Совет по делам РПЦ пытался сгладить ситуацию, опасаясь за своё реноме, но идеологи продолжали раздувать случай «церковного мракобесия». В итоге 19 февраля 1949 года в газете «Правда», органе ЦК ВКП (б), появился фельетон И. Рябова «Саратовская купель». Затем последовал целый ряд публикаций антирелигиозного характера в духе уже изрядно подзабытого жанра, характерного для 1920-30-х годов. Пропагандистская компания должна была создать благоприятный фон для нового антирелигиозного постановления ЦК партии и вообще активизировать «идейно разоружившихся» идеологических работников на местах, партийных функционеров и государственных чиновников. Отдел пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) по материалам «саратовского дела» разработал проект постановления ЦК ВКП (б) «О массовом совершении религиозного обряда в день церковного праздника ″крещения″ в г. Саратове». В документе вся вина за происходившее в Саратове возлагалась на Совет по делам РПЦ и его председателя Г.Г. Карпова. К проекту прилагались материалы МГБ, «письма трудящихся» с откликами на фельетон «Саратовская купель». В пакет документов был включен и проект постановления «О мерах по усилению пропаганды научно-атеистических знаний» и проект нового «Положения о Совете по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР». 13 мая 1949 года секретарь ЦК ВКП (б) Г.М. Маленков сделал доклад Сталину о постановлении «О мерах по усилению пропаганды научно-атеистических знаний». Сталин ознакомился с документами и... положил их «под сукно», оставив вопрос без всякого решения. Нового крупномасштабного наступления на Церковь удалось избежать, но «саратовское дело» всё же имело свои последствия для внутрицерковной жизни. Были приняты решения Священного Синода, касающиеся «упорядочения деятельности духовенства», вызванные давлением Совета по делам РПЦ, требовавшего ограничить деятельность духовенства церковной оградой. Ситуация, как мы видим, в церковно-государственных отношениях периода 1948-1949 годов была непростой, весьма далёкой от идиллии, несмотря на целый ряд отрадных для верующих явлений, о которых речь у нас пойдет впереди. В дальнейшем мы будем говорить об участии Московских духовных школ в общецерковных событиях и о внутренней жизни нашей школы в рассматриваемый период. Но прежде несколько слов ещё об одной реалии времени, печальной и трагической. Речь идет об административном давлении и о прямых репрессиях, направленных против членов профессорско-преподавательской корпорации МДАиС. Пока не совсем понятно, были ли эти прискорбные факты связаны непосредственно с осложнением ситуации 1948-1949 годов или имелись для этого иные причины, но в любом случае они свидетельствуют о том тотальном контроле, который представители государственной власти того времени стремились установить над духовной школой.

http://bogoslov.ru/article/357184

ч. Репина ( Репин И. Е. Письма к писателям и литературным деятелям, 1880-1929. М., 1950. С. 121, 123), А. В. Жиркевича ( Жиркевич. 1949. С. 162), самого Н. А. («Было первое сиждение, пока меня рисовали и лепили со всех сторон одновременно: Репин, Антокольский и Васютинский. Это длилось больше часа - скука!» - под 30 янв. 1895; Дневники имп. Николая II (1894-1918). М., 2011. Т. 1. С. 184), Д. И. Яворницкого ( Яворницкий Д. И. Как создавалась картина «Запорожцы»//Репин: Худож. наследство. М.; Л., 1949. Т. 2. С. 84). Тем же годом датируется написанный Репиным портрет Н. А. в интерьерах Мариинского дворца, созданный по заказу вдовствующей имп. Марии Феодоровны (ГЭ). Н. А. представлен в форме полковника 1-й батареи Гвардейской конной артиллерии, его грудь украшает голубая лента ордена св. Андрея Первозванного. Этот портрет Н. А. включен в картину Репина «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 г.», на к-рой Н. А. изображен во главе собрания под собственным портретом (1901-1903, ГРМ; Грабарь И. Э. К истории создания картины «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 г.»//Репин: Худож. наследство. М.; Л., 1948. Т. 1. С. 264; Жиркевич. 1949. С. 178). Образ императора для этой картины Репин писал на основании фотографий и своих предыдущих работ. В 1896 г. Репин выполнил 2 новых портрета Н. А.: в рост на крыльце (ГИМ) и в Тронном зале Царскосельского дворца (ГРМ). Фигура Н. А. на обоих портретах идентична, различается только фон. По одним данным, оба портрета - авторское повторение ( Яворницкий Д. И. Как создавалась картина «Запорожцы»//Репин: Худож. наследство. Т. 2. С. 84), по другим - один из портретов - копия ученика с прописью самого Репина ( Жиркевич. 1949. С. 170; Сычев Н. П. Воспоминания о Репине//Новое о Репине: Статьи и письма художника. Восп. учеников. Публ. Л., 1969. С. 163-164). По свидетельству Серова, именно копии портрета кисти Репина были «в ходу в присутственных местах империи» (Портретист-отшельник в Финляндии: У В. А. Серова: Беседа с сотрудником «Петербургской газеты»//Валентин Серов в переписке, документах и интервью.

http://pravenc.ru/text/Николай II ...

HOSKYNS E. and F.W. DAVEY. L’enigme du Nouveau Testament, Neuchâtel-Paris 1949. HUTCH E. The organisation of the early Christian Churches, Oxford 1880. JACQUIER E. Les Actes des Apôtres, Paris 1926. JEREMIAS J. Golgotha, Leipzig 1926. – Die Abendsmahlworte, Göttingen 1949. – Die Briefe an Timotheus und Titus (Das Neue Testament Deutsch), Gottingen 1949. KATTENBUSCH F. Der Quellort der Kirchenidee, in «Festgabe für A. von Harnarck» 1921, S. 143–72. KNOPF R. Das nachapostolische Zeitalter. Geschichte der christlichen Gemeinden, vom Beginn der Flavier-dynastie bis zum Ende Hadrians, Tübingen 1905. KNOX J. Chapters in a life of Paul, New York-Nashville 1950. KNOX W.L. St. Paul and the Church of Jerusalem, Cambridge 1925. – St. Paul and the Church of the Gentiles, Cambridge 1939. – The Acts of the Apostles, Cambridge 1948. KUMMEL W.G. Kirchenbegriff mid Geschichtsbewusstsein in der Urgemeinde und bei Jesus, Uppsala 1943. LABRIOLLE L.P. La crise Montaniste, Paris 1913. LAGRANGE M.J. Epitre aux Romains, Paris 1927. LANNE E. Le minlstère apostolique dans Saint Irénée, dans «Irénikon», 25 (1952) 113–41. LEENHARDT F. Le chrétien dolt-il servir l’état? Essai sur la théologie politique du Nouveau Testament, Genève 1939. LE QUIEN M. Oriens Christianus, t. II, Paris 1770. LEUBA L. L’instltutlon et l’événement, Neuchâtel-Paris 1950. LIETZMANN H. Histoire de l’Eglise ancienne, t. II, Paris 1937. – Histoire de l’Eglise ancienne, «Les Commencements», Paris 1950. – An die Korinther I – II, Tübingen 1949. LIGHTFOOT J.B. Saint Paul’s Epistle to the Philippians, London 1890. LINTON O. Das Problem der Urkirche in der neueren Forschung. Eine kritische Darstellung, Uppsala 1932. LOISY A. L’Evangile et I’Eglise, Paris 1902. MARCHAL L. Origine divine des Evêques, dans «Supplément au Dictionnaire de la Bible», t. II, col. 1297–1333, Paris 1934. MARROU H.I. A Diognète. Introduction, edition critique, traduction et cominentaire (SCH 33), Paris 1951. MAYEDA G. Le Langage et l’Evangile, Genève 1948.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

1157 Колчицкий Николай Федорович (1890–1961) – протопресвитер. В 1915 г. окончил МДА, кандидат богословия. Служил в Харькове, затем в Москве с 1924 по 1961 гг. был настоятелем храма Богоявления в Елохове. В 1941–1956 гг. управляющий делами Московской Патриархии, с 1945 г. протопресвитер. В 1956–1961 гг. председатель Учебного комитета при Св. Синоде. 1158 Это утверждение далеко от действительности. Реально Московская Патриархия во второй половине 1940-х г. добилась довольно больших успехов на международной арене. Другое дело, что Советское руководство ставило в тот период перед ней совершенно нереальные и невыполнимые задачи – вплоть до превращения во всемирный христианский центр – «Московский Ватикан». Подобная тенденциозность характерна для многих выводов доклада А. Осипова . На уровне журнала же в первую очередь сказывалась жесточайшая цензура государственных органов (прим. авт.). 1159 Доктусов Николай Петрович (1883–1959). В 1907 г. закончил Казанскую ДА, кандидат богословия. С 1950 г. магистр богословия, профессор, секретарь Совета МДА и С, до 1955 г. их инспектор. С 1955 г. секретарь Учебного комитета при Св. Синоде и заместитель председателя Отдела Внешний Церковных Сношений. Скончался в Москве. 1160 Успенский Николай Дмитриевич (1900–1987). Родился в семье сельского священника Новгородской губ. Окончил ДУ в Старой Руссе, Новгородскую ДС. В годы Гражданской войны служил в Красной армии. В 1920-е г. учился в Пг Богословском институте, в 1937 г. окончил Ленинградскую консерваторию. С 1946 г. преподавал в ЛДА, возглавлял кафедру литургики. С 1949 г. магистр богословия, профессор, с 1957 г. доктор церковной истории. Почётный доктор Фессалоникийского университета и Православной Духовной Семинарии св.Владимира в Нью-Йорке. 1162 Зеленецкий И.И. (1893–1972). В 1917 г окночил ПгДА и Пг археологический институт, кандидат богословия. С 1917 г. на преподавательской должности. С 1949 г. доцент ЛДА. 1163 Миролюбов Г.П. (1884–1964). Родился в семье священника. Окончил Оренбургжское ДУ, Смоленскую ДС, в 1908 г. МДА, кандидат богословия. В течение 40 лет преподавал древние языки и русскую литературу, работал научным сотрудником в области архивного дела. С 1949 г. преподаватель догматического богословия в ЛДА, с 1949 г. доцент. С 1964 г. профессор. Умер в пос. Рощино Ленинградской обл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Интересно, что в апреле отдел пропаганды и агитации уже разослал на места материалы для очередных семинаров секретарей райкомов ВКП(б) по 6 темам, в том числе «Научно-атеистическая пропаганда», во многом составленные в привычных традициях 1930-х гг. А через 3 недели специально созданная комиссия во главе с Д. Шепиловым была вынуждена заново отредактировать и разослать их, убрав всякую критику Совета по делам РПЦ, фразы о «воинствующем пролетарском атеизме», «непримиримой» борьбе и т. п. 948 В 1949 г. очередная антирелигиозная война все-таки не захлестнула Церковь . Продемонстрировав партийным кадрам верность заветам классиков марксизма, И. Сталин не желал кардинально менять избранный курс в религиозном вопросе. Церковь была еще нужна. Вождь учитывал фактор усталости населения СССР от коммунистической пропаганды и тот эффект, который приносило использование выступлений священнослужителей в его целях. Кроме того, Церковь вновь приобрела такой вес, что война с ней могла привести к слишком большим издержкам. Сохранялась и определенная заинтересованность в международной деятельности Патриархии. В последние годы жизни И. Сталина государственные органы взяли на вооружение тактику постепенного повсеместного ограничения влияния Церкви при сохранении внешне ровных отношений. Антирелигиозная пропагандистская кампания, начавшая было разворачиваться в 1949–1950 гг., вскоре оказалась свернутой. На XIX съезде партии в октябре 1952 г. эта тема практически вообще не поднималась. Но уже в октябре 1949 г. Г. Карпов указал Патриарху Алексию, что «Синоду и патриархии следовало бы продумать сумму мероприятий, ограничивающих деятельность церкви храмом и приходом» 949 . Неоднократные попытки Первоиерарха добиться встречи со Сталиным и как-то изменить ситуацию закончились неудачей. Совет по делам РПЦ все больше сосредоточивался на функциях надзора, хотя отчасти сохранял прежнюю традицию, порой амортизировал особенно ущемлявшие интересы Церкви указы и постановления. Начиная с 1949 г., постепенно были прекращены службы вне стен храмов, отменены крестные ходы, кроме Пасхальных, ограничены разъезды духовенства по населенным пунктам, не допускалось обслуживание одним священником нескольких церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скоропостижная кончина И. не дала ему завершить начатые труды. Его отпевание 22 дек. 1949 г. возглавил Ленинградский митр. Григорий (Чуков) . И. был погребен на Александро-Невском кладбище Ленинграда рядом с могилой Таллинского архиеп. Павла (Дмитровского). Арх.: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 63. Соч.: Закон о месте еврейского богослужения в Ветхом Завете//ХЧ. 1912. 9. С. 1024-1044; 10. С. 1110-1138; Закон Божий для начальных школ: [Сост.]. Ревель, 1927; Изъяснительные записки на Православный Символ Веры. Таллин, 1939. Ч. 1; Речь при наречении во епископа Таллинского и Эстонского//ЖМП. 1947. 7. С. 55-56; Рождество Богородицы: (По православному и римско-католическому учению)//Там же. 1949. 9. С. 34-37; Православное учение о Церкви//Там же. 1955. 1. С. 37-44; Господь Иисус Христос - Основатель Церкви//Там же. 2. С. 83-88; Существенные свойства истинной Церкви//Там же. 5. С. 44-53. Лит.: Хроника: [Назначение прот. Иоанна Богоявленского, ректора ЛДА, на кафедру еп. Таллинского и Эстонского]//ЖМП. 1947. 6. С. 11; Хроника: [Наречение и хиротония архим. Исидора (Богоявленского) во еп. Таллинского и Эстонского]//Там же. 7. С. 22; Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси. Речь, произнесенная при вручении жезла новопоставленному еп. Таллинскому и Эстонскому Исидору в Никольском соборе в г. Ленинграде 22 июня 1947 г.//Там же. С. 49-50; Кончина еп. Таллинского и Эстонского Исидора (1879-1949)//Там же. 1950. 1. С. 19-20; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 61-62; Цыпин. История РЦ. С. 219, 487, 627; Алексий II (Ридигер), Патриарх Московский и всея Руси. Православие в Эстонии. М., 1999. С. 381, 393, 417, 423, 431-436, 446, 447, 465, 559, 561, 563; Мень А. В., прот. Библиологический словарь. М., 2002. Т. 1. С. 571; Морозкин Л., прот. О Символе Веры: «Изъяснительные записки на Символ Веры» (1939) магистра богословия прот. Иоанна Богоявленского, впосл. еп. Исидора Таллинского и Эстонского (1947-1949)//http://www. baltwillinfo.com/baltika/104/sobesednik/s01.htm [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/Исидор ...

В окт. 1948 г. диак. Алексий Ким выехал в Токио, где еп. Вениамин рукоположил его во иерея и незаконно утвердил в должности «начальника Корейской миссии». 12 дек. 1948 г. после Божественной литургии в храме миссии противники свящ. Поликарпа (Приймака) потребовали на основании указа еп. Вениамина сдать все дела Алексию Киму. На территории К. д. м. произошла стычка, к-рую остановила полиция, а вечером того же дня архим. Поликарп был арестован. 18 дек. в присутствии Алексия Кима и его сторонников полицейский чиновник потребовал от архим. Поликарпа признать распоряжение еп. Вениамина (Басалыги). После отрицательного ответа архимандрита без его подписи был составлен протокол, закрепляющий права на миссию за раскольниками. Архим. Поликарп (Приймак) пребывал в тюремном заключении до 29 дек. 1948 г., когда благодаря защите адвоката, нанятого рус. прихожанкой, его освободили. Суд не нашел вины за о. Поликарпом, обвинение в «политической неблагонадежности» и шпионаже в пользу СССР сфабриковать не удалось. Выйдя из тюрьмы, архим. Поликарп «не ходил в церковь и жил исключительно подаянием» (ЖМП. 1949. 8. С. 11). Он предпринимал меры, чтобы на законных основаниях вернуть миссию через суд. По свидетельству о. Поликарпа, ему с помощью экзарха Московского Патриархата в Америке архиеп. Макария (Ильинского) почти удалось добиться успеха в деле возвращения миссии, однако этому помешали новые репрессии. 18 июня 1949 г. он вновь был арестован и обвинен в шпионаже в пользу СССР лишь на том основании, что в янв. 1949 г. принял советское гражданство. Добиваясь признания в шпионской деятельности, полиция применила пытки по отношению к священнику. 22 июня архим. Поликарпу вручили бумагу о предстоящей высылке. 29 июня в сопровождении полиции его вместе с матерью доставили к 38-й параллели и предложили идти дальше одним. Через неск. часов они достигли пограничного пункта Сев. Кореи, а 3 июля прибыли в Пхеньян. В 1949 г. архим. Поликарп (Приймак) из Пхеньяна перебрался в Харбин, где получил назначение в один из храмов Восточноазиатского Экзархата.

http://pravenc.ru/text/2057242.html

К уголовной ответственности привлечены: Комиссарова Е. С, 1907 года рождения, нигде не работающая; Плетнева О. Н., 1898 года рождения, нигде не работающая; Миронов Ф. Д., 1903 года рождения, по профессии экономист-плановик, нигде на работающий, и Бордюков Н. К., 1889 года рождения, по профессии художник, нигде не работающий. Расследованием установлено, что Бордюков, Комиссарова, Плетнева и Миронов совместно нелегально изготовляли иконы, нательные кресты и другие предметы религиозного культа, которые они продавали на рынках, у церквей и на кладбищах гор Москвы и других городов Советского Союза. При обысках у указанных лиц изъято: 524 иконы, 1500 иконо-медальонов, 305 поминальных книжек, 1800 нательных металлических крестов, 1200 отпечатанных типографским способом церковных молитв, 1500 бумажных венчиков, 13 металлических лампадок, 2 фотоаппарата, 300 фотоснимков на религиозные темы, различные приспособления для изготовления металлических рамок для икон и др., а также на 68 рублей разменной советской монеты. Дальнейшее расследование ведется в направлении выявления нелегальной мастерской, изготовлявшей металлические кресты и медальоны, и типографии, в которой печатались церковные молитвы и поминальные книжки. МИНИСТР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР – (С. Круглов) осн.: сообщение ГУМ 6/А/2671с от 24.VIII-49 г. справка ОБХСС УМВД МО 4/77314 от 27.VIII-49 г. ГЛРФ. Ф. Р-9401. On. 2. Д. 236. Л. 149. Копия. Паломничества к неофициальным святыням 9. Из отчета уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Кировской области И. Новикова за второй квартал 1949 г. с описанием паломничества из города Кирова в село Великорецкое, состоявшегося в июне 1949 г. 5 июля 1949 г. Верующие города Кирова и др мест утром 3 июня с /года стали собираться у кафедральной церкви г Кирова с тем, чтобы организовать традиционный крестный ход из города в с Великорецкое на место «явления» иконы Николая Великорецкого. Такой крестный ход на расстояние около 65 километров обычно совершался ежегодно на протяжении пяти столетий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Амвросий ( Погодин Алексей Александрович ; 10.7.1925, Панчево, Югославия – 30.10.2004, Спринг-Валлей, Нью-Йорк, США), архимандрит. Сын русского эмигранта – профессора русской литературы Белградского университета. Окончил богословский факультет Белградского университета со степенью кандидата богословия (1949), диакон (14.10.1949), священник (16.10.1949), рукоположение совершил сербский еп. Викентий Сремский, недолгое время служил на приходах в Сербии, эмигрировал во Францию и принят в юрисдикцию РЗЦ (кон. 1949), помощник настоятеля Знаменской церкви в Париже (нач. 1950-х гг.), пострижен в монашество архиеп. Иоанном (Максимовичем) в Версале (1951), откомандирован в Австралию с назначением на должность настоятеля церкви в Сиднее (сер. 1950-х гг.1957), помощник настоятеля Успенской церкви в Лондоне (19571963), игумен, настоятель Св.-Николаевской церкви в Риме (3.10.19633.2.1966), обслуживал также церковную общину при домовой церкви виллы Оланда в Вал-Пелличе на севере Пьемонта (19631966), магистр богословия Св.-Сергиевского богословского института в Париже (22.12.1963), представитель РЗЦ на 2-м Ватиканском соборе в качестве наблюдателя (1964), настоятель Св.-Тихоновской церкви в Сан-Франциско (3.2.19661967), доктор богословия богословского факультета Белградского университета (1965), принят в клир Западно-Европейской Русской Архиенископии (10.7.1967), заместитель настоятеля Св.-Николаевской церкви в Брюсселе (6.8.19671.6.1968), благочинный приходов в Бельгии и Нидерландах (9.8.196719.2.1968), уволен по прошению (1.6.1968), уехал в Америку и принят в клир Северо-Американской Русской Митрополии (1969), клирик Сан-Францисской епархии (19692001), настоятель церкви Свв. жен-мироносиц в г. Сакраменто (19711973), настоятель церкви Рождества Богородицы в Менло Парк (1973кон. 1990-х гг.), вышел за штат по болезни (кон. 1990-х гг.), заштатный клирик Нью-Джерсейской епархии (7.8.2001), приписан к церкви в г. Пэрл Ривэр (9.10.2001). Последние годы жизни провел в старческом доме при Ново-Дивеевском монастыре и на Толстовской ферме. Автор многих переводов святоотеческих текстов с греческого и латинского языков на русский, а также многочисленных статей но патрологии и истории церкви, опубликованных в журналах «Вестник РХД» и «Православный Путь».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

 В 1929 году Николай Александрович работал на Московской семенной контрольной станции, здесь он познакомился со своей будущей супругой Марией Францевной Гринкевич, в июле 1932 года они вступили в брак. Николай Александрович отличался простотой и отзывчивостью, умел утешить, взять чужую боль на себя.  Когда он работал  в отделе библиографии в Сельскохозяйственной библиотеке ВАСХНИЛ (с 1937–1949 гг.) к нему часто за утешением приходили сотрудники библиотеки. Николай Александр многое знал о каждом сотруднике и старался оказать каждому посильную помощь. 1 сентября 1949 года, в день праздника в честь Донской иконы Божией Матери Николай Александрович был рукоположен во диакона, а 4 сентября – во иерея. ( К принятию священства Николай Александр тщательно готовился, 3 августа 1949 года сдал экстерном экзамены на священника перед комиссией, возглавляемой протопресвитером Николаем Колчицким.) Отец Николай начиная с 1949 года по 1963 год  служил в храме Положения Ризы Господней на Донской улице и малом соборе (закрытого в то время) Донского в Москве. 1934 г. в Донском монастыре был открыт музей архитектуры Академии архитектуры СССР.  С 1964 г. монастырь был превращён в филиал научно-исследовательского Музея архитектуры им. Щусева. Однако Малый собор до 1960-х годах был открыт ежедневно. Во время правления Н. С. Хрущёва давление на церковь усилилось, и храм хотели закрыть, но по настоянию митрополита Пимена (заместителя патриарха Алексия Первого) вместо этого объединили два прихода – монастырского собора и церкви Ризоположения на Донской улице. Монашеская жизнь в монастыре возродилась лишь в 1991 году.) Отец Николай глубоко чтил святого праведного Иоанна Кронштадтского , он часто говорил о нём как об идеале пастыря, сам  стремился  всего себя отдавать служению Господу и людям. Он мало спал и ел, был необычайно добрым, удивлял всех своей чистотой жизни, кротостью, милосердием и нестяжательностью. К отцу  Николаю доверчиво шли люди, зная, что он всегда откликнется на любую нужду человека. Отец Николай посещал больных в больницах и на дому, исповедовал, причащал, соборовал, помогал нуждающимся людям материально, часто посылал посылки заключённым.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010