Е. продолжала иноческую жизнь в мон-ре, приходя время от времени в город для утверждения в вере новообращенных христиан. Она была обезглавлена преемником Диогена язычником Викентием, прожив после своего крещения 56 лет. Т. о., ее кончину приблизительно можно отнести к 160-170 гг. Греч. пространное Житие Е. является, по мнению исследователей, переводом с сир. языка. Болландисты считают его легендарным из-за обилия чудес и ряда анахронизмов (в нач. II в. еще не существовало мон-рей, а епископская кафедра в Гелиополе была учреждена равноап. Константином Великим) и относят время жизни Е. к V в. Предполагают также, что в дошедшем до нас предании слились сведения о жившей в первые века христианства Е. и персид. мц. Евдокии (пам. 4 авг., 11 сент.). По мнению архиеп. Сергия (Спасского), в Житии Е. речь могла идти не о мон-рях в совр. понимании, а об известных с древности обществах девственников и девственниц; кафедра же в Гелиополе могла быть уничтожена в эпоху гонений, а затем восстановлена Константином Великим. Сохранились также сокращенное Житие (BHG, N 605b) и Житие в составе Императорского Минология 1034-1041 гг. (т. н. Царская Минея, или Минея Латышева). Житие Е. было переведено на груз. язык. Ист.: BHG, N 604-605e; ActaSS. Mart. T. 1. P. 875-887; PG. 117. Col. 332-333 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 498-499; Латышев В. В. Из агиогр. лит-ры: 1. Сокращенное житие мц. Евдокии; 2. Варианты к жития св. Меркурия Метафрастовской редакции из ркп. РАН//ИАН. 1918. Т. 12. Сер. 6. С. 1583-1585; ЖСв. Март. С. 5-39. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 59; Т. 3. C. 90; ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1020; Janin R. Eudocie (2)//DHGE. T. 15. Col. 1336; Lucchesi G. Eudocia//BiblSS. Vol. 5. P. 145-147; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 141-142. Э. П. А. Гимнография Память Е. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. P. 242) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем собой древнейшую сохранившуюся редакцию Студийского устава , память Е. не содержится. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 423), относящемся к малоазийской редакции Студийского устава, под 1 марта упоминаются канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, седален и цикл стихир Е. Мессинский Типикон 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 125) афоно-итал. редакции Студийского устава предписывает совершать в день памяти Е. службу с «Аллилуия» .

http://pravenc.ru/text/187063.html

P. 21), и 2 окт. вместе с апостолами, пророками и др. святыми (Ibid. P. 41). Согласно Типикону Великой церкви , отражающему особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., память М. отмечается 2 сент.; на Пс 50 назначается тропарь 3-го гласа Αθλοφρε γιε (Подвижниче святый...), указан прокимен Пс 63. 11, Апостол 1 Кор 9. 2-12, аллилуиарий Пс 91. 13, Евангелие Ин 15. 1-11, причастен Пс 32. 1 ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 10). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, М. не упоминается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 159, XII в.- см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 3) под 2 сент. содержится служба М., состоящая из кондака 3-го гласа            с икосом, канона 8-го гласа, 2 циклов стихир-подобнов, 2 седальнов (также см.: Ягич. Служебные минеи. С. 015-022). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., отражающем малоазийскую редакцию Студийского устава , 2 сент. отмечается память М. и прп. Иоанна Постника; совершается служба с пением на утрене «Аллилуия» ; последования святых соединяются с будничной службой Октоиха; М. назначается канон, 1 цикл стихир и 1 седален ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 259). В Мессинском Типиконе 1131 г., отражающем южно-итал. редакцию Студийского устава, в день памяти М., 2 сент., на вечерне песнопения М. соединяются с песнопениями прп. Симеону Столпнику и в честь индикта (новолетия), празднование к-рых совершалось накануне (1 сент.); указан отпустительный тропарь М. 4-го гласа Ο μρτυς σου Κριε (      ); на утрене соединяются службы М. и Октоиха; по 3-й песни канона седален, по 6-й - кондак М.; утреня заканчивается великим славословием (такое торжественное окончание утрени обусловлено, судя по всему, не памятью М., а попразднством индикта); на литургии прокимен, аллилуиарий и причастен М., Апостол и Евангелие рядовые ( Arranz. Typicon. P. 14). В Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в., представляющем афонскую редакцию Студийского устава, 2 сент.

http://pravenc.ru/text/2561776.html

P. 69-72); в четверг 6-й седмицы (Ibid. P. 78). Кроме того, на праздник Успения Пресв. Богородицы 15 авг. читался отрывок Иов 28. 5-11 (Ibid. T. 2. P. 27). Согласно Типикону Великой ц. IX-XI вв., отражающему соборную богослужебную практику К-поля IX-XII вв., И. к. использовалась только за богослужением Страстной седмицы: паремия Иов 1. 1-12 - на вечерне в Великий понедельник, Иов 1. 13-22 - в Великий вторник, Иов 2. 1-10 - в Великую среду, Иов 38. 1-21 - в Великий четверг, Иов 42. 12-17 - в Великую пятницу (см.: Mateos. Typicon. T. 2. P. 68, 70, 74, 80). В памятниках Студийского (напр., в Мессинском Типиконе 1131 г.; см.: Arranz. Typicon. P. 235, 242) и Иерусалимского уставов (напр., в первопечатном греч. Типиконе 1545 г.), а также в современных греческих и славянских богослужебных книгах, унаследовавших к-польскую лекционарную систему постиконоборческого периода, назначаются те же чтения из И. к., что и в Типиконе Великой ц. Помимо богослужения И. к. также могла читаться во время монастырской трапезы. Об этом говорится, напр., в древнейшей редакции Жития прп. Михаила Клопского (см.: ПЛДР. 2-я пол. XV в. М., 1982. С. 336). Е. Е. Макаров Лит.: Ewald H. Die Dichter des Alten Bundes. Gött., 18542. Tl. 3: Das Buch Ijob; idem. Commentary on the Book of Job. L., 1882; Бухарев А. М. Св. Иов многострадальный: Обозрение его времени, и искушения по его книге. М., 1864; Novakovi S. Apokrifna pria o Jovu//Starine. Zagreb, 1878. Knj. 10. S. 157-170; Polivka G. Apokrifna pria o Jovu//Ibid. 1891. Knj. 24. S. 135-155; Erman A. Der Hiobsstein//ZDPV. 1892. Bd. 15. S. 205-211; Kaufmann H. E. Die Anwendung des Buches Hiob in der rabbinischen Aggadah. Fr./M., 1893; James M. R., ed. Apocrypha Anecdota. Camb., 1897. P. 104-137; Kohler K. The Testament of Job//Semitic Studies in Memory of A. Kohut/Ed. G. A. Kohut. B., 1897. P. 264-338; Wiernikowski I. Das Buch Hiob nach der Auffassung des Talmud und Midrasch: Diss. Breslau, 1902; Юнгеров П. А. Происхождение Книги Иова//ПС. 1906. Ч. 1. 3. С.

http://pravenc.ru/text/578206.html

Иоиля только свт. Кирилл Александрийский предлагал исторически буквальное, а не эсхатологическое понимание этого места ( Суг. Alex. In Joel. 3. 1-3). Топографическое отождествление Иосафатовой долины с расположенной между Иерусалимом и Масличной горой Кедронской долиной встречается впервые у Евсевия ( Euseb. Onomast. 118. 18 затем во мн. раннехрист. рассказах паломников (Itiner. Burdigal. 594. 1; Anton. Placent. Itinerarium; Adamn. De locis sanctis. 1. 1. 3; 12. 12. 1; 13; 15. 1; 25. 9). В др. месте Евсевий отождествлял ущелье Иосафатово с Енномовой долиной ( Euseb. Onomast. 170. 8-10 к-рая также связана с христ. апокалиптическими представлениями (см.: Beda. De schemat. et trop. 5. 2). Однако подобную эсхатологическую топографию не принимал свт. Иоанн Златоуст ( Ioan. Chrysost. In Rom. 31. 4). Окончание Книги прор. Иоиля (Иоил. 3. 18-21) в основном интерпретировалось христ. комментаторами экклезиологически: как указание на буд. блага, уготованные для просвещенных божественным учением апостолов и учеников ( Ephraem Syr. in Joel. 3. 18), к-рые будут собраны вокруг Христа как источника жизни вечной в доме Господнем, т. е. в Его Церкви ( Суг. Alex. In Joel. 3. 18; Hieron. in Joel. 3. 18-21). А. Е. Петров Гимнография Память И. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 70) под 19 окт. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. И. не упоминается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 160, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 20; см. также: Ягич. Служебные Минеи. С. 132, 133, 137-140) под 19 окт. выписывается последование И., содержащее минимальный набор песнопений: канон, стихиры, седален. Такое же последование назначается И. в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 297). В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 41) память И. отмечается 19 окт., служба подробно не описана. Согласно одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait.

http://pravenc.ru/text/578234.html

яз.). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 403; D ö lger F. [Review of:] Schwartz E. Kyrillos von Skythopolis//BZ. 1940. Bd. 40. S. 474-484; Stein E. Cyrille de Scythopolis: A propos de la nouvelle édition de ses œuvres//AnBoll. 1944. Vol. 42. P. 169-186; Doren R., van. Cyriaque//DHGE. 1956. T. 13. P. 1167; Les moines d " Orient/Ed. A. J. Festugière. P., 1963. Vol. 3/3: Les moines de Palestine: Vie de saints Jean l " Hésychaste, Kyriakos, Théodose, Théognios, Abraamios; Caraffa F. Ciriaco//BiblSS. 1963. T. 3. Col. 1297-1298; Κυριακς//ΘΗΕ. 1965. T. 7. Σ. 1150-1151; Kyriakos//DHGE. 2007. T. 29. Col. 1065; Творогов О. В. Переводные жития в рус. книжности XI-XV вв.: Каталог. СПб., 2008. С. 71-72; Джгамаия Л. Месяцеслов Георгия Мтацмидели: Сентябрь. Тбилиси, 2007. С. 372-376 (на груз. яз.). Гимнография Прп. Кириак Отшельник. Роспись Энклистры мон-ря прп. Неофита Затворника, Кипр. 1183 г. Прп. Кириак Отшельник. Роспись Энклистры мон-ря прп. Неофита Затворника, Кипр. 1183 г. Память К. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 50) 29 сент. без богослужебного последования. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 286), содержащему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память К. празднуется 29 сент., совершается рядовая служба, подробных указаний о составе богослужебного последования нет. В рукописных слав. Минеях студийской традиции - напр., ГИМ. Син. 159, XII в. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 15-16; также см.: Ягич. Служебные Минеи. С. 0222-0227) - служба К. 29 сент. включает минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир-подобнов, 2 седальна. Точно такое же последование К. зафиксировано 29 сент. в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 286), к-рый является малоазийской редакцией Студийского устава . В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 34), отражающем южноитал. редакцию Студийского устава, указан отпустительный тропарь К.

http://pravenc.ru/text/1840209.html

П. И. Жаворонков, А. В. Бугаевский Гимнография Память В. содержится в Типиконе Великой ц . IX-X вв. наряду с памятью др. святых ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 14). Согласно разным редакциям Студийского устава: Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 277), Евергетидскому Типикону кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 260), Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 15) - поется только последование В. Студийско-Алексиевский Типикон не дает подробного описания службы, упоминая лишь чтение похвального слова Иоанна Златоуста. По Евергетидскому Типикону служба с «Бог Господь» аналогична шестеричной (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). В Мессинском Типиконе служба тоже с «Бог Господь», на «Господи, воззвах» поются по 3 стихиры священномученика и Богородицы. Корпус песнопений в этих Типиконах в целом тот же, что и в совр. богослужебных книгах, в обоих указывается служба В. на литургии. В слав. Минеях XI-XII вв. последование (состав: канон, 3 стихиры и седален) В. соединено с последованием прор. Моисея. Служба не содержит ни тропаря с кондаком, ни самогласнов ( Ягич И. В. Служебные Минеи. СПб., 1886. С. 032-042). В Иерусалимском уставе, как в древнейшей ред. (напр., ркп. Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 29), так и в более поздних, вплоть до печатных греч. и слав. изданий, последование В. также соединялось с последованием прор. Моисея. В московских старопечатных изданиях (1610, 1633, 1641) память В. 4 сент. обозначена как шестеричная. В Типиконе, используемом ныне в РПЦ, нет шестеричного знака, хотя устав службы во многом совпадает с тем, что отражен и в старопечатных Типиконах. Служба В. в совр. слав. и греч. Минеях практически та же, что и в студийских памятниках, и включает тропарь 4-го гласа «Κα τρπων μτοχος» (      ); кондак 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа на подобен «Яко начатки»: «Ως εσεβεας κρυκα, κα θλητν δραωμα» (            ); канон плагального 2-го, т. е. 6-го, гласа, приписываемый Феофану или Иоанну Монаху, без акростиха, ирмос: «Ως ν περ πεζεσας Ισραλ» (          ), нач.: «Τν τν οκεων αμτων ς Μωσς, ρυθρααν θλασσαν, κυμντως διελθν» (                ). По рукописи XI в. (Sinait. gr. 552), тот же канон начинается иначе: «Νν πολαων τς αγλης τς τριλαμπος» (Ныне наслаждаясь сиянием трисветлым) (Ταμεον. Σ. 34). Есть 2 самогласна. В совр. печатных изданиях нет самогласнов на стиховне утрени, указанные в перовопечатном московском Типиконе 1610 г. и Евергетидском Типиконе. Корпус стихир-подобнов в совр. греч. и рус. Минеях не совпадает с тем, что содержится в студийских Минеях.

http://pravenc.ru/text/153791.html

Chevetogne, 1963. V. I. P. 113–120. Составлен в 1038–1045 годах Георгием Мтацминдели, игуменом Иверского монастыря на Афоне. Подробное описание Синаксаря с многочисленными выписками см.: Кекелидзе К. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис, 1908. С. 228–313. София, НБКМ, 933; НБКМ, 522; НБКМ, 882. Mateos J. La celebration de la parole dans la liturgie byzantine. Roma, 1971. P. 46–49 (Orientalia Christiana Analecta, 191). Кекелидзе К. Указ. соч. С. 305–306; Arranz M. Le typicon du monastere du Saint-Sauveur а Messine. Codex Messinensis gr. 115. Roma, 1969. P. 3–11 (Orientalia Christiana Analecta, 185); Дмитриевский А. У каз. соч. Т. I. С. 797–809. Pertusi A. Rapporti tra il monachesimo italo-greco ed il monachesimo bizantino nell " alto medioevo//La Chiesa greca in Italia dall " VIII al XVI secolo/Atti del Convegno storico interecclesiale (Bari, 30 aprile – 4 maggio 1969). Padova, 1972. V. II. P. 482–486; Arranz M. Op. cit. P. IX–XIII; Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. I. С. CX–CXLII, 795–912. Apostolidis A. Il Typicon di S. Nicola di Casole secondo il codice Taur. Gr. C III 17 (Introduzione, Testo critico, Indici)//Tesi di dottorato. Pontificia Universita S. Tommaso d " Aquino in Roma. Facolta di Teologia. Sezione ecumenico-patristica greco-byzantina «S. Nicola». Bari, 1983–84. P. 263 (testo dattiloscritto); Arranz M. Op. cit. P. 242. Arranz M. Op. cit. P. 198; Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. I. С. 869. Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. III. С. 1–70. Пентковский А. М. Константинопольский и иерусалимский богослужебные уставы///Журнал Московской Патриархии. 2001. 4. С. 75–76. Бенешевич В. Н. Тактикон Никона Черногорца (Греческий текст по рукописи 411 Синайского монастыря св. Екатерины). Петроград, 1917. Вып. I. С. 30, 61–66 (Записки историко-филологического факультета Петроградского университета, CXXXIX). Мансветов И. Д. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. М., 1885. С. 83, 176–180. Дмитриевский А. А. Древнейшие патриаршие типиконы: Святогробский Иерусалимский и Великой Константинопольской Церкви. Киев, 1907. С. 213. Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/443682/

Житие Е. было написано по заказу некоего Симеона патриархом К-польским св. Мефодием, по его утверждению, 40 дней спустя после кончины святого на о-ве Св. Андрея. Согласно Житию святых Давида, Симеона и Георгия, Е. скончался в возрасте 80 лет, тогда как в Житии Е. говорится о кончине на 77-м году жизни, поэтому в справочных изданиях есть расхождения относительно года смерти Е.: напр., в ΘΗΕ назван 824 год. По сведениям, приводимым прп. Никодимом Святогорцем, мощи Е. хранятся в г. Анхиал (ныне Поморие, Болгария). Похвальное слово Е. было написано Митрофаном Монахом (BHG, N 2146). Е. принадлежит трактат «Об избрании епископов», сохранившийся под именем «Евфимия Сардского святейшего». В зап. мартирологах память Е. по неизвестной причине помещена под 11 марта (MartRom. P. 93). Ист.: BHG, N 2145-2146; ActaSS. Mart. T. 2. Col. 73-75; SynCP. Col. 345; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 411-414; Gouillard J. La vie d " Euthyme de Sardes († 831)//TM. 1987. Vol. 10. P. 1-101 (c франц. пер.); Fedalto. Hierarchia. T. 1. Col. 179; ЖСв. Дек. С. 749-751. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 523; Pargoire J. Saint Euthyme et Jean de Sardes//EO. T. 5. 1901-1902. P. 157-161; Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 82-83; Εθμιος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1033; ODB. Vol. 2. Col. 756; Gordini G. D. Eutimio//BiblSS. Vol. 5. Col. 334-335; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 144-145; PMBZ, N 1838. Д. Е. Афиногенов Гимнография Память Е. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 160) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию Студийского устава , память Е. не содержится. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 358-359) 26 дек. совершается агрипния (всенощное бдение), состоящая из евергетидской паннихис и утрени. В этот день соединяются последования Рождества Христова, прав. Иосифа и Е., к-рому посвящен только канон 4-го гласа на утрене (не отменяется и в случае совпадения 26 дек. с воскресным днем). Согласно указаниям Мессинского Типикона 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 85), канон Е. поется на полунощнице.

http://pravenc.ru/text/187665.html

Несмотря на широкое почитание А. ч. Б. на Руси, известно не много храмов, освященных в его честь. В Москве ок. 1358 г. был основан московский во имя Алексия, человека Божия, жен. мон-рь, к-рый первоначально находился на Остоженке, в 1547 г. переведен «на Чертолье» (где сейчас находится храм Христа Спасителя ), в 1837 г.- в Красное Село (здание церкови во имя А. ч. Б. 1853-1858 гг. сохранилось, возвращено верующим весной 2000 г.). В 1642 г. в подмосковном с. Алексеевском (ныне в черте Москвы, рядом со станциями метро «ВДНХ» и «Алексеевская») был воздвигнут храм во имя А. ч. Б.; там же по повелению Алексея Михайловича построили путевой дворец, в к-ром царь останавливался по дороге на богомолье в Троице-Сергиев мон-рь. В 1682 г. рядом с путевым дворцом был поставлен храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери, впосл. обветшавшую Алексеевскую ц. разобрали, ее престол перенесли в Тихвинский храм (1824), сохранившийся до наст. времени, в нем находится чтимый образ А. ч. Б. (кон. XIX - нач. XX в.). В 1855 г. на 2-м ярусе колокольни московского Страстного мон-ря была освящена ц. во имя А. ч. Б. В наст. время в неск. московских храмах существуют приделы во имя А. ч. Б. В Новгороде известны придел вмц. Екатерины и А. ч. Б. при ц. Успения на Торгу (1399) и Алексеевский храм за валом Окольного города близ Людина (Гончарного) конца в Тонной слободе, упоминающийся в летописях с 1340 г. (НПЛ. С. 351, 384, 460); во Пскове - храм во имя А. ч. Б. в Среднем городе (построен до 1697); в Твери - надвратный храм Желтикова в честь Успения Богородицы мон-ря (1609); в Вологде - надвратный храм Горнего Успенского жен. мон-ря (не позднее нач. XVIII в.); в Суздале - придел Петропавловской ц. близ Покровского мон-ря (см. Суздальский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь ), построенный на средства опальной царицы Евдокии Лопухиной. В Курской епархии существует Алексия, человека Божия, жен. мон-рь . А. В. Муравьёв, А. А. Турилов Гимнография Память А. ч. Б. содержится в Типиконе Великой ц. IX–XII вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 248-249), в Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского , в Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (ГИМ. Син. 330. Л. 148-149об., XII в.). В италийской редакции Студийского устава - Мессинском Типиконе 1131 г.- указано совершение службы с Аллилуия (Arranz. Typicon. P. 129). В Евергетидском Типиконе (XI в.) установлено при совпадении памяти А. ч. Б. с субботой или воскресеньем петь «стихиры (1-го гласа), канон Иосифа (2-го гласа), седальны (4-го гласа)», читать житие (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 428). Как в ранних списках Иерусалимского устава (Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Т. 3. Ч. 2. С. 42) и первопечатном рус. Типиконе 1610 г., так и в принятых ныне в РПЦ (Типикон. Т. 1. С. 531) и в греч. Церквах Типиконах указывается служба без знака (см. Знаки праздников месяцеслова ).

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСИЙ ЧЕЛОВЕК ...

Греч. житие В. (BHG, N 239) составил пресв. Иоанн Никомидийский, посещавший мученика в темнице и бывший свидетелем казни, а также получивший сведения о В. от Елпидифора и диаконов. В житии говорится, что В. усечен 28 марта. Мощи обретены в море через 25 дней, т. е. 21 или 22 апр., прибыли в Амасию и погребены через 5 дней, т. е. 26 апр. Монахи афонского Иверского мон-ря, посылая в 1651 г. рус. царю Алексею Михайловичу десницу В., писали: «А мы с тою святою рукою хаживали в миру, освятя воду с нея, и исчезала всякая гадина в полях, семя ядущая саранча, мыши и всякая иная гадина» ( Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к правосл. Востоку в XVI и XVII ст. Серг. П., 1914. С. 81-82). Сохранилось также похвальное слово В., написанное Астерием, еп. Амасийским (BHG, N 249). Ист.: BHG, N 239-240; ActaSS. Apr. T. 3. Col. XLII-XLVI [житие Иоанна, пресв. Никомидийского], XLVII-L [Похвала Астерия, еп. Амасийского]; Mansi. T. 2. Col. 34, 46; Δουκκης. ΜΣ. Σ. 409-418; ЖСв. Апр. С. 421-430. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 157; Honigman E. Patristic Studies//ST. 1953. Vol. 173. P. 6-27; Janin R. Basile (38)//DHGE. T. 6. Col. 1103-1104; Νικολπουλος Π. Γ. Βασιλες//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 714; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 76-77. Л. А. Бугаевская Гимнография По Типикону Великой ц. IX-XI вв. в день памяти В. на Пс 50 поются тропарь 1-го гласа: «Το θλοφρου σου τ λεψανον δυσπησεν κα βυθς» (Страстотерпца Твоего мощей устыдилась и пучина), на литургии прокимен 7-го гласа (Пс 149. 5), апостольское чтение 1 Кор 3. 9-17, аллилуиарий со стихом Пс 91. 13, Евангелие Ин 15. 17-16. 2 (общее мученику), причастен Пс 32. 1 ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 274). В Студийском уставе служба на память В. уже не совершается с той торжественностью, к-рая имела место в Типиконе Великой ц. В Евергетидском Типиконе кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 450) и Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 148) есть краткие описания службы В. без тропаря и службы святому на литургии. Студийская Минея XII в. (ГИМ. Син. 165) содержит будничную службу В. ( Горский, Невоструев. Описание. Т. 6. С. 59). Краткое изложение службы входит в состав иерусалимских Типиконов вплоть до используемого ныне в РПЦ. Праздничного знака у службы нет (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ).

http://pravenc.ru/text/150505.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010