Американская Медицинская Ассоциация резко упрекнула ТМ в обмане: «Расследование применяемых движением методов раскрывает большое многообразие форм дезинформации, обмана и манипуляций ложью и научными фактами» и назвала ее «последним изобретением Махариши в деле обмана огромного числа людей, занимающихся ТМ» 942 . Журнал американской медицинской ассоциации после позитивного отзыва на медитативные техники Махариши в майском номере за 1991 г. писал, что «был введен в заблуждение последователями индуистского гуру Махариши Махеш Йоги», что в ранее опубликованной статье содержались необоснованные утверждения и недостоверная информация 943 . Некоторые эксперты прямо утверждают о вреде для человеческого здоровья медитативных практик ТМ: «Энтузиасты ТМ, считающие медитацию универсальной панацеей, не замечают того, что медитация представляет значительную опасность для еще незрелых людей» 944 . 932 О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций: Аналитический вестник/Федеральное собрание – Парламент Российской Федерации: Аналитическое управление. Серия: «Оборона и безопасность – 8».– Выпуск 28.– М., 1996. 933 Вербальная нота Посольства Федеративной Республики Германии от 22 ноября 1995 г.//Миссионерское обозрение.– 1996.– С.8. 934 Информационный материал «К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим» (1996 г.)/Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации//Служба религиозной информации «Метафразис». Спецвыпуск к Первому съезду епархиальных миссионеров, ноябрь 1996 г.– С.5–12. 935 Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект.– М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996.– 83 с. Читать далее Источник: Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера : Справочник. - Изд. 2-е. - Белгород : Православ. миссионер. фонд Русской Православной Церкви, 1997. - 459 с. (Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Информационно-аналитический вестник 1). ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

Зная об этом, оставь печаль и усиленно молись обо мне, смиренном, как и я [молюсь] о тебе. 310. К чадам Еводию и Иоанну 933 Ваше обращение обрадовало меня. Соединенные [вместе], вы оба выразили то, что показывает и ваше здоровье, отмечает, что вы укрываетесь, выражает вашу любовь к нам, грешным, выясняет и вашу готовность к исповедничеству, подобно братьям, а вообще заявляет, что вы ученики Христовы. Слушая об этом, могли ли мы не радоваться и не торжествовать? Но Тот, Кто обнимает вас покровом человеколюбивого Своего Промысла, и на будущее время пусть о вас заботится, питает, руководит вас, как изволит, на свободе ли или захваченными от гонителей. Но бойтесь, если случится второе, ибо Кто попустит ваше взятие, Тот даст [нам] силу перенести за Него подвиги. А обо мне, смиренном, не переставайте творить молитву спасения. По вашей просьбе я написал вам обоим. Спасайтесь, многовозлюбленные братья. 311. К чаду Анатолию 934 Замедление твоего ответа, чадо священное, навело меня на печальные мысли, так как и твой перевод, и это освобождение, насколько можно понять из [обстоятельств] того и другого, есть падение. Как [иначе] это (454) могло бы произойти, ибо неестественно, чтобы ктонибудь в это гонение был отпущен и мог идти куда угодно? Это немало тревожило меня. Но узнав истину из твоего письма, я, смиренный, получил облегчение, возликовал и прославил моего Бога. И Господь Бог мой Своим Промышлением да сохранит тебя далеким от падения, чуждым еретическому общению. Будь осторожен в выборе места и образа жизни. Следующим письмом сообщи подробнее о способе своего освобождения и спасения честной своей души. Старайся и стремись приблизиться к Богу посредством удаления от страстей. Ведь смерть близка. Вот, чадо, преставился и честной мой восприемник 935 , блаженно скончавшись в исповедании Христовом. Этот человек был изгнан в состоянии тяжелой болезни и не был уловлен нечестивыми. Что же мы скажем? Не будем ли тверды сердцем? Не изощримся ли страхом и любовью к Богу перенести всё по примеру наших братьев? Да, умоляю, сын мой возлюбленный, моя слава и гордость, не станем прельщаться видимым, ибо оно преходяще, но будем держаться небесного, ибо это вечно (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Круг зрения антиохийского епископа простирался до Месопотамии и Персии, до Армении и Грузии и епископ ее должен был заботиться о миссии и укреплении христианства в этих странах 930 . Действительно данные из истории армянской церкви дают право предполагать, что христианство явилось в Великую Армению около этого времени и именно из Сирии 931 . Весьма вовможно, что и в Персии христианство распространилось около этого же времени, причем пропаганда шла из Антиохии. Эта просветительная деятельность окружила светлым ореолом антиохийскую кафедру и заставила чувствовать уважение к ее епископу. Еще больше пользы принесла последнему антиохийская школа, достигшая полного блеску как раз во второй половине III века, когда во главе этой школы стал знаменитый Лукиан, этот, по удачному выражению Гарнака, «признанный святой и не признанный учитель» 932 . Начало этой школы может быть отнесено к концу II века и, пожалуй, может быть даже усвоено антиохийскому епископу Феофилу 933 . Однако до половины III века, вплоть до выступления пресвитера Мальхиона, она мало себя проявляла. Только с появлеиием пресвитера Лукиана (†311 г.) и его ученого современника пресвитера Дорофея начинается полный разцвет школы и она путем научного экзегеза создает в богословии то направление, которое получило наименование антиохийского. Путем точного исследования источников христианского знания она победила ереси и дала в руки антиохийского епископа могучее орудие, заключавшееся в научно разработанном богословии. Стоя на почве последнтго антиохийский епископ смело мог высказывать свое мнение и его голос, научно обоснованный, авторитетно звучал во всей церкви. Все это вместе взятое в связи с апостольским происхождением и могуществом антиохийской общины выдвинули епископа ее на первое место между епископами Сирии и Малой Азии. Это ясно обнаружилось на двух соборах начала IV века, именно анкирском 934 и неокесарийском 935 , на которых председательство принадлежало антиохийскому епископу Виталию. Так Антиохия явилась третьим центром всего христианства, а епископу ее стадо принадлежать третье по чести место во всей церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

И действительно, Странникам тогда хорошо жилось около Ярославля. Общая молва настойчиво утверждала о существовании здесь какой-то новой, еще небывалой, секты, таинственная особенность раскола в селе Сопелках и его окрестностях, по отзыву современников-старожилов, сильно интересовала даже простой народ, тем не менее секта продолжала существовать и развиваться, по выражению самих Странников „под скрытием“. Духовенство по своим соображениям, губернская власть по своим – не заботились расследованием, что это за „христиане“, как обыкновенно называли и называют себя сами Странники. После распоряжений высшего начальства в 1841 году об употреблении всевозможных мер к обращению раскольников 930 , священник 931 имел свои расчеты умалчивать —451— о совращающихся раскольниках, чтобы не попасть в разряд слабых и неспособных 932 , да ему было и невыгодно отказаться от той „духовной подати“, которая по нескольким впоследствии показаниям подсудимых-сектаторов шла ему за то, чтобы не бывших у исповеди он показывал бывшими и дозволял сектаторам погребать своих единоверцев по Странническим обрядам 933 . А многие священники откровенно объясняли, что боятся обнаруживать раскольников, опасаясь за свою жизнь 934 , так что, смотря по обстоятельствам, многие приходские священники в своих отчетах ежегодно уменьшали число раскольников по собственному произволу 935 . А бывали и такие случаи, что один взгляд приезжего чиновника на кресты и иконы возбуждал в некоторых местах духовенство тотчас посылать нарочного с извещением, чтобы прихожане были осторожнее, и вследствие этого в весьма многих местах были находимы совершенно пустыми образные полки, или наглухо забитые и завешанные иконы 936 . Губернские власти смотрели на это дело еще более сквозь пальцы. Не говоря уже о том, что во имя взгляда на дело —452— раскола, как на заблуждение в вере и потому более всего относящееся к духовным увещаниям и убеждениям, она покоилась на этом доводе 937 , не говоря затем о трудностях в то время надзора в уездах вследствие мало численности членов полицаи и естественных условий местности, особенно в Романовском и Пошехонском уездах 938 , – в силу чего трудно было следить особенно за тем, что делалось тайно, – было не мало и таких вещей, которые явно свидетельствовали о злоупотреблении и делали то, что, не смотря на прогрессивно увеличивавшееся количество сектаторов близь Ярославля, последним, по выражению уже приведенному нам из Страннической рукописи, „было благоутишно и к житию свободно“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3 и 4) О штрафных деньгах и судебных пошлинах особо говорить не будем, ибо о количестве их мы не встретили в архивах документальных данных. Главнейшим источником содержания архиерейских кафедр являлись все-таки населенные имения, принадлежавшие им самим и приписным к архиерейским домам монастырям. Однако, не все архиерейские дома владели имениями и далеко не в одинаковом размере, как, равным образом, только к некоторым из них были приписаны монастыри. Если неравномерность архиерейских домов была значительна, хотя и неизбежна в зависимости от числа церквей и получавшейся с них дани, а также венечных и др. пошлин, то неравномерность доходов с недвижимых имений была еще более ощутительна. Со времени определения некоторых архиерейских домов Монастырским Приказом все их частные доходы и вотчинные оброки стали поступать в Приказ, выдававший им определенное жалованье, или они сами оставляли у себя определенную Приказом сумму. В неопределенных домах доходы расходовались под контролем Приказа. В последующее время, при открытии новых епархий, постоянно указывалось, из каких источников должны быть почерпнуты средства для содержания епархиальных домов. Таким образом в содержании их не было единства и равномерности, о чем можно судить по прилагаемой таблице. Она составлена главным образом по Ведомостям Счетной Экспедиции Коллегии Экономии 1739–1741 г. 932 . Внести порядок могли, конечно, только штаты, вопрос о которых был поднят еще в 1723 г. 933 . Однако, составлен и введен в действие до 1764 г. был только штат Новгородского архиерейского дома при следующих обстоятельствах. 7 сентября 1736 г. умер Феофан Прокопович , архиепископ Новгородский, и вместе с поручением епархиального управления консистории, велено было описывать все его, как личное, так и домовое имущество 934 . А 22 октября 1736 г. был дан Сенату Именной Высочайший указ, объявленный из Кабинета только 5 декабря о том, чтобы все доходы Новгородского архиерейского дома росписать по примеру других епархий, и все деревни, пожалованные или поступившие каким-либо иным способом в личное владение Феофана, отписать на имя Ея Императорского Величества и из них ингерманландскую приписать ко дворцу, а прочие отдать в прежние их места. Пока же собирать в Коллегию Экономии все доходы, из которых и выдавать Новгородскому дому необходимое на церковные потребы и проч. содержание по примеру других епархий 935 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

383–933): 1) о разных родах имуществ; 2) о существе и пространстве разных прав на имущества (сюда относятся: право собственности с его ограничениями, право отдельного владения, пользования и распоряжения; право собственности общей, право земской давности, право вознаграждения за незаконное владение, за отходящее владение (экспроприация), право судебной защиты, в 6 статьях, заключающих в себе общие положения). В этом же разделе помещены и правила о вознаграждении за вред от незаконных действий, возбуждающих личное обязательство и требование, и есть особая глава «о праве по обязательствам», содержащая в 6 статьях общие положения. 3) О порядке приобретения и укрепления прав (вообще), т.е. о личных и вещественных условиях приобретения, о порядке совершения, явки и составления актов и о вводе во владение. Третья книга (ст. 934–1527) заключает в себе постановления «о порядке приобретения и укрепления прав на имущества в особенности»; сюда отнесены отдельные основания (causae) вотчинных прав, именно: во-первых, способы дарственные или безвозмездные, как-то; пожалование, дарение, выдел, приданое и завещание; во-вторых, наследство и выкуп; в-третьих, способы обоюдного приобретения прав на имущество меною и куплею. Право залога отнесено к четвертой книге (об обязательствах по договорам), равно как и запродажа. При неопределительности системы, свод наш страдает еще и неопределительностью терминов, чему нельзя и удивляться, по относительной юности законодательства нашего и языка, не успевшего еще выработать свою терминологию для науки права, едва только зарождавшейся у нас при издании Свода Законов. Все это представляет значительные затруднения для систематического изложения наших гражданских законов, в котором поневоле приходится отступать от системы свода и приискивать для отдельных предметов наиболее удобное помещение. Особенно затруднительно определять значение законных терминов, когда положительный закон не представляет ясных для сего указаний. Например, слово владение употребляется у нас в самом пространном смысле, не только в обыкновенной речи, но и на языке официальных актов и даже в некоторых статьях Свода Законов.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

помещают в своем составе на тот же случай уже особые молебные пения. На случай моления о дожде в рукописных требниках встречаем следующие молитвы: а) «Владыко Господи Вседержителю, возводяй облаки от последних земли» 929 ; б) «Владыко Господи Боже наш ради, еже к Тебе рвения услышав Илию Фезвитянина» 930 ; в) «Владыко, Господи Боже наш, призывая воду морскую» 931 . Все эти молитвы происхождения греческого 932 , и некоторые из них вошли и в современный наш требник 933 . Положенное в некоторых рукописных 934 и во всех больших старопечатных требниках 935 , на случай моления о дожде, особое молебное пение состоит, главным образом, из канона. Пение этого канона, по рукописным требникам, предварялось чтением трех псалмов: 19, 146 и 142, а по старопечатным – одного последнего. К тропарям канона, по рукописным требникам, положено два припева: «Господи, услыши молитву раб Твоих, молящихся Тебе» и «Аз рех, Господи, помилуй мя и исцели душу мою», в печатных – указав лишь один первый припев. Древнерусского канона «в бездождие» (ирмос первой песни: гл. 8-й «Стрясшему в мори мучительство Фараоне...«; первый тропарь: «Неизреченными судьбами слово сый промыслом вся правящему Богу, поразившему и паки исцеляющему, припадаем смилитися на ны и отвратити от нас гнев бездождия, зовущих: Господи, помилуй нас») мы не находили ни в памятниках греческих, ни в югославянских. После канона, по старопечатным требникам, положена сугубая ектения, заключающая в себе одно прошение общее, о дожде и о ведре, и по одному прошению об этих явлениях природы в отдельности 936 . Конечным прошением этой ектении является почему-то прошение: «О верных, егда прельстятся идолопоклонством и паки обратятся» 937 . Мирской потребник 1639 г. уже опускает это последнее прошение: очевидно, издатели этого требника сочли его (прошение) излишним, не соответствующим потребностям времени. Старопечатные требники после указанного канона помещают уже отмеченные нами две молитвы о дожде: «Господи Вседержителю, возводяй облаки от последних» и «Владыко, Господи Боже наш, послушавый рвения ради Илию».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Если же он скажет, что единение произошло из ипостасей или лиц, и [тем самым] будет доказано, что он, вслед за Евионом 931 , Павлом Самосатским 932 и Несторием, мыслит о разделении и утверждает энергию по благодати 933 , как у пророка Слова, то и тогда ложь послужит ему готовым защитником и он объявит, что сказал «ипостаси» вместо «природы» 934 . Если же он, по причине выражения «простое различие» 935 , будет справедливо обвинен в том, что проповедует исчезновение соединенных вещей [после соединения], тогда он в свое оправдание прибегнет к тому, что это различие – будто бы «по природному качеству» 936 ; он скажет, что различие во Христе после единения – это [различие] природных качеств, а не природ или сущностей 937 ; [таким образом], с помощью понятия, упраздняющего слияние, то есть [понятия] «различие», этот коварный мудрователь еще более усугубляет слияние, представляя так, будто одна противоположность есть не упразднение другой ([как это следовало бы] по закону природы), а подтверждение 938 , что противоречит установлению и закону природы. В отношении различия он, чтобы ввести в заблуждение слушающих, занимает такую же позицию, какую, как известно, занимал Несторий в отношении единения 939 . Ведь как [Несторий], говоря о единении по одному только простому наименованию 940 , вводил разделение по энергии 941 – так и Севир, исповедуя простое различие после единения, по примышлению полагает существование различающихся [частей 942 ], но по энергии при этом утверждает их слияние 943 . Если бы Несторий не мыслил единение как простое [имя 944 ], то он сказал бы, что из единения природ совершилась единая сложная ипостась Христа. Также и Севир, если бы не возвещал простое различие, то не отказывался бы признать во Христе после единения нерассекаемое и неразделимое количество 945 , ибо он знал, что вместе со всяким различием неизменно вводится и количество, а со всяким количеством сопряжено выражающее его число 946 . Ибо невозможно, чтобы существовало различие без количества, или чтобы было распознано [какое-либо] количество без выражающего его числа.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

9 января 1982 г. исполняется столетие со дня рождения «умнейшего человека России» XX века (по выражению В. Розанова ) – священника Павла Флоренского. Его личность и творчество вызывают до сих пор противоположные оценки, непомерно хвалебные, доходящие до священного пиетета, или незаслуженно сдержанные, если не отрицательные (Флоровский). Обе эти крайности неоправданны и неплодотворны. Признание Флоренского крупным явлением русской науки и религиозной культуры, не должно препятствовать трезвому и критическому подходу к его столь многогранному, но, увы, незаконченному творчеству. Как человек, отмеченный несомненной печатью гениальности, Флоренский не был лишен противоречий. С религиозной точки зрения он шел издалека, от семьи, где речи о религии считались неприличием, 933 от культурной среды, которая на позитивизм XIX века ответила соблазнительным декадентством. И сам он – эстетизмом, энциклопедизмом, утонченностью, был по природе человеком возрожденческого склада. Но великая заслуга Флоренского, в преодолении этих психофизиологических и культурно-общественных данностей. Блестящий математик, оставленный при университете, он вопреки всем обычаям и приличиям переходит студентом в Московскую Духовную академию и становится horrible dictu 934 тогда для дворянина-интеллигента – священником. Утонченный эстет, мечтавший о монашестве, он основывает простую и крепкую русскую семью. Начавший с декадентских стихов, поклонник Андрея Белого, он через несколько лет произнесет суровый приговор религиозной двусмысленности символизма. 935 Возрожденец, напоминавший своей разносторонней одаренностью Леонардо да Винчи, Флоренский собственное мировоззрение считал «соответствующим складу XIV – XV вв. русского средневековья», 936 и неустанно звал к углубленному пониманию средневекового онтологизма, в противовес современному иллюзионизму, Для большинства читателей Флоренский остается, и, вероятно, останется автором одной книги – «Столп и утверждение Истины». Эта докторская диссертация еще молодого, всего лишь 27-летнего ученого явилась событием на путях русского богословия. Современный литературный язык, не без декадентской вычурности, экзистенциальный подход к христианским догматам, привлечение всего спектра наук – математики, физики, филологии, искусствоведения для их выяснения, вот в чем состоит непреходящая и непревзойденная новизна книги, раз и навсегда порвавшей со школьным, суконным богословием.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

«Прежде всего мы нуждаемся в смиренномудрии. Слово «прости» да будет у нас непрестанно готовым в ответ на всякое неприятное слово, на всякий неприятный поступок относительно нас. Смиренномудрием расторгаются все сети супостата нашего, диавола» [ 930 ]. «Добродетели рождаются от нелюбопрительности, от злострадания, от смирения, от постоянного отсечения своей воли в духовном разуме, от неповиновения оправданию своему, от внимания, непрестанно обращенного на грехи свои» [ 932 ]. «Если погрешить в чем-либо, не прикрывай погрешности ложью. Положи поклон, скажи: «прости меня». Этим изгладится погрешность» [ 933 ]. «Если кто скажет тебе жестокое слово, то не попусти сердцу твоему вознестись на брата. Принудь себя поклониться оскорбившему прежде, нежели воздействует в тебе гнев. Гневу предшествует уничижение ближнего» [ 934 ]. «Если тебя укорят в чем-либо, то ты не попусти себя разгорячиться на оскорбившего. Не входя в рассмотрение, правильно ли, или неправильно сделанное обличение, поклонись укорившему, говоря: прости меня. Такое поведение приводит юного в преуспеяние» [ 935 ]. «Если пожелаешь чего-либо, а живущий брат не хочет этого, — отсеки пред братом волю твою, чтоб не возникло между вами спора и чтоб брат твой не оскорбился на тебя» [ 936 ]. «Если брат, пришедши к тебе в келлию, начнет произносить неполезные слова, — останови его. Скажи ему с любовию: " Прости меня! я немощен, и не могу выносить таких слов " » [ 937 ]. «Если услышишь о погрешности брата твоего, не передай такого сведения кому-либо другому: таким поступком нанесешь смертельную язву душе твоей» [ 938 ]. «Если кто, в присутствии твоем, начнет порицать брата, то не промолчи пред порицателем, не устыдись его, не согласись с ним, не согреши пред Богом. Со смирением скажи порицателю: " Брат, прости меня: и я грешник, достойный всякого сожаления. Тот порок, о котором говоришь, принадлежит мне, и я не могу выслушивать обличения в нем " » [ 939 ]. «Если брат сделает тебе зло и кто-либо, в присутствии твоем, начнет злословить его, — озаботься охранить сердце твое, чтоб не возобновилось в нем чувства злобы на брата. Вспомни множество согрешений твоих пред Богом и, если хочешь, чтоб они простились тебе, не воздай злом за зло ближнему твоему» [ 940 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010