Следствия снисходительных мер против раскольников в царствование Екатерины II также известны. Большая часть раскольников перестали скрываться в лесных трущобах, куда они бежали то от переписей, в которых видели прикрепление к царству антихриста, то от разного рода преследований, продолжавшихся по местам, не смотря на двойной оклад, который платили раскольники за право оставаться в расколе, то, наконец, от самого двойного оклада, которого многие, по своей бедности, не могли платить, – и начали являться на свет Божий, селиться в селах и городах, даже в столицах, обзаводиться хозяйством, пустились в промышленность и торговлю, стали богатеть и, в конце кондов, под влиянием спокойной и правильной жизни, начали в жизни общественной сближаться с православным обществом до того, что некоторые ревнители «древнего благочестия» от такого сближения стали опасаться погибели мнимо-истинной веры 325 . Но главное, что приобрел раскол при Екатерине II и что дало ему новую жизнь, состояло в устройстве почти всеми его сектами и толками общин и молитвенных зданий, или часовень, вместе с богадельнями 326 , – и где же? – в первопрестольной столице – в Москве 327 . В царствование Екатерины, как известно, поповцы устроили себе так называемое Рогожское кладбище 328 ( 329 ); из беспоповцев – федосеевцы создали знаменитое свое Преображенское кладбище 330 , поморцы устроили себе часовню с богаделенным домом под названием Покровской 331 , а филиповцы на деньги Тверского купца Долина также выстроили себе часовню в рогожской части в Дурновом переулке 332 . Эти часовни, или вернее: общины раскольнические, сгруппировавшиеся около этих часовен, вследствие пребывания своего в столице, вследствие особенного своего устройства, по которому во главе каждой из них, в качестве попечителей, становились самые умные, богатые и влиятельные по своим связям прихожане, естественно, должны были сделаться каждая для своего толка – главными центрами, около которых стали группироваться все раскольники провинциальные, жившие в городах и селах, и в которых по преимуществу сосредоточилась теперь жизнь религиозная разных толков раскольнических.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

Всегда осторожный. Лелий вероятно и на этот раз вполне рассчитывал на скромность своего соотечественника. Быть может и действительно Мартиненго умолчал бы о письме Социна, если бы вскоре в Женеве не было получено другое письмо от какого-то молодого итальянца, проживавшего вместе с Лелием в Цюрихе, – письмо, в котором прямо уже употреблены неприличные выражения но отношению к св. Троице 326 . Двух этих писем достаточно было в Женеве, чтобы убедиться в том, что не только сам Лелий заражён антитринитаризмом, но что он оказывает влияние и на других. И вот со всех сторон посыпались письма к Буллингеру, в которых заклинали настоятеля цюрихской церкви не верить более Лелию, ибо последний теперь ясно уже обнаружил – к какому лагерю он сам принадлежит. Мартиненго шлёт Буллингеру целое послание, где умоляет – не судить по Лелию о всей нации и не предполагать, будто бы все итальянцы заражены ересью, затем просит Буллингера быть осторожным с Лелием, поведение которого так не соответствует оказываемой ему со стороны реформаторов благосклонности 327 . Спустя несколько времени Кальвин в письме к Буллингеру говорил между прочим, что неистовства Лелия может укротить разве один только Бог 328 . Не только из Женевы, а из многих других мест Буллингер получил предостережения относительно Лелия Социна: из Базеля к нему писал врач Вильгельм Гратарол 329 , из Граубюндена – проповедники Филипп Салюций и Джулио Миланезе 330 , из Тюбингена – Вергерий 331 . После таких указаний на Лелия как на еретика, конечно, невозможно было для Буллингера оставаться безучастным по отношению к Социну, но по своему характеру он не мог решиться предпринять какие-либо строгие меры. Он счёл более полезным и более целесообразным объясниться с Лелием частным образом и, пригласивши его к себе, сообщил ему о полученных письмах, не сказавши однакож, от кого он получил их 332 . Ни в чём не сознаваясь, Лелий с запальчивостью начал оправдываться в подозрениях. „Единственное основание, говорил он, причислять меня к серветианам и анабаптистам то, что я выразился однажды в Женеве о Сервете, что не хорошо так поспешно лишать человека жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

322. Если изучишь и все Божественное Писание, смотри, в противность Писанию, да не надмевает тебя этим помысл; потому что все Богодухновенное Писание учит нас смирению. А кто думает или делает противное тому, чему учился, тот сим самым показывает, что он преступник. 323. Если тревожит тебя дух гордости, или любоначалия, или богатства, то не увлекайся им, а напротив того стань мужественно против ополчений лукаваго и льстиваго духа. Представь в мыслях древния здания, обветшавшия изображения, изъеденные ржавчиной столпы, — и размысли сам с собою, и посмотри, где обладатели и соорудители всего этого; и старайся угодить Господу, чтоб сподобиться тебе Царствия Небеснаго: зане всяка плоть яко трава, и всяка слава человеча, яко цвет травный (1 Петр. 1, 24). Что выше и славнее Царскаго достоинства и славы? Но и Цари преходят и слава их. А удостоившиеся Царства Небеснаго не испытуют ничего подобнаго, в мире и радовании пребывая на небе с Ангелами, без болезни, печали и воздыхания, в радости и веселии, хваля, прославляя и величая Царя Небес и Господа всея земли. 324. Если прежде всех придешь к службе Божией и простоишь до конца, да не надмевает тебя сим помысл; ибо высокоумие подобно норе, в которой гнездится змий и умерщвляет подходящаго. 325. Не будем превозноситься, а станем лучше смирять себя. Да и что у нас за сила, чтобы превозноситься нам, когда и малая затруднительность повергает нас на землю? Посему возлюбим смирение, чтоб Господь не отвратился от нас. 326. Во всяком месте и во всяком деле да будет с тобою смиренномудрие. Ибо как тело имеет нужду в одежде, тепло ли или холодно на дворе; так и душа имеет всегдашнюю нужду в облечении себя смиренномудрием. Предпочти лучше ходить раздетым и разутым, нежели быть обнаженным смиренномудрия; потому что любящих оное покрывает Господь. 327. Имей смиренный образ мыслей, чтоб, превознесшись на высоту, не разбиться в страшном падении. 328. Начало смиренномудрия — покорность. Смиренномудрие да будет у тебя и основанием и облачением ответа; речь же твоя пусть будет проста и приветлива в любви Божией. Высокоумие не подчиняется, непослушно, непокорно, водится собственным своим помыслом. А смиренномудрие послушно, благопокорно, скромно, воздает честь и малым и большим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Но это сокрыто ныне от глаз твоих» ( Лук. 19:43 ). От глаз же иудеев были сокрыта именно идея Мессии как Спасителя. – Если таким образом принимать в расчет указанные места, то надо будет согласиться с тем, что, судя по большинству параллельных мест ερηνοποις заключает в себе больше простого призыва к миролюбию. Пусть ποιω здесь не прибавляет от себя ничего и означает лишь близость человеку той добродетели, которую оно определяет; в устах Спасителя миротворец означает прежде всего любящего не мир-согласие, но спасение. И я не понимаю, каким образом человек может любить спасение чисто академически – не содействуя созиданию онаго. Поэтому мы видим, что он не только должен созидать спасение, но употреблять к этому все доступные меры. Мысль, что ποιω не вносить от себя в ερηνοποις деятельного момента, не вполне оправдывается даже и классическим словоупотреблением. Сравнительно древний комментатор приводит место из речи Исократа, в которой говорится: мы должны творить мир не только для Хиосцев и Родосцев, но и для всех людей 326 . А у позднейшего ученого записаны и другие случаи 327 . Но главное конечно смысл слова в Боготкровенном слове. И то уже установлено, что еврейское речение соответствующее ερηνοποις означает высшую степень энергии 328 . Что же касается до Новозаветного употребления, то, встречаясь однажды в Кол. 1:20 , в глагольной форме, умиротворение означает то неизреченное показание милосердой любви Божией к людям, которое представляет собою искупительная смерть Спасителя. Так что в конце концов разбираемое мнение в свою пользу может выставить лишь одну тенденцию, которой оно было одушевлено по крайней мере в древнее время св. отеческого периода. Очевидно, что отрывать у заповеди о миротворчестве одну ее собственную половину, притом драгоценную – деятельную, и еще более драгоценную в христианстве, которое по существу своему требует сосредоточения всех сил на созидании спасения, а также и мира, возможно лишь на одном основании, которое лучше всех высказано блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Эгильмар II, гр. ольденбургский (перв. четв. XII в.) 338, 338, 340 Эгисхайм (Дагсбург), знатный эльзасский род (IX – нач. XIII в.) 338 Эдгар, по прозвищу Ætheling, с. Эдуарда Изгнанника (ум. ок. 1130 г.) VII Эдла, ж. (наложница?) шведского кор. Олафа I Шётконунга 737 Эдмунд Железнобокий, кор. английский (1016) VII, 132–133, 133, 137, 195, 195–196 Эдмунд, с. английского кор. Эдмунда Железнобокого VII, 133 Эдуард Изгнанник, с. английского кор. Эдмунда Железнобокого (ум. в 1057 г.) VII, 133, 133, 137 Эдуард Исповедник, кор. английский (1042–1066) VII, 132–135, 133 Эдуард Мученик, кор. английский (975–978) VII, 133 Эйлив, с. вестъётского ярла Рёгнвальда, ярл ладожский (перв. пол. XI в.) 136 Эйлика, ж. балленштедтского гр. Отгона Богатого, д. саксонского герц. Магнуса 342, 342 Эйнхард, франкский историограф (ум. в 840 г.) 141–143, 141, 143, 149, 150, 268 Экберт I, мгр. майсенский (1067–1068) II, 329 Экберт II, мгр. майсенский (1068–1088, с перерывом, ум. в 1090 г.) 77, 120, 159,159, 161, 231, 231, 328 Экберт, гр. штаденский (втор, полов. X в.) (ошибочно) 189, 189 Экберт, с. Иды из Эльсдорфа (уб. в 1052/3 г.) II, 339, 339 Эквард, еп. ольденбургский (972 [?] – ?) 270 Эккехард, мгр. майсенский (ум. в 1002 г.) 67, 78 Эккехард из Ауры, немецкий хронист (нач. XII в.) 158–160, 226, 239, 269, 279, 326–327 Эккехардины (Эккехардинги), знатный восточносаксонский род (сер. X – перв. пол. XI в.) 329 Элад, дед венгерского вождя Арпада 350 Эльжбета (Елизавета) (Гертруда), ж. польского кн. Мешка III, д. венгерского кор. Иштвана II (?, Белы II ?, герц. Альмоша ?) (ум. ок. 1150/4 г.) IV, V, 200, 310 Эльжбета (Елизавета), ж. чешского князя Собеслава II, затем – нижнелужицкого мгр. Конрада, д. польского князя Мешка III IV, VI, 309 Эмбрих(он), еп. вюрцбургский (1127–1146) 243, 246, 247 Эмельрик, легендарный прародитель семейства гройчских гр. 218 Эмехард, еп. вюрцбургский (1089–1105) 208 Эмихон, гр., один из вождей Первого крестового похода 210, 211 Эмлер И., см. Emler J. Эмма, ж. английского кор. Этельреда II, затем – английского и датского кор. Кнута I Могучего, д. нормандского герц. Рикарда I (ум. в 1052 г.) VII, 133, 133–134, 195

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4. Vnde enim illud huius et genus sumus, quod Paulus usu prophetico doctus usurpat? Nam et Gigantas et uallem Titanum prophetici sermonis series non refugit. Et Eseias «Sirenas et filias passerum» dixit, et Hieremias de Babylone memorauit quia habitabunt in ea filiae Sirenum, ut ostenderet Babylonis, hoc est «saecularis confusionis» inlecebras uetustis lasciuiae fabulis conparandas, quae uelut scopuloso in istius uitae litore dulcem resonare quandam, sed mortiferam cantilenam ad capiendos animos adulescentium uiderentur, quam sapiens etiam ab ipso poeta Graeco inducitur quasi quibusdam prudentiae suae circumdatus uinculis praeterisse. Ita difficile iudicatum est ante aduentum Christi etiam fortiores non posse capi speciosae deliciis uoluptatis. У кого Павел, наученный пророками, заимствует слова: Мы Его и род 325 ( Деян.17:28 )? Да и у некоторых пророков встречаются упоминания исполинов и долины титанов 326 . Исаия говорил о сиренах и дочерях воробьёв, и Иеремия упоминал, что в Вавилоне будут обитать дочери сирен 327 , сравнивая соблазны Вавилона, то есть «всемирного смешения» 328 , с древними преданиями о вожделении: на скалистом берегу этой жизни дочери сирен поют сладостную, но смертоносную песнь, уловляя юные души, и только мудрец, как повествуется у греческого поэта 329 , благополучно миновал их, связанный как оковами своим благоразумием. До пришествия Христова даже сильным было почти невозможно удержаться от обольщения наслаждениями. 5. Quod si poeta ille perniciosam mentibus hominum et subeundis obnoxiam naufragiis lasciuiae saecularis inlecebram iudicauit, quid nos aestimare oportet, quibus scriptum est: Carnis curam ne feceritis in concupiscentiam, et alibi: Castigo corpus meum et seruituti redigo, ne aliis praedicans ipse reprobus efficiar? Если известный поэт считал соблазны и вожделения мира сего гибельными для человеческих умов и виновными в происходящих кораблекрушениях, что должны думать мы, которым сказано: Попечения о плоти не превращайте в похоть ( Рим.13:14 ), и в другом месте: Усмиряю и порабощаю тело моё, чтобы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным ( 1Кор.9:27 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Как и духовные лица Православного исповедания, «лица, принадлежащие к духовенству одного из Христианских исповеданий, как за нарушение обязанностей их звания, установленных церковными правилами и другими действующими по духовному ведомству положениями, так и за те противозаконным действия, за которые в законах определено подвергать их ответственности по усмотрению духовного начальства, подлежат суду духовному» 318 . Ведение метрических записей о рождении, браке и смерти предоставляется самому духовенству всех инославных церквей 319 . Далее, «лицам всех вообще Христианских исповеданий невозбранно дозволяется вступать в России между собой в браки по правилам и обрядам их церквей, не испрашивая на то от гражданского правительства особого разрешения, но с соблюдением ограничений, узаконениями для тех исповеданий постановленных» 320 , причём все брачные дела выдаются «в установленных для каждого исповедания духовных правительствах» 321 . «Браки лиц всех вообще Христианских исповеданий должны быть совершаемы по их закону духовенством той Церкви, к которой принадлежат вступающие в супружество» 322 . Наконец, духовные и монашествующие (где таковые существуют) лица инославных исповеданий, подобно духовным лицам Православного исповедания, пользуются свободой от личных податей и от воинской повинности 323 ; дома их, по отбыванию воинской повинности, пользуются льготами на основании правил, в Уставе о земских повинностях изложенных 324 : они пользуются всеми правами чести 325 : могут получать за усердную службу ордена 326 , наперстные кресты 327 , и даже их дети (не имеющие прав высшего состояния) пользуются правами потомственного почётного гражданства 328 . Имущества инославных церквей и монастырей, подобно имуществам церквей и монастырей православных, защищаются как имущества казны 329 . Наделение всех инославных церквей такими правами, говорит г. Н. Коркунов 330 , ставит их у нас в гораздо более привилегированное положение сравнительно с тем, как они поставлены теперь во многих государствах Западной Европы, где метрические книги ведутся гражданскими властями и тем самым соблюдение при рождении, браке и кончине религиозных обрядов крещения, венчания и отпевания признаётся там необязательными (так это установлено в Германской империи, в Голландии, в Швейцарском союзе).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

313. Гр. νεφρος — почки, слав. истесы. 314. Слав. низложиша мя труп на труп, по гр. κατβαλον με πτμα π πτματι — низвергли меня всецелым низвержением, πτμα можно перевести: удар, поражение; это значение здесь уместнее слав. труп. 315. Пользуясь могуществом Господа, все бедствия и болезни одновременно поразили меня. 316. „А умоляй Бога о помиловании меня и возвещай о невинности моих страданий, как об Авеле возвещала его кровь“ (Быт. 4:10). Олимп. и Полихр. 317. Гр. συνστωρ — свидетель со стороны защиты, в синод. защитник; слав. свидетель. 318. „Бога призывает во свидетеля своей невинности“. Олимпиодор и Полихроний. 319. Гр. λεγχος — откровенная и правдивая защита дела. По сопоставлению с 22 ст., это – суд загробный и посмертный; ср. 14, 13 – 15. 320. Т. е. умру; ср. 7, 21. 321. Гр. φερμενος — носимь; „поражаемый бедствиями и невозможностью доказать свою правоту, Иов испытывает страшное душевное волнение“. Олимпиодор. 322. Καμνων — до утомления, с крайним усилием; слав. болезнуя. Т. е. прошу смерти, „но далек от самоубийства“. Олимпиодор. 323. Гр. λλτριοι — в богослуж. книгах сл. λλτριος значит: злой дух, диавол. Не намек ли и здесь на козни злаго духа? И у Гомера это слово означаетъ врага (Passow 1, 53 s.). 324. Все достояние, здоровье и нравственную чистоту. 325. Кто виновник всех моих бедствий? 326. И будет приведен на суд Божий (Полихроний). Т. е. злой дух да будет унижен Господом, какъ яснее Иов говорит в 26, 12 – 13. 327. Друзей и собеседников. 328. Во многих минуск. спп., близких к алекс. код., и у Ф. доб. μο — в слав. нет. 329. В 3 – 5 стт. Иов говорит о своихъ страданиях: их никто не понимает и он передать может о них лишь небольшому количеству единомышленников, а глаза его истаяли в плаче о сыновьях своих. 330. Божия (ср. 3, 23). 331. Πεπολιρκημαι — повоеванъ бых, завоеван, как город, осаждаемый врагами. 332. Слав. чудо. 333. Да будет превознесен и одержит победу. Олимпиодор. 334. Пусть не смущаются исходом моих страданий праведные люди и не уклоняются с своего праведнаго пути, как и я не уклонялся и не уклонюсь.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

313. βεβλουν слав. сквернавляху, т. е. выдавая свои низкия выдумки за Мое откровенное слово. 314. Слав. Моим соотв. μου в 62, в вульг. meo, а обычно: μς. 315. Т. е. в Палестине. 316. Слав. на разсыпание. 317. Συστροφ — скручивание, свертывание, собирание. 318. По изъяснению бл. Иеронима и Феодорита, в сердцах пришедших старейшин были лукавыя, идолопоклонническия, мучащия совесть, помышления. В рус. синод. идолов. 319. Букв. человек человек. 320. Т. е. не по лицемерным словам пред пророком, а по действительному настроению сердца и мыслей его. 321. Слав. да уклонят соотв. μ πλαγιασωσι — в 42, 49, 68, 87, 90, 91, 228, 233, 306, альд., а в алекс. μ διαστρψωσιν. В слав. опущено μ. существующее во всех гр. спп., а потому и неправильная мысль получается. В 11 ст. есть по слав. не, и здесь следовало его вставить. 322. Θσομα слав. положу. 323. Πλανηθ т. е. свою выдумку выдаст за Господне откровение. 324. πλανησα — ввел в заблуждение, т. е. припишет Мне свое заблуждение. 325. В гр. спп. добавл. μου, также в вульг. и евр., в слав. почему-то опущено. 326. Понесут одинаковое наказание и лицемеры-совопросники и самообманщики-лжепророки. Феодорит. 327. Т. е. жители, населяющие страну и землю. 328. Τιμωρσομαι — отомщу, слав. умучу. 329. Слав. Адонаи соотв. Dominus в вульг. и евр. , а по греч. нет. 330. Слав. своих соотв. ατν — в 147 и 228 спп., в др. греч. и лат. нет. 331. В кровопролитии – по рус. син. переводу. 332. Слав. человеки соотв. ед. ч. νθρωπον. 333. ν ατς — в ват., text. recept. и др., а в алекс. и слав. нет. 334. Не будете обвинять Меня в жестокости наказания этими бедствиями. Феодорит. 335. Сознанием справедливости и пользы от посланных Господом бедствий: наказания грешников и исправления кающихся. 336. Τ ν γνοιτο — что было-бы? 337. Т. е. обгорелое и опаленное огнем. 338. Т. е. каким бывает. 339. Такими будут и жители Иерусалима. 340. „Ибо Иерусалим отвергся благочестия Ноя и Сима, утратил и самое родство с ними“. Феодорит и Иероним. 341. Слав. рождение соотв. γννησις — в 23, а в др. γνεσις — бытие.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

В декабре 1705 года Мусин-Пушкин, по указу великого государя, приказал: нищих, которые являются в Москве и ходят по рядам и по улицам и сидят по перекресткам, прося милостыню, пришлые из городов и вышедшие из богаделен, ловить, и деньги, сколько при них сыщется, брать поимщикам себе, а пойманных приводить в монастырский приказ и чинить им наказание, и всякого чина людям заказывать, чтобы тем бродящим нищим милостыни никто не давал. Кто хочет подать милостыню, пусть дает в богадельни. Кто этого указа не будет слушаться и будет подавать милостыню бродящим нищим, таких хватать, приводить в монастырский приказ и брать с них штраф, из которого половина поступает в монастырский приказ, а половина тому подьячему, который станет приводить провинившихся в монастырский приказ. Для поимки и нищих, и благодетелей послать из монастырского приказа подьячих с приставами и солдатами по улицам 326 . Указом 16 января 1712 года велено учредить по всем губерниям, по примеру учрежденных в Новгороде Митрополитом Иовом, воспитательные дома для незаконнорожденных и «шпиталеты», или богаделенки, для «самых увечных и престарелых», – таких, которые не могут быть употреблены ни в какую работу, даже сторожевую 327 . Указы о нищих были несколько раз подтверждены, и каждый раз с особым оттенком. 21 января 1712 года велено: нищим по миру на Москве, мужеского и женского полу, ребятам, старцам и старицам, милостыни не просить и по мостам не сидеть, а быть им в богадельнях по–прежнему; из монастырского приказа накрепко смотреть, чтобы по улицам и по мостам не было нищих, просящих милостыни, а если такие явятся, то ловить их и приводить в монастырский приказ, здесь чинить им наказание и отсылать в богадельни и монастыри, а которые окажутся не записанными в богадельни, тех после жестокого наказания отсылать в прежние места, откуда кто пришел 328 . 25 февраля 1718 года велено: неистовых монахов и нищих мужеского и женского пола, которые являются в Москве и ходят по гостям, по рядам и по улицам, и сидят по перекресткам, и из богаделен жалованные, и просят милостыни по дворам и под окнами, брать и приводить в монастырский приказ.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010