Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАТРИАРШИЕ ПЕВЧИЕ (Дьяки и подьяки), в Др. Руси - церковные певцы, из к-рых состоял хор Митрополита (впосл. Патриарха) всея Руси. П. п. и великокняжеские (затем царские) государевы певчие дьяки были главными хорами Российского гос-ва. Наиболее полные документальные сведения о жизни и деятельности П. п. сохранились от кон. XVI-XVII в. Хор митрополита всея Руси по сравнению с государевым был более древним; вероятно, он возник в период учреждения Русской митрополии. В Чине поставления епископов 1456 г. указывается, что певцы митрополита исполняли «стих некый», «Многа лета» и проч. (ААЭ. Т. 1. С. 470, 473). От времени митрополии сохранились лишь неск. имен певчих дьяков и краткие сведения об их деятельности. После введения в 1589 г. Патриаршества хор стал именоваться патриаршим. Структура хора П. п. Структура хора П. п. была строго иерархическая, он состоял из особых подразделений - станиц . Положение, размеры жалованья, функции певца определялись тем, в какую из станиц он входил, а нередко и местом внутри станицы. В Чине избрания митр. Иоасафа (Скрипицына) (февр. 1539) указано, как действовали и что пели «митрополичи дьяки обе станицы», упоминаются подьяки (Там же. С. 158-160). В описании событий, связанных с поставлением 1-го патриарха всея Руси Иова (янв. 1589), также говорится о 2 станицах патриарших певчих дьяков - «большой» и «другой», исполнявших во время торжественных приемов славники и «стихи избранные». Отмечается, что после дьяков велено было «петь подьяком всем по чину» (РИБ. Т. 2. С. 319-323). Поскольку документы митрополичьих и патриарших приказов сгорели в московском пожаре 1626 г., восстановить структуру и состав хора более раннего времени можно только по материалам государева Казенного приказа и монастырей. В 1585/86 г. на Рождество Христово в Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужской монастырь приходили славить 3 станицы хора Российского митрополита и трое самых молодых подьяков того же хора, исполнявших роли вавилонских отроков в пещном действе . В 1605/06-1606/07 гг. келарь и казначей Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря жаловали «славлеными деньгами» 7 станиц П. п., а в следующем году - 4 станицы (РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. 273. Л. 121а - 122; Ф. 1192. Оп. 2. 15. Л. 54 об.; 16. Л. 118 об.-119; 19. Л. 158-158 об.). Т. о., уже в нач. XVII в. патриарший хор делился на 7 станиц.

http://pravenc.ru/text/2579762.html

Имеется в тексте «Древней Российской вивлиофики» и несколько значительных пропусков. В настоящем издании нами привлечены 3 списка «Послания о Троице», – все они принадлежит к собранию Иосифова Волоколамского монастыря (ныне в Гос. Библиотеке СССР им. В. И. Ленина): 1) БИЛ, Волок. 156(520); 4°. Сборная рукопись, состоящая из 2 тетрадей; первая тетрадь – сер. XVI в. Л. 1 – «Послание о троице» (без заглавия). Подробное описание рукописи см.: Опись рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку Московской духовной академии, иеромонаха Иосифа, М., 1882, стр. 164 (ср.: П. Строев.Описание рукописей монастырей Волоколамского и др. СПб., 1891, стр. 136, 316); 2) БИЛ, Волок. 158(522); 4°. Сборная рукопись, состоящая из 6 тетрадей; четвертая тетрадь – сер. XVI в. Л. 457 – «Послание о троице» (заголовок: «Послание преподобного игумена Иосифа, сказание о святей животворящей Троици»). Подробное описание см.: там же, стр. 171 (ср.: П. Строев, ук. соч., стр. 158, 361). 3) БИЛ, Волок. 155 (519); 4°; сер. XVI в. Сборник, Л. 56 – «Послание о Троице» (заголовок: «Послание»). Подробное описание см.: там же, стр. 160. Кроме того, нам известны еще два списка того же послания: 4) ЦГАДА, собр. Мазурина (ф. 196), 1054; 8°; сеп. XVI в, Сборник. Л. 88 об. – «Послание Прохору Сарскому» (стр. 309); л. 347 – «Послание о Троице»; л. 418 – «Послание Иосифа Нифонту» (стр. 420). 5) Q.XVII. 64 (из собрания Ф. Толстого, отд. II, 68); 4°; сер. XVI в. (подробнее см. во введении к следующему документу 12). Л. 106 об. – начало «Послания о Троице» (до слов «древняя мимо идо...» – ср. сто. 306). В основу при издании положен список Волок. 156 (А); для исправлений привлекаются списки Волок. 158 (5) и Волок. 155 (В). Послание Иосифа архимандриту Вассиану о Троице Что, господине, мене, глупаго и ненаученаго, во учимом чину живущаго, пытаешь о таинстве Святыя Троицы, а ино то, господине, выше нашея меры. Вам то, господине, освященным главам достоит ветхаго и новаго таинества ведати и научати, вы – господа пастарие, да и мы, мир, христиане Живаначальную Троицю, от апостол яве проповедаему прияхом, и крестихомся во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Apologia inscriptionum Vecci contra Palamam, 243–310. Refutatio syllogismorum Max. Planudæ, 309–18. De processione Sp. S. ad Paulum II, 319–406; 407–48, latine ab ipso Bessarione. Encyclica ad Græcos, 449–80, latine a bipso, 481–90. De verbis consecrationis apud Græcos, 489–94. De sacramento Eucharistiæ et verbis consecrationis, 493–526. Oratio in synodo Ferrariæ habita, 531–42. Oratio dogmatics de unione, 543–614. Epistolä, 1–13, 675–702. JOANNES ARGYROPULUS. De processione Sp. S., 158, 991–1008. Epistola ad Card. Roboreum, 1007–10. THEODORUS AGALLIANUS. Refutatio Argyropuli, 158, 1011–52. HILARIO. De azymo et fermentato, 158, 977–84. GEORGIUS TRAPEZUNTIUS. De processione Sp. S., 161, 769–829, 829–68. De unione Ecclesiarum ad Eugenium IV, 889–94. Epistola ad Joannem Palæologum, 895–908. MANUEL [Peloponnesiacus]. Apologia ad Quæsita FR. Francisci (Quæsita, 469–70), 140, 471–82. MATTHÆUS CARYOPHYLLUS. Refutatio Nili de primatu Papæ, 149, 729–878; adde, 160, 381–6.   M) DE HESYCHASTIS. 1 . Pro Hesychastis. SYMEON JUNIOR THEOLOGUS. De sobrietate, fg., 160, 899. GREGORIUS SINAITA. Capitula ascetica per acrostichidem, 150, 1239–1300. Alia, 1299–1304. De quiete et oratione, 1303–12. De quietudine et duobus orationis modis, 1313–30. Præcepta ad hesychastas, 1329–46. NICEPHORUS MONACHUS. De sobrietate et cordis custodia, 147, 913–4. GREGORIUS PALAMAS. Theophanes, 160, 909–60. De mentali quietudine, 1043–88. Decalogus christianæ legis, 1089–1102. De hesychastis, 1101–18. De oratione et puritate cordis, 1117–22. Capita physica, theologica, moralia et practica, 1121–226. Confessio fidei orthodoxæ, 151, 763–8. Epistola ad nomophylacem, 148, 73–4. Vide operum Palamæ argumenta, 150, 799–844. PHILOTHEUS CP. Antirrheticorum contra Gregoram, libri 1–12, 151, 723–1138, græce; fg., 148, 67–8, 71–2. NICOLAUS CABASILAS, In Nicephori Gregoræ deliramenta, 148, 61–2. GENNADIUS (SCHOLARIUS). Contra Acyndinistas, 160, 649–64. PHILOTHEUS CP. Encomium Palamæ, 151 551–6. NILUS CP. Encomium Palamæ, 151, 655–78.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Этим, быть может, и уясняется тон речи. 282 Synodus Graecae ecclesiae de dogmate circa illa verbä tu es qui ofter et qui offerentis, et qui resipis et cet. – Maii. Spicilegium Romanum. Т. Romae, 1844. 285 Ibidem, pp. 26–58. Впрочем, приведены были не только свидетельства св. Отцов; например, встречаем цитаты из сочинений Козьмы Индикоплевста и даже «силлогизм великого друнгария Стефана» – византийского сановника, присутствовавшего на соборе. 286 Ibid., 25. Отказались от своего мнения Михаил Фессалоникийский и Евстафий Диррахийский, последний после заметного колебания. Ibidem, 22–24. 288 Диалог Сотириха напечатан в том же томе Spicilegium Romanum, в актах разбираемого собора, pp. 3–15. Отзыв о достоинствах диалога у Киннама: IV, 16 291 Арсений, архимандрит. Николай Метонский и его сочинения. Христ. Чтен., 1883, т. I, с. 309 и далее: Dräseke. Zu Nicolaos von Methonë Zeitschrift für Kirchengesch. В. IX. S. 428 (Gotha, 1888). 292 «До последнего времени все ученые думали, что собор этот происходил в 1156 г., но Dräseke (op. cit. S 418–421) основательно доказал, что собор собирался в 1158 г. 293 На соборе, кроме высших духовных особ, присутствовали разные Палеологи, Комнины, Кантакузины, Ангелы и пр. Synodus… pp. 58–62. 295 Ibidem., pp. 73–78. Некоторые из членов собора не захотели, однако же, теперь же подписать осуждения Сотириха, требуя более тщательного рассмотрения дела – такими были митрополиты: Ираклийский, Кизический, Фессалоникийский, Кесарийский, Филиппийский, Лаодикийский (р. 83). Впоследствии, впрочем, и они дали свою подпись (на заседании собора 13 мая). 296 Ibid., pp. 83–88. Из архиерейских подписей под деяниями собора выделяется подпись архиепископа Кипрского. Этот архиерей хотя и подписывает деяния собора, но заявляет протест по тому поводу, что, к унижению его достоинства, его заставили подписаться после архиепископа Болгарского (судя по тому, что Болгарский архиепископ назван Иоанном Комниным, можно думать, что он был родня императору и что ради этого родства его и предпочли архиепискому Кипрскому), р.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

23 В сборнике И. Схоластика церковные правила помещены в следующем порядке: правила Апостольские, соборов – Никейского, Анкирского, Неокесарийского, Сардикийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского, Константинопольского (всел.), Ефесского, Халкидонского и св. Василия Великого . 24 Бинер полагает, что Синопсис церковных правил существовал еще до времен И. Схоластика (Biener. De collect, can., стр. 33). Взгляд Бинера разделяют Геймбах (Encycl. Ersch etc. T. 86, стр. 283) и Мортрейль (Hist. du droit byzant. I, стр. 200 – 201). 25 См. толков. напр. Апост. 75, Анкир. 19. Впрочем, нельзя отрицать, что Аристин мог сделать в той редакции Синопсиса, которой он пользовался, при составлении своего комментария, некоторые изменения и дополнения (по мнению Цахариэ фон-Лингенталь, сокращенный текст правил, оставленных Аристином без комментария, был прибавлен к Синопсису самим толкователем), а так как слава Аристина, как толкователя канонического Синопсиса, была весьма велика, то, с течением времени, ему всецело было приписано и составление самого сокращенного текста. Подобным же образом славянская Кормчая, экземпляр которой был прислан в 1262 году в Россию Болгарским деспотом Иаковом Святиславом в дар митрополиту Кириллу II, приписывалась Зонаре, хотя содержала лишь несколько толкований этого канониста. 26 Надо заметить, что происшедшее с течением времени изменение в порядке расположения церковных правил (в некоторых сборниках полного текста правил, как известно, прежний хронологический порядок расположения канонов был заменен расположением их по относительной важности) не оставалось без влияния на порядок расположения сокращенного текста Синопсиса. (Ср. Синопсис, носящий имя Симеона Магистра) 27 В том же XII веке Синопсис, в Аристиновой редакции, сделался известен в Южной Италии, под именем Номоканона Николая Доксапатра, или, правильнее, Доксапатри. Номоканон Доксапатра, известный из описания Монфокона, до 70-х годов прошлого столетия считался самостоятельным трудом. Но в 1874 году профессором Павловым доказано было, чрез сравнение Монфоконова описания с находящеюся в Московской Синодальной библиотеке (под 237) рукописью Синопсиса Аристина, буквальное тожество Номоканона Доксапатра и Синопсиса Аристина с толкованиями. (См. Павлов. Заметка ο греческих рукописях. Одесса, 1874, стр. 20–28). Исследование проф. Павлова подтверждено было потом Цахариэ фон-Лингенталь, чрез рассмотрение самой Ватиканской рукописи, описанной Монфоконом. (Проф. И. С. Бердников . Краткий курс церковного права. Выпуск первый, Казань, 1903, стр. 71–72, примечание. Проф. М. А. Остроумов. Введение в православное церковное право. Т. I. Харьков, 1893, стр. 567–568).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Since, then, Scripture uses the word flesh in many ways, which there is not time to collect and investigate, if we are to ascertain what it is to live after the flesh (which is certainly evil, though the nature of flesh is not itself evil), we must carefully examine that passage of the epistle which the Apostle Paul wrote to the Galatians, in which he says, Now the works of the flesh are manifest, which are these: adultery, fornication, uncleanness, lasciviousness, idolatry, witchcraft, hatred, variance, emulations, wrath, strife, seditions, heresies, envyings, murders, drunkenness, revellings, and such like: of the which I tell you before, as I have also told you in time past, that they which do such things shall not inherit the kingdom of God. Galatians 5:19–21 This whole passage of the apostolic epistle being considered, so far as it bears on the matter in hand, will be sufficient to answer the question, what it is to live after the flesh. For among the works of the flesh which he said were manifest, and which he cited for condemnation, we find not only those which concern the pleasure of the flesh, as fornications, uncleanness, lasciviousness, drunkenness, revellings, but also those which, though they be remote from fleshly pleasure, reveal the vices of the soul. For who does not see that idolatries, witchcrafts, hatreds, variance, emulations, wrath, strife, heresies, envyings, are vices rather of the soul than of the flesh? For it is quite possible for a man to abstain from fleshly pleasures for the sake of idolatry or some heretical error; and yet, even when he does so, he is proved by this apostolic authority to be living after the flesh; and in abstaining from fleshly pleasure, he is proved to be practising damnable works of the flesh. Who that has enmity has it not in his soul? Or who would say to his enemy, or to the man he thinks his enemy, You have a bad flesh towards me, and not rather, You have a bad spirit towards me? In fine, if any one heard of what I may call carnalities, he would not fail to attribute them to the carnal part of man; so no one doubts that animosities belong to the soul of man. Why then does the doctor of the Gentiles in faith and verity call all these and similar things works of the flesh, unless because, by that mode of speech whereby the part is used for the whole, he means us to understand by the word flesh the man himself? Chapter 3.– That the Sin is Caused Not by the Flesh, But by the Soul, and that the Corruption Contracted from Sin is Not Sin But Sin " s Punishment.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Ип. л., Ип. лет., Ип. сп. и т. д. – Летопись по Ипатьевскому списку. Издание Археографической комиссии. СПб., 1871. Ист. о презельной брани – История о презельной брани. Действия презельной и от начала поляков крвавшей небывалой брани Богдана Хмельницкого, гетмана запорожского, с поляки... Киев, 1853. Ист. Рус, Ист. рус. Конисс. – История руссов или Малой России. Сочинение Георгия Конисского , архиепископа белорусского. М., 1846. Л. лет., Лавр. л., Лавр. сп. и т. д. – Летопись по Лаврентьевскому списку. Издание Археографической комиссии. СПб., 1872. Лет. пов. о Мал. Рос. Ригельмана – Летописное повествование о Малой России и ее народе и казаках вообще... Ригельмана А. И. М., 1847. Ч. I – IV. Лет. Самов. – Летопись Самовидца о войнах Богдана Хмельницкого и о междоусобиях, бывших в Малой России по его смерти. М., 1846. Пог. Сб. – Погодинский сборник (рукоп., Арх. Ленингр. отд. АН СССР) ПСЗ – Полное собрание законов Российской империи ПСЛ, П. Собр. Л. и т. д. – Полное собрание русских летописей, издаваемое по Высочайшему повелению Археографическою комиссиею. СПб., 1843. Т. II. Преосв. Евгений. Опис. Киевск. Соф. соб. и т. д. – Преосвященного Евгения. Описание Киево-Софийского собора и история Киевской иерархии. 1825. Соф. Врем. ПСЛ, т. V – Софийский временник//Полное собрание русских летописей... СПб., 1851. Т. V Укр. песн. Москв. – Украинские народные песни. М., 1834. Христ. чт. – Христианское чтение (ежемесячник С.-Петербург. дух. акад., вых. с 1821 г.) Antelenchus – Antelenchus to jest odpis na scrypt uszczypliwy zakonników cerkwie odstpnej. 1622. Antirr. – Antirrchesis Krysztofowi Philaletowi który wydal xik imieniem staroytney Rusi religii greckiey. 1610. Cadlub. – Cadubek Wincenty. Chronicam Polonorum//Monumenta Poloniae historica. Lwów, 1872. T. 2. Dug., Dugosz etc. – Dugosz. Opera omnia. Krakoviae, 1863 – 1887. V. 1 – 14; 1876. V. 3. Collect Historiae Polonicae. Dz. Helw. ko. uk. etc – Dzieje kocioa Helwieckiego w Litwie. Lukaszewicza. 1843. Miscell. rerum Cojalow. etc – Miscellanea rerum ecclesiasticarum. Cojalowicza. 1650.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

“But have a look yourself, Mr. Missionary, have an impartial look: does the world live as Christ taught? Christ preached peace, meekness, humility, universal forgiveness, and to love God and people. He commanded to pay back harm with good, not to collect riches, not just not to kill but also not to be angry, to preserve marriage in purity, and to love God more than father, mother, son, daughter, wife, and even more that oneself. So taught Christ; but you Christians are not like that. “No, Mr. Missionary, first let Christians themselves believe in their God and let them show us how they love Him. Perhaps then we will accept you missionaries as God’s angels and will accept Christianity.” Further, Fr. Spyridon writes: “How painful and offensive it was, but I understood that in many regards the Buddhist llama was right; I could not take offense at him personally. ‘What could this be,’ I thought, ‘are we Christians ourselves enemies of Christ’s preaching? Does our life really dishonor Christianity in the world?’ And I felt vividly that, indeed, my life goes counter to the Gospel” ( Christian Thought , 1917). Put simply, we should blame neither those who do not come to church nor this world that “lieth in wickedness,” which distracts them from “the one thing needful”; but we should look at ourselves. And here it is necessary to remember the words of Archbishop Anthony (Medvedev; + 2000) of Western America and San Francisco, who said: “We should not look at others and reproach them, but should care constantly about correcting ourselves and living as Christians.” Believe me, beloved, I write these reflections neither to criticize our devoted clergymen and laymen, nor to upset them, but rather to create serious and thoughtful discussion about this important question, to learn how others solve this problem. The present spiritual crisis is, it seems to me, God’s instruction. And to receive God’s instruction means to receive mercy from Him. Therefore, having realized our deficiencies and striving to overcome them, we should not despair, but rather try, according to our strength, to reach out to God and to put right our church life, to make it “the light of the world” and “the salt of the earth.” Editors’ note: This is a play on words in Russian. The Russian word konvert , borrowed from the English word “convert,” literally means “envelope.” Hence, the same sentence could be literally rendered: “As for local envelopes, who are zealous when they begin their integration into the Orthodox Church, they often ‘become unglued,’ as one ever-memorable bishop of the Russian Church Abroad put it.”

http://pravmir.com/why-is-attendance-dec...

All these facts indirectly indicate that there may be more “repeaters”. Most likely, the majority of them will experience the new encounter with coronavirus easily or without symptoms. But not all of them. Of the five confirmed patients, a 46-year-old man from Ecuador was much more ill the second time than the first time, and an 89-year-old woman from Netherlands died . And if the elderly lady suffered from cancer that affected her immune system, the Ecuadorian had no known chronic diseases. These data indicate that if reinfection becomes a mass phenomenon, the number of COVID-19 victims may increase. Vaccination won’t provide long-term protection as well, will it? But if the immunity after the coronavirus infection is short-term, the vaccination does not also provide protection for long: this argument looks quite reasonable, and it is possible that it is the way it is. We will only be able to check exactly how long the immunity of vaccinated people lasts if we wait. It is likely that the protection after vaccination will last longer than after encountering the real virus. Because coronavirus uses a lot of clever tricks, the purpose of which is to prevent the immune system from reacting properly. At least nine SARS-CoV-2 genes encode proteins that somehow interfere with the immune response. For example, nsp15 destroys double-stranded RNA fragments that are characteristic for viruses (they inevitably appear when we read the information from the genomic RNA of coronavirus). The cell recognizes such fragments and activates the antiviral response. The nsp10 and nsp16 proteins attach special labels to the SARS-CoV-2 RNA, which make them indistinguishable from cellular RNAs. If the RNA molecule does not have such a label, the cell recognizes it as viral and triggers protective reactions. The protein synthesized from the ORF9b gene prevents the infected cell from synthesizing interferon, which stops protein synthesis both in the affected cell and in its neighbors. This measure kills the cell, but at the same time, it does not allow the virus to build its own components and collect new particles from them.

http://pravmir.com/i-have-had-the-corona...

Пролог. (Act SS. 13 mart. р. 259). Св. Кесария, брата св. Григория Богослова . Скончался в 368 или 369 г. Св. Григорий Назианзин , в надгробном ему слове, и в стихотворении о своем житии. (Fabr. VIII. 433.1). Март. Р. 25 февр. Св. Тарасия. " Воспоминает Пролог, но неизвествует, коего: ибо в месяцеслове обретается Тарасий святый един», 25 февр. Чет. Минея. 10 Святых мучеников Кодрата, Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента и прочих с ними. Пострадали в Коринфе при Декии от игемона Иасона в 250 году; где мученики были усечены, явился чистый источник воды. После шести сих мучеников заклан другой Дионисий ножом. При игемоне Терции, Викторин, Виктор и Никифор в ступе истолчены, Клавдий, Диодор, Серафион и Папий умерли от различных мук (31 Января). Там же пострадали от игемона Венуста, Леонид и семь жен: Хариесса, Нунехия, Василисса, Ника, Калиса, Гали (Галина), Феодора и другие (16 Апреля). Св. Кодрат был предводителем и наставником сих мучеников. Чет. Минея от Метафраста и от Никифора, прозываемого Грегора, сокращенно. (Act SS. 10 mart.). Мес. В. Март. Р. В службе канон Иосифа. Святых мучеников Кодрата Никомидийского и с ним Саторина и Руфина и прочих. Страдали при Декии и Валериане, Кодрат в Никомидии, Никее, Апамее, Кесарии и Аполлонии; Саторин и Руфин в Кесарии от анфипата Перенния. Чет. Минеи от Великой Минеи Четьи сокращенно. (Act. SS. maii II. р. 363). Март. Р. 7, Мес. В. 9 мая. Преп. Анастасии патрикии. Из придворных императора Иустиниана. Заметив нерасположение к себе царицы Феодоры, удалилась в Александрию и там подвизалась в основанном ею женском монастыре. По смерти императрицы Иустиниан хотел вызвать ее ко двору, но она удалилась в скит к пр. Даниилу, который переименовал ее Анастасием, облек в мужскую одежду и поселил в пустыне. Скончалась после 28-летних подвигов в 567 г. Чет. Минея. (Act SS. 10 mart.). 11 Св. Софрония, патриарха Иерусалимского. Из Дамаска, инок обители св. Феодосия Великого, сподвижник и ученик Иоанна Мосха , умершего в Риме в 620 году. Управлял Иерусалимской церковью после Модеста десять лет. Скончался в 644 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010