Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. К. Каргер. Фотография. 60-е гг. ХХ в. Михаил Константинович (17.05.1903, Казань - 26.08. 1976, Ленинград), историк древнерус. искусства, археолог. Род. в семье учителей. Поступил в Самарский ун-т (1919-1922), окончил фак-т общественных наук Петроградского гос. ун-та (1922-1923), где учился у историков искусства Д. В. Айналова и Н. П. Сычёва . Оставлен при Петроградском ун-те для продолжения научной и педагогической работы, связанной с историей рус. средневек. искусства. Трудовая и научная деятельность К. связана с Ленинградом (С.-Петербургом) и его образовательными и научными учреждениями (ЛГУ, ГРМ, Ин-том живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина АХ, Ленинградским отд-нием Ин-та археологии (ЛОИА) АН СССР). С 1925 г., по окончании аспирантуры, К. преподавал в ЛГУ, а в 1949-1973 гг. заведовал кафедрой истории искусств исторического фак-та. С 1938 г. работал в АХ, где являлся одним из организаторов фак-та истории и теории искусств, с 1938 г. заведовал кафедрой рус. искусства, с 1939 г. занимал должность зам. директора по научной и учебной работе. В 1923-1930 гг. сотрудник ГРМ. С 1929 г. работал в Гос. академии истории материальной культуры (позднее ЛОИА АН СССР), возглавлял группу славяно-рус. археологии (1951-1974), с 1964 по 1974 г. заведовал ЛОИА. С 1949 по 1973 г. являлся зав. кафедрой истории искусства ЛГУ. В 1941 г. ушел добровольцем на фронт. В кон. 1943 г. по ходатайству АН СССР отозван с фронта для проведения работ по консервации и реставрации памятников, пострадавших в годы войны. В авг.-окт. 1944 г. руководил консервацией руин и выборкой фресок ц. Спаса Преображения на Нередице под Новгородом. Летом 1945 г. вернулся к полевым археологическим исследованиям (раскопки ц. арх. Михаила в Выдубицком мон-ре в Киеве), которые непрерывно проводил до 1971 г. Под рук. К. велись археологические и реставрационные работы в Новгороде (1928-1936), в Киеве (1938-1952), в Переяславе-Хмельницком (1949), в Галиче и во Владимире-Волынском (1955-1956), в Полоцке, Турове, Новогрудке и Витебске (1955), в Изяславе (1957-1964).

http://pravenc.ru/text/1681017.html

Участие в пропагандистских кампаниях в пользу советской власти было той ценой, которую духовенство, особенно высшее, платило за возможность исполнять свои пастырские обязанности. Каждый епископ и, в меньшей степени, священник становился в этих условиях неким двуликим янусом. Стоит сравнить политические речи патриарха Алексия I и митрополита Николая с их проповедями и поучениями на чисто духовные темы, чтобы убедиться в трагедии их вынужденного шизофренического раздвоения. С одной стороны, патриарх молился за Сталина, провозглашал в храме на молебнах по случаю дня рождения Сталина ему многие лета, называл «военным гением», который неустанно трудится «на благо родины». С другой призывал верующих к возблагодарению Бога (а не Сталина) за дарование мира. Обращаясь к новопоставленным епископам, патриарх говорил о нелегком пути, ожидающим пастыря и архипастыря. Призывал епископов стоять твердо, поддерживать церковную дисциплину и христианскую мораль. Но как можно было учить нравственности, когда ложь стала неотъемлемой частью не только повседневной жизни, но и жизни Церкви? Вот в чем был ужас, который не мог не повлиять на внутреннее состояние Церкви, нравственно разлагая духовенство и мирян. В словах, произнесенных патриархом по случаю открытия новых семинарий и обращенных к студентам, он возлагает большие надежды на нравственный облик новых пастырей. Сравнивая новые семинарии с дореволюционными, патриарх указывает на большие духовные недостатки старой бурсы, которая была и общеобразовательной, и сословной школой для детей духовенства, куда многие шли учиться совсем не по духовному призванию; теперь же идут убежденные и с определенной целью служить у Престола Господня. Он призывает сосредоточиться на изучении Священного Писания и Отцов Церкви. И если современная духовная школа далеко не полностью оправдала надежды покойного патриарха, то не причина ли этого именно в том нравственном раздвоении, основанном на лжи, о котором говорилось выше? Семинарий явно не хватало для восполнения естественной убыли духовенства, но все ходатайства об открытии дополнительных семинарий встречали решительный отказ Карпова. Предельная численность открытых храмов была достигнута в 1949 г. 14 479. После 1949 г. число закрываемых храмов (преимущественно на землях, бывших под оккупацией) начало превышать число открываемых; а численность духовенства достигла своего предела в 1950 г. 13 483 священника, после чего стала сокращаться. Хотя общее число действующих храмов начало сокращаться после 1949 г., на территории РСФСР из-за открытия храмов на востоке общее их число продолжало медленно расти до 1957 г., когда оно достигло 3806 храмов, обслуживаемых 3 694 священнослужителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прага, 1935. Т. 3: 1613–1725. Engelmann J. Das Staatsrecht des Russischen Reiches. Freiburg i. Br., 1889. Florinsky M. T. Russia. A history and an interpretation. N. Y., 1953. 2 Bde. Gitermann V. Geschichte Rußlands. Hamburg, 1949. 3 Bde. Gribowskij V. Das Staatsrecht des russischen Reiches. Tübingen, 1912 (Das öffentliche Recht der Gegenwart. 17). Hanisch E. Geschichte Rußlands. Freiburg i. Br., 1940–1941. 2 Bde; 2 Ed. 1943–1944. 2 Bde. Hedenström A. von. Geschichte Rußlands. 1878–1918. B., 1922. Hoetzsch O. Grundzüge der Geschichte Rußlands. Stuttgart, 1949. Hoetzsch O. Rußland. B., 1913; 2 Ed.: 1917. Iljin I. Wesen und Eigenart der russischen Kultur. 2 Ed. Affoltern a. A., 1944. Karpovich M. Imperial Russia, 1801–1917. N. Y., 1937. Kliutschewskij W. O. Geschichte Rußlands. Stuttgart; Leipzig; B., 1925–1926. 4 Bde. Kliutschewskij W. O. Russische Geschichte von Peter dem Großen bis Nikolaus I. Zürich, 1945. 2 Bde. Kornilov A. Modern russian history. London, 1916. 2 Bde.; 2 Ed. N. Y., 1952. Leontowitsch V. Geschichte des Liberalismus in Rußland. Frankfurt am Mein, 1957. Lo Gatto E. Storia della Russia. Florenz, 1946. Lossky N. O. History of russian philosophy. N. Y., 1951. Luther A. Geschichte der russischen Literatur. Leipzig, 1924. Macùrek J. Dìjiny východních slovanù. Prag., 1947. 3 kn. Masaryk Th. G. Rußland und Europa. Studien über die geistigen Strömmungen in Rußland. 1 Folge: Zur russischen Geschichts–und Religionsphilosophie. Soziologische Skizzen. Jena, 1913. 2 Bde. Mazour A. Russia. Past and present. London, 1951 (Lit.). Milioukov P., Seignobos C., Eisenmann L. Histoire de Russie. Paris, 1932–1933. 3 v. Mirtschluk I. Gesehichte der ukrainischen Kultur. München, 1957 (Veröffentlichungen des Osteuropa–Instituts München. 12). Neander I. Grundzüge der russichen Geschichte. Darmstadt, 1956. Palme A. Die russische Verfassung. B., 1910. Pares B. A history of Russia. London, 1926; 4 ed. 1949. Philipp W. Historische Voraussetzungen des politischen Denkens in Rußland//Forschungen zür osteuropäischen Geschichte.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Тут же и журнал «Большевик» сказал свое веское слово в том смысле, что борьба с религией есть не что иное, как борьба с реакционной буржуазной идеологией. И, наконец, Большая Советская Энциклопедия в новом томе, посвященном СССР, дала официальную справку: «Разрешая свободу культов, Коммунистическая партия Советского Союза никогда не изменяла своего отрицательного отношения к религии вообще». Эти тезисы растолковывали потом Секретарь ЦК ВЛКСМ Михайлов на Одиннадцатом съезде комсомола (март 1949 г.), московское радио (ноябрь 1949 г.) и радио ленинградское (август 1950 г.), а также многие другие издания и лица. Только руководители Православной Церкви и «Журнал Московской Патриархии» молчали, как бы не про них песенка пелась. Впрочем, может быть, и не про них. Те, наверху, могли по-прежнему и беспренятственно «бороться за мир» и препираться с «империалистическим наймитом», Константинопольским Патриархом Афинагором. Публичные же проклятия в газетах и по радио предназначались для простых людей, для тех, кто надеялся совместить свою веру с государственной службой, хождение в церковь с пребыванием в институте, молитву с комсомольским билетом. Им, рядовым, в достаточно угрожающем тоне предложили выбирать. Что есть выборы по-советски – они знали, поэтому не надо быть специалистом по социальной психологии, чтобы угадать, какое решение приняли миллионы вчерашних прихожан. Одновременно началась атака на православные храмы. Операцию эту поручили провести областным чиновникам КГБ, известным в миру под именем уполномоченных по делам Русской Православной Церкви. В отличие от грозных антирелигиозников 20-х – 30-х годов деятели 40-х должны были закрыть храмы сохраняя видимость законности, а главное, без лишнего шума (шум помешал бы Патриархии творить ее патриотическую международную миссию). КГБ начал с законодательства. Выработал правила, по которым как ни крути, а храмы надо закрывать. Не все, не сразу, но сразу всего они и не требовали. Для них важнее всего было наладить непрерывность процесса. Один из их законов гласил, между прочим, что церковь подлежит закрытию в том случае, если в ней шесть месяцев нет священника. Священников в Крыму, как и по всей стране, не хватало, и к осени 1949 года симферопольский уполномоченный погасил лампады в храме города Старый Крым, а затем в селах Желябовке и Бешарани. В опасности оказались церкви еще нескольких населенных пунктов Крыма.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Во время первой мировой войны нем. администрация 19 мая 1917 г. принудила еп. Софрония переселиться в монастырь Кея, затем в скит Пештера-Яломичоарей и в мон-рь Кэлдэрушани. Освобожденный 7 мая 1918 г., он уехал в Яссы, где подал в отставку и жил в Бухаресте до кончины (6 сент. 1923). Немецкая администрация дала разрешение на приезд в Рымник еп. Мелетия (Добреску), к-рый ведал делами епархии до конца войны. 3 июля 1918 г. на Рымникскую кафедру был избран еп. Анфим (Петреску), бывш. приходской священник из Крайовы. Его интронизация состоялась в сент. 1918 г., однако 6 нояб. правительство аннулировало все решения ясского парламента, в т. ч. и назначение еп. Мелетия; он подал в отставку и продолжал управлять епархией. После него († 6 сент. 1919) кафедрой управляли еп. Алексий (Шербан; 1919-1920) и еп. Варфоломей (Стэнеску; 1920-1921). 24 апр. 1921 г. еп. Варфоломей стал правящим Рымникским архиереем, развил активную миссионерскую, культурную и филантропическую деятельность, возглавлял работу ассоциации священников «Renaterea» (Возрождение) и одноименного журнала. 1 нояб. 1938 г. удалился на покой, епископией управлял еп. Ириней (Михэлческу). Митрополия Олтении, Рымника и Северина Румынской Православной Церкви (1939-1949) 1 нояб. 1939 г. Рымникская епископия была упразднена, на ее каноническом пространстве была создана митрополия Олтении, Рымника и Северина с кафедрой в Крайове, главном городе Олтении. В юрисдикцию митрополии была включена соседняя Арджешская епископия. Предстоятелем стал митр. Нифонт (Кривяну; 21 дек. 1939 - 20 апр. 1945), до этого занимавший Хушскую кафедру (1934-1939), автор трудов о христ. этике, предназначенных для широких масс. Известен как организатор системы социальной помощи. Упразднение Рымникской епископии вызвало недовольство клира и паствы, 20 апр. 1945 г. митр. Нифонт был отправлен на покой, 11 марта 1948 г. епископия была восстановлена ( P curariu. IBOR. 2008. Vol. 3. P. 380-381). Современная митрополия О. м. была образована 25 марта 1949 г. согласно «Уставу об организации и деятельности Румынской Православной Церкви», принятому Синодом 19-20 окт. 1948 г. в соответствии с законом от 4 авг. «Об общем режиме культов». В ее юрисдикцию вошли образованная 24 мая 1947 г. Крайовская архиепископия и Рымникская и Арджешская епископия. Митрополию возглавил Фирмилиан (Марин; 1949 - 29 окт. 1972), архиепископ Крайовский (с 28 дек. 1947). Затем кафедрой управляли митр. Феоктист (Арэпашу; 25 февр. 1973 - 25 сент. 1977; в 1986-2007 патриарх Румынский); митр. Нестор (Ворническу; 23 апр. 1978 - 17 мая 2000; † 17 мая 2002), уроженец Бессарабии, автор мн. трудов по святоотеческому богословию и церковной истории, д-р богословия, почетный член Румынской академии; митр. Феофан (Саву; 22 окт. 2000 - 8 июня 2008), д-р богословия, ныне митрополит Молдовы и Буковины. 27 июля 2008 г. О. м. возглавил митр. Ириней (Попа; род. 16 нояб. 1957). С 1939 г. кафедральным собором О. м. является ц. вмч. Димитрия Солунского в Крайове (1889-1933). Архиереи

http://pravenc.ru/text/2578355.html

129 Михаил Михайлович Осоргин (1920–1989), сын регента хора Сергиевского подворья, окончил Св.-Сергиевский богословский институт в 1942 г. Пострижен и наречен Афанасием в 1945 г., иеромонах – в 1946 г., преподавал церковное пение в Св.-Сергиевском институте. Миссионер и преподаватель на Аляске (1947–1949), затем служил в Сан-Франциско. Женился и был лишен сана в 1951 г. 133 Павел Павлович Менделеев (1863–1951), в России – член Государственного совета и участник Всероссийского Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. Во Франции– председатель Союза русских дворян (с 1926 г.). 134 Митрополит Серафим (Александр Иоаннович Лукьянов; 1879–1959), сын священника, был в 1914 г. хиротонисан во епископа Сердо- больского, викарного архиеп. Финляндского, с 1917 г. епископ (с 1920 – архиепископ) Финляндский и Выборгский. В 1924 г. уво¬лен по требованию финского правительства. В 1927 г. – правящий архиерей Западно-Европейский епархии РПЦЗ с местопребыва¬нием в Знаменской церкви в Париже, с 1938 г. – митрополит. В 1945 г. подчинился МП, уволен на покой в 1949 г. Вернулся в СССР в 1954 г. 135 Князь Георгий Константинович (1903–1938), сын вел. князя Константина Константиновича, умер в США. 137 Прот. Константин Альфонсьевич Замбржицкий (1884–1950), из польской дворянской семьи, полковник, участник Первой мировой и Гражданской войн. Во Франции – рабочий, затем инженер. Рукоположен в 1932 г., с 1935 г. – настоятель Троицкого храма в Клиши. Арестован немцами в 1941 г., провел 8 месяцев в заключении в лагере Компьень. С 1946 г. в юрисдикции МП. Вернулся в СССР в 1948 г. В 1949 г. принял монашество. 138 Прот. Иоанн (Миронович) Максименко (1874–1954), сын священника, служил в переселенческом управлении в Сибири. Вольнослушатель Св.-Сергиевского богословского института. Рукоположен во иерея в 1930 г. С 1931 по 1954 г. – настоятель церкви Державной Божией Матери в Шавиле. В 1934 г. – строитель нового храма в Шавиле. 139 Торжества в честь Анны Ярославны, ставшей королевой Франции (1051–1060). В 1065 г. она основала в г. Санлисе монастырь Сен-Венсан (св. Викентия).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Председатель Попечительства о бедных духовного звания (1929 г.) С 1933 г. служил в Пекинской духовной миссии в Тяньцзине и с 1938 г. – в Дальнем. Имел богословские труды. Скончался 19.10.1940 г. Протопресвитер Петр Триодин Петр Иванович. Служил в Приморье, затем в г. Сахалине в 1924––1928 гг. В Харбине с 1928 г. Служил здесь вторым священником при церкви женского монастыря, затем – настоятелем. Переехал в Шанхай в 1937 г. Эмигрировал в США в составе духовенства женской обители (1948 г.) Возведен в сан протопресвитера. Скончался в феврале 1973 г. в Сан-Франциско. Протопресвитер Флор Жолткевич Флор Космич. Родился в 1884 г. в Волынской губернии. Из семьи духовенства. Окончил Волынскую духовную семинарию. Учитель народного училища в г. Владимире-Волынском. Псаломщик церкви на ст. Имяньпо КВЖД (1909–1911 гг.) В 1911 г. рукоположен во иерея к Свято-Серафимовской церкви г. Маньчжурия, в которой прослужил до 1925 г., когда был возведен в сан протоиерея. В 1926 г. переселился в Сербию. Настоятель русской церкви в Новом Бечеве (1926–1932 гг.), помощник настоятеля русской церкви в Земуне (1932–1937 гг.) В 1936 г. окончил богословский факультет Белградского университета, настоятель сербской церкви в Бачской епархии. В 1945 г. эмигрировал в Австрию, в 1949 г. – в Венесуэлу. Настоятель Знаменской церкви в г. Валенсия (1949–1975 гг.), занимал также должность администратора приходов Венесуэльской епархии (1949–1957 гг.) С 1954 г. был также настоятелем Покровской церкви в г. Каракасе. Возведен в сан протопресвитера в 1963 г. Скончался 13.12.1975 г. Протоиерей Александр Ду Лифу Александр. Родился около 1922 г. Один из немногих священников, оставшихся в Пекине в 1960-х гг. Прошел гонения и поругания во время «культурной революции». В дальнейшем служил келейно. В 2001 г. участвовал в пасхальном богослужении в Российском посольстве в Пекине. Скончался 16.12.2003 г. Протоиерей Александр Журавский Александр Петрович. Прибыл на Дальний Восток в декабре 1897 г. Священник охранной стражи КВЖД с февраля 1898 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Инвалид партизанской войны 1946–1949 годов, полностью потерял зрение. Я был призывником 1946 года и служил в егерском полу батальоне, который дислоцировался в 86–м районе Агринио в Этолии и Акарнании. В этом полубатальоне я и познакомился с отцом Паисием, которого тогда звали Арсением. Арсений был радистом-связистом в полубатальоне. Я его очень хорошо помню, он часами пытался поймать сигналы, чтобы расшифровать их и передать командиру. Арсений был человеком кротким, тихим, трудолюбивым и любящим Родину. Мы участвовали во множестве сражений. В день, когда нас окружили на высоте Дендрули, 30 июня 1948 года, радист Арсений был в первой роте. Помню, мы рассредоточились и пошли наверх, а он был настолько смелый, что сам вынес из окружения рацию, хотя она была тяжелая, и не оставил ее партизанам. Во всех крупных сражениях – 30 июля 1948 года, 24 февраля 1949 года и 8 апреля 1949 года, когда я был ранен, – участвовал и Арсений, в первую очередь в качестве радиста, но, кроме того, он еще и сражался. Мой сын Антонис, когда был военным, как-то поехал на Святую Гору вместе со своим сослуживцем и встретил там отца Паисия. Тот сказал: «Я служил в егерском полубатальоне». Услышав это, Антонис говорит: «Мой отец тоже служил там и был ранен». – «Как его зовут?» – «Николаос Орфанос». Когда старец приехал в монастырь в Суроти, мне позвонила монахиня и сказала: «Вас хочет видеть старец Паисий». После этого мы встретились со старцем и говорили о многом. Монахиня Христодула, Линтульский монастырь (Финляндия) Из финнов лучше всего старца Паисия знал господин Иоанн Пойхонен, который за время своего обучения в Салонисском университете много раз встречался с ним на Святой Горе. Господин Иоанн, доктор богословия, преподает теперь в Народной академии при Ново–Валаамском монастыре. Он говорит, что из всех встречавшихся ему людей более всего на него повлиял старец Паисий. Я провела много лет в монастыре Битума в Греции, теперь – насельницаЛинтульского монастыря в Финляндии. Милостью Божией я много раз видела преподобного старца. После каждой встречи с ним, желая принести пользу своим соотечественникам, я писала статью в журнале Финской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Монополия США на ядерное оружие (до 1949 года включительно) заставляла советское руководство не только ускорять создание своей ядерной бомбы, но и активизировать пропагандистскую деятельность. Она сводилась к желанию договориться с США о запрете и уничтожении ядерного арсенала. Это было искренним желанием советских людей жить в мире; это желание поддерживали сторонники мира в других странах. Свой первый конгресс они провели в апреле 1949 года в Париже, когда представители 72 стран создали Постоянный комитет Всемирного конгресса сторонников мира во главе со знаменитым физиком Ф. Жолио-Кюри. Это общественное движение совпало с направлением внешнеполитической деятельности СССР, который оказывал постоянную поддержку сторонникам мира. Русская Православная Церковь стала активным и деятельным участником этого движения. Спустя годы можно только гадать, была ли государственная внешнеполитическая линия реальной (если говорить о желании договориться с США о запрете и уничтожении ядерного оружия). Важно другое: люди, пережившие войну, хотели жить в мире, и их желание было искренним. И таким же значимым и искренним было миротворческое служение Церкви. 1949 год 27 января патриархом Константинопольским стал Афинагор, сторонник жесткой линии по отношению к Русской Православной Церкви. Турецким правительством были исключены все возможные кандидаты из Фанара – резиденции Вселенского патриарха. У архиепископа Нью-Йоркского Афинагора был американский паспорт, но, несмотря на это, турецкие власти допустили его выборы и предоставили ему турецкое гражданство. Патриарх Афинагор открыто поддерживал международную политику США, его антикоммунистические взгляды были хорошо известны. Это избрание совпало с началом многомиллионного движения за мир. Русская Православная Церковь активно включилась в эту деятельность, так как проблема мира во многих аспектах представляла собой идеальную сферу для сотрудничества между Церковью и государством. Любовь и мир заложены в самом существе Церкви. Миротворческая деятельность давала возможность укреплять международный авторитет Церкви, влиять на паству, которая была искренней сторонницей мира.

http://religare.ru/2_98541_1_21.html

5 апр. 1946 г. назначен председателем Учебного комитета при Свящ. Синоде . 22 нояб. 1945 г. в Ленинграде были открыты Богословско-пастырские курсы с 2-годичным сроком обучения, преобразованные 1 сент. 1946 г. в Ленинградскую ДС, с одновременным учреждением ЛДА. Торжественное открытие Ленинградских духовных школ состоялось 14 окт. того же года в присутствии Патриарха Алексия I. Большая часть средств епархии в течение 5 лет направлялась владыкой на восстановление зданий духовных школ и их содержание. При Ленинградских духовных школах Г. была организована б-ка, фонды к-рой к 1948 г. увеличились до 110 тыс. книг. В 1946 г. Богословский ин-т и Богословско-пастырские курсы в Москве также были преобразованы в МДА и МДС. Всего к 1947 г. было открыто 2 ДА и 8 ДС (в Москве, Ленинграде, Киеве, Саратове, Одессе, Минске, Луцке, Ставрополе). 15 апр. 1949 г. по представлению ЛДА Патриархом Алексием удостоен ученой степени д-ра богословия honoris causa. В 1949-1954 гг. под рук. и под редакцией Г. составлялись «Очерки по истории РПЦ новейшего периода» в 2 ч., описывавшие события с 1900 по 1927 г. (не опубл.; в наст. время сохранившиеся части «Очерков...» находятся в ГАРФ и в б-ке СПбДА). 4 марта 1949 г. Г. вторично было поручено управление Олонецкой епархией, с 21 окт.- управление Псковской епархией, с 20 дек.- управление Эстонской епархией. 11 нояб. 1954 г. согласно прошению освобожден от управления Псковской епархией, а также правосл. рус. общинами и мон-рями в Финляндии. Помимо управления Ленинградской и др. епархиями, а также руководства Учебным комитетом при Свящ. Синоде Г. активно участвовал во внешнецерковной деятельности: в мае 1946 г. сопровождал Патриарха Алексия во время его визита в Болгарию на торжества по случаю 1000-летия мон-ря прп. Иоанна Рильского; в авг. 1946 г. возглавил делегацию Московского Патриархата на погребении митр. Евлогия (Георгиевского) в Париже, где принял ряд мер для решения проблем, связанных с Западноевропейским Экзархатом РПЦ ; в нояб.-дек. того же года совершил поездку по Ближ.

http://pravenc.ru/text/166689.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010