В дальнейшем превратное понимание и искажение этих истин их преемниками привели к тому, что в ряде стран эзотерическая традиция перестала существовать совсем. Сохранилась она лишь на севере Индии и Тибете в буддизме махаяны 323 . Однако это утверждение Блаватской прямо противоречит её не менее категоричному утверждению в другой работе, где она выносит вердикт о цейлонском буддизме хинаяны: «буддизм в том виде, как ему учат сегодня, совершенно идентичен тому, каким его проповедовали в течение первых столетий после смерти Будды, а именно, с 550 года до нашей эры по 100 год нашей эры» 324 . Причины появления столь же невежественных, сколь и противоречивых утверждений основоположников теософии относительно буддизма и индуизма мы рассмотрим далее, когда речь пойдёт о гносеологических корнях теософского космогенеза и антропогенеза. Теперь же продолжим разбор представлений теософии о мировом религиозно – историческом генезисе. Основоположники теософии выше всех священных писаний мировых религий ставят видения истинных мистиков, которыми считают самих себя 325 . Каким же предстаёт через призму теософских мистических видений Господь Иисус Христос ? Согласно Ледбитеру Гаутама, достигнув уровня Будды, передал эту должность махатме Майтрейе, «которого западные народы называют Христом – он занимал тело ученика Иисуса на протяжении трёх последних лет его жизни на физическом плане» 326 . Ученик Иисус, живя в Палестине, «получил привилегию предоставить своё тело Христу». В дальнейшем он получил воплощение Аполлонием Тианским, а позднее в Индии как основатель вишишта – адвайты Рамануджаачарья 327 . Безант учит аналогично, добавляя к этому, что Христос воплощался ещё в мифологическом основателе индуизма Кришне 328 . Данными утвержденияями, однако, Ледбитер и Безант вступают в очередное противоречие с «матерью теософии» – Блаватской, которая считала Христа определённым состоянием адепта, а не индивидуальным существом – махатмой. Объединяет основоположников теософии то, что все они отрицают Иисуса Христа как Богочеловека и издевательски переделывают факты Его земной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/bluzhdan...

325 Цезенний Сильван – лицо неизвестное. Марцелл дал Плинию составленный по форме бланк, в который надо было вставить только имя. Поименованный в ней заносился в армейские списки, находившиеся в канцелярии легата. 326 Корнелий Минициан – богатый и влиятельный всадник из Бергамо в Цизальпинской Галлии, адвокат, причастен к литературе. 327 ...на Классика обрушилась целая провинция.– Классик был наместником Бетики (н. Андалузия) в 97–98 гг. Сведения о нем имеются только у Плиния. Обвиняли его, как и Приска, в вымогательстве и жестокости, но Классика обвиняли не частные лица, а вся провинция, пославшая по постановлению Совета провинции, как представителей обвинения, своих депутатов. Дело его слушалось только в 100 г.; причиной была и смерть Классика и отсутствие Норбана Лициниана, ведшего расследование по его делу. См. след. прим. Шутка жителей Бетики: в приходо-расходной записи в статью «расход» был внесен Приск, отбывший в Африку (II.11.2), а в статью «приход» внесен Классик, прибывший из Африки: «зло обменяли на зло». 328 Бетика... настаивала на обвинении умершего. – Плиний имеет в виду Lex Acilia от II в. до н. э.; в его время только по обвинению в вымогательстве или в государственной измене можно было поднять дело о конфискации имущества умершего. – «Расследования» – inquisitio: сенат отправлял «инквизитора» в провинцию и облекал его правом принудительно отсылать в Рим нужных свидетелей и изъятые им в ходе расследования документы. Расследование могло длиться долго, часто до года. 329 Лукцей Альбин – сын прокуратора в Иудее и Мавритании, умершего в 69 г. Карьера самого Альбина неизвестна. 330 ...влиятельность отдельных лиц. – Многие из подсудимых могли рассчитывать на поддержку в Сенате: см. §§ 12, 25–26, 31–36. 331 Серторий (I в. до н. э.) – сторонник Мария, стал во главе восставших испанских племен и неоднократно разбивал римские войска. Когда, после одной неудачной стычки, в его армии начался ропот и несогласия, он, чтобы показать, какую силу представляет собой единство, прибег к примеру, о котором рассказывает Плутарх в биографии Сертория: он собрал своих солдат и велел привести двух лошадей: старую тощую клячу и хорошего коня с прекрасными статями и великолепным пышным хвостом. Около клячи он поставил высокого здорового молодца, а возле хорошего коня маленького бессильного солдата. По данному знаку они принялись вырывать хвост у лошадей, возле которых стояли: силач, схватив хвост клячи, тянул его изо всех сил, обливаясь потом, и наконец, бросил хвост под громкий хохот присутствующих. Между тем, хилый солдат выщипал по волоску весь пышный хвост рослого коня. Плиний и его товарищ решили «выщипывать» обвиняемых по одиночке.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Кроме рода Морозовых к этой группе знатных родов в то время еще принадлежали князья Черкасские, Воротынские, Трубецкие, Голицыны, Хованские, Одоевские, Пронские, Репнины, Прозоровские, Буйносовы, Урусовы, Хилковы; из нетитулованной аристократии в нее кроме, Морозовых, входили Шеины, Салтыковы и Шереметевы. Старшие представители этих семей попадали в бояре, минуя младшие дворцовые и государственные чины. (См.: Соловьев С. М. Т. VII (XIII). С. 62.) Дворцовые разряды. Т. III. С. 1630. Переписка княгини Е. П. Урусовой со своими детьми/Подг. Н. Г. Высоцкий//Старина и Новизна. 1916. Кн. XX. Стр. 14—48. Материалы для истории раскола… Т. VII. С. 221. Карташев А. В. Очерки… Т. II. С. 233. Там же. С. 233—234. Соловьев С. М. Т. VII (XIII). С. 259. ЧОИДР. 1909. Т. III. С. 22—24. Соловьев С. М. Т. VII (XIII). С. 124. Житие боярыни Морозовой… С. 201. ААЭ. Т. IV. С. 291; Соловьев С. М. Т. VI (XII). С. 326. ААЭ. Т. IV. С. 534—535. АИ. Т. IV. С. 534. Там же. С. 538. Там же. С. 538; Досифей (Немчинов), архим. Указ. соч. Т. III. С. 146. Материалы для истории раскола… Т. III. С. 385. Досифей (Немчинов), архим. Указ. соч. Т. III. С. 162. Семен Денисов. История о отцех и страдальцах соловецких//Åсипов Ã.Â. Раскольничьи дела XVIII столетия. Т. II. СПб., 1863. С. 27. Соловьев С. М. VII (XIII), 162 Семен Денисов. История о отцех и страдальцах соловецких. С. 47—50; Досифей (Немчинов), архим. Указ. соч. Т. III. С. 162. Семен Денисов. История о отцех и страдальцах соловецких. С. 5. Материалы для истории раскола… Т. III. С. 329; АИ. Т. IV. С. 532. Материалы для истории раскола… Т. III. С. 328, 336. Там же. Т. III. С. 334.       31. Учение отцов Пустозерских: дьякон Феодор   Несмотря на преследования, приверженцы старой веры все больше и больше отходили от принявшей новый обряд церкви и создавали свое новое, особое церковное общество. Еще до окончательного разрыва с “никонианской” церковью на соборах 1666—1667 годов старообрядческие отцы изложили основные черты своей идеологии и даже выработали некоторые новые богословские положения. Первой и основной точкой отправления их мышления было эсхатологическое учение о Третьем Риме и единственности русского православия, как оно было изложено в “Повести о Белом Клобуке”. Старец Филофей и его послания были в то время прочно забыты и их никто и не вспоминал, но “Повесть о Белом Клобуке” стала краеугольной основой всего учения старообрядцев. Запад, возглавляемый Римом, учили они, разорвав с православным Востоком, погиб для христианства уже b XI веке; греки продали православие или “зашатались” в вере со времен Флорентийского собора; Западная Русь капитулировала в Бресте в 1596 году, а в 1666 году наступило время Восточной Руси, и сама Москва, последний бастион православия, начала “последнее отступление”. Теперь приходилось ожидать или, может быть, уже и видеть приход самого Антихриста на когда-то светлую Русь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=980...

Эллинизм – это процесс синтеза греческой (эллинской) культуры с местными культурами Ближнего Востока, при котором греческая культура не поглощала, но преобразовывала их. Смешение различных местных и эллинистических элементов и определило ту культурную обстановку, которая существовала на Ближнем Востоке на протяжении долгого времени. 325 Главным средством эллинизации коренного населения Ближнего Востока стала организация восточных городов по образцу греческого полиса. Население прилегающих районов, устремлявшееся в города, получало экономические и правовые привилегии жителей полиса (освобождение от некоторых пошлин и ряда обязанностей, право участия в муниципальном управлении и др.), и как правило, стремилось практиковать греческий образ жизни и мыслей. Свидетельством эллинизации стало быстрое распространение греческого языка. 326 После смерти, в 323 г. до Р. Х., Александра Македонского его военачальники, известные как диадохи (т. е. преемники), не смогли сохранить единство империи, и обеспечили себе контроль только над ее определенными частями. В 323 г. Птолемей I Сотер (367−283) установил контроль над Египтом, затем в 305 г. состоялась его коронация. Селевк I Никатор (358−281) в 322 г. стал сатрапом Вавилона, а в 312 г. утвердил свою власть над всей восточной частью владений Александра Македонского. Остальные владения отошли Кассандру (355−297) в Македонии, и Лисимаху (361−281) во Фракии. Основную роль в судьбе Палестины эллинистического периода сыграли царства Птолемеев и Селевкидов. 327 Палестина стала причиной раздора между Птолемеями и Селевкидами. Для Птолемеев она была важна, как в военном отношении (как стратегическая буферная зона перед египетской границей), так и в экономическом плане. В течение всего III в. до Р. Х. преимущество контроля над Палестиной сохранялось за египетскими правителями, и только в 200 г. до Р. Х., благодаря решающей победе Антиоха III (223−187) власть над Палестиной перешла к Селевкидам. Впоследствии Птолемеи пытались вновь завладеть страной разными способами, или путем открытой войны и вмешательства в дела Сирии, или заключением династических браков. 328

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Выступление Кутайбы из Мерва не вызвало беспокойства в Хорезме – известно было, что арабы за одну летнюю кампанию совершали только один дальний поход, а жертвой на сей раз был Согд, и шах поспешил успокоить свое окружение, что Кутайба в этом году не нападет на Хорезм и самое время насладиться весной (можно думать, что имелось в виду празднование навруза – дня весеннего равноденствия). 324 «Они стали пить и наслаждаться жизнью», и весть о приближении арабов повергла хорезмийцев в отчаяние. Придворные бросились к шаху за советом и получили ответ, что сделать что-то уже поздно, лучше откупиться от Кутайбы, а если хотят, то могут обратиться к Хурразаду. 325 Хурразаду стало ясно предательство брата. Он взял на себя защиту Хорезма, собрал людей и вышел навстречу Кутайбе, прошедшему через Хазарасп. Противники расположились неподалеку от столицы Хорезма, Каса. 326 Неизвестно, как развернулись бы события, если бы хорезмшах не сдал Кутайбе два внешних кольца города. Хурразад со своими сторонниками укрылся в центральной, наиболее укрепленной части города, а хорезмшах перешел в лагерь Кутайбы. Хурразад обратился к Кутайбе с просьбой о пощаде, говоря, что будет его верным рабом. Кутайба ответил, что с этой просьбой следует обратиться к брату. Хурразад понял, что обречен, и решил сражаться до последней возможности. Сражение было недолгим, цитадель пала, и пленного Хурразада привели к Кутайбе, приказавшему его казнить. 327 Затем Кутайба по просьбе хорезмшаха передал ему пленных, и они были казнены по его приказу, их имущество было конфисковано и отдано Кутайбе, из чего следует, что на стороне Хурразада сражалась часть хорезмийской знати. Кроме того, Кутайба должен был получить какую-то заранее оговоренную сумму за помощь, которая никем не упоминается, лишь в одном случае говорится о 100 000 рабов. 328 После расправы с Хурразадом и его сторонниками хорезмшах обратился к Кутайбе с просьбой нанести удар правителю Хамджерда, области в самых низовьях дельты Амударьи и к северо-западу от нее, нападавшему на Хорезм. Абдаррахман б. Муслим успешно справился с этой задачей и привел 4000 пленных, которых Кутайба приказал обезглавить. 329 Массовое убийство пленных (как и рассказы о пиршестве среди трупов), по представлениям племенных преданий того времени – черта, украшающая героя. Что и говорить, время было кровавое и нравы жестокие. бивали и пленных, точнее не убивали, а казнили мятежников. Пленных, взятых в обычных войнах, предпочитали обращать в рабство. Пленные были частью добычи, поступали в раздел между воинами, включались в хумс для халифа. Только чрезвычайные обстоятельства могли заставить командующего лишить войско и халифа законной части добычи, в данном случае не меньше 600 000 дирхемов (если, конечно, пленных было действительно 4000, а не 400).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

3 . Соломон справедливо сказал, что в крещении – «обилие вод», когда говорил Церкви: «Глаза твои – как голуби, омытые в молоке, сидящие в обилии вод» 321 ибо обильна благодать крещения Церкви, чьим даром был орошен весь мир. Вода той купальни Вифезды исцеляла один раз в год, а благодать крещения Церкви ежедневно притекает, ежедневно прибывает, ежедневно переливается через край в царствах, в языках, в бесчисленных других народах, пользующихся ее даром. Только один иудейский народ не пожелал признать дар этой великой воды. Поэтому и говорит тот больной, который являл собой образ иудейского народа: «Пока я приду, другой уже сходит прежде меня» 322 . Ведь пока народ иудейский вопрошает и сомневается о пришествии Христовом, его опережает народ язычников и первым получает здоровье, и становится первым в вере тот, кто был первым в исцелении. 4 . А теперь размыслим о том, что Господь сказал в нынешнем чтении тому, кто получил исцеление после тридцати восьми лет болезни: «Вот, ты выздоровел. Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» 323 . Все грехи, которые были у тебя, прощены тебе; ты исцелен от всякого недуга греха, немощи души, недомогания тела, болезни незаконной похоти; от купальни возрождения ты восстал новым человеком. Смотри, не возвратись к прежним грехам, чтобы не подвергнуться угрозе смерти, ибо благодать крещения дается один раз. Если же кто-то по своей небрежности или, точнее, по неверности данному слову, потеряет ее, то сам станет виновником своей смерти, ибо он не пожелал сохранить такую благодать. Ведь когда ты приступал к крещению, тебя спрашивали, отрекаешься ли ты от мира и от помпы 324 и от дел его. И ты отвечал, что отрекаешься, и потом приступил к благодати вечного крещения. У Бога сохраняются твои слова. Твой ответ написан на небе 325 . Ты обещал Богу свою веру; ты обещался в присутствии ангелов, потому что, когда мы даем обещания о вере, рядом с нами стоят ангелы 326 . Смотри, что делаешь! Если страшна клятва перед человеком, что говорить о клятве перед Богом? «От слов своих, – как написано, – оправдаешься» или «осудишься» 327 . «Оправдаешься», если исполнишь то, что обещал Христу; «осудишься», если данное обещание не захочешь хранить. Послушай, что говорит Соломон: «Крепкий силок мужу уста его» 328 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Под «возглавляющим евхаристическое служение» можно понимать любого — как законного православного епископа или священника, так и лютеранского пастора или англиканскую женщину-«священницу», и т. п. Это смещение понятий ничего общего не имеет с соборным сознанием Православной Церкви, которая еще с апостольского времени сохраняет и благовествует истину, что «власть совершать таинство Евхаристии принадлежит только епископам в качестве апостольских преемников, а через епископов передается и пресвитерам 325 . Восточные Патриархи в «Послании о Православной вере» исповедуют: «Веруем также, что сие таинство Святой Евхаристии совершается не всяким, а только благочестивым иереем, получившим священство от благочестивого законного епископа» 326 .                       Г) ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА (СЛУЖЕНИЕ) Для нас особенно важен третий раздел КЕС, посвященный таинству Священства, так как от действительности этого таинства зависит действительность остальных, в особенности — таинства Евхаристии, ибо первым условием его действительности является факт его совершения священником, получившим священство через рукоположение со стороны законного епископа. Экуменисты тоже придают большое значение вопросу о священстве ради взаимного признания иерархий, к чему они стремятся на своих переговорах о соединении отдельных исповеданий. Об этом откровенно высказался англиканский епископ Глочестерский на Рипонской конференции, состоявшейся 31 октября 1933 года: «Действительное объединение наступит тогда, когда мы объединим священство. Над этим мы работаем и в Православной Восточной Церкви. Дело продвигается там более медленно, но в конце концов приведет к действительному объединению» 327 . Подобная же высокомерная самоуверенность в достижении конечного результата — взаимного признания иерархий — ощущается в каждой строчке рассматриваемого экуменического документа, что должно подвигнуть всех православных христиан, и прежде всего православных епископов, которые являются носителями благодатного апостольского преемства в Церкви, к решительной борьбе с экуменистическими домогательствами! Остановимся на самом заглавии третьего раздела. В отличие от таинства Крещения и Евхаристии, называемых своими древними святоотеческими названиями, таинство Священства обозначено в КЕС по-английски общим названием — Ministry, которое буквально переводится «служение». Согласно Британской энциклопедии, в английском языке есть специальное название для священства, а именно Priesthood, которое верно передает традиционный греческий термин ερτευμα и латинский — sacerdotium 328 . Ministry довольно трудно перевести, ибо слово охватывает все виды церковного служения. Эта многозначность придает расплывчатый характер благодатному содержанию Богоустановленного таинства, каким является Священство, унаследованное по преемству от св. апостолов. Цель неопределенного обозначения таинства Священства — подвести под понятие «служение» «церкви», входящие в состав ВСЦ и не имеющие в сущности священства!

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

1. Грехопадение понимается сторонниками «ДВ» не просто как утрата человеком божественной природы, а обретение им духовной природы сатаны. В этом нет ничего удивительного. Поскольку Адам изначально создан как ипостась нетварной природы, соединённой с человеческой, т.е. несёт в себе Творца как «искра Божества», то и далее человек существует в качестве ипостаси духовной природы, если не Божьей, то сатанинской. «Восприимчивость Кеньона к культовой антропологии произошла от его веры в то, что у человека нет никакой независимой собственной природы (по крайней мере, такой, которая является уникально и неизменно человеческой). Человек всегда «зависит от более высокой силы, чем он сам для своей духовной жизни. Он должен участвовать или в природе Бога или в природе Сатаны " 325 . О духовной зависимости человека от Бога или сатаны говорят и отцы Церкви. Тем не менее, они не считают человека по необходимости причастным этим природам. Прямой предшественник «ДВ» Э.У. Кеньон мыслит подобную зависимость не энергийно, а именно как субстанциальную причастность: «… когда Человек согрешил, Его Природа претерпела полное изменение. … Человек … родился от сатаны. Он стал причастником сатанинской Природы точно так же, как сегодня человек становится причастником Божественной Природы , родившись от Бога через принятие Иисуса Христа» 326 . Вслед за Э. Кеньоном теорию духовной смерти божественного человека подхватил К. Хейгин, а за ним и прочие активисты «ДВ». Если не все учителя Веры проговаривают те крайние выводы, которые следуют из этой теории, то радикал К. Коупленд, не стесняясь, идёт до конца. 2. Следующий шаг теории искупления формально напоминает святоотеческую мысль: Бог воплотился, чтобы человек обожился. Э. Кеньон: «Он стал тем, чем были мы, чтобы нам стать тем, чем был Он…» 327 . Однако это мыслится не как исцеление человеческой природы в личности Христа, а как потребность адекватного выкупа. К. Коупленд понимает искупление юридически, но очень специфично. В качестве выкупа Богу уплачивается жертва – человек, в точности соответствующий согрешившему Адаму. Первый Адам был человеком с природой божества и Христос, как второй Адам, должен быть таким же. «Нужен был человек, но этот человек должен был быть таким же чистым, как и первый (Адам), и никого настолько чистого, за исключением Бога, не оставалось. Так или иначе, нужно было воплощение, нужен был человек, наполненный Богом, – нужен был Богочеловек, пришедший на землю» 328 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dvizheni...

К этим общим основаниям Рейнке присоединяет и два фактических довода в пользу своей мысли. Первый факт состоит в том, что арамейским языком пользовался автор Ездр.4:8–6, 18 , откуда будто бы видно, что «письмо на арамейском и понимание его уже немного спустя после возвращения из плена было легче и общераспространеннее (allgemeiner), чем еврейского». Другой факт дает ему сообщение Неем.8:8 . Здесь он видит доказательство, что иудеи во время Ездры уже нуждались для понимания Пятокнижия в переводе прочитанного на арамейский язык. 326 Свою аргументацию он старается подкрепить разбором возможных возражений: во первых, возражение Гезениуса, 327 – что в Неем.8:8 не указывает на «перевод», а только на «внятность» чтения; во вторых, то возражение, – что существование послепленной литературы на еврейском языке доказывает употребительность этого языка; в третьих, – что по Неем.13:24 только после 433 года у некоторых иудеев, женившихся на иноплеменницах, стали встречаться дети, которые «в половину говорят по-азотски и не умеют говорить по-иудейски (). 328 Что касается общих оснований, приводимых Рейнке, то их πρτον ψεδος состоит в признании того, будто арамейское наречие палестинских иудеев обязано своим происхождением влиянию плена, что это – восточно-арамейское наречие. На самом деле такой взгляд – неправилен. Семитические языки, как известно, делятся на три ветви: 1) южно-семитическую или арабскую, 2) средне-семитическую или ханаанскую (сюда принадлежат языки еврейский, финикийский с пуническим и язык некоторых остатков ханаанского диалекта – в собств. именах, в надписи Меши) и 3) северно-семитическую или арамейскую. Последняя, в свою очередь, распадается на два разветвления: a) восточно-арамейское наречие или сирийское (письменный язык сирийских христиан); – искаженной отраслью его является мандейское наречие (в религиозных книгах назареев, сабийцев и т. н. иоаннитов); – иудейскую переработку сирийского мы встречаем в языке вавилонского талмуда; b) западно-арамейское или палестинско-арамейское наречие, неправильно (sic!) называемое халдейским; последний диалект и представлен в В. З. двумя словами в книге Бытие (31:47), одним стихом у Иеремии (10:11), отрывком в книге Даниила (2:4–7:28) и двумя отрывками в книге Ездры (4:8–6, 18 и 7:12–26), затем его представителей мы находим в обширной области позднейшей иудейской литературы (таргумы, палест. гемара и т. д.). К арамейской же ветви принадлежат самаританское и набатейское наречия. 329

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Давид услышал о поведении Ресфы. Он захотел помириться с домом Саула. Он собрал кости Саула и всех его потомков и с почетом похоронил их в их фамильной гробнице. «И умилостивился Бог к земле после сего» 326 . 19. Вирсавия Давид был на верху своей славы и своего могущества. Он победил Филистимлян, Моавитян, Эдомитян. Финикияне считали за честь находиться с ним в дружбе. Его имя сделалось известно далеко за пределами Ханаана. Но упоение славою имело на него влияние нравственного расслабления. Он предпринял войну против Аммонитян; эта война укрепляет его военное могущество, но делается для него поводом нравственного падения. Войско царя осаждало Аммонитскую крепость Равву 327 , а сам царь оставался в Иерусалиме. В это время ему понравилась Вирсавия, жена Урии Хеттеянина, находившегося в его войске и бывшего его верным воином. Давид приказал своему вождю, Иоаву, поставить Урию в такое место во время битвы, где бы он непременно умер. Приказание исполнено, и Давид женится на вдове Урии. В этом случае Давид является богатым пастухом, который для своего наслаждения отнимает у бедняка его последнюю овцу, его друга, его дочь. Пророк Нафан, обличая его в этом преступлении, грозил ему наказанием, которое и не замедлило его постигнуть. Рожденный Вирсавиею сын умер через семь дней 328 . Давид спокойно перенес наказание 329 и чистосердечно исповедал пред Господом свое тяжкое преступление. Он припоминал свою столь чистую и прекрасную юность и молил Господа об обновлении его одряхлевшей души; он просил его возвратить ему прежнюю радость и спокойное расположение духа; он выражает уверенность, что искренним раскаянием он умилостивит милосердного Бога 330 . Рождение другого сына, Соломона, уверило обоих, отца и мать, и Давида и Вирсавию, что Бог прощает их вину 331 . Давид состарился. Умирая, он оставлял своему преемнику государство на верху его могущества и просвещения. Истинный царь народа, одушевленного патриотическим энтузиазмом и религиозною ревностью, Давид, несмотря на свои недостатки, умел понять его дух, направить его стремления. Расширив свою власть даже до Евфрата, он собрал в Иерусалиме материалы для храма, построенного его преемником, но оглашаемого песнями, сложенными царственным пророком в минуты его скорби и радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010