Тот же текст был включен в XVII в. в печатный Пролог. Свт. Димитрий Ростовский пересказал сочинение Евсевия о П. и дружине по лат. переводу Лаврентия Сурия, дополнив его сведениями из др. источников ( [Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 520 об.- 522 об.; ср.: Державин А. М., прот. Радуют верных сердца. М., 2012. Ч. 1. С. 486-487). Л. В. Прокопенко Гимнография Согласно Типикону Великой церкви IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 232-233), последование П. 16 февр. включает тропарь на Пс 50 3-го гласа Ελογητς ε, Χριστ Θες μν (      ) и службу на литургии: прокимен из Пс 67, Апостол (Евр 12. 1-10), аллилуиарий со стихом из Пс 33, Евангелие (Лк 21. 12-19), причастен (Пс 32.1). В одной из русских редакций Студийско-Алексиевского Типикона XI в. (по списку ГИМ. Син. 333, 1398 г.) на память П., 16 февр., назначается та же служба на литургии, что и 9 марта (Апостол и причастен, как в Типиконе Великой ц., прокимен (Пс 11), аллилуиарий со стихом из Пс 65, Евангелие (Мф 20. 1-16)). Слав. Минеи XII-XIV вв. содержат под 16 февр. только самые основные песнопения (седален, стихиры, канон; ГИМ. Син. 164. Л. 117-122 об., XII в.; РГАДА. Ф. 391, 104. Л. 99-104, XII в.). Евергетидский Типикон 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 416-417) и южноиталийский Мессинский Типикон 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 122) назначают на 16 февр., день памяти П., службу с «Аллилуия» на утрене. Последование П. по Евергетидскому Типикону включает минимальный набор песнопений (стихиры, канон, седален), без службы на литургии. В греч. рукописях Иерусалимского устава, начиная с древнейших редакций и до XV-XVI вв., день памяти П. подробно не описывался, назначалась только служба с «Аллилуия» на утрене ( Lossky. Typicon. P. 192; Sinait. gr. 1101, 1312 г., 1100, 1540 г., и др.); в нек-рых рукописях указывается кондак П. 2-го гласа. В греч. печатных изданиях Типикона, начиная с 1-го издания 1545 г., указан общий тропарь П. 4-го гласа: Ο μρτυρς σου Κριε (      ) и 2 кондака П.: 4-го гласа Κολαστηρων φοβερν (    ) и 2-го гласа (в тексте Типикона по ошибке - 1-го гласа): Θιλσας Χριστο («Возлюбив Христово...»), на литургии назначается общая служба мученикам.

http://pravenc.ru/text/2578766.html

Л. В. Прокопенко, М. Петрова Гимнография В Типиконе Великой церкви VIII-IX вв., отражающем практику кафедрального постиконоборческого богослужения К-поля, память П. указана 8 окт. без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 64). В разных редакциях Студийского устава и в Минеях, соответствующих этим редакциям, память П. обычно указывается 5 мая, реже - 4 мая или же отсутствует (ее замещают последования прп. Никите, сщмч. Сильвану , еп. Газскому, или сщмч. Ольвиану , еп. Анейскому). Последование П. включает только минимальный набор песнопений: цикл стихир-подобнов на «Господи, воззвах» 2-го гласа, канон 4-го гласа авторства гимнографа Феофана и седален 1-го гласа. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., в южноиталийском Мессинском Типиконе 1131 г., в груз. литургическом сборнике XI-XII вв. (Hieros. Patr. iver. 124. Fol. 12, перевод прп. Георгия Святогорца ) память П. указана 5 мая, но в Мессинском числа 4 и 5 мая переправлены ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 452; Arranz. Typicon. P. 150; см. также: Douramani K. Il typikon del monastero di s. Bartolomeo di Trigona. R., 2003. P. 172; Габидзашвили. Переводные памятники. 2011. Т. 5. С. 441). В слав. Путятиной Минее (РНБ. Соф. 202, XI в.) последование П.- 4 мая, в другой слав. Минее (ГИМ. Син. 166, XII в.- Горский, Новоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 60) - 5 мая. Согласно Иерусалимскому уставу , начиная с древнейших редакций (напр., Sinait. gr. 1094, XII в. Fol. 51), память П. всегда указывается 4 мая, ей положено совершать службу без тропаря ( Lossky. Typicon. P. 213; Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 48). Данный устав 4 мая сохраняется до сих пор в греч. изданиях. В слав. рукописях кон. XVI - нач. XVII в. появляется указание на общий тропарь мученице 4-го гласа         и на кондак 2-го гласа    , это указание переходит во все последующие печатные издания Типикона (с первопечатного издания 1610 г.) и Миней (с издания 1645 г.) вплоть до наст. времени. Последование П. в современных русских и греческих книгах включает: тропарь 4-го гласа         (только в русских); кондак 2-го гласа     (только в русских); канон 4-го гласа, с акростихом Πελαγ τν ανον εκτως πλκω (        ), с ирмосом Θαλσσης τ ρυθραον (      ), нач.: Πελγει, τν σν θαυμτων πλοντι (        ); цикл стихир-подобнов на «Господи, воззвах» (разные в русских (2-го гласа) и греческих (4-го гласа) книгах; слав. перевод последних есть в рукописях - напр., в Минее ГИМ. Син. 166, XII в.); седален 1-го гласа (в славянских и греческих рукописях встречается другой седален П. 4-го гласа).

http://pravenc.ru/text/2579920.html

Поскольку схождение ангела являлось прообразом тайны Воплощения Сына Божия от Девы Марии, за песнью В. о. в правосл. традиции обычно следует песнопение в честь Пресв. Богородицы «Тебя, необоримую Стену» (в песненной утрене) или песнь Богородицы с припевом «Честнейшую» (на монашеской утрене). Самый ранний пример такого соединения сохранился в Файюмском папирусе VII в. (Pap. Ryland. 466), к-рый содержит 4-строфные тропари с подзаголовками «на Благословите» и «на Величит». Припевы и тропари к гимнам В. о. Одно из первых упоминаний о припевах на песни трех отроков содержится в 47-й главе Жития св. Авксентия († 470), составившего для своих посетителей особое чинопоследование, в к-ром к песни В. о. припевался стих «Благословите» (PG. 114. Col. 1416). В Галлии, по свидетельству Григория Турского (540 - ок. 594), песнь В. о. (benedictio) пели с припевом «аллилуия» (alleluiaticum) (Vitae patrum. 6. 7). В восточносир. литургических книгах встречается припев «Пойте и превозносите во вся веки» ( Mateos J. Lelya-apra: Essai d " interpretation des matines chaldéennes. R., 1959. P. 76). В древней иерусалимской традиции пение Дан 3. 1-90 на праздники Рождества Христова, Богоявления и Пасхи сопровождалось небиблейскими рефренами ( Conybeare. Rituale armenorum. P. 517, 523; Renoux A. Un manuscrit du Lectionnaire arménien de Jérusalem. Addenda et corrigenda//Le Muséon. P., 1962. Vol. 75. P. 386, 391). Эти припевы, хотя и несходны в различных рукописях, указываются после одних и тех же стихов. В рукописи арм. Лекционария (Jerus. Arm. 121) на Богоявление и Пасху они указаны после стихов 35a, 51 и 52 (PO. T. 36. Fasc. 2. N 168. P. 212-215, 304-307). В более поздних рукописях (Jerus. Arm. 30 и 454) текст припевов сопровождается муз. нотацией (PO. T. 35. Fasc. 1. N 163. P. 61). По Типикону Великой ц. рефреном к песни являлся ст. 57b: «Пойте и превозносите во вся веки» ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 86). В песненном последовании молитва Азарии и 1-я часть песни трех отроков пелись с припевом «аллилуия», а 2-я часть (входной антифон) с припевом «Благословите» (Athen. Bibl. Nat. gr. 2061, кон. XIV - нач. XV в.). По словам Симеона Солунского, песнь В. о. поется с припевом «Благословите», причем в конце произносятся «Благословим Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господа, и ныне и присно» и прибавочный стих «Хвалим, благословим, воспеваем и поклоняемся Господу» (De sacr. predicat. 349//PG. 155. Col. 635; рус. пер.: Симеон Солунский. Соч. С. 489), сохранившиеся и в совр. практике исполнения канона на утрене (на 8-й песни «      » заменяется на «                    », а после заключительного тропаря прибавляется: «                    »).

http://pravenc.ru/text/153809.html

Лит.: Quentin H. Alypius//DHGE. T. 2. Col. 904; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 29; Janin. Églises et monastères. P. 19. В. А. Бугаевский Гимнография А. С. упоминается в Месяцесловах Типикона Великой ц . IX–X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 114-115), Стишного Пролога XI в., сочиненного к-польским поэтом Христофором Митилинским , и во мн. др. греч. и слав. литургических источниках ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 366). В разные времена и в различных богослужебных традициях варьировался состав памятей, приходящихся на этот день, и тип службы. Согласно нек-рым к-польским редакциям Студийского устава - Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. (ГИМ. Син. 330. Л. 100, XII в.) и Евергетидскому Типикону 1-й пол. XII в.- 26 нояб. отмечалась память 2 святых - сщмч. Меркурия и А. С., совершалась служба с Аллилуия ; на утрене по Студийско-Алексиевскому уставу читали житие А. С., а по Евергетидскому ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 326) - обоих святых. В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем собой италийскую редакцию Студийского, обозначена служба с Аллилуия только А. С. и чтение его жития ( Arranz. Typicon. P. 62). В ранних списках Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- см. Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33) указана служба с Аллилуия А. С. Русский первопечатный Типикон 1610 г. предписывал в тех случаях, когда 26 нояб. попадало на понедельник, среду или пятницу, петь службу с Аллилуия; в др. случаях - службу 2 святых без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ) - А. С. и вмч. Георгия Победоносца (в память освящения одноименной церкви в Киеве). По принятому в наст. время в РПЦ Типикону А. С. положена служба с Аллилуия или без знака (Типикон. Т. 1. С. 289), по Типиконам греч. Церквей служба без знака 2 святых - А. С. и Никона Метаноита. Служба А. С., зафиксированная во многих Минеях студийского типа (напр., РНБ. гр. 227-1. Л. 152об.- 151об.; гр. 551. Л. 198-200об., обе XII в.), совершается в совр. богослужебной практике рус. и греч. Церквей. Канон (5-го гласа) А. С. с акростихом «Радуяся похваляю Алипиевы болезни» составлен св. Иосифом Песнописцем († 886); дополнения к нему по рукописям, хранящимся в Венской национальной б-ке, изданы Хр. Ханником. О популярности этого святого в Византии свидетельствует большое число сохранившихся в греч. рукописях христ. Востока, не вошедших в печатную Минею канонов А. С. гимнографов Киприана (Paris. gr. 1619. Fol. 205v - 207v, XI-XII вв.), Иосифа (Paris. gr. 259. Fol. 266v - 269, XI в.; Vat. gr. 2309. Fol. 57-57v, XIV в.), Леонтия (Sinait. gr. 640. Fol. 183-189, 1539 г.), Феофана (Paris. gr. 259. Fol. 264-266v, XI в.) и 3 анонимных (Paris. gr. 259. Fol. 270v - 271, XI в.; Patm. 196. Fol. 200v - 207v, XIV в.; Sinait. gr. 572. Fol. 81-84, XI-XII вв.; Vatic. Reg. gr. 63. Fol. 118v - 121, 1260 г.).

http://pravenc.ru/text/114450.html

Память А. фиксируется в месяцесловах уже в VIII в. (ГИМ. Син. Греч. 42). Празднование этого святого отмечено в Типиконе Великой ц . (IX-X вв., Mateos. Typicon. T. 1. P. 24-25) и в к-польском Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского . Мессинский Типикон (1131) указывает на совершение службы А. (Arranz. Typicon. P. 21). Студийский и Иерусалимский уставы и комплекты Миней к ним содержат память А. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 446, 472). Из греч. и слав. рукописей известны 2 канона А., надписанных именами Георгия, Иоанна, и 1 анонимный. Во многих кодексах (напр., XI в. Ath. Laur. Γ 14; XIII в. Sin. Gr. 550, с 2-й песнью; XIII в. Paris. Gr. 13 и др.) сохранился канон (4-го плагального гласа) Георгия под 12 сент. («Τος νμοις κ βρφους το ποιητο») с акростихом «          » (Τν ννομον θεφρον νυσας δρμον: Ταμεον. N 42. P. 41-42), вошедший в печатную слав. Минею. В совр. уставе и печатных Минеях рус. и греч. Церквей служба А. перенесена на 11 сент. из-за отдания праздника Рождества Богородицы и совершается вместе с памятью прп. Феодоры Александрийской . Эта древняя практика была известна во времена создания одной из редакций Студийского устава - Евергетидского Типикона (1-я пол. XII в.), где указано на перенесение памяти А. на 11 сент. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 269). В целом совр. греч. и слав. последования А. идентичны между собой, за исключением канонов (в греч. указан канон (4-й глас), «Αγλ θεαρχικ λλαμπμενος ει ; ». Этот же канон содержит студийская слав. Минея XII в. (Син. Греч. 159. Л. 115-121), «        »). Под 12 сент. в печатной греч. Минее (Σεπτμβριος. Σ. 149) сохранился стишной ямбический синаксарь после 6-й песни канона А. на утрене («Θμα τραπζ προυτθη τ σ Λγε»). В первом печатном рус. Типиконе 1610 г. указана служба отдания праздника Рождества Богородицы, однако отмечено, что по желанию настоятеля она м. б. соединена со службой без знака Феодоре и А.; указан также кондак «      ». Иконография А. изображается как святитель (в фелони , с омофором , в руках - Евангелие): в минологии Служебного Евангелия (3-я четв.

http://pravenc.ru/text/63036.html

A Continental Commentary: Psalms 60–150. Minneapolis, MN: Fortress Press, 1993. Р. 429). См. об этом: Westermann C. Ausgewählte Psalmen: Übersetzt und erklärt. Göttingen: Vandenhoeck & Rupprecht, 1984. Р. 203. Baethgen F. Die Psalmen übersetzt und erklärt. Vol. 2. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1897 . P. 371–372. Weiser А. The Psalms: A Commentary. Р. 745. Mowinckel S. Psalmenstudien. Buch 2. Amsterdam: P. Schippers, 1961. P. 170–171. См., напр.: Willis J. T. Psalm 121 as Wisdom Poem. P. 441. Ceresko A. R. Psalm 121: A Prayer of a Warrior?//Biblica. 1989. Vol. 70, no. 4. P. 496. Amzallag N., Avriel M. Complex antiphony in Psalms 121, 126 and 128. P. 506–507. Mannati M. Les psaumes graduels constituentils un genre littéraire distinct á l’intérieur du Psautier biblique?//Semitica Paris. 1979. No. 29. P. 85–100. См. об этом: Kraus H.-J. A Continental Commentary: Psalms 60–150. Р. 428. См. подробнее: Hossfeld F.-L., Zenger E. Psalms 3: A Commentary on Psalms 101–150. Р. 321. Ibid. Р. 322. См. об этом: Westermann C. Ausgewählte Psalmen: Übersetzt und erklärt. Р. 202. См. подробнее: Richter H. F. Von den Bergen kommt keine Hilfe. Zu Psalm 121//Zeitschrift für die alttestamentliche Wissenschaft. 2004. Vol. 116, no. 3. P. 406–407. См. об этом: Hossfeld F.-L., Zenger E. Psalms 3: A Commentary on Psalms 101–150. Р. 322. См. об этом: Becking B. God-Talk for a Disillusioned Pilgrim in Psalm 121. P. 5. Ibid. P. 6. Maré L. P. Psalm 121: Yahweh’s protection against mythological powers//Old Testament Essays. 2006. Vol. 19, no. 2. P. 713. Ceresko A. R. Psalm 121: A Prayer of a Warrior? P. 504. Ibid. P. 509. См. об этом: Honeyman A. M. Merismus in biblical Hebrew//Journal of Biblical Literature. 1952. Vol. 71, no. 1. Р. 11–18. См. об этом: Maré L. P. Psalm 121: Yahweh’s protection against mythological powers. P. 714. Becking B. God-Talk for a Disillusioned Pilgrim in Psalm 121. P. 8. См. об этом: Weippert M. H. E. Des dieux endormis et se réveillant, ou bien des dieux mourant et ressuscitant?//Nederlands Theologisch Tijdschrift Wageningen.

http://bogoslov.ru/article/6177544

427 Theod. Lect. Eccl. hist. 2. 32. См.: Kelly J.N.D. Early Christian Creeds. Harlow, 1985. P. 348–350. 428 Требник. М., 1882. Л. 1–4; начальные слова этих молитв: 1) Владыко Господи Вседержителю, исцеляяй всякий недуг и всякую язю; 2) Владыко Господи Боже наш, родивыйся от Пречистыя Владычицы нашея Богородицы; 3) Господи Боже наш, благоволивый снити с небес. 429 Арранц М. Избранные сочинения по литургике. М., 2003. Т. 1: Таинства византийского Евхология. С. 223; подробнее о формировании этого чина см.: Алмазов А.И. История чинопоследований Крещения и Миропомазания. Каз., 1884. С. 122–132. 430 Подробнее см.: Gieschen C. A. The Divine name in Ante-Nicene Christology//VigChr. 2003. Vol. 57. P. 133–134. 431 Подробнее см.: Ткаченко А.А. Воцерковление//Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 9. C. 495–496. 434 Следует отметить, что до нас дошли целые циклы катехизических, или огласительных, бесед, принадлежащих свт. Кириллу Иерусалимскому (рус. пер. этих текстов представлен в издании: Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991р) и свт. Иоанну Златоусту (рус. пер. двух циклов бесед был издан совсем недавно: Иоанн Златоуст , свт. Огласительные гомилии/Сост., введ., пер. с греч., коммент., библиогр. И.В. Пролыгина. Тверь, 2006). 435 Характеристика этапов оглашения приводится по: О крещальной Литургии//Крещальная литургия. М., 2002. С. 113. 441 Там же. Текст этого оглашения, а также чин отречения от сатаны и сочетания Христу см. в: Goar J. Euchologion sive Rituale Graecorum... Venetiis, 1730. P. 279–281. 442 Подробное изложение чина Крещения по Типикону Великой церкви см.: Mateos J. Le Typicon de la Grand Église: Ms. Saint-Croix n. 40, Xe siècle/Introd., texte critique, trad. et notes par J. Mateos. R., 1963. T. 2. (OCA; 166). P. 84–87. Рус. пер. см. в: О крещальной Литургии//Крещальная литургия М., 2002. С. 113–116. 447 Подробнее об освящении воды для Таинства Крещения см.: Желтов М., диак. Водоосвящение//Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 9. С. 140–148.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

MartSingid F.Ηalkin, Trois texten grecs inédits sur les saints Hermyle et Stratonice, martyrs à Singidumum. AnBoll 89 (1971) 5– 45. MartSpeus H.Grègoire, Saints jumeaux et dieux cavaliers. Étude hagiographique. Paris 1905. [post s.IV] MatEkphr Matteo di Efeso. L’ekphrasis per la festa di Pasqua, а cura di A.Pignani. Napoli 1981. [s.XIV] Mateos Le Typicon de la Grande Église. Intr., texte critique, trad. et notes par J. Mateos. I. II. Roma 1962–1963. [s.IX/X] MatEp D.Reinsch, Die Briefe des Matthaios von Ephesos. Berlin 1974. [s.XIV] MatEpit 25 νκδοτοι βυζαντινο πιτφιοι – 25 unedierte byzantinische Grabreden, hrsg. v. A.Sideras. Thessalonike 1990, 269–278: Matthaios von Ephesos, [ca 1338] Matranga P.Matranga, Anecdota Graeca. Roma 1850. Maur Mauricius, Arta militar, ed. H.Mihescu. Bukarest 1970. [s.VII] MaurD Das Strategikon des Maurikios. Ed. v. G.T.Dennis, Chers, v. E.Gamillscheg Wien 1981. [s.VII] MaurParaph B.Leoni, La Parafrasi Ambrosiana dello Strategicon di Maurizio. Diss. Milano 1907. MaxAmbig Maximi Confessoris Ambiguorum liber. PG 91,1032–1417 (Index 1519–1530). [s.VII] MaxCarim Massimo Confessore, Capitoli sulla carità, ed. A.Ceresa–Gastaldo. Roma 1963 (Index 243–240). [s.VII] MaxConfThom P.Canart, La deuxième lettre à Thomas de S. Maxime le Confesseur. Byz 34 (1964) 415–445. [s.VII] MaxExeg Maximi Confessoris opuscula exegetica duo, ed. P. van Deun. Turnhout 1991 (Index 78–98). [s.VII] MaxQuaest Maximi Confessoria Quaestiones et dubia, ed. J.Declerck. Turnhout 1982 (Athesaurista in JÖB 34 287). [s.VII] MaxThal Maximi Confessoris Quaestiones ad Thalassium. I. Quaestiones I–LV; II. Quaestiones LVI–LXV. Ed. C.Laga et C.Steel. Turnhout 1980. 1990. [s.VII] Mazaris Mazaris ,,Journey to Hades. Arethusa Monographs V. New York 1075 (Index MCerEd Michaelis Uerularii Edictum synodale. PG 120, 736–748. [s.XI] MCerEp Michaelis Cerularii, Dominici Gradensis et Petri Antiocheni Epistolae mutuae. PG 120, 752–820. [s.XI] MeimEpig I.Meimares – Ch.Bakirtzes, λληνικς επιγραφς στερορρωμακν κα παλαιοχριστιανικν χρνων π τ δυτικ Θρκη. Κοmotene 1994 (Indices 53– 57).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

редакций. Начиная с XVI в. в рус. рукописных и печатных Типиконах 16 сент. ставится знак «3 точки в полукруге», что означает шестеричную службу (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); в зависимости от системы знак мог быть красным или черным. Память Е. В. 11 июля отмечается уже в Типиконе Великой ц. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 336) вместе с памятью св. отцов IV Вселенского Собора. Совершается та же служба Е. В., что и 16 сент. В Студийско-Алексиевском Типиконе ( Пентковский. Типикон. С. 353) 11 июля соединяются последования Е. В. и Октоиха. Признаки торжественности службы, тропарь Е. В., служба на литургии совпадают с теми, что характерны и для памяти 16 сент. На службе на память св. отцов IV Вселенского Собора, отмечаемой в воскресенье после памяти Е. В., на вечерней стиховне поется самогласная стихира Е. В., содержащая одновременно прославление Вселенского Собора. В последующих редакциях Студийского устава становится менее явной связь памятей Е. В. и св. отцов IV Вселенского Собора, т. к. празднование памяти последних привязывается к 16 июля (это указание есть уже на полях в списке Студийско-Алексиевского Типикона, ГИМ. Син. 330, 70-е гг. XII в.). В Иерусалимском уставе память святых отцов шести Вселенских Соборов предписывается совершать в Неделю до или после 16 июля, т. е. вне прямой связи с памятью Е. В. В Евергетидском Типиконе ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 470) последование Е. В. 11 июля в целом имеет тот же устав, что и 16 сент., но на литургии после входа поются тропарь и кондак Е. В. (в системе Евергетидского Типикона это является свидетельством повышенного статуса памяти по сравнению с 16 сент.), указаны др. Апостол и Евангелие - Гал 3. 23-29, Мк 5. 24b - 34. Мессинский ( Arranz. Typicon. P. 166) и Георгия Мтацминдели ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 267) Типиконы 11 июля содержат ссылку на 16 сент.; последование Е. В. соединяется с последованием Октоиха. В Иерусалимских Типиконах разных редакций 11 июля соединяются последования Е. В. и Октоиха, служба Е.

http://pravenc.ru/text/187812.html

Вассиан (Патрикеев) в процессе работы над Кормчей предпринял специальное исследование различных источников о Г., в результате к-рого пришел к выводу, что Г. участвовал в VI Вселенском Соборе (Каталог славяно-русских книг XVI в., хранящихся в РГАДА. М., 2005. Вып. 1. С. 287). Служба Г. впервые переведена не позднее 2-й пол. XI в., содержится под 24 нояб. уже в новгородских комплектах служебных Миней 90-х гг. XI в. (РГАДА. Тип. 381. 91, 1097 г.) и 1-й пол. XII в. (ГИМ. Син. 161); текст издан И. В. Ягичем. Во 2-й раз служба Г. переведена в 1-й пол. XIV в. в Болгарии или на Афоне и содержится под 23 нояб. в составе служебных Миней по Иерусалимскому уставу; рус. списки известны с 1-й пол. XV в. Посвящения Г. храмов на Руси и в правосл. слав. странах неизвестны. Лит.: Вздорнов Г. И. Роль слав. монастырских мастерских К-поля и Афона в развитии книгописания и худож. оформления рус. рукописей на рубеже XIV-XV вв.//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 180, 198. Прил. 17; Hannick Ch. Maximos Holobol in der kirchenslav. homiletischen Literatur. W., 1981. N 107. S. 146; Иванова К. «Западни» светци в състава на староизводните Чети-Минеи: (Предв. бележки)//Средновековна христ. Европа: Изток и Запад. София, 2002. 5. С. 354-355; Древности мон-рей Афона в России/Кат. выст. М., 2004. 3. 26. С. 198. А. А. Турилов Гимнография Согласно Типикону Великой ц . X-XI вв., память Г. приходится на 24 нояб. вместе с памятями нек-рых др. святых; богослужебное последование не приводится ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 112). Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. указывает память Г. 23 нояб., относительно службы этого дня говорится, что на утрене читается житие святого (ГИМ. Син. 330, л. 99). В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 61) память Г. отмечена под 24 нояб. (23 нояб.- память свт. Амфилохия Иконийского), без богослужебного последования. По Евергетидскому Типикону кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 324-325), память Г. также празднуется 24 нояб. и приводится полное последование службы; память Г. соединена с памятью вмц. Екатерины (имеющей нек-рое преимущество) по типу вседневной службы с «Бог Господь» . В Иерусалимском уставе память Г. окончательно фиксируется под 23 нояб. (см., напр., принятый ныне в РПЦ Типикон: [Т. 1.] С. 280); последование Г. соединяется с последованием свт. Амфилохия Иконийского по типу службы 2 малых святых без знака (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ).

http://pravenc.ru/text/166517.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010