Определение Архиерейского собора РПЦ «О православной миссии в современном мире». Цит. по: Православная миссия сегодня. Сост. прот. В.Федоров. – СПб: Изд-во «Апостольский город», 1999, с. 7 188 Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходским советам храмов г. Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 15 декабря 2004 года. – М.: ИС РПЦ, 2005, с. 27–28 190 «…лидеры неопятидесятников в нашей стране пытаются добиться признания Православной Церкви, чтобы использовать его для собственного роста и расширения. Нередко они предлагают православным священнослужителям и работникам церковных структур встречи, собеседования, совместные акции и мероприятия, ссылаясь на свою «принадлежность» к протестантизму и свою «традиционность». Некоторые священники, то ли по недостатку образования, то ли не проявив должной рассудительности, поддаются на их посулы и, таким образом, компрометируют свою Церковь и вводят в заблуждение своих собратьев, соблазняя их». Цит. по: Материалы международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза XXI века». – Н. Новгород: Изд-во Братства св. Александра Невского, 2001, с. 272–273 191 Диакон Андрей Кураев говорит о «нынешней предельно болезненной миссионерской беспомощности». Цит. по: Кураев Андрей, диакон. Неамериканский миссионер. Издательство Саратовской епархии, 2005, с. 168 193 Кураев Андрей, диакон. Неамериканский миссионер. Издательство Саратовской епархии, 2005, с. 175 197 Кирилл (Гундяев), митрополит Смоленский и Калининградский. Быть религиозным человеком в молодые годы есть свидетельство духовной одаренности. Текст расположен на сайте http://www.zavet.ru/publ/kiril001.htm 199 Альфа-курс как шлюзовая зона между миром и Церковью. Текст расположен на сайте www.blagovest-info.ru 201 Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходским советам храмов г. Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 15 декабря 2004 года

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/mimikrij...

Много внимания Н. уделял Риму и его святыням (возможно, и в связи с последствиями землетрясения 1277 г.). Во время его понтификата начались работы в ц. Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, в Латеранском дворце (в т. ч. созданы циклы мозаик и фресок в капелле Санкта-Санкторум (расчищены и реставрированы в нач. XXI в.), см. ст. Латеранский комплекс ), на Капитолии. На Ватиканском холме продолжилось строительство нового папского дворца и устройство садов вокруг него. Внимание папы к строительным работам здесь было, вероятно, связано с тем, что центр владений рода Орсини в тот период располагался вблизи базилики св. Петра, которую Н. в одном из посланий (1279) называл семейной церковью. В понтификат Н. Орсини получили (точная дата неизв.) контроль над замком Св. ангела до сер.- 2-й пол. XIV в. В самой базилике св. Петра по папскому приказу была устроена капелла во имя свт. Николая Мирликийского, выполнены росписи с деяниями св. апостолов Петра и Павла (утрачены в 1606). Н. планировал поместить в базилике св. Петра изображения предшествующих пап Римских и собственное (позднее проект был реализован в базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура). Большую часть понтификата Н. жил в Риме, лишь в жаркие месяцы уезжая в загородную резиденцию в построенном им замке Сориано близ Витербо. Там Н. скончался (вероятно, от апоплексического удара). В позднейшей средневек. традиции, представленной, в частности, в «Хронике» Дж. Виллани, за этим папой закрепились обвинения в корыстолюбии, симонии и непотизме . В негативном свете Н. представлен в «Божественной комедии» Данте (помещен в 8-й круг ада; Ад. XIX 31), что, вероятно, связано с резко негативным отношением итал. поэта к роду Гаэтани. Ист.: Ptolomaeus Lucensis. Historia ecclesiastica//RIS. 1727. T. 11. Col. 1179-1782; Villani G. Cronica//Croniche di Giovanni, Matteo e Filippo Villani. Trieste, 1857. Vol. 1 (рус. пер.: Виллани Дж. Новая хроника, или История Флоренции/Пер. с итал.: М. А. Юсим. М., 1997); Bullarum, diplomatum et privilegiorum sanctorum Romanum pontificum/A cura di A. Tomassetti. Augustae Taurinorum, 1859. Vol. 4. P. 39-48; Potthast. RPR. T. 2. P. 1719-1756; Ehrle F. Zur Quellenkunde der älteren Franziskanergeschichte: Der «Catalogus ministrorum generalium» des Bernhard von Bessa//ZKTh. 1883. Bd. 7. S. 323-352; Les Registres de Nicolas III (1277-1280)/Publ. J. Gay, S. Vitte. P., 1898-1938. 5 fasc.; Carocci S. Una divisione dei possessi romani degli Orsini (1242-1262)//SRStP.A. 1992. An. 115. P. 11-55; Sabae Malaspinae Chronica//MGH. SS. T. 35. P. 209, 250, 263-268, 275.

http://pravenc.ru/text/2566082.html

См. книгу руководителей этого движения: Alfonse et Rachel Goettmann. Prière de Jésus, prière du coeur. Paris, éd. Albin Michel, 1994. 1 Архимандрит Палладий. Новооткрытые сказания о преп. Макарии Великом. По коптскому сборнику. Казань 1898.С.29. 2 John Meyendorff. Byzantine Theology. Historical Trends and Doctrinal Themes.Mowbrays. 1974. P.213. 3 Г.В.Флоровский. Византийские Отцы V-VIII bb. Gregg Int.Publ. 1972.P.141,140. 4 Акты Константинопольского Собора 1351 г. Пер. А.Ф. Лосева//А.Ф. Лосев. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. С.896-897. 5 В.Н.Криволапов. Оптина пустынь: ее герои и тысячелетние традиции//Писатель и время. М.1991.С.390. 6 Там же. С.391. 7 Там же.С.392. 8 Киево-Печерский патерик//Памятники литературы Древней Руси. XII век. М.1980.С.500. 9 Текст памятника см. в: Н.К. Никольский. Материалы для истории древнерусской духовной письменности. СПб.1907.С.141-144; основные сведения о нем: Г. Подскальски. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб.1996.С.328-329. 10 Г.В.Флоровский. Пути русского богословия. Изд.3. Париж 1983.С.20-21. 11 Здесь стоит в очередной раз напомнить о православном смысле термина: речь идет не об искушенности заволжских старцев в теологических текстах и построениях (она, когда надо, всегда приходит, как доказывает история Традиции), а о том, что само Умное делание на Руси не успело созреть, подняться до тех высот поздневизантийского исихазма, когда аскетический дискурс необходимо и органично включает богословие – то богословие, что является вершинной ступенью подвига. 12 Прим.1999 г. Согласно новейшим исследованиям, специфика явившегося в России учения весьма значительна, однако в части сакральной трактовки государства идентичность налицо. См.: Н.В. Синицына. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV-XVII вв.). М.1998. 13 Г.В. Флоровский. Цит.соч.С.22. 14 В.Н. Криволапов. Цит.соч.С.404. 15 Там же. 16 Заметим, впрочем, что концепция псевдоморфозы, сегодня весьма подвергаемая критике и сомнению, самим ее автором Флоровским утверждалась отнюдь не глобально, а лишь применительно к конкретным явлениям: откровенно латинизированной «киевской учености» XVII столетия и не менее откровенно протестантствующей церковной реформе Петра. Дурно ли, хорошо ли это, однако, за вычетом редчайших эпох, гетерогенность, обоюдоострое соседство полярностей всегда были более свойственны России... 17

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

4 Льняная туника (лат. alba – белая) – облачение, общее для всех степеней служителей Католической Церкви. 5 Тога являлась национальной одеждой римлян, символом римского достоинства, впоследствии трансформировалась в лор (см.: Ball J. L. Byzantine Dress. Representations of Secular Dress in Eighth to Twelfth Century Painting. N. Y., Palgrave Macmillan Publ., 2005. P. 16). 7 Встреча Марии и Елизаветы. Государственный Эрмитаж. Материал: кость. Техника: резьба. Размер: 6.9 x 10.3 см. 8 Плувиал (лат. pluvia – дождь) – плащ от дождя. В современном варианте чаще употребляется термин каппа (лат. cappa) – скрепляется фибулой или лентой, сзади имеет декоративный капюшон. 9 Об этом сообщают исторические письменные источники. К примеру, Никифор Каллист в собрании синаксарей Постной Триоди говорит о том, что Богоматерь сделала омофор для святого Лазаря, епископа Китийского (Синаксарь в Лазареву субботу). Известно, что апостол Иоанн Богослов носил головную повязку (см.: Евсевий Кесарийский . Церковная история. СПб., 2013. Кн. 5. Гл. 24. С. 253. Сохранились и другие сведения. 11 В Западной Римской империи изменения в гражданской одежде мужчин происходили раньше, чем на Востоке. Уже с VI в. под влиянием германских народов длинные туники заменяются короткими, а к одежде добавляются штаны. 12 При императоре Константине епископы получили права и почести наравне с сенаторами (см.: Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей. М., 1999. Т. 1. С. 112–113). 13 Омофор в это время был единственным знаком отличия епископа от священника. Впервые об омофоре упоминается в IV в. «Известно, что св. Митрофаний, архиепископ Константинопольский (315–325) носил омофор и что, объявив, по желанию Константина Великого , пресвитера Александра своим преемником, сложил с себя омофор на св. трапезу» (см.: Пальмов Н. Об омофоре, саккосе и митре: Историко-археологический этюд//Труды Киевской духовной академии. Киев, 1912. Т. 2. С. 376–377). 14 Лор, происшедший от римской консульской накидки, позже входил в состав официального костюма византийского императора и его двенадцати приближенных. От V–VI вв. дошли диптихи из слоновой кости с изображением консулов, иллюстрирующие лор в составе консульского облачения (диптих Магнуса 518 г., Париж, Национальная библиотека; диптих Ареобиндуса 506 г., Швейцарский музей, Цюрих и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Культ И. в мусульм. традиции тесно связан с Ниневией, к-рая считается местом его погребения. За вост. стеной Ниневии находится источник И. (Айн-Юнус), почитаемый как чудотворный; по преданию, И. велел жителям Ниневии очиститься его водами перед покаянием. Холм, на к-рый И. поднялся вместе с кающимся народом, носит название Талль-эт-Тауба (холм Покаяния). Вероятно, в древности там находились христ. церковь или мон-рь. По мнению М. Штрека, это мог быть несторианский мон-рь Мар-Йонан, возможно тождественный обители, основанной сир. мон. Йонаном (Ионой) в Адиабене, о к-ром повествует Ишоднах , еп. Басрский (IX в.), в «Книге целомудрия» ( J é susdenah, é v ê que de Ba ç rah. Le livre de la chasteté/Publ., trad. J.-B. Chabot//Mélanges d " archéologie et d " histoire de l " Ecole Française de Rome. P., 1896. Vol. 16. P. 239-240). В VII в. в этом мон-ре был погребен католикос-патриарх Церкви Востока Хенанишо ( Maris, Amri et Slibae De patriarchis Nestorianorum commentaria/Ed. H. Gismondi. R., 1896. T. 1/1. P. 65; T. 2/1. P. 59-60). О почитании этих мест мусульманами свидетельствуют араб. путешественники аль-Масуди и аль-Мукаддаси (Х в.), Ибн Джубайр (XII в.), Якут (XIII в.), Ибн Баттута (XIV в.). По словам аль-Мукаддаси, 7-кратное посещение Ниневии приравнивалось к паломничеству в Мекку. Несмотря на мусульм. присутствие, христиане сохраняли за собой церковь до монг. нашествия (XIII в.), когда она была обращена в мечеть. Холм Талль-эт-Тауба, получивший, как и мечеть, название Наби-Юнус (Неби-Юнис), расположен приблизительно в 1 км к югу от холма Куюнджик и является 2-м после него по важности объектом археологических раскопок в Ниневии; в наст. время Талль-эт-Тауба входит в городскую черту Мосула. Внутри мечети, по преданию, находится гробница (кенотаф) И., над к-рой подвешена реликвия, почитаемая как зубы кита, поглотившего И. Мечеть является крупнейшим местом паломничества для мусульман Сев. Ирака, особенно суннитов; многие стремятся быть похороненными рядом с ней, что привело к образованию обширного кладбища. Недалеко от Мосула расположены руины Балада (ныне Эски-Мосул), куда, по мусульм. преданию, кит выбросил И. (др. предание локализует это событие на побережье Средиземного м. близ совр. г. Искендерун в Турции).

http://pravenc.ru/text/578248.html

Grayson. Oxf., 1980. P. 18-43; Housley N. Pope Clement V and the Crusades of 1309-1310//J. of Medieval History. Amst., 1982. Vol. 8. P. 29-43; idem. The Avignon Papacy and the Crusades, 1305-1378. Oxf., 1986; Menache S. Un peuple qui a sa demeure à part: Boniface VIII et le sentiment national français//Francia. Sigmaringen, 1984. T. 12. P. 193-208; eadem. Clement V. Camb., 1998; eadem. When Ideology met Reality: Clement V and the Crusade//La papauté et les croisades: Actes du VIIe Congrès de la Society for the Study of the Crusades and the Latin East, Avignon, 27-31 août 2008/Publ. M. Balard. Farnham, 2011. Р. 105-116; Zutshi P. N. R. Some Early Letters of Pope Clement V (1305-1314) in the Public Record Office//Archiv für Diplomatik. Münster; Köln, 1987. Bd. 33. S. 323-335; Fédou R. Les papes du Moyen Âge à Lyon. Lyon, 1988; Ferguson P. C. Clement V to Scone Abbey: An Unprinted Letter from the Abbey Cartularies//The Innes Review. Glasgow, 1989. Vol. 40. N 1. P. 69-72; Schmidt T. Der Bonifaz-Prozess: Verfahren der Papstanklage in der Zeit Bonifaz VIII. und Clemens V. Köln, 1989; Gauthier M.-M. Uzeste: L " église Notre Dame, ancienne collégiale, et le tombeau de Bertrand de Got, pape sous le nom de Clément V (1305-1314)//Bordelais et Bazadais/Congrès archéol. de France; Soc. franç. d " archéologie. P., 1990. P. 271-324; Schein S. Fideles Crucis: The Papacy, the West, and the Recovery of the Holy Land (1274-1314). Oxf., 1991; Rapp F. L " Église et la vie religieuse en Occident à la fin du Moyen Âge. P., 19996; Paravicini Bagliani A. Clemente V//Enciclopedia dei papi. R., 2000. Vol. 2. P. 501-512; Bercegol P., de. Clément V, le pape d " Aquitaine: Légendes et réalités. Bordeaux, 2006; Осипян А. Л. Роль Киликийской Армении в латино-монгольских отношениях и проект совместного крестового похода (1247-1307)//СВ. 2007. Вып. 68. 1. С. 129-153; 3. С. 27-53. С. К. Цатурова Рубрики: Ключевые слова: ВАТИКАН [Государство-Город Ватикан], гос-во в пределах Рима, адм. центр католич. Церкви, резиденция папы Римского и местоположение органов церковного управления (Римской курии) ГАСПАРРИ Пьетро (1852 - 1934), кард.-камерленго Римско-католической Церкви (1916-1934), титулярный архиеп. Кесарии Палестинской, гос. секретарь (1914-1930), один из создателей Кодекса канонического права (Codex iuris canonici) ИННОКЕНТИЙ IV (ок. 1195 – 1254; до избрания папой - Синибальдо Фьески), папа Римский (с 25 июня 1243), канонист ИОАНН XXII (1244/45 - 1334; до избрания папой - Жак Дюэз), папа Римский (с 7 авг. 1316) в период «Авиньонского пленения пап» КЛИМЕНТ VI (1290 или 1291 - 1352, до избрания папой - Пьер Роже), папа Римский эпохи «Авиньонского пленения пап» (с мая 1342) МАРТИН I [Мартин Исповедник] († 16.09.655), папа Римский (с 5 июля 649), исп. (пам. 14 апр.; пам. зап. 13 апр.) АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/1841385.html

Volbach, W. L’arte bisanlina nel Medio Evo. Roma, Sansaini, 1935. 18 p., 15 tav., 3 lit. (Bibl. Apostolica Vaticana, Museo Sacro,, Guida, I). Wulff, O. Altchristl. u. byzantin. Kunst. Bibliogr.-krit. Nachtr. Potsdam, Athenaion, 1939. 88 S., Abb. (Handbuch d. Kunstwissen- schaft). Jerphanion, G. Une nouvelle province de l’art byzantin. Les églises rupestres de Cappadoce. 2 cartes... Texte. T. I, 2 partie. T. II,. 1 partie. Paris, Geuthner, 1932. VIII, 297–615 p., VIII, 388 p. (Haut-Commiss. de la Rèp. Fr. en Syrie et au Liban. Service des antiquités et des beaux-arts. Bibl. archéol. et hist., T. 5, I. 6). Colasanti, A. L’art byzantin en Italie. Paris, Morancé, 1929. 24 p.. 100 pl. L’art byzantin chez les Slaves. Les Balkans. Premier recueil dédié à la mémoire de Th. Uspensky. 2 v., Paris, Geuthner, 1930. XV, 305 p., 307 fig., LII pi. L’ancienne Russie, les slaves cathoiques. Deuxième recueil dédié à la mémoire de Th. Uspensky. 2 v. Paris, Geuthner, 1932. XLIII, 535 p., 176 fig., LXII pl. Beza, M. Byzantine art in Roumania. 1939. Zaloziecky, W. Byzanz und Abendland im Spiegel ihrer Kunsterscheinungen. Salzburg-Leipzig, Pustet, 1936. 110 S. (Bücherei der Salzburger Hochschulwochen, Bd. 7). Bettint, S. L’architettura bizantina. Firenze, Via Taenza, 1937. 68 p. (Nuovissima enciclopedia monografica illustrala). Ebersolt, J. Monuments d’architecture byzantine. Paris, Edit, d’art et d’hist., 1934. VI, 218 p. (Hist, de l’art Byzantin, publ. sous la dir. de Ch. Diehl, 2). Golzio, V. Architettura bizantina e romanica. Milano, Soc. ed Li bran a, 1939. 232 p., 224 ill. Матвоигу, F. u. Wiegand, Th. Die Kaiserpaläste von Konstantinopel zwischen Hippodrom und Marmara-Meer. Mit einem Beitr. von Eckhard Unger. Berlin, de Gruyter, 1934. VIII, 71 S. 31 Abl., 118 Taf. Schneider, A. M. Die Hagia Sophia zu Konstantinopel. Berlin, Mann, 1939. 48 S., 67 Taf. Swift E. H. Hagia Sophia. New York, Columbia Univers. Press, 1940. XVII, 265 p., 111. Zaloziecky, W. R. Die Sophienkirche in Konstantinopel und ihre Stellung in der Geschichte der abendländischen Architektur. Città del Vaticano, 1936. VIII, 271 S., 37 Abb. im Text u. 24 Taf. (Studi di Antichità Cristiana, pubbl. per cura del Pontifico Istituto di Archeologia Cristiana, 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

37 . 1997 . 107–422. [Анания Джапаридзе, архиеп. История Грузинской Апостольской Церкви. I. Тбилиси 1996//Календарь Грузинской Церкви на 1998 год. Тбилиси 1997. 107–422]. 38 . [Тархнишвили М. История Грузинской Церкви до 8-го века. (Рукопись)]. 39 . //Monumenta Hagiographica Georgica. Publ. Universitatis Tiphlisiensis. 5. 1–2. Tiflis 1921. [Какабадзе С. Западногрузинские церковные документы//Грузинские агиографические памятники. 5. 1–2. Тифлис 1921]. 40 . 1957 . [Кекелидзе К. К вопросу об иерусалимском происхождении Грузинской Церкви//Этюды из истории древнегрузинской литературы. 14 .74). IV. Тбилиси 1957]. 41 . 1992 . [Мамулиа Г. История Церкви Картли в V-VI веках. Тбилиси 1992]. 42 . 1918 . [Николадзе Е. История Грузинской Церкви. Кутаиси 1918]. 43 . Esbroeck М. van. Église géorgienne des origines au Moyen Âge//BK 1982. 40. 186–199. 44 . Martin-Hisard B. Christianisme et Église dans le monde géorgien//Evêques, moines et empereurs (610–1054)/Ed. Dagron D., Riché P., Vauchez A. P. 1993. 549–603. (Histoire du christianisme. 4). 45 . Markwart J. Die Bekehrung Iberiens und die beiden ältesten Dokumente der iberischen Kirche//Caucasica. 1931. 7. 46 . Tamarati M. L’église géorgienne des origines jusqu’à nos jours. Rome 1910. изд.: 1995 . 799. [Тамарашвили М. Грузинская Церковь от истоков до наших дней/Ред., предисл., подг. публ. Алексидзе 3., Одишели Д.//История Грузинской Церкви: материалы и исследования. 3. Тбилиси 1995. 799]. 47 . Tarchnisvili М. Das Christen turn in Georgien//Der Christliche Orient in Vergangenheit und Gegenwart. München 1936. 1. 12–20; 2. 13–20. 48 . Tarchnisvili M. Georgia//Enciclopedia Cattolica. 6. Rom. 1951 . Sp. 65–79. История древнегрузинской литературы 49 . Древнегрузинская литература V-XVI вв. Переводы. Тбилиси. 1956. 735. 50 . Кекелидзе К. С. Конспективный курс истории древнегрузинской литературы. 2 Тбилиси 1939. 3 1963. 51 . Менабде Л. Древнегрузинская литература V-XVIII вв. Тбилиси 1982. 52 . Русская и грузинская средневековые литературы. Л. 1979. [Из сод.: Менабде Л. В. Осн. проблемы изучения древнегруз. литературы, 20–29, Хинтибидзе Э. Г., Гвахария А. А. Лит. связи Древней Грузии, 40–58].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1015 Ориген многократно говорит о нетленности как одной из главных черт природы Бога, а в сочинении Против Цельса прямо противопоставляет Бога и тленную материю: «τι θες οδαμς στιν λη φθαρτ», Contra Celsum 3. 40. 8. 1016 Кирилл (Зинковский) , иером. Представления о материи и теле человека в сочинениях Афинагора//ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. Новосибирск, 2013. Т. VII. Вып. 2. С. 272–289, здесь: с. 276–277. 1017 «τσσαρς εσιν σφαραι τν τεσσρων στοιχεων α ποκεμεναι τ αθερ φσει», Commentarii in evangelium Joannis 13. 40. 266. 2–4. 1024 «ς ποκειμνου τινς κοινο τς τν σωμτων κα σωμτων φσεως», Commentarii in evangelium Joannis 13. 61. 429. 8–9. 1029 Schibli H. S. Origen, Didymus and the vehicle of the soul//Origeniana Quinta: Papers of the 5 th International Origen Congress, Boston College, 14–18 August 1989. R. J. Daly [publ.]. Leuven, 1992. P. 381–391, here: p. 385–386. 1031 Г. Шибли указывает на Порфирия и Ямвлиха (Schibli H. S. Origen, Didymus and the vehicle of the soul. P. 386), а М. Эдвардс на χματα из платоновского Федра и астральные тела неоплатонизма (Edwards M. Origen’s Two Resurrections. P. 517–518). 1034 Петров В. В. Учение Оригена о теле воскресения и его влияние на богословие Григория Нисского и Иоанна Эриугены//IX Рождественские Образовательные Чтения. Богословие и философия: аспекты диалога. Сборник докладов конференции (25. 01. 2001, Иститут философии РАН)/Под ред. В. К. Шохина. М., 2002. С. 22–58, здесь: с. 39–40. 1037 Bianchi U. Some reflections on the onthological implications of man’s terrestrial corporeity according to Origen//Origeniana tertia: the Third International Colloquium for Origen Studies, University of Manchester September 7 th –11 th , 1981. P. 153–158, here: p. 158. 1047 Origen. Commentary on the Gospel According to John, Books 13–32 (The Fathers of the Church, a New Translation)/R. E. Heine (transl.). The Catholic University of America Press, Washington, D. C., 1993. P. 50. Здесь глагол «γγνομαι», употребленный в отношении Святого Духа, переведен как – «быть сотворенным», вместо – «приходить в бытие».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

1220 Мейендорф И. Ф. Жизнь и труды... С. 147–149; Поляковская М. А. Плен как экстремальная ситуация столкновения представлений о «своих» и «чужих»//Иностранцы в Византии. Византийцы за пределами своего отечества. Тезисы докладов конференции. М., 1997. С. 37–38; Philippidis-Braat A. La captivité de Palamas chez les Turcs: dossier et commentaire//TM. 1979. T. 7. P. 109–222. 1221 См.: Ducellier A. L’Islam et les Musulmans vus de Byzance au XIV e siècle//Actes du XIV e Congrès... T. 2. P. 84. 1224 Beyer H.-V. Eine Chronologie der Lebensgeschichte des Nikephoros Gregoras//JÖB. 1978. Bd.27. S. 136. Nr. 42. 1225 Γουλολης Σ. (εκδ.). Αντωνου Λαρσης Εγκμιο εις τον γιο Κυπριαν Λαρσης. Προλεγμενα – Κεμενο – Μετφραση. Λαρσα, 1991. Σελ. 70. 403–404. За указание на этот источник и за предоставление его в мое распоряжение сердечно благодарю иером. Дионисия (Шленова) (Свято-Троицкая Сергиева лавра). 1226 Démétrius Cydonès. Correspondance/Publ. par R.-J. Loenertz. Cittàdel Vaticano, 1956. V. 1. P. 110. См. о нем: Сметанин В. A. Византийское общество XIII–XV веков... С. 139–140, где подчеркивается связь восстания 1372 г. с движением зилотов. 1227 Нельзя не согласиться с энкомиастом, что Палама прибыл в Фессалонику, возвещая мир ( ιρνην εαγγελιζμενος ληθς), в то время как в городе тлели искры недовольства и мятежа (Encomium auct. Gregorii Palamae Nilo СР.//672D). 1228 По мнению М. Я. Сюзюмова, Палама в гомилиях «...обвинял горожан в безумии, мятеже, убийствах, но и он (курсив наш. – Д. М.) ничего не говорил о реформах...» (Сюзюмов М. Я. К вопросу о характере выступления зилотов в 1342–1349 гг.//ВВ. 1968. Т. 28. С. 17. Прим. 16). Действительно, мы не обнаружим у него целостной программы реформ. Но он предлагает всё же ряд конкретных действий по перераспределению богатств, что, по его мнению, снимет напряженность. Хотя многие из них так и остались невоплощенными на практике. Кроме того, и другие интеллектуалы (например, Николай Кавасила ) отчетливо понимали основные причины недовольства и бедности населения, усматривая их, например, в ростовщичестве. См.: Guilland R. Le traité inédit «Surl’usurie» de Nicolas Cabasilas//Idem. Études byzantines. Paris, 1959. P. 81–87; Поляковская М. A. Взгляды Николая Кавасилы на ростовщичество//АДСВ. 1976. Вып. 13. С. 83–96.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010