Протоиерей Александр Степанов. Родился в 1956 году в Ленинграде. В 1980 году окончил физический факультет Ленинградского государственного университета. Работал в Физико-техническом институте им. А.Ф. Иоффе, Ленинградском инженерно-строительном институте (ЛИСИ), заведовал лабораторией теплофизики. Кандидат физико-математических наук. Рукоположен в сан священника в 1992 году. Настоятель домовой церкви великомученицы Анастасии Узорешительницы и храма святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских на Васильевском острове. Главный редактор радиостанции Санкт-Петербургской епархии «Град Петров». Протопресвитер Борис Бобринский . Родился 1925 в Париже в аристократической семье. Граф. Окончил Свято-Сергиевский богословский Институт в Париже в 1949 г. Кандидат богословия (1949). С 1949 по 1951 гг. стажировался на православном факультете Афинского университета. Инспектор Института с 1951 г. Профессор догматического богословия с 1953 г. В 1957 г. женился на Е.Ю. Дистерло. Рукоположен 18 октября 1959 г. Деятельный участник экуменического движения. Настоятель франкоязычной церковной общины Святой Троицы в крипте Свято-Александро-Невского собора в Париже (1969) (с 1973 г. — приход) Константинопольский Патриархат. В 1965–1967 гг. занимался научными исследованиями на факутетете протестантской теологии Университета Нью-шатель (Франция). Один из основателей и главный редактор (directeur de la redaction) бюллетеня «Bulletin de la Crypte», издающегося с 1971 г. Один из основателей и первый руководитель радиостанции «Голос Православия» (Париж) (1970е гг.). Доктор богословия (1987). Декан Свято-Сергиевского института (1993–2005). Многочисленные богословские статьи в русских и иностранных журналах. Корельский Валентин Анатольевич. Проживает во Франции. Всю жизнь служил в банке «Лионский кредит». Пенсионер. Член правления радиостанции «Голос Православия» (радио на русском языке). Активный прихожанин Свято-Александро-Невского кафедрального собора в Париже (Архиепископия церквей русской традиции, Вселенский Патриархат).

http://azbyka.ru/fiction/puti-gospodni/

Власти должны были допустить церковный ренессанс с воссозданием системы церковного управления, ростом числа приходов, монастырей и духовных учебных заведений, но они отнюдь не были в этом заинтересованы. Поэтому в рассматриваемый нами период (в 1947-1949 гг.) происходит своего рода ревизия «церковной политики». Многие исследователи связывают этот «шаг назад» с минимальными результатами, которые были достигнуты Московской Патриархией летом 1948 года на Совещании глав и представителей Православный Автокефальных Церквей. Но это не так, как мы сможем убедиться из дальнейшего хода событий. А пока обратимся к положению Русской Православной Церкви в 1947-1949 годах. По данным на 1 января 1947 года в СССР действовало 13803 церкви и молитвенных дома, 99 мужских и женских монастырей (4668 монашествующих). Насчитывалось 9627 священников и диаконов. Более 30% из них начали служение в военные годы. На 1 января 1948 года в СССР функционировало 14329 храмов. Советом по делам Русской Православной Церкви было зарегистрировано 13104 священнослужителя и 70 архиереев. Из числа последних 70 % подвергались арестам. На 1 января 1949 года в СССР действовало 14447 храмов. Очевидно, что наметившаяся в военные годы тенденция к открытию новых храмов сохранилась. Но одновременно по завершении войны, на первом этапе мирного строительства, высшие партийные и государственные органы, действуя через Совет по делам Русской Православной Церкви, приступили к ревизии её положения в советском обществе с целью скорректировать собственную политику, проводившуюся в 1943-1947 годах. Последовал целый ряд запретительных и ограничительных мер, причем соответствующие решения проводились через Синод РПЦ. Так, 16 ноября 1948 года «по рекомендации» Совета Священный Синод принял решение о прекращении преподавания Закона Божия детям во внебогослужебное время. Ранее, 25 августа 1948 года, последовало решение Синода, принятое опять же «по рекомендации» Совета, о прекращении молебнов на полях и крестных ходов из села в село. Отметим, к слову, что самые посещаемые в Москве внебогослужебные беседы, привлекавшие многочисленных слушателей, проводились в Успенском (трапезном) храме бывшего Новодевичьего монастыря, где располагались Московские духовные школы, и члены профессорско-преподавательской корпорации принимали активное участие в их организации и проведении. Частым посетителем лекций с «туманными картинами» (диапозитивами) был Святейший Патриарх Алексий I.

http://bogoslov.ru/article/357184

1947) в Пензенской обл. было 47 священников, 16 диаконов, 4 псаломщика, 7 регентов, 45 штатных и 32 нештатных певчих, 48 служащих по найму в приходах (Там же. С. 353-354). 21 февр. 1947 г. еп. Кирилл вступил в управление Пензенской епархией. Во 2-й пол. того же года были открыты Параскевинская ц. в Кузнецке, Михаило-Архангельская ц. в с. Лермонтове Чембарского р-на (в 1948 переименован в Белинский р-н), молитвенный дом в Чембаре (с 1948 Белинский). В 1948 г. в Пензенской обл. не состоялось открытия ни одной церкви. Еп. Кирилл, сославшись на невозможность по состоянию здоровья лично управлять епархией, создал при ЕУ епархиальный совет. Председателем совета был назначен благочинный пензенских городских церквей прот. П. И. Иванисов. 3 авг. 1947 г. состоялось освящение епархиального дома, в к-ром располагались канцелярия епархиального совета и квартира архиерея; в доме также останавливались приезжавшие в Пензу священнослужители. В 1948 г. еп. Кирилл предпринял безуспешную попытку открыть миссионерский совет. В том же году прошло совещание пензенского духовенства, на к-ром обсуждался вопрос «взаимной помощи церквей друг другу». Было решено оказывать бедным приходам материальную помощь «в порядке позаимствования» (ГА Пензенской обл. Ф. 2391. Оп. 1. Д. 37. Л. 117-118). 8 февр. 1949 г. в Пензе открылись 2-недельные богословско-пастырские курсы для священнослужителей, за учебный период на них обучалось в среднем по 5 чел. За год существования курсов состоялось 13 выпусков, обучение прошли 56 чел.: 15 священников и 21 диакон из Пензенской обл., а также 10 священников и 10 диаконов из Мордовской АССР. В 1949 г. была закрыта Успенская ц. в Мокшане, взамен верующим в 1951 г. передана ц. во имя арх. Михаила. Чтобы компенсировать нехватку храмов, Московская Патриархия предложила управляющим епархиями создать штаты разъездных священников. Однако Совет по делам РПЦ в 1949 г. дал указание своему уполномоченному по Пензенской обл. не допускать создания штатов. Чтобы обойти этот запрет, еп.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

Деяния Святых Апостолов. Послания, Откровения св. Иоанна. Перевод и комментарии. Ватикан, 1946. Псалтырь. Ватикан, 1950. Das Alte Wahre. Сборник статей. Б., 1955. Дионис и предионисийство. Глава из докторской диссертации. 1923. На немецком языке, Амстердам, 1961. Свет вечерний. Стихи. Оксфорд, 1962, 229 стр. Шестов (Лев Исаакович Шварцман, 1866–1938). Родился 31 января в Ковно. Сын крупного коммерсанта. Учился в Московском и Киевском университетах и окончил математический и юридический факультеты. Закончил образование в Италии и Швейцарии (1895–98). Сначала помогал отцу, занимался журналистикой, потом начал писать на религиозно-философские темы. Покинул Россию в 1919 г. Поселился в Париже, где вскоре приобрел широкую известность как выдающийся религиозный мыслитель. Его книги переведены на большинство европейских языков. Умер 20 ноября в Париже. Добро в учении Толстого и Ницше. Б., 1923. (фр. пер. – 1925, нем. – 1923). 2-е изд. П., 1971, 214 стр. Достоевский и Ницше. Б., 1922. (фр. пер. – 1926, нем. – 1922, исп. – 1949, Аргентина). 2-е изд. П., 1971, 250 стр. All Things are Possible. L, 1920, (фр. пер. – 1927). Власть ключей. Б., 1923. (фр. пер. – 1928, нем. – 1926). На весах Иова. П., 1929, 378 стр. (Нем. пер. – 1929, исп. – 1932). La Révélation de mort P, 1923. Киркегард и экзистенциальная философия. П., 1939. (фр. пер. – 1936, нем. – 1949, дат. – 1947, исп. – 1949). Афины и Иерусалим. П., 1951, 278 стр. (фр. пер. – 1938, нем. – 1938, итал. – 1943–46). Апофеоз беспочвенности. П., 1971, 300 стр. Sola Fide – Только верою. П., 1967, 295 стр. Умозрение и откровение. П., 1965, 344 стр. Мат. библ., I, Б л., (1931). 1 Такие русские социологи, как Лавров, Михайловский и Иванов-Разумник описывали интеллигенцию, как принадлежащую «ко всем сословиям и ни к одному классу». См. Е. Lampert. Studies in Rebellion, Лондон, 1957, стр. 30. 4 П. В. Анненков (1812–87) – литературный критик и эссеист, первый описал русскую интеллигенцию как орден. Тот же термин был применен Николаем Чайковским к группе молодых революционеров, которую он организовал в 1871 г. См. Николай Васильевич Чайковский. «Симпозиум», изд. А. Титова , Париж, 1923, стр. 55.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Ряжский, 1915: 26 (примечание: «Кушаны при покупке написаны на имя местного нотабля Селима Райеса, который через суд переписал этот участок на имя бывшего инспектора школ Павла Павловича Николаевского; в крепостных книгах табу это решение суда не оформлено в виде санада-хакани (кушана)»). Прохоров, 1949: 45 (указана площадь 1000 кв. м.). 51 . Хакурет-ут-Тин («огород Шурруша» или так называемый второй Назаретский участок). Использовался для сельскохозяйственной практики учащихся назаретской мужской учительской семинарии ИППО. Опись, 1895: 39 (указана площадь 2963 кв. м.). Тюканов, 1914: 16 (указана площадь 1482 кв. м.). Ряжский, 1915: 27 (указана площадь «около 1480 кв. аршин»). Справка, 1945: 30. Прохоров, 1949: 6 (указана площадь 1480 кв. м.). 52 . «Семинарский сад» в г. Назарете, так называемый третий Назаретский участок, площадью 3361 кв. м., со сторожкой. Приобретён ИППО в 1892 г. Перерегистрирован на имя Православного палестинского общества в 1927 г. В настоящее время здесь находится здание назаретской неполной средней школы и рядом с ней – так называемый дом Фрэнка Синатры. Опись, 1895: 40 (указана площадь 3360/3361 кв. м.). Список, 1903: 35. Ряжский, 1915: 19 (примечание к пунктам 52, 55 и 57: «Эти три участка по документам значатся собственностью бывшего инспектора школ Александра Ивановича Якубовича, а формальным распорядителем их состоит начальник назаретской учительской семинарии имени В. Н. Хитрово Александр Гаврилович Кезма, имеющий от Якубовича надлежаще засвидетельствованную доверенность на управление, отчуждение имений всякими способами и на передоверие своих полномочий третьему лицу»). Прохоров, 1949: 7 (с историей приобретения). Соглашение о продаже, 1964: 10. Нехуштай, 1984: 38 (указана площадь 3,437 донума). Баталден, 1990: 19. Палестина – Россия, 1993: с. 40 (указана площадь 2,437 донума). 53 . Участок Хаджи-Селима Аунуллы в Назарете, по Фаворской дороге, приобретённый в 1914 г. для постройки на нём нового здания назаретской учительской семинарии имени В. Н. Хитрово ; площадью 52 000 кв. м. Современное местоположение: на окраине Верхнего Назарета (Назарет Илит).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

282. Левитский Я. Я. Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский. Некоторые черты из его жизни, главным образом, за 1902–1905 гг., по воспоминаниям служившего в то время в Кронштадте тюремного священника. Пг., 1916. 78 с.; ил. 283. О чудесах и чудесных исцелениях у гробницы о. Иоанна Кронштадтского . М., 1916, 32 с. 284. Орнатский И. H., прот. Житие и труды приснопамятного протоиерея праведника о. Иоанна Кронштадтского . М., 1916. 64 с.; портр. 285. Смирнов Ф. В. Евхаристия или Таинство Св. Причащения, по учению о.       Иоанна Кронштадтского . Пг., 1916. 32 с. 1917 286. Никольский В. Великий проповедник. Пг., 1917. 6 с. 287. Чудесные явления дивной милости Божией и благодатной помощи по молитвам приснопамятного батюшки о. Иоанна Кронштадтского . Собрание и издание Иоанновского женского монастыря. Вып. 4. Из записей 1910–1916. Пг., 1917. 78 с.; ил. 1918 288. Живой колос с Духовной нивы протоиерея Иоанна Ильича Сергиева-Кронштадтского. Выписки из Дневника за 1907–1908 гг. Посмертное 2-е изд. Пг., Синодальная тип., 1918. XVI + 159 с.; портр. Предисл.: П. Ивановский. 1929 289. О. В[асилий1 Ш[устин]. Запись об о. Иоанне Кронштадтском и об Оптинских старцах. Из личных воспоминаний. Белая Церковь (Югославия), 1929. 62 с. 1930 290. Дубровский М. Черный отец и желтые братцы. ( Иоанн Кронштадтский , Иван Чуриков, Анисим Смирнов.) М., 1930.128 с. 1932 291. Веньямин, архиепископ. Учение о. Иоанна Кронштадтского о Божественной Литургии. Париж, Православное изд-во, 1932. 1938 292. Методий, иеромонах. Отец Иоанн Кронштадтский . Сливен, 1938. 293. Сурский И. К. (Я. В. Илъяшевич). Отец Иоанн Кронштадтский . Белград. Т. 1. 1938. Т. 11. 1941. 1939 294. Четвериков Сергий, прот. Духовный облик о. Иоанна Кронштадтского и его пастырские заветы. Париж, изд. бюллетеня «За Церковь », 1939. 1948 295. Николаевский А. Великий пастырь Земли Русской. Мюнхен, 1949. 94 с. 1949 296. Арапова Д. А. Жизнь отца Иоанна Кронштадтского , рассказанная для детей и юношества. Лондон, 1949. 40 с. 1951 297. Соллогуб А. А., граф. Отец Иоанн Кронштадтский . Жизнь, деятельность и избранные чудеса. Джорданвилль, изд. Св.-Троицкого монастыря, 1951.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

При нем начала полноценно действовать канцелярия, велось делопроизводство, функционировал благочиннический совет, собиравшийся 3 раза в год. В 1947 г. И. добился разрешения на строительство деревянного храма-часовни на Петропавловском кладбище, на фундаменте разрушенной Петропавловской ц. (освящен 6 янв. 1948). В этом храме до 1951 г. совершались регулярные богослужения. В 1948 г.- временный член Свящ. Синода РПЦ (зимняя сессия). И. учредил должность епархиального духовника, а с 1949 г.- должности окружных духовников. Он добивался открытия ранее закрытых церквей: с 1946 по 1949 г. было освящено 27 храмов, в последующие десятилетия с усилением гонений на Церковь их количество было сокращено до 14. И. совершал частые поездки по епархии, особенно интенсивные с 1947 по 1952 г., во время проведения ремонтно-восстановительных работ в храмах епархии и налаживания работы административно-хозяйственных органов управления приходами. В 1948-1949 гг. была проведена инвентаризация имущества во всех церквах епархии, освидетельствованы св. престолы и осуществлена постепенная замена старых антиминсов новыми. И. организовал выпуск рассылаемых благочинным машинописных бюллетеней, в к-рых публиковались епархиальные новости и циркуляры епископа. При кафедральном соборе для проверки знаний кандидатов в священный сан была создана комиссия из протоиереев с семинарским образованием. Мн. кандидаты затем проходили курс обучения при соборе, участвуя в богослужении в качестве пономарей. И. тогда же начал собирать б-ку, а в 1954 г. создал епархиальный архив. С 50-х гг. ощущал все большее противодействие своей епархиальной деятельности со стороны властей. 4 февр. 1955 г. возведен в сан архиепископа. 25 февр. 1960 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 29 марта 1961 г. из-за болезни И. временно управляющим епархией был назначен бывш. Ижевский еп. Михаил (Чуб ; впосл. архиепископ Тамбовский и Мичуринский). 8 авг. 1961 г. И. уволен на покой, через 7 месяцев скончался. Погребен на тамбовском Петропавловском кладбище, близ апсиды Петропавловского храма.

http://pravenc.ru/text/578084.html

- все выплачено и долгов нет», и перечислил, что сделано в соборе за 18 месяцев, «за то небольшое время, как Вам было угодно назначить меня настоятелем собора»: а). Закончен капитальный ремонт собора. Согласно акту от 01.12.48. от Облотдела по делам архитектуры «взятые обязательства собором исполнены полностью» и там же значится: 1).Окрашен шпиль колокольни и покрыта колокольня дюралюминием (200 кв. метров). 2).Исправлена кладка контрфорсов и покрыты контрфорсы кровельным железом (площадью 230 кв.метров). б). В 1949 г. сделано: 1).Произведена побелка и окраска стен потолков нижнего храма во имя св.преп.Серафима Саровского, Усыпальницы и нескольких квартир служащих при соборе. 2).Переделан дымоход в помещениях Колокольни. 3)Окрашены полы в Серафимовском храме. 4)Выбронзованы 2 яруса иконостаса в верхнем храме, один в нижнем и отдельные киоты в храмах и т.д.». - Всего 11 позиций. [xxxiii] В монастыре к началу 1948 г. епископ Владимир оборудовал специальные помещения - кельи, и создал условия для жительства немощных архиереев Русской Церкви. В успенье Божией Матери 1948 г. Псково-Печерский монастырь отпраздновал свое 450-летие. 12 августа 1949 г. в связи с командировкой епископа Владимира в Палестину, наместником Псково-Печерского монастыря владыка назначил о.Пимена Извекова, будущего Патриарха. 13 апреля 1950 г. владыка возвел его в сан архимандрита, и при нем происходил дальнейший подъем монастыря. Митрополит писал Патриарху: «Если годы 1948 и 1949 были периодом усиленного восстановления хозяйственной жизни в Обители, то прошедший 1950-й год, не уклоняясь от истины, можно назвать годом подъема внутренней церковной жизни монастыря, который шел одновременно и наряду с продолжением подъема ее хозяйственной части, дополняя ее и прочно утверждая в жизни и сознании братии трудовые и молитвенные иноческие подвиги». [xxxiv] К 1952 г. в отношении устава и распорядка монастырь был почти полностью переведен на «общежитие». По данным наместника архимандрита Пимена, на конец апреля 1952 г.

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/12/...

55), входит под 5 мая в серию аналойных икон-святцев (т. н. годовая минея, включавшая более 350 образов), созданных для домовой ц. Введения во храм Пресв. Богородицы великокняжеского Мраморного дворца в С.-Петербурге. М. показан в рост, на условном пейзажном фоне с видом Троице-Сергиевой лавры, монашеские ризы моделированы «золотопробельными» разделками, куколь имеет островерхую форму; у М. длинная, узкая на конце и раздвоенная борода, которой он касается правой рукой, в левой руке держит свиток. Ок. 1900 г. исполнен поясной образ М. в серебряном с эмалями окладе (опубл. в каталоге аукциона Sotheby " s в Нью-Йорке в 1985) ¾ святой в схиме с подробными текстами, правой рукой благословляет, левой сжимает свиток. Ростовое прямоличное изображение М. имеется также на запрестольном семисвечнике 1883 г. в алтаре Успенского собора ТСЛ (в числе 7 почивающих в лавре святых, у М. недлинная, раздвоенная на конце седая борода, руки на груди). Аналогичный по иконографии образ - на иконе 1-й пол. XX в. (вероятно, 1949, палехский худож. Каравайкин) на столбике иконостаса ц. прп. Никона Радонежского в ТСЛ. Прп. Михей Радонежский. Роспись ц. прп. Сергия Радонежского ТСЛ. 1845–1847 гг. с поновлениями кон. XIX–XX вв. Прп. Михей Радонежский. Роспись ц. прп. Сергия Радонежского ТСЛ. 1845–1847 гг. с поновлениями кон. XIX–XX вв. В монументальной живописи ростовой образ М. вполоборота влево, за изображением прп. Никона помещен на восточной стене притвора Троицкого собора ТСЛ справа от портала (живопись слева от портала - 2-я пол. XVI в. с поновлениями 1635 и более поздними, с реставрационными тонировками 1939-1940 и 1949-1952; справа образы святых восстановлены по картонам И. В. Ватагиной палешанами А. В. Боруновым и Б. М. Мельниковым - см.: Зубов В. П. Троицкий собор. Рукопись. 1942 г. С. 11-12//Личный архив М. В. Зубовой; Нерадовский П. И. Описание композиций, состояния сохранности и раскрытой в 1949-1952 гг. стенописи Троицкого собора и удаленных записей XVIII-XIX вв.//Реставрация стенописи Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры в г.

http://pravenc.ru/text/2563830.html

Прот. Александр Александрович Архангельский (1899 – ?) – был настоятелем единственной действовавшей к началу Великой Отечественной Войны в Горьковской епархии Свято-Троицкой церкви в поселке Высоково. В августе–сентябре 1941 года церковная община и лично прот. Александр перечислили первые средства на оборону страны. С сентября 1945 г. до марта 1946 г. – благочинный Псковского округа Ленинградской митрополии. [iv] Александрова-Чукова Л.К. Указ. соч. С.112-116; Григорий (Чуков), митр. Дневник. Фрагмент. Архив митр. Григория. Пётр Георгиевич Лазутин — советский партийный и государственный деятель, председатель Ленгорисполкома в 1946–1949 годах, один из главных фигурантов «Ленинградского дела». Расстрелян по приговору суда, посмертно реабилитирован. [vi] Викентий (Кузьмин), иеродиакон. Троицкий собор Александро-Невской Лавры. Л. 1985. Рукопись. Архив Александро-Невской Лавры; Ленинградские Духовные Академия и семинария в 1946/47 учебном году//Журнал Московской Патриархии (ЖМП). 1947. 7. С. 45; Григорий (Чуков), митр. Материалы дневника. Архив митр. Григория. [vii] Архив СПб епархии. Ф.1. Оп. 19. Д. 40; Григорий (Чуков), митр. Письмо патри­арху от 12.05.49. Копия. Рукопись; Доклад патриарху от 16.05.49 Копия. Машинопись. Архив митр. Григория. Авторы приносят сердечную благодарность зав. архивом СПб епархии О.И. Ходаковской за помощь при подготовке текста. [x] Архив СПб епархии. Ф.1. Оп. 19. Д. 33. Л. 2-6; Григорий (Чуков), митр. Материалы дневника. Архив митр. Григория. [xi] Григорий (Чуков), митр. Письмо патриарху от 12 мая 1949 г. Копия. Рукопись; Его же доклад патриарху от 13.05.1949. Копия. Машинопись. Там же. [xxii] Григорий (Чуков), митр. Материалы дневника; Александр (Медведский), прот. Прием в Ленинграде английской церковной делегации с 23 по 25 ноября 1954 г. Машинопись. С. 1. Архив митр. Григория. [xxiii] Григорий (Чуков), митр. Материалы дневника. Там же; Архив СПб епархии. Ф. 1. Оп. 19. Д. 43, 45. [xxiv] Добрынин М. Историческая справка по Троицкому собору Алек­сандро-Невской Лавры. Л., 1959. С. 83. Рукопись. Архив Александ­ро-Невской Лавры.

http://bogoslov.ru/article/3233912

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010