И. П. в Византии началось вскоре после его смерти. Историк Феофилакт Симокатта (30-е гг. VII в.) писал, что во время погребальной процессии в К-поле от тела умершего И. П. исходил «неизъяснимый свет». В нач. VII в. к-польский пресв. Фотин, экклесиэкдик патриаршего ведомства Великой ц., написал Житие И. П., от которого сохранился лишь небольшой фрагмент, не содержащий существенных сведений ( Mansi. Т. 13. Col. 80-85; BHG, N 893). В кратком синаксарном Житии упоминается о прижизненных чудесах И. П.: изгнание по его молитве «варварского народа из Македонии», исцеления больных и бесноватых (PG. 117. Col. 25; SynCP. Col. 8). И. П. восхваляли как доброго пастыря и писателя, подобного свт. Иоанну Златоусту, среди его добродетелей особо выделяли нищелюбие и сострадание. Основным днем памяти И. П. является день его кончины - 2 сент. Общая память И. П. со свт. Фомой I , патриархом К-польским (607-610) встречается в визант. календарях 18 февр. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 48; SynCP. Col. 474; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 234); в связи с чем она приурочена к этой дате, остается неизвестным. Кроме того, в визант. календарях под 30 или 31 авг. содержится память К-польских архиепископов Александра, Иоанна (без уточнения Постник) и Павла ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 110; SynCP. Col. 938; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 386). По мнению архиеп. Сергия (Спасского), в данном случае речь также идет об И. П., поскольку под этой датой, как и под 2 сент., его память празднуется совместно с патриархом Павлом IV (780-784) ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 345). Эта т. зр. нашла отражение в совр. календарях греч. Церквей (Δπτυχα. 2009. Σ. 212). И. Делеэ и Софроний (Евстратиадис), митр. Леонтопольский, считали, что в календарных записях под 31 авг. имеется в виду Иоанн III Схоластик, скончавшийся 31 авг. 577 г. (SynCP. Col. 1038; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 233), однако поминовение всей группы К-польских патриархов могло быть приурочено к этой дате как ко дню кончины Павла III († 31 авг. 784).

http://pravenc.ru/text/Иоанн IV ...

7 . Kravetskii A. G. Sviashchennyi Sobor Pravoslavnoi Rossiiskoi Tserkvi: iz materialov Otdela o bogosluzhenii, propovednichestve i khrame [The Sacred Council of the Russian Orthodox Church: Materials of the Committee on Services, Preaching and the Temple]. Bogoslovskie trudy – Theological Studies, 1998, vol. 34, pp. 202–388. 8 . Mateos J. Le Typicon de la Grande Église. I. Le Cycle des Douze Mois. Rome Pont. Institutum Studiorum Orientalium, 1962. 9 . Mateos J. Le Typicon de la Grande Église. II. Le Cycle des Fêtes mobiles. Rome Pont. Institutum Studiorum Orientalium, 1963. 10 . Meeus J. Astronomical Algorithms. Richmond, VA: Willmann-Bell, Inc., 1991. 11 . Mironositskii P. P. o poriadke tserkovnykh chtenii Evangeliia (po povodu otstupok tekushchego goda) [On the order of the reading of the Gospel in Church (Concerning Transfers in the Readings for the Current Year)]. Pribavleniia k tserkovnym vedomostiam – Additions to the Church Gazette, 1916, vol. 7, pp. 212–218, 250–257. 12 . Najim M., O’Grady P. B. The Liturgical Books of the Orthodox-Catholic and Apostolic Church: Origins, Introduction, and Use. Volume I, «The Scriptural Liturgical Books». Balamand, Lebanon: St. John of Damascus Institute of Theology, 2015. 13 . Nikol’skii K., Archpriest. Posobie k izucheniiu ustava bogosluzheniia Pravoslavnoi Tserkvi. [A Handbook for Studying the Order of Services of the Orthodox Church]. Saint Petersburg, 1907. 14 . Pentkovskiy A. M. Kalendarnye tablitsy v russkikh rukopisiakh XIV–XVI vv. [Calendar Tables in russian Manuscripts of the 14th–16th Centuries]. Metodicheskie rekomendatsii po opisaniiu slaviano-russkikh rukopisnykh knig [Methodological Recommendations for the Description of Russian Slavonic Manuscripts]. Moscow, 1990. Issue 3, part 1, pp. 136–197. 15 . Pentkovskiy A. M. Lektsionarii i Chetveroevangeliia v vizantiiskoi i slavianskoi liturgicheskikh traditsiiakh [Lectionaries and Gospels in the Byzantine and Slavic Liturgical Traditions]. Evangelie ot Ioanna v slavianskoy traditsii [The Gospel of John in the Slavic Tradition]. (A. A. Alekseev et al., eds.). Saint Petersburg, 1998, pp. 3–36.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Со средних веков в «Ж. И.» м. совершалось множество чудес, о некоторых из них известно из документов. Самые ранние из источников относятся к X в. (анонимное описание 47 чудес) и к нач. XI в. (4 чуда; см.: G é d é on M. I. Βυζαντινν ορτολγιον. Constantinopole, 1899. P. 126). Никифор Каллист приводит список из 63 чудес, 15 из к-рых имели место в его время (De sacris aedibus deque miraculis Deiparae ad Fontem//ActaSS. Nov. T. 3. P. 878-889). Имеются сведения о чудесах, происходивших в XVII в. ( Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 1. Σ. 280). К позднему времени относится легенда о монахе, жарившем рыбу во время захвата К-поля турками в 1453 г. Когда ему сообщили печальную новость, он ответил, что поверит в нее, лишь если рыбы оживут - и после этих слов поджаренные рыбы якобы попрыгали в воду. Косвенно эту легенду отражает та иконография «Живоносного Источника», где на переднем плане изображен небольшой бассейн с 3 рыбами. Но с др. стороны, место, где располагался «Ж. И.» м., имело тур. название Балыклы (рыбное место), что вполне вероятно могло базироваться на факте существования в «Ж. И.» м. водоема с рыбками (который сохранился по сей день). Из особых празднований в «Ж. И.» м., помимо упомянутого Вознесения Господня, на к-ром обычно присутствовал император, в мон-ре торжественно отмечались также: 8 янв. воспоминание о чуде в Кане Галилейской (SynCP. Col. 380; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 191), 9 июля годовщина освящения храма (SynCP. Col. 810; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 335), 16 авг. память о чуде, происшедшем в правление имп. Льва I, когда вода в источнике перестала на время бить, а потом полилась опять (SynCP. Col. 904). В пятницу Светлой седмицы в «Ж. И.» м. до наст. времени поется служба, составленная Никифором Каллистом. Ист.: Manuelis Philae Carmina/Ed. E. Miller. P., 1855. Vol. 1. P. 25, 66, 67, 73, 390, 399. Лит.: B é nay S. Le monastère de la Source à Constantinople//EO. 1899. Vol. 3. P. 223-228, 295-300; Janin. Églises et monastères. P. 223-228; Talbot A.-M. Epigrams of Manuel Philes on the Theotokos tes Peges and its Art//DOP. 1994. Vol. 48. P. 135-165.

http://pravenc.ru/text/182279.html

В греч. календарях память И. С. отмечается 21 февр. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 50; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 51; Mateos. Typicon. Т. 1. Р. 236; Δπτυχα. 2009. Σ. 41). Кроме того, некий К-польский архиеп. Иоанн, упоминаемый под 30 или 31 авг. вместе с К-польскими архиепископами Александром I и Павлом III ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 110; SynCP. Col. 938; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 386), является, по мнению И. Делеэ и митр. Софрония (Евстратиадиса), одним лицом с И. С., поскольку 31 авг. упомянут как день смерти этого святого (SynCP. Col. 1038; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 233). Однако существуют др. трактовки этой календарной записи: в комментариях к «Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца И. С. отождествлен с Иоанном II Каппадокийцем ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 292-294), а архиеп. Сергий (Спасский) считал, что речь идет об Иоанне IV Постнике ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 345). Последняя т. зр. отражена в совр. календарях греч. Церквей (Δπτυχα. 2009. Σ. 212). Ист.: Eustathius. Vita Sancti Eutychii. 39-41//PG. 86b. Col. 2320-2321; Evagr. Schol. Hist. eccl. IV 38, V 13; Theoph. Chron. P. 240-241, 243, 248; Nicheph. Callist. Catalog.//PG. 147. Col. 455; Victor Tununensis. Chronicon//PL. 68. Col. 937; Niceph. Const. Chronogr. P. 118; SynCP. P. 749; Mich. Syr. Chron. IV 30, X 31// Idem. T. 2. P. 249, 292-294, 296-297; Ioan. Ephes. Hist. eccl. 1935. Vol. 2. P. 105-106. Изд.: Бенешевич. ДСК. 1906-1907. Т. 1; Bene š evi V., ed. Ioannis Scholastici Synagoga L titulorum ceteraque eiusdem opera iuridica. Münch., 1937. Vol. 1. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 51; Т. 3. С. 80; Haury J. Johannes Malalas identisch mit dem Patriarchen Johannes Scholastikos?//BZ. 1900. Bd. 9. S. 337-356; DTC. T. 8. Col. 829-831; Бенешевич В. Н. Синагога в 50 титулов и другие юрид. сборники Иоанна Схоластика: (К древнейшей истории источников права греко-вост. Церкви). СПб., 1914; Beck. Kirche und theol. Literatur. 1959. S. 144, 422-423; Stein E. Histoire du Bas-Empire. P., 1959. Vol. 2. P. 687-690; Va š ica J. Collectio 87(93) capitulorum dans les nomocanons slaves//Bsl. 1959. Vol. 20. P. 1-8; u ek I. Kormaja Kniga: Stud. on the Chief Code of Russ. Canon Law. R., 1964; Ven, P. van den. L " accesion de Jean le Scholastique aux siège patriarchal de Constantinople en 565//Byz. 1965. Vol. 35. P. 320-352; Allen P. Neo-Chalcedonism and the Patriarchs of the Late VIth Cent.//Byz. 1980. Vol. 50. P. 5-17; CPG, N 7550-7551; Wal, N. van der, Lokin J. H. A. Historiae iuris graeco-romani delineatio: Les sources du droit byzantin de 300 à 1453. Groningen, 1985; RegPatr, N 521-529; ODB. Vol. 2. Col. 1047; EEC. Vol. 1. P. 439; Maksimovi K. Aufbau und Quellen des altrussischen Ustjuger Nomokanons//FM. 1998. Bd. 10. S. 477-508; Белякова Е. В., Щапов Я. Н. Новеллы императора Юстиниана в рус. письменной традиции: К истории рецепции римского права в России. М., 2005. С. 15-39.

http://pravenc.ru/text/469582.html

23 Мы полагаем, что в эту эпоху в монастыре Россано в практике был монастырский обряд студитского предания, как и во всех греческих монастырях Калабрии и Сицилии (ср. M. Arranz. Le Typicon du monastère du Saint-Sauveur à Messine, ОСА 185. Rome 1969). Этот евхологий, который воспроизводил даже топографические заметки о Константинополе, должен считаться свидетелем службы, совершаемой в этом городе, а не устава монастыря, где он был списан (ср. прим. 16). 25 К. Кекелидзе, Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах, Тифлис 1906. с. 143... 26 См. примеч. 10: Св. Крест 40 предполагает пение 25 антифонов в день; то, что, как мы увидим далее, не согласуется с рубриками Евхология. 27 Эта служба παννυχς, как видно, была очень популярной, потому что она сохранена во многих евхологиях, предполагающих богослужение, уже полностью монастырское, например, в многочисленных славянских рукописах; она еще совершается у итало-греков во все пятницы года, вместо Повечерия. Полный текст παννυχς так же, как τριτοεκτη : I. Φονντονλς, T ριθκτη. ΙΙαννυχς ( Κεμενα λειτουργικς, I. II) Θεσσαλονκη 1969; Α. Дмитриевский. II, с. 13–15 (Син. 956) и 9–12 (Син. 957); J. Mateos. Le Typicon. 11, p. 4, 204–209; 323. 311; наши гл. III. с. 69, и IV, с. 154. Сравн. также нашу статью в Or. Chr. Per. 1975: Les prières preshytérales de la Pannychis de l " ancien Euchologe byzantin et la «Panikhida» des défunts (1974–75). Здесь: гл. V. 28 Мы отсылаем читателя по всему этому вопросу, касающемуся I Часа, а также по тексту молитв в различных кодексах, к нашей гл. IV. 29 Эти два исторических события наложили отпечаток на историю Византийской Церкви и вызвали как одно, так и другое, большие кризисы в церковной жизни; на совершении богослужения это не могло не отразиться. Два других исторических факта, в Иерусалиме и во всей Палестине, повлияли на развитие монастырской службы и в особенности на службу Типикона: разгромы Персов в 614 и Хакима в 1009. 30 В Арамейском Часослове (ср. прим. 3) служба I Часа уже имеет свою нынешнюю структуру, тогда как Утреня сокращена до той своей части, которая составляет предутреннюю службу (шестопсалмие и библейские песни); у нее не хватает второй части собственно утренней ( Пс. 148–150 , Слава в вышних и т.д.). I Час был службой 1-го часа дня, присущей традициям, в которых не было настоящей утренней службы после бдения в конце ночи. Именно так было у палестинских монахов по Иоанну Кассиану , О монастырских правилах (гл. 3); ср. J. Mateos, L " office monastique à la fin du IV e s.: Antioche. Palestine, Cappadoce. Oriens Christianus. 47 (1963), p. 53–88.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Помимо чина Божественной литургии «Е. С.» в древнем кафедральном богослужении К-поля исполнялся во время 2 основных служб суточного круга - вечерни и утрени, причем в составе их центральных частей. Это отражено в списках Типикона Великой ц. (Patm. Gr. 226, IX в.; Hieros. S. Crucis. 40; Dresd. Gr. 104, XI в.), в кафедральной к-польской Псалтири (Athen. Bibl. Nat. 2061 et 2062, посл. четв. XIV - 1-я четв. XV в.), в Барберини Евхологии (Vat. Barberini Gr. 336, VIII в.; здесь говорится о пении «Е. С.» только на вечерне - Parenti, Velkovska. Eucologio. P. 54). На вечерне тропарь звучал в конце 2-го малого (неизменяемого) антифона; на утрене - в конце Пс 50 на ξα Κα νν или на ξα, тогда на Κα νν - богородичен «Преславную» ( Strunk. 1955/1956; Mateos. Typicon. T. 1. P. XXII-XXIII, 54; T. 2. P. 220-221, 283-285; Hannick. 1970. P. 250; Арранц. 1979; Lingas. 1997). Аналогичный порядок пения тропаря на суточных службах приводит для кафедральной практики Фессалоники нач. XV в. блж. Симеон , архиеп. Фессалоникийский, связавший тропарь с именем свт. Кирилла, вероятно Александрийского ( Sym. Thessal. De sacr. precat. 313, 316; Симеон Солунский. Соч. С. 482, 496). Помимо вечерни и утрени Великим постом «Е. С.» исполняли в составе тритекти , где тропарь пели с 3-м антифоном во время входа патриарха в храм ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 4). В послеиконоборческом визант. монашеском Часослове , согласно которому в наст. время совершаются суточные службы во всем правосл. мире, практика включения «Е. С.» в чины вечерни и утрени не зафиксирована, так что «Е. С.» поется только на литургии. Но, с др. стороны, в визант. монашеском Часослове, в основе к-рого лежит древний палестинский Часослов, «Е. С.» входит в чин изобразительных, к-рый должен совершаться как самостоятельное последование в те дни, когда литургии нет (или по причине запрета ее совершения, как, напр., в среду и пятницу Сырной седмицы, или по причине отсутствия священника, и т. п.) или когда литургия совершается после вечерни (напр., в Великую субботу).

http://pravenc.ru/text/189555.html

Trebnik, Service Book (in Slavonic), Moscow, 1882. The initial words of these prayers are: 1 st prayer — “O Great Lord Pantocrator, heal every infirmity…”; 2 nd — “O Great Lord our God, Who was born from our most holy virgin; 3 rd — “O Lord our God, who was pleased to come down from heaven”. Арранц М . Избранные сочинения по литургике. М., 2003. Т. 1. Таинства византийского Евхология. С. 223; подробнее о формировании этого чина см.: Алмазов А. И. История чинопоследований Крещения и Миропомазания. Казань , 1884. С. 122–132. See details in: Gieschen Ch. A. The Divine name in Ante-Nicene Christology//Vigiliae Christianae. 2003. Vol . 57. P . 133–134. See details in : Ткаченко А. А. Воцерковление//Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 9. C. 495–496. It should be noted that the entire series of catechetical discourses given by St Cyril of Jerusalem has survived (Russian version: Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. — М., 1991 р ) and also of John Chrysostom (the Russian version of two cycles of talks were published just recently: Иоанн Златоуст, свт. Огласительные гомилии/Сост., введ., пер. с греч., коммент., библиогр. И. В. Пролыгина. Тверь, 2006). The stage are described according to : О крещальной Литургии//Крещальная литургия. М., 2002. С. 113 . Ibid. See the text of this catechism and the rite of renouncing Satan and uniting with Christ in Goar J . Euchologion sive Rituale Graecorum … Venetiis i, 1730. P. 279–281. See a detailed description of the rite of Baptism according to the Typicon of the Great Church in Mateos J. Le Typicon de la Grand Église: Ms. Saint-Croix n. 40, X e siècle/Introd., texte critique, trad. et notes par J. Mateos. R., 1963. T 2. (Orientalia Christiana Analecta; 166). P. 84–87. See the Russian version in: О крещальной Литургии//Крещальная литургия. М., 2002. С. 113–116. See details of the consecration of water for the sacrament of Baptism in: Желтов М., диак. Водоосвящение//Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 9. С. 140–148.

http://pravmir.com/historical-and-liturg...

Михаила II Травла (820-829), к-рый из страха перехода части клира, разделявшего идеи иконопочитания, на сторону восставших, предоставил им возможность оставаться в столице. И. адресовано 10 писем Феодора Студита (37, 43, 72, 73, 111, 195, 222, 265, 333 и 355-е). В 1-м из них упоминается писательская деятельность И., который был плодовитым гимнографом. В ряде случаев атрибуция его произведений осложняется смешением И. с прп. Иосифом Песнописцем и, возможно, с другими авторами с тем же именем. Ист.: BHG, N 1754-1755d [Vita Theodori Studitae]; N 1756t [Translatio Theodori Studitae et Josephi]; N 1341 [Vita Nicetae Medicii]; N 1365 [Vita Nicolae Studitae]; N 2145 [Vita Euthymii Sardii]; N 2422 [Laudatio matris auctore Thodori Studitae]; N 2451-2452 [Vita Theophili Nicomedensis]; SynCP. Col. 820, 822, 213, 520; Mateos. Typicon. T. 1. P. 338; ЖСв. Янв. Ч. 2. С. 402; Перенесение мощей св. Феодора Студита/Пер., коммент.: Д. Е. Афиногенов//Реликвии Византии и Др. Руси: Письменные источники. М., 2006. С. 56-66. Лит.: Petit L. Les évéques de Thessalonique//EO. 1901. Vol. 4. P. 216; Pargoire J. Oeuvres de St. Joseph de Thessalonique//Ibid. 1907. Vol. 10. P. 207-210; Εστρατιδης Ε. Ιωσφ Στουδτης ρχιεπσκοπος Θεσσαλονκης//Μακεδονικ. 1952. Τ. 2. Σ. 25-88; Beck. Kirche und Theol. Literatur. S. 492. Anm. 6; P. 505 sq.; Janin R. Giuseppe Studita//BiblSS. Vol. 6. Col. 1309-1310; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 424; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 243; PMBZ, N 3448. Д. Е. Афиногенов Гимнография В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 338) память И. отмечается 15 июля без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 324, 325, 354), содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память И. отмечается 26 янв. и 15 июля. 26 янв. память И. присовокупляется к празднику перенесения мощей прп. Феодора Студита; совершается торжественная служба с пением на вечерне 1-го антифона 1-й кафизмы, со входом, с пением хвалитных стихир на утрене; святым назначаются общий отпустительный тропарь 4-го гласа      (  )   кондак, на утрене поется 2 канона святым; на литургии служба та же, что и 11 нояб.

http://pravenc.ru/text/578451.html

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 337; Т. 3. С. 449; Delehaye. Origines. P. 166; Ehrhard. Überlieferung. Bd. 1. S. 466; Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 371; Sauget J.-M. Zenobio e Zenobia//BiblSS. Vol. 12. Col. 1471-1472; Janin R. Constantinople byzantine: Développement urbain et répertoire topographique. P., 19642. P. 459-460; idem. Églises et monastères. P. 134; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 162. Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова, А. М. Гагинский Гимнография Память Зиновия и Зиновии отмечается 30 окт. в иерусалимском Лекционарии V-VII вв. (сохранившемся в груз. переводе - Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. [Pars. 1.] P. 59; [Pars. 2.] P. 48) и в Иерусалимском месяцеслове X в. ( Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 101). В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 82) святые упоминаются 30 окт. без богослужебного последования. В слав. студийских Минеях XI-XIII вв. 30 окт. помещено последование этим святым, к к-рому присоединены седален и стихиры прп. Павла ( Ягич. Служебные Минеи. С. 212-218). Последование включает седален, 3 стихиры и канон. В Стихирарях того же времени помещается самогласен Зиновию и Зиновии 2-го гласа. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 302-303), 30 окт. отмечается их память, апостолов Стахия, Амплия, Урвана и др.; последования святых соединяются с последованием Октоиха. Служба совершается по будничному чину с пением «Аллилуия» на утрене, на литургии - только служба дня. В южноиталийских и афонской редакциях Студийского устава 30 окт. поется только будничное последование Зиновию и Зиновии, служба подробно не описывается ( Arranz. Typicon. P. 46; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 238). В ранних редакциях Иерусалимского устава (напр., см.: Lossky. Typicon. P. 180) Зиновию и Зиновии назначается служба с пением «Аллилуия» на утрене. В греч. первопечатном Типиконе (Венеция, 1545) и в последующих изданиях отпустительный тропарь этим святым не указан; на литургии назначается общая служба мученикам.

http://pravenc.ru/text/199829.html

925 Например, ЗЛАТ в списках Ethnike bibl. 750, 771, 780, 754 (Trempelas. P. 8384); греческая ВАС (Ibid. P. 169); славянская ВАС (Орлов. С. 141) и русская реформа 1666 г. (Деяния. Л. 53r). 927 Ethnike bibl. 749: 2. 3, 7, 1; 757: 2. 5, 1; 779: 1, 2, 5; 751: 1, 5, 6 ; 776: 1, 5, 6; 668: 3, 4, 1 (Trempelas. P. 8384); Iviron 878: 1, 2, 3; Sabas 382 (ВАС): 7, 1. 929 Симеон Солунский объясняет упадок чина Великой Церкви захватом Константинополя латинянами и тем, что данный чин требовал большого количества певцов (De sacra precatione 301, 347//PG 155, 553, 625). Палестинский чин появился в Константинополе вскоре после победы над иконоборчеством и был представлен только службами суточного круга (Mateos J. Typicon. I. P. xii). 930 Papadopoulos-Kerameus. II. P. 161162. В византийских монашеских богослужениях «Благообразный Иосиф» впервые появился как аполитикий повечерия Великой Пятницы и тропарь утрени Великой Субботы до появления чина погребения Тела Христова. (Ср. Arranz M. Typicon du S.-Sauveur (AD 1131). P. 242. 932 Pentecostarion. Rome, 1883. P. 87. «Егда снисшел» также находится в утрени Великой субботы по списку Stavrou 43 (1122 г.), у Пападопуло-Керамевса (Papadopoulos-Kerameus. II. P. 162) и в Пасхальной утрени и вечерни (Ibid. P. 190, 205). 933 Pentecostarion. Rome, 1883. P. 17, 447. Ср. Arranz M. Typicon du S.-Sauveur. Index hymnographique. P. 348, на месте «С высоты снисшел» в более древней традиции. 937 Например, Esphigmenou 120 (1602 г.) Дмитриевский А. А. II. С. 959. Ср. также Trempelas. P. 83. 938 HE 41/Borgia. P. 32. Находится: Ambros. 276 (XIII в.) ЗЛАТ, ff. 18v и 19v (т. е. дважды на полях f. 18v, когда дары поставляются и снова на f. 19v после диалога) и ПРЕЖД. f. 45r; Ambros. 167 (XIV в., CHR. f. 19v. Обе эти рукописи содержат сходные обряды и формулы на входе («Благословите, святые»; «Благословен грядый»; lavabo после входа и т. д.) Третья рукопись Grottaferrata Γβ XVIII (XIV в.) продолжает пассаж Германа «σφραγσθη λθος» (f. 17r). 939 Ср. диатаксисы Филофея (Trempelas. P. 10), Гемиста (Дмитриевский А. А. II. С. 311), Vatican 573, Петербург 423Sabas 305 ( Красносельцев Н. Ф. Материалы. С. 8990, 108), Paris Gr. 2509 (Goar. P. 81), Munich Gr. 540 (f. 26r); евхологии British Museum Harl. 5561, Ambros. 84, Sinai 2017, 1919, 2045, 2046; Sabas 382; Vatican 1213 ( Красносельцев Н. Ф. Сведения. C. 134), Sinai Slav. 14 и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010