Всевышнего. В Прем.7:25–26 сказано, что Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя... Она есть... образ благости Его. В Прем.8:3–4 говорится, что она имеет сожитие с Богом и есть таинница ума Божия и избирательница дел Его. В Прем.9:4 сказано, что она «приседает» Престолу Божию. Все эти высказывания касаются отношений Премудрости к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Прем.15:3 : «Знать Тебя есть полная праведность, и признавать власть Твою – корень бессмертия». Ин.17:3 : «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога». Прем.17:1 : «Велики и непостижимы суды Твои...». Рим.11:33 : «Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!». Прем.17:17 : «…были связаны одними неразрешимыми узами тьмы». 2Петр.2:4 : «...связав узами адского мрака». Прем.17:15–16 : «сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли всемогущее слово Твое, как грозный воин. Оно несло острый меч – неизменное Твое повеление и, став, наполнило все смертью...». Откр.20:4 : «И увидел я престолы и сидящих на них...»; Откр.19:11–21 : «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем... Имя Ему: Слово Божие. (...). Из уст же Его исходил острый меч, чтобы им поражать народы. ... остальные убиты мечем Сидящего на коне...». Сир.1:1 : «Всякая премудрость – от Господа...». Иак.1:5 : «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему». Сир.1:4 : «Прежде всего произошла Премудрость... (т.е. Христос – ср. Притч.9:1–6 )». Кол.1:15 : «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари». Сир.1:6 : «Кому открыт корень премудрости? и кто познал искусство ее?» Рим.11:34 : «Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» Сир.1:7 : «Один есть премудрый... Господь» 1Тим.1:17 : «единому премудрому Богу...» (ср. Рим.16:27 ; Иуд.25 ). Сир.1:7 : «…весьма страшный, сидящий на престоле Своем, Господь». Откр.20:11 : «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места»; 6:16: «и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца». Сир.1:10 : «…и особенно наделил ею (премудростью) любящих Его». Еф.1:17 : «...Отец славы, дал вам Духа премудрости…». Сир.1:18 : «…Бога, Который распространяет славу любящих Его». Рим.8:30 : «…кого оправдал, тех и прославил»; Деян.5:13 : «…народ прославлял их» (ср. 1Цар.2:30 : «Я прославлю прославляющих Меня» и ( Пс.148:14 : «Господь возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих...».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Др. часть доникейских богословов считала Д. смертной. Представление о смертности Д. разделяли нек-рые гностики, в частности валентиниане (см.: Tertull. Adv. Val. 32; Idem. De resurr. 18; Clem. Alex. Exc. Theod. I 14. 2-4). Татиан, находившийся под влиянием гностицизма, также полагал, что Д. «сама по себе (καθ αυτν) не бессмертна, но смертна (θνητ); однако она может и не умирать. Д., не знающая истины, умирает и разрушается вместе с телом, а после при конце мира воскресает вместе с телом и даже в бессмертии получает смерть через наказания. Но если она просвещена познанием Бога, то не умирает, хотя и разрушается на время» ( Tat. Contr. graec. 13). Климент Александрийский, учивший о бессмертии высшей, разумной Д., считал смертной только низшую Д. (или «плотский дух» - Clem. Alex. Strom. VI 6. 52). По сообщению Евсевия Кесарийского, в III в. в Аравии распространилась секта «тнитопсихитов» (θνητοψυχται), утверждавших, что Д. в смертный час умирает вместе с телом и вместе с ним разрушается, а в час воскресения вместе с ним оживет ( Euseb. Hist. eccl. VI 37). Вероятно, это представление было связано с указанием Свящ. Писания, что Д. всякой плоти есть кровь (ср.: Лев 17. 14). По этому поводу в Аравии был созван Собор, на к-рый был приглашен Ориген, изложивший свои возражения и убедивший «тнитопсихитов» отказаться от их заблуждения ( Euseb. Hist. eccl. VI 37; Orig. Disp. Heracl. 10-28). В кон. III в. Арнобий, испытавший влияние гностицизма, полагал, что Д. не бессмертны, но находятся посередине между жизнью и смертью ( Arnob. Adv. nat. II 26, 35); поэтому, попав в геенну, Д. грешников после продолжительных мучений совершенно истребляются неугасимым огнем (Ibid. II 14, 65). Наконец, Климент Александрийский отмечал еще одно свойство Д.: в отличие от человеческого тела ей не присуще разделение на муж. и жен. пол ( Clem. Alex. Strom. III 13. 93). Структура и способности Д. В этом вопросе среди доникейских богословов также наблюдается большое разнообразие взглядов. Уже Татиан замечал, что Д.

http://pravenc.ru/text/180712.html

Disp. Heracl. 16-22; Idem. In Ioan. XX 43). Поэтому, считал Ориген, Д. не может заключаться в крови, поскольку в Свящ. Писании говорится о Д. как о крови только в смысле «равноименности с телесной кровью» (μωνμως τ ασθητ αματι); на самом же деле кровью обозначается не что иное, как жизненная сила Д. ( δναμις ζωτικ τς ψυχς - Idem. Disp. Heracl. 22-23). Критика представления о бестелесности Д., основанная на том, что бестелесное не способно сочувствовать телесному, встречается у Тертуллиана ( Tertull. De anima. 5) и свт. Мефодия Олимпийского ( Method. Olymp. De resurrect. 3. 18). Еще одно свойство Д., вызывавшее множество споров,- бессмертие (θανασα, immortalitas). Большая часть доникейских богословов признавала бессмертие Д., среди них мч. Иустин Философ ( Iust. Martyr. Dial. 5-6), Афинагор ( Athenag. Legat. pro christian. 27; Idem. De resurrect. 13, 15, 20, 24), сщмч. Ириней Лионский ( Iren. Adv. haer. II 34. 2-4; V 7. 1), Климент Александрийский ( Clem. Alex. Strom. V 14. 91), Ориген ( Orig. De princip. I. Praef. 5; IV 36-37; Idem. Disp. Heracl. 25-26), сщмч. Мефодий Олимпийский ( Method. Olymp. Conv. decem. virg. VI 1; Idem. De resurrect. 1. 51-52), Минуций Феликс ( Min. Fel. Octavius. 34), Тертуллиан ( Tertull. De anima. 22; Idem. Adv. Marcion. II 9), Новациан ( Novat. De Trinit. 25) и Лактанций ( Lact. Div. inst. II 1; III 9). Автор «Послания Диогнету» утверждал, что «бессмертная душа обитает в смертном жилище» (Diogn. 6). Тертуллиан ( Tertull. Adv. Marcion. II 9) и свт. Мефодий Олимпийский ( Method. Olymp. Conv. decem virg. VI 1) указывали, что бессмертие составляет важнейшую черту образа Божия в Д. Мн. греч. апологеты, а также Климент Александрийский, Ориген, мч. Ипполит Римский и Тертуллиан обращали внимание на то, что бессмертие Д. необходимо для получения человеком посмертных воздаяний ( Iust. Martyr. I Apol. 8; Athenag. Legat. pro christian. 36; Clem. Alex. Strom. V 14. 91; Orig. Disp. Heracl. 26; Tertull. De test. anim. 4). По мнению Лактанция, поскольку Бог вечен, то и Д., к-рая взыскует и любит вечного Бога, не погибает, не разрушается, но будет пребывать вовек ( Lact. Div. inst. VII 9). Вместе с тем мн. богословы отмечали особенный характер бессмертия, присущего Д.: она не безначальна, как Бог, и бессмертна не по природе, а по воле Божией; Д. не есть сама жизнь, но лишь причастна жизни, потому что Бог хочет, чтобы она жила; и потому она может некогда перестать жить, если Бог захочет, чтобы она не жила более ( Iust. Martyr. Dial. 5-6; Iren. Adv. haer. II 34. 2-4; V 7. 1; Lact. Div. inst. III 9). Ориген, признавая бессмертие Д., согласовывал с ним нек-рые выражения Свящ. Писания, где говорится о смерти Д. В связи с этим он различал 3 вида смерти: обычную смерть - прекращение существования; «блаженную смерть» - смерть для греха и «смерть для Бога» - жизнь во грехе. Д. непричастна только 1-му виду смерти, но причастна 2 другим ( Orig. Disp. Heracl. 25-26).

http://pravenc.ru/text/180712.html

Мы знаем, что ты жив и после смерти, потому что пророк сказал: души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их; надежда их полна бессмертия, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его; как золото испытал их и как жертву всесовершенную принял их, ибо благодать и милость со святыми и промышление об избранных Его, и Он посещает преподобных Своих (Прем. 3:1—9). Праведники живут во веки, награда их — в Господе, и попечение о них — Всевышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа (Прем. 5:15—16). Память праведного с похвалами, и благословение Господне на голове праведника (Притч. 10:6). Праведник, если и умрет, будет в покое, ибо не в долговечности старость честная и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, а возраст старости — жизнь беспорочная. Как благоугодивший Богу, он возлюблен и, как живший посреди грешников, проставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его или коварство не прельстило души его (Прем. 4:7—11). Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета, ибо душа его была угодна Господу (Прем. 4:13—14). Поэтому Господь любит праведника (Пс. 146:8), сохранит его и сбережет ему жизнь, блажен будет он на земле (Пс. 40:3), и не будет никогда в смятении праведник, и не даст Бог увидеть тление преподобному Своему (Пс. 15:10). Высок Господь: и смиренного видит (Пс. 137:6), принимает кротких, и близок Господь ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их. Хранит Господь всех любящих Его (Пс. 144:18—20). Любит Господь праведных сердцем (Пс. 145:8), блаженны непорочные в пути (Пс. 118:1), хранит Господь все кости их, и ни одна из них не сокрушится (Пс. 33:21); когда прославляют праведника, веселятся люди. Блажен муж, боящийся Господа (Пс. 111:1), и живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится (Пс. 90:1); насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего, подобно кедру на Ливане (Пс. 91:13—14). Такова слава церковная, слава всем преподобным Божиим! Радуйтесь, праведные, о Господе, праведным подобает похвала (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

«Святым Духом всяка душа, все дышащее, живится (оживляется)». 50 псалом, творение Ветхого Завета, постоянный спутник христианской молитвы, свидетельствует извечную веру в Духа Святого Божия, пребывающего в мире и в верующем человеке: «Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от мене. Воздай ми радость спасения Твоего, и Духом Владычным утверди мя» ( Пс.50:13, 14 ), – молимся мы словами этого псалма. Писатель книги Премудрости Соломоновой так исповедует свою веру: «Волю... Твою кто познал бы: (Боже), если бы Ты не даровал премудрости и не ниспослал свыше святого Твоего Духа?» ( Прем. 9:17 ). «Я молился... и сошел на меня Дух премудрости. Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего. Она есть дух разумный, святой, единородный не как «душа» – творение, но, как дыхание силы Божией, как отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благодати Его» ( Прем.7:7, 21–22, 25–26 ), «многочастно, многократно и многообразно говоривший... отцам в пророках» ( Евр. 1:1 ), «тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредимый, благолюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи... Волю... Твою кто познал бы, если бы Ты не даровал премудрости и не ниспослал свыше святого Твоего Духа» ( Прем. 7:22–23, 9:17 ). «Нетленный Твой Дух пребывает во всем» ( Прем. 12:1 ). Охраняя себя и народ свой от бесовских политеистических представлений, духовные вожди иудейского народа твердо держались идеи монотеизма; но при этом и в Ветхом Завете проникла в мысль избранных людей тайна Бытия как Слова в Отце, как и Духа Святого, тайна Триипостасности. Премудрость же есть принадлежность всех Лиц Пресвятой Троицы. Христианство проповедует «Христа – Божию Силу и Премудрость» ( 1Кор. 1:23–24 ). Но в Духе Святом созерцается премудрость, как жизнеподательная вечно действующая сила в мире и как источник благодати Божественной и святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010