Сами «душа и плоть, как твари Божии, добры; но вследствие падения стали седалищем всего недоброго. Вселилась в них самость со страстями, и все их силы и потребности обращает на самоугодие. И образовался тут среди естества особый некий корпус самостный, страстный, самоугодливый». 932 Именно в этом корпусе и не живет доброе: там живет грех – тот самый господин, которому продано в рабство все человечество. Что это за личность? Это – «лицо, душу которого составляет сластолюбивое самоугодие, а тело – все страсти, со всеми привычками, питающими их; душа же и тело со своими силами и отправлениями суть только орудия его». 933 Таким образом, ветхий человек составляется из самости со страстями, которые действуют беспорядочно и бесцеремонно. Это некая бурливая область, где беспорядочно мятутся мысли, желания и чувства, которую святые Отцы помещают между душой и телом, показывая этим, что страсти не принадлежат естеству человеческому, что они есть нечто случайное, прившедшее в естество человеческое и расстраивающее его. 934 Само слово «страсть» несет в себе идею страдательности и в смысле рабства, на которое человек соизволяет добровольно по причине обещаемого удовольствия, 935 и в смысле разрушения, что является уже следствием греховного услаждения. По причине такого действия страсти, православная аскетика считает страстное состояние ненормальным, противоестественным, противоприродным. «Если бы это природно было нам, то не производило бы своим присутствием страдания и муки, какие мы от того испытываем. Что природно, то радость жизни составляет, а что противно природе, то ее томит и мучит. С другой стороны, если бы это природно было, то, когда бы кто явился свободным и чистым от того, уже он не был бы человеком. Но мы ведаем Человека, Который был совершенно чист от этого и все же был человек, – настоящий человек». 936 Богочеловек Иисус Христос был чужд всякого греха ( 1Ин. 3:5 ). Почему чужд? Почему грех не смог овладеть Им? И почему не нашлось и не находится ни одного человека, который бы избежал пленения грехом? В чем тут причина? Отцы Восточной Православной Церкви видят основную причину такого явления в способе зачатия человеческого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Ф Фата Фата – большой продолговатый шелковый плат, которым женщины покрывают голову и часть стана. В описях значатся фаты: золотныя и беззолотныя, бумажныя; фата цветная выбойка Турская; фата полосатая, разные шолки. «Фата мидкалинная» 927 . «Фата Кызылбашская цветная, травы золото с шолки розных цветов; мерою – длина 3 аршина 3 вершка, ширина 2 арш. без дву вершков; цена 6 руб.». «Фата байберековая лазорева с полосами, по краем каймы черлены; цена 3 руб.» 928 . Фатис Фатис – камень, употреблявшийся преимущественно на пуговицы. «Пугвицы камень фатис. – Пуговицы камень Фатис на золотных спнях» 929 . Ферези, Ферезь, Ферязи, Ферязь Ферези, Ферезь и Ферязи, Ферязь – верхняя одежда длиною почти до лодыжек, без перехвата и воротника, с длинными суживающимися к запястью рукавами; напереди застегивалась пуговицами (от 3 до 10) с длинными петлицами, или схватывалась завязками 930 . Ферези делались летние, холодные – на подкладке, а зимние, теплые – на меху. Были ферези и без рукавов; они зимою поддевались под кафтан: «под тот же становой кафтан поддевал государь ферези тафта червчета испод черева бельи, без рукав». – «Ферези безрукавные, отлас червчат, испод пупки собольи» 931 . В малых выходах государей ферези заменяли кафтан, на них прямо надевали опашень или однорядку. Ферези ездовые или ферезеи надевались на обыкновенные ферези или на чюгу 932 . У Бориса Федоровича ферези были из бархата, объяри, атласа, тафты, камки, зендени, дорог и сукна; на подкладке из тафты Виницейской и Шамской, с подпушкой из атласа или камки Бурской и одамашки, с круживом и образцами, с пуговицами и с плоскими завязками; а одни ферези без наряда 933 . У царя Алексея Михайловича ферезь из золотного бархата, с канительным серебряным круживом по золотной объяри 934 . У царя Федора Алексеевича ферези были: холодные – золотные из бархата, атласа, объяри и из сукна, с круживом; на объяринной, зарбафной, камчатной и дорогильной подкладке; теплые – из бархата и объяри, с круживом, с собольими исподами, ожерельями и выпушками; некоторые без ожерельев 935 . Женские ферези носились под летником (?), на них надевалась шуба или другое длинное и широкое платье с застежками или пуговицами 936 . У Турок есть мужская и женская одежда, называемая

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

I. Из преступлений против веры и нравственности одним только церковным наказаниям подлежат некоторые виды уклонения от постановлений церкви (ст. 207 и 208 Улож. о нак.), вероотступничество 1345 (ст. 185–187), лжеприсяга, если учинивший ее не был подвергнут уголовному наказанию (ст. 240), конкубинат (ст. 994 ч. 1), прелюбодеяние (ст. 1585), кровосмешение в 4-й степени родства или второй степени свойства (ст. 1594, ч. 3). По прямому и точному смыслу 1001, 1002 и 1004 ст. Уст. Угол. Суд., суду церковной власти подлежат также и те преступления против веры, а равно и против нравственности, о которых не упоминает Улож. о нак. Это видно из объяснения к ст. 1001, данного редакторами Устава уголовного судопроизводства. «На основании Свода 1857 года, читаем мы здесь, духовному суду подлежат не только такия преступления и проступки, за которые полагается церковное покаяние или отсылка виновных к духовному суду, но и такие, за которые виновные подвергаются разного рода церковным запрещениям и наказаниям, присуждаемым собственно на основании церковных правил (лишению приобщения Св. Таин, лишению всякого общения церкви и др.); поэтому признано необходимым для удержания сего порядка в точности, пояснить в ст. 1001, что постановления настоящей главы относятся лишь к тем преступлениям против веры и другим, соединенным с нарушением церковных правил, которые подлежат ведомству светского суда» 1346 . Такому пониманию не противоречит неопределенное выражение Устава Дух. Консисторий, что епархіальному суду подлежать и миряне «по проступкам и преступлениям, подвергающим виновного церковной епитимии» 1347 . Это понимание допускается и учеными юристами 1348 . Таким образом, в принципе юрисдикции церковного суда подлежать все те преступления против веры и нравственности, которые не наказуемы по Уложению, или за которые в Уложении положено одно лишь церковное наказание. II. В тех случаях, когда виновный, кроме уголовного наказания, подлежит еще и церковному, возникает двоякая подсудность. По Уложению наказ, она имеет место при деяниях, предусматриваемых статьями 192, 217, 933, 934, 935, 995, 997, 1554, 1555, 1559, 1560, 1564, 1582, 1586, 1593, 1594 и 1595 Уложения о наказаниях. При этом дело решается, по 1003 ст. Уст. суд., уголовным, а не церковным судомъ; приговор уголовного суда сообщается духовному начальству для предания осужденного церковному покаянию. Освобождаются от этого добавочного наказания только осужденные к ссылке в каторжную работу (примеч. к ст. 1003 Уст. угол. суд. 1349 ), и раскольники (ст. 1585 – Улож. о нак.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

В том же архиве имеется прошение схимонаха Илариона настоятелю Зосимовой пустыни архимандриту Герману, датированное 20-м мая 1911 года, с просьбой «походатайствовать пред Начальством – духовным и светским о кровных нуждах Кавказских пустынножителей» 932 . Согласно этому прошению, главной необходимостью для кавказских пустынников является земля, которую, «по невозможности купить в казне, нужно арендовать» 933 . Свое обращение к архимандриту Герману схимонах Иларион мотивирует следующим образом: Сами по себе, яко отребие мира, мы отнюдь не можем явить себя и дело свое высоким (по положению) в Правительстве лицам, как люди бесправные и, – что всего хуже, – почти ото всех презираемые, по ложному понятию о нас, что будто бы, не хотя трудиться в монастырях, ушли жить в пустынные горы. И вот, мы – все пустынники – не переставая молиться ко всещедрому Господу Богу и всенепорочной Богоматери, о достодолжном устроении своей, в горах Кавказа жизни, возымели смелость обратиться к Вам, как к своему истинному отцу, в опытах жизни и в любвеобильном сердце вполне знающему все наше крайнее положение... Помогите нам – чем и как для Вас возможно. Многие души, родные Вам, по сердечным склонностям, истомленные давлением невыносимых и неотразимых трудностей, просят о сем со слезами. Мощным своим ходатайством отворите двери в сокровенную жизнь духа Засветите, в пустынных горах Кавказа, угасший свет древнего подвижничества, когда внутреннее делание Иисусовой молитвы было истинною державою монашеской жизни. Утвердите – твердо и незыблемо – престол священного безмолвия внутренней жизни, имеющий изливать свои благодатные лучи на избранных Божиих, ищущих обновления жизни. Ревнители, от непомерных препон, слабеют, и истинно духовная (внутренняя) жизнь, пришедши во всеконечное забвение, почти не стала быть слышима нигде. Царство света подавляется, царство тьмы расширяется 934 . Письмо это было передано настоятелю Зосимовой пустыни через священника Хрисанфа Григоровича и схимонаха Илариона-младшего 935 . Однако и это прошение, очевидно, было оставлено без последствий. Во всяком случае, до последних дней своей жизни схимонах Иларион и его сподвижники оставались на полулегальном положении и испытывали давление как со стороны светских, так и со стороны духовных властей 936 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Этот тип изображения на саркофагах проходит во многих других памятниках древней скульптуры. Таков он на золотой таблетке (V-VI вв.) оттоманского музея в Константинополе, и на эчмиадзинском переплете та же композиция, те же костюмы волхвов. На дверях церкви Сабины в Риме Богоматерь сидит на возвышении, вроде солеи, с шестью ступеньками, с Младенцем на руках. Перед Ним волхвы в туниках и фригийских шапках 923 . Автор специального рассуждения об этом памятнике называет его иконографическим дополнением саркофагов 924 , тесно связанным с ними характером стиля и композиций. Предания античного и древнехристианского искусства проходят в скульптуре вообще дальше, чем в мозаике и миниатюре; в частности, то же явление замечается и в изображениях поклонения волхвов на памятниках скульптуры, каковы: солунский амвон 925 , бляшка ватиканской библиотеки 926 (Иисус Христос и Богоматерь – без нимбов; Младенец – обнаженный, как в одной фреске из катакомб Каллиста 927 ), ларец флорентинский 928 (в левой руке Иисуса Христа четырехконечный крест), ларец, бывший на Парижской выставке 1867 г. 929 , ларец из собрания Солтыкова 930 , оклад миланского Евангелия (см. рис. 28), бронзовые медали – ватиканская 931 (над главой Иисуса Христа четырехконечный крест) и Пасквалини 932 , плита латеранского музея 933 , ларец венецианский XI в. (из Константинополя) 934 . В сходных чертах поклонение волхвов представлено было на кафедре Максимиана (волхвы коленопреклоненные), как это видно из описания Тромбелли 935 , на престоле Раткиса в Чивидале (три молодых волхва, три звезды, летящий ангел – путеводитель волхвов, за Богоматерью – женщина-служанка 936 , в скульптуре венецианского собора Св. Марка 937 ; на фляжках для иерусалимского елея в Монце (+ υλογα Κυρου τν γων Χριστο τπων) 938 : в центре Богоматерь с Предвечным Младенцем – Еммануилом ( μμανυηλ μεθ’ μν); по левую сторону – волхвы с ангелом, по правую – пастыри с ангелом; вверху над Богоматерью – лучезарная звезда, внизу – стадо. Общее расположение частей изображения, нимбы Еммануила (крестообразный) и Богоматери, присутствие ангелов отличают это изображение от катакомбного и ставят его в ряд памятников византийских. Перейдем к памятникам живописи, в ряду которых первое место принадлежит мозаикам Марии Великой (рис. 61).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Таковы слова апостола: «подобает тленному сему облещися в нетление», в которых бл. Феодорит 933 видел указание апостола как бы перстом на учение о воскресении не другого какого-либо тела, а того же самого смертного тела, которое подвержено закону тления. То же учение имеется ввиду у апостола, когда он тело, имеющее преобразиться, называет «телом смирения нашего» 934 , признаёт в настоящих, хотя мертвенных, телах верующих присутствие Духа Святого 935 как внутренний, несомненный залог их воскресения; из мысли о воскресении тела 936 выводит правило не употреблять тела на нечистые, плотские и беззаконные действия, чего ни сделал бы, если бы будущее тело не было то же, которое носим в земной своей жизни. Но понятие тожества нашего тела не исключает понятия его изменения. Так, если о нашем физиологическом теле утверждают, что оно в продолжение известного количества лет делается совершенно новым, оставаясь тем не менее нашим собственным телом, то тем более это можно и должно сказать о теле нашем по воскресению. Изменение с нашим телом произойдёт моментально при самом акте нашего воскресения; намёк на это видят 937 в изречении Господа о телах воскресших: «в воскресении они, как ангелы Божии». Указание на отличие воскресшего нашего тела от настоящего, земного тела при основном тожестве обоих, находится уже в том сравнении тела, имеющего воскреснуть, с истлевающим в земле семенем, которое апостол предложил коринфянам для изъяснения образа воскресения. Как растение по своему внутреннему строению и внешней форме отличается от своего зерна, сеющегося в землю, так и тело воскресшее по своим качествам будет отличаться от тела земного и погребённого. Отличие это, не без отношения к сравнению апостольскому, обстоятельно, хотя и сжато, охарактеризовал св. Григорий Нисский в известном своём слове «о душе и воскресении». «Как пшеничное зерно по разложении своём в земной глыбе, оставив количественную малость и в качестве наружного вида отличительное свойство своё, не утратило само себя, но само в себе пребывая, делается колосом, весьма много отличаясь от себя самого величиной, красотой, разнообразием и наружностью; таким же образом естество человеческое, оставив в смерти все свои отличительные свойства, какие приобрело страстным расположением, разумею бесчестие, тление, немощь, разности возраста, не утратило себя самого; но, как бы в колос какой, пременяется в нетление, славу, честь, силу, совершенство во всём, и жизнь его не естественными управляется уже свойствами, но переходит в некое духовное и бесстрастное состояние 938 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Подобную же и столь же малоудачную попытку – если не совсем сгладить, то хотя по крайности ослабить, насколько это возможно, связь переписи Луки с Квириниевой – Schürer видит у Gumpach’a 926 , Lichtenstein’a 927 , Kohler’a 928 , Steinmeyer’a 929 , Hoffmann’a 930 , толкующих выражение Евангелиста γνετο в смысле окончательного завершения или приведения ее в исполнение ко времени Квириния. 931 И надо заметить, что опровержения Schürer’a в данном случае страдают в свою очередь наибольшею слабостью и малоубедительностью, и едва ли даже можно вообще счесть каким-либо опровержением его ссылку на путешествие Иосифа в Вифлеем, которое скорее всего ближе к началу, а не к окончанию переписи, как думает он. Столь же поверхностно критикуется им известное место Тертуллиана 932 , по мнению которого к переписи привязано Лукой имя Квириния вследствие того, что, начавшись при С. Сатурнике (9–6 до Хр.) и продолженная Кв. Варом (6–4) – эта перепись закончена была при Квиринии, в первое его наместничество после Бара, так как назначение его на это наместничество в 6 г. по Хр. было уже вторым (см. Schür. 261). Не мешало бы удалить побольше внимания столь древнему и далеко не бескомпетентному свидетельству, от которого Schürer изловчается увильнуть почти только повторением Zumpm’obckoro 933 афоризма, что отцы церкви «вообще при изучении Евангельских повествований обходились без всякого исторического смысла». Дальнейшим и весьма основательным развитием или применением Тертуллиановской даты было предположение Sanclemente 934 , принимаемое Gerlach’oм 935 и Quandm’oм 936 , по которому Квириний действительно мог быть послан в качестве чрезвычайного уполномоченного legatus ad census accipiendos в Сирию, хотя бы и при Квинктилии Варе (6–4), и, в силу этого полномочия, произвести перепись, примеры каковых полномочий, помимо наместника, знает и Schürer. 937 Выражение Евангелиста γεμονεοντος τς Συρας Κυρηνου в зтом случае вовсе не представляет какого-либо неумолимого препятствия к допущению предположения Sanclemente, и в крайнем случае это выражение может быть сочтено неточностью, тем более возможной, что перерыв между указанным полномочием и определением Квириния на Сирийское наместничество (второй раз) измеряется столь ничтожной цифрой не свыше 5 лет. Наконец, нельзя не упомянуть весьма остроумной и не столь фантастичной догадки Aberle 938 , что в последнее время Ирода в действительности Сирийским наместником мог быть именно Квириний; Квинктилий же Вар только временным его заместителем, пока Квириний по вызову Кесаря ездил в Рим. От этого-то одновременного существования двух наместников – одного de jure (Квириний) и другого de facto (Квинктилий) и могло произойти то, что в одно и то же время одного называет Лука, и другого Иосиф.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Но благотворитель уверен, по крайней мере, что колокольня останется цела. В Петербурге Троицкой лавре между прочим принадлежит земля на бойком месте, около Чернышева моста. Слышали мы, что там лавра возводит теперь огромное здание. 932 А в прежнее время слыхали мы, митрополит Филарет решительно отказывал в благословении на подобное сооружение, несмотря на предвидимый значительный доход; «отнимут!» Это опасливое предвидение нельзя было обвинять в неосновательности, после красноречивых опытов не только старины, но и новейших времен. Дом на Невском проспекте, в том же Петербурге, принадлежащий Духовно-учебному ведомству 933 и приобретенный на духовно-учебные капиталы, без разговоров был замещен, да и теперь замещается квартирами чиновников: а вероятно, на его доходы могла бы существовать добрая семинария! Доход с имуществ здешней Певчей, 934 доход с Синодальной типографии идут ли в назначение, сообразное с волями первоначальных учредителей? Указываем примеры, которые сейчас на виду, не трогая других». 935 Член Совета Веселаго находит изложенную мысль о произвольном отчуждении монастырских имуществ в казну резкою и особенно неуместною в такой дешевой и общедоступной газете, как «Современные известия». Но относя настоящую статью лишь к бестактности редакции, член Совета не находит нужнымпредложить какую-либо за оную меру взыскания и потому полагал бы записать об ней в журнал и иметь в виду для определения направления издания. Совет, соглашаясь с таковым мнением действительного статского советника Веселаго, полагает: исполнить согласно его заключению. Печатается впервые по автографу: РГИА. Ф. 776. Оп. 2. 9. Л. 711–714. 2. А. Н. Юферов Опыт краткой исторической оценки направления повременных изданий (1871) (Фрагмент) «Современные известия» выходят в Москве без предварительной цензуры с 26 октября 1867 года, под редакциею бывшего цензора Гилярова Платонова. Направление этого издания в политическом смысле благонамеренное и патриотическое, – убеждения газеты честные и независимые, но тон грубый и способ выражений до крайности резкий и оскорбительный.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Однако к нему такого наименования не прилагается. Пресвитером при Пофине называют Иринея также Евсевий, 929 как мы видели, и повторяющий последнего Иероним. 930 Когда и кем был возведен в этот сан св. отец, неизвестно. Массюет приписывает посвящение его Пофину. 931 Однако, выставляя такое предположение, он основывается всецело на свидетельствах Евсевия и Иеронима. Но состоять пресвитером при ком-либо не значит еще быть поставленным им именно в этот сан. И при данных Евсевия и Иеронима вопрос о пресвитерстве Иринея остается открытым. Может быть, действительно, Пофин поставил его; но не исключена возможность посвящения св. отца в этот сан Поликарпом Смирнским или еще каким-либо епископом на родине. Последнее, по нашему мнению, даже вероятнее. Ведь Ириней отправлялся в Галлию главным образом в качестве миссионера и распространителя христианства среди кельтов. И, конечно, в священном сане ему удобнее было выполнять свое предназначение: он мог сразу же закрепить плоды своей проповеди крещением новообращенных, сообщением им благодати в таинстве причащения и т. п. Что касается деятельности св. отца за этот период, то краткие и, в сущности, очень мало говорящие указания на нее можно находить лишь в приведенном нами отрывке из письма лионских мучеников. Последние констатируют, что жизнь Иринея вполне соответствовала тем обязанностям и идеалу, какие предъявлялись к пресвитеру Церкви. 932 В чем именно проявлялось это соответствие, здесь, однако, не говорится. В творениях св. Игнатия Богоносца пресвитеры выступают в качестве совершителей таинств, помогая епископу. 933 А Поликарп Смирнский в Послании к Филиппийцам пишет: «Пресвитеры должны быть благосердны, милостивы ко всем, обращать заблуждающих, посещать всякого немощного, не пренебрегать вдов или нищего, всегда стараться о добром пред Богом и людьми ( Рим. 12,17 ), воздерживаться от всякого гнева и лицемерия, несправедливости в суде, удаляться от всякого сребролюбия, не быть легковерными к наговорам кого-либо, жестокими на суде». 934 Судя по этой выдержке, на обязанности пресвитеров во II в. лежало также отправление суда над христианами и, по-видимому, посещение их жилищ и дело благотворительности. 935

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

3 и 4) О штрафных деньгах и судебных пошлинах особо говорить не будем, ибо о количестве их мы не встретили в архивах документальных данных. Главнейшим источником содержания архиерейских кафедр являлись все-таки населенные имения, принадлежавшие им самим и приписным к архиерейским домам монастырям. Однако, не все архиерейские дома владели имениями и далеко не в одинаковом размере, как, равным образом, только к некоторым из них были приписаны монастыри. Если неравномерность архиерейских домов была значительна, хотя и неизбежна в зависимости от числа церквей и получавшейся с них дани, а также венечных и др. пошлин, то неравномерность доходов с недвижимых имений была еще более ощутительна. Со времени определения некоторых архиерейских домов Монастырским Приказом все их частные доходы и вотчинные оброки стали поступать в Приказ, выдававший им определенное жалованье, или они сами оставляли у себя определенную Приказом сумму. В неопределенных домах доходы расходовались под контролем Приказа. В последующее время, при открытии новых епархий, постоянно указывалось, из каких источников должны быть почерпнуты средства для содержания епархиальных домов. Таким образом в содержании их не было единства и равномерности, о чем можно судить по прилагаемой таблице. Она составлена главным образом по Ведомостям Счетной Экспедиции Коллегии Экономии 1739–1741 г. 932 . Внести порядок могли, конечно, только штаты, вопрос о которых был поднят еще в 1723 г. 933 . Однако, составлен и введен в действие до 1764 г. был только штат Новгородского архиерейского дома при следующих обстоятельствах. 7 сентября 1736 г. умер Феофан Прокопович , архиепископ Новгородский, и вместе с поручением епархиального управления консистории, велено было описывать все его, как личное, так и домовое имущество 934 . А 22 октября 1736 г. был дан Сенату Именной Высочайший указ, объявленный из Кабинета только 5 декабря о том, чтобы все доходы Новгородского архиерейского дома росписать по примеру других епархий, и все деревни, пожалованные или поступившие каким-либо иным способом в личное владение Феофана, отписать на имя Ея Императорского Величества и из них ингерманландскую приписать ко дворцу, а прочие отдать в прежние их места. Пока же собирать в Коллегию Экономии все доходы, из которых и выдавать Новгородскому дому необходимое на церковные потребы и проч. содержание по примеру других епархий 935 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010