В. стала небесной покровительницей Ракетных войск стратегического назначения РФ, а в 1999 г. ее икона, находящаяся в наст. время в Самарском епархиальном музее, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II побывала на борту орбитальной станции «Мир». Ист.: Riant P. E. Exuviae sacrae Constantinopolitanae. Ginevra, 1877. T. 1. Р. 9, 21; П[етров] Н. Мучение св. вмц. Варвары и повесть о преславных чудесах ее Феодосия Софоновича//ТКДА. 1894. 12. С. 598-614; Книга Паломник. С. 30; Книга хожений. С. 98, 148, 174; Majeska G. Russian Travellers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984; Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 453. Лит.: Сементовский Н. Галерея киевских достопримечательных видов и древностей. К., 1857. Тетр. 4. С. 28-30; Janin. Églises et monastères. P. 56-57; Kazhdan A. Rus " -Byzantine Princely Marriages in the 11th and 12th Cent.//Proc. of the Intern. Congr. Commemorating the Millenium of Christianity in Rus " -Ukraine. Camb. (Mass.), 1990. (HUS; Vol. 12-13); Царевская Т. Ю. О Царьградских реликвиях Антония Новгородского//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 69; Αγα Βαρβρα. Λευκωσα, 1999. Σ. 39-40; Жиленко I. В. та чудеса св. вмц. Варвари//Bipa i розум. Х., 2001. 2. С. 100-118. А. В. Бугаевский, П. И. Жаворонков, И. В. Жиленко Гимнография Память В. содержится в Типиконе Великой ц. IX-X вв., где указана служба на литургии ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 122). По всем редакциям Студийского устава полагается служба с «Бог Господь» , что говорит о торжественности памяти В. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. (ГИМ. Син. 330. Л. 101 об.- 102), последование В. соединяется с последованием прп. Иоанна Дамаскина. По др. редакциям Студийского устава: Евергетидскому Типикону кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 330-331), Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 64-65) - поется только служба великомученицы. В слав.

http://pravenc.ru/text/154091.html

В К-поле на берегу бухты Золотой Рог имп. Юстиниан I построил храм во имя А. (Прокопий О постройках. I 6), имп. Лев I построил в честь А. храм около Ксирокерка. В Минологии Василия II говорится, что глава А. находилась в Никомидии, где на ней не переставали расти волосы и от нее происходило множество чудес. Память А. отмечена 3 сент. в большинстве греч. календарей. По Типикону Великой ц . IX-X вв. служба его совершается в храме сщмч. Анфима на берегу Золотого Рога (Mateos. Typicon. P. 12). Согласно редакциям Студийского устава - Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 14-15) и Евергетидскому Типикону 1-й пол. XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 259-260) - на утрене 3 сент. полагалось читать житие А., написанное Симеоном Метафрастом. Служба А. включена в Иерусалимский устав , начиная с древнейших списков (Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Т. 3. Ч. 2. С. 29). Краткое житие А. помещено в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 25) и Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 9). Память и стих А. указываются в Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 327) и Феодора Продрома нач. XII в. (Teodoro Prodromo. Calendario. P. 93). Наиболее ранним свидетельством почитания А. на Руси являются упоминания его в рукописях кон. XI в. Память А. отмечена в месяцеслове Архангельского Евангелия 1092 г. (Л. 124 об.), служба святого содержится в Минее 1095-1096 гг. (РГАДА. Син. тип. 84.- Ягич. Служебные Минеи. С. 022). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А. из Минология Василия II, включенный в нестишной Пролог. В 1-й пол. XIV в. житие было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещено пространное житие А. (BHG, N 134y) (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 10 (1-я паг.)). Ист.: BHG, N 134-135; Евсевий. Церк. ист. VIII 6. 6; 13. 1; ActaSS. Apr. T. 3. P. 487-491; PG. 115. Col. 172-184; ЖСв. Сент. С. 61-72. Лит.: Janin R. Anthime (6)//DHGE. T. 3. Col. 530; Mara M. G. Contributo allo studio della «Passio Anthimi». R., 1964; Janin. Églises et monastères. P. 33-34; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 770; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 42.

http://pravenc.ru/text/114104.html

В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 16) память З. установлена 5 сент. наряду с памятью др. святых, в нек-рых списках помещается последование З., включающее тропарь Η σεπτ το προφτου σου πανγυρις (Честное пророка твоего празднование), прокимен из Пс 63, Апостол Евр 9. 11-14, аллилуиарий со стихом из Пс 98, Евангелие Мф 23. 29-39, причастен Пс 111. 6b. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 277-278), содержащем самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, на память З. 5 сент. приводится праздничное последование, включающее 6 стихир З. на «Господи, воззвах», пение «Бог Господь» на утрене и тропарь 8-го гласа           по 9-й песни светилен    ()[  ] (студийский светилен малых праздников). На литургии на блаженнах поются 3-я и 6-я песни канона З., прокимен из Пс 109, Апостол Евр 4. 14 - 5. 6; аллилуиарий, Евангелие и причастен те же, что и в Типиконе Великой ц. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 260-261) 5 сент. соединяются последования З. и еп. Гортинского Кирилла, совершается служба с пением «Бог Господь» и тропаря З. 4-го гласа Ιερωσνης στολισμν, περιβαλλμενος σοφ (        ), проч. указания те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе. На литургии прокимен, Евангелие и причастен те же, что и в Типиконе Великой ц., Апостол Евр 5. 4-10, аллилуиарий со стихом из Пс 96. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 15-16) 5 сент. указана только память З., тропарь тот же, что и в Евергетидском Типиконе, на утрене поется «Бог Господь». На «Господи, воззвах» 3 стихиры З. и 3 - Пресв. Богородицы. На литургии прокимен, Апостол и Евангелие те же, что и в Типиконе Великой ц., аллилуиарий тот же, что и в Евергетидском Типиконе, причастен Пс 32.1. В афонской редакции Студийского устава, сохранившейся в груз. переводе ( Георгия Мтацминдели Типикон - см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 230) на литургии 5 сент. прокимен, Апостол и Евангелие те же, что и в Типиконе Великой ц., аллилуиарий со стихом из Пс 91, причастен Пс 32. 1.

http://pravenc.ru/text/182665.html

Е. исцелял болезни, изгонял демонов, по его молитве во время засухи в Фиваиде был ниспослан дождь. Он скончался в Фиваиде, а его тело было перенесено на о-в Крит и похоронено близ Гортины. Согласно Синаксарю К-польской ц. (SynCP. Col. 17, 57, 750), эта местность называлась Раксос. Здесь находились также мощи сщмч. Кирилла, архиеп. Гортинского (ок. 280-304, пам. 9 июля, 6 сент.). На основе канона впосл. было составлено Житие для стишного синаксаря, в к-ром выражение о победе Е. над змеем (т. е. над диаволом) «свещами молитв» неверно истолковано как умерщвление свечами реального дракона. Е., хотя и был архиереем, за подвижническую жизнь прославлен в лике преподобных. За прижизненные и посмертные чудеса он именуется чудотворцем. Ист.: PG. 117. Col. 56-57 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 56-57; ЖСв. Сент. С. 340-343. Лит.: ActaSS. Sept. T. 5. P. 786-787; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 287; Т. 3. С. 385; Τζεδκης Θ. Εμνιος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1060-1061; Darrouz è s I. Eumène (2)//DHGE. T. 15. Col. 1396; Lucchesi G. Eumenio//BiblSS. Vol. 5. P. 225-227; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 147-148. Э. П. А. Гимнография Память Е. 18 сент. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 38) без богослужебного последования. В различных редакциях Студийского устава служба на память Е. не имеет праздничных элементов. В слав. студийских Минеях XI-XIII вв. последование Е. 18 сент. включает минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир-подобнов, седален ( Ягич. Служебные Минеи. С. 0148-0152; Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 10). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 279) память Е. отсутствует, 18 сент. здесь указано праздничное последование сщмч. Симеону. Согласно Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 27) и Георгия Мтацминдели Типикону XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 234), 18 сент. соединяются последования Е. и попразднства Воздвижения (более ранние редакции Студийского устава назначали отдание Воздвижения на 15 сент.), служба подробно не описывается.

http://pravenc.ru/text/187218.html

Александрийский Синаксарь содержит память О. под 21 марта и приводит апокрифическое сказание, также относящее период жизни мученика к апостольским временам, а его самого отождествляет с учеником ап. Павла (SynAlex. (Forget). Vol. 2. P. 42-43). Апостолом от 70 считают мученика и зап. мартирологи, где память О. помещена под 6 сент. (MartRom. P. 404). Из визант. стишных синаксарей сказание об О. и о П. как о пострадавших при Диоклетиане попало в слав. стишные Прологи под 9 нояб. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2009. Т. 3. С. 24) и впосл. в ВМЧ митр. Макария ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 143). Причины, по к-рым произошло раздвоение памяти мучеников О. и П., а также возникло сказание, к-рое относит время их страдания к IV в., вероятно, могут быть установлены при изучении их неизданного Мученичества (BHG, N 2325). Ист.: BHG, N 2325-2326; SynCP. Col. 205, 212, 821, 823; ActaSS. Sent. T. 2. Col. 662-666; Nov. T. 4. Col. 8. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 461-462; Sauget J.-M. Onesiforo e Porfjtio//BiblSS. Vol. 9. Col. 1177-1180; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 365; Макар. Симон. Синаксарь. Т. 2. С. 113-114. О. Н. А. Гимнография Память О. и П. отмечается в Типиконе Великой церкви , отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., 9 нояб. без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 96). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, О. и П. не упоминаются, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции 9 нояб. помещается служба О. и П., состоящая из канона 4-го гласа, цикла стихир-подобнов и седальна (см.: Ягич. Служебные Минеи. С. 329-333; Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 28). Такой же гимнографический состав имеет служба О. и П. в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 309-310). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноиталийскую редакцию Студийского устава, память О. и П. также отмечается 9 нояб.: совершается рядовая, будничная служба ( Arranz. Typicon. P. 51).

http://pravenc.ru/text/2578439.html

Ист.: SynCP. Col. 199-201; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 53-54; ЖСв. Нояб. С. 135-142. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 457; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 213; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 2. С. 80-83. О. Н. А. Гимнография Память М. м. указана в Типиконе Великой церкви , отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., под 7 нояб.; на Пс 50 назначается тропарь 1-го гласа Τς λγηδνας τν γων (    ); на литургии - прокимен Пс 67. 36, Апостол - Евр 12. 1-10, аллилуиарий Пс 33. 18, Евангелие - Мф 20. 1-16, причастен Пс 32. 1 ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 92). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, М. м. не упоминаются. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., относящемуся к малоазийской редакции Студийского устава, память М. м. совершается 7 нояб.; богослужебное последование состоит из канона авторства Феофана Начертанного 2-го гласа, 4 стихир и седальна ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 308). В Мессинском Типиконе 1131 г. южноиталийской редакции Студийского устава память М. м. также отмечена под 7 нояб.: совершается рядовая служба без к.-л. особенностей (см.: Arranz. Typicon. P. 50). В древнейших сохранившихся греч. и слав. редакциях Иерусалимского устава (напр., см.: Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33), Типикон серб. архиеп. Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. Л. 56б)) память М. м. помещена под 7 нояб. В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. под 7 нояб. излагается устав соединения службы М. м. со службой в честь прп. Лазаря Галисийского и с рядовой службой Октоиха; М. м. назначается отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μαρτυρς σου, Κριε (      ). Такие же указания содержатся под 7 нояб. в московском первопечатном Типиконе 1610 г. и последующих (в т. ч. в современном); М. м. также поется кондак 8-го гласа       Последование М. м., содержащееся в совр. рус. и греч. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μαρτυρς σου, Κριε (      ); кондак 8-го гласа      (Минея (МП). Нояб. Т. 1. С. 189; ср.: Амфилохий. Кондакарий. С. 239); канон авторства Иоанна Монаха с акростихом Δξα κροτεσθω Χριστς τν Μαρτρων (Слава пусть возгремит Христос мучеников) 2-го гласа, ирмос: Δετε, λαο (    ), нач.: Δετε, πιστοπαντες (Приидите, верные все) (Μηναον. Νοεμβρος. Σ. 74-84); канон, составленный Иосифом Песнописцем , c акростихом           8-го гласа, ирмос:           нач.:        (Минея (МП). Нояб. Т. 1. С. 183-192; греч. оригинал этого канона известен по рукописям - см.: Ταμεον. Σ. 80); цикл стихир-подобнов; седален, светилен (разные в греч. и рус. Минеях).

http://pravenc.ru/text/2562904.html

MGH SS – «Monumenta Germaniae historica. Scriptores», ed. Pertz. Miller, Fragment inédit... – Miller E., Fragment inédit de Nicetas Choniate relatif à un fait numismatique, – «Revue numismatique», 1866. Μιχα λ κομιντου τ σωζμενα – Μιχα λ κομιντου το Χωνιατου τ σωζμενα, Ι-II, ed. Lampros, Athenai, 1879. ММ – Mikloschich-Müller, Acta et diplomata graeca medii aevi sacra et profana, 6 vol., Vienne, 1860–1890. Montfaucon, Bibliotheca Coisliniana – Montfaucon, Blbliotheca Coisliniana, Paris, 1715. Monumenta Asiae Minoris – «Monumenta Asiae Minoris antiqua», VII, Monuments from the Eastern Phrygia, 1956. Narratio Floriacensis – «Narratio Floriacensis de captis Antiochia et Hierosolyma et obsesso Dyrrahachio», – RHC occ, V. Nic. Br. – «Nicephori Bryennii commentarii», rec. A. Meineke, Bonn, 1836. Nic. Chon. – «Nicetae Choniatae historia», ed. I. Bekker, Bonn, 1835. Ord. Vit. – Ordericus Vitalis, Historia ecclesiastica, Pars III – PL, 188. Petit, Monodie de Théodore Prodromos – Petit L., Monodie de Théodore Prodromos sur Etienne Skylitzès, metropolitain de Trébizonde, – ИРАИК, 8, 1902. Petit, Typicon de Grégoire Pacourianos – Petit L., Typikon de Grégoire Pacourianos pour le monastère de Pétritzos (Bakovo) en Bulgarie, – BB, 11, 1904. Petit, Typicon du monastére de la Kosmosotira... – Petit L., Typicon du monastére de la Kosmosotira pres Aenos (1152), – ИРАИК, 13, 1909. Petr. Diac. – Petri Diaconi de viris illustribus casinensibus opusculum, – PL, 173. PG – «Patrologiae cursus completus. Series graeca», ed. J. P. Migne. PL – «Patrologiae cursus completus. Series latina», ed. J. P. Migne. Psellos, Chronogr. – Psellos M., Chronographie du histoire un siècle de Byzance (976–1077), texte établi et traduit par E. Renauld, I-II, Paris, 1926–1928. Psellos, De operatione daemonum – Psellos M., De operatione daemonum, ed. F. Boissonade, Nürenberg, 1838. Psellos, Opuscula – Psellos M., Opuscula, ed. F. Boissonade. Psellos, Scripta minora – Psellos M., Scripta minora magnam partem adhuc inedita, I-II, ed. Kurtz, Fr. Drexler, Milano, 1936–1941.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Typicon. T. 1. P. 312). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, О. В. упоминается 12 июня, но состав богослужебного последования не описан; однако, согласно рукописным слав. Минеям студийской традиции - напр., ГИМ. Син. 167, XII в.,- служба О. состояла из канона, 4 стихир и седальна ( Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 67). Такой же набор гимнографии указан в день памяти О. В. и в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава; О. В. назначается служба с пением на утрене «Бог Господь» и указывается отпустительный тропарь 1-го гласа Τς ρμου πολτης (    ), также упоминается кондак ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 460). Такие же указания содержатся в Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноитал. редакцию Студийского устава ( Arranz. Typicon. P. 158). В древнейших сохранившихся редакциях Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- см.: Lossky. Typicon. P. 218; Типикон серб. архиеп. Никодима 1319 г.- см.: Миркович. Типикон. Л. 109б) память О. В. отмечается 12 июня; назначается служба с пением на утрене «Бог Господь» и с тропарем. В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. 12 июня указан только отпустительный тропарь О. В. Τς ρμου πολτης (    ). В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 12 июня отмечено знаком  (см. в ст. Знаки праздников месяцеслова ); служба О. В. поется вместе со службой прп. Петру Афонскому и с рядовым последованием Октоиха. О. В. указан отпустительный тропарь 1-го гласа           кондак 3-го гласа      с икосом; канон, стихиры, седален и светилен. В пореформенном издании московского Типикона 1682 г. оригинальные отпустительные тропари О. В. и прп. Петру Афонскому были заменены общим - 4-го гласа       Последование О. В., содержащееся в совр. греч. и рус. богослужебных книгах, включает отпустительные тропари: 1-го гласа Τς ρμου πολτης (    ) (Μηναον. Ιονιος. Σ. 80), 1-го гласа           4-го гласа      (Минея (МП).

http://pravenc.ru/text/2581421.html

Согласно любой из известных ныне редакций Студийского устава, «Б. м.» - неотъемлемый атрибут воскресной службы и стихословится в субботу вечером. Связь «Б. м.» с воскресной службой проявляется в ранних студийских памятниках - «Ипотипосисе» (IX в.), «Диатипосисе» прп. Афанасия Афонского (до 1000) и Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. По этим Типиконам в неделю Антипасхи вечером указано пение «Б. м.», т. к. воскресная служба переносилась на понедельник (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. XXIII, 228-229, 247; Пентковский. Типикон. С. 261). Т. о., рядовая Псалтирь начиналась вечером в воскресенье, а на саму Антипасху кафизм не было. В более поздних памятниках подобная практика не встречается. Кроме воскресной службы студийские и иерусалимские Типиконы указывают петь «Б. м.» также и на вечерне под большие праздники, вероятно, для того, чтобы уподобить праздничную службу воскресной; «Б. м.» заменяет собой стихословие вечерней кафизмы (18-й или рядовой). «Диатипосис» прп. Афанасия Афонского предписывает петь «Б. м.» на вечернях под Господские праздники, в дни памяти Иоанна Предтечи, апостолов и др. почитаемых святых, «в которые имеем отдых от трудов» (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 247-248). В Студийско-Алексиевском Типиконе «Б. м.» полагается накануне Господских (за исключением Рождества, Богоявления и Пасхи) и Богородичных праздников, дней памяти Иоанна Предтечи (его Зачатия, Рождества, Усекновения главы) и таких святых, как ап. Иоанн Богослов, бессребреники Косма и Дамиан ( Пентковский. Типикон. С. 233-367, 404). По Георгия Мтацминдели Типикону XI в. (груз. версия афонской редакции Студийского устава), «Б. м.» также поется и на воскресной службе, и накануне Господских и Богородичных праздников, и в честь святых (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 230, 232, 248, 306 и др.). В к-польском Евергетидском посл. трети XI в. и южноитал. Типиконах заметна тенденция отмечать праздничные вечерни не заменой вечерней кафизмы на «Б. м.», а полной отменой и того и др. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 256-499; Arranz. Typicon. P. 12-185). В Мессинском Типиконе 1131 г. на Рождество Богородицы и на Воздвижение (8 и 14 сент.) назначена 1-я «слава» «Б. м.» (Arranz. Typicon. P. 18, 23), хотя на др. праздники стихословие полностью отменяется. Этот (Ibid. P. 4) и Николо-Казолянский Типиконы (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 798) предписывают отмену «Б. м.» даже в субботу вечером, если на воскресенье приходится Господский праздник, а при совпадении с воскресеньем праздников Благовещения и Успения Пресв. Богородицы Мессинский Типикон - пение только 1-й «славы» 1-й кафизмы (Arranz. Typicon. P. 133, 181).

http://pravenc.ru/text/ Блажен муж .html

The author writes: we must «historically seek and discover the key to liturgical theology. We must restore the darkened ecclesiological, catholic consciousness of the Church by means of this theological research.» These plans are extraordinarily serious, the responsibility is enormous, requiring absolute Orthodoxy in the structure of the proposed science in order that it truly could «stand in defense» of both Divine services as well as theology. The fundamental part of the Introduction to Liturgical Theology – the history of the Typicon – is based primarily on Western scientific investigations in French, English, and German, and partially on Russian sources. The author is convinced that he has succeeded, as he expresses it, in «escaping Western captivity» while using non-Orthodox sources. He avoids the extreme affirmations of Protestant historians. He writes: «We categorically reject the understanding of the Peace of Constantine (i.e., the era of Constantine the Great) as a " pseudo-victory» of Christianity – victory bought at the price of compromise» (p. 86). However, such affirmations are not enough in themselves, when we are speaking of a subject having so much significance as has been historically demonstrated. Therefore, disregarding the scholarly baggage in the book, passing over the structure of the work, we consider it our obligation to focus attention on the book " s contents in one respect: has the author indeed escaped Western captivity? As many of his statements testify, he has in fact not escaped it. Such a view of the Typicon is new to us. The Typicon, in the form which it has come down to our time in its two basic versions, is the realized idea of Christian worship; the worship of the first century was a kernel which has grown and matured to its present state, having now taken its finished form. We have in mind, of course, not the content of the services, not the hymns and prayers themselves, which often bear the stamp of the literary style of an era and are replaced one by another, but the very system of Divine services, their order, concord, harmony, consistency of principles and fullness of God " s glory and communion with the Heavenly Church on the one hand, and on the other the fullness of their expression of the human soul – from the Paschal hymns to the Great Lenten lamentation over moral falls.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010