1686 Гефеле (ii, p. 552) считает, что Вигилий никогда не был убежденным монофизитом и дал обещание только в интересах своих амбиций. Конечно, мотив не меняет самого факта, который неоднократно упоминался как довод против папской непогрешимости. 1687 Τρα κεφλαια, tria capitula. В буквальном переводе это слово значит статьи или краткие положения, в которых сформулированы определенные заблуждения в форме анафемы. Двенадцать анафем Кирилла против Нестория также назывались κεφλαια, главами или капитулами. В данном случае под тремя капитулами следует понимать: 1) личность и произведения Феодора Мопсвестийского; 2) антикирилловские произведения Феодорита; 3) послание Ивы к Марию. Отсюда название impia capitula, σεβη κεφλαια. Это отклонение от обычного использования слова вызвало много путаницы. 1688 Особенно африканцы Фульгенций Ферранд, Либерат и Факунд из Гермианы, которые писали в защиту трех капитулов; также римский диакон Рустик. 1689 Эти анафемы можно найти в заключительной фразе постановлений собора (Mansi, tom. ix, 376): «Praedicta igitur tria capitula anathematizamus, id est Theodorum impium Mopsuestenum, cum nefandis ejus conscriptis, et quae impie Theodoretus conscripsit, et impiam epistolam, quae dicitur Ibae». 1690 Collect., viii, can. 10: Et τις οκ μολογε τον εσταυρωμενον σρκι κριον ημν ησον Χριστν εναι Θεν αληθινον κα κριον της δξης, κα να της γιας τριδος, τοιοτος ναμμα στω. «Всякому, кто не признает, что наш Господь Иисус Христос, Который был распят во плоти, есть воистину Бог и Господь славы, и един со Святой Троицей, анафема». 1691 В одиннадцатой анафеме имя Оригена осуждается вместе с именами других еретиков (Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория, Евтихия), но довольно бессвязно, поэтому Аллуа, Гарньер, Иаков Баснаж, Уолш и другие считают это более поздней вставкой. Норис и Гефеле (ii, р. 874) отстаивают его подлинность. В любом случае, пятнадцать анафем против Оригена были приняты не этим собором, а более ранним Константинопольским синодом в 544 г. См. Hefele, ii, p. 768 ff.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Gregorii Presbyteri vita... P. 184. Ibidem. P. 188. Первая половина мая 381 г. является общепринятой датой начала Собора. См.: Concilium Constantinopolitanum I – 381/Ed. A.M. Ritter//COGD. T. I. P. 37. Здесь наши выводы совпадают с мнением К.Й. Гефеле, изложенном в его знаменитой «Истории соборов». См.: Hefele C.J. Histoire des conciles d’après les documents originaux: en 4 t. P.: Letouzey et Ané, Éditeurs, 1908. T. 2 (par. 1). P. 8–9. См.: Bibliotheca hagiographica Graeca/Ed. Fr. Halkin. Bruxelles: Societe des Bollandistes, 1957. Vol. 1, 723. P. 235; De S. Gregorio Theologo, Archiepiscopo Constantinopolitano, Nazianzi in Cappadocia//Acta Sanctorum quotquot toto orde coluntur, vel a catholicis scriptoribus celebrantur/Ed. G. Henschenio et D. Papebrochio. Parisiis et Romae: Victorem Palmé, 1866. Maii tomus secundus. P. 366; Сергий (Спасский), архим. Полный месяцеслов Востока. Святой Восток: в 2 т. М., 1876. Т. 2. С. 22; Житие св. отца нашего Григория Богослова патриарха Константинопольского//Жития святых на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. М.: Ставрос, 2004. Январь. С. 833; Память святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского//Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: в 6 т./Автор-сост. иером. Макарий Симонопетрский; адаптир. пер. с франц. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. Т. 3, январь-февраль. С. 375; Иже во святых отца нашего Григория архиепископа Константиня града, Богослова//Минея январь. М.: Издание Московской Патриархии, 1983. Ч. 2. С. 329. Martroye M.F. Le testament de saint Grégoire de Nazianze//Mémoires de la Société Nationale des Antiquaires de France. P.: C. KLINCKSIECK LIBRAIRE DE LA SOCIÉTÉ. 1924. Vol. 76 (VIII. 6). P. 233–234; 238–239. Daley B. E. Gregory of Nazianzus… Р. 184. Beaucamp J. Le Testament de Grégoire de Nazianze//Forschungen zur byzantinischen Rechtsgeschichte. Bd. 22. Fontes minores X/Hrsg. von D. Simon. Frankfurt: Löwenklau-Gesellschaft, 1998. P. 30, 38. См.: Ibidem. P. 77–80. Французский ученый отмечает, что с конца XIX века дата 31 мая 381 г. является общепринятой для данного документа, к тому же именно она находит надежное подтверждение в рукописной традиции.

http://bogoslov.ru/article/6170984

154 В Римской Церкви, хотя по общим постановлениям Соборов, особенно Тридентского, право совершать Миропомазание предоставлено епископам, впрочем как древле, так и в недавние времена по разным обстоятельствам многократно было разрешаемо и священникам совершать сие таинство так же как совершают оное священники Восточной Православной Церкви, т. е. помазуя миром, от епископа освящённым. См Collect. Coucil. Harduin. Tom. IX. p. 438. item Gau. Dissertat. de valore man. impos. atque unction. 165 Constitut Apostol. Lib. VII, cap. 44. «После Крещения во имя Отца и Сына и Святого Духа помазывает (священник) миром, говоря: Господи Боже самосущий, кроме Которого нет иного Господа, но Ты Господь всего, Ты даровавший благоухание Евангелия для всех народов! Соделай и ныне, да сие помазание миром будет действенно в крестившемся, да благая воля Христа Твоего пребудет в нем всегда снятою, и умерший со Христом с Ним совоскреснет а сооживёт». 169 Житие св. Ионы, часто встречающееся в рукописях составлено, вероятно, в половине XVI столетия. Оно напечатано в Степенной Книге. Ч. II, стр. 69–97. Дополнением к нему, при составлении сего жизнеописания, служили современные летописи и акты, изданные Археографической Комиссией. 170 В житии св. Ионы сказано: «бысть родом от мест града Галича, близ предел Казанския земли, расстояние имея от Соли Галическия яко шесть вёрст, на реце Святице». Хотя ни Галич, ни Сольгалич не были близки к пределам земле Казанской: однако ж известно, что тот и другой город часто подвергались нападениям от Татар Казанских. По летописи Солигаличского Воскресенского монастыря, о нашествии Казанцев на Соль-Галич упоминается ещё в 1375 г. И.Г.Р. Т. IV. пр. 327. В 1429, 1468 и 1557 гг. они нападали на Галич и прилежащие ему города и селения. И.Г.Р. Т. V. пр. 265, 275. и др. Акты Археографической Экспедиции. Т. II, стр. 177. Погост Одноушево существует доныне. 171 Это Заключение основывается на следующих соображениях: св. Иона скончался в 1461, поставлен в епископа в 1430 г. Но в те времена держались правила, чтоб не ставить в епископа ранее 40 лет. См. Акты Археографической Экспедиции. Т. I, стр. 472.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пролог. 23 Св. муч. Луппа. Раб некоего господина, свободный же о Христе Господе, за сокрушение идолов мучен и обезглавлен в царствование Аврелиана (270–275). Чет. Минея от службы. (Act SS. aug. IV. р. 593). Март. Р. В службе канон Иосифа. Препп. Евтихия и Флорентия. Подвизались в пределах Нурейи. Флорентий сподобился дара чудотворений при жизни; Евтихий – настоятель одной обители, прославился чудесами по смерти. Чет. Минея от бесед св. Григория Двоеслова с Петром диаконом, кн. 3 гл. 15. (Act SS. maii V. р. 219.) Март. Р. 23 мая. Св. священномуч. Иринея, епископа Лугдунского (Лионского). Ученик св. Поликарпа, преемник священномуч. Иофина, писатель. Обезглавлен в царствование Севера, около 203 г. Чет. Минея. (Act SS. iun. t. V. р. 335 sqq. et in edit. eius Operum. Mszochii Kal. neapol. III. 717. Fabr. VII. 73). Март. Р. 28 июля. Мес. В. Св. Каллиника, патриарха Цареградского. Сделан патриархом после Павла, в 603 году, и управлял церковью до 705 года, когда Юстиниан II, при помощи Болгар, снова взошел на престол. Казнив Леонтия и Тиверия, император лишил зрения Каллиника, венчавшего Леонтия на царство, и сослал в Рим.Там заделали его в стену; и по прошествии 40 дней заграждение отпало; святой был еще жив, хотя едва дышал. Преставился спустя 4 дня после сего, и погребеи в храме св. апостолов. Чет. Минея. (in Act. SS. aug. t. IV. р. 645. Vita аист. Laurentio). Мес. В. 24 Св. с вя щенномуч. Евтиха. Ученик Ап. Иоанна, родился и скончался в Севастополе Палест. Проповедовал Иисуса Христа во многих странах. «Аще и не обретается в числе 70 апостолов, обаче апостольским именем почтен, яко с начальнейшими апостолы трудися в благовестии Христове». Чет. Минея. (Act SS. aug. IV. р. 751). Мес. В. Март. Р. В службе канон Иосифа. Св. муч. Татиона. Пострадал в Клавдиополе (близ Анкиры) от Урбана, при Диоклетиане (305). Пролог. (Act SS. aug. IV. р. 767). Март. Р. (Isauriae.) Мес. В. (Называет Татианом). Преп. Георгия Лимниота, исповедника. Инок, подвизавшийся в горах Олимпийских. При Льве Исаврянине перенес много скорбей, и даже лишился носа, за дерзновенное обличение царя в иконоборстве. Преставился 95 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

6–8. In Dormitionen Deiparæ l-3 (id.), 339–48; 347–58; 359–72. 9 . In S. Mariæ Zonam (id.), 371–84. Scholia in Areopagiten, 4 (inter scholia Maximi), Cf. Maii monitum, 98, 87–88. Dubia. Rerum Ecclesiasticarum contemplatio (G.), 383–454. Hymnus in S. Dei Genitricem (Daniel; AA.SS.), 453–54. G. Henschenius Vita, 19–36. Notitia FH., 918; G., 17–18. Index analyticus, 1499–1508. GERMANUS II, СР., patr., 1221–39, 140. Epistolæ ad Cyprios (Cotelerius), 1–2, 601–22. Homilliæ. 1 . De exaltatione Crucis, contra Bogomilos (Gretser) 621–44. 2 . In vivificam Crucem (id.), 643–58. 4 . De imaginibus (id.), 659–76. 6 . In Annuntiationem (Ballerini), 677–736. 7 . In SS. Innocentes (Ho_eschelius). 735–58. [Нот. 3. In Crucem Germani I, 98, 221–44. Horn. 5. In Dominici corporis sepulturam ­ ibid., 243–90.] Responsiones canonicæ 1–3 (Leunclavuus), 119, 797–807. GLYCAS. Vide MICHAEL G. GLYCYS. Vide JOANNES G. GNOSTICI, s. II-III, 7. Fragmenta gnostica (Massuet), 1263–1322. Vide Basilides, Epiphanes, Heracleo, Isidorus, Ptolemæus, Valentinus. Massuet. Dissertatio prima, 23–174. GRÆCI, s, XIII, 140. Epistola ad Innocentium III, de capta СР., 293–8. GREGENTIUS Tapharensis ep. 552, 86, I. Leges Homeritarum (Boissonade), 567–620. Disputatio cum Herbano Judæo (G.), 621–784. Notitia G., 563–66; FH., 565–8. GREGORAS. Vide NICEPHORUS G. GREGORIUS. Vide GEORGIUS CYPRIUS. GREGORIUS, s. XV. Laudatio funebris Plethonis, græce (Alexandre), 160, 811–20. Epistola ad Bessarionem (Boissonade), 161, 727–32. Encomium Bessarionis, græce (Boissonade), 161, 731–44. GREGORIUS II, papa, 715–31. Epistola ad Germanum I, CP. 91, 1017–24 (Combefis) et 98, 147–56 (Mansi). GREGORIUS ABULPHARAGIUS (Ваг Hebræus), 1286. Fragmenta ex chronico syriaco, latine, 117, 1009–16. GREGORIUS AGYNDINUS, s. XIV, 151. De essentia et operatione Dei, lib. 1–2, 1191–12. Gretseri præfatio, 1189–92. Carmen de hæresibus Gregorii Palamæ, (Allatius), 150, 843–62. Epistolæ ad Nicephorum Gregoram (Boivin), 148. 1, 68–71; 2», 84–86. Versus ad Nicephorum Gregoram (Boivin), 148, 29–30, 72–3.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

123. Col. 223), Узуарда (2-я пол. IX в.; PL. 123. Col. 699), Ноткера Заики (нач. X в.; PL. 131. Col. 1040). Заметки в этих Мартирологах представляют собой краткие указания о святом без жизнеописания. Свт. Адон применительно к памяти И. З. употребляет слово «natalis», к-рое обычно служит для обозначения памяти мучеников (в отличие от «depositio» - «кончина» для всех прочих святых). Эта тенденция нашла продолжение у Ноткера, к-рый причисляет И. З. к мученикам. До XVI в. в Западной Церкви поминовение И. З. совершалось только 27 янв., а затем к этой дате добавилось 14 сент., что нашло отражение в Римском Мартирологе кард. Цезаря Барония , во мн. частных Мартирологах (Гелесини, Шестаньоль и др.) и списках святых XVI в. (Феррари и др.), под влиянием византийской традиции. Однако день памяти 14 сент. изначально носил характер простого поминовения (commemoratio), без литургического празднования (к-рое до сих пор закреплено только за 27 янв.). Д. В. Зайцев Мощи В новой ц. св. Апостолов в К-поле, выстроенной при имп. Юстиниане I, гробница И. З. находилась в алтарной части храма. В энкомии на перенесение мощей свт. Григория Богослова, которое состоялось в правление имп. Константина VII Багрянородного (913-959), говорится о том, что они были помещены в ц. св. Апостолов рядом с мощами И. З. (ActaSS. Maii. T. 4. P. 453). В лат. описании святынь К-поля XII в. (Аноним Меркати) упоминаются гробницы И. З. и свт. Григория в ц. св. Апостолов: «В полу же алтаря слева лежит святой Иоанн Златоуст, а справа - святой Григорий Назианзин, называемый Богословом» (Описание святынь Константинополя в латинской рукописи XII в./Пер., предисл., коммент.: Л. К. Масиель Санчес//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 436-463). В 1200 г. о гробницах И. З. и свт. Григория в алтаре ц. св. Апостолов упоминал рус. паломник Добрыня Ядрейкович (свт. Антоний , архиеп. Новгородский). Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста. Икона. XVII в. (Византийский музей, Афины) Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста.

http://pravenc.ru/text/541598.html

d. Quell, u. Liter, pag. 393–394). Баллерины, со своей стороны, доказали, что последний 105 канон, которого не достает в первоначальном испанском и исидоровском сборниках, прибавлен или внесен из Ургелленского (Urgellensi) кодекса полного испанского собрания, и что этот канон, по всей вероятности, принадлежит какому-либо африканскому собору, как это видно из находящихся в упомянутом каноне слов: placuit omnibus patribus per provinciam carthaginis consistentibus, указывающих на карфагенское происхождение сего канона. При этом теже Баллерины прибавили, что карфагенское происхождение названного канона отнюдь не дает права и прочие каноны приписывать африканскому же собору, так как этого канона не достает во всех других, кроме Ургелленского, манускриптах, и он по самой форме своей отличается от прочих канонов. Сверх сего, приведенные слова, указывающие на карфагенское происхождение рассматриваемого канона, могут быть отнесены только к собору одной проконсульской провинции, в которой главным городом был Карфаген и не могут быт приложены к общему собору 214 епископов, на котором присутствовали епископы от других областей. Ballerini, Dissert, de vetust. coll. et collect, pag. 143 n. VII. Hefele, t. II, 69–70. Карфагенский собор 419 г. приводит под именем рассматриваемого собора двадцать канонов, равным образом и Дионисий Малый, следуя актам того же собора приписывает рассматриваемому собору тоже двадцать правил, т. е. с 66 по 85 включительно. Между тем карфагенский же собор, бывший при Вонифатие 525 г., называя рассматриваемый собор шестым, бывшим при Аврелие, в числе девяти приведенных им с именем этого собора правил, привел два канона, 1 и 6, таких, которых нет ни в актах собора 419 г., ни в собрании Дионисия Малого в составе канонов рассматриваемого собора (Mansi, t. VIII. pag. 644). Равным образом в Испанском собрании карфагенских правил в числе пятнадцати канонов, приписанных им пятому карфагенскому собору, находятся два канона 4 и 11 такие, которые сходствуют по содержанию с названными двумя правилами.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

55 Вне Церкви, несомненно, нет спасения, вследствие отсутствия неповреждённой и неподложной веры у еретиков, даже полагая, что у них таинства совершаются точно так, как и в кафолической Церкви Христовой. К истории вопроса о принятии схизматиков в Православную Церковь . Стр. 21–22. 59 Еп. Сергий, стр. 137. Арх. Иоанн в своём толковании на 18 пр. Сардик. соб. пишет: «Не должно быть признано правильным то рукоположение, которое произведено неправильно усвоившими себе права епископские: поэтому, как Евтихиан и Мусей не были сами епископами, так и рукоположенные ими не могли быть священнослужителями... Но если бы случилось, что законно поставленный в своё время епископ был впоследствии, по каким-либо причинам, лишён своего звания, то, по правилу Собора, поставленные от такого епископа в своё время клирики не теряют вместе с ним своих степеней, если, т. е., не участвуют в его преступлениях». Арх. Иоанн. Вып. I., стр. 491. 62 Послание Феофила, архиепископа Александрийского, к Афингию Епископу о так наз. Чистых гласит: «Известило меня твое благочестие, яко некоторые из именующих себя Чистыми, желают присоединитися к Церкви. А понеже великий Собор блаженных Отцев наших, бывший в Никее (прав. 8:19), определил рукополагати приходящих от ересей: то, по сему уставу, благоволи и ты рукополагати (т. е. принимать в клир., см. арх. Иоанн. Вып. 2, стр. 122), восхотевших присоединитися к Церкви, аще токмо житие их добродетельно, и нет никакого тому препятствия» (пр. 12). 63 В Церкви Восточной не повторялось рукоположение над обращающимися из кафаров (I всел. 8), мессалиан, или евтихов (Act. Concil. Ephes, in Collect. Binii 1. 3.); в церкви Африканской – над донатистами. (Carthag. сап. 79. cf. Augustin. Ер. 50 ad Bonifat). Но повторялось над арианами, павлианами (I всел. 19 cf. Ер. 18. Innocentii papae ad Alexandr.) и.т. п., и ещё над всеми, рукоположенными от самозванных епископов, которые сами незаконно были поставлены. (II всел. 4. Ер. Nicaeni Concil. ad. Alexandr, ap. Socrat. I, 9). Арх. Иоанн. Вып. I, стр. 217 прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Что касается до того возражения, что в апостольском правиле между каноническими книгами Ветхого Завета упоминаются три книги Маккавейские, которых церковь не принимает в канон, то его легко опровергнуть прежде всего тем, что в древнем греческом сборнике правил, изданном Иоанном Схоластиком (в VI веке: Collect, can. in tit. 50), эти книги не упоминаются, а в новейшее издание этого сборника они внесены были впоследствии. Правда, в латинском переводе этого собрания они уже упоминаются, но ужели нам нужно более верить переводу, чем самому подлиннику? Для нас довольно знать, что в самом подлиннике эти книги опущены 200 . Притом, если мы даже согласимся с тем, что книги Маккавейские в апостольское правило внесены были еще вначале, то что же из этого? Доказывает ли это, что рассматриваемое нами правило не существовало в первые века? – Нисколько. Напротив, этим и подтверждается древность его. И в самом деле, апостольское правило относит три Маккавейские книги к чтимым и святым: «Для всех принадлежащих к клиру и мирян, чтимыми и святыми да будут книги Ветхого Завета: Моисеевых пять Бытия... Маккавейских три». Но несомненно известно, что в первые века Маккавейские книги считались святыми и чтимыми. Святой Киприан, приводя разные места из Маккавейских книг, называет эти книги «святыми, Божественными писаниями» (Sanctas, Divinas scripturas) 201 . Блаженный Иероним 202 и Руффин 203 ясно свидетельствуют, что эти книги читались в церквах. А потому, хотя Маккавейские книги не признавались в то время каноническими, во всяком случае, они могли быть внесены в апостольское правило, как книги чтимые, так как в нем указываются священные книги, назначенные вообще для чтения христианам. Впрочем, нельзя еще с несомненностью сказать, что действительно Маккавейские книги в первые века не признавались каноническими, потому что канон Священного Писания еще не был в то время точно определен, одни считали канонических книг более, а другие менее, а потому весьма вероятно, что в некоторых церквах и эти книги были присоединены к каноническим. Таким образом, упоминаемые Маккавейские книги в рассматриваемом нами правиле нисколько не говорят против древнейшего происхождения его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/drevno...

Стефан византиец у Тафеля de provinc. р. 25, 26. Даже епископ 3 века писал: «Элий Публий Юлий, епископ колонии Дебельта во Фракии, призываю в свидетеля Бога» и пр. Евсевия Ист. 1, 300. 432 В латинских актах это слово писали различно: то Getistirion, то Ogetistirion, то Ogestiron, также как Гет-дуб – (пр. 23) писали Giidoba, то Gelduba, то Gildo Baculi.– Чужаки не понимали славянского слова и каждый коверкал его по своему. Один умник прибавил такое объяснение первому слову: interpetatione vero latino_e linguæ locus possessionis vocatur. Угадал! Стерав у Востокова.– О образовании личных славянских имен – в Изв. акд. IX, 91–99. 433 Четь-минея 13 мая, Acta Sanct. 3 maii gro_ece in append, p. 15 latine p. 194. О Верее у Черткова о манас. 125, 146–110. Св. Александр был тот мученик Александр, которого храм в Друвинаре в 597 г. сжёг аварский каган и за то жестоко был наказан. Множество войска погибло от моровой язвы под Друзипарою. Хану договором «уступлено право переходить Дунай против славян». Simocatti hist. VIÏ 14, 15. Друзинара на р. Эригоне, о которой Вриенний пишет: «не знаю, как называлась она в древности,– названия часто меняются; а ныне она, вытекая из фракийских гор, называется Алмиром (Соленою), близ нея крепость, которой имя Каловрия» (Спб. 1858 г. стр. 128). Тафель (De provinciis р. 29) замечает, что древние жители – фракийцы и имя крепости полуфракийское. 436 По алкорану Бог в утешение Адаму и Евве послал с неба ковчег с ивображениями всех пророков, в том числе и Магомета и этот ковчег путешествовал с израильтянами в пустыне и хранится в храме Соломоновом (Сур. 2). Авраамом принесён был в жертву не Исаак, а Измаил, с которым он после путешествовал в Мекку и построил храм Каабу (Сур. 3 и 37). Соломон за преступление лишён был царства на 40 дней, по потом путешествовал в Мекку на ковре; а царице Савской Соломон посылал письмо с птицею Гугуд, убеждая её принять магометов закон (Сур. 27, 34, 38). Пресв. Дева Мария была сестра Аарона и Мариамны (Сур. 19). Иисус Христос делал из глины подобия птиц и зверей (Сур.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010