е. согласно с религиозными и каноническими воззрениями того времени». „Мы выше доказали», говорит автор, „что подобное определение времени, т. е., на 14-е число, невозможно», – Мы напротив убеждены, что это вовсе не доказано; но посмотрим, что дальше. „Также невозможно», продолжает он, „полагать, что апостол Матфей не знал, в какой день приносили и ели пасхального агнца». Вот это – совершенно верно; но что же из этого следует? Не то ли, что свидетельство апостола и евангелиста Матфея надобно принимать прямо и решительно, как свидетельство современника и очевидца, и разуметь его так, как он сам разумеет? – Нет, у автора выходит совсем не то. – Извольте слушать: „Если же образованный человек», говорить г. Хвольсон, „написал бы теперь, что освобождение крестьян в России было обнародовано в 1843 г., или во время царствования Александра I-ro, то все скажут, что здесь находится погрешность в тексте, и что вместо 1843 г. и Александра I-ro, нужно 1863 г. и Александр II». Мы бы позволили себе заметить г. профессору Хвольсону, что не только образованный, но и просто грамотный человек не написал бы так, как он предполагает, и никто бы не поправил его так, как поправляет он, г- профессор, якобы стоящий на строго исторической основе: потому что всякий, если бы не помнил твердо времени столь общеизвестного исторического факта, то наперед справился бы в любом календаре, и нашел бы там, что этот достопамятный факт совершился и не в 1843 году, и не в 1863, а в 1861-м. Впрочем, положим, что это ошибка неважная, и притом, собственно говоря, к делу не относится, но мы опять спросим: к чему ведет такой небывалый пример? – „Если же Евангелист», говорит нам далее автор, – „тут дает определение времени, невозможное само по себе» (вот до чего дошло!) „и притом стоящее в явном противоречии и с его собственными последующими известиями и с известиями евангелиста Иоанна, не совершенно ли справедливо предположить, что в тексте, где находится это невозможное известие, вкралась какая-то ошибка» (еще лучше!).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Выпускники Академии ранжировались по академическим успехам. Владимир Семёнович закончил Академию в 1868 году восьмым. Перед ним в списке весьма известные люди, сведенья о которых можно найти в энциклопедиях. Первым в выпуске 1868 года был Иван Данилович Мансветов (1843-1885), - профессор гомилетики, литургики и церковной археологии в МДА. Главные труды его касаются церковной архитектуры, археологии, церковной истории, литургики. Вторым курс закончил Николай Александрович Елеонский (1843 - 1910), - экзегет, протоиерей, профессор богословия в Московском университете. Он занимался библейской географией, основным и нравственным богословием. Седьмым был Андрей Григорьевич Полотебнов (1843-1905), экзегет и духовный писатель,  преподавал в семинариях, гимназиях, в Константиновском Межевом институте в Москве. Является автором разнообразных богословских работ,  в том числе неожиданных, например, «Библия и астрономия». Интересно, что магистерские диссертации Маркова, Елеонского и Полотебнова составляли единый блок и выполнялись под руководством проф. по кафедре Священного писания, тогда архимандрита, а впоследствии епископа Курского Михаила.   Они касались критики против Ф. Х. Баура в отношении святых Евангелий, Марков - от Матфея,  Елеонский - от Марка, Полотебнов - от Луки. Все три работы вышли в свет в 1873 году. Статья «Баур» новой Православной энциклопедии [М., 2002, Т. 4, С. 389] ссылается на эти работы. Мы не знаем, сколь тесны были личные связи между соучениками, но налицо общность интересов. Также как и Мансветов, Марков интересовался и имел глубокие познания в церковной архитектуре и истории, что сыграло свою роль для его практической деятельности и научных трудов (об этом в следующей главе). С Елеонским Маркова, в том числе, объединяет интерес к церковной географии. В целом образ жизни выпускников Академии был весьма схож. Помимо преподавания все были писателями, проповедниками, общественными деятелями. За исключением рано скончавшегося Мансветова, все были священниками на приходах в Москве. Другой примечательной особенностью однокашников было редактирование журналов: Полотебнов - редактор журнала «Радость христианина при чтении Библии как слова жизни», Марков - редактор «Миссионера», еще один их сокурсник Н. П. Комаров - «Православного Благовестника».

http://bogoslov.ru/person/51198

Церковно-приходская школа, дейст­вующая с 3 декабря 1884 г., находилась в деревянном здании на каменном фунда­менте, снаружи обложенном кирпичом. " Размеры: длина 7 саж., ширина 3 1/3 саж., высота 4 1/2 арш. Окон 11, тесовые сени 4x10 арш., построена в 1900 г. " В 1913 г. прихожане с. Гагино подали прошение о замене разбитого колокола в 60 пуд на колокол весом до 110 пудов. По данным клировой ведомости за 1915 г., причт Спасского храма состоял из священника и псаломщика, которые по­лучали жалование 300 руб. и 100 руб. со­ответственно. Кружечных сборов в этом году получено 300 руб. Другим источни­ком содержании для причта служили проценты с капитала в 1 748 руб., поло­женного в банк разными лицами за по­миновение жертвователей. Земли при храме состояло: усадебной вместе с пого­стом 1 дес., пахотной 33 дес. В церковно­приходской школе в это время обучалось 30 мальчиков и 12 девочек. В должности старосты с 1905 г. состоял крестьянин Евфим Макаров. В приходе Спасской церкви состояло в с. Гагино 73 двора, в них 208 мужчин и 267 женщин; в д. Денисовка 56 дворов, в них 144 мужчины и 214 женщин; в д. Волхонщина 10 дворов, в них 24 мужчины и 28 женщин, а всего 139 дворов, в них 381 мужчина и 515 женщин. 4 мая 1922 г. из Спасского храма с. Гагино были изъяты 13 культовых предметов из серебра весом 7 фунтов 80 золотников: дарохранительница, крест, три тарелочки, дискос, звездница, лжица, потир, три ризы с икон, венчик с иконы. Храм закрыт в 1930-х гг. Впоследствии здание лишилось главки, была разрушена колокольня... В настоящее время трудами местных жителей сохранившаяся часть храма отремонтирована снаружи и внутри и в ней периодически совершаются богослужения. Священно- и церковнослужители храмов Спаса Нерукотворного Образа и Архистратига Михаила: Священники: Диомид - уп. 1708 г., Диомидов Лукеллиан — уп. 1734 г., Лукеллианов Никита - 1734-1781 гг., Никитин Иоанн - 1781-1785 гг., Ефимов Николай - 1785-1789 гг., Филиппов Кирилл - 1790-1834 гг., Иоаннов Ермил - 1834-1838 гг., Виноградов Алексий Трофимович - 1838-1874 гг., Грацианский Алексий Михайлович - 1874-1908 гг., Юрьев Василий Михайлович - 1908-1913 гг., Грацианский Алексий Алексиевич - 1914-1919 гг. Диаконы: Топовский Тимофей Анисимович - 1800-1843 гг., Куракин Николай - 1848-1850 гг. Дьячки: Иванов Василий - 1795-1810 гг., Васильев Тимофей - 1814-1815 гг., Тимофеев Иван - 1826 г., Сапогов Павел Семёнович - 1834-1843 гг., Гаевский Василий Ермолаевич - 1857-1871 гг. Пономари: Тимофеев Андрей - 1802-1815 гг., Тимофеев Ефим - 1819-1820 гг., Кириллов Алексей - 1816-1843 гг., Диаконов Матвей Васильевич - 1865-1876 гг. Псаломщики: Диаконов Матвей Васильевич - 1876-1905 гг., Диаконов Александр Матвеевич - 1905-1915 гг.

http://sobory.ru/article/?object=40208

Обзор. Кн. 2. С. 337-340; Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Рос. Церкви с прил. их кр. жизнеописания. М., 1843. С. 33-34; Макарий (Миролюбов), архим. История Нижегородской иерархии: (1672-1850). СПб., 1857. С. 110-127; он же. Сб. церк.-ист. и стат. сведений о Рязанской епархии. М., 1863. С. 107, 122-123; Агнцев Д. И. История Рязанской ДС: 1724-1840. Рязань, 1889; Титов А. А. Терюшевский бунт//Рус. обозр. 1893. Авг. С. 745-762; Сент. С. 304-318; Окт. С. 799-814; Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии с древнейших времен до наст. времени: Кр. биогр. очерки. Новгород, 1897. С. 84-99; ЖПодв. Март. С. 141; Арзамасская Высокогорская пуст.//Рус. паломник. 1916. 20. С. 308-310; Светлов Г. И. Кр. очерк истории Новгородской ДС. Пг., 1917. Вып. 1; Солодовников Д. Д. Переяславль Рязанский: Прошлое Рязани в памятниках старины. Рязань, 1922, 1995. С. 69, 151-152. Д. Б. Кочетов, А. К. Галкин Иконография Известно 3 эстампа с изображением Д. Наиболее распространенный портрет награвирован ок. 1843 г. Ф. Алексеевым по заказу П. П. Бекетова в технике пунктира (для изд.: [Бекетов П. П. ] Портреты именитых мужей Рос. Церкви, с прил. их краткого жизнеописания. М., 1843). Это поясное изображение иерарха в овале, вполоборота вправо, в архиерейской мантии и белом клобуке с крестом, с благословляющей десницей и жезлом, на груди панагия. К тому же типу изображения принадлежит литография сер. XIX в., изданная И. Х. Дациаро, с подписью мастера: «L. Loire» ( Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 289). Др. гравюра пунктиром нач. XIX в. работы А. А. Осипова (напр., в собрании ЦАК МДА), по указанию Д. А. Ровинского ,- изображение сщмч. патриарха Ермогена, в мантии и белом куколе, с ошибочной подписью имени Д. ( Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 1. Стб. 700). Графический портрет Д. (карандаш, соус) находился в числе 302 портретов рус. деятелей в специальном помещении Румянцевского музея, живописное изображение - в Александро-Невской лавре в С.-Петербурге (Там же. Т. 4.

http://pravenc.ru/text/178171.html

О. архимандриту Паисию изъявите мою искреннюю за его духовную и доброжелательную беседу. О. архимандриту Феофилу также скажите, что я искренно благодарю его и желаю ему в немощи его возмогать упованием на Господа. Апр. 15-го 1843. 369 На француза вы, о. наместник, кажется, довольно прогневались, да и меня едва ли не подозреваете в том, что я сложился с помыслами француза. Но я вам сказал, что одно только из его обвинений может иногда оказаться не совсем не основательным, именно, что в праздник иногда поют с излишним вниманием к искусству, и потому с ущербом внутреннего внимания. Сие однажды случилось мне, заметить в пении славословия в праздник, в сравнении с пением того же славословия на полупраздничной всенощной дня Полтавской победы. Что касается до прославляемого в Москве пения: недостаток, о котором говорю, в нем всегдашний и в превосходной степени. Прочие клеветы француза пересказал я не так, чтобы для меня нужно было опровержение, но в том соображении, что они могут действовать на незнающих дела вблизи, и предубеждениями приготовленных к вниманию клевете. Не впадайте и вы в клевету на аббата. Француз, который написал на русских многое невежественно или несовестно, есть Мармье учитель королевских детей. Апр. 15-го 1843 г. 370 Дабы не тща отслать Наума, на ум пришло мне написать вам, о. наместник, не обходите ли вы пострижением находящегося у меня при церкви послушника Павла, который давно здесь служит и, сколько я вижу, живет смирно. Вы могли бы взять его в лавру и постричь, а у меня оставить Александра, который и читает явственнее. Рассудите о сем. Клементьевский протоиерей правду говорит, что весеннее молебствие о плодоношении распоряжено было единовременно, ибо и сие, как я думаю, сказывал вам, испрошено в С. Синоде не без затруднения. Но вы хорошо сделали, что заставили его молебствовать. Мир вам и братии. Апр. 23-го 1843 г. Вспомнилось пересказать вам сказание о покойном владыке Серафиме. Вы помните дело о иконе Божией Матери Казанской, в Симонове, и знаете, что писал я по требованию С. Синода в прошедшем сентябре, ссылаясь на мое прежнее мнение, что время облегчить прежнее строгое предписание. Сказывают, некоторый отзыв Государя Императора побудил, наконец, членов С. Синода взяться за сие дело и утвердить мое мнение, несмотря на постоянное противное мнение Первенствующего члена. Составили протокол, подписали все и чрез протоколиста представили владыке, сказав, что они нашли нужным решиться на сие, каково бы ни было его мнение. Он сказал несколько слов, сообразных с прежним его мнением, но обещал уважить общее согласие прочих: „оставь у меня до завтра». Но это завтра был день кончины его и он не подписал определения, исполнение которого и до сих пор не видно. 371

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Vishnevskii continued in his teaching post at the Kazan Seminary until 1842. Apart from teaching philosophy, from September 1833 to 1839 he taught a ‘Scripture reading’ class and from September 1839-40 he taught catechism on Sundays to the seminarians. In February 1841 he became Acting Rector of the Seminary but on the 25th January 1842 was dismissed as Rector due to an incident in which two seminarians robbed a monk at the Archbishop’s house. This put an end to Vishnevskii’s academic teaching career as he was deprived of the right to teach in church institutions, but his teaching and scholarly talents were channelled in other directions. 1843-1859 Vishnevskii as a missionary among the Chuvash and Mari peoples From 1843-59 time Vishnevskii was an official ‘missionary’ in the Kazan diocese working among the Chuvash and Mari. According to Case (delo) No. 938 of the Synod dated June-October 1843, Archimandrite Amvrosii of the Raifa monastery and Igumen Varsonofii were discharged as missionaries on health grounds and Fr Viktor Vishnevskii and Fr Vasilii Orlov were appointed in their place.  They were considered ‘capable of missionary work due to their good behaviour and the knowledge of local languages and customs’. During this time Vishnevskii was also a member of the Kazan Consistory, and in 1854 he was assigned to serve as priest in the Cathedral of the Annunciation in Kazan by Archbishop Grigorii Postnikov. His writings during this period include his missionary reports, travel notes, an ethnographic essay, ‘On the religious beliefs of the Chuvash’ published in 1846, and a series of teachings for use by priests working in Chuvash parishes explaining the errors of the ‘Old Chuvash faith’ from an Orthodox point of view. These ‘Teachings on the vanity of the Chuvash superstitions, compiled for the instruction of Newly-Baptized Chuvash of the Kazan diocese’, compiled in 1846 took the form of 11 model talks in Russian and Chuvash. Vishnevskii tried to get them published but failed. Around 1846 he wrote a ‘Catechism’ in Chuvash which was also not published.

http://bogoslov.ru/article/2264367

Вследствие этого Святейшим Синодом определено эту мою рукопись препроводить при указе тем ставропигиальным архимандритам, «предписав им притом, чтобы они в тех случаях, где покажется потребным в исторических изысканиях, имели содействие священника Диева, в котором заметны основательные о сем предмете сведения и особенное к тому усердие, входили с ним сами в непосредственное сношение». Ободренный таким лестным для меня вниманием, почел я необходимым все иерархические каталоги поверить с летописями и актами. Поэтому в апреле 1843 года и представлена мною тоже через Синодального обер-прокурора Святейшему Синоду поверка каталога митрополитов всея России, начиная с Михаила и Леонтия по 1147 год. Эта поверка при указе того года препровождена для соображения тем архимандритам Феофану и Аполлосу, равно и продолжение той моей поверки по 1368 год, представленное мною в исходе того 1843 года, о каковых распоряжениях Святейшего Синода, по определению оного, и дано мне знать указами через епархиальное начальство 1843 года апреля 30, 1844 марта 31. Около 1848 года оба ставропигиальных архимандрита оставили Москву: Феофан переведен в другой монастырь, а Аполлос отбыл на покой в ростовский Яковлевский монастырь. По этой причине для приведения Истории российской иерархии в лучший порядок Святейший Синод определил в каждой епархии составить особые комиссии, чтобы для этого назначить нескольких лиц известной учености, для чего и напечатана была программа о том, какими именно предметами должен ограничиться этот труд под заглавием «Церковно-историческое в статистическое описание епархий». Все исследования этих епархиальных комиссий предоставлены рассмотрению главной комиссии, учрежденной в Москве под председательством Московского митрополита Филарета, чтобы здесь составить полную Историю российской иерархии. В состав полного описания епархий должны войти 8 статей: 1. Начало и распространение христианства в епархии. 2. Время учреждения оной. 3. Иерархия в непрерывном порядке с жизнеописанием архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

18 . Горский А. В. Жития свв. Кирилла и Мефодия//Кирилло-Мефодиевский сборник: в память о свершившемся тысящелетии славянской письменности и христианства в России. М.: М. П. Погодин, 1865. 19 . Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1842; 1852; 1857; 1873; 1890. 20 . Горский А. В. История Евангельская и Церкви Апостольской. М., 1883. 21 . Горский А. В. Кирилл II, митрополит Киевский и всея России//Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. Ч. 1. 1843. 22 . Горский А. В. О древних канонах святым Кириллу и Мефодию, по Синодальному списку//Кирилло-Мефодиевский сборник: в память о свершившемся тысящелетии славянской письменности и христианства в России. М.: М.П. Погодин, 1865. 23 . Горский А. В. О святых Кирилле и Мефодии//Москвитянин. 1843. Ч. 3. 6. 24 . Горский А. В. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума, составленное А. Востоковым//Москвитянин. 1843. Ч. 2. 4. 25 . Горский А. В. Памятники духовной литературы времен великого князя Ярослава I//Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. Ч. 2. 1844. 26 . Горский А. В. Святой Алексий, митрополит Киевский и всея России//Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. Ч. 6. 1848. 27 . Горский А. В. Святой Петр, митрополит Киевский, и его исповедание веры//Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. Ч. 2. 1844. 28 . Горский А. В. Слово на день памяти свв. Кирилла и Мефодия//Кирилло-Мефодиевский сборник: в память о свершившемся тысящелетии славянской письменности и христианства в России. М.: М. П. Погодин, 1865. 29 . Горский А. В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки: в 3 отд. М., 1855–1917. Отд. 1: Священное Писание . М., 1855; Отд. 2: Писания святых отцов: в 3 т. М., 1857–1862; Отд. 3: Книги богослужебные: в 2 т. М., 1862–1917. 30 . Гражданин. 1876. 4. 31 . Дневник А. В. Горского//Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. Ч. 34, 35. 1884.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Снисходя к этому их желанию, правительство позволяло устроять и само устрояло единоверческие храмы, где только было это возможно. Таких единоверческих церквей в Пермской епархии построено было (до 1845 года включительно) 46. Воскресенская в Воскресенском с. – 1691 (года) Спасская в Екатеринбурге – 1805 Свято-Троицкая, в Екатеринбурге – 1818 Спасо-Никольская в Неволинском с. – 1829 Рождество-Богородицкая в Сосновском с. – 1832 Николаевская в Пыскорском селе – 1832 Св. Стефана В. Пермск. в с. Ильинском – 1833 Св.-Троицкая в Юго-Кнауфском з. – 1833 Введенская в с. Воробьевском – 1834 Никольская в Н. Тагильск. з. – 1834 Иоанно-Богословская в з. Буевском – 1834 Казанской Божией Матери в Евгинс. с. – 1835 Васильевская в Вознесенском с. – 1835 Покровская в Молебском зав. – 1835 Петропавловская в зав. Бымовском – 1835 Никольская в зав. Рождественском – 1835 Покровская в с. Иванищевском – 1836 Покровская в Вороновском с. – 1836 Христорождественская в с. Посадском – 1836 Вознесенская в с. Яланском – 1836 Свято-Троицкая в с. Сретенском – 1836 Петропавловская в зав. Камбарском – 1836 Св.-Троицкая в Ревдинском зав. – 1836 Предтеченская в зав. Курашимском – 1838 Христорождественская в зав. Верх-исетском –1838 Покровская в Казановском с. – 1838 Св.-Троицкая в зав. Иргинском – 1838 Успенская в Режевском зав. – 1839 Св.-Троицкая в г. Шадринске – 1839 Благовещенская в с. Ильинском – 1839 Свято-Троицкая в Сылвинском с. – 1839 Екатерининская в Екатеринбурге – 1839 Вознесенская в Верхне-Уфалейском зав. – 1840 Иоанно-Богословская в Богословском с. – 1840 Христорождественская в Шайтанском с. – 1840 Пророко-Ильинская в В. Тагиле, зав. – 1841 Крестовоздвиженская в Ольховском с. – 1841 Св. Троицкая в Н. Тагиле, зав. – 1842 Никольская в Н. Салдинском зав. – 1842 Рождество-Богородицкая в Богородском с. – 1842 Успенская в г. Перми – 1843 Покровская в Русановском с. – 1843 Св.-Троицкая в Григорьевском с. – 1843 Успенская в Нейвинско-Рудянском с. – 1844 Рождество-Богородицкая в зав. Невьянском – 1844 Казанской Божией Матери в зав.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

И поэтому мы отклоняем до времени желающих из них креститься. Теперь главная моя забота есть и будет о том, чтобы состроить для них церковь . Иконостас будет употреблен один из присланных графиней Орловой. Семинария уже заложена и можно надеяться, что через год будет готова. На будущий год я опять собираюсь проехать по Камчатке, и потому, если будете писать мне, пишите прямо в Петропавловск. Ныне я прошу прислать ректора для новооткрывающейся семинарии, который между прочим мог-бы быть и моим преемником. Кого-то и какого-то Господь пошлет 98 . Прошу извинить, более писать не имею времени. Конечно, такая причина Вас удивит. А вот она: письмо к Вам я не успел написать в Новоархангельске, думая сделать это в Камчатке, а тут дел множество, а почта на днях отходит. Простите, вперед не буду. Прошу объявить мой искренний поклон дому Мальцевых, а также Аврааму Сергеевичу Норову . Я ему ныне не писал. Прощайте. Господь с Вами! Молитесь обо мне, Вам искренно преданном, покорнейшем слуге Иннокентий, Е. Камчатском. июня 11 дня 1843. Камчатка. Письмо 55 Высокопреосвященнейший Владыко 99 , Милостивейший Архипастырь и Отец. К немногим сведениям о наших посильных действиях по службе, препровожденным мною к Вашему Высокопреосвященству прошедшего года, могу присовокупить еще немногое. Слово истины на северных берегах Америки начинает распространяться более и более. Священник Головин был там и прошедшего (1844) года и в бытность свою имел случай видеть окрещенных им в первое там пребывание (1843 года) почти всех, и в их селениях. И благодарение Господу, ежели не все, то очень многие из них помнят и стараются исполнять данныя ими при крещении обещания; отступлений на прежний путь язычества не слышно; а некоторые из них, более проникнутые словом истины, старались передать свои понятия о христианстве своим язычествующим собратиям и тем убедили многих к принятю крещения. Квихпакская церковь , по сентябрь 1844 года состояла более нежели из 270 душ туземцев, а с заезжими до 300,-тогда как в 1843 году там не было и 30 христиан, и то заезших; а туземцев было только 4,-те самые, о которых мною было донесено Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010