Но благотворитель уверен, по крайней мере, что колокольня останется цела. В Петербурге Троицкой лавре между прочим принадлежит земля на бойком месте, около Чернышева моста. Слышали мы, что там лавра возводит теперь огромное здание. 932 А в прежнее время слыхали мы, митрополит Филарет решительно отказывал в благословении на подобное сооружение, несмотря на предвидимый значительный доход; «отнимут!» Это опасливое предвидение нельзя было обвинять в неосновательности, после красноречивых опытов не только старины, но и новейших времен. Дом на Невском проспекте, в том же Петербурге, принадлежащий Духовно-учебному ведомству 933 и приобретенный на духовно-учебные капиталы, без разговоров был замещен, да и теперь замещается квартирами чиновников: а вероятно, на его доходы могла бы существовать добрая семинария! Доход с имуществ здешней Певчей, 934 доход с Синодальной типографии идут ли в назначение, сообразное с волями первоначальных учредителей? Указываем примеры, которые сейчас на виду, не трогая других». 935 Член Совета Веселаго находит изложенную мысль о произвольном отчуждении монастырских имуществ в казну резкою и особенно неуместною в такой дешевой и общедоступной газете, как «Современные известия». Но относя настоящую статью лишь к бестактности редакции, член Совета не находит нужнымпредложить какую-либо за оную меру взыскания и потому полагал бы записать об ней в журнал и иметь в виду для определения направления издания. Совет, соглашаясь с таковым мнением действительного статского советника Веселаго, полагает: исполнить согласно его заключению. Печатается впервые по автографу: РГИА. Ф. 776. Оп. 2. 9. Л. 711–714. 2. А. Н. Юферов Опыт краткой исторической оценки направления повременных изданий (1871) (Фрагмент) «Современные известия» выходят в Москве без предварительной цензуры с 26 октября 1867 года, под редакциею бывшего цензора Гилярова Платонова. Направление этого издания в политическом смысле благонамеренное и патриотическое, – убеждения газеты честные и независимые, но тон грубый и способ выражений до крайности резкий и оскорбительный.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

III. Послание к Филимону В одно время с посланием к Колоссянам (ср. Кол. 4, 9 с Филим. 10 и дал.) Павел написал и послал в Колоссы послание к Филимону 929 . Онисим из Колосс ( Кол. 4:9 ), бежавший раб ( Филим. 11 ) Филимона, ревностного христианина и может быть одного из должностных лиц в церкви ( Филим. 1. 2, 4–7 ), по всей вероятности в Колоссах 930 , Павлом, с которым он случайно встретился в Риме, был обращен ко Христу ( Филим. 10 и след.) и теперь, по случаю отправления Тихика в Ефес и Колоссы ( Ефес. 6, 21 . Колос, 4, 7–9), с искренним и нежным ходатайством (вместе с посланием Кол. 4:9 ) послан был назад 931 . Подлинность этого послания до новейших времен в церкви никогда не подвергалась сомнению и вообще не может быть со мнительною. Уже Маркион в своем каноне 932 имел это не большое послание, и древний, так называемый, Мураториев канон содержит его; Тертуллиан говорит о нем с. Магс. V, 21; 933 равным образом Ориген homil. 19 in Ierem. с. 2 934 и Евсевий причисляет его к омологуменам. С внутренней стороны послание в полноте чувства апостольского достоинства, вместе с глубоким смирением и любовью, в полноте и величии христианских мыслей касательно столь обыкновенных отношений жизни, в строгости и силе представления, носит печать Павла. Что это послание при своем конкретном содержании цитовано было древними в догматических и апологетических сочинениях менее, чем другие Павловы послания, – это понятно само собою. Только Баур (Der Apostel Paulus s. 475 ff.) него школа, признавая неподлинными все послания Павла, писанные из уз, отринул подлинность послания к Филимону по его связи с теми, на основаниях, которые он заимствует из языка и содержания послания. Но «рассуждение о языке, как говорит даже де Ветте в Commentar, не много здесь значит»; тем менее, когда послание к Филимону имеет видимое сходство по языку не только с посланиями, писанными из уз, но и с признанными самим Бауром за подлинные 935 . А когда школа находит сомнительное в содержании этого частного послания, то этот довод теряет вес от того, что те же самые критики в других посланиях противное, именно не частное, но общее представляют против подлинности; когда же они при этом положительно принимают, что послание представляет это частное для того, чтобы сделать предметом христианской рефлексии, изложением той идеи, что соединенные христианством находятся в истинном общении, что, следовательно, христианство есть постоянное воссоединение, совершенно в духе псевдоклементин, так что потому послание к Филимону является как бы «зародышем христианской поэзии»: то это есть одно только пустое толкование, а постоянное обращение к клементинам, «как к безопасной пристани всех в штурме отрицательной критики не имеющих значения произведений апостольского времени», уже избитая солома. IV. Послание к Филиппийцам

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

См. Grand-Eury, Mémoires sur la formation de la houille, в Annales des mines, Paris, 1882, t. I, p. 159 sq.; de Lapparent, Traité de géologie, 3 ed. 1893, p. 872–885. 927 Godet, études bibliques, 1 série, p. 113–114. – „Начала континентальной жизни, говорит A. de Lapparent (Tratte de geologic, 1893, p. 1595), характеризуемы царством, почти исключительно состоявшим из растений, возрастанию которых ничто не мешало, потому что они развивались при температуре чисто тропической, среди атмосферы влажной, без сомнения, покрытой облаками, которые дозволяли проникать на землю лишь рассеянным лучам. Единственные земные животные, которых скрывала эта растительность, это те, однородные которым в настоящее время ищут тени, и блеск цветов, доставляющий теперь всю прелесть природе, в эту эпоху не мог обнаруживаться“. 932 Моисей, передавая o рыбах, упоминает точно лишь о творении великих китообразных животных. Палеонтология обозначает морских животных в формациях самых древних: зоофитов, моллюсков и раковидных животных в силлурийской формации, многочисленных рыб в формации девонской; но евреи не знали их, и Моисей ничего не говорит о творении их. 933 Pfaff, Shöpfungsgeschichte, стр. 745. – Ученый Фай (Faye), в своей книге Sur l’origine du monde, in-8°, Paris, 1884, p. 192, утверждает, что „земля много древнее солнца. Если бы было иначе, говорит он, если бы, как хотел этого Лаплас, ее образование было гораздо позднее образования солнца, все изменилось в небесном аспекте: звезды всходили бы на западе и заходили на востоке, луна оживлялась бы попятным движением, как спутники Урана и Нептуна“. 934 Двойное увеличение естественной величины. Найден в смолистых сланцах окрестностей Аутуна, принадлежит Геологическому Музею Сада растений в Париже. 935 „Атмосфера, говорит de Lapparent, Traité de géologie, 1893, p. 1595, очищалась вследствие уже самого факта этой (каменноугольной) растительности и ее скрытия в земле на краю континентов, очертание которых еще неясно было определено. Появились земные животные, в виде пресмыкающихся“. 936 См. рис. 56, Belemnites Didayanus (hastatus), из Орбиньи, из средней юрасовой формации, по образцу Музея естественной истории в Париже.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

930 Итак, что должно заключить из этого, как не то, что солнце не действовало тогда еще на нашем шаре? Неоспоримый факт, что растения, из которых происходит каменноугольная топь, принадлежат к видам, которые имеют нужду в тени и влажности. Каламиты, опыт восстановления а. Возобновление целого дерева. – b. Отломок ствола. – с. d. е. Ветви. – f. Плод. – g. Корень. Некоторые лягушкообразные гады начинают тогда появляться, каковы напр.: археозавр, дендрерпетон, лептерпетон, протритон петролей (рис. 50), сходные с нашей современной саламандрой. Находят также остатки лабиринтодонта, позвоночного животного, и 74 вида рыб. Но тогдашние амфибии малы и почти не поражают своей формой; это, однако, самые развитые существа палеолитического творения. 931 Даже более, они редки, в особенности сравнительно с великим развитием жизни, которое мы встретим вскоре. Моисей мог, следовательно, не принимать их в расчет и пройти молчанием; он упоминает в каждой эпохе лишь о классе существ, наиболее ее характеризующих. 932 Четвертый Моисеев день есть тот, в который Бог дополняет организацию нашей солнечной системы по соответствию с землей. Некоторые экзегеты думают, что солнце существовало уже в предшествующие эпохи, как светящееся тело, но что его лучи не достигали лишь до земли. Ничто в науке не препятствует тому, чтобы принять прямо и просто сказание Бытия. „Наше солнце есть настоящая неподвижная звезда, говорит Пфафф. 933 Следовательно, его обнаружение, как отдельной звезды, может совпадать с обнаружением других неподвижных звезд. 50. – Protriton petrolei 934 Астрономия не имеет ничего противопоставить этому утверждению... He может быть, следовательно, вопроса о противоречии между астрономией и Библией “. Эта эпоха, наименее древняя из палеозоического века, характеризуется очень заметным ослаблением растительной жизни. Новая флора явилась позднее в третичную эпоху и была результатом нового влияния солнца; но Моисей, который обозначил первое великое раскрытие растительной жизни, не возвращался к последовательным флорам: всюду он довольствовался обозначением самых поразительных черт каждого периода.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Лжедимитрий смотрит наглым плутом, который способен и обмануть, и ограбить. Не справедливо говорят, что Самозванец с полною доверенностью к подданным держал себя в Москве, не ограждаясь особыми мерами осторожности. Напротив, он сделал все возможное, что делают похитители престола для своей безопасности. При самом вступлении Самозванца в Москву более семидесяти семейств боярских было сослано в ссылку; 931 прежний патриарх Иов удален и замещен преданным Самозванцу греком Игнатием, без всякого совещания с духовенством. Масса говорит, что все прежние чиновники, дьяки, подьяки, конюшие, ключники, столники, повара и слуги удалены и замещены теми, кому царевич доверял. Правителей по всем областям, городам, и другим владениям сменили. 932 Придворные служители были назначены из поляков. Главой стрелецкого войска был преданный самозванцу Басманов, а подчиненные начальники и офицеры назначены по собственному выбору Самозванца. Начальником стрелецкого отряда, назначенного для охраны царя, поставлен был Микулин, —704— который готов быль по указанию Самозванца растерзать кого угодно. 933 Лжедимитрий оставил в Москве атамана Корелу с казаками; он мог служить и защищать его и вместе с тем служить шпионом и, кажется, иногда палачом. В новом дворце своем он устроил множество потаенных дверей и ходов, удвоил стражу дворцовую. Недоверяя русским, набрал из немцев 300 телохранителей, которые по очередно день и ночь охраняли его. Выезжал он в сопровождении конных телохранителей, имевших с собой, кроме холодного, оружия, заряженные пистолеты. 934 Авраамий Палицын пишет: «Кривоверия же рачитель расстрига, того же бояся, еже и над Борисовым родом содеяся, и во вхождении и исхождении дома царскаго и по граду всегда со многим воинством еждяше, спереди же и позади в бронях текуще с протазаны и алебарды, и со многими другими оружии, один же он токмо посреди сих; вельможи и бояре далече от него бяху – и бе страшно видети множество оружий блещащихся. Немец же и Литву хранители и стражи постави себе, и по всем крепостям царскаго дому». Вместе с тем в обширном виде развито было шпионство: доносы влекли за собою пытки и казни. У Лжедимитрия были везде шпионы, которые доносили о всяком неосторожном слове против него, как бы ничтожно оно не было. 935 Масса говорит: «Вообще доносили на многих людей. Некоторые большею частью монахи и духовные, хорошо знавшие государственные тайны, были невоздержны в речах, и те, на которых пало подозрение, или подвергались казни, или были удалены. Та же участь постигла многих простых людей и граждан московских. Обыкновенно ночью, тайно, пытали, убивали и казнили людей. На каждого, что-либо промолвившего на царя, доносили и обыкновенно лишали имущества и жизни». 936

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И, наоборот, в средине толпы мы можем найти пустыню для ума, ибо Бог рассеивает умственную толпу. Итак, место безразлично для добра и зла, и только Бог движет нашу колесницу, куда найдёт лучшим 919 . Итак, добродетель зависит от божественной благодати. Иногда эта благодать действует неожиданно и без всяких условий с нашей стороны. Без нашего труда и усилий Бог дарует начала Своей мудрости, и мы внезапно обретаем сокровище Совершенного блаженства 920 . Иногда же она требует некоторых условий с нашей стороны. Так, Бог даёт её смиренным и не превозносящимся 921 . Мы должны приготовить храм души изучением светских наук и добрыми делами, и тогда силы Божии сойдут с небес с законами и повелениями, чтобы освятить её 922 . Человек должен желать прекрасного, чтобы получить помощь Спасителя 923 , жаждать мудрости и умолять о ней 924 , одушевляться надеждой 925 . У стоиков добродетель с отрицательной стороны понималась как апатия. Аналогично этому и Платон видел её отрицательную сторону в отделении от чувственности. Филон переносит то и другое учение в свою этику, тем более что они получили уже объединение в его психологии. Души истинных философов видят смерть в телесной жизни и стремятся к жизни бестелесной и непреходящей вместе с Богом Нерождённым и Вечным 928 . Они ставят себе задачей отрешение от тела и его вожделений 929 , от чувственности, как источника обольстительных впечатлений 930 и, главное, седалища страстей 931 . Мудрец не удовлетворяется только ограничением страстей, а стремится к полному их искоренению, цель его не метриопатия, а полная апатия. Таков, например, Моисей – тип мудреца 932 . Страсти, под водительством похоти 933 , ведут войну против пяти наших чувств и усиливаются возбудить в душе чувственные влечения 934 : мудрец, противовоюя им, должен быть умеренным во всём, что через посредство внешних чувств может возбудить в душе страстные движения. Таков был Иаков, который, ложась спать, положил себе под голову камень ( Быт.28:2 ) и тем показал образец терпения и воздержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

Священник Мир всем. Диакон Со страхом Божиим 927 . Священник молится 928 : Святой, Всевышний, страшный, во святых почивающий Господи, освяти нас словом благодати Твоей и наитием Всесвятого Духа Твоего; ибо Ты сказал, Владыка: будьте святы, потому что Я свят ( 1Пет. 1, 16 ); Господи Боже наш, непостижимое Слово Божие, Отцу и Святому Духу единосущное, совечное и совластное, прими чистую песнь, вместе с Херувимами и Серафимами, и от меня, грешного и недостойного раба Твоего, из недостойных уст моих взывающую и говорящую 929 . Народ Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Священник гласно Святое святым. Народ Один Отец свят, один Сын свят, один Дух свят, в единство 930 Духа Святого. Аминь. Диакон О спасении и заступлении 931 . Священник, знаменуя народ, гласно Господь со всеми 932 . И преломляет 933 священник хлеб, и говорит: Хвалите Бога в... 934 И раздробляет священник (хлеб), говоря присутствующим: Господь благословит и поможет, великим... 935 И говорит священник: Повелите. Клир Дух Святой повелевает и освящает. Священник Вот освятилось и совершилось. Клир Один Отец свят, трижды. И говорит священник: Господь со всеми. Клир И с духом твоим. Священник говорит: Сам благословил 936 его. И причащается священник, молясь 937 : по человеколюбию. Иначе: Как лань желает к потокам воды ( Пс. 41, 2 ). И когда причащает клир, говорит: Тело святое. И над чашею говорит: Драгоценная Кровь Господа и Бога и Спасителя нашего. И по исполнении, говорит диакон: Встаньте на молитву. Священник Мир всем. Диакон Молитесь. Священник произносит молитву благодарения 938 : Благодарим Тебя, Владыка Господи Боже наш, за причащение святых, пречистых, бессмертных и небесных Твоих Таин, которые Ты даровал нам для облагодетельствования и освящения и спасения душ и тел наших, и молимся и просим Тебя, Человеколюбивый, Благий Господи, подай, чтобы приобщение святого Тела и драгоценной Крови Единородного Твоего Сына (было) нам в веру непостыдную, в любовь нелицемерную, в преумножение благочестия, в отгнание противника, в соблюдение заповедей Твоих, в напутствие к жизни вечной, в благоприятный ответ на Страшном Суде Христа Твоего, – гласно, – через Которого и с Которым Тебе слава и держава, со Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Роса Аермонская, как она падает на Ермоне (на Севере), т.е. сильная, обильная роса. На собирающихся на Сионе падает обильная благодатная роса. Яко тамо и проч. – основание, почему собрания на Сионе так благодетельны, потому что там обитает Бог, подающий благословение. 933 Некоторые толковники думают, что в ст.1–2 заключаются слова левитов сменяющим их на страже другим левитам и в ст.3 благожелание последних. Другие толковники слова первых двух стихов считают обращением к священникам входящих во двор храма богомольцев (в большие праздники целую ночь приносились жертвы от частных лиц), а слова стиха третьего – благожеланием богомольцам от священников. Воздежите – подымайте. 934 Возводя облаки и д., так как облака на далеком горизонте по-видимому появляются, восходят на концах земли; молнии в дождь, так как за молнией следует дождь. Сокровища – в них Бог сохраняет ветры как бы заключенными. 936 В евр. нет надписи; в слав, по переводу LXX надпись Давиду Иеремием. Сделавшие эту надпись имели в основании надписи предположение, что Давид, точно предвидя состояние пленников, написал этот псалом, а Иеремия, предсказавший плен, передал его пленникам для употребления. 937 Если бы ст.8 действительно предполагал разрушение Вавилона, тогда псалом мог быть написан не раньше шестого года Дария Истаспа, разрушившего и стены и ворота Вавилона, вскоре после чего он пал. 938 Реки Вавилона – Евфрат, Тигр, Ховар и Евлей; вследствие необходимости частых религиозных омовений, пленники охотнее всего могли селиться при реках; может быть, псалмопевец своим «сидением на реках» хотел изобразить Вавилон, как богатую водами страну, где везде вблизи есть реки. 939 Безразлично, разуметь ли действительное повешение струнных инструментов (органы) в Вавилонии (посреде его) на вербах, растущих у рек, или же понимать ст.2 в переносном смысле; на струнных инструментах аккомпанировали обыкновенно только радостным песням, а пленники могли петь только плачевные. – Яко представляет основание, ясно вытекающее только из ст.3 – 4 повешения органов; они, несмотря на требования, не могли и не хотели, в своем несчастном положении, петь никаких песней с музыкой. Вавилоняне не имели в виду посмеяться над поющими евреями, но желали, чтоб они бросили свою скорбь о Сионе и жили в Вавилоне как и в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

933 Вм. авт. человека – Мар. Зогр. Гал. в D и нек. и Ефр. 151: человек – Остр. Мст. Тип. Карп. Конст. Ал. свидетельство в Остр. вм. теп. И др: свидетельства. Карп. и Ал: да вы спасетеся. 934 А по происхождению оно принадлежит неизреченному внушению Божества или вышесловесному откровению. 936 Литература. В ряду различных вопросов, которыми занимаются ориенталисты, хеттеям и их верованиям доселе отведено очень мало внимания, и литература о хеттейской религии ограничивается только несколькими исследованиями и статьями. Дело в том, что хеттеи, памятники их письменности, скульптуры и зодчества стали предметом систематического исследования всего лишь с 70-х годов XIX столетия. Надписи их только теперь учёные начинают дешифрировать. Важнейшими источниками для суждения о хеттеях в настоящее время являются Библия, ассирийские и египетские памятники письменности, некоторые сообщения классических писателей – Геродота (в его истории) о Птерии (1, 199 и след.), Лукиана (в трактате о сирийской богине) о храме Мабога. Исследования W. Wrigt – The empire of the Hittites; Perrot et Chipiez Histoire de l " art dans l " antiquité; T. IV; E. de Rougé – Lecons professèes au Collège de France (Mélanges d’archéologie. T, II); Sayce – The Races of the old Testament, The Monuments of the Hittites, Sayce – Menant – Les Hétéens: Histoire d " un empire oublié (y Сейса много ещё работ о хеттеях): Vigoureux – Les Hèthèens de la Bible (В Rev. Quest. histor. T. XXXI). Имеются сведения о хеттеях и их религии в курсах Ленормана, Маснеро и др. На русском языке о религии хеттеев есть небольшая переводная статья Тайлера (у Тимирязева в его книге „Религиозные верования…). 940 Владыка 13 июля 1839 г. писал о. наместнику: «иеромонах Филарет отдал мне письмо чрез других, а он, говорят, болен» (письмо 231, стр. 325). 941 Владыка 22 марта 1940 г. писал о. Наместнику: «Вам покажется, может быть, что я много пишу по делу Ф. Мне думается, что я употребляю лекарство по болезни. Помыслы его больны грёзами о законе: не уврачуется ли хотя отчасти, когда покажут ему, что он не в законе ходит» (письмо 250, стр. 351).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

930 Туман и облака, коими обыкновенно покрыто испаряющееся море, представляются под образом одежды и пелены, которою обвиваются малые дети. Прорывающийся из матернего чрева океан, коего ярость угрожает всем творениям смертью и погибелью, держится силою Божьею, как бессильный младенец в пеленах. 931 Бог в точности определил, до какого предела должно простираться бушующее море, которое, кажется, грозит пожрать землю. Его всемогущая воля поставила ему врата и законы, которых оно не может перейти. 933 Повелевал ли ты наступающему дню согнать злодеев и воров в их вертепы? Земля, на которой злодеи отправляют ночью своё ремесло, представляется под образом полотна, коего края обхватывает утренняя заря, чтобы стряхнуть с него хищников. 934 При наступлении дня открываются красоты земли; она как будто изменяется после ночного мрака и становится разнообразною, как одежда разноцветная. 935 При восходе солнца у злодеев отъемлется свет их. Их день, т. е. ночь, удобная для прелюбодеяния, убийства и воровства, проходит. 937 Если по 16-му стиху ни один живущий человек не может ходить по дну моря; то тем менее может он простирать свой взор в царство мёртвых. 938 Широта земного шара ныне сделалась приблизительно известною посредством вычислений астрономов, но не посредством ближайших геометрических измерений. 939 Знаешь ли ты путь к той области, где живут свет и мрак? Можешь ли ускорить, или остановить восход солнца? Можешь ли произвести то, чтобы ночь началась раньше, пли позже? 940 Без сомнения ты достиг пределов царства, где живёт свет и тьма, и нашёл их дом? Иов изобличается в неведении. 941 Ты уже родился тогда, когда был создан свет и тьма; ты старше их! Опять изобличение в неведении тайн видимой природы. 942 Видел ли ты хранилища, из коих исходят снег и град? Пары, носящиеся в воздухе, при различных обстоятельствах, становятся дождём, снегом или градом. Это представляется в живописном виде, так как будто бы было сокровенное хранилище снега и града, из которого Господь Бог берёт часть, когда хочет излить дождь, или сыпать снег.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010