После акта воссоединения с РПЦ на Львовском церковном соборе 8-10 марта 1946 г. начался непростой и противоречивый процесс непосредственного перехода священников и приходов в юрисдикцию Патриархии. К середине 1947 г. считалось, что канонически оформленно воссоединилось 1105 священнослужителей-униатов, 65 находилось в жесткой оппозиции. Образовывалась катакомбная УГКЦ, «непримиримые» подвергались «Большевистские темпы» ликвидации УГКЦ привели к тому, что к 1948 г. из 2718 униатских храмов Галичины 2491вошел в лоно РПЦ, но 188 продолжали служить по грекокатолическому обряду. Уже после «самороспуска» УГКЦ в Закарпатье чекисты (подводя первые итоги кампании по борьбе с униатством) сообщали главе МИД УССР Дмитрию Мануильскому (27 февраля 1950 г.): к 1946 г. УГКЦ в западных областях Украины (без Закарпатья) насчитывала 2594 прихода, свыше 1,5 тыс. священников, 93 монастыря с более чем 1000 монашествующих. 1085 священников воссоединилось с РПЦ, 120 - отказалось и ушло с кафедр, свыше 300 священослужителей подвергли аресту «за активную антисоветскую деятельность и связь с бандитами ОУН». Оказалось закрытыми 80 монастырей, в мир ушло свыше 500 На Чернечей горе К 1 июня 1949 г. в Закарпатском регионе, при активном участии прикомандированных сотрудников антирелигиозного отдела «О» МГБ УССР и областного УМГБ, было закрыто 259 униатских храмов, с РПЦ воссоединилось 142 прихода, свыше 100 священников. Однако учитывая остроту общественной и религиозной реакции на Львовский собор 1946 г., акт ликвидации УГКЦ в Закарпатье прошел по иному сценарию. Финалу предшествовали аресты наиболее энергичных и авторитетных противников «воссоединения» среди клира и тайного епископата УГКЦ, передача явочным порядком ряда униатских соборов и церквей к РПЦ (только в 1945-1947 гг. - 73 культовых сооружения). 16 февраля 1949 г. Ужгородский кафедральный собор и резиденцию епархии УГКЦ передали в ведение РПЦ. Ликвидация унии в Закарпатье имела свои особенности. Власти, чувствуя силу, не стали созывать церковный собор. 28 августа 1949 г., во время многолюдного богослужения в монастыре святого Николая на Чернечей горе под Мукачево, в день Успения Пресвятой Богородицы, архиепископ Макарий (Оскиюк) и отец Ириней Кондратович (перешедший в православие в 1947 г.) зачитал акт о ликвидации Ужгородской унии 1646 г. и переходе грекокатоликов Закарпатья в православие (акт подписало менее половины священников УГКЦ

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/19/g...

Девиз атейтининков – служить Богу и Отечеству. В 1927 г. организация была реорганизована в трехступенчатую федерацию, объединяющую: 1. учащихся, 2. студентов, 3. старых друзей (ветеранов). В 1945 г. организация была воссоздана в Германии, а в 1989 году – в Литве. В деятельности Федерации активное участие принимал и А. Мацейна, с 1947 по 1949 г. он был во главе этой организации. В 1949 г. руководство организации переместилось в Америку. 11 Во Фрейбургском (1956-1959) и Мюнстерском (1959-1970) унивеситетах А. Мацейна преподавал русскую философию. 12 J. Tyciak . Zwischen Morgenland und Abendland. – Dusseldorf – 1949 – С. 107. 13 схизма (греч. – раскол, расщепление). Это понятие закрепилось в апологетич. лит-ре для обозначения конфликта между зап. и вост. христ. церквами, начавшегося в 867 и приведшего в 1054 к разделению христианства на католицизм и православие. 14 excommunico (лат.) – устранение из общины, акт отлучения. 15 Гостия (лат. hostia – жертва) – облатка – небольшая тонко выпеченная лепешка из пресного пшеничного теста. Католики используют этот, освещенный ксендзом, хлеб для причащения. Термин – г остия– стал применяться в 3 веке. Обычай употребления для причащения гостии с изображением на ней распятия или Агнца известен на Западе с 12 в. 16 Чин Мессы – Italy – MIMEP-DOSETE – 1993– (на пяти языках) – «Обряд причащения» – С. 100-102. 17 Здесь автор – А. М. – указывает дату празднования Православной Церковью Рождества Иоанна Предтечи  по старому стилю, 18 Основываясь на этом призвании, Восточная Церковь празднует даже день зачатия Иоанна Крестителя (23 сентября) (по старому стилю – Т. М.), таким образом подчеркивая исключительность его посланничества, связанного с необычайной его святостью, ибо он, по свидетельству Ангела Господня, «Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (Лк. 1, 15). Сходство между Иоанном и Марией, о котором речь пойдет позже, мы обнаруживаем уже в первое мгновение бытия Иоанна ( примечание автора – А. М. ). 19 Имеются в виду сцены страстей Христовых, выполненные Грюневальдом для Изенхеймского алтаря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

381 общим тиражом 18 900 000 экземпляров, в 1949 г.– 689 тиражом 26 700 000 и в 1950 г.– 700 тиражом, согласно отчету «Общества распространения политических и научных знаний», «во много раз превышающим тираж 1949 г.» 500 ) была направлена против Ватикана, не столько даже против учения католицизма, сколько против его политики. Вот типичные названия этих сочинений: «Ватикан и католицизм на службе империализма», «Черные дела папского престола и его агентуры», «Ватикан в лагере поджигателей войны». Но выходили и другие пропагандистские материалы. Так, в 1951 г. напечатаны брошюры «Религиозные суеверия и их вред», «Реакционная сущность религиозных идеологий». В последней брошюре общий вывод относительно идеологической сущности религии остается крайне мрачным и выглядит как приговор, обжалованию не подлежащий: «Изменение отношения духовенства к Советскому государству не может изменить реакционного существа религиозной идеологии» 501 . Гораздо более серьезным и чувствительным ударом по Церкви, чем умножение числа изданий и тиражей атеистической макулатуры, явилась волна арестов духовных лиц, которая прокатилась в 1948 г. 4 сентября арестовали в четвертый раз архиепископа Оренбургского Мануила (Лемешевского) . 16 апреля 1949 г. он был приговорен к 10 годам лишения свободы и этапирован в Мордовию. Местом его заключения стал лагерь в поселке Явас близ города Потьма. В том же лагере отбывал свой десятилетний срок и другой архипастырь – митрополит Нестор (Анисимов) , арестованный в июле 1948 г. в аэропорту Харбина перед самым вылетом в Москву на празднование 500-летия автокефалии Русской Церкви. Он жил тогда в Китае и исполнял обязанности патриаршего экзарха в Восточной Азии. Поселок Явас находится вблизи Саровской пустыни и Дивеевского монастыря. В лагере митрополита Нестора особенно удручала нескончаемая ругань конвоя и заключенных. Однажды, когда заключенные оказались на работах в Дивееве, один из соузников архипастыря узнал домик дивеевской Паши. Это было в 1951 г., и митрополит Нестор сразу вспомнил странный прием у юродивой старицы ровно 40 лет назад.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

 Архимандрит Кирилл (Павлов, род. 1919) — один из наиболее известных старцев XX — начала XXI в., духовник Троице-Сергиевой Лавры, духовник Патриарха Алексия II. Автор многочисленных проповедей и поучений, широко общался с верующими по переписке (отправлял до 5 тыс. писем в год). Несколько лет назад перенес инсульт, лишивший его возможности двигаться и беседовать с людьми.  Протоиерей Евгений Тростин (1878–1967) — с 1942 г. настоятель Спасского храма села Петровское Щелковского района Московской области. Принимал для духовного совета и наставления множество людей из разных уголков России.  Протоиерей Алексей Резухин (1921–1999) родился в Вологде в семье военного; в 1942 г. призван в армию, в 1945 г. поступил в Богословский институт в Москве, в 1947 г. рукоположен в диакона и священника. Служил в храмах Зарайска (1947–1949), Москвы (1949–1950), Костромы (1950–1954), в Тульском Всехсвятском кафедральном соборе (1954–1978), с 1978 г. был настоятелем Успенской церкви города Богородицка Тульской области.  Иерей Тихон Кречетов (род. 1966) — сын протоиерея Валериана Кречетова, клирик Марфо-Мариинской обители в Москве.  Протоиерей Федор Кречетов (род. 1967) — сын протоиерея Валериана Кречетова, настоятель Патриаршего подворья, храма Вмч. Георгия Победоносца в Грузинах (Москва).  Скурат Константин Ефимович (род. 1929) — с 1955 г. преподаватель ряда московских духовных школ, магистр богословия (1970), доктор церковной истории (1978), заслуженный профессор МДА.  Остапов Даниил Андреевич (1894–1975) — личный секретарь и келейник Патриарха Алексия I (Симанского), с 1956 г. — заместитель председателя хозяйственного управления Московской Патриархии.  Патриарх Алексий I (Симанский, 1877–1970) занимал Московский Патриарший престол с 4 февраля 1945 г. до своей кончины 17 апреля 1970 г.  Протоиерей Николай Голубцов (1900–1963) родился в семье профессора МДА А. П. Голубцова. По образованию агроном-полевод. В 1949 г. сдал экзамены за курс Московской духовной семинарии, рукоположен в диакона и священника. Служил в московской церкви Ризоположения на Донской улице и в Малом соборе Донского монастыря. Среди духовных чад отца Николая было много интеллигенции.

http://pravoslavie.ru/67935.html

После него с 1946 года по 1949 год, также недолго, всего по одному году, здесь служили настоятель, священник Владимир Шангин, Василий Византийский и Исидор Медников. Постепенно материальное положение прихода стало улучшаться, и вскоре появилась возможность провести капитальный ремонт храма. Но, несмотря на все усилия Иркутской епархии и прихожан поселка, храм продолжал оставаться бедным и убогим. Порой приходу трудно было обеспечить даже своего настоятеля, средств едва хватало только на отопление и самое элементарное содержание. В 1948 году Иркутская епархия вновь стала самостоятельной. В мае этого же года в Иркутск прибыл новый архиерей - архиепископ Ювеналий (Килин). Свое пастырское послушание он проходил на Дальнем Востоке. Затем, уже будучи архиереем, служил в Харбине, Шанхае и других центрах русской миссии в Китае. С 1947 года Владыка Ювеналий имел кафедры непосредственно в России: сначала в Челябинске, затем в Иркутске, Омске и Ижевске. Скончался он в 1958 году, а незадолго перед этим принял схиму в Иркутске - всего один год, но и за это короткое время приобрел глубокое уважение верующих иркутян. С 1949 по 1958 год Иркутскую кафедру возглавлял архиепископ Палладий (Шерстенников). Он был наделен большими административными и хозяйственными способностями и сумел достаточно укрепить приходы врученной ему обширной епархии. В 1949 году архиепископом Палладием настоятелем Свято-Никольского храма был назначен иеромонах Анатолий (Корнильев), он служил здесь более года, но при нем был произведен первый после восстановления капитальный ремонт храма. Коренной сибиряк, отец Анатолий пользовался любовью и уважением своих прихожан, которые до сих пор сохраняют о нем добрую память. После в сане архимандрита он являлся клириком Иркутского Знаменского кафедрального собора. С 1950 года по 1953 год в храме настоятельствовал священник Виктор Вахрушев. Он родился он в Забайкалье в 1876 году. Служил в разных храмах бывшей Забайкальской и Иркутской епархий. В Листвянку прибыл уже в преклонном возрасте и через три года скончался после полувека священства.

http://sobory.ru/article/?object=19759

Русская Православная Церковь верует: правда и мир победят! " В ходе работы конгресса определился постоянный состав комитета ВСМ, куда был избран и митрополит Николай. А 19 июля бюро по культуре при Совете Министров СССР во главе с К.Е. Ворошиловым, которому теперь подчинялся Совет по делам Русской Православной Церкви, отверг предложения Г.Г. Карпова, подготовленные в феврале 1949 года под давлением отдела агитации и пропаганды ЦК ВКП(б), которые предлагали сократить издательскую деятельность Церкви, количество духовных школ, начать ликвидацию монастырей. Охарактеризовав эти инициативы как " несвоевременные и нецелесообразные " , бюро предложило Совету в своей деятельности опираться на " Положение о Совете " от 7 октября 1943 года, что означало возвращение к политике " нового " курса в отношениях с Церковью. С августа 1949 года начинается активное участие Русской Православной Церкви в деятельности Всесоюзной конференции сторонников мира. Духовенство было представлено в Советском комитете защиты мира, во всех его республиканских и областных отделениях. С мая 1949 года в " Журнале Московской Патриархии " появился постоянный раздел " В защиту мира " ; все чаще стали звучать проповеди на миротворческие темы. В 1950 году миротворческая деятельность продолжалась. Русская Православная Церковь внесла большой вклад в сбор подписей под Стокгольмским воззванием Постоянного комитета ВСМ о запрещении ядерного оружия. 1950 год стал годом важных визитов делегаций Русской Православной Церкви, способствующих укреплению братских церковных связей. В июле делегацию Московского Патриархата встречал Антиохийский патриарх Александр III (Тахан). Ему был вручен докторский крест и диплом почетного члена Московской духовной академии. В августе состоялся визит Святейшего Патриарха Алексия в Армению и Грузию. Результатом встреч с Католикосом и Патриархом Грузии Каллистратом и Патриархом всех армян Геворгом VI стало подписание " Обращения предстоятелей Русской, Грузинской и Армянской Церквей к христианам всего мира " .

http://religare.ru/2_98541_1_21.html

— На Литургии священник возглашает: «Святая святым»? Неужели Церковь считает нас святыми? — Да. Мы призваны к святости. Это динамика: «святая» тем, кто «призван к святости». Все мы призваны к святости, другого пути у нас нет. «Будьте святы, как Отец ваш Небесный свят», «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершенен», «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден». Три фразы, которые встречаются в разных местах Евангелия, но три раза мы уподоблены Отцу нашему Небесному. Так что действительно — «Святая святым». Это означает: «осторожно, вы прикасаетесь к святыне и потому со страхом Божиим принимайте залог вечной жизни, данный в Евхаристии». Каждый духовный поиск, каждый зов Христов, на который мы ответим, — есть начало освящения. Эти слова напоминают нам о нашем единственном пути: мы призваны не просто к трафаретной жизни, а к святости, и эта святость уже начинает действовать в нас. А святость означает горение духом. Прапраправнук сына Екатерины Великой и графа Григория Орлова, сын графа А.А. Бобринского и графини Н.П. Ферзен, покинувших Россию во время революции, Борис Алексеевич Бобринский родился в эмиграции 25 февраля 1925 г. в Париже. С 1944 по 1949 гг. обучался в Свято-Сергиевском православном богословском институте. Его преподавателями были еп. Кассиан (Безобразов), прот. Н. Афанасьев, архим. Киприан (Керн), прот. Г. Флоровский, прот. А. Шмеман, прот. В. Зеньковский, А. Карташев и Л. Зандер. Большое влияние на становление богословского видения о. Бориса оказала близкая дружба с Вл. Лосским. В 1949 г. под руководством Г. Флоровского написал и защитил диплом на тему «Таинство миропомазания у восточных Отцов IV века», в котором предпринял попытку изучения богословия и практики совершения этого Таинства в ранней сиро-палестинской традиции (свт. Кирилл Иерусалимский, прп. Ефрем Сирин, свт. Иоанн Златоуст и др.). С 1949 по 1951 гг. находился в научной командировке в Афинах при Православном богословском факультете, исследуя рукописи свт. Григория Паламы, хранящиеся на Афоне и в Афинах. После возвращения во Францию в 1951 гг. приглашен преподавать историю Древнего Востока в Свято-Сергиевском институте. С 1954 г. и по настоящее время заведует кафедрой догматического богословия. Весной 1959 г. митрополитом Владимиром (Тихоницким) рукоположен в диакона, а осенью того же года во священника. В 1968 г. после трагической гибели о. Петра Струве назначен настоятелем франкоязычного право­славного прихода Пресвятой Троицы в крипте собора св. Александра Невского в Париже. В 1986 г. защитил докторскую диссертацию при Свято-Сергиевском институте на тему «Почивание Святого Духа на Христе». С 1993 по 2005 гг. занимал пост декана Свято-Сергиевского института. Один из основателей и первый руководитель радиостанции «Голос Православия» (Париж). Автор многочисленных богословских трудов. (Биографическая справка с сайта Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета ).

http://patriarchia.ru/db/text/1305477.ht...

В 1895 году «… с благословения… архиепископа Владимирского Сергия при … Гусевской Иоакианской церкви» была открыта церковно-приходская бесплатная библиотека. Священник этой церкви Иоанн Казанский писал Ю.С. Нечаеву-Мальцову: «Я нахожусь в полной уверенности, что открываемая библиотека встретит со стороны Вашего Превосходительства благосклонное внимание. Она… может оказать благотворное влияние на дух и поведение народа». Клировые ведомости 1901 г. наряду с известными нам уже данными за 1872-1874 гг. впервые сообщили о том, что Иоакиманская церковь к этому времени была обнесена четырехугольной каменной оградой с чугунными решетками. Колокольня также каменная, под ней помещается церковная сторожка. Ограда имела центральные ворота, их можно увидеть на фотографии кон. XIX в. Небольшое здание каменной сторожки неподалеку от колокольни, вероятно, было построено в нач. XX в. В 1922 г. церковь Иоакима и Анны еще находилась в ведении общины верующих. К этому времени с 1917 г. властями уже дважды производилось изъятие церковных ценностей (ГАВО, ф.24, оп.1, д.1729). Последняя служба перед закрытием храма предположительно состоялась в 1936 г. В 1941 г. здание храма было занято под механические мастерские Стекольного техникума. Затем здание с 1946 г. по 1948 г. было занято горторгом под складское помещение. Затем в нем располагалась пожарная охрана, а позднее отдел вневедомственной охраны. Дело недействующей церкви Иоакима и Анны в городе Гусь-Хрустальный 1948-1949 гг. Заключение уполномоченного совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров Союза ССР по Владимирской области по ходатайству верующих. На рассмотрение исполкома облсовета представлен материал по ходатайству верующих об открытии церкви Иоакима и Анны в городе Гусь-Хрустальный. Здание церкви каменное, большое, построенное в 1816 г., в 1871 г. закончена отопительная система, церковь имела два престола. Церковь закрыта в 1936 г. В 1941 г. была занята под механические мастерские стекольного техникума, а в 1946 г. здание ее было освобождено ввиду непригодности и согласно акту технического осмотра. Затем здание с 1946 по 1948 гг. было занято горторгом под складское помещение. И в акте технического осмотра 1948 г. говорится, что без капитального ремонта здание церкви использовано быть не может ни под какие нужды. Из всего выше изложенного видно, что: здание церкви Иоакима и Анны сильно разрушено и требует капитального ремонта…, ходатайство об открытии церкви… отклонить. Это решение подтвердил исполком Владимирского областного совета депутатов трудящихся в своем решении за 1422 от 7 декабря 1948 г. В 1949 г. было решено передать здание церкви пожарной охране города по просьбе председателя горисполкома Лаврова на имя председателя облсовета Бранта Г.Р. Решение облисполкома 198 от 19 марта 1949 г.

http://sobory.ru/article/?object=03192

В свою очередь, Папа Пий XII продолжал занимать ярко выраженную антикоммунистическую позицию: отлучал священников, принимавших участие в движении за мир, протестовал против ликвидации Униатских Церквей, наложил суровые дисциплинарные санкции на участников возникшего во Франции движения священников-рабочих и т. д. Одной из кульминационных точек «холодной войны» стал декрет конгрегации священной канцелярии от 13 июля 1949 г., который отлучал от Католической Церкви верующих за принятие коммунистического учения и его пропаганду, членство в компартии, сотрудничество с ней, чтение и распространение ее прессы 848 . Конечно, Патриарх Алексий осудил декрет. Митрополит Николай (Ярушевич) на Всесоюзной конференции сторонников мира в августе 1949 г. также публично выступил с резкой критикой «агрессивной деятельности» Ватикана 849 . Но это были одни из последних подобных акций. Без мощного давления советского государства конфронтация православных и католических иерархов заметно ослабевала. В конце 1940-х – начале 1950-х гг. в основном удавалось удерживать в сфере влияния Москвы Антиохийскую, Александрийскую и Иерусалимскую Церкви, хотя именно они периодически дистанцировались от Московской Патриархии. Александрийский Первосвятитель даже писал протесты против гонений на духовенство в странах народной демократии. Приходилось оказывать давление. Так, Г. Карпов 7 февраля 1949 г. писал в ЦК ВКП(б), что по его рекомендации Патриархом Алексием разработан «проект письма главам православных церквей, участвовавшим в июле прошлого года в Московском совещании. Это письмо имеет целью побудить глав церквей, подписавших все решения Московского совещания, к реализации этих решений» 850 . Проект получил одобрение. Ярко выраженную прорусскую позицию занимал Антиохийский Патриарх Александр III, хотя на него неоднократно пытались повлиять со стороны США. Например, Нью-Йоркский митрополит Антиохийской Церкви Антоний в 1954 г. передал Первосвятителю большую денежную сумму с призывом «избавиться от русского влияния» 851 . Впрочем, СССР также оказывал владыке через Московскую Патриархию значительную помощь: в 1950–1952 гг. ему подарили 60 тыс. долларов, а в 1954 г. во время визита в Советский Союз вручили 220 тыс. рублей, 35 тыс. долларов, различные драгоценности. Часть денег выделялась на строительство духовной семинарии, по словам Патриарха, «для составления в будущем кадров священнослужителей, преданных и обязанных Русской церкви» 852 . Выражая свою благодарность, члены антиохийской делегации заявили, «что во главе всех православных церквей должна встать Русская православная церковь , т. к. Константинопольская церковь намного слабее Русской и потеряла свой былой престиж, являясь орудием американской политики» 853 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отсутствием в 1949 г. в епархии архиерея воспользовались местные власти, для того чтобы реализовать разработанный в 1948 г. уполномоченным Жванко план по закрытию собора в честь Касперовской иконы Божией Матери в Николаеве. Формально собор собирались закрыть по требованию завода «Коммунар», которому здание храма принадлежало до 1941 г. В нач. сент. 1949 г. община Касперовского собора была снята с регистрации как «распавшаяся» (Там же. Д. 70. Л. 204). 15 сент. с собора были снесены кресты, на следующий день демонтирован иконостас. Во время проведения работ верующие выражали недовольство, была арестована прихожанка. В 1946-1953 гг. в епархии имели место единичные случаи упразднения храмов (чаще в Николаевской обл.). Закрывались сельские храмы, в основном те, к-рые до войны использовались в качестве «общественных зданий», отсутствие священников давало повод местным властям снимать общины с регистрации. В 1946 г. изъяли помещение у общины в с. Куйбышевка Еланецкого р-на, закрыли храм в райцентре Еланец Николаевской обл., в 1947 г.- храмы в селах Каменка (ранее Анчекрак) и Б. Бейкуш (ныне Черноморка) Очаковского р-на, в с. Б. Фёдоровка Казанковского района, в 1948 г.- в селах Парутино Очаковского р-на и Сергеевка Братского р-на. В 1949 г. прекратилось богослужение в храмах в селах Кашперо-Николаевка Баштанского р-на, Антоновка Новобугского р-на и Терновка Жовтневого (Октябрьского) р-на. В 1950 г. закрылись церкви в селах Анновка Новобугского р-на и Новопетровка Снигирёвского р-на. В 1952 г. в Николаевской обл. были закрыты 6 храмов: в селах Дмитровка, Новогригоровка, Таборовка Вознесенского р-на, в с. Пелагеевка Новобугского р-на. 14 мая 1951 г. передали под клуб церковь в с. Мазурово Кривоозерского р-на, в 1955 г. община обращалась с просьбой вернуть церковь, т. к. она никем не использовалась (ГА Николаевской обл. Ф. Р-4760. Оп. 1. Д. 61. Л. 29). Просьбы об открытии новых храмов не удовлетворялись. Последним в 1946 г. был открыт Свято-Духовский храм в пос. Жовтневое, под церковное помещение реконструировали жилой дом. В 1948 г. украинцы - переселенцы из Румынии ходатайствовали о передаче здания кирхи в с. Степном Широколановского р-на для переоборудования в правосл. храм. Власти им отказали. В 1954 г. был засыпан известью св. источник между селами Актово и Трикраты Вознесенского р-на Николаевской обл., паломничество к к-рому особенно активизировалось в 1953 г.

http://pravenc.ru/text/1841105.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010