In Ier. hom. 19. 12. 2), не признавали его Послания ( Idem. Contr. Cels. 5. 65; Euseb. Hist. eccl. III 27. 4). Согласно эвионитскому преданию, П. был греком из Тарса; в Иерусалиме он полюбил дочь первосвященника и принял обрезание, чтобы жениться на ней, но не добился желаемого и в гневе стал порочить закон, обрезание и субботу ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 30. 16. 8-9). По свидетельству Оригена, Послания П. отвергали и елкесаиты (ср.: Euseb. Hist. eccl. VI 38). Вероятно, сомнения относительно П. были распространены среди егип. иудеохристиан ( Klijn A. F. J. Jewish Christianity in Egypt//The Roots of Egyptian Christianity/Ed. B. A. Pearson, J. E. Goehring. Phil., 1986. P. 174; см. также: Padovese. 2002; Verheyden J. «Damn Paul… and Leave It There»: A Note on a Puzzling Formula//Paulus. 2013. S. 435-451). Однако назореи, сведения о к-рых относятся лишь к IV в., признавали П. «последним из апостолов» (nouissimus apostolorum omnium); по их представлениям, именно он принес Евангелие язычникам, благодаря его служению христ. благовестие распространилось по всему миру ( Hieron. In Is. 3. 30). Христианство представлено в Псевдо-Климентинах как продолжение религии ВЗ. Основные его проповедники - Иаков Праведный, который наставлял иудеев, и ап. Петр, распространявший благовестие среди язычников. В повествовании о первоначальной истории христианства, вложенном в уста ап. Петра, сообщается о проповеди Иакова в Иерусалимском храме. Когда Иаков призвал иудеев принять крещение, появился «враг» (homo quidam inimicus), к-рый устроил смуту и попытался убить проповедника, сбросив его с высокой лестницы. Среди иудеев началась распря, а христиане бежали в Иерихон. Первосвященник Каиафа поручил «врагу» преследовать христиан, и тот направился в Дамаск, полагая, что там скрывался ап. Петр ( Ps.-Clem. Recogn. 1. 70-71). Т. о., «враг» - это П. до его обращения; на него возлагается ответственность за неудачу христ. миссии среди иудеев и за покушение на жизнь Иакова Праведного (см. в ст. Иаков , ап.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Сщмч. Ипполит в рассказе о рим. еп. св. Каллисте упоминает о прибытии в Рим ок. 220 г. некоего Алкивиада из Апамеи, называя его еще большим еретиком, чем св. Каллист, давший послабление впавшим в прелюбодеяние ( Hipp. Refut. 9. 13-17). Алкивиад принес с собой книгу Елхасая (Ηλχασα), к-рую Елхасай получил у парфянского народа серов (π Σηρν τς Παρθας) (этим именем в древности назывались народы, жившие на территориях, прилегающих к Великому шелковому пути, а также китайцы; ср.: Ps.-Clem. Recogn. 8. 48; 9. 19, 25) и передал некоему Собиаю (Ипполит считал, что это имя принадлежит конкретному человеку, но скорее всего это название народа). Далее говорится, что книга была принесена на землю ангелом огромного размера, к-рого сопровождал др. ангел, в жен. обличье ( Hipp. Refut. 9. 13. 2-3). Первый ангел был Сыном Божиим, а второй - Св. Духом. Т. о. Елхасай выступил в качестве посредника между Богом и людьми. Алкивиад провозгласил возможность нового прощения грехов в течение 3 лет, пока «ангелы севера ведут войну» (Ibid. 9. 13. 4-5). По словам Ипполита, Алкивиад выступал в роли толкователя книги Елхасая (Ibid. 9. 17. 2), учил о возможности покаяния для грешников и необходимости крещения и вел аскетический образ жизни (Ibid. 9. 13. 4). Но Ипполит называет его аскетизм лицемерным (Ibid. 9. 13. 6). Далее он говорит, что Алкивиад жил в согласии с законом Моисея и предписывал всем «верным» совершать обрезание и жить по закону (Ibid. 9. 14). Алкивиад учил, что Христос рождался множество раз, прежде чем Он родился от Девы, но при этом во всем был подобен др. людям. С определенного момента (Ibid. 9. 14. 2) в рассказе о Елхасае Ипполит начинает использовать форму множественного числа, повествуя уже о Е. и об учении секты и о вере сектантов в то, что они обладают предзнанием. Они были астрологами и экзорцистами и могли исцелять людей. Алкивиад предписывал крещение для тех, кто совершили блудные грехи. Они должны прослушать чтение книги Елхасая, повторно креститься в одежде во имя великого и вышнего Бога и Его Сына, Великого Царя, и призвать 7 свидетелей, описанных в книге,- небеса, воду, св. духов, ангелов молитвы, елей, соль, землю (Ibid. 9. 15. 1-3). Ипполит приводит нек-рые заклинания и обряды Е.: напр., те, кто были укушены бешеной собакой, должны пойти к реке, помолиться Верховному Богу и призвать 7 свидетелей. После перечисления грехов они в одежде омываются во имя Верховного Бога (Ibid. 15. 3-6). Ипполит сообщает о том, что Е. считали нек-рые дни «злыми» и вычисляли день, подходящий для их крещения или для начала к.-л. дела. По этой же причине они не работали по субботам (Ibid. 9. 16. 3-6). Ипполит упоминает Е. в списке ересей, приводя название их книги и отмечая их веру во Христа и занятия астрологией, математикой и магией (Ibid. 10. 29).

http://pravenc.ru/text/189879.html

На основании свидетельства Деян 7. 22 церковные авторы подчеркивали важное значение правильного воспитания и обучения М., приобретшего при дворе фараона все необходимые в то время знания ( Clem. Alex. Strom. I 153. 2; 155. 7; Orig. In Gen. hom. 2. 2; Ambros Mediol. Exam. 1. 5. 18). При этом М., познавший егип. ученость, преодолел ее отрицательное влияние, предуказывая тем самым упадок значения языческой философии с пришествием Христа (ср.: 1 Кор 1. 27 - Quodvultdeus. De promiss. 1. 33//CCSL. Vol. 60. P. 53). Климент Александрийский, следуя за сочинениями Филона Александрийского ( Philo. De vita Mos. I 16-17) и Евполема, раскрывает взгляд на М. как на идейного основателя греч. философии, утверждая также, что пророк был 1-м ученым своего времени и познакомил иудеев с искусством письма, которое затем заимствовали финикияне, а от них - эллины ( Clem. Alex. Strom. I 153. 4; 158. 1). Называя М. пророком, законодателем, полководцем, гос. мужем и философом, он также считал его основателем политической системы управления гос-вом, прежде всего ее законодательного принципа (Ibid. 165. 1-4). Вместе с тем М. именовался «нашим учителем или воспитателем, указывающим на Христа» ( Idem. Paed. III 12. 94; ср.: Orig. In Num. 1. 3). Климент, используя понятийный язык эллинистической культуры (см., напр.: Philo. Quod Deus sit immut. 156. 4), называл М. «верховным жрецом (τν εροφντην - иерофант) истины» ( Clem. Alex. Protrept. 2. 25). Очевидно, этот термин, который можно перевести как «священноначальник», указывал на М. как на основателя системы ветхозаветного богослужения (см. также: Cyr. Alex. In Os. 1. 1; Epiph. Adv. haer. 79. 2). Применительно к М. титул для приобщенного к мистерии использует и Ориген, сообщая, что М. был посвящен (μυσταγωγσαι) в значение библейских повествований ( Orig. Contr. Cels. VI 23). Свт. Григорий Нисский именует М. «посвященным в тайное» (μυηθες τ πρρητα - Greg. Nyss. De vita Moys. 2. 164). Специального пояснения требовало иносказательное именование М. «Богом» в Исх 7. 1. Свт. Григорий Великий, сопоставляя этот стих с Пс 81. 1, 6, заметил, что М. назывался богом «среди всех» (т. е. в мире), а не над всеми, как это подобает только Христу ( Greg. Magn. In Ezech. II 3. 7). М. стал богом по благодати, т. е.- одним из тех, кому дано по милости Божией быть «чадами Божиими» (ср.: Ин 1. 12-13 - Fulgent. Rusp. Ep. 12. 9). Это наименование указывало на обладание им некой тайной властью ( Basil. Magn. Ep. 189. 8).

http://pravenc.ru/text/2563952.html

Les Papyrus grecs du Musée du Louvre. Edited by W. Brunet de Presle and E. Egger P.Pet. Flinders Pétrie Papyri Pr. Jos. Prayer of Joseph Pr. Man. Prayer of Manasseh preface prologue Propertius Eleg. Propertius Elegies Proverbs P.Ry1. Catalogue of the Greek Papyri in the Rylands Library. Edited by A. S. Hunt, J. de M. Johnson, and V. Martin Pseudo- P.Sakaon Sakaon Papyri P.S.I. Papiri delia Società Italiana. Edited by G. Vitelli et a1. Ps.-Callisthenes Alex. Pseudo-Callisthenes Alexander Romance Ps.-Clem. Pseudo-Clementines Ps.-Phoc. Pseudo – Phocylides Pss. So1. Psalms of Solomon P.Strassb. Strassburg Papyri P.Tebt. The Tebtunis Papyri. Edited by B. P. Grenfell, A. S. Hunt, J. G. Smyly, and E. J. Goodspeed P.Thead. Papyrus de Théadelphie. Edited by P. Jouguet Ptolemy Tetr. Ptolemy Tetrabiblos. Pyth. Sent. The Pythagorean Sentences Quelle (hypothetical common source for Matt and Luke) lQapGen Qumran Genesis Apocryphon Qumran Thanksgiving Hymns Qumran War Scroll lQpHab Qumran Pesher (commentary) on Habakkuk Qumran Rule of the Community (Manual of Discipline) Appendix A (Rule of the Congregation) to 1QS Qumran Sefer ha-Milhamah Qumran Temple Scroll Qiddušin Quintilian Quintilian Institutes of Oratory Revue biblique recension Revelation Rev. Laws Revenue Laws of Ptolemy Philadelphus. Edited by B. P. Grenfell and J. P. Mahafty (cited in Se1. Pap.) Revue de Qumran RevScRel Revue des sciences religieuses Rhet. ad Herenn. Rhetorica ad Herennium Rhet. Alex. Rhetorica ad Alexandrum Rivista biblica italiana Romans Roš Haš. Roš  Haššanah Ruth Rab. Ruth Rabbah Revised Version Šabbat Sallust Cati1. War with Catiline War with Jugurtha 1–2 Sam 1–2 Samuel Sanhedrin Sammelbuch griechischer Urkunden aus Ägypten, vols. 1-. Edited by Ε Preisigke et a1., 1915– Šebi c it Šebu c ot Supplementum Epigraphicum Graecum Sei. Pap. Select Papyri. Edited by Hunt and Edgar Semahot Seneca Apoco1. Seneca the Younger Apocolocyntosis Benef. Seneca the Younger On Benefits Conso1. Seneca the Younger De consolatione

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОЛЯ [греч. θλημα, θλησις; лат. voluntas, velle], сила, неотъемлемо присущая природе разумного существа, благодаря к-рой оно стремится достигнуть желаемого. В Свящ. Писании понятие В. имело следующие основные смыслы: В. Божия, выражающаяся в промышлении о всем творении и приведении его ко спасению (Пс 32. 11; 39. 9; 142. 10; Ис 53. 10; Прем 9. 13; Мф 6. 10; 12. 50; 26. 39, 42; Мк 3. 35; 14. 36; Лк 11. 2; 22. 42; Ин 4. 34; 5. 30; 6. 38-40; Деян 13. 22 ; Рим 9. 19; 12. 2; Евр 10. 7, 9); В. как сила или свойство человеческой души (Пс 1. 2; Ис 58. 3; Дан 11. 3; 2 Петр 1. 21; Рим 8. 20; 1 Кор 7. 37). У отцов Церкви слово «В.» употреблялось преимущественно в библейском смысле, т. е. для обозначения заповедей и Промысла Божия ( Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 20; Ign. Eph. 1; Clem. Alex. Protrept. XII 120. 4-5 и др.): из послушания В. Отца Сын Божий стал человеком и претерпел страдания ( Meliton. Pasch. 551; Iust. Martyr. I Apol. 63; Clem. Alex. Paed. I 2. 4); В. наделен и человек. Для сщмч. Иринея , еп. Лионского, человеческая В. (θλησις) тождественна способности человеческой души к самоопределению (ατεξοσιος) (Fragmenta deperditorum operum. 5// Iren. Adv. haer. Vol. 2), а для Дидима Слепца она предшествует всякому действию (Fragm. in Ep. ad Rom. (in catenis). 5// Staab K. Pauluskommentar aus der griechischen Kirche aus Katenenhandschriften gesammelt. Münster, 1932). В ходе арианских споров категория В. стала ключевой в полемике свт. Афанасия I Великого с Арием (A. Dihle. P. 116). Последний ставил на один уровень такие действия Отца, как создание мира и рождение Сына, что приводило его к ложному заключению, что Сын сотворен подобно остальному миру. Свт. Афанасий, проводя различие между творением и рождением, привлекал с этой целью категорию В. Сотворение Отцом мира отличается от предвечного рождения Сына тем, что в 1-м задействована В. Отца, а 2-е осуществляется без участия Его В. ( Athanas. Alex. Or. contr. arian.//PG. 26. Col. 72). Свт. Григорий, еп. Нисский , рассматривал В. в связи с учением о стремлении человека к совершенству и полному познанию истины. Хотя совершенство и истина в своей полноте остаются для человека недостижимыми, его не оставляет неутолимое желание достигнуть их. Это желание есть самостоятельная волевая сила. В. для свт. Григория, т. о., является свободным движением (κνησις - Greg. Nyss. Quod non sint tres dei//PG. 45. Col. 128; Adv. Maced.//Ibid. Col. 1317; ατεξοσιος κνησις - In Eccl. 6//Ibid. 44. Col. 725).

http://pravenc.ru/text/155218.html

43 Qui dicunt.... quod erat aliquando tempus aut saeculum quando non erat, alienos novit sancta et catholica Ecclesia. Similiter et eos, qui dicunt... Christum non esse Deum ex ante saecula (Philip. De Synod., 34). Et si quis... docet, dicens aut tempus, aut spatium, aut saeculum, aut esse aut fuisse prius, quam generatus Filius; anathema sit (Ant. De Synod., 30). Eos autem qui dicunt... quod erat tempus vel saeculum quando non erat: alienos scit sancta et catholica Ecclesia (Sirm. anth. I. De Synod., 38). 44 Similiter et eos, qui dicunt... vel quod neque consilio neque voluntate Pater genuerit Filium: anathematizat sancta et catholica Ecclesia (Phili]). De Synod., 34). Si quis nolente Patre natum dicat Filium: anathema sil. Non enim nolente Patre coactus Pater, vel naturali necessitate ductus, cum nollet genuit Filium: sed mox voluit, sine tempore et impassibiliter ex se cum genitum demonstravit (Sirm. anath. XXV. De Synod., 38). 45 De Trinitate. VI, 13, 14, 19; VIII, 26, 27, 33; IX, 10, 19, 60: XI, 33, 42: XII, 6. Deus invisibilis, ineffabilis, infinitus... habet... naturae suae nomen in Patre (De Tr., II, 6). Deus – nomen innascibilis virtutis (De Tr.. VII, 27). 47 In Deo autem nihil nisi aeternum potensque esse venerandum (De Tr., I, 4) Omnem terrenae mentis amplexum potestas aeternae infinitatis excedat (ibid., I, 13). Infinitae aeternitatis operatio infinitam metiendi exigat opinionem (ibid., I, 13). Una potestas ex qua omnia (ibid., II, 1). Confitentes in Eo (Deo Patre) aeternae virtutis innascibilem potestatem (ibid., IV, 9). Aeternae videlicet et indemutabilis virtutis infi­nitatem in eo, quod ante et postea Deus praeter se sit nullus, ostendens (ibid., IV, 36). Deo tamen Filio a Patre, id est. ipso innascibilis virtutis suae nomine, nuncupato (ibid., IV. 37). Vivens igitur Deus, et aeterna naturae viventis potestas est (ibid., VII, 27). Deus autem immensae virtutis vivens potestas (ibid., VIII, 24). Perfecta aeternaque virtutis bonitas (In Ps. 2, 18 ). Naturae potentis virtus (In Ps. 57, 2 ). Aeternae virtutis Deum... indefinitae ut essentiae, ita et virtutis (In Ps. 63, 9 ). Non concluditur ergo aedificiorum domibus infinitus Deus, nec locis in aliquo continetur virtus immensa (In Ps 126, 6 ). Divinae virtutis immensitas (In Ps. 118, 19, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/il...

43 Исцеление расслабленного 9:9–13 44. Призвание Матфея (Левия), Господь в его доме 9:14–17 45 Вопросы Иоанновых и фарисейских учеников о посте 9:18–26 64. Воскрешение дочери Иаира и исцеление кровоточивой 9:27–31 65. Исцеление двух слепых 9:32–34 66. Исцеление немого бесноватого 9:35–10:1 10:2–4 50. Избрание Двенадцати 10:5 –11:1 11:2–19 54. Вопрос Иоанна Предтечи о Христе; ответ Господа; похвала Иоанну Предтече 11:20–24 90. Наставление Семидесяти при призвании их на проповедь. Обличение городов, не принявших Господа 11:25–30 94. Возвращение Семидесяти и беседа с ними Господа. «Все предано Мне Отцем Моим» 12:1–8 47. Срывание колосьев и спор о субботе 12:9–14а 48. Исцеление сухорукого в субботу; заговор против Господа 12:14б-21 49– Исцеление многих при море 12:22–37 57. Исцеление бесноватого слепого и немого. Обличение хулы на Духа Святого 12:38–45 58 Ответ просившим знамения 12:46–50 59 Матерь и братья Господа; духовное родство с Ним 13:1–53 60. Учение притчами о Царствии Божием 13:1–9 60.1 О сеятеле 13:10–17 60.2. Почему к народу говорится в притчах 13:18–23 60 3 Объяснение притчи о сеятеле 13:24–30 60.5. О плевелах 13:31–32 60.7. О горчичном зерне 13:33–35 60.8. О закваске 13:36–43 60.9. Объяснение притчи о плевелах 60.10. О сокровище 13:45–46 60.11 О жемчужине 13:47–50 60.12. О неводе 13:51–53 60.13. Заключение; приточное слово о книжнике 13:54–58 67. Второе отвержение Господа в Назарете 14:1–2 69. Молва о делах Господа; смятение Ирода. Усекновение главы Иоанна Предтечи 14:3–5 34. Заключение Иоанна Предтечи в темницу 14:6–12 69. Молва о делах Господа; смятение Ирода. Усекновение главы Иоанна Предтечи 14:13–21 70.2 Удаление Господа в пустынное место; чудо насыщения 5000 человек 14:22–33 71. Хождение по водам 14:34–36 72. Исцеления в земле Геннисаретской 15:1–20 74 Обличение фарисеев в лицемерном исполнении закона «Не то, что входит в уста, оскверняет человека» 15:21–28 75 Исцеление дочери Сирофиникиянки 15:29–31 76. Исцеление глухонемого и многих больных 15:32–38 77. Насыщение 4000 человек

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

46. Господь в Иерусалиме на второй Пасхе 46.1. Исцеление при купальне Вифезда 46.2. Учение Господа о Своем равенстве Богу Отцу 47. Срывание колосьев и спор о субботе 48. Исцеление сухорукого в субботу; заговор против Господа 49 Исцеление многих при море (кроме Лк – см. п. 50) (кроме Лк) (кроме Лк) Шествие по Галилее и всенощная молитва 50. Избрание Двенадцати (Лк до 19) (Мк до 21, Лк до 19) 51. Нагорная Проповедь (по Ев. Матфею и по Ев. Луки) Исцеление прокаженного Исцеление прокаженного 52. Исцеление слуги сотника Путешествие по Галилее Μф.11:1 53. Воскрешение сына наинской вдовы 54. Вопрос Иоанна Предтечи о Христе; ответ Господа; похвала Иоанну Предтече Обличение некоторых городов за неверие Обличение неверующих городов Призывание к Себе Призыв труждающихся и обремененных 55. Кающаяся грешница в доме фарисея Симона 56. Продолжение хождения по Галилее с учениками и некоторыми женами 57 Исцеление бесноватого слепого и немого. Обличение хулы на Духа Святого (кроме Лк) 58. Ответ просившим знамения (кроме Лк) О внутреннем свете 59. Матерь и братья Господа; духовное родство с Ним Изобличение внешней праведности Иисус осуждает фарисеев и законников Иисус о страхе человеческом и о уповании на Бога и т.д. О убитых галилеянах 60. Учение притчами о Царствии Божием 60.1. О сеятеле 60.2. Почему к народу говорится в притчах 60.3. Объяснение притчи о сеятеле 60.4. Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным 60.5. О плевелах 60.6. О посеве и всходах 60.7. О горчичном зерне (Лк стоит после п. 106) (кроме Лк) 60.8. О закваске (Лк стоит после п. 106) (кроме Лк) 60.9. Объяснение притчи о плевелах 60.10. О сокровище 60.11. О жемчужине 60.12. О неводе Заключение слова о притчах Почему в притчах говорится к народу? Изъяснение притчи о сеятеле Изъяснение притчи о плевелах Внушение внимать слову Божию 60.13. Заключение; приточное слово о книжнике 61. Новые ученики и слова Христа о следовании за Ним 62. Усмирение бури 63. Исцеление бесноватых в Гадаринской стране Вопросы учеников Иоанна Крестителя и фарисейских о посте

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

De recipiendo Severiano, latine. 423–26 (Sermo Severiani de pace, 425–28). Antequam iret in exsilium 1, 427–32. Cum de expulsione ejus ageretur, latine, 431–36. Antequam iret in exsilium 2, Post reditum ab exsilio 1 439–42 (altera recensio latine). – 2 443–48 (id.). 3 (de Chananæa), 449–60. Quod nemo lædatur nisi a seipso liber, 459–80. Ad eos qui scandalizati sunt liber, 479–528. Epistolæ: Ad Innocentium papam, 1–2, 529–36, 535–36. Innocentii et Honorii epistolæ, 537–42. Ad episcopos et presbyteros in carcere, 541–42. Epistolæ 1–242, 512–748; suppl. 64, ad Eudoxiam (G.), 493–96. Epistola (112) ad Theodorum Mopsuestenum. Suppl. 56, 517–18 (versio antiqua). Epistola ad Cæsarium, latine, fg. græce (Bigot), 755–60; cum versione italica et monitis Maffei et Basnage, 64, 495–500). Laus Diodori, 761–66, fg. de Diodoro, 765–66. Homilia in Pascha, 765–72 (dubia). Homilia de Ascensione et in principium Actorum, 773–92. Spuria, 791–846. Præfatio in tertium tomum, 9–14. Savilii et Ducæi notæ, 845–48. 53–54 (IV). Homiliæ in Genesim 1–67, 53, 23–386; 64, 385–580 (a 43»). Suppl. ad hom. 18m (Mingarelli), 64, 499–502. Sermones 1–8 in Genesim, 54, 581–620; 9: 619–30. De Anna 1–5, 631–76. (1: 631–43; 2: 643–52; 3:652–60; 4: 660–68; 5: 669–76. De Davide et Saule 1–3, 675–708. (1: 675–86; 2: 687–95; 3: 695–708.) Fg. in libros Regum (M.), 64, 501–2. Specimen expositionis in Job (Bandini), 64, 503–06; fragmenta ex Nicetæ catena, 505–656. Præfatio in IV tomum, 53.5–20. Savilii et Boisii notæ, 54, 709–30. 55 (V). Homiliæ in Psalmos 3–12, 41, 43–9, 108–17, 119–150: 35–498. In illud. Ne timueris cam dives ( Ps. XLVIII, 17 ), 1–2, 499–512; 511–18. In illud Lauda anima mea ( Ps. CXLV, 2 ), 519–28. In Salomonis Proverbia (M.), 64, 659–740. Dubia, 527–34. SPuriA, 533–784. Præfatio tomi V, 55, 5–6. 56 (VI). In Isaias с 1–8, 11–94. In Seraphim 1–6, 97–142. (1: 97–107:2: 107–112; 3: 112–19; 4: 119–129; 5: 129–35; 6: 135–42.) In illud Ego Dominus feci lumen (Is., XLV, 7), 141–52. In Jeremiam, fg. (Ghisterius), 64, 739–1038.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

О чем-то подобном с осуждением писал Марк Аврелий: «И чтобы готовность умереть шла от собственного суждения, а не из голой воинственности, как у христиан, – нет, обдуманно, строго, убедительно и для других, без театральности (τργωδος)» (Med., XI, 3). Однако этот «спектакль» христиане играли не для зрителей, а для самих себя, одновременно празднуя уход из этого мира и повергая сатану, который смог добиться победы над их телом, но не над душой. Авторы и редакторы агиографических сочинений усиливали этот «постановочный» элемент, подчеркивая и акцентируя театральную природу мученичества, и позже воспоминания об этих событиях займут свое место в христианской литургии. А. Д. Пантелеев Список сокращений Acta Acacii – Акты Акакия Acta Cypr. – Акты Киприана Acta Eupli – Акты Эвпла Acta lust. – Акты Юстина Acta Maximil. – Акты Максмилиана Acta Pauli et Theclae – Деяния Павла и Феклы Acta Phileae – Акты Филеаса Acta Theod. – Акты Феодора Ad Diogn. – Послание к Диогнету Ant. Pal. – Палатинская Антология Арр. Civ. – Аппиан. Гражданские войны Apul. Apol. – Апулей. Апология Arist. Nub. – Аристофан. Облака Athen. De res. – Афинагор. О воскресении Athenag. Leg. – Афинагор. Прошение за христиан Aug. Brev. Coll. – Августин Гиппонский. Краткие споры с донатистами bGit. – Гиттин (Вавилонский Талмуд) Caes. Serm. – Цезарий из Апля. Проповеди Cic. Ad Att. – Цицерон. Письма к Аттику Cic. II Verr. – Цциерон. 2 Речь против Верреса Cic. Pro Flacc. – Цицрон. Речь за Флакка Clem. Alex. Strom. – Климент Александрийский . Строматы Clem. Rom. 1 Ер. – Климент Римский . 1 Послание Коринфянам Clem. Rom. 2 Ер. – Климент Римский . 2 Послание Коринфянам Cod. lust. – Кодекс Юстиниана Cod. Theod. – Кодекс Феодосия Cypr. Ad Don. – Киприан. К Донату Cypr. De laps. – Киприан Карфагенский . О павших Cypr. Ер. – Киприан Карфагенский . Письма De exp. fid. – (Аноним). Изложение православной веры (?) Did. – Дидахе Dig. – Дигесты Dio – Дион Кассий. Римская история Diod. – Диодор Сицилийский. Историчсекая библиотека Diog.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010