308 Подобное этому мнение высказывает также R. Simeon, ссылаясь в подтверждение возможности для Моисея – самому сделать заметку о своей смерти (по Талмуду, автором последних 8 стихов Пятокнижия – Втор.34:5–12 мог быть Иисус Нав.) на то, что Моисей писал под диктовку Бога и писал именно все время, пока диктовал Бог, причем последние слова писал в слезах: Вава Bathra 15 a, Menachoth 30 а. 320 Характеристика его много напоминает Моисееву, чтó, кажется, делало Иисуса особенно достойным преемником Моисеевым в глазах Иосифа: Иисус Навин обладал высоким разумом и имел несравненный дар слова, когда говорил к народу: неутомим в трудах, неустрашим в опасностях, полезен во время войны мудрыми советами и украшен добродетелями, во всякое время подкреплять общество могущими " … Продолжительность жизни и деятельности его – 110 лет, из коих 40 сопутствовал Моисею и 25 управлял после него, – дается согласно с Seder Olam. 322 Достойно замечания, говорить Ranke, что также в самой книге И. Навина последнее обстоятельство передается не просто как факт, но как бы приводится только имеющее его одно место из «книги Праведного»: «не так ли написано в книге Праведного?; и стояло солнце, остановившись посреди неба, и не спешило заходить в почти законченный день» (книга Праведного – Sepher hajjashar еще цитируется во 2Цар.1:18 ). 326 Илий, Финеес, Иохавед (у Иос. Иоахав), брать его – Ахитув, Ахия (1Ц.14:3), Ахимелех (1Ц.22:12), и Авиафар. 328 Вероятно, однако, сам Иосиф считал эту цифру менее точной, чем в действительности. Едва ли при 70 только умерших он мог сказать, что «всякий (т.е. в городе) своего мертвеца оплакивал». Вообще, мнения о числе умерших разделяются. Представители этих мнений – R. Abuha и R. Elieser насчитывают – один 70 (как Иосиф), другой 5.000 павших, ср. Sôta, 35b. По свидетельству ученого Кеникотта, число 70 он нашел еще в 2 манускриптах (Иуд. письма к Вольтеру ΙΙ ч. стр. 120). Вообще, ошибка в данном месте евр. текста несомненна. Буквально это место там стоит так: «Бог поразил смертью 70 человек пятьдесят тысяч человек» – выражение, не имеющее смысла (ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Всю свою жизнь она страстно любила власть, роскошь и деньги. 321 Для себя самой она скопила необычайное состояние: с самого начала своей связи с Юстинианом она, как говорят, скопила огромные богатства, пользуясь слабостью своего возлюбленного 322 ; несомненно, что она не ограничилась этим. В момент брака будущий император ей назначил значительную вдовью часть 323 , которая затем постепенно все увеличивалась; а ее имения в Понте, Пафлагонии и Каппадокии, из которых она получала 50 фунтов золотом (до 25.000 рублей) годового дохода, были на столько значительны, что для их управления потребовалась специальная администрация. 324 Не меньшее попечение она имела о своей семье и была неустанно занята обеспечением будущности своих родственников. Ее старшая сестра, Комито, вышла замуж за офицера высокого чина, Ситта, который был товарищем юности императора и оставался его наперсником. 325 Достоверно не известно за кого она выдала дочь, которую она имела до брака с Юстинианом; но во всяком случае Афанасий, сын этой дочери, хотя и монах, был все же необычайно богат и его влияние во дворце было велико 326 , а до его вступления в монашество императрица пробовала даже завладеть огромным состоянием Велизария, посредством брака Афанасия с единственной дочерью генерала. 327 Наконец, она устроила брак своей племянницы Софии с племянником Юстиниана, предполагаемым наследником престола империи. 328 Всю свою жизнь она горько сожалела, что не имела сына, который мог бы возвести на византийский трон прямое потомство Феодоры. Но, по крайней мере , пока она была жива, она правила империей по своей воле; и если ее алчность, гордость и жестокость вызвали некоторые из наиболее прискорбных мероприятий царствования, непомерно возбуждая гордость и алчность императора, то несомненно она принимала также бесспорное участие – и притом значительное – в делах Юстиниана, как законодателя, администратора 329 и строителя; она вела, подчас без ведома императора, свою личную тайную дипломатию 330 , и направление общей политики черпало не раз, что я сейчас покажу, свою энергию и ясность из ее советов.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Так же строг Евангельский закон и по отношению к тем, которые женятся на разведенных. Муж, который прогнал жену или развелся с ней не по причине неверности ее, дает ей повод («разрешение») прелюбодействовать – при живом муже грешить с другим. А кто женится на такой разведенной, тот тоже прелюбодействует, ибо брак расторгнут только формально, а по закону Божию он не мог быть расторгнут. «Муж, хотя бы не взял другой жены, – говорит Златоуст, – делается виновным через то, что заставляет свою жену прелюбодействовать, а взявший пущеницу становится прелюбодеем потому, что взял чужую (жену), ибо хотя она и изгнанная, но все-таки остается женою незаконно ее изгнавшего» 325 . И если бы другой не взял ее, то она, может быть, возвратилась бы к первому мужу и они помирились бы. Святой Василий Великий в каноническом послании к Амфилохию, епископу Иконийскому, пишет: «Если муж, бросив жену (отказавшийся от жены), возьмет другую, то и сам он прелюбодей, потому что доводит жену до прелюбодейства (т.е. будет виновен, если она начнет грешить с другим), и живущая вместе с ним вторая жена тоже есть прелюбодейка, потому что отвлекла к себе чужого мужа» 326 . Итак, христианину возбраняется вступать в брак с незаконно разведенными, т.е. разведенными не по вине любодеяния. По Евангельскому закону, лицо, виновное в нарушении святости брака (в грехе прелюбодеяния), после расторжения брака осуждается на «всегдашнее безбрачие», т.е. не может вступать более в брак 327 , а лицо невиновное имеет право вступать в новый брак 328 . Святые Отцы и учители Церкви рассматривают также вопрос о возможности дальнейшего сожительства жены с изменившим ей мужем и мужа с неверной женой. Древние Отцы Церкви и наши отечественные подвижники, такие как, например, еп. Феофан Затворник , выдерживая строгий взгляд Евангелия на вину прелюбодеяния, в то же время не упускают из виду и заповедь Евангелия о всепрощающей любви к кающемуся брату: покаявшуюся жену-прелюбодейку оскорбленный муж обязан простить 329 . Так же должна поступить обиженная жена по отношению к неверному мужу, если он покается и будет просить прощения и примирения. Только доказанное непостоянство, ветреность есть достаточное основание развода 330 . Причем здесь имеются в виду и те нравственно-психологические последствия, которыми прелюбодеяние отразилось в том или другом из супругов. Если последствием падения одного из супругов явилось полное разрушение супружеской симпатии в обоих или в одном из супругов, то в этом случае невозможно требовать неисполнимого, т.е. продолжения супружеской жизни между враждебными друг другу лицами. Напротив, где не наступило такого психологического разрушения брака и в душе обиженного супруга сохранилась жалость и дух всепрощения к падшему, кающемуся в своем грехе, то следует им не разрывать союза ради заповеди Христовой о всепрощающей любви и ради детей, если они имеются у них 331 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

317 Имеется в виду Отец и Святой Дух, см. в вышеприведенном фрагменте из свт. Афанасия: «Слово… совершенно чуждо тому и другому – и Отцу, и Духу Святому» (Против ариан 1.5–6). 319 Поскольку ниже (а также в других фрагментах Ария) говорится, что мир создал Христос, т. е. несобственная Премудрость и Слово Бога, учение Ария можно понять так, что замысел о мире содержится, согласно Арию, в собственной Премудрости Бога, в то время как инструментом Бога, приводящим мир к бытию, является Христос. 326 Вероятно, отвергается позиция, согласно которой имена Отца и Сына (а значит, и соответствующие этим именам денотаты) подразумевают друг друга. 327 Основная работа, в которой собраны сохранившиеся фрагменты из Астерия: Vincent Л/. Asterius von Kappadokien. Die theologischen Fragmente//EinJeitung, kritischer. text, Obersetzung und Kommentar. Leiden, New-York, Koln, 1993. 328 Сохранившиеся фрагменты из «Синтагма гиона» Астерия изданы в книге: hardy G. Recherches sur saint Lucien d’ Antioche et son ecole. Paris, 1936. В целом Астерию посвящены сс. 316–357 этого классического труда. 330 См.: Markellm. Fragmenta е libro contra Asterium (frr. 1 –128)/Ed. E. Klostermann and G. C. Hansen//Eusebius Werke. Vol. 4. Berlin, 1972. Pp. 185–214. (Die griechischen christlichen Schriftsteller 14). В целом о полемике Астерия и Маркелла см. в обобщающей работе: Parvis S. Marcellus of Ancyra and the Lost Years of the Arian Controversy 325–345. Oxford, 2006. Pp. 96–133. 331 См. его издание: Asterii Sophistae commentariorum in Psalmos quae su-persunt/Ed M. Richard. Oslo, 1956. 332 Cm.: Kinzig W. In Search of Asterius. Studies on the Authorship of the Homilies on the Psalms. Gottingen, 1990. 333 Их анализ см., в частности, в книге: Коресек Tb. A History of NeoArianism. Т. I. The Philadelphia Patristic Foundation, 1979. Pp. 29–34, 55–57. 340 Об этом см.: JaegerH. The Patristic Conception of Wisdom in the Light of Biblical and Rabbinical Research//Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur. 79,1961. S. 90–106; GladigowB. Sophia und Kosmos. Untersuchungen zur Fruhgeschichte von σοφς und σοφη. Hildesheim, 1964. (Spudasmata 1).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

(5) Вот во что вылилось для антиохийцев предзнаменование, явившееся им в царствование Анастасия. Тогда внезапно в предместье города Дафне разразился страшный ураган, и кипарисы необыкновенной высоты, рубить которые было запрещено законом, были выворочены с корнем и повалены на землю. (6) Немного времени спустя, когда римлянами правил Юстин, произошло страшное землетрясение, потрясло весь город и разрушило до основания множество прекрасных построек. Говорят, что тогда погибло три тысячи антиохийцев 325 . (7) А во время этого завоевания, как я уже сказал, весь город был разрушен. Вот до чего дошли бедствия антиохийцев. (8) Велисарий же, вызванный василевсом из Италии, прибыл в Визáнтий. Он провел зиму в Визáнтии, а с наступлением весны василевс направил его в качестве стратига против Хосрова и персов вместе с прибывшими вместе с ними из Италии военачальниками 326 . Одному из них, Валериану 327 , было приказано командовать войсками в Армении. (9) Мартин же был тотчас послан на Восток и потому-то, как было сказано, Хосров застал его в Даре. (10) Из готов Витигис остался в Визáнтии 328 , а все остальные вместе с Велисарием выступили в поход против Хосрова. (11) Тогда же один из послов Витигиса, ложно присвоивший себе звание епископа, умер в персидских пределах, другой оставался там. (12) А тот, который следовал за ними в качестве переводчика, вернулся в землю римлян. Иоанн, командовавший солдатами в Месопотамии 329 , схватил его у пределов города Константины. Приведя в город, он заключил его в тюрьму. Там на допросе он и рассказал ему обо всей, что было совершено этим посольством. (13) Так этим дело и кончилось. Велисарий же со своими людьми спешно продвигался вперед, стремясь предупредить какое-либо новое вторжение Хосрова в землю римлян. Глава XV В это время Хосров повел свое войско в Колхиду, поскольку его побуждали к этому лазы по следующей причине. (2) Лазы изначально жили на землях Колхиды 330 , являясь подданными римлян, не платя им, однако, податей и никак иначе не выражая им повиновения, кроме того, что, когда у них умирал царь, римский василевс посылал знаки власти 331 тому, кому предстояло занять престол, (3) И он вместе со своими подданными тщательно охранял границы земли, чтобы враждебные гунны гор Кавказа, соседствующего с ними, не прошли через Лазику и не вторглись в земли римлян.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

И в самом деле, что же говорил Карл Ранер? Будучи создателем одного из самых впечатляющих богословских проектов XX века, немецкий священник-иезуит Карл Ранер (1904–1984) стал поистине знаковой фигурой на интеллектуальном и церковном ландшафте. Ввиду его радикального влияния на развитие современного католического богословия, и не в последнюю очередь на доктринальном уровне (благодаря активному участию в работе Второго ватиканского собора), его даже нередко называют «учителем церкви современности» 324 . Но значение наследия Карла Ранера действительно экуменично 325 и превосходит не только конфессиональные, но и чисто церковные рамки, продолжая оказывать огромное влияние на религиозно-философскую мысль в целом. Будучи невероятно продуктивным (количество опубликованных работ К. Ранера превышает 4000 наименований), он затронул в своих трудах практически все темы, так или иначе связанные с богословием: от христологии и триадологии до проблем атеизма и эволюции. Список одних лишь этих тем занял бы целую книгу, ведь, согласно одному весьма точному замечанию, Карл Ранер – самый несистематичный среди ученых, работающих в области систематического богословия 326 . В отличие от Карла Барта или Пауля Тиллиха, многотомным суммам теологии он предпочитал жанр эссе или энциклопедической статьи. Но если и можно выделить какой-то один пункт, который бы мог претендовать на то, чтобы объединять все его творчество, то это наверняка антропологический подход к богословию и богословский – к антропологии. «Богословие сегодня должно быть богословской антропологией» 327 – вот программное утверждение Карла Ранера, благодаря которому он стал одним из пионеров «антропологического переворота» в богословии двадцатого века. В соответствии с его подходом, «в конечном счете мы можем говорить о Боге лишь посредством привлечения антропологии; и любая информация об антропологии может быть дана только посредством привлечения богословия» 328 . Другими словами, он говорит о том, что антропология и богословие представляют собой две стороны одной медали и ни один из этих двух аспектов не может быть понят без другого 329 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

В разделе 3.1.4 рассматривались примеры соединений через средний термин у предшественников Максима, в 3.4.7 они будут рассмотрены применительно к Трудности XLI. Здесь мы укажем несколько случаев их использования в других сочинениях Исповедника. Например, в триаде «бытие, благобытие, приснобытие», первый и третий термины именуются «краями», а средний опосредует их 325 . Душа является «средним» между умом и чувством, или же между Богом и материей 326 . Соответственно, через посредство души Богу усваивается и тело 327 . Механизм опосредования скрыт от человеческого ума, и человек не в силах понять механизм смешения стихий в своём теле, и может лишь констатировать наличие такой связи (1228С). Примечательны примеры эпистемологических середин: мышление ( νησις) и мысль ( νημα) служат связью между умом и мыслимым ( τ νοομενον); чувственное и чувствующее ( τ ασθανμενα ) связаны через чувство 328 : представление – воображение ( τ φανταστικν) и представляемое-воображаемое ( τ φανταστν) связаны через образ-явление ( φαντασα) 329 . Мир очерчивается человеком, точнее его душевными силами – мыслью и чувством, и сам человек, в силу своей конечности, очерчен миром по телу и душе 330 . Крайности соприкасаются через середину, там, где сходятся их границы, пределы 331 . Когда крайности связываются друг с другом через середины, они не повреждают друг друга 332 . Это означает, что связывание космоса через середины не уничтожает края онтологически. 3.2.3. Усваивание и уподобление в соединении Когда Максим говорит о сведении всеобщих крайностей через середины, средними терминами выступают собственные части человека: его тело, ощущение, рассуждение и ум. Максим представляет такого рода соединение как «усваивание» ( οκε ωσις) крайностей друг другу 333 . Как параллель можно привести рассуждение Прокла, который говорил, что уподобление ( μο ωσις) осуществляется тремя способами: (1) посредством общего подлежащего, (2) посредством более высокой причины, собирающей тех, что находятся под ней, (3) посредством среднего термина, который служит связью двух крайних 334 . В Трудности XLI задействованы два последних 335 . 3.2.4. Обмен свойствами и движение друг к другу в соединении

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

324 . Papandrea J. L. The Trinitarian Theology of Novatian of Rome. A Study in Third – Century Orthodoxy. Lewiston, Queenston, Lampeter, 2008. 325 . Weyer H. Novatianus De Trinitate. Uber den dreifaltigen Gott. Dusseldorf, 1962. Арнобий 326 . Дроздов Н. М. Арнобий. Семь книг против язычников. Киев, 1917; СПб., 2008 . 327 . Фокин А Р. Арнобий Старший//Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. III. С. 376–378. 328 . Он же. 2005. См. выше, 142. 329 . Amata B. La cristologia di Arnobio il Vecchio//Bessarione, 5 (1986). P. 55–94. 330 . Beatrice P. F. Un oracle antichretien chez Arnobe//Memorial Dom Jean Gribomont/Ed. Y. de Andia et al. Rome, 1988. P. 107–129. 331 . Burger C. Die theologische Position des Alteren Arnobius. Diss. Heidelberg, 1970. 332 . Courcelle P. Les sages de Porphyre et les «viri novi» d’Arnobe//Revue des etudes latines, 31 (1953). P. 257–271. 333 . Idem. Anti-Christian Argument and Christian Platonism from Arnobius to Saint Augustine//The Conflict between Paganism and Christianity in the IV cent./Ed. A. Momigliano. Oxford, 1963. P. 151–192. 334 . Fortin E. L. The viri novi of Arnobius and the conflict between faith and reason in the early Christian centuries//The Heritage of the Early Church/Ed. D. Neiman, M. Schatin. Rome, 1973. P. 201–222. 335 . Gabarrou F. Arnobe et son oeuvre. Paris, 1921. 336 . Kraft P. Beitrage zur Wirkungsgeschichte des Alteren Arnobius. Wiesbaden, 1966. 337 . Lucarini C. M. Questioni arnobiane//Materiali e discussioni per l’analisi dei testi classici 54 (2005). P. 123–164. 338 . McDonald H. D. The Doctrine of God in Arnobius “Adversus Gentes”//Studia Patristica, 9 (1966). P. 75–81. 339 . Micka E. F. The Problem of Divine Anger in Arnobius and Lactantius. Washington, 1943. 340 . Rapisarda E. Arnobio. Catania, 1945. 341 . Simmons M. B. Arnobius of Sicca: Religious Conflict and Competition in the Age of Diocletian. Oxford, N.Y., 1995. 342 . Sitte A. Mythologische Quellen des Arnobius. Wien, 1970. 343 . Viciano A. Retorica, filosofia y gramatica en el Adversus nationes de Arnobio de Sicca. N. Y., 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

[Том II]. Объяснительные примечания к рисункам. Составлены Ф. Аделунгом, вновь просмотрены и дополнены А. М. Ловягиным. 8°; стр. XVIII+192. Об извлечениях из «Донесения» и «Путешествия» см. у Минцлова. а] Новое издание, сделанное под редакцией русского ученого La relation de trois ambassades de Monseigneur le comte de Carlisle, De la part du Sérénissime et très puissant prince Charles II roi de la Grande-Bretagne, vers leurs Sérénissimes Majestés Alexey Michailovitz, czar et grand duc de Moscovie; Charles, roi de Suède, et Frédéric III, roi de Danemark et de Norvège, Commencées en l " an 1663 et finies sur la fin de 1664. Nouvelle édition revue et annotée par le prince Augustin Galitzin. Paris, P. Jannet, 1857. Стр. XXXII+368. (Bibliothèque Elzevirienne). Редактор разъяснил в предисловии вопрос об участии в первых изданиях Мьежа (Guy Miège). См. примечание 281. 26) Минцлов, 261. Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу, живущему в Лондоне. Сочинение Самуила Коллинса, который девять лет провел при дворе московском и был врачом царя Алексея Михайловича. [Эпиграф]. Перевел с английского Петр Киреевский. Москва. 1846. стр. VIII+48. (Из «Чтений в И. О. И. Д. Р.» 1846, кн. 1). Перевод глав XX–XXII: О Дворе Российском при Царе Алексее Михайловиче. [«Московский Вестник», VII, 243–256 (1828, 2)]. Здесь на стр. 245–246 переведены 12 строк в главе XX (о Б. И. Морозове), отсутствующие у Киреевского на стр. 31. а] Минцлов, 277. Путешествие по России Голландца Стрюйса. Переводил П. О. Юрченко. [«Русский Архив» 1880. кн. I, стр. 5–128]. «Р. Арх. 1880, I». [Заметка в авторском экземпляре книги]. Библиографическая заметка о немецком переводе книги Штрауса [Johann Jansen Straussens Reise durch Italien etc., Gotha und Erfurt, 1832, помещена в Ж. M. Н. П., II. – Ж. М. Н. П., 1834, ч. 2, стр. 326–328]. Ср. Adelung, II, стр. 344–346. Приводя отрывок из путешествия Стрюйса, А. Корнилович называет его: «голландец Ян Янсен Стрейс» [«Северный Архив», 1824. 5, стр. 275–290; 7, стр. 26–40].

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Псалом этот 324 мог быть написан по тому же самому поводу, что и псалом 46; только последний пели уже на поле сражения, а Пс.47 после возвращения в храме Иерусалимском (ст.10). Цари (ст.5 – этим множественным числом и некоторыми другими обстоятельствами затрудняется приспособление псалма к нашествию Сеннахерима) аммонитян, моавитян и сеиритян при Иосафате дошли до Фекуи, откуда они могли видеть Иерусалим, который имели в виду разрушить; но едва только они взглянули на город, как по действию божественному среди их произошло междоусобие, и они истребили друг друга (ст.6–9); ср. 2Пар.20:28 , так что войско Иосафата нашло одни только трупы. Возвратившись с поля, усеянного неприятельскими трупами, израильтяне собрались в храме ( 2Пар.20:28 ), чтобы возблагодарить Господа за чудесное спасение города; псалом наш есть благодарственная песнь. Чудесно спасенный город Божий, благодатно защищенная святая гора с возвышающимся на ней храмом, служат наглядною проповедью о всемогуществе Божием, откровением Его величия и славы (ст.2); город явным образом обязан защите Божией (ст.4) 325 , что он еще существует во всей своей крепости и величии на радость всея земли (ст.3). Союзные цари подходили к святому городу (ст.5), но едва приблизились к нему и увидели его, как невидимою силою Божиею приведены были в смятение и погибли (ст.6–8) 326 . Жители Иерусалима сами теперь увидели то, что слышали в повествованиях о древних временах (Исход из Египта, вступление в Ханаан), именно, теперь Он сделал чудо милости над Своим городом, который Он основал на вечные времена и потому не отдал его врагам (ст.9). За такую милость они благодарят теперь Бога в храме (ст.10), в убеждении, что хвала Божия распространится над храмом и до границ земли, так как Бог этим чудесным спасением, этим действием своей правды возвеличил Свое имя по всей земли (ст.11) 327 О таком действии божественной правды в отношении к врагам Израилевым радуется город (гора Сионская) и вся страна (дщери иудейские ­­ другие города, как бы дочери столицы). Затем псалмопевец призывает жителей Иерусалима обойти город, внимательно осмотреть его и таким образом убедиться, что он не потерпел никакого вреда, чтобы некогда рассказать о том Своим потомкам (ст.13–14) 328 и убедить их, что таков (той есть Бог), т.е. столь всемогущий и попечительный о Своем народе всегда Бог Израиля. Псалом 48. Утешение угнетенного праведника ввиду неодинакового на земле жребия его и гордых его притеснителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010