Т. 65. Col. 416; рус. пер.: С. 376. Патерик, изложенный по главам. Гл. 17, § 33. С. 383–384. Ср.: Великие Четии-Минеи, 2 ноября, стб. 48–49. Другой пример прощения без епитимии тяжкого греха был указан выше, на с. 123–124. Интересно отметить, что западные подвижники, придававшие епиимии значение удовлетворения правде Божией, считали ее в то же время обязательной. В собеседовании о покаянии преп. Иоанн Кассиан говорит: «Прощение грехов достигается ради удовлетворения (satisfactionis gratiam) ежедневными постами и умерщвлением плоти и страстей, ибо, по словам Писания «без пролития крови не бывает оставления» ( Евр. 9:22 ) (Собеседование XX. Гл. 8. PL. Т. 49. Col. 1164; рус. пер.: С. 540 – неточен). 478 Варсануфий и Иоанн. A­ ποκρ. 587. P. 284; рус. пер.: С. 372. Преп. Анастасий Синаит пишет: «Многие согрешили явно и тайно принесли великое покаяние. Мы знаем его грехи, но не знаем его покаяния и обращения…» (PG. Т. 89. Col. 845). Не следуем ли отсюда, что монашество допускало тайные епитимии и за явные грехи? 479 Καυτρ στιν ρоς α πιτμιον ες μετνοιαν πρς χρνον διδμενον φιλανϑρπως (Слово к пастырю. Гл. 2. PG. Т. 88. Col.) 482 См.: Annales du mus6e Guimet. Т. XVII. P. 478, 429; Acta Sanctorum. Maii. Т. III. P. Св. Марина изгнана была из монастыря за мнимый блуд и провела в покаянии пять лет. PL. Т. 73. Col. 692. Ср.: Преосв. Филарет. Подвижницы Восточной Церкви. С. 56. 483 Житие преп. Саввы, греч. текст в изд. Помяловского. Памятники Общества любителей древней письменности. С. 222; рус. пер.: Палестинский Патерик. Вып. 1. С. 62–63. Монаху, отрекшемуся от веры и от обетов звания, старец предписал: «Сядь со мною в пещере, постись три седмицы непрерывно» (Патерик, изложенный по главам. Гл. 5, § 41. С. 108–109; PL. Т. 73. Col. 884–885). «Возвратившись в келлию свою, монах принес покаяние» (Ibid. Гл. 11, § 105, С. 275. PL. Ibid. Col. 940). Другие примеры отлучения см. выше, с. 117–119. 485 См.: Толкование на 27-е Апостольское правило, также 9-е правило Двукратного Собора и толкования на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

патриарха Константина Хлиарена, подтвердил издревле выраженное отцами и учителями церкви (коих творения и читались на соборе) учение, что «и в начале, при Владычнем страдании, животворящая кровь и плоть Христова принесена не Отцу только, а и всей Св. Троице, и ныне в ежедневно совершаемых священнодействиях евхаристии приносится бескровная жертва Триипостасному Богу», – и наложил анафему на защитников ( γενν τορας) заблуждения, кто бы они ни были, если ещё останутся при своей ереси и не раскаются (Maii spicilegium Romanum, tom.X, Romae, 1844, pag.1–58). Но непосредственно вслед за сим соборным заседанием диакон великой церкви Сотирих Пантевгон написал и распространил небольшое сочинение (в виде своего разговора с неким Филоном), где ясно и прямо выставляя речь некоего, имени которого не называет, на соборе несвободною от ереси, заподозривал истинность православного учения и соборного определения. Разговор помещён в предисловиях к актам Конст. собора 1156 года (spicilegium Romanum, tom.X). Против сего-то творения Сотирихова Николай написал своё Возражение ( ντ ησις), в котором разбирает его неправомыслие. Начало таково: «Никогда и нисколько я не желал бы ни уста отверзать для слова, ни руки поднимать к писанию против кого-нибудь, особенно против заявляющих о себе, что они соблюдают одну со мною веру и пребывают в пределах благочестия, то есть правых догматов церкви, которые внесены в определения нашей веры богомудрыми, боговдохновенными и святыми отцами, как бывшими от начала самовидцами и слугами Слова, так и преемниками их. Но вместе желал бы, чтоб и никто другой не думал о себе более, нежели должно думать ( Рим. 12:3 ), не держал внутри себя, как скрытого яда, самомнения, и оттого не болезновал трудно излечимою язвою чесания языка, и не издавал смрада ( Пс. 5:10 ) из открытых уст своих. Ибо таким образом и сам я избавился бы от хлопот, ведя безмятежную жизнь, и избежал бы столь неприятного шума от словесного противодействия и сопряжённых с тем последствий. Но поскольку и теперь всегдашний враг рода нашего, изобретатель и ухищрённый отстаиватель зла, возбудивши недоброе бумажное прение ( κακ χαρτον ριν), чрез него поднял друг на друга мудрых у себя и пред собою разумных, которым пророк ( Ис. 5:21 ) возвещает горе, – так что они не только вступили в словопрение, к пользе нимало не ведущее ( 2Тим. 2:14 ), но, что гораздо хуже и вреднее, словопрение направляют к извращению догмата и с наглостью ведут его не в углу каком или сокровенном месте, а всенародно, что воспрещается и гражданскими законами, и священными канонами, и даже некоторые из них своё нечестие изложили письменно, а иные и на священном соборе дерзали отстаивать 18 его, то, думаю, и мне молчать не безопасно.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

461 В конце V-ro века, декретом Папы Геласи исправленные Исихием и Лукианом экземпляры Евангелий прямо обьявлены были уже апокрифическими: Evangelia, quse falsavit Lucianus, apocrypha; evangelia, quae falsavit Hesychius, apocrypha. (Mansi Concil. collect. T. VIII, p. p. 150). Чем внушён был такой строгий приговор – неизвестно, но осуждаемые им издания, несомненно, не заслуживали этого. 462 Adver. Ruffin, lib, II, с. 36: Alexandria et Aegyptus iu Septuaginta suis Hesychium laudat auctorem: Constantinopolis usque ad Antiochiam Luciani martyris exemplaria probat: mediae inter has provinciae Palaestinos codices legunt, quos ab Origene elaboratos Eusebius et Pamphilus vulgaverunt: totusque orbis hac inter se trifaria varietate compugnat. 463 Hieron. de viris illustrib. c. 75; Adver. Ruffin, lib. 1. c. 9. (Vallar. p. 465). Scripturas quoque sanctas non ad legendum tantum, sed ad habendum, tribuebat promptissime... Unde et multos codices praeparabat, ut quum necessitas poposcisset, volentibus largiretur. 465 Кардинал Франсиско Химéнес де Сиснéрос (ucn. Francisco Jiménez de Cisneros; 1436 – 8 ноября 1517) – глава испанской церкви, великий инквизитор, доверенный советник Фердинанда Католика. 466 Тишендорф, впрочем, вслед за Веттштейном, сомневается в его справедливости: N. Т. gr. Ed. VII. V. I. Proleg. p. LXXXII. 467 Tischendorf – N. Testamentum graece. Ed. VII. Proleg. p. LXXXII:Accessit autem ad fundamenti iniquitatem non tam quod editores Graeca aliquoties ad Latinum textum vulgatuin, quem maximi fecerunt, corrigenda duxerunt, quam quod omniuo earn quae in tanto opere decebat diligentiam non adhibuerunt. 470 Описание их см. у Ройсса (Эдуард Ройсс (фр. Édouard Guillaume Eugène Reuss ): «Bibliotheca N. Testamenti graeci», p. 29 – 44. 471 Reuss – «Bibliotheca N. Testamenti graeci» p. 49–50; Tischendorf- N. T. gr. Ed. VII.p.LXXXIV. 472 АЛЬДИНСКАЯ ГРЕЧЕСКАЯ БИБЛИЯ -одно из первопечатных изд. Выпущено в 1518–19 типографией, основанной в Венеции Альдом Мануцием (1450–1515). Изд. ориентировалось на венецианский минускульный греч. Библии. К гуманистам, группировавшимся вокруг типографии Альда, был в молодости близок прп. МАКСИМ ГРЕК , к–рый позднее написал «Сказание об Альде Мануччи».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Human personality, according to Orthodox anthropology, possesses a mental-physical nature and is inseparable from this compound nature, so that it cannot be thought of as existing autonomously from it, despite not being a part of it. In the same manner culture also cannot be thought of abstractly or be separated from complicated human nature. Culture expresses certain relations through particular natural-physical manifestations, and, vice versa, it is intended to target a specific impact on the subjects perceiving these natural-physical manifestations, i.e. human personalities. Thus, culture can be thought of as a mediator in communication between personalities, even those separated by vast spans of time and space. According to the investigations of modern sociologists, the basis for the main changes within the functioning of a particular socio-cultural system is concealed ‘in the entire set of its own actual and potential properties and its links with the other socio-cultural phenomena. All external forces (geographical, biological and even socio-cultural) should be considered, as a rule, only as minor factors, either undermining or facilitating the realization of the system’s potencies’ . This practical scientific conclusion about the patterns in the development of socio-cultural systems indicates that their dynamics are caused much more by internal than by external factors. And this, in its turn, confirms culture’s property of being irreducible neither to its external attributes and manifestations nor to natural factors external to it. Considering the irreducibility of human personality to its nature and the fact that it cannot be entirely expressed , we may state that any certain type of culture cannot be reduced to its material-cultural manifestations and artifacts. This statement means that in any culture there is some irrational residue. For example, if somebody managed to collect all the works, oral and written statements, for instance, of F. Dostoevsky, and conduct what would seem to be an exhaustive analysis, he still would not be able to draw some sort of final conclusion about this particular man’s Weltanschauung.

http://bogoslov.ru/article/2265660

сказал вообще: «Устав, бывший прежде нас в Руси от прадед и от дед наших,— имати пискупом десятину от даний, и от вир, и от продаж, что входит в княж двор всего»; е) наконец, сохранилось сказание, что святой Владимир завещал десятину и для епископии Туровской из всего (Туровского) княжения . С другой стороны, несомненно известно, что великий князь Ярослав и на одну из приходских церквей, построенную им в Вышгороде во имя святых мучеников Бориса и Глеба, повелел властелину града давать десятую часть от дани — той, конечно, которая шла чрез этого властелина князю . Другим источником для содержания нашего митрополита и епископов могли служить судные пошлины: не с судов только гражданских, с которых, как мы видели, отделяема была для Церкви одна лишь десятина, и притом из части собственно княжеской, но с судов церковных, предоставленных уставом исключительно ведомству иерархов. Эту мысль можно признать более, нежели за вероятную, хотя она прямо и не выражена в уставе, если мы вспомним, что у нас тогда вообще господствовала в судопроизводстве система выкупов, по которой виновный обыкновенно выкупал пред судом свою вину известною платою, или система денежных взысканий за преступления, судя по роду их и степени . Да и что значат слова самого устава: «Своим тиуном приказываю суда церковнаго не обидети, из судов из градских давати девять частий князю, а десятая святей Церкви; а кто пообидит суд церковный, платити ему собою»? Не внушается ли этим тиунам, чтобы они не только не обижали судов, точнее доходов за суды, церковных, но из судов гражданских уделяли Церкви десятину и что обидевший церковные доходы должен сам заплатить за них?.. В церковном уставе Ярославовом, о котором у нас речь впереди, даже прямо назначаются известные пошлины за церковные суды в пользу митрополита и епископов . Третьим источником для содержания духовенства, собственно приходского, было жалованье от князя, по крайней мере со времен Ярослава, который, по свидетельству летописца, поставляя по градам и по местам церкви и попы, давал им от имения своего урок . В чем состоял этот урок, не знаем, но замечательно, что и Ярослав, благочестивый подобно отцу своему, жертвовал для церкви и служителей ее именно из своего имения. Очень вероятно, что еще при первых христианских князьях наших духовенство наше начало мало-помалу пользоваться и добровольными приношениями своих прихожан за исправление треб церковных, как это издревле и постоянно велось в Церкви Восточной . Примечания Biener. De collect. canon. eccl. Graecae. P. 12–25. Berolin. 1827 Mortreuil. Hist. de droit Byzant. T. 1. P. 202. Paris, 1843 Розенкампф. Обозр. Кормч. книги. С. 37–43. М., 1829

http://sedmitza.ru/lib/text/435798/

2079 Пал. Пат. IX, 2–3 Житие Георгия Кипрского. Пат. по гл. IV, § 68, стр. 73; Migne, P. L. LXXIII, 871. 2081 Ερωτ. 247, р. 134; р. п. стр. 184. Cp. Apophth. Migne, P. G. LXV, 405; р. п. 365. По известию жития св. Антония (как оно читается в некоторых рукописях) будущий архиеп. Александрийский Афанасий был учеником великого подвижника „и возливал воду на руки его“ (р. п. ч. III. 179). Известие это исторически неверно. По другому чтению, св. Афанасий слышал о подвижнике рассказы от его многолетнего последователя, „возливавшего воду на его руки“ (Твор. св. Афанасия, р. п. I ч., стр. 24–25, прим. Жизнь св. Афанасия, А. В. Горского). Для наших целей свидетельство имеет значение в обоих чтениях. Возливающим воду на руки описательно назван здесь ученик, сожитель старца. 2084 Epist. Ammonis episc. ad Theophilum, papam Alexandriae, cap. IV и VIII, Acta Sanct. Maii III pp. и p. пер. Христ. Чт. ч. 26, стр. 14 и 24. 2085 Το σον πατς ημν Ισαα τα εεϑντα σητι. Лейпциг, 1770, р. 49–50; р. пер., изд. 2-ое, стр. 54. Параллельное наставление читаем у Иоанна Лествичника ; „исповедаемся доброму нашему судье, и притом ему одному (μν), Migne, Р. Gr. LXXXVIII, 681, ρ. п. 41, и у позднего писателя подвижника Григория Синаита († 1328); „не всех вопрошать надо, но одного того, кому и других управление вверено и кто, будучи беден, богатит многих по Писанию“ Добротолюбия т. V, 243. 2086 Относя слова Писания „спасение во мнозе совете“ к тем инокам, которые открывают свои помыслы и поступки и делают всё с советом, преп. Дорофей (кон. VII, нач VIII в.) продолжает: „не говорит (Писание) „в совете многих“, т.-е. с каждым советоваться, но что должно советоваться обо всём конечно с тем, к кому имеем доверие“, т. е. с своим старцем. Поуч. 5. Migne, Р. G. LXXXVIII. 1676. 2103 Житие преп. Саввы, Пал. Пат. вып. I, стр. 70. И. Помяловский, изд. Общ. Люб. Др. II. 250, 252, 254 – греч. текст. 2106 Это было при Микадо Го Нара, который в следующем 1557 году умер, и на его место воцарился Микадо Ооги Маци. Впрочем, оба не имели никакого значения. Сьёгуном состоял которого власть была также непрочна. Упомянутый выше Цё-Кэй продолжал сохранять свою внезаконную власть. В 1557 году Сьёгун вступил в формальную войну с Цё-Кэем, причём оба имели на своей стороне различных феодалов, и после нескольких сражений – решили заключить мир. Твёрдой центральной власти вообще не было, и отдельные аристократические дома продолжали властвовать, насколько у кого хватало сил и войск. – Л. Т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1666 Мы Русские во времена пред-исторические (и потом очень долго и во времена исторические) считали годы или начинали новый год не с Январского термина натурального года, а с Мартовского, как это было и у классических Греков и Римлян в древнейшее время. Поэтому у нас второй праздник Солнца и Перуна был вместе и гражданским праздником нового года. О праздновании Мартовского языческого праздника, соответствующего нашей масленице, Греками см. в указанном 62 правиле Трулльского собора, в толковании на правило Вальсамоновом (у Ралли и П. II, 450) и в примечании к нему Пидалиона.– О масленице пекут у нас блины или оладьи потому, что суббота сырной недели или масленичная есть день вселенского поминовения родителей (т. е. по случаю праздника языческого распространили поминовение христианское на всю неделю). 1667 Купала не есть языческое божество, как баснословят наши мифологи, а простонародное прозвание Иоанна Крестителя. Купала, купатель, от купаю, т. е, крещаю: Иван купавший, т. е. крестивший, Христа,– Креститель (встречали мы, что и в богослужебных книгах крещение просторечиво называется купанием).– О языческом праздновании нашего купальницкого праздника Греками см. у Вальсамона в толковании на 65 правило Трулльского собора (у Ралли и П. II, 459 начало) и отчасти в Пидалионе в примечании на то же правило. 1668 В некоторых местах России святая неделя называется гремяцкой неделей (Сахаров стр. 75). Существует примета, что на святой неделе гром к урожаю (Петрушевич, стр. 40); в Малороссии кости от пасхального ягнёнка или поросёнка зарывают на хлебных полях, чтобы не было глада (ibidd. и Снегирёв I, 160; перед временами Владимирского собора 1274г. в некоторых местах России в ночь святого воскресения, под которым, кажется, должно разуметь не каждое воскресение, а именно Светлое, совершали языческий праздник, как Дионисов, посредством вискания и ржания вместе мужей и жён,– деяний собора конец, в рукописях. В Галиции в некоторых местах кличут Вородая,– Петруевич ibidd.: что значит этот Вородай?). Никифор исповедник в одном из своих правил запрещает τς πεμπτς φυλττειν, т. е. хранить четверги (у Ралли и П. ΙV, 431, пр. 4). В Пидалионе это поясняется: «у Армян и у (православных) христиан востока (Малой Азии) вошло в обычай и до сих пор остаётся соблюдаемым, чтобы не работать во все четверги от Пасхи до четверга Вознесения, может быть ради почитания этого (последнего) четверга» (в примечании к правилу Никифора, Закинфского (Дионисия?) 1864г. издание стр. 732). Эти четверги не представляют ли собой четвергов Зевса-Перуна? Заметим здесь, кстати, что как у нас по представлениям народным, гремит теперь на небе вместо Перуна пророк Илия, так и у Греков вместо Зевса он же, см. житие Андрея Юродивого в Acta SS. Болландистов, Maii t. VI p. 81.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

По подобает соблюдать обычай каждый Церкви» (пр. 81). 17 Акт. вст. 1. 104. Архиепископ Геннадий просил при этом митрополита разрешить, чтобы иподиаконам дозволено было вступать в брак после рукоположения. Но это было бы противно правилам вселенских соборов (VI всел. 6). 21 См. инструкцию старостам поповским, данную патриархом Адрианом в 1697 году. ст. 10. 11. 12. в Собр. зак. III. 23 Св. Киприан: ер. 70 Сократ: 4, 22. 6, 2. 7, 26. Феодорит: 1, 7. 2, 31. 32. Созомен : 8, 2. В книгах апостольских постановлений приводится от имени апостола Петра следующее изречение: πρτος γ φημι Πτρος πσκοπον χειροτονεσθαι, ν πσιν νποπτον π παντς το λαο κλελεγμνον. Iib.8.c.4.cf.Zonar.ad can.6.nicaen. 24 Johannis antioch. nomoc. tit. 7. cf. 165. nov. constit; Collect. eccl. constit. Balsamonis. Iib. 3. cf. nov. tit. 1 §17. ejusdem school. ad. can. 4. chalced. Cf. nov. 123. cap. 1. 25 Vid. Justin. nov. 123. Образцы епископских клятвенных обещаний при поставлении и приветствий государям см. у Леунклавия in Jure graecorom. Iib. 6. respons. 11. сн. Симеона фессалоник. περ χειροτοντν. κεφ. 61. 29 Первоначальный образец исповедания наших епископов, при посвящении их, есть исповедание митрополита Илариона (XI век.) см. в «Творен. св. отцов» прибавл. 1844. ч. 2. 34 Обыкновенно правила эти передаются новопоставленным, – в особенности пресвитерам, – в виде святительских поучений, которых образцы в нашей Церкви находим от самых древних времен. Поучение митрополитов Кирилла и Петра к иереям см. в изд. русс. Твор. св. отц.; другие – общие см. в Акт. ист. 1. 109. См. также Поучение к новопоставленному иерею, изд. от св. Синода в настоящее время, 1843 и др. год. Извлечение из него см. ниже. 41 Первые – законы Юстиниана, последние Льва. Justin. nov. 123. cap. 7. cod. de episc. 3. const. 53. Leonis. nov. 7 et 8. 51 Vid. Demetrii Choniateni archiep. burgar. resp. et Johannis episc. Citri ad episc. Cabasilam ap. Leunclavium in jure graecoromano. Lib. 5. resp. 1. 56 Св. зак. XIV. о предупреждении преступлений против веры, отд. 3. ст. 67. 68. 69. Не уничтожены только престолы в тех часовнях, прежде построенных (до 1826 года), где они дозволены по прежним узаконениям, см. там же и ст. 62.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Св. муч. Домнина. Солунянин, пострадал при Максимиане. Пролог. (Act SS. 1 oct.) Мес. В. Март. Р. Преп. Саввы Вишерского. Из Кашина. Основал близ Новгорода известную под его именем обитель в 1417 г. и близ нее подвизался на столпе. Преставился в 1461 году. Чет. Минея. В службе канон Пахомия. 2 Св. священномуч. Киприана, и св. мученицы Иустины девицы. Киприан был из Карфагена, жил в Антиохии, в царствование Декия. Не могши волхвованиями расположить христианскую девицу Иустину к юноше, искавшему руки ее, он познал тщету языческой мудрости, принял крещение от св. Анфима (3 сент.) и вскоре сделан был епископом. Областеначальник Евтолмий, истязав его и Иустину в Дамаске, отослал в Никомидию, где и были усекнуты (около 268 г.). С ними пострадал св. муч. Феоктист. Мощи их тогда же перенесены в Рим. Чет. Минея от Слова о покаянии Киприановом и от Метафраста. (Surius 26 sept. S. Cypriani Opp. Amstel. 1700. p. 198. Act SS. 26 sept. Or. Chr. I. col. 1037. Morcelli Kalend. CPlit. I. р. 174). Март. P. 26 сент. Мес. В. Есть служба. C в . Андрея, Христа ради юродивого. Славянин, раб некоего Константинопольского гражданина; юродствовал в царствование Льва Мудрого (886–911). Чет. Минея. (Vita S. Andreae sali. auct. Nicephoro, Sancti confossario, in Appendice ad tom. VI maii Act. SS. p. 1–111). Есть канон на повечерии. 3 Св. свяшенномуч. Дионисия Ареопагита . Ученик ап. Павла. Епископствовал в Афинах; пострадал за проповедь Слова Божия. С иим усекнуты два сотрудника его, Рустик священник и Елевферий диакон, в 96 году. Чет. Минея от Метафраста и прочих. (Vita Metaphrast apud Surium. 9 oct. Act SS. oct. IV. 696–833. Hankius de rerum hyxanit. scriptoribus. Lipsiae. 1677. 4. p. 454 sqq.). Март. Р. 9 окт. Мес. В. В службе канон Феофана. Преп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского. Инок обители Хозевитской. Святительствовал в царствование Юстина I и Юстиниана I . Скончался ранее 536 года. Пролог сего числа и 28. (Or. Chr. III col. 570). Мес. В. Блаженного Исихия Хоривита, безмолвника. Выздоровев после жестокой болезни, он затворился в келлии, и молчал двенадцать лет. Перед своей кончиной сказал: «ни един, память смертную имый, возможет согрешати когда».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

[Лат. Pancratius] († 304?), мч. Римский (пам. зап. 12 мая). Мученичество П. составлено в VI-VII вв. и относится к типу «эпических», что затрудняет его использование в качестве исторического источника ( Lapidge. P. 18). Совр. католическая Церковь считает установленным, что П. принял мученичество через усекновение головы на Аврелиановой дороге в Риме в возрасте 14 лет. Сохранилось не менее 8 редакций Мученичества (BHL, N 6420-6427), из к-рых, по мнению итал. исследователя Дж. Веррандо ( Verrando. 1982. P. 118-123), наиболее близка к оригиналу редакция BHL, N 6420 - изд.: по 2 спискам в AnBoll. 1891. Vol. 10. P. 53-56. В ней П. представлен христианином по рождению, соответственно, отсутствует сюжет о его крещении папой Римским. Однако итал. исследователь Франки де Кавальери считал, что ближе всего к оригиналу восходит самая распространенная редакция BHL, N 6421 ( Franchi de " Cavalieri. 1908. P. 87-92). Она была опубликована под названием Acta martyrii в ActaSS. Maii. (T. 3. P. 21) на основе большого числа рукописей XI-XIV вв., в т. ч. греческой. В этой редакции особое внимание уделяется роли папы Римского в приобщении П. к христианству. К данной редакции с небольшими отличиями примыкают тексты: из североитал. рукописи XI в. (BHL, N 6425, опубл.: Bibliotheca Casinensis, seu codicum manuscriptorum qui in tabulario Casinensi asservantur series. T. 3: Florilegium Casinense. [S. l.], 1877. P. 349-350; из северофранц. рукописи XII в. (BHL, N 6424); из «Санктуария» Б. Момбриция (ок. 1480) ( Mombritius B. Sanctuarium, seu vitae Sanctorum. P., 1910. T. 2. P. 188) (BHL, N 6426); из собрания Житий святых, изданного картузианцем Лаврентием Сурием (BHL, N 6423; De probatis sanctorum historiis/Ed. L. Surius. Coloniae Agrippinae, 1572. T. 3. 180-181); из испан. Мартиролога X. Тамайо де Саласара ( Tamayo de Salazar J. Anamnesis, sive Commemoratio Sanctorum Hispanorum. Lugduni, 1656. Т. 3. P. 154-155) (BHL, N 6422). Еще одна редакция (BHL, N 6427), обнаруженная в кодексе из Намюра и опубликованная в AnBoll. 1883. T. 2. 289-291, интересна тем, что относит время событий к правлению императоров Валериана (253-260) и его соправителя Галлиена (253-268). С ней согласуются эпитомы, входящие в состав сб. «Золотая легенда» (кон. XIII в.) Иакова из Варацце (Гл. 76) и в «Каталог святых» Петра Наталиса (кон. XIV в.) ( Petr. Natal. CatSS. IV 156).

http://pravenc.ru/text/2578817.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010