—279— демию для напечатания в академическом журнале. Опускал он при этом из писем преосвященного Иннокентия лишь то, что не имело общеназидательного значения, общего интереса 1932 . Таким образом мы имеем целый ряд, с одной стороны, писем митрополита Филарета к ректорам академии о напечатании тех или других писем преосвященного Иннокентия в академическом журнале, а с другой, – писем преосвященного Иннокентия, напечатанных в академическом журнале. Ряд этот тянется с самой первой части академического издания за 1843 год и по 1856 год. При том нужно иметь в виду, что за означенные годы академический журнал имел весьма большое распространение среди читающего общества. Так, ещё от 4 марта 1843 года митрополит Филарет писал к ректору академии архимандриту Евсевию 1933 : „Посылаю вам, отец ректор, письмо преосвященного Камчатского. Я перечертил карандашом то, чего не надлежит касаться. Из прочего выбирайте, что вам покажется достойным известности с приличием“ 1934 . Дело касается одного из самых первых, весьма интересного письма преосвященного Иннокентия, писанного по прибытии из Европейской России к месту нового служения в сане епископа, перед совершением первого путешествия по епархии, от 30 апреля 1842 года, из Америки 1935 , и поме- —280— щённого в одной из первых книжек Прибавлений к Творениям св. Отцов за 1843 год. „Наконец, слава Господу. Богу! – читаем в этом письме, – я, милостью Его, заступлением Пресвятой Девы и молитвами святых и вашими, в Америке! Теперь расскажу вам о путешествии и прибытии нашем в Америку и проч. 20 августа 1841 года, – в один из самых лучших дней, – мы вышли из устья реки Охоты, на бриге Охотск, при самых благоприятных обстоятельствах, и направили путь наш к одному из островов Курильского отдела – Симусиру. 2 сентября подходили к острову Симусиру, и я посылал священника на берег для назидания живущих там Русских и Алеутов (природных жителей на сём острове нет, они все на Шумшу – втором острове) и исправления треб. Того же дня, вечером, мы оставили остров и пошли прямо в Ситху.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Again, the Church authorities counseled the crypto-Christians to wait and not reveal themselves. This decree concerned only the freedom of the professed Christians; nowhere did it say that Muslims could abandon their faith and follow another religion. In theory, the traditional edict of Malik Ibn Anas of 795 AD still held: Mohammed the Prophet had decreed that apostasy from Islam was punishable by death. The uncertainty lasted for five years, the hierarchs justifiably uneasy over the arrest and imprisonment of several Armenian crypto-Christians resident in Turkey, who had openly declared their religion at the time of the decree. This also occurred in Trebizond, where, in 1843, an Armenian Christian still awaited trial. In Kromni and other crypto-Christian areas, however, the mullah-priests were under pressure to clarify the situation. Kromni was now filled with beautiful churches built by the professed Christians but the crypto-Christians could not visit them, and reluctantly continued to pray in their underground chapels. In 1843, the Kromneans insisted that Mullah Molasleyman, now 83 years old, but still active, in good health, and the acknowledged spokesman for the crypto-Christians of Kromni, go to Trebizond to meet secretly with Metropolitan Konstantinos III to discuss the matter. At this time the governor of Trebizond was another Osman Pasha (1839- 1843) – not the one who had saved the Christians in 1921. Mullah Molasleyman arrived in the city around Pentecost, staying with his brother in the Trebizondan neighborhood of Molos. The metropolitan was notified of his arrival, and at their meeting the mullah explained that the crypto- Christians were becoming impatient, and he could not answer for their secrecy much longer. The metropolitan and the mullah agreed to wait for the verdict in the approaching trial of the Armenian; in any case, the Kromneans would do nothing until the mullah’s return. On Pentecost, the mullah served liturgy in the secret chapel of the house in Molos, attended by the families of his two brothers and crypto-Christian relatives from Trebizond. He gave them Holy Communion and advised everyone to go to sleep early, because, according to custom, on the following day, the Monday of the Holy Spirit, it was forbidden to sleep the entire day in honor of the descent of the Holy Spirit.

http://pravoslavie.ru/35718.html

1843 1 января. Служение литургии и молебна в Чудовом монастыре в день рождения великой княгини Елены Павловны. Проповедь произнесена священником церкви свт. Антипия Пречистенского сорока Иваном Федоровым (МВ. 1843. 3. С. 19). Письмо M. М. Тучковой: «Что Е[вфросиния] старается увлечь от вас некоторых сестер – о том не скорбите. Расположенные жить у вас в мире и единодушии не пойдут. А которые пойдут – те не таковы, и следственно не нужно удаление их почитать потерей, а действием провидения Божия, вас облегчающего и общество ваше очищающего. Если же и благорасположенная увлечется прельщением, то может раскаяться и возвратиться с большим смирением» (Письма к игумении Марии. С. 65–66. 49). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Письмо сие доставит Вера Алексеевна Муравьева, знаемая князю Александру Николаевичу и в скорбной ее жизни получившая от него христианское подкрепление и утешение. Побеседуйте с нею о душевной пользе и утешении и споспешествуйте, чтобы ее пребывание в Лавре приобрело ей благословение Преподобного Сергия» (Письма преподобному Антонию. С. 286. 358). 2 января. Письмо обер-прокурору Св. Синода графу H. А. Протасову по поводу литографированного перевода Св. Писания: «Поскольку на главный предмет доноса свидетелей нет, то к открытию истины не представлялось инаго средства, как тщательное выспрашивание прикосновенных обстоятельств и умножение подробностей, которыя бы могли быть поверены посредством других лиц и некоторых документов и которыя бы согласием и сообразностию во всех частях показывали некоторый признак правды или несообразностию обличали неправду показуемаго. Совещание сие осталось словесным; и прикосновенных к делу положено призывать порознь пред самым вопрошением, дабы устранить всякое приготовление и взаимное соглашение» (Донесения и письма. 1891. С. 19). 3 января. Резолюция на рапорте исполняющего должность благочинного о пожаре в церкви села Подберезников: «Предписать благочинному, чтобы убеждал священника и прихожан исправить повреждения в храме, и, когда сие исполнено будет приличным образом, тогда, по освидетельствовании благочинным, по освящении воды и окроплении оною всего храма и по прочтении молитвы, положенной на обновлении, возобновить священнослужение» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 99. 9787).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Серафима) к обер-прокурору Св. Синода, графу Н. А. Пратасову замечания, представленные членами комитета, с общим заключением, в котором все, поименованные в указе Св. Синода (14 мая 1825 г.), книги разделены на два разряда: к первому отнесены книги вредные и опасные: Воззвание к человекам, Таинство креста, Путь ко Христу, Победная повесть, Письма к другу и Сионский Вестник; только в двух из них нет прямой хулы на церковь и правительство, но зато одна из них (Письма к другу) проповедует масонство, магию, а другая (Путь ко Христу) – мрачные начала розенкрейцеров или химических философов, у которых все духовное идет по физическим законам стихий, а не по слову Божию, не по закону благодати. Ко второму разряду отнесены остальные книги: в них, по заключению комитета, не видно злой политической цели, но они все вообще исполнены заблуждений квиетизма, эманатизма, излишней свободы ума в рассуждении веры, и весьма ясно проповедуют то, что противно свящ. писанию и вообще православному учению веры. По общему заключению комитета, „самая строгая истина оправдывает те мудрые, давно принятые духовным и гражданским правительствами, меры к изъятию оных от всякого употребления; и потому комитет полагал бы привести в исполнение в отношении их такую меру, чтобы они вовсе были уничтожены как плевелы, которых ни под каким видом нельзя оставить растущими до жатвы на благодатной ниве единой, святой, соборной, апостольской, православно-католической всероссийской церкви“. Святейший Синод (22 апреля 1843 года) поручил это донесение на предварительное рассмотрение митрополиту Антонию, который (8 июня 1843 г.) представил, что мнение комитета, относительно сих книг, он признает основательным, а потому полагает истребить их посредством сожжения. 1-го сентября 1843 года состоялось синодское определение: рапорт сей доложить Святейшему Синоду впредь, когда будет назначено. – В другой раз дело Доложено было 20 декабря 1844 г. и снова состоялось определение: дело сие доложить в будущем 1845 году. – В декабре 1846 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Если нужно дать ему от меня пособие теперь или по времени – сделайте сие. Мир вам и братии. Авг. 10 1843. 381 Мир вам, о. наместник, и братии. Радуюсь, что многие чтут время, освященное в честь Преобразившегося Господа и Пречистой Матери Его, взыскуют общения с Ним в таинстве. Молдованцам носить рясы и камилавки Бог благословит. То, что вы называете записями об освящении храмов, – суть антиминсы. Когда их нашли? Если прежде, почему не донесли мне тогда же? Где делись святые мощи? Мне надобно знать все сие от вас или от благочинного. Не забудьте, если я забуду. Антиминсы же возьмите в лаврскую ризницу до меня и покажите мне на месте. Деревянную церковь желательно сохранить. Не придумаете ли, как могли бы мы сие сделать? Монахов к посвящению не очень благовременно прислали среди недели и пред праздником, который, и кроме посвящения, служением обилен. Потому не гневайтесь, если один из них останется до 16 дня. Праздник ваш да будет благоугоден Царице Небесной, купно с Ее Сыном и Богом. О сей же и для нас благодати молите Матерь милосердия. Перерва. Авг. 12 1843. И это требует поверки и объяснения, что антиминсы показываются найденными под престолом. Они нашивались на срачице, на поверхности престола. 382 Ведомо да будет Вам, о. наместник, что Рафаила, по сроке отпуска не явившегося, синодальная контора ищет, и Симоновский архимандрит кажется, не доволен, что его, как он говорит удержали от путешествия в Тверскую епархию, где он нашел бы место. О сказанном вами мне у дверей, при выходе моем из лавры, желательно было бы мне иметь некоторое объяснение для моего удостоверения. Если бы вы сказали мне, из какого источника заимствовано сказанное – сие было бы, думаю, мне полезно, и никому не вредно. Дело в том, чтобы вернее решить, что делать, или чего совсем не делать а не в том, чтобы кем-нибудь быть довольну или не довольну. Слава Богу о всем. Мир всем. Мир вам и братии. Авг. 17-го 1843. 383 Скажите, о. наместник, г. Краснопевкову, что по письму его я писал к графу. Официальный путь делу лежал бы чрез Академическое Правление, но тут произошла бы преждевременная гласность и могло быть потеряно время. Возможное от меня мною сделано. Господь да сотворит благое и полезное.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В 1840 г. в Веллингтон прибыл пресвитерианин Дж. Макфарлан из Церкви Шотландии, в 1844 г. в том же городе была открыта 1-я шотл. церковь (ныне ц. св. Андрея). В 1853 г. в Веллингтоне учреждена 2-я пресвитерианская церковь (ныне ц. св. Иоанна). На Южном о-ве пресвитериане образовали ассоциацию свободных шотл. церквей, к-рая сыграла важную роль в становлении поселения в р-не Отаго. В Окленде 1-я пресвитерианская служба была проведена в 1842 г., а в 1849 г. была открыта ц. св. Андрея. В 40-х гг. в Н. З. появились первые баптисты, в 1851 г. в страну прибыл 1-й баптист. свящ. Децимус Доламор из Англии. Он поселился в г. Нельсон и в том же году основал баптист. церковь. Доламор сыграл важную роль в религ. законодательстве, позволившем баптист. священнослужителям проводить брачные обряды (до 1854 это могли совершать только англикан. и католич. священники). В 1840 г. миссионер Барзиллай Куаифе основал Конгрегациональное товарищество Новой Зеландии. В 1842 г. Йонас Вудворд основал в Веллингтоне конгрегациональную церковь. В 1851 г. конгрегациональная церковь была учреждена в Окленде, в 1862 г.- в Данидине, в 1894 г.- в Крайстчерче. С 1843 г. в Н. З., гл. обр. в регионе Аппер-Моутере близ Нельсона, селились немцы-лютеране. Для их окормления, а также для ведения проповеди среди маори стали прибывать лютеранские миссионеры из Германии (Карл Фёлькнер, Йоханн Рименшнайдер, Йоханн Волерс, Йоханнес Хайне и др.) при поддержке Бременского северонемецкого миссионерского об-ва. В 70-х гг. XIX в. в Н. З. стали селиться также выходцы из Скандинавии, исповедовавшие лютеранство. Однако широкого распространения эта религия в Н. З. не получила, к 1900 г. в стране насчитывалось ок. 450 лютеран. В 1842-1852 гг. число европейцев в Н. З. увеличилось с 10,9 до 18,2 тыс. чел. Агенты правительства скупали маорийские земли на еще более жестких условиях, чем делали это колонисты до 1840 г. Маори, ставшие объектом эксплуатации со стороны брит. акционерных компаний и англо-новозел. землевладельцев и промышленников, поднялись на вооруженную борьбу. Начался период маорийских войн - с 1843 по 1872 г., который делится на несколько этапов: 1843-1846 гг.- разрозненные военные действия отдельных племен; 1846-1853 гг.- относительное затишье; 1854-1859 гг.- движение за объединение маорийских племен и подготовка более организованного сопротивления; 1860-1864 гг.- движение кингитанга (война под рук. единого «маорийского короля» Тафиао, правившего в 1860-1894); 1864-1868 гг.- движение паи-марире; 1868-1872 гг.- последний этап маорийских войн.

http://pravenc.ru/text/2577757.html

Церковь Успения Пресв. Богородицы в Вевисе. 1839–1843 гг. Фотография. 2013 г. Церковь Успения Пресв. Богородицы в Вевисе. 1839–1843 гг. Фотография. 2013 г. Оригинальна по композиции 5-главая ц. Покрова Пресв. Богородицы в пос. Букишкес близ Вильнюса. Основной объем кубический, 2-ярусный притвор без звонницы завершен треугольным фронтоном, фасады - большими полуциркульными закомарами, луковичные главки на шатрах венчают небольшие угловые компартименты. С востока примыкает большая трапециевидная в плане апсида. Тоновская соборная одноглавая ц. во имя Св. Троицы в Укмярге имела ярусную колокольню, увенчанную малым шатром, и фасады с 3 килевидными кокошниками каждый; ц. вмч. Георгия в Гейсишкесе Вильнюсского р-на (1865-1866) - одноглавая, центричная, с низкими ризалитами, без колокольни. Успенская ц. в Вевисе (1839-1843) - одна из первых в русском стиле. Ее центричный объем, близкий в плане к греческому кресту, венчается большим барабаном над средокрестьем и луковичным куполом; храм имеет отдельно стоящую 3-ярусную колокольню с шатровым верхом. Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в Тракае (1862-1863) представляет собой восьмерик с высоким шатром и мощной 3-ярусной шатровой колокольней, вариант такого типа - шатер без барабана, «продолжающий» кровлю (Воскресенская кладбищенская ц. в Каунасе (1862, в 1921-1935 собор). К 5-главым храмам Тона восходят композиции глав в ц. св. кн. Александра Невского в Ужусаляе (1864-1866): основной объем имеет невысокие ризалиты большого выноса, украшенные, как и притвор, килевидными кокошниками. Пять миниатюрных глав ступенчато расположены на своеобразном постаменте над основным объемом, шатровая колокольня поставлена над трапезной в 2 оси. Церковь св. кн. Александра Невского в Кибартае отличается центричной вертикальной шатровой композицией, оригинальной звонницей-стеной псковского типа на кубышках над притвором, богатым тоновским декором, в частности килевидными кокошниками, к-рыми оформлен и граненый барабан. Необычный проект ц. во имя св.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

В конце января 1883 года Государь писал Победоносцеву: «Прочтите эти два замечательных письма В.А. Жуковского к покойному батюшке. Я уверен, что с тем же удовольствием и с тем же чувством прочтёте их, как и я. Конечно, письмо от 30 августа 1843 г. из Берлина, в особенности, замечательно именно тем, что оно от Жуковского, личности столь честной, правдивой и светлой. Тогда подобные личности были не редки, а теперь это огромная редкость, а пожалуй, и есть, да из ложного стыда скрываются. По прочтении верните мне письма обратно». Победоносцев 1 февраля писал: «С сердечною благодарностью возвращаю Вашему Величеству письма В.А. Жуковского. Поистине это была простая, чистая и ясная душа, – и вся она сказывается в письме от 30 августа 1843 г. 3 Когда читаешь это письмо, невольно обращаешься в той эпохе, когда оно было написано – 40 лет тому назад. Это было самое ясное и блестящее время царствования императора Николая I. Многое вокруг поэта было просто и ясно; просты и ясны казались и те задачи жизни, которые с тех пор усложнились и запутались невообразимо. Есть времена, когда дорога впереди стелется широкой стезёю, и видно куда идти. Есть другие времена, когда впереди туман, вокруг болота. То время и нынешнее, – какая разница – точно весь мip вокруг нас переменился. Невольно приходит мысль: эта простая душа, эта ясная мысль – как выразилась бы у Жуковского, если бы он писал не в 1843 г., а хотя бы двадцать лет спустя? И Богу не угодно было, чтобы он дожил до того времени, когда его державный воспитанник стал императором и вступил в дело. Кажется, для покойного государя и для всей России было бы неоценимым благом присутствие – только присутствие – человека с такою душой, с прямым и ясным взглядом русского человека на дела и людей. С Жуковским, – и может быть с ним только одним, – покойный государь в состоянии был бы говорить прямо, без малейшей тени, и принял бы слово от него с полным доверием. Жуковский ясным чутьём своим понял бы все, что было фальшивого во многих мерах, которые представляли государю в эпоху реформ, и указал бы на опасность, грозившую тем основным началам правления, которые он так просто и ясно излагал в письме своём. И когда вспомнишь, как люди в ту пору – в середине 60-х годов – решали судьбу этих реформ, пожалеешь человеческим рассуждением, что Жуковского не было. Но видно так было Богу угодно, чтобы не было ни его, ни ему подобных».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

По решению конференции в июне 1841 г. стала практиковаться организация Ассоциаций сторонников второго пришествия. До исхода 1843 г. такие Ассоциации (общества) появились во многих городах Новой Англии. Устав их сводился к одному лишь требованию: вера в скорое пришествие Христа и желание нести весть об этом грядущем событии. Каждый член Ассоциации должен был ежемесячно вносить определенную сумму для поддержания деятельности организации. Члены ассоциации одновременно продолжали оставаться в своих Церквях и наряду с участием в собраниях местных миллеристов, они посещали и свои церковные богослужения. К 1843 г. почти вся Америка поверила, что «славное пришествие Божьего царства близко, при дверях. Обращение всего мира больше уже не казалось «отдаленным видением вдохновенных пророков». 199 Атмосфера эсхатологических ожиданий захлестнула Америку тех лет. Даже впоследствии, когда расчеты миллеритов, казалось, были опровергнуты самой реальностью, население США не спешило расстаться со своими милленаристскими настроениями, в свете которых они воспринимали все происходящие в Америке события. В апокалиптических, эсхатолого-хилиастических красках и тонах воспринимали американцы и гражданскую войну северян и южан вскоре после смерти Миллера. Многие из американцев видели в армии Северных штатов, которая к тому времени одержала ряд побед над раскольниками-южанами, сторонниками рабства, одно из Божьих средств приближения Христа, в результате чего весь мир обратится и начнется тысячелетнее царство. Известная американская писательница Джулия Уорд Хоу, увидев военный парад северян, многочисленные шеренги их солдат, браво марширующих под звуки военных труб, написала слова, известные в историко-религиозной литературе: «Глаза мои видели славу пришествия Господня... Я видела Его в сигнальных кострах сотен военных лагерей вокруг». 200 Она была уверена в скором втором пришествии Иисуса Христа. И не одна в те годы она. К этому времени миллеритское движение значительно возросло. В 1843 г., когда оно достигло своего апогея, когда в его ряды вливались не только простые верующие, но и служители различных Церквей, ведущие проповедники, оно стало насчитывать примерно 150 тысяч последователей при населении страны в 18 млн. человек.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

Нектарий (Надеждин), архиеп. Харьковский и Ахтырский. Гравюра. Кон. XIX в. (Надеждин Николай Самуилович; 30.11.1819, г. Моршанск Тамбовской губ.- 7.09.1874, Харьков, ныне Украина), архиеп. Харьковский и Ахтырский. Род. в семье диак. Самуила Ивановича Надеждина. В кон. 1860 г. пребывавший на покое еп. Иеремия (Соловьёв) постриг диак. Самуила в монашество с именем Феоктист. Впосл. архим. Феоктист был настоятелем нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня монастыря . Н. Надеждин обучался в Тамбовской ДС, в 1839-1843 гг.- в КДА; окончил академию магистром, 26-м по разрядному списку. 22 окт. 1842 г. ректором архим. Димитрием (Муретовым) пострижен в монашество с именем Нектарий в честь прп. Нектария Киево-Печерского, 25 дек. рукоположен во диакона, 14 авг. 1843 г.- во иерея. 31 окт. 1843 г. определен смотрителем и учителем высшего отделения Приворотских уездного и приходского духовных училищ в Подольской епархии. 31 авг. 1844 г. с сохранением прежней должности назначен строителем Покровского мон-ря г. Бар Подольской губ. 21 сент. 1845 г. возведен в степень магистра, получил магистерский крест. В 1846 г. обозревал Крутянское ДУ, 20 сент. 1846 г. возведен в сан игумена. 14 янв. 1847 г. по случаю перемещения Приворотского уездного ДУ в г. Бар Подольской губ. переведен на должности ректора и учителя высшего отд-ния этого уч-ща. 30 окт. того же года назначен на те же должности в Киево-Софийское ДУ. С 13 февр. 1848 г. эконом Киево-Софийского митрополичьего дома. 22 апр. 1849 г. назначен инспектором и профессором богословия КДС с возведением 19 нояб. 1850 г. в сан архимандрита. С 5 сент. 1850 по 11 апр. 1853 г. состоял членом временного строительного комитета, учрежденного для ремонта зданий КДС. С 6 февр. по 20 марта 1851 г. исполнял должность ректора семинарии, преподавал богословие на высшем отд-нии, 5 мая утвержден в должности ректора и профессора богословских наук. 31 мая 1851 г. определен настоятелем Киево-Николаевского Пустынного мон-ря, 31 авг.- членом киевского Комитета для цензуры духовных книг, членом академической конференции и внешнего окружного академического правления. В 1851 г. назначен членом Киевской духовной консистории и членом временного Комитета для составления церковно-исторического и статистического описания Киевской епархии. С 8 по 15 июля 1854 г. инспектировал Черниговскую ДС.

http://pravenc.ru/text/2564884.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010