8 . Априлов В. Е. «Болгарские книжники», или какому славянскому племени собственно принадлежит кирилловская азбука? Одесса, 1841. 9 . Арапетов Я. Эчмиадзинский монастырь/Журн. Мин-ва внутр. дел. 1844. Т. 6. Кн. 5. С. 208–243. 10 . Арэанов Д., Арзанов Я. Опыт начертания истории царства Армянского: Древняя история. М., 1827. 11 . Армяно-григорианская Церковь /Журн. Мин-ва внутр. дел. 1843. Т. 3. Кн. 8. С. 187–237. 12 . Арцыбашвв Н. С. Повествование о России. М., 1838–1843. 3 т. 13 . Берлинский М. Ф. Краткое описание Киева, содержащее исторический перечень сего города, также показание достопамятностей и древностей оного. СПб., 1820. 14 . Библиотека иностранных писателей о России/Под ред. В. Семенова. СПб., 1836. Отд. 1. Т. 1: И. Барбаро, А. Контарини, А. Кампензе, П. 625 . 15 . Библиотека российская историческая, содержащая древние летописи и всякие записки, способствующие к объяснению истории и географии российской древних и средних времен. [СПб.], 1767. Ч. 1: Летопись Нестерова с продолжателями по Кенигсбергскому списку, до 1206 г. 16 . Бодянский О. М. Донесение г-ну министру народного просвещения магистра Московского университета Иосифа Бодянского из Праги от 23 марта 1838 г./Журн. Мин-ва нар. просвещения. 1838. Ч. 18. 5. С. 392–404. 17 . Бодянский О. М. О времени происхождения славянских письмен. М., 1855. 18 . Бодянский О. М. О древнейшем свидетельстве, что церковно-книжный язык есть славяно-булгарский/Журн. Мин-ва нар. просвещения. 1843. Ч. 38. 6. С. 130–168. 19 . Броневский М. Описание Крыма (Tartariae descriptio)/Пер. с лат. И. Г. Шершеневича; Примеч. Н. Н. Мурзакевича/Зап. Одес. общества истории и древностей. 1863. Т. 6. С. 333–367. 20 . Буслаев Ф. И. О влиянии христианства на славянский язык: 21 . Опыт истории языка по Остромирову Евангелию. М., 1848. 22 . Бутков П. Г. Оборона летописи русской, Несторовой, от навета скептиков. СПб., 1840. 23 . Венелин Ю. И. Влахо-болгарские, или дако-славянские, грамоты. СПб., 1840. 24 . Венелин Ю. И. Историко-критические изыскания. М., 1829. Т 1: Древние и нынешние болгаре в политическом, народописном, историческом и религиозном их отношении к россиянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Адвентизм появился в США в начале XIX века. Родоначальником его был Вильямс Миллер (1781–1849), принадлежавший к баптистской общине в Нью-Йорке. Тщательное изучение Библии и математически выкладки по пророчествам книги Даниила привела его в 1818 году к убеждению в близости кончины мира, второго Пришествия Иисуса Христа и тысячелетнего Его Царства. Наступление Страшного суда было точно вычислено – 1843 год. По пророчеству Даниила ( Дан. 8:14 ), святилище Божие будет осквернено в течение 2300 дней (читай: лет), и т.к. эти 2300 лет начались с 457 года до н.э., с момента указа царя Артаксеркса о восстановлении Иерусалима, то, вычитая цифру 457 из 2300, получим 1843. Им была издана брошюра о втором Пришествии, Миллер развивал дальше свои эсхатологические взгляды. Приверженцы его учения, получили название «адвентистов». Вскоре Миллером точно было указано даже число – 21 марта 1843 г. Последователи его учения стали спешным порядком продавать дома, имущество, скот, чтобы встретить Господа в нищете. Но Господь в этот день и год не пришел. Тогда другой последователь Миллера – Чарльз Сноу – вычислил и указал более точное время Пришествия Иисуса Христа – 22 октября 1844 года. (Здесь он приплюсовал притчу о десяти девах, где Жених запоздал до полуночи ( Мф. 25:6 ), а, следовательно, целую половину дня, т.е. полгода, заставил Себя ждать.) Все повторилось сначала – оставлялись полевые работы, продавались дома и имущество (у кого еще остались), покупалась белая одежда, в которой собирались встречать Господа. Надежды опять были обмануты. После этого многие оставили адвентизм, а оставшиеся стали именовать себя « Церковь верного остатка». Только теперь адвентисты отказались от каких-либо «вычислений», по слову Господа: «Не ваше дело знать времена или сроки...» ( Деян. 1:7 ). В настоящее время АСД обладают стройной организацией, их последователи рассеяны по всему земному шару. Вместе с Библией изучаются труды и Елены Уайт – одной из основоположников этого учения и духовного лидера адвентизма. Ее труды насчитывают несколько тысяч страниц. Один из ее догматов, взятых за основу в адвентизме, является т.н. «Трехъангельская весть», где: «Первая весть – о наступлении часа суда на небе» ( Откр. 14:6, 7 ); «Вторая весть – о падении Вавилона» ( Откр. 14:8 ), где под Вавилоном адвентисты подразумевают Католическую Церковь ; «Третья весть – о гонении на святых последнего времени» ( Откр. 14:9 ), где под святыми, естественно, подразумеваются адвентисты.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

One of the best known and most learned millenarians of the 19th century was Edward Bishop Elliott (17931875), incumbent of St. Mark’s Church in Brighton, England. With him, the date of 1914 first receives mention. In his monumental treatise Horae Apocalypticae (”Hours with the Apocalypse”) he first reckoned the 2,520 years from 727 B.C.E. to 1793 C.E., but added: Of course if calculated from Nebuchadnezzar’s own accession and invasion of Judah, B.C. 606, the end is much later, being A.D. 1914; just onehalf century, or jubilean period, from our probable date of the opening of the Millennium [which he had fixed to “about A.D.1862”]. (London: Seeley, Bumside, and Seeley, 1844), Vol. Ill, pp. 14291431. Elliott’s work ran through five editions (1844,1846, 1847,1851, and 1862). In the last two he did not directly mention the 1914 date, although he still suggested that the 2,520 years might be reckoned from the beginning of Nebuchadnezzar’s reign. One factor that should be noted here is that in Elliott’s chronology 606 B.C.E. was the accessionyear of Nebuchadnezzar, while in the later chronology of Nelson H. Barbour and Charles T. Russell 606 B.C.E. was the date assigned for Nebuchadnezzar’s destruction of Jerusalem in his 18th year. The Millerite movement The leading British works on prophecy were extensively reprinted in the United States and strongly influenced many American writers on the subject. These included the wellknown Baptist preacher William Miller and his associates, who pointed forward to 1843 as the date of Christ’s second coming. It is estimated that at least 50,000, and perhaps as many as 200,000 people eventually embraced Miller’s views. 51 Virtually every position they held on the different prophecies had been taught by other past or contemporary expositors. Miller was simply following others in ending the “Gentile times” in 1843. At the First General Conference held in Boston, Massachusetts, on October 14 and 15, 1840, one of Miller’s addresses dealt with Biblical chronology. He placed the “seven times,” or 2,520 years, as extending from 677 B.CE. to 1843 CE. 52 Christ was expected no later than 1844.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gent...

При церкви хранится план на землю, составленный в 1858 году. Метрические книги ведутся с 1799 года. До 1843 года причт составляли: священник, диакон, дьячок и пономарь; с 1843 г. диаконская вакансия уничтожена. Из прежних священников известны: Иоанн Петров († 1815) Феодор Касаткин († 1830), Михаил Разумовский, переведенный, в 1831 году, в Мыслово; Симеон Вишневский, переведенный, в 1851 году, в Мроткино, Лугского уезда. После Вишневского священствовал Николай Лебедев. По переходе его в Лезье, поступил Иоанн Васильев Добровольский. По увольненении Добровольского за штат, служили: Григорий Тихомиров, перешедший в село Черное, в 1871 г. Николай Крылов, переведенный в Вороново в 1882 г. Ныне служит Иоанн Любомиров. До штатов причт содержался платою за требы и обычным сбором. С 1843 года получал, по 4 разряду, 325 р. в год. С 1882 г, священник получает 240 р., а псаломщик – 80 р. Земли при церкви 38 дес. 1,198 кв. саж. Из них 26 дес. 198 саж. сенокосной. 8 дес. 800 саж. – под лесом, 3 дес. 100 саж. под дорогами, канавами и рекою. Причт помещается в церковных домах. Дом для священника выстроен в 1883 г. прихожанином, потомственным почетным гражданином Андреем Ив. Заикиным; дом для причетника построен в 1868 г. на страховую сумму, вместо прежнего сгоревшего. Соседний приход – Солецкий, а с других сторон приход окружают деревни: Зеленцы, Черницы, Мелехово и Горка – Новгородского уезда. Приход составляют следующие деревни: Мелехово (17 дв.) у церкви, Турово (8 дв.) и Кусино (31 дв.) – в версте от церкви, Жар (34 дв.) – в 2 верстах, Березовик (33 дв.) – в 3 вер., Меневша (54 дв.) – в 5 вер., Ничанье (31 дв.) – в 13 вер., Деделево (32 дв.), Кочково (26 дв.) и Дубовик (13 дв.) – в 15 вер., Мстино (20 дв.) – в 20 вер., Липовик (34 дв.) и Гряды (10 дв.) – в 10 вер., Мягры (33 дв.) – в 5 вер. Число прихожан м. п. 839, жен. 1,031. В приходе находятся реки: Тигода, Кусинка, Чогода, Отока, Посолка, Родня, Доброха, Теребуня и пр. Чрез село проходит дорога от Новой Ладоги до Бабика. Прихожане занимаются извозом, хлебопашеством, зоготовкой лесу и дров, торгуют сеном; женщины ткут холст.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Из низшего отделения КДУУ в высшее Иоанн Янышев переводился первым учеником 1 разряда (ГАКО, ф. 65, оп. 1, ед. хр. 2723, л. 58-об.) О таком же положении вещей говорят и другие источники: с ноября 1843 года до окончания семинарии летом 1845 года, вернув свое первое место по успеваемости, Иоанн Янышев уже не перемещался на другие позиции, действительно оставаясь лучшим из лучших: ноябрь 1843 г.(ГАКО, ф. 65, оп. 5, ед. хр. 59, л. 74), декабрь-январь 1843–44уч. г. (там же, л. 76), февраль-март того же учебного года (там же, л. 78), окончание этого учебного года (там же, л. 82-об.), по учебным месяцам 1844–45 учебного года (ГАКО, ф.65, оп. 5, ед. хр. 59, листы 85-об., 88, 90, 92, 94, 96-об.). Ненадолго уступив позиции первого ученика однокашнику Сергию Амфитеатрову, юный Иоанн Янышев смог их вернуть. При этом он проявил исключительное трудолюбие, терпение, усидчивость и другие качества, которые и в дальнейшем помогли ему на пути пастыря Православной Церкви. Он не растерял из-за семейных обстоятельств и жизненных испытаний веры в то, что Господь, давая испытания, даст и силы на их преодоление. Уже с этого возраста он знал, что таланты и способности, полученные от Бога, нужно беречь и развивать. а молитвами и повседневными стараниями добивался того, на что его благословляли мудрые наставники и преподаватели КДС. Простившись с семинарией и своей малой родиной в 1845 году, поднимаясь по карьерной лестнице, Иоанн Леонтьевич тем не менее, находясь за границей или в столице российской империи, никогда не забывал о Калужской епархии. Так об этом было написано в преподнесенном Янышеву адресе от Калужской семинарии и Духовных училищ, посвященном 50-летнему юбилею служения уважаемого протопресвитера: «Как далеко Вы от нас ни жили, как высоко над нами ни вознеслись, вы душою всегда были с Калугой, с нашей семинарией, с своей родиной...Вы никогда не прерывали самой живой и сердечной связи с Вашим родным селом, куда часто Вы наезжали, чтобы помолиться на могиле матери, чтобы вознести молитвы в храме, в котором введены Вы в лоно Матери-Церкви, и который в детстве и юности Вашей много раз оглашался Вашим чтением и пением, и первыми опытами церковного красноречия» (КЕВ, 1901, 2, ч. н., стр. 44–45).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Стр. 62–64. «Мария, как прообразовательница верховная смирения. Его же». Нач.: «Величит душа моя Господа... вообразование в нас Иисуса Христа». 56 Стр. 67–68. «Воцарение Иисуса Христа. Св. Феодота, епископа Анкирского». Нач.: «Благочестивые справедливо проповедуют Иисуса царем... хотели удержать его, как над слабыми и безсильными». См. Св. Феодота Анкирского «слово на св. Богородицу и на Симеона», в «Христиан. Чтен.» 1841 г., ч. 1, стр. 245 и 246. Стр. 68–80. «О святых и непорочных таинствах Господних. Св. Иоанна Дамаскина ». Нач.: «Благой, всеблагий и преблагий Бог, будучи весь благость... а тогда духовно чрез одно видение». См. св. Иоанна Дамаскина Изложение веры, книга IV, глава 13, в «Христиан. Чтен. » 1841 г., ч. 1, стр. 252–266. Стр. 80–82. «Вера среди жизни нашей. Преосвященного Гедеона (Вишневского), епископа Полтавского». Нач.: «Мы назовем ту жизнь истинною, где выражается возвышение духа... Там твердость власти, где она творит суд и милость». См. «Христиан. Чтен.», 1841 г., ч. 1, стр. 270–273. Стр. 82–85. «О русской церкви. Церковь наша Спасителю» есть обручена, ангелами почтена, пророками украшена, апостолами прославлена, мучениками и исповедниками вознесена. Св. Димитрий Ростовский ». Нач.: «Церковное богослужение, полное богословского содержания... тако ныне благочестием всех одоле». См. «О православии Российской церкви», неизвестного автора, в «Христиан. Чтен.», 1843 г., ч. 3, стр. 98–102 57 . Стр. 86. «О молитве святых. Афанасия Великого ». Нач.: «Для чего мы должны молиться теми же словами, какими молились святые мужи?., слово их превосходнее и сильнее речей, нами слагаемых». Оттуда же, стр. 94. Стр. 86–88. Афиногора Афинского философа. Нач.: «По нашему учению, Сын Божий есть Слово Отца... Аз Бог и несть разве Мене спасаяй». См. «Апологию Афинагора, Афинского философа», в «Христиан. Чтен.», 1843 г., ч. 2, стр. 226 и 224–225. Стр. 88–91. «Разные изречения из Иоанна Златоуста ». Нач.: «Тленное нам дано тело... Яко уста моя будеши, – говорит Господь». Это – извлечения из 6-й беседы И. Златоустого против Иудеев. См. «Христиан. Чтен.», 1843 г., ч. 2, стр. 420, 429, 403 и 404.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Прежний Ремядский храм, во имя св. Николая, был построен, как видно из надписи на Антиминсе, в начале нынешнего столетия. Когда он совершенно изветшал, то был разобран и, вместо него, в 1824 году, на сборную сумму, при содействии С.-Петербургского купца Мартиниана Екимова, построен нынешний каменный храм, во имя св. Николая, с деревянною колокольнею и обнесен каменной оградой. Антиминс внесен в него старый, освященный митрополитом Амвросием в 1801 г. В церкви существуют: 1) план и межевые книги на церковную землю, в количестве 34-х десятин, 1200 квадратных сажень; 2) приходорасходные книги с 1850 г., выданные из гдовского духовного правления; 3) исповедные – с 1812 г.; 4) метрические книги – с 1815 г. До 1843 года причт составляли: священник, дьячек, пономарь и просвирня; с 1843 года место просвирни упразднено. Из прежних священников известны: Илья; сын его Петр Ильин, (1804–1805 г.), погребенный при здешней церкви; Симеон Преображенский, выбывший в 1846 г. в село Вейно; Михаил Авроратов, вышедший в 1848 г. в Петербург и погребенный на Больше-Охтенском кладбище; Василий Михаилов Исполитов, с 1848 года. Ныне служит Никандр Иванов Беллавин. До штатов причт получал доход за требы, ругу от крестьян, положение от помещиков, Петровщину, осеньчину и проч. Содержание причта, при простом образе жизни, было вполне достаточно и причт мог даже делать сбережения. На это существует следующий рассказ. В 1848 году, при сломке ветхой церкви, под восточною стеною алтаря была найдена рукавица, наполненная ассигнациями, почти на 2 т. р. с.; так как место, где рукавица была найдена, доступно только причту, то можно полагать, что скопленные деньги принадлежали кому-либо из членов причта, или священнику, или вернее, всему причту, спрятанные здесь во время вражеских набегов. С 1843 года причту, по 5-му разряду, положено 310 руб. в год, с обычным вычетом; церковной земли 34 десятины 1200 квадр. саж. Церковного дохода получается до 200 руб. на причт. Землю причт отдает крестьянам, с правом на долю собранного хлеба. В последнее время священник стал получать 240 р. псаломщик – 80 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Сент. 3-го 1843. 385 Помолитесь, о. наместник, да благословит Господь возрастом и преспеянием новорожденного Великого князя Николая Александровича. Радостно думать, как обрадованы родители и прародители сею полною радостию. Мне хочется, чтобы вы поскорее совершили и соборное моление. Для сего посылаю и список с рескрипта. Он для Москвы, но не грех и вам прочитать его пред молебном, как читали в Москве. Но теперь новое затруднение для меня. Государь Император, вероятно, узнав в Варшаве по телеграфу о рождении внука, прибудет в Петербург для крещения, a затем когда и прямо ли в Москву, или прежним путем, угадать вовсе не можно. Потому я вовсе ничего не могу сказать о моем пути к вам. Молитесь о мне и мирствуйте. Сент. 11-го 1843. 386 Привергните меня, о. наместник, к стопам Преподобного и Богоносного Отца нашего Сергия, и просите мне благословения, покрова и прощения, и во многом, и в том, что не притекаю теперь к нему праздновать память его. Завтра ожидаем Государыни Императрицы и ныне или завтра Государя Императора. Помолитесь, да сретим с радостию, благословенною Богом, благоугодною сретаемым. Вам и братии желаю праздновать в радости и свете, духовном и чистом. Сент. 24-го 1843. Андрея Николаевича примите у меня, как прежде. 387 Мир Господень вам, о. наместник, и братии. Простите, что долго не еду, и долго не пишу. Ожидание Государя Императора соединено было с догадками и слухами, по которым трудно было на что-нибудь решиться. Князь Сергий Михайлович особенно уговаривал меня не ехать в лавру: и подлинно встреча Государя в Успенском соборе случилась в самый день Преподобного Сергия. Молебен и всенощную с вечера я служил, а в самый праздник только на молебне в соборе вознес имя Преподобного Сергия. Потом был молебен благодарный в присутствии всех высоких посетителей в Чудове, потом, по воле Государя, освящение храма, потом молебен для воинов. Все сие соединено было с нечаянностями и с обстоятельствами, затрудняющими немощь мою; однако, благодарение благословению и молитвам Преподобного Сергия, совершилось в мире. По отбытии Государя Императора я остался в Москве до послезавтрашнего крестного хода; теперь же приходит на мысль, что надлежит остаться и до дня, когда праздновано будет крещение высоконоворожденного, которое, как изволил мне сказать Государь, должно совершиться в следующее воскресенье, 10 сего месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В Благовещенском монастыре в Нежине Черниговской губ. (ныне Черниговской обл.) (празд. 9 окт.). По преданию, ее написал Рафаил (Заборовский), митр. Киевский и Галицкий, в бытность епископом Псковским и Нарвским (1725-1731; сведений о том, что митрополит писал иконы не сохр.). Икона в XIX в. находилась в Благовещенском храме над царскими вратами и ее опускали к верующим по образцу чудотворной Киево-Печерской иконы «Успение Пресв. Богородицы»; в кон. XIX в. она лежала на аналое пред царскими вратами, по субботам перед ней читали Акафист. Ни в одном из ранних описаний монастыря этот образ не упоминается (ИРИ. Т. 3. С. 361-377; Чернов И. Краткая история построения Нежинского Благовещенского мон-ря, называемого Богородичным Назаретом. М., 1815. С. 1-85); нет сведений и в кратких описаниях обители ( Зверинский. Т. 2. 637. С. 67-68; Денисов. С. 910), хотя в них и говорится о знаменательных иконах, в т. ч. об «Успении Пресв. Богородицы», писанном в Риме в 1435 (1400) г. Первое известие об иконе встречается в описании мон-ря 1843 г., где среди проч. украшенных ризами икон в Благовещенском соборе (восстановлен после пожара в 1805) сказано о «замечательном образе Богоматери Корсунском, написанном Киевским митр. Рафаилом Заборовским» ( Кулжинский. 1843). В совр. публикациях о мон-ре дополнений к информации кон. XIX-XX в. нет. На воспроизведении иконы нач. XX в. представлен извод К. и. типа «Умиление», близкий к изводу Касперовской иконы Божией Матери (см.: [Василий (Богоявленский), еп.] Картины церковной жизни Черниговской епархии из IX-bekoboй ее истории. К., 1911. Ил. на с. 130). Лит.: [Кулжинский И. Г.] Нежинский Благовещенский мон-рь, называемый Назарет Пресв. Богородицы. М., 1843. С. 21-22; Филарет (Гумилевский), архиеп. Нежинский муж. мон-рь//Черниговские ЕИзв. 1861. 7. С. 361; Белоусович Л. Нежинский Благовещенский 2-кл. мон-рь, называемый «Назарет» Пресв. Богородицы//Там же. 1867. 22. С. 830; Сребницкий И. Нежин//Гимназия высших наук и лицей кн. Безбородко. СПб., 18812. С. 24.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

Между тем почти одновременно с Ундольским сочинениями Климента заинтересовались и некоторые другие исследователи: Π.И. Шафарик, О.М. Бодянский, М.П. Погодин. В 40-х годах, при недостатке в то время пародических изданий, очень часто научные вопросы и новые открытия обсуждались в письмах между объединенными общим интересом учеными. И вот литературная деятельность Климента становится предметом оживленной ученой переписки между Шафариком и русскими славистами. Когда, в исходе 1842 года, вышло в свет классическое Описание ркпп. Румянцовского музея Востокова, знаменитый чешский ученый обратил внимание на отмеченные здесь поучения Климента – святого, —536— епископа, мученика, папы – и, сопоставив их с данными болгарской легенды, пришел к выводу, что в русских библиотеках существуют многочисленные списки творений Климента, ученика Свв. Кирилла и Мефодия. В письме к Погодину от 25-го марта 1843 года он пишет: «сочинения Климента, епископа Болгарского († 916), должны лежать в России. Quaere et invenies. Наш Климент писал: 1) слова на все праздники; 2) похвалы и сказания о чудесах Пречистой Богородицы на дни ее праздников; 3) похвалу Иоанну Крестителю; 4) жития пророков и апостолов; 5) о подвигах мучеников и непорочном житии свв. отцов. Quaere – et habebis!» 4299 . А в письме к Востокову от 16-го апреля и в письме к Погодину от 17-го апреля 1843 г. он уже отмечает некоторые слова Климента на основании описаний рукописей Румянцовского музея и библиотеки Толстого 4300 . Между тем еще до написания Шафариком этих писем, в самом начале 1843 г., проф. Бодянский нашел два похвальных слова Климента, одно – бесплотным Михаилу и Гавриилу, а другое – на Преставление Пресв. Богородицы, в сборнике И.Н. Царского 362, XV в. (лл. 72 и 152). В первых числах марта Бодянский известил о своей находке Шафарика, но его письмо разошлось с письмом последнего о том же 4301 . Однако, ни Шафарик, ни Бодянский не имели ни малейшей претензии оспаривать честь первоначального открытия сочинения Климента у Ундольского.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010