Значительная часть «непоминающих» клириков на протяжении нескольких послевоенных лет продолжила открытое служение в возобновленных во время оккупации храмах. Весной 1946 г. настоятель гомельского Петропавловского собора прот. Косма Раина сообщил архиеп. Минскому и Белорусскому Василию (Ратмирову) о том, что на территории Гомельской обл. действуют клирики, не состоящие в единении с Московской Патриархией: свящ. Феодор Гончаров в с. Красном Гомельского р-на, иером. Серафим (Топтухин) в с. Ивольск Уваровичского (ныне Буда-Кошелёвского) р-на, иером. Феоктист (Ганжа) в с. Речки Ветковского р-на, свящ. Максим Голубев в дер. Прудок, иером. Антоний (Манин) в с. Причалесня и свящ. Феодор Рафанович в с. Обидовичи. Один из лидеров катакомбного движения, иером. Феоктист (Ганжа), скончался в 1948 г. без примирения с Московской Патриархией. Однако в янв. 1948 г. он благословил своего ближайшего помощника свящ. Андрея Поповича обратиться к архиеп. Минскому и Белорусскому Питириму (Свиридову) с просьбой о воссоединении с Московским Патриархатом. 15 февр. 1949 г. архиеп. Питирим совершил рукоположение Поповича и назначил его настоятелем Александро-Невского храма в дер. Нивки Добрушского р-на Гомельской обл. В 1949 г., из-за того что прихожане отказались принимать священнослужителей РПЦ и признавали только «непоминающего» иером. Полиевкта, власти решили закрыть Иоанно-Богословский приход в дер. Ямполь Речицкого р-на Гомельской обл. Аналогичная ситуация сложилась в дер. Бобовичи Гомельского р-на, где со 2-й пол. 1941 г. настоятелем Успенского храма являлся «непоминающий» иером. Иоанн (Матвеенко). Формально воссоединившись с Московской Патриархией в 1947 г., он продолжил критиковать действия митр. Сергия (Страгородского) и его преемников. Уполномоченный Совета по делам РПЦ по Гомельской обл. Е. Ф. Цуканов в 1949 г. лишил иером. Иоанна регистрации, тот переехал в Черниговскую обл., регулярно посещал Гомельщину для окормления «непоминающих». К кон. 40-х гг. XX в. на территории Гомельской обл. образовалось неск. нелегальных «непоминающих» жен. монашеских общин. К 1949 г. монашеские общины существовали в поселках Лоев (ныне райцентр Гомельской обл.), Уваровичи (ныне в Буда-Кошелёвском р-не) и дер. Огородня-Гомельская (Добрушского р-на). В 1950 г. уполномоченный зафиксировал нелегальную общину в Новобелицком р-не Гомеля, возникновение которой он связывал с деятельностью монахинь из закрытых в 1928 г. Чонкского и Макариевского (в Добрушском р-не) мон-рей. Нелегальные мон-ри становились центрами богослужебной жизни: из-за нехватки «непоминающих» священнослужителей монахини совершали богослужения мирским чином в домашних условиях.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

St. John-Cassian of Rome (russ.), ebda 64(1933) 4 S. д Sermon on Easter-Day (russ.), ebda 77(1934) 2 S. Christ est le Seigneur. Amsterdam. Juli 1939. Franz., engl., deutsch, finnisch. The Eucharist in the Orthodox Church, in: The Student World 1939,2, 9 S. I simerini katastasis tis Orthodoxou Ekklisias en ti Sovietiki Rossia, in: Christianika Grammata, Athènes 1940. Address on the occasion of his consecration as Bishop of Catania (russ.), in: Cerk. Vest. (Paris 1948)8, 4 S.; franz., in: Russie et Chrétienté (Paris 1948) 3–4, 33–37, 37–38. Moja poezdka v Belgiju, in: Cerk.Vest.Zap.Ev.Ekz. 1948,12, 11–12. The Light of the Resurrection (russ.), in: Russ. Mysl’ Nr. 55, V. 30.4.1948, 2 S. Moi vstrei v Germanii, in: Cerk.Vest.Zap.Ev.Ekz. 1949,18,4–9. Allocution, le 12. févier 1947, in: Russie et Chrétienté 1948,3,31–33. Allocution, le 12. févier 1948, ebda 37–38. Allocution prononcée à de la fête des Trois Docteurs (12. févier 1949), ebda 1949,1–2, 58–59. Sermon, in: Vers l f Unité Chrétienne 1954,60,13–14. Predigt zum Fest der hll. Drei Hierarchen (1951) (griech.), in: Orthodoxia 1952,1, 5 S.; 1953,4, 4 S. Speech at the Inauguration of Women’s Theological Course in Paris (russ.), in: Word of the Church (Russ. Mysl’) Paris Dez. 1949. Slovo na prazdnovanii jubileja (30.4.1950), in: Cerk.Vest.Zap. Ev.Ekz. 1950,25,4–9. University Sermon. 25–11–1951, in: Cambridge Review, 1950–1951. 3– III. LXXII; in: The Approach to Christian Unity, ed. W. Heffer and Sons. Cambridge 1951. The Cross of Christ (griech.), in: Apostolos Andreas 1952, Nr. 63 und 64. Buchbesprechungen , Nachrufe The New Testament. New Books (Smith and Chaîne) (russ.), in: Prav. Mysl’ 1928,1, 4 S. Kniga о semi peatjach. Novejšaja literatura ob Apokalipse, in: 21(1930)97–128. D.S. MereSkovskij, Iisus neistvestnyj, in: Put‘ 42(1934)80–87. L. Gillet, Jesus of Nazareth According to Historical Data (russ.), in: Put» 48(1935) 5 S. Three Figures. (In Memory of Rev. T. Nalimoff, I.P. Scherboff and Rev. Mother Catherine) (russ.), in: Vozrofcdenie vom 18. u. 19.1.1926, Paris.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

12 . Палестинский патерик. Вып.9. СПб., 1899. 13 . Святитель Василий Великий . Творения. К Кесари, жене патриция, о приобщении. Изд.3-е. Сергиев Посад., 1892. 14 . Иоанн Мосх , блаженный. Луг духовный. Изд. Троице Сергиевой Лавры., 1896. 15 . Скабалланович М. Толковый типикон. Вып.1-й, Киев., 1910. Вып.2-й, Киев., 1913. 16 . Минея ноябрь. ч.I. М., 1980. 17 . Минея апрель. ч.I. М., 1985. 18 . Алмазов А. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. т.2, Одесса., 1894. 19 . Фаррар Ф.В. Жизнь и труды святого апостола Павла. СПб., 1887. 20 . Речь профессора ЛДА, кандидата богословия, кандидата искусствоведческих наук Н.Д. Успенского перед защитой 22/IV 1949 г. диссертации на соискание ученой степени магистра богословия на тему: «Чин всенощного бдения в Греческой и Русской Церкви " (Историко-археологическое исследование). ЛДА., 1949. 21 . Успенский Н.Д. Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий и его деятельность. (Машинопись). Л., 1949. 22 . Уржумцев П.В. Профессор Николай Дмитриевич Успенский . К 50-летию научной деятельности.//Богословские Труды М., 1975. 23 . Дмитриевский А.А. Отзыв о сочинении Н.Д. Успенского на тему: «Происхождение чина агрипнии или всенощного бдения и его составные части». Б.м. и г. 24 . Открытое заседание Совета ЛДА от 22 июня 1949 г. Публичная защита магистерской диссертации кандидата искусствоведческих наук проф. Н.Д. Успенского на тему: «Чин всенощного бдения в Греческой и Русской Церкви» (Историко-археологическое исследование). Б.м. и г. 25 . Бронский В. Заслуженный профессор Н.Д. Успенский //Журнал Московской Патриархии, 1988, 26 . Успенский Н.Д. Православная вечерня (Историко-литургический очерк)//«Богословские труды», 1959. 27 . Успенский Н.Д.Христианская православная вечерня (Историко-Литургический очерк). Л., 1950. 28 . Евсевий Памфил . Церковная история. m.II, кн.2, СПб., 1848. 29 . Иванов И. Музыковедческая деятельность профессора Н.Д. Успенского //«Богословские труды», 1975. 30 . Успенский Н.Д. Образцы Древнерусского певческого искусства. Л., 1968.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Эвакуация началась в начале 1949 г. Семья отца Николая Колчева прибыла на Филиппины на втором пароходе «Кристобаль», шедшем под панамским флагом. Последний пароход из Шанхая на Филиппины пришёл 20 мая 1949 г. Остров Тубабао не имел ни дорог, ни домов, ни электричества, ни источника питьевой воды. Беженцы всё начинали с нуля. Расчищали джунгли, ставили палатки, проводили электричество. Остров был разделён на 14 районов, в каждом из которых проживало более 300 человек. Создали полицию, скаутскую дружину. В первые же дни пребывания на Тубабао русское православное духовенство – священники, монахи и миряне – приступило к созданию церковной жизни, основав и обустроив на территории лагеря две палаточные церкви – Свято-Серафимовскую и Свято-Архангело-Михайловскую. Кроме того, филиппинские власти передали во временное пользование здание бывшей американской военной церкви. За несколько дней до Пасхи 1949 г. в лагерь прибыл архиепископ Иоанн Шанхайский . В июне 1949 г. отец Николай был назначен настоятелем храма преподобного Серафима Саровского 15 . Устроен храм был в брезентовой палатке, как и жильё беженцев, – то, что осталось от находившейся ранее на острове американской военной базы. Изначально предполагалось, что на Филиппинах русские беженцы-«шанхайцы» проведут только четыре месяца, а за это время IRO поможет найти им страну для постоянного проживания. Но «временная» жизнь на острове растянулась почти на 4 года. Беженцев оказалось около 6 тысяч человек. Дочь Колчевых Лидия в Аргентине занималась оформлением документов на переезд к ней в страну всей семьи. Процесс оформления затянулся на полтора года. «Ежедневно приезжала в паспортный отдел – без языка, в чужой стране… наступило время, когда сказали, что въезд в Аргентину закрывается. Самое главное лицо, которое должно было дать подпись, просмотрел бумаги и сказал, что он должен посмотреть. Я выписывала 14 человек – 10 человек с о. Тубабао, и четверых из Чили – Володю с семьёй. Когда он так сказал, я поняла, что это отказ.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kolchev...

В августе 1949 года в корпорацию влился прот. Иоанн Козлов, бывший учитель церковно-приходской школы и Олонецкий епархиальный миссионер, экстерном закончивший семинарию, ректором которой был прот. Н.Чуков. Отец Иоанн закончил МДА, в 30-е годы служил в Москве в храме Флора и Лавра. Прот. Иоанн присылал владыке письма из Андижана, куда забросила его судьба, просил помочь выехать оттуда и принять его в Академию. Для преподавателей, многих из которых владыка приглашал из других городов, был отведен отдельный флигель с прекрасными отдельными квартирами во внутреннем дворе Академии. Дневниковая запись владыки 4 марта 1948 года: «Сагарда прописывают. Он хвалит порядки Академии – “даже лучше прежней Академии”». В письме Патриарху от 17.09.1949 г. митрополит Григорий писал: «Проф. ЛДА А.И. Сагарда в настоящее время является наиболее ярким представителем церковно-исторической науки в СССР. Он закончил работу над своей докторской диссертацией... Он и в дальнейшем может считаться наиболее авторитетным ученым в цер[ковно] исторических трудах на пользу Православной Церкви. В целях сохранения его сил для церк[овной] науки РПЦ я считал бы полезным: 1) ограничить его учебную работу лекциями в Дух[овной] Академии, освободив его от уроков в семинарии, 2)назначить его официальным ученым консультантом при Московской Патриархии по церковно-историческим и догматическим вопросам и 3) для возмещения его утраты при сокращении уроков и для вознаграждения по консультированию назначить ему ежемесячный оклад 4000 р. 17 окт.1949 г. Пометка: Исполнено 22 ноября 1949 г.». Письмо Св. Париарху также от 17.09.49 г.: «Имею честь почтительно просить Ваше Святейшество об утверждении в ученой степени магистра богословия проф. Ленинградской Духовной Академии А.И. Сагарда. Проф.А.И. Сагарда представил свою диссертацию о Клименте Александрийском еще в Совет СПб Дух. Академии. По рассмотрении специалистами, Совет СПБ Духовной Академии нашел ее достойной ученой степени магистра богословия, и постановление об этом поместил на страницы академического журнала «Христианские Чтения» в отделе «Журналы Совета Духовной Академии».

http://bogoslov.ru/article/1151751

220 См. Н. Marrou. De la connaissance historique. Ed. duSeuil, 1954. R. Niebuhr. The Nature und Destiny of Man. New-York, Scribner " s, 1943. O.Cullmann. Christ et le temps. Neuchatel, 1947. К. Lowith. Meaning in History. Chicago Press, 1949. L. Bouyer. Chrictianisme et Escha-tologie. In «Vie Intellect.», 1948.G.Thils. Theologie des Realties terrestres, Paris, Desclee, 1949. J. Picper, La Fin des Temps, Desclee, 1953. H.V; Balthasar. Theologie de l " Hisloire. Plon, 1955. J.Danielou. Essaisur le Mystere de ÍHistoire, Ed. diu Seuil, 1953. J. Danielou, Christologue et Eschtologie in «Das Konzil von Chalkedon». Wurzbourg, 1954. J. de Senarclens. Le Mystere de ÍHistoire. Ed.Roulet. Geneve, 1949. 224 Пасхальный anastasis (воскресение) есть переход transitus в transcensus, и тогда смерть становится христианской: она уже не Вторгшаяся, но великая Посвящающая в саму тайну жизни. См.: Le Mystere de la Mart et sa celebration. – Lex Orandi, 12; M.Lot-Borodine. La Beatitude dans ÍOrient chretien. – In: Dieu vivant, 15. 228 J.Wilpert. L " iconographie des catacombes et la catechese antique, in «Rev. Arch. Christ.» Rome, 1949. W. Weidle. Mystere baptismal de 1 " art chretien primitif(en russe) – In «Pensee orthodoxe», VI. 231 Andre George, Clarte et mystere dans la connaissance scientifique. – In: Cahiers Rec-herches et Debats, 4. 239 И наоборот: чтобы быть освещенным, нужно, чтобы на тебя смотрели. Глаза – «носители света» (Платон. Тимей, с.456); согласно Плотину, око гелиоморфно – солнце-подобно (ЭннеаДы. 1,6,9). «Дух Святой снимает покров с души, и душа становится светом, вся она становится оком». См.преп. Макарии Египетский , Добротолюбие. I, с.261. 240 Западная традиция следует Вульгате: «тьма его не приняла», и подчеркивает сопротивление тьмы; восточная традиция следует Оригену : «.. .тьма его не победила», и подчеркивает непобедимость Света. Богатство смысла в словах св. Иоанна Богослова очень удачно включает оба значения одного и того же греческого глагола katalambano. 251 Буйтендийк (Buytendijk) в своей книге «Женщина» показывает, что с биологической точки зрения мужское начало представляется случайным и проблематичным, потому что в природе эволюция определяется женской плодовитостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Начальник Управления МГБ по Тульской области в ноябре 1948 г. сообщал об активизации в последнее время церковников нелегалов, бродячих монахов, отмечая деятельность 30 священников не признающих Московскую Патриархию. В Гомельской области в 1949 г. нелегально служили 4 таких священника и т. д. 695 25 апреля 1949 г. встревоженный Г. Карпов направил секретарю ЦК ВКП(б) Г. Маленкову специальную секретную информационную записку «О религиозных пережитках, выражающихся в исполнении обрядов и массовых молений по нелегальной (не состоящей на регистрации) церкви, и о лицах, занимающихся нелегальной церковной деятельностью». В ней подчеркивалось: «Деятельность в течение многих лет таких нелегальных молитвенных домов, пещер, тайных избушек и т. п. представляют собой крайне политически вредные явления, т. к. организаторы этих молитвенных домов и их священнослужители нередко имеют благоприятную почву для своей деятельности, а местные органы, в том числе и административные, не знают, как с ними бороться» . Борьба сильно затруднялась сложностью выявления тайных общин. Г. Карпов писал, что подавляющее большинство их существует на территории РСФСР. Так, в Рязанской области было выявлено 174 нелегальных молитвенных дома, Горьковской – 47, в г. Бугульме Татарской АССР – 3 и т. д. В другом документе Совета по делам РПЦ указывалось, что если в 1948 г. в Рязанской области действовало 175 незарегистрированных молитвенных домов, то в 1949 уже 190, причем в них служило около 200 священнослужителей. Следует указать, что в ноябре 1949 г. ИПХ даже провели тайный собор в г. Чирчик под Ташкентом. 696 Особенно сильно активизация катакомбников в конце 1940-х гг. проявилась в областях Центрального Черноземья, прежде всего в Тамбовской. Некоторые советские историки считают ее третьей, последней волной оживления ИПХ, новым этапом, характеризующимся усилением проповеднической деятельности и заметным ростом групп «истинно-православных христиан» 697 . Другие – А. Клибанов, 3. Никольская, Л. Митрохин – даже самим фактором рождения движения ИПХ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриаршим указом от 6 апр. 1946 г., ко дню Пасхи М. был удостоен сана архиепископа «за труды в деле воссоединения греко-католиков с Православной Церковью». Униат. кафедральный собор св. Георгия во Львове перешел в ведение М. По рекомендации Совета по делам РПЦ правосл. епископу Львова были переданы митрополичьи покои униат. первоиерарха Андрея Шептицкого . Здесь должны были размещаться резиденция М., епархиальное управление и богословско-пастырские курсы, к-рые так и не были открыты. К кон. 1947 г., по данным М., в Православие перешли 1124 униат. священника. Не перешли и остались на свободе 74 (им было отказано в регистрации и запрещено служить), остальные были постепенно арестованы или высланы (на 1 марта 1947 190 чел. из числа духовенства и 135 из мирян). В 1945 г. во Львовской обл. числилось 44 греко-католических мон-ря, к-рые представляли основную оппозицию присоединению к правосл. Церкви и были закрыты. Многие формально воссоединившиеся продолжали на богослужениях поминать папу Римского и служить по греко-католическим Служебникам. С одной стороны, они опасались арестов, с другой - мести «партизан»: к авг. 1946 г. относится ультиматум подпольных униат. деятелей к перешедшему в Православие духовенству с требованием публично отречься от своего «отступничества». С 3 июня 1948 по 17 марта 1950 г. М. было поручено управление и Мукачевско-Ужгородской епархией с титулом «архиепископ Львовский, Тернопольский и Мукачевско-Ужгородский». Этот период после убийства 1 нояб. 1947 г., по предположениям - органами МГБ УССР, греко-католического еп. Мукачевского Теодора Ромжи был отмечен в Закарпатье судебными преследованиями униат. духовенства, обвиненного в коллаборационизме. М. проводил работу среди низового униат. духовенства с целью их отказа от унии. 27-28 авг. 1949 г., в дни празднования Успения Пресв. Богородицы, в бывш. василианском мон-ре на Чернечьей горе в Мукачеве было провозглашено прекращение церковной унии закарпатского духовенства с Римом. «Во внимание к трудам по воссоединению греко-католиков Закарпатья с Русской Православной Церковью» 18 авг. 1949 г. патриарх наградил М. правом ношения креста на клобуке. Официально к 1949 г. на территории СССР греко-католич. Церковь и все ее административные органы были ликвидированы. Гос-во конфисковало ее имущество и частично передало его в пользование правосл. епархиям. Административно-репрессивные методы воссоединения униатов с РПЦ в целом отрицательно сказались на отношении к правосл. Церкви населения Зап. Украины.

http://pravenc.ru/text/2561394.html

Тальберг , «Святая Русь», Париж, 1929 г.). Глава двенадцатая. Архимандрит Константин (Зайцев) §1. Жизнеописание Архим. Константин (в миру Кирилл Иосифович Зайцев) родился в Санкт-Петербурге 28 марта/10 апреля 1887 г., в семье крещеных евреев. Он окончил экономическое отделение Санкт-Петербургского Политехнического университета и юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Для научной деятельности архим. Константин отправился в Германию, но вернулся в Россию и поступил на работу в первый департамент Правительственного Сената. После революции 1917 г. архим. Константин принял участие в Белом движении, и покинул Россию вместе с армией генерала Врангеля. В эмиграции архим. Константин был приват-доцентом юридического факультета в Праге, а с 1935 г. – профессором юридического факультета в Харбине. Принимал участие в издании и являлся автором парижских журналов «Возрождение» и «Славянство и Россия», печатался в харбинском церковном журнале «Хлеб Небесный» и др. Служение Церкви архим. Константин начал в 1944 г. в Русской Православной Миссии Пекина. Овдовев, он был рукоположен во иереи в 1945 г., служил в Циндао и Шанхае. Из Китая архим. Константин выехал вместе с прочими русскими беженцами, возглавляемыми свят. Иоанном (Максимовичем) . В мае 1949 г. архим. Константин прибыл в Сан-Франциско, а в августе 1949 г. по приглашению переехал в Джорданвилль, на должность преподавателя Свято-Троицкой семинарии. В разные годы он преподавал догматическое богословие, пастырское богословие и русскую словесность. 18/31 декабря 1949 г. архим. Константин принял монашеский постриг, а 8/21 ноября 1954 г. был возведен в архимандриты. В течение многих лет, до самой кончины, архим. Константин нес послушание редактора журнала «Православная Русь», его приложений «Православная жизнь» и «Православный путь», а также англоязычного журнала «Orthodox Life». Под влиянием писательских и редакторских трудов архим. Константина, в значительной степени, складывалась идеология Русской Зарубежной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

57 . Участок в селении Рама, с двухэтажным домом для мужской и женской двухклассных школ, с садом, огородом и цистерной. Опись, 1895: 45 (указана площадь 568 кв. м.). Ряжский, 1915. 21 (указана площадь «около 620 кв. м.»). Прохоров, 1949: 50. Соглашение о продаже, 1964: 14. Нехуштай, 1984: 33 (указана площадь 1,763 донума). Баталден, 1990: 23 (указаны площадь участка 689 кв. м плюс площадь здания 229 кв. м.). Палестина – Россия, 1993: с. 37–38 (указана площадь 1,763 донума; затем следует примечание: «При регистрации участка была допущена ошибка, однако после соглашения с советским правительством (1964) запись была исправлена, площадь обозначена в размере 2,5 донума». 58 . Участки братьев Николая и Нахли Сурсук в г. Афуле, между полотном Дженинской железной дороги и шоссе Назарет-Дженин, площадью 10 800 кв. м. Участки не были огорожены, но имели каменные межевые столбы. Земля приобретена в 1913 г. на имя начальника назаретской мужской учительской семинарии А. Г. Кезмы, имевшего как российское, так и турецкое подданство. В 1921 г. перерегистрировано на него же. Современное местоположение участков; между автобусной станцией и универмагом. Тюканов, 1914: 21, л. 42 (указана площадь 10 800 кв. м.). Ряжский, 1915: 25. Прохоров, 1949: 2 (указана площадь 10 568 кв. м.). Соглашение о продаже, 1964: 13. Нехуштай, 1984: 32 (плюс иллюстрация 45: «Купчая на русскую землю в Афуле от 1921 года»). Баталден, 1990: 21 (указана площадь 8266 кв. м.). Палестина – Россия, 1993: с. 37. Указаны площадь 8,266 донума (6,675 – один участок, 1,591 – другой). 59 . Участок в г. Дженине, с источником и оградой. Приобретён архимандритом Леонидом (Сенцовым) в 1911 г. Принадлежит Русской Православной Церкви (Московскому Патриархату). Леонид-1, 1914: 15 (указана только стоимость 7000 руб.). Прохоров, 1949: 51 (и). Участок обозначен: «Большой сад в местечке Дженин». Записки, 1956: 22. Никодим, 1959: с. 344. Цитата из отчёта архимандрита Леонида 1913 г.: «Там уже начата постройка подворья для поклонников, идущих из Иерусалима в Назарет».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010