«16 июля, в четверг, в присутствии нескольких человек младшей братии, старец Феодот лежал тихо и спокойно на полу, устремив потухающий взор свой на икону Спасителя. В четыре часа утра, когда наступил час разлучения души с телом, он с усилием поднял руку, оградил себя крестным знамением и с светлым лицом предал дух свой в руки Господа своего, уснул, как невинный младенец» «29 июля в понедельник в 9 часов утра старец (отец Иоанн. – К. С.) причастился, а в 9.30 мирно отошёл ко Господу в полном сознании» (750). Случайно ли это совпадение? В день кончины иеромонах Порфирий (†1868) говорил: «Бог человеколюбив, Он грешников (кающихся) прощает. В Глинской много монахов спаслось, много спасётся» (303). Прозревая будущее, он вещал: «Со временем падёт вера в России. Блеск земной славы ослепит разум; слово Истины будет в поношении, но за веру восстанут из народа неизвестные миру и восстановят попранное» (303). Схимонах Артемий (†1885), приняв таинства Елеосвящения и Причащения, «спокойно ожидал той минуты, когда душа его оставит бренное тело и переселится ко Господу. До самой этой минуты он по чёткам читал молитву Иисусову и с ней скончался» (369). Старец Илиодор (†1879) за три дня до кончины, причастившись Святых Таин, попросил, чтобы ему поднесли келейный крест с распятием Христа Спасителя, приложился к нему и велел поставить на прежнее место. В самый день кончины снова причастился. Всё время был спокоен. «Последний тихий вздох возвестил, что земное поприще старца схиархимандрита Илиодора окончилось... Он мирно почил о Господе» (355). Монах Димитрий (†1891) в последние минуты земного жития встал от одра, «поправил перед образами лампадку, помолился, лёг, три раза ударил рукой о пол, на котором лежал, и тихо предал дух свой Богу» (403). Схимонах Архипп (†1896) после Соборования велел сказать игумену обители о том, что он умирает. За полчаса до кончины ещё раз причастился. Принесена была чудотворная икона Божией Матери; ею осенили подвижника, прочитали акафист великомученице Варваре и начали петь отходную. «Во время отходной дыхание становилось всё тише и реже, наконец, он без всякой агонии, тихо, едва заметно испустил дух, точно заснул... Трогательно и поучительно было смотреть на блаженную кончину подвижника» (479–480).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Апрель 7/20 200 воинов (воины, обращенные ко Христу заключенные в темницу св. диаконом Руфином; пострадали при императоре Максимиане, все были обезглавлены в 310 г. в Синопе). 11.24 Муч. Прокеса и Мартиниана (стражи Мамертинской тюрьмы в Риме во время пребывания там св. апостолов Петра и Павла. Видя чудеса апостолов, они уверовали во Христа и крестились вместе с прочими заключенными в темницу, за что были подвергнуты мучениям и обезглавлены). 12/25 Муромской иконы Божией Матери (в начале XII в., с помощью этой иконы, бл. кн. Константин смирил бунтовщиков муромцев и всех обратил в христианство ). 19/2.V Муч. Христофора, Феоны и Антонина (воины и копьеносцы императора Диоклетиана; пораженные твердостью великомученика Георгия, они бросили оружие и объявили себя христианами, за что были брошены в темницу, и после жестоких истязаний сожжены в 303 г. в Никомидии). 21/4.V Муч. Феодора (воин из Пергии Памфлийской, после различных мук распятый на кресте во II в. при императоре Антонине) и воинов Сократа и Дионисия (уверовали, видя чудесную помощь, оказанную муч. Феодору, и были обезглавлены). 23/6.V В.муч. Георгия Победоносца. 24/7.V Муч. Саввы Стратилата (воевода из готов, пострадавший в Риме при императоре Аврелиане; в 272 г. после мучений был утоплен в реке) и с ним 70 муч.-воинов (увидев чудесную неуязвимость муч. Саввы, вышедшего невредимым из котла с кипящей смолой, они громко исповедали себя христианам и и тотчас были обезглавлены). Май 2/15 Пер. мощ. бл. кн. Бориса и Глеба. 6/19 Муч. Варвара, Вакха, Каллимаха и Дионисия (мужественные воины, пострадавшие приЮлиане Отступнике в 362 г. После одной благоприятной победы фракийский полковедец Вакх велел воину-христианину Варвару принести жертву идолам, но тот отказался и был подвергнут мучениям, после которых остался невредим. Видя это, полковедец Вакх и воины Каллимах и Дионисий уеровали во Христа, за что были обезглавлены). 7/20 Муч. Акакия (сотник, служивший в Мартисийском полку во Фракии; за исповедание веры Христовой был обезглавлен в 303 г. во время гонений Максимиана).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К лику святых мучеников, естественно, не могли быть причтены еретики или раскольники. 9-е и 34-е правила Лаодикийского Собора (ок. 343 г.) скончавшихся не за кафолическую веру прямо называют лжемучениками и под угрозой отлучения возбраняют членам Церкви посещать места их захоронения. Как правило, Церковь не признавала мучениками и тех христиан, которые намеренно добивались смерти своим вызывающим поведением. Например, карфагенский епископ Менсурий (нач. IV века) запрещал своей пастве посещать в темницах тех, кто попадал туда из-за оскорбления язычников. Эльвирский Собор (305 г.) постановил, что убитые при разрушении языческих капищ и идолов не должны быть признаны мучениками 302 . О правильном подходе к мученичеству писал свт. Григорий Богослов : «Закон мученичества: щадя гонителей и немощных, не выходить на подвиг самовольно, но, выйдя, – не отступать, потому что первое – дерзость, а второе – малодушие» 303 . Почитание мучеников в Древней Церкви нашло свое отражение в ряде документов, среди которых особенно следует отметить акты мучеников и мартирологи. Акты мучеников (лат. acta martyrum) или акты святых (acta sanctorum) представляют собой сборники древнейших известий о мучениках. Существует два типа подобных актов. Первый представлен официальными судебными протоколами тех процессов, которые велись римскими властями против христиан. К такого рода протоколам (дошедшим в позднейших списках) относятся, например, акты процесса против епископа Карфагенского Киприана и его казни 14 сентября 258 г. Эти протоколы были составлены канцелярией проконсула Африки. Фрагменты судебных протоколов могут сохраняться и в позднейших переработках житий мучеников. Таковы, например, акты скиллийских мучеников и акты сенатора Аполлония . Другой тип мученических актов– это записи очевидцев – христиан, стремившихся сохранить для Церкви достоверное описание страданий и победы подвижника. Древнейшим памятником этого рода является Мученичество св. Поликарпа Смирнского (†156 г., память 23 февраля), ставшее образцом для всей древнехристианской литературы мученичеств. К этому же типу мученических актов относятся Мученичество св. Иустина Философа (†ок.165 г.), Мученичество свв. Перпетуи и Фелицитаты (†202 г.), Послание христиан Вьенны и Лиона братиям в Азии и Фригии с описанием гонений в Галлии в 165 году; уже упоминавшееся повествование о сенаторе Аполлонии, пострадавшем между 180 и 185 гг., в котором используются протоколы его процесса; мученичество св. великомученика Прокопия, пострадавшего при Диоклетиане в 303 г.; акты персидских мучеников, пострадавших во время гонений IV–V вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

17 Епископом триккским в Фессалии, около 600 года составившим комментарий на Апокалипсис, который до настоящего времени еще не опубликован, хотя и сохранился в рукописях. Ср. Diekamp Fr, Mitteilungen über den neuaufgefundenen Commentar des Oekumenius zur Apokalypse. Sitzungsberichte der Kgl. preuss. Akademie der Wiss. zu Berlin 1901, S. 1046–1056. 18 Рукописное предание Adumbrationes ограничивается всего лишь двумя кодексами: Eaudun. 96 (IX в. L) и Berol. Phili. 1665 (теперь 45. XIII в. М). Обе рукописи подробно описаны Zahn’oм (Suppl. Clem., 11–14) и О. Smählin’oм (Clemens Al., В. I, S. XLV– XLVI; В. III, XLI–LII). 20 Φησ . Ставить субъектом при φησ Κλ μης, как это делает Preusehen у Harnack’a (Geschichte der altchristlichen. Litteratur. Th. I, S. 303), и весь данный фрагмент понимать не как дословную выдержку из Ипотипос Климента, но как реферат Икумения, нет оснований. 21 Пользуясь изданием Сгатег’а, Dindorf (Clementis Alexandrini opera, III, 493 20–30 ) присоединяет к данному фрагменту еще небольшое замечание, но беа достаточных оснований. Cp. StählinIII, XXXII. 22 Вместо ε εν παθητ ν σ ρκι (чтение кодексов Bodl. Misc. 185 и Paris, graec. 223), ε ημεν παθιτο σ ρκι (чтение Zahn’a, принимаемое и Preuschen’oм. Cp. Suppl. Clement. 674; Geschichte der altchristlichen Litteratur. Th. 1,303). 25 II, 1, 9, 13. О принадлежности Варнавы к числу 70 апостолов Климент говорит и в Str. Il, XX, 116. 27 Ср. Chronicon paschale, I, р. 421 (ed. Bonn.): «относительно указанных 70 апостолов после поставленных ранее 12 повествует Климент писатель в пятой книге Ипотипос». 32 Ср. Prophetarum vitae fabul. ed. Th. Schermann, S. 161: »нашли же мы в Воспоминаниях святого Софрония (ученика Иоанна Мосха ) и другое очень многое достойное памяти, но и это, что Господь собственными руками крестил только Петра, Петр же – Андрея и Андрей– Иакова и Иоанна, этот же прочих апостолов, и что госпожу нашу Богородицу Иоанн крестил вместе с Петром». 34 Вместо προτρεπτικ ς, Schwartz читает: πνευματικ ς, т. е. «узнав духовно». Ср. Евсевий. H. II, 15, 2: γν ντα δ τ πραχθ ν φασι τ ν π στολον ποκαλ ψαντος α τ το πνε ματος.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

  3. Монофиситскии спор. —  Хронология (237–238). —  История спора до четвертого вселенского собора . — Причины большей опасности монофиситского движения в сравнении с несторианским, внешние (239–243) и внутренние (243–245). — Первые выступления монофиситов (245). — Вызов Евтихия на собор 448 г. (245–247), его учение и суд над ним (248–253). — Покровительство Евтихию в Александрии и при дворе (254— 255). — «Разбойничий» собор и его деяния (255–259). — Апелляции папе Флавиана константинопольского (259–263) и Евсевия дорилейского (263–266). — Благоприятные для церкви перемены по смерти имп. Феодосия II (266). — Томос Льва В.: важнейшие места в нем (266–269), его достоинства (269–277) и недостатки (277–278) и его значение (278–279). —  Четвертый вселенский собор . — Созвание собора и его состав (279–231). — Суд над Диоскором и его низложение (281–286). — Вопрос о вере (286–289). — Проект вероизложения и протесты против него (289–290). — Ορος собора, его содержание и значение (290–296). — Оправдание Феодорита и Ивы (296–299). — Другие дела на соборе: Амфилохия сидского, египетских епископов, константинопольских архимандритов, Фотия тирского и Евстафия виритского (299–301). — Вопрос о правах иерусалимской кафедры (301–303). — Дело об ефесской кафедре (303–307). — 28 правило (307–310) и связь его с историей борьбы с монофиситством (310–312). — Спор о догматическом авторитете четвертого вселенского собора и отношение к православию и монофиситству императоров до Юстина I . — Свобода рассуждений на Халкидонском соборе и высокое достоинство его вероопределения (312–314). — Вопрос о причинах споров о соборе (314–315). — Состав и характер епископата того времени (315–317) и отношение участников собора к несторианству и евтихианству (317–318). — Опора для монофиситства в национальном отчуждении окраин империи: Востока, Египта, Армении (318–324). — Твердая политика Маркиана и Льва I. — Волнения из-за собора при Маркиане (324–326). — Подтверждение авторитета собора при Льве (Codex encyclius) (326–327).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

6) Слова Христа, сказанные непосредственно после изгнания беса из болящего отрока: «и ничего не будет невозможно для вас» ( Мф.17:20 ), являются победным гимном истинного пастырчества, свидетельством конечной победы добра, правды, стимулом для работы священника на приходе, в частности в его трудном душепопечении психобольных. Святые врачи после апостольского периода По примеру своего Божественного Учителя святые Апостолы и их преемники совершали многие исцеления больных. Несомненно, что среди них были и страдавшие психическими заболеваниями ( Деян.16:16; 19:20 ). Характерной особенностью было то, что все исцеления совершались «во имя Иисуса Христа» и Его именем ( Деян.3:6; 16:18 ) История Церкви последующих столетий сохранила немало имен людей глубокой веры, совершавших исцеления больных именем Христовым. Для этих святочей земли сливалось в одно целое: небоязненное и постоянное исповедание своей веры и заботы о духовном и физическом благе ближних. Здесь следует упомянуть три двоицы одноименных братьев, живущих в разных местах и в разное время: 1 . бессеребников и мучеников Космы и Дамиана, пострадавших в Риме в 284 г. (память их 1 июля) 2 . бессеребренников – Космы и Даминиана, мучеников Аравийских, пострадали в 237 или 303 г. (память 17 октября); 3 . бессеребников – Космы и Дамиана, мирно скончавшихся в Асии (Малая Азия, память их 1 ноября). Эти три пары святых врачей, носящих одни имена часто в приходах путают, и считают за одних и тех же лиц. Святые бессребреники Кир и Иоанн (+311 г.) бесплатное лечение больных соединяли с проповедью христианства и обращением язычников ко Христу (память их 31 января). Врач при дворце царя в Никомидии целитель Пантелеймон именем Иисуса Христа исцелял самые тяжелые болезни и притом бескорыстно и только требовал, чтобы исцеленные веровали во Христа, т.е. забота о теле соединялась с заботой о душе человека. После перенесения жестоких мучений был в 303 или 305 г. усекнут мечом (память 27 июля). Древние списки святых (мартирологи) сохранили не только имена подвижников благочестия, но часто и их земную профессию или их особый дар служения людям. Например, среди святых Востока, почитается св. Диомид, врач (+298 г. в Киликии, память 16 августа).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

302. Андрей Владимирович, прозванием Добрый , князь влади миро-волынский, младший из осьми сыновей Владимира Всеволодовича Мономаха, вел. кн. киевского и всей Руси 53), от второго брака с неизвестной, некоторыми сказаниями именуемой Христиной Инговной 188), дочерью Инга I, короля шведского. – Род, в Переяславе-Южном (полтавском) в 1102 г.; послав отцом на княжение во Владимир-Волынский, в 1118 г.; по приказанию отца, ходил с «погаными» (Половцами) пустошить соседственные владения Ляхов, в 1120 г.; осажден во Владимире Ярославом или «Ярославцем» ), побочным сыном Святополка II Изяславича, вел. кн. киевского 169), но счастливо избегнул опасности, в 1123 г.; по приказанию Мстислава Владимировича, вел. кн. киевского 143), ходил на князей полоцких и сражался с Полочанами под Изяславлем, в 1127 г.; вместе с другим братом Юрием (Георгием) суздальским 191), выгнал из Переяслава св. Всеволода Гавриила Мстиславича, князя новгородского 56), в 1132 т; ходил с братьями, на Ольговичей, в 1135 г.; получив Переяслав, переселился сюда, но в бою с Всеволодом Ольговичем, князем черниговским 56), его полки «возмятены» в 1136 г.; не будучи в силах сопротивляться Ольговичам, уехал из Переяслава, в 1138 г.; не согласился на требование Всеволода II Ольговича, вел. кн. киевского: отказавшись от Переяслава, сест в Курске, и разбил Святослава Ольговича, князя черниговского ), после чего заключил мир и с великим, князем, в 1139 г,; постановил в Малотине мирный договор с Половцами, в 1140 г., и ум. в Переяславе, 22 января 1141 г. – Тело его погребено там же, в соборе Михаила Архангела. – Был женат, с 1117 г., на внуке Тугоркава, хана половецкого, неизвестной по имени, от брака с которой имел двух сыновей: Ярополка ), Владимира 525) и дочь, неизвестную по имени, за Олегом, Святославичем, князем Черниговским 154). 303. Андрей Владимирович 303. Андрей Владимирович, прозванием Долгая Рука , первый удельный князь вяземский, племени князей смоленских, младший из двух сыновей Владимира-Дмитрия Рюриковича, князя киевского 555), от брака с неизвестной. – Летопись повествует о нем следующее: после поражения Русских Татарами на р. Калке, 31 мая, он, вместе с своим тестем, Мстиславом-Норисом Романовичем Старым, вел. кн. киевским ), и Александром, князем дубровицким 233), защищался в укрепленном стане 3 дня, а затем, не смотря на заключенный договор, выдан, как и другие два князя, клятвопреступным Плоскиней, воеводой. Бродников, Татарам, которые и задушили всех трех князей под досками, 4 июня 1224 г. – Был женат на дочери Мстислава-Бориса Романовича Старого (см. выше), неизвестной по имени, от брака с которой оставил сыновей: Василия 431), Феодора ), и Ивана 788), удельных князей вяземских. 304. Андрей Владимирович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Но при этом нельзя забывать, что в Эстонской республике ещё в середине 1990-х при помощи Константинопольского патриархата была создана раскольническая " Эстонская апостольская православная церковь " , которой власти передали имущество канонической Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Постепенно шаткий компромисс был достигнут, однако и сегодня ЭАПЦ с её 7-тысячной паствой принадлежит около 60 приходов, а канонической Церкви, духовно окормляющей несколько сотен тысяч верующих, в два раза меньше. Хочется надеяться, что молитвами святых земли Эстонской эта прискорбная ситуация разрешится. Мученик Платон Анкирский. Этот святой страдалец начала IV столетия принял страшные пытки и мученический венец за проповедь Слова Божия и верность Христу и Его Церкви в Анкире в Галатии. Это произошло либо в 302 году от Рождества Христова при императоре-язычнике Диоклитиане (Диоклетиане), царствовавшем в Римской империи в 284–305 годах от Рождества Христова, и его соправителе Максимиане. Либо чуть позже, при их преемнике Галерии в 306 году. Мученик Платон Анкирский. Фото: www.pravoslavie.ru Мученик Роман диакон и отрок Варул. Святой Роман совершал диаконское служение в христианском храме Кесарии Палестинской. Во время антицерковных гонений он переселился в Антиохию, где своим примером укреплял христиан в вере, горячо проповедовал Слово Божие и обличал идолопоклонников. Отец Роман был казнён в 303 году от Рождества Христова вместе с отроком-христианином Варулом и его матерью, имя которой Житие не сохранило. Мученики Закхей, диакон Гадаринский, и Алфей, чтец Кесарийский. Эти страдальцы за Христа и Его Церковь погибли в годы диоклетиановских гонений начала IV века от Рождества Христова. Они были казнены за призывы к людям не осквернять себя жертвами, приносимыми языческим идолам. Это произошло в 303 году от Рождества Христова. Священноисповедник Николай Виноградов, пресвитер. Священнослужитель Русской Церкви, протоиерей, немало пострадавший за верность Христу в период советских богоборческих гонений, но избежавший мученического венца и почивший в 1948 году. Прославлен в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/02/svet_b...

11 Если служит архиерей, то после возгласа священники уходят в алтарь. 12 Ср.: Типикон, 25 декабря. 13 Возглас «Яко Свят еси, Боже наш...» произносится на Литургии и тогда, когда она совершается с вечерней. По мнению прот. К. Никольского (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 388), в этом случае следует возглашать «Господи, спаси благочестивыя...». Порядок произношения «Господи, спаси благочестивыя...» такой же, как на Литургии, совершаемой без соединения с вечерней. Священник, когда нет служащего диакона, должен произносить сам возглашение «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» в следующей редакции. Иерей – возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Лик: «Аминь». Иерей: «Господи, спаси благочестивыя». Лик поет то же. Иерей: «И услыши ны». Лик поет то же, и далее поет «Святый Боже...». (См.: Определения Священного Синода , заседание 17 июля 1997 г.//Журнал Московской Патриархии. М., 1997. 8. С. 15–16.) 14 Молитва Трисвятого («Боже Святый...») читается на полной Литургии и в том случае, когда она совершается в соединении с вечерней. Ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907 7 ; М.: Издательский Совет РПЦ, 2008 р . С. 387–391; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К., 1913. М., 1993 р . С. 882; Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1992 2 . Т. 1. С. 225; Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной Литургии. Нижний Новгород, 1995. С. 59. 15 В Апостоле: «...подножия ногама Твоима». 16 «В Московских церковных ведомостях, 1900, 50, в статье О чтении Апостола и Евангелия на вечерне в навечерие Рождества Христова в субботу и Неделю (данную статью см. в «Богослужебных указаниях» на 2001 год, с. 632–641. – Сост.) замечено и основательно доказано, что в нашем Уставе – ошибка и что исправить ее надобно таким образом: в навечерие Рождества Христова всегда следует читать из Послания к Евреям, зачало 303, и Евангелие от Луки, зачало 5, и если навечерие случится в понедельник, вторник, среду, четверг и пяток, то читать на Литургии Василия Великого, сливающейся в один состав с вечерней; если же навечерие случится в субботу или воскресенье, то – на великой вечерне, совершаемой отдельно от Литургии Златоуста. Следовательно, праздничные чтения (Евр. 303 и Лк. 5) никогда и ни при каком условии не должны быть отменяемы и заменяемы другими.

http://patriarchia.ru/bu/2025-01-06/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМНИЙ [лат. Domnius; хорват. Duje, Дуйе] († 303-305?), сщмч. (пам. зап. 11 апр.), еп. г. Салона (совр. Солин, Хорватия). Самое раннее упоминание о Д. содержится в «Прологе к Викторию» (395), приложенном к пасхалии Виктория Аквитанского (Prologus Paschae ad Vitalem//MGH. AA. T. 9/1. P. 738), где под 7-м консульством имп. Диоклетиана и 6-м Максимиана (299) значится мученичество Д. и Феликса в Салоне. Однако массовое гонение на христиан началось только в 303 г., поэтому ряд исследователей предлагают исправить датировку на 9-е консульство Диоклетиана и 8-е Максимиана Геркулия (304). В этом году пострадал св. Маркеллин , еп. Римский, мученичество к-рого в «Прологе...» также ошибочно отнесено к 299 г. Гибель Д. в годы правления Диоклетиана подтверждается данными археологических раскопок Салоны, проведенных в 1900-1902 гг. Ф. Буличем. При раскопках была обнаружена эпитафия еп. Прима (1-я пол. IV в.), в к-рой епископ назван племянником Д. (nepos Domniones martores). Была найдена также сильно поврежденная эпитафия Д., в к-рой указана дата кончины священномученика - 10 апр. (Depositus Domnius episcopus martyr IIII Idus Apriles). В Сирийском Мартирологе (кон. IV в.) память Д., епископа и мученика, значится под 11 нисана (11 апр.). Под тем же числом память священномученика указана в Мартирологе блж. Иеронима вместе с безымянными воинами, число к-рых в одних рукописях определяется как 3 или 8, в других - 8 тыс. По мнению И. Делеэ , переписчики Мартиролога неверно поняли лат. сокращение mil (milliarium - миля), к-рое они прочли как milites - воины. Это слово относится к заметке о св. Юлии , папе Римском, помещенной под 12 апр. Более точным указанием на число спутников Д. является мозаика VII в. в оратории св. Венанция в рим. Латеранском баптистерии. Священномученик изображен в окружении пресвитера и 4 воинов, рядом с к-рыми надписаны их имена - Астерий, Антиохиан, Гаиан, Павлиниан, Телий. При раскопках в Салоне была обнаружена сильно поврежденная надпись VII в., также содержащая имена мучеников. Вероятно, все спутники Д. были клириками, а изображение их в облике воинов было вызвано ошибкой в Мартирологе блж. Иеронима. В Мартирологе Узуарда (кон. IX в.) и в Римском Мартирологе (XVI в.) упоминаются Д. и 8 воинов.

http://pravenc.ru/text/178874.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010