11. Прот. А. Шмеман. За жизнь мира. RBR, НьюЙорк, 1983. 12. Пространный Христианский Катехизис. Православные Кафолические Восточные Церкви. Изд. 41, Москва, 1845. 13. Прот. Аквилонов. Научные определения Церкви и апостольское изъяснение о ней как о Теле Христовом. 14. Архиеп. Сильвестр. Учение о Церкви в первые три века христианства. Киев,1872. notes Примечания 1  G. Dix. The Shape of the Liturgy. Dacre Press, Westminster, 1945. H. Chirat. L " assemblee chretienne a I " Age Apostolique: «Maison Dieu», Paris, 1949. 2  Прот. Н. Афанасьев. Церковь Духа Святого. YMCAPress. Париж, 1971. — Трапеза Господня. 1952. 3  Св. Иоанн Златоуст. In Matheeum 32(33): 6 [P.g. 57, 384]. См.: Juan Mateos. Evolution historique de la Liturgiede St. Jean Chrysostome. B: «ProcheOrient Chretien», XV(l965), 333—351. 4  Juan Mateos, op.cit., p. 333. 5  G. Dix, op. cit., 128—129. H. Sillier. T. W. Kittel. 1, 341. A. Baumstark. Liturgie Comparee. Chevetogne, pp. 49, 82. 6  Прот. Александр Шмеман. Введение в Литургическое Богословие, стр. 105 и сл. 7  A. Roberts and J. Donaldson. Antenicene Chr. Liturgy. П, 59. p. 124: «…now when thou teachest, command and warn the people to be constant in assembling in the Church, and not withdraw themselves, but always to assemble, lest any man diminish the Church by not assembling». 8  Прот. Н. Афанасьев. Церковь Духа Святого. 9  Введение в Литургическое Богословие, гл. III, стр. 105 и сл. — См. еще: Martyrium [Recherche sur Ie culte desreliques et 1 " art chretien antique, ler vol. Architecture. Co liege de France, 1946. 2 vol. Iconographie. 1946]. — См. тоже L. Ouspensky. Essaie sur la theologie de I " icone dans I " Eglise Orthodoxe. v.l, Paris, 1960. — См.: Yves Congar. Le Mystere du Temple. Paris, 1958. 10  Симеон Солунский. Сочинения Блаж. Симеона, Архиеп. Фессалоникийского. (Писания св. отцов и учителей Церкви. т. II, СПб., 1856, стр.147—175). 11  Катехизис Митр. Филарета, стр. 86 и ел. — А. Катанский. Догматическое учение о семи таинствах Церкви в творениях Отцов и Учителей Церкви. СПб., 1877. — В.Я. Малахов. Пресуществление Св. Даров в Таинстве Евхаристии. (В «Богословском Вестнике», 1898, стр. 113—140.) — Фома Аквинат. Les Sacrements. Desclee et Cie, 1945. — Dom Vonier. La clefde la doctrine.Eucharistique. (Sans date). 12

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Все службы начинаются с великого славословия, молитвы Господней «Отче наш» и священнической молитвы (  ). Великое славословие в начале служб ни древними комментаторами, ни в рукописях ранее XV в. не упоминается. Чтение «Отче наш» в начале и в конце всех служб было введено в IX в. патриархом Тимофеем I в связи с полемикой с сиро-яковитами. Когда эта молитва читается в начале службы, в ней после слов «Да святится имя Твое» присутствует характерная только для В.-с. о. вставка (  ) «Свят, Свят, Свят» ( Mateos. Lelya-apra. 1959. P. 82). Вечерняя служба напоминает литургию оглашенных. После начальных молитв читаются (а в праздники поются) псалмы (  ), завершением к-рых служит священническая молитва (возможно, эта часть вечерни представляет собой остаток службы 9-го часа; см.: Mateos. 1960. P. 77). После этого отверзается завеса алтаря, зажигаются светильники и совершается обряд каждения, во время к-рого поются особый тропарь (  ) и гимн «Тебя, Господи». В древности в этот момент в храм входил епископ. Далее поются изменяемый в зависимости от периода литургического года псалом или часть псалма с «Аллилуия» (    ) и 9 тропарей (    ). Этот блок появился в составе вечерни не ранее XI в. (см.: Ibid. P. 82). После вечерних псалмов (Пс 140, 141, 118 (не полностью) и 116), присутствующих в чине, как и в визант. традиции, поются части псалма с «Аллилуия» (    ) и 9 тропарей (    ). Служба завершается диаконской ектенией, Трисвятым и главопреклонной молитвой. После священнического благословения завеса алтаря закрывается. В господские праздники и на памяти святых после вечерни совершается процессия, подобная визант. литии. Она состоит из неск. псалмов (  ) «царского антифона» (    ) и части псалма с «Аллилуия» (  ). Существует гипотеза, что вечерние процессии и обряды возжжения светильников и каждения в В.-с. о. восходят к иерусалимской литургической традиции ( Winkler. 1970. S. 289-311). Ночная и утренняя службы на практике не разделяются: в чинопоследование ночной службы не входят заключительные молитвы, а в начале утренней не читаются великое славословие и «Отче наш».

http://pravenc.ru/text/Восточно-сирийски...

оказался при этом ближайшим ко входу, т. е. 3-м. Припевы праздничных А.: 1-го - «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас» или «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас»; 2-го - «Спаси ны, Сыне Божий, [изменяемая часть], поющия Ти: Аллилуия»; 3-го - тропарь праздника. Последний стих 3-го А. является входным стихом, после к-рого еще раз поется припев - тропарь праздника; далее следуют «Слава», «И ныне» и периссий - кондак (точнее, проимий кондака) праздника ( Mateos. Célébration. P. 62-68). См. также ст. « Праздничные антифоны ». С влиянием Студийского устава связано появление в визант. чине литургии 3-го вида А.- изобразительных (τ τυπικ). В строгом смысле термина они не являются А.- они состоят из Пс 102 без припева (однако, слова «      », вставленные в начало и в конец псалма, могут быть следом припева), Пс 145 с исполняемым лишь однажды в самом конце А. припевом - тропарем «Единородный Сыне», заповедей блаженств (Мф 5. 3-12a) с изменяемыми в зависимости от дня и праздника припевами - тропарями на блаженнах . В практике палестинского савваитского монашества служба τυπικ была службой причащения монахов-келлиотов вне литургии (рукописный савваитский Часослов - Sinait. gr. 863, IX в.); в уставе городского студийского монашества, к-рое заимствовало Часослов у савваитов, такая служба была не нужна - монахи имели возможность посещать ежедневно литургию в храме, поэтому изобразительны были внесены в к-польскую литургию, что отражено в памятниках Студийского устава ( Mateos. Célébration. P. 68-71). В совр. правосл. богослужении за литургией, кроме случаев соединения литургии с вечерней, поются вседневные, праздничные или изобразительные А. ( Никольский. Т. 2. С. 65-80, 202), сходные между собой по местоположению на службе (перед малым входом), по структуре (состоят из 3 А., после 2-го следует гимн «Единородный Сыне») и по способу исполнения. Различаются они по степени праздничности и содержанию текстов. Праздничные А. поются на Пасху (и в Светлую седмицу) и в Господские двунадесятые праздники ; изобразительные - в недели (воскресенья), в субботы , в праздники, имеющие по крайней мере великое славословие (см.

http://pravenc.ru/text/115824.html

Облачение завершается омовением рук предстоятеля. Евхаристия есть дело тех, кому прощены грехи и оставлены беззакония, кто примирен с Богом. Это служение нового человечества — «некогда не помилованного, а ныне помилованного» (1 Петр. 2, 10). Мы входим в храм, мы «собираемся в Церковь», мы облекаемся в одежды новой твари — таковы первые священнодействия «Таинства всех Таинств» — святейшей Евхаристии. 001 G. Dix. The Shape of the Liturgy. Dacre Press, Westminster, 1945. H.Chirat. L " assemblee chretienne a I " Age Apostolique: " Maison-Dieu " , Paris, 1949. 002 Прот. Н.Афанасьев. Церковь Духа Святого. YMCA-Press. Париж, 1971. - Трапеза Господня. 1952. 003 Св. Иоанн Златоуст. In Matheeum 32(33) : 6 [P.g. 57, 384]. См.: Juan Mateos. Evolution historique de la Liturgiede St. Jean Chrysostome. B: " Proche-Orient Chretien " , XV(l965), 333-351. 004 Juan Mateos, op.cit., p. 333. 005 G.Dix, op. cit., 128-129. Н. Sillier. T. W. Kittel. 1, 341. A. Baumstark. Liturgie Comparee. Chevetogne, pp. 49, 82. 006 Прот. Александр Шмеман. Введение в Литургическое Богословие, стр. 105 и сл. 007 A.Roberts and J.Donaldson. Antenicene Chr. Liturgy. П, 59. p. 124: " ...now when thou teachest, command and warn the people to be constant in assembling in the Church, and not withdraw themselves, but always to assemble, lest any man diminish the Church by not assembling " . 008 Прот. Н. Афанасьев. Церковь Духа Святого. 009 Введение в Литургическое Богословие, гл. III, стр. 105 и сл. - См. еще: Martyrium [Recherche sur Ie culte desreliques et 1 " art chretien antique, ler vol. Architecture. Co liege de France, 1946. 2 vol. Iconographie. 1946]. -См. тоже L. Ouspensky. Essaie sur la theologie de I " icone dans I " Eglise Orthodoxe. v.l, Paris, 1960. - См.: Yves Congar. Le Mystere du Temple. Paris, 1958. 010 Симеон Солунский. Сочинения Блаж. Симеона, Архиеп. Фессалоникийского. (Писания св. отцов и учителей Церкви. т. II, СПб., 1856, стр.147-175).  2. Таинство царства I Если собрание в Церковь есть, в глубочайшем смысле этого слова, начало евхаристического священнодействия, его первое и основное условие, то конец и завершение его — во вхождении Церкви на небо, исполнение ее за трапезой Христовой, в Его Царстве. Назвать, исповедать этот конец, эту цель и исполнение Таинства сразу же после исповедания начала — «собрания в Церковь» — необходимо потому, что этот «конец» и являет единство Евхаристии, строй и сущность ее как движения и восхождения, как, прежде всего и превыше всего, — Таинства Царства Божия. И не случайно, конечно, в теперешнем ее чине Литургия начинается с торжественного благословения Царства.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Jeremias J. The Eucharistic Words of Jesus. London, 1966. Keener C. S. Acts: An Exegetical Commentary: Volume 3:15: 1–23:35. Grand Rapids, 2014. Koehler L., Baumgartner W., Stamm J. J. Hebräisches und Aramäisches Lexikon zum Alten Testament. Bd. 1. Leiden, 1967; Bd. 2. Leiden, 1974; Bd. 3. Leiden, 1983; Bd. 4 . Leiden, 1990. Kucharek C. The Byzantine-Slav Liturgy of St. John Chrysostom: Its Origin and Evolution. Combermere, Ontario, 1971. LaVerdiere E. The Eucharist in the New Testament and the Early Church. Collegeville, Minnesota, 1986. Ledogar R. Acknowledgment: Praise-Verbs in the Early Greek Anaphora. Herder, 1968. Leonhard C. Die älteste Haggada. Übersetzung der Pesachhaggada nach dem palästinischen Ritus und Vorschläge zu ihrem Ursprung und ihrer Bedeutung für die Geschichte der christlichen Liturgie//Archiv für Liturgiewissentschaft 45:2. 2003 . S. 201–231. Leroy J. Proclus, ‘De Traditione Divinae Missae’: un faux pas de C. Paleocappa//Orientalia Christiana Periodica 28. 1962. P. 288–299. Ligier L. Célébration divine et anamnèse dans la première partie de l’anaphore ou canon de la messe orientale//Gregorianum 48. 1967. P. 225–252. Longenecker R. N. Acts (The Expositor’s Bible Commentary). Grand Rapids, 1996. Louth A. Greek East and Latin West. The Church AD 681–1071. Crestwood, New York, 2007. Lubatschiwskij M. J. Des heiligen Basilius liturgischer Kampf gegen den Arianismus: Ein Beitrag zur Textgeschichte der Basiliusliturgie//Zeitschrift für Katholische Theologie 66. 1942. S. 20–38. Malina B. J. The Palestinian Manna Tradition. The Manna Tradition in the Palestinian Targums and Its Relationship to the New Testament Writings. Leiden, 1968. Manson T. W. The Sayings of Jesus as Recorded in the Gospels According to St. Matthew and St. Luke Arranged with Introduction and Commentary. London, 1949. Mateos J. Evolution historique de la liturgie de saint Jean Chrysostome//ProcheOrient Chrétien 15. 1965. P. 333–351. 16. 1966. P. 3–18. Mateos J. La célébration de la parole dans la liturgie byzantine: étude historique. Roma, 1971.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   Облачение завершается омовением рук предстоятеля. Евхаристия есть дело тех, кому прощены грехи и оставлены беззакония, кто примирен с Богом. Это служение нового человечества – «некогда не помилованного, а ныне помилованного» (1Пет. 2:10). Мы входим в храм, мы «собираемся в Церковь», мы облекаемся в одежды новой твари – таковы первые священнодействия «Таинства всех Таинств» – святейшей Евхаристии.    G. Dix. The Shape of the Liturgy. Dacre Press, Westminster, 1945. H.Chirat. L " assemblee chretienne a IAge Apostoliquë «Maison-Dieu», Paris, 1949.    Прот. Н.Афанасьев. Церковь Духа Святого. YMCA-Press. Париж, 1971. – Трапеза Господня. 1952.    Св. Иоанн Златоуст. In Matheeum 32(33): 6 [P.g. 57, 384]. См.: Juan Mateos. Evolution historique de la Liturgiede St. Jean Chrysostome. B: «Proche-Orient Chretien», XV(l965), 333—351.    Juan Mateos, op.cit., p. 333.    G.Dix, op. cit., 128—129. Н. Sillier. T. W. Kittel. 1, 341. A. Baumstark. Liturgie Comparee. Chevetogne, pp. 49, 82.    Прот. Александр Шмеман. Введение в Литургическое Богословие, стр. 105 и сл.    A.Roberts and J.Donaldson. Antenicene Chr. Liturgy. П, 59. p. 124: «...now when thou teachest, command and warn the people to be constant in assembling in the Church, and not withdraw themselves, but always to assemble, lest any man diminish the Church by not assembling».    Прот. Н. Афанасьев. Церковь Духа Святого.    Введение в Литургическое Богословие, гл. III, стр. 105 и сл. – См. еще: Martyrium [Recherche sur Ie culte desreliques et 1 " art chretien antique, ler vol. Architecture. Co liege de France, 1946. 2 vol. Iconographie. 1946]. -См. тоже L. Ouspensky. Essaie sur la theologie de Iicone dans IEglise Orthodoxe. v.l, Paris, 1960. – См.: Yves Congar. Le Mystere du Temple. Paris, 1958.    Симеон Солунский. Сочинения Блаж. Симеона, Архиеп. Фессалоникийского. (Писания св. отцов и учителей Церкви. т. II, СПб., 1856, стр.147—175). Глава 2. Таинство царства     И Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею, во Царствии Моем... Лк. 22:29, 30.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

609 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста 5, 3 (PG 57, 58). Рус. пер. С. 55–56. 610 Здесь использованы отдельные выражения из Молитвы Манассии (в греческом переводе Библии она помещается в конце 2-й Книги Паралипоменон): «Господи Вседержитель, Боже отцов наших... неизмерима и не может быть исследована милость обетования Твоего...» 614 Х. Матеос предполагал, что первоначально эти молитвы были частью Литургии верных (Mateos J. Evolution historique. P. 34), однако это предположение не имеет надежного подтверждения и в настоящее время отвергается большинством литургистов. 615 О развитии службы трех антифонов см. в: Mateos J. La célébration de la parole dans la liturgie byzantine. P. 27–45, 62–71; Успенский Н. Д. Т. II. С. 105–127. 626 Grumel V. L’auteur et la date de composition du tropaire Μονογενς. P. 417. Этим периодом датировали введение гимна в обиход большинство литургистов 2-й половины ХХ века. Ср. Успенский Н. Д. Т. II. С. 71 (534 г.); Dix G. The Shape of the Liturgy. P. 450 (535–536 гг.). 630 О молитве Иисусу в раннехристианской Церкви см.: Bauckham R. Jesus and the God of Israel. P. 127–151. 636 Предполагается, что перемещение этого гимна в конец второго антифона связано с традицией перемежать стихи псалмов с христианскими гимнами-тропарями. «Единородный Сыне» занял место заключительного тропаря 2-го антифона. См.: Taft R. The Great Entrance. P. 86–88. 645 Словосочетание «Царство Божие» у синоптиков встречается регулярно, в том числе 14 раз у Марка и 32 у Луки; у Матфея «Царство Божие» упоминается всего 5 раз, однако 32 раза употребляется идентичное по значению словосочетание «Царствие Небесное» (отсутствующее у других Евангелистов). Общее количество упоминаний Царства Божия или Царства Небесного в синоптических Евангелиях – 83. См.: Caragounis C. C. Царство Божье. В ст.: Царство Небесное//Иисус и Евангелия. Словарь. Т. 1. С. 731. 646 В Евангелии от Иоанна словосочетание «жизнь вечная» встречается 17 раз, а термин «жизнь» в значении «жизнь вечная» 19 раз: это намного чаще, чем во всех трех синоптических Евангелиях вместе взятых (где слово «жизнь» встречается в общей сложности 16 раз, из них лишь в 14 случаях обозначая жизнь вечную).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

о. была включена в состав утренней службы, одной из тем к-рой является прославление Воскресения. Неизвестный автор соч. «О девстве» (ок. 370 г.), к-рое было написано в Каппадокии, но сохранилось под именем свт. Афанасия Александрийского, наставляет монахиню петь «Благословите вся дела Господня Господа» (Дан 3. 57) в предрассветный час между Пс 62 и утренним гимном «Слава в вышних» (De virginitate. 20//PG. 28. Col. 276). Почти во всех литургических традициях песнь В. о. присутствует в составе праздничной утрени, обычно заменяя будничный (покаянный) Пс 50 (в амвросианском, галликанском, рим. обрядах, у маронитов ( Mateos J. Les matinses chaldéenes, maronites et syriennes//OCP. 1960. Vol. 26. P. 55-57; Taft. Liturgy of the Hours. P. 241), у несториан ( Mateos J. L " office paroissial du matin et du soir dans la rite chaldéen//La Maison-Dieu. P., 1960. Vol. 64. P. 65-67) и эфиопов ( Habtemichael-Kidane. L " Ufficio divino della chiesa etiopica. R., 1998. (OCA; 257). P. 341)). В эфиоп. обряде, а также в арм. и испано-мосарабском эту песнь принято петь и на службах малых часов. Исключение составляют лишь сиро-яковиты, в богослужебных книгах к-рых (напр., ркп. Laurent. Or. 58. Fol. 103v - 105, IX в.) песнь В. о., возможно по причине догматических расхождений, заменена на Пс 62 ( Taft. Liturgy of the Hours. P. 241). В к-польском песненном последовании часть песни В. о. (ст. 57-88) была антифоном входа (εσοδικν) на утрене ( Арранц М. Как молились Богу древние византийцы. Л., 1976. С. 78). Обряд входа подробно описан Симеоном Солунским († 1429): при входе держащий Крест иерей изображает ангела, сошедшего к отрокам, а архиерей - Самого Господа (De sacr. predicat. 349//PG. 155. Col. 635; рус. пер.: Симеон Солунский. Соч. С. 489). Молитва Азарии и 1-я часть песни трех отроков (ст. 52-56), согласно песненному последованию, стихословились на утрене субботы. По Студийскому и Иерусалимскому (принятому ныне в правосл. Церкви) уставам молитва Азарии и песнь трех отроков составляют соответственно 7-ю и 8-ю песни гимнографического канона.

http://pravenc.ru/text/153809.html

VI. Духовная брань. В заключительной части Послания (Еф 6. 10-20) верующие призываются рассматривать свою жизнь как часть драмы, к-рая изображается как битва, охватывающая весь тварный мир. Они должны сознавать себя как воинство Христово, как христ. солдаты, оснащенные от Бога полным вооружением («всеоружием»), обладающие всей силой, которую предоставил им Бог спасением во Христе («шлем спасения»), через Евангелие и действие Св. Духа («меч духовный, который есть Слово Божие») (Еф 6. 17). Первые 4 предмета вооружения (пояс, доспехи, поножи, щит) изображают следующие качества: истинность (честность, правдивость), праведность, готовность к миротворчеству, провозглашаемому Евангелием, и веру как полное доверие Богу во Христе. Все, что в Послании ранее говорилось о правдивости речи, о чистоте в слове и деле, о любви, благодарении и богослужении, о рассудительной, исполненной Духа жизни в христ. доме и обществе,- все это теперь предлагается рассматривать как элементы духовной брани, исход которой целиком зависит от «могущества силы» Божией, предоставленной верующим во Христе, и от их сопротивления духовным силам зла. Самое необходимое в сражении - это устоять, что трижды подчеркнуто в отрывке (Еф 6. 11, 13, 14). Архим. Ианнуарий (Ивлиев) Е. П. в правосл. богослужении Согласно раннему Иерусалимскому Лекционарию V-VIII вв., Е. П. читалось за богослужением в следующие дни: в 6-е воскресенье Великого поста - Еф 4. 25-5. 2 ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 74); во вторник, следующий за этим воскресеньем - Еф 3. 14-21 (Ibid. P. 76); в Лазареву субботу - Еф 5. 13-17 (Idid. 81); в Великий понедельник - Еф 1. 3-14 (Ibid. P. 85); в 7-е воскресенье по Пятидесятнице, в которое также отмечается память св. Афиногена - Еф 3. 1-13 (Ibid. P. 139); 23 окт.- Еф 5. 20-32 (Ibid. T. 2. P. 47); Еф 6. 10-18 мог читаться в дни памяти мучеников (Ibid. T. 2. P. 67); Еф 2. 12-18 и 5. 6-12 фигурировали в качестве чтений на молебнах. Согласно Типикону Великой ц. IX-XI вв., Е. П. читалось за литургией в 23-ю (Еф 2. 4-10), 24-ю (Еф 2. 14-22), 25-ю (Еф 4. 1-7), 26-ю (Еф 5. 8b - 19), 27-ю (Еф 6.10-17) недели и 28-ю (Еф 1. 16-23), 29-ю (Еф 2. 11-13), 30-ю (Еф 5. 1-8a) субботы по Пятидесятнице ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 160-164), в 1-ю субботу Великого поста (Еф 2. 4-10) (Ibid. P. 20), в понедельник по Пятидесятнице (Еф 5. 8b - 19) (Ibid. P. 140), в субботу по Просвещении (Еф 6. 10-17) (Ibid. T. 1. P. 188) и в нек-рые дни неподвижного богослужебного цикла. Также предписывалось читать на выбор отрывки Еф 2. 4-10 или Еф 5. 8-19 на молебном пении в случае землетрясения (Ibid. T. 2. P. 190), Еф 2. 14-18 - на праздники в честь Креста Господня, Еф 6. 10-17 - при монашеском постриге. Мессинский Типикон 1131 г. в распределении чтений из Е. П. следует Типикону Великой ц.

http://pravenc.ru/text/182055.html

Как и другие Благовещенские главы, указание о совпадении Благовещения с Великой субботой в византийской традиции впервые фиксируется в Типиконе Великой церкви, памятнике константинопольского кафедрального богослужения IX–XI вв. (Le Typicon de la Grande Église: Ms. Saint-Croix n. 40, Xe siècle/Introd., texte critique, trad. et notes par J. Mateos. R., 1962. T. 1. (OCA; 165). P. 256). Здесь говорится о том, что богослужение в этом случае нужно совершать так же, как и при совпадении Благовещения с Великим четвергом, а именно: «После тритекти [постовой аналог дневных часов в древней кафедральной традиции — д. М. Ж.]… исходит лития и восходит на Форум, и идет в Халкопратию [один из главных Богородичных храмов Константинополя — д. М. Ж.], и там певцы поют: “Слава… и ныне…” — и тотчас Трисвятое, прокимен, Апостол, алиллуия, Евангелие, сугубая и просительная ектении и “С миром изыдем”». Вечерня, паремии (после первой из которых Константинопольский патриарх исходил в баптистерий для преподания оглашаемым таинства Крещения, а во время последней — возвращался вместе с новокрещеными в храм и, когда они входили, помазывал их св. миром), литургийные чтения и литургия свт. Василия Великого совершались в храме Св. Софии в свое положенное время. Иными словами, в древней кафедральной практике Константинополя при совпадении Благовещения с Великой субботой в честь Благовещения совершались крестный ход (праздничный крестный ход был одной из главных богослужебных особенностей праздника Благовещения в византийской традиции) по улицам города и литургия оглашенных — без литургии верных — в Халкопратийском храме. Тем самым, литургийные чтения Благовещения и Великой субботы были разнесены по самостоятельным службам и звучали в разное время в разных храмах; а о том, как соединялась (если соединялась) гимнография этих важнейших дней года, Типикон Великой церкви ничего не говорит. Но уже в современном Типикону Великой церкви Студийском синаксаре — послеиконоборческом богослужебном уставе константинопольских монастырей — описано, как именно соединять гимнографические тексты Благовещения и Великой субботы (комплекты которых в византийской традиции уже в основном сформировались и имели вид, близкий к тому, который содержится в принятых ныне в Православной Церкви Минее и Триоди) во время вечерни вечером в Великую пятницу, утрени ночью с Великой пятницы на Великую субботу и вечерни вечером в Великую субботу, а также указан порядок следования благовещенских и великосубботних литургийных чтений друг за другом в рамках одной службы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204769...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010