В кн. Деяний приведены 2 речи П., в к-рых он подробно описывает свое прошлое в качестве гонителя Церкви. О христианах П. говорил, выступая перед иудеями в Иерусалиме (Деян 22. 4-5; 26. 9-11). Из этих упоминаний вырисовывается фигура Савла как человека, не просто участвовавшего в гонениях против молодой христ. общины, но и проявлявшего в этом особое (характерное для фарисея) рвение (ср.: Риз. 2006. С. 278). Обращение и крещение Ослепление Савла. Миниатюра из Гомилий Григория Назианзина. 879–883 гг. (Paris. gr. 510. Fol. 264v) Ослепление Савла. Миниатюра из Гомилий Григория Назианзина. 879–883 гг. (Paris. gr. 510. Fol. 264v) Чтобы попасть из Иерусалима в Дамаск , требовалось преодолеть ок. 200 км. В конце этого пути, судя по всему, на подступах к Дамаску, произошло обращение Савла. Это событие трижды описано в кн. Деяний (Деян 9. 3-9; 22. 6-11; 26. 12-18). При этом все рассказы имеют очевидное сходство. П. лишился зрения, ослепленный Светом Христа, и 3 дня не мог ни есть, ни пить. Прежний Савл был уничтожен этим неожиданным небесным видением. Должен был воскреснуть новый человек. Есть в текстах рассказов и некоторые отличия. В 1-м рассказе сообщается, что Савл упал на землю, а его спутники стояли в оцепенении, слыша голос, но никого не видя. Во 2-м рассказе Савл падает на землю, а его спутники видят свет, но не слышат голос. В 3-м - Савл вместе со всеми спутниками видит свет и падает на землю, о том, слышат ли спутники голос, не упоминается. В 3-м рассказе, кроме того, полнее изложены слова Иисуса, обращенные к Савлу. Если в первых 2 рассказах Иисус лишь повелевает ему идти в Дамаск, чтобы получить указания о дальнейших действиях, то в 3-м Савл сразу же получает повеление от Христа идти и проповедовать иудеям и язычникам. Ослепление Савла. Путь Савла в Дамаск. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Ослепление Савла. Путь Савла в Дамаск. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. В своих Посланиях П. будет вновь и вновь возвращаться к этому событию, изменившему ход его жизни. В 1-м Послании к Коринфянам он поставит явление ему Христа в один ряд с Его явлениями апостолам после Воскресения: «...потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу» (1 Кор 15. 1-8). Так П. предельно уничижительно (букв. «выкидыш» - κτρωμα) говорит о себе прежнем. Но он не только не умаляет значение явления ему воскресшего Иисуса: наоборот, он видит в этом явлении часть того Евангелия, которое он призван проповедовать. Бог призвал его для свидетельства не о том, что видели и слышали другие, а о том, что видел и слышал он сам.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Keywords: priesthood, patristics, contemplation, action, education, unworthiness, obedience, Gregory of Nazianzus, Julian the Apostate, theology of the priesthood. Nikolay Konstantinovich Antonov – Bachelor Student of the Theological Faculty at St. Tikhon’s Orthodox Humanitarian University, member of the research seminar “Te Priesthood and Contemporary Problems” (nick961@mail.ru). 1 Николай Константинович Антонов – студент бакалавриата Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, сотрудник научного семинара «Священство и вызовы современности» (nick961@mail.ru). Исследование выполнено при поддержке Фонда Развития ПСТГУ в рамках проекта «Священник перед лицом современности» (2016). 2 См.: Bernardi J. Introduction//Gregoire de Nazianze. Discourse 1–3//Sources Chretiennes. 1978. V. 247. P. 39. 3 Так, в основополагающих трудах о святителе Григории: McGuckin J. Saint Gregory of Nazianzus: An Intellectual Biography. NY., 2001; и Bernardi J. Saint Gregoire de Nazianze. Paris, 1995, рассматриваются только проблема его рукоположения и филологический анализ Третьего слова. В монографии Лебедев А. П. Духовенство древней Вселенской Церкви. СПб., 2006, в главах, посвященных IV веку, приводятся лишь обличительные свидетельства свт. Григория, критика епископства, положительное же учение Богослова о священстве не рассматривается. 4 В западной традиции – второе, названия Слова Apologia de fuga sua и « Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт после рукоположения в пресвитеры и возвращение оттуда, а также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ» являются позднейшими добавлениями. 5 В самом начале Третьего слова свт. Григорий пишет, что «Богу угодно, чтобы и он значил нечто для христиан», и т. к. есть многие «тщательно наблюдающие за всеми его поступками», он не может не писать эту апологию. Русский текст творений свт. Григория мы цитируем по изданию: Святитель Григорий Богослов , архиепископ Константинопольский. Творения: в 2 т. М.: Сибирская Благозвонница, 2007. 1–2 т. Текст взят с сайта azbuka.ru (URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov (дата обращения: 28.02.2017)). Координаты текста мы указываем по изданию SC: Gregoire de Nazianze. Discourse 1–3. Paris, 1978. Vol. 247. Or. 2. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Известны всего 7 рукописей IX-XVI вв., содержащих сочинения Н. в полном виде. Вскоре после кончины Н. его учениками было подготовлено издание его богословско-полемических сочинений в 2 томах. Согласно Р. Блейку, впервые выдвинувшему эту гипотезу, издание было осуществлено еще до восстановления иконопочитания. Первый том включал «Большое защитительное слово», 3 «Возражения» и, возможно, Житие Н. авторства Игнатия Диакона, 2-й - проч. сочинения Н. ( Blake. 1939). Новейшие исследования свидетельствуют в пользу иного распределения: в 1-й том вошли сочинения, созданные для опровержения учения 1-го периода иконоборчества, и краткие трактаты «О Магнезийце» и «Против иконоборцев», а во 2-й - «Обличение и опровержение». Первоначальный состав 1-го тома представлен в рукописи Paris. gr. 911, которая, возможно, была создана в окружении патриарха Мефодия I ( Chryssostalis. 2012. P. 133-159). В 828-847 гг. (т. е. в период между кончиной Н. и завершением Патриаршества Мефодия I) труды Н. использовались авторами, принадлежавшими к ближайшему окружению Мефодия: агиографами Игнатием Диаконом, Феофаном Пресвитером, Петром Монахом (автором 1-й версии Жития прп. Иоанникия Великого) и историком Георгием Амартолом ( Афиногенов. 1999). С сер. IX до сер. XIV в. свидетельства того, что визант. авторы были знакомы с трудами Н., отсутствуют. Патриарх Фотий (858-867, 877-886), высоко ценивший «Краткую историю» Н., не был знаком с его богословскими сочинениями. Возможно, это объясняется с тем, что труды Н. вместе с остальным архивом Мефодия I в 847 г. перешли во владение сменившего его на К-польском престоле Игнатия (847-858, 867-877) и тот передал их на хранение в Студийский мон-рь ( i dem. 2006). Интерес к трудам Н. возрос на рубеже XI и XII вв. в связи с актуализацией вопроса о почитании священных изображений, вызванной политикой имп. Алексея I Комнина (1081-1118), изымавшего церковное имущество для покрытия военных расходов. К этой эпохе относятся составляющие единый комплект рукописи Paris. gr.

http://pravenc.ru/text/2565510.html

Б. Юлаева//Богословский вестник. 2005–2006. 5–6. С. 65–150. 835 Помимо русского перевода, мы ориентируемся еще и на греческий текст по изданию: Cyrille d’Alexandrie. Deux dialogues christologiques/Introduction, texte critique, traduction et notes par G. M. de Durand//Sources chrétiennes. 97. Paris, 1964. P. 220–223. 837 См.: Meunier В. Le Christ de Cyrille d’Alexandrie: L’humanite le salut et la question monophysite. Paris, 1997. P. 235–242. 846 Это отмечается и в работе Ж. Либера, который указывает, что главной интуицией в этой христологии являлась уверенность в божестве Слова и реальности Его Воплощения. Однако полностью неприемлемым является тезис автора, что в учении о Домостроительстве святителя человеческая душа Господа не играла никакой роли, а поэтому он тяготел к христологии типа «Логос-плоть» и был близок к аполлинарианству. См.: Liebaert. La doctrine christologiques de saint Cyrille d’Alexandrie avant la querelle nestorienne. Lille, 1951. P. 147–149, 154–158, 237–240. 848 Мы опираемся на русский перевод этого сочинения и вступительную статью к этому переводу: Свт. Кирилл Александрийский . О правой вере к царицам/Перевод с древнегреческого свящ. Василия Дмитриева, редакция перевода и вступительная статья иеродиакона Феодора (Юлаева) //Богословский Вестник. 2008–2009. 8–9. С. 68–141. Греческий текст: PG. Т. 76. Col. 1335–1420. При цитации русского перевода в скобках указываются главы. 849 По словам нашего главного знатока творчества св. Кирилла, «прежде всего таким влиянием на императора пользовалась сестра его Пульхерия, управлявшая в годы его малолетства государством и не потерявшая своего влияния на все государственные дела и по достижении Феодосием совершеннолетия. К делам же церковным она особенно горячо относилась... Немалым, конечно, влиянием на императора могла пользоваться и супруга его, императрица Евдокия. Религиозные споры могли особенно интересовать эту императрицу: она была дочь философа и получила, конечно, философское образование, почему могла особенно интересоваться даже тонкостями догматических вопросов» (Лященко Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

В кон. XX - нач. XXI в. почитание И. К. Р. возродилось в Румынии, в состав к-рой входит предполагаемая родина святого - рим. пров. М. Скифия (территория совр. Добруджи). В 1992 г. Румынская Православная Церковь канонизировала друга и сподвижника И. К. Р. мон. Германа. В 2001 г. был основан муж. мон-рь во имя И. К. Р. близ Тыргушора в жудеце Констанца. Рядом с обителью находится пещера, в которой, согласно местному преданию, святой подвизался вместе с мон. Германом. Местом рождения И. К. Р. в Румынии считается г. Галац, где в 2000-2006 гг. был построен центр пастырской и культурной деятельности им. И. К. Р. Именем святого названа духовная семинария в г. Тулча. В окт. 2002 г. по приглашению митр. Молдавского и Буковинского (ныне Патриарха Румынии) Даниила (Чоботи) Марсельский архиеп. Бернар Панафьё посетил Румынию и временно передал для поклонения главу И. К. Р. Святыня была выставлена в Бухаресте, Яссах, Галаце и нек-рых мон-рях. Тогда же Румынской Православной Церкви были подарены частицы мощей святого. Д. В. Зайцев Иконография Два наиболее ранних изображения И. К. Р. и единственные сохранившиеся до наст. времени с территории Византии, находятся в рукописи IX в. «Sacra parallela» (Paris. gr. 923; ср.: Weitzmann K. The Miniatures of the Sacra Parallela, Parisinus Graecus 923. Princeton (N. J.), 1979. P. 219): это медальоны с фронтальным погрудным образом святого, где он представлен с седой, почти треугольных очертаний бородой, в монашеских одеждах; на 1-й миниатюре - в куколе (Paris. gr. 923. Fol. 30r), на 2-й - с непокрытой головой (Ibid. Fol. 74v). На лат. Западе сохранилось гораздо больше изображений И. К. Р., самые древние из к-рых относятся к X в. Напр., в рукописи «Vitae et Collationes Patrum» (Жизнь и собеседования отцов - Einsiedeln. Abb. Bibliot. 255) И. К. Р. представлен как автор за работой; изображен юным. В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) святой упоминается в числе отшельников как «старец с остроконечною бородою» (Ерминия ДФ. С. 171).

http://pravenc.ru/text/Иоанн Кассиан ...

Отсюда видно, насколько для Отцов было важно, когда между Церквами возникали различия, точно оценить их природу. Шла ли речь о малозначительных вопросах или о различных, но подлинных традициях? — Поддержание или восстановление общения предполагало, что никакая часть не могла предписать другой подчинения её правилам под угрозой разрыва. Или речь шла, напротив, о вопросах, касающихся сути веры и апостольской традиции? — В таком случае, насколько существовали различия, настолько болезненным было разделение, но настолько же настоятельны были требования не только истины, но также истинной любви к Богу и ближнему 43 . Для святых Отцов сокровище веры неделимо. В нём невозможно различать положения основные и второстепенные, которыми можно пренебречь. Для них любая сторона истины, открытая Богом, обладала бесценным значением. Нельзя лучше выразить мысль Отцов о нерасторжимой связи, которая в их глазах объединяет евхаристию, Церковь и незыблемость веры, чем приведя слова преподобного Игнатия Богоносца: “Итак, чада света и истины, бегайте разделения и злых учений Не обольщайтесь, братья мои! Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует царствия Божия. Кто держится чуждого учения, тот не сочувствует страданию Христову. Итак, старайтесь иметь одну Евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение Крови Его, один жертвенник, как и один епископ с пресвитером и диаконами, сослужителями моими, дабы всё, что делает, делали вы о Боге” 44 . Перевод с французского П. Михайлова 1 См. Архимандрит Плакида (Дезей). Этапы духовного странствия//Архимандрит Плакида (Дезей). “Добротолюбие” и православная духовность. М., 2006. С. 315–364. 2 Это ясно показано издателем P. Nautin: Homelies Pascales, II//Sources chremiennes. 36. Paris, 1953. P. 42–47. 3 Святитель Кирилл Александрийский. Толкования на Луку, 22. Греческий текст: PG 72, 908–912 (перевод наш — Пер.). См. также французский перевод: Saint Cyrille d’Alexandrie. In Jn 4//La messe. Liturgies anciennes et textes patristiques, выбранные и изданные A. Амманом (Coll. Lettres Chremiennes, 9). Paris, 1964. P. 134–166.

http://pravmir.ru/evharistiya-i-obozheni...

Иоанн Златоуст в истории библейской экзегетики.//Альфа и Омега. 3. М. 2001. с. 70. «В антиохийской экзегетике под созерцанием (θεωρα) принято понимать духовный смысл Писания, который в отличие от «аллегории» александрийцев характеризуется большей согласованностью с буквальным смыслом толкуемого текста. Чаще всего θεωρα означала у антиохийцев христологическое содержание Библии, то есть исполнение Ветхого Завета в Новом» - Доброцветов П. Священное Писание как предмет созерцания у преподобного Максима Исповедника//Альфа и Альфа 2. (46), Москва 2006. с. 38).   «Анагогия (ναγωγα) состоит в том, что св. Писатель, руководясь божественными внушениями, делает таинственные указания на развитие домостроительства спасения людей во времени и вечности» (Леонардов. Д. Учение Святителя Иоанна Златоуста о боговдохновенности Библии Вера и Разум. 1912 с. 625.)    Тропологическое толкование - извлечение из СП нравственного смысла, при котором определенные места толкуются как нравственное руководство христианского поведения. Тропологическое значение  понималось двояко. Так Ориген понимал его как троп - некий образ, здесь оно близко к морально - аллегорическому толкованию Филона. Позднее Блж. Иероним и св. Кассиан Римлянин относили этот термин к душе человека (из греч. «тропо» - душа, нрав человека): «тот же Иерусалим...в тропологическом смысле - душа человеческая, которая часто под этим именем порицаема или хвалима бывает Господом»,...» (Иоанн Кассиан Римлянин. Четырнадцатое собеседование аввы Нестероя (первое). О духовном знании. Гл. 8. Цит по: Нестерова О. Allegoria pro Typologia. Ориген и судьбы иносказательных методов интерпретации Священного Писания. М.:ИМЛИРАН. 2006. С. 277).    Nassif B. Antiochene θεωρα in John Chrysostom " s Exegesis./Ancient &Postmodern Chrystianity. Paleorthodoxy in the 21 st Century. Inter Varsity Press. Downess Grove, Illinois. 2002. Р. 57.   Доброцветов П. Священное Писание как предмет созерцания у преподобного Максима Исповедника. С. 38. Там же.   Nassif B. Antiochene θεωρα in John Chrysostom " s Exegesis. Р. 56 Здесь и далее текст цитируется no:Sancmi Patris Nostri Joannis Chrysostomi archiepiscopi constantinopolitani. Commentarius in Epistolam ad Romanos. Patrologia cursus completes Series graeca. ed. J. P. Migne (Paris 1844-1864), в дальнейшем - PG. Homily 2, PG 60. 409.   «Притча, основанная на символике, может быть понимаема как вымышленное иносказание, имеющее в виду сходство в частностях между знаком и означаемым или между содержанием излагаемой в ней мысли и формой, в которую облечено это содержание. В притче случайно не только отношение времени, но и внутреннее отношение между знаком и означаемым». - Корсунский И. В. Новозаветное толкование Ветхого Завета. М. 1885. С. 37.

http://bogoslov.ru/article/411557

Встречей с поэтом Олесей Николаевой храм при МГУ откроет цикл лекций-встреч «Православие в лицах» 6 февраля 2007 г. 13:45 Первая встреча из цикла лекций «Православие в лицах» с участием современного поэта, прозаика, эссеиста Олеси Николаевой пройдет в притворе Татианинского храма во вторник 13 февраля. Тема беседы: «Современная русская словесность: pro & contra» . Цикл лекций-встреч «Православие в лицах» проводится при домовом храме во имя святой мученицы Татианы Московского Государственного Университета им. Ломоносова по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. К участию в этих встречах приглашены профессора Московской Духовной Академии и Московского Государственного Университета, архиереи Русской Православной Церкви, видные деятели искусств. По мнению настоятеля храма св. мц. Татианы прот. Маскима Козлова, «гостями будут люди разного возраста и социального положения, опыт жизни и опыт веры которых может быть важен и полезен нашей молодежи. Это попытка внутренней миссии, опирающейся на широко известное высказывание архимандрита Софрония (Сахарова) о том отблеске Небесного света, который человек должен увидеть в глазах другого, чтобы что-то понять в отношении христианской Веры». Вход на лекции — свободный. Начало 13 февраля (вторник) в 19:30. Справка Олеся Николаева — лауреат многих литературных премий: Пушкинская премия-стипендия Альфреда Топфера (1998), имени Бориса Пастернака (2002), " За лучшую прозу года " журнала " Знамя " (2003), " Antologia " - за высшие достижения современной русской поэзии (2004), диплом " Московский счет " (2004), Российской национальной премии " Поэт " (2006). Автор поэтических книг: " Сад чудес " (Советский писатель, Москва, 1980 г.), " На корабле зимы " (Советский писатель, Москва, 1986 г.), " Смоковница " (Мерани, Тбилиси, 1989 г.), " Здесь " (Советский писатель, Москва, 1990 г.), " Rien d " autre que la vie " (Clemance Hiver, Paris, 1991), " Апология человека " , (Издательство Подворья Троице-Сергиевой Лавры, М.), 2004. " AMOR FATI " , (Ина-пресс, Спб, 1997 г.), " Испанские письма " , (Материк, М., 2004), " Шестнадцать стихотворений и поэма. В честь присуждения Российской национальной премии «Поэт» " , (Время, М., 2006).

http://patriarchia.ru/db/text/192855.htm...

- почетный член Международной академии Евразии; с 1996 г. - почетный профессор военной Академии (ныне Университет) ПВО Сухопутных войск; с 1997 г. - действительный член Академии российской словесности; с 2002 г. - действительный член Академии социальных и гуманитарных наук (с 2003 года Общественная Российская академия социальных наук); с 2002 г. - почетный доктор политологии Государственного университета Перуджи (Италия); с 2004 г. - почетный доктор богословия Христианской академии Варшавы (Польша); с 2004 г. - почетный профессор Смоленского гуманитарного университета; с 2005 г. - почетный профессор Астраханского университета; с 2005 г. - почетный доктор Российского государственного социального университета; с 2006 г. - почетный профессор Балтийского военно-морского института имени адмирала Федора Ушакова; с 2007 г. - почетный президент Академии Российской словесности; с 2007 г. - почетный доктор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Святейший Патриарх Кирилл - автор следующих книг: «Становление и развитие церковной иерархии и учение Православной Церкви о ее благодатном характере» (Ленинград, 1971 г.); «Вызовы современной цивилизации. Как отвечает на них Православная Церковь» (Москва, 2002 г.); «Слово Пастыря. Бог и человек. История спасения» (М., 2004 г.), " L " Evangile et la liberte. Les valeurs de la Tradition dans la societe laique " (Paris, 2006 г.), «Свобода и ответственность: в поисках гармонии» (М., 2008 г.) и других, а также более 700 публикаций, включая публикации в отечественной и зарубежной периодике. Изданы циклы телепередач «Слово пастыря» - Введение в православное вероучение; «Слово-Таинство-Церковь» - История ранней христианской Церкви и учение о Церкви; «Юбилейный Архиерейский Собор» - Основы социальной концепции - Устав Русской Православной Церкви - Деяния о канонизации, «Отношение к инославию»; «Слово Пастыря» - Церковь, государство, политика (часть 1), Церковь, личность, общество (часть 2), О вере и спасении (часть 3).

http://bogoslov.ru/person/226232

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИТА СЕИД (2-я пол. XI - нач. XII в.), визант. богослов, автор 2 сочинений против латинян и др. богословских и научных трудов. О происхождении Н. С. данных нет. Он писал, что во время создания им речи против Евстратия у него от старости дрожали руки и ослабло зрение. На основании этого Ф. Зисис предположил, что Н. С. род. в 40-х или 50-х гг. XI в. Согласно рукописи Hieros. Patr. 404, Н. С. был «ритором», т. е. преподавателем риторики; в рукописи Athen. Bibl. Nat. 483 он назван «иконийским грешником». Вероятно, Иконий (ныне Конья, Турция) был местом рождения Н. С. Возможно, обозначение Н. С. себя как «грешника» указывает на его монашеский сан. Также он сообщил, что однажды ему пришлось пережить смерть сына, к-рая принесла ему много горя. Возможно, Н. С. принял монашество после этого. В речи против Евстратия Н. С. сказал, что находится вне священнического чина, и упомянул, что кто-то из архиереев его некогда порицал, но не за догматические ошибки. Сочинения 1. «Импровизированное слово к римлянам, показывающее две вещи - что новое более почтенно, чем старое, и что Св. Дух исходит от одного Отца, а не от обоих Отца и Сына, как они говорят». Время его создания определяется между 21 марта 1112 и 20 марта 1113 г. (6620 г. от Сотворения мира), скорее всего в нач. 1113 г. (см.: Бармин. 2006. С. 309-318). Сохранилось в рукописях Athen. Bibl. Nat. 483; ГИМ. Син. греч. 240; Sinait. gr. 521; Paris. Suppl. gr. 620. Поводом к его написанию стали публичные диспуты в К-поле между Миланским архиеп. Петром Гроссоланом и визант. богословами. Скорее всего сочинение Н. С. было одним из 7 произведений греч. богословов, подготовленных по указанию византийского имп. Алексея I Комнина . На то, что «Слово...» было написано наскоро, указывает его обозначение как σχεδιασθες (подготовленный экспромтом). «Слово...» разделено на 4 «стояния» (στσεις). Первое имеет подзаголовок «Обе Церкви отличаются многими беззакониями».

http://pravenc.ru/text/2565418.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010