Святые подвижники свидетельствуют, что необходимо, как убедил их личный опыт, переутомить тело, что-бы молитва не была бесплодной. «Переутруждай тело и чаще молись, — поучает святой Максим Исповедник, — и скоро избавишься от предвзятых помыслов». «Всякое делание... духовное, не имеющее болезнования или труда, никогда не приносит плода», — учит святой Григорий Синаит. При этом он поясняет, почему это происходит. Молящиеся с леностью и небрежно, без утомления в молитве, «никогда не собирают плодов по причине болезненности, будучи глубоко бесчувственны».    Молитву, в которой не утомится тело и не сокрушится сердце, святой Исаак сравнивает с недоношенным плодом чрева, ибо такая молитва бездушна есть. Напротив, молитва с бодрым духом и утружденной плотью, с частым преклонением колен, воздеянием рук, биением себя в перси и т. п. — такая молитва приближается к истинной, сердечной молитве и помогает в борьбе со страстями.    Перечисленные вспомогательные приемы при молитве, определенные правила, время и место молитвы являются признаками, характеризующими, главным образом, молитву первой, низшей, ступени. Каждый христианин начинает с этого свой молитвенный подвиг. Пробыв некоторое время (количество которого зависит от его индивидуальности и, главным образом, от усердия) в этом подвиге, он постепенно приближается ко второй степени молитвы.    Т. 2. С. 229.    Там же.    Т. 2. С. 229.    Т. 5. С. 388.    Т. 2. С. 229.    Т. 5. С. 388.    Там же.    Т. 3. С. 38 (блж. Диадох).    Там же.    Т. 3. С. 38.    Т. 2. С. 733.    Там же.    Там же.    Т. 5. С. 716.    Т. 2. С. 719.    Т. 5. С. 357 (свв. Каллист и Игнатий).    Т. 2. С. 720.    Т. 5. С. 70.    Т. 5. С. 200.    Т. 4. С. 344    Т. 4 С. 344.    Т. 5. С. 229.    Т. е. об умной молитве, о чем речь будет ниже.    Т. 5. С. 229.    Т. 5. С. 431.    Т. 5. С. 231.    Т. 3. С. 435.    Т. 5. С. 231.    Там же.    Т. 5. С. 357—358.    Т. 2. С. 226.    Т. 4. С. 252—253.    Т. 5. С. 337, 369.    Т. 2. С. 661.    Там же.    Т. 3. С. 366.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

44 .(336) Из богословского наследия. [Философия культа]. – Богословские труды, 1977, сб. 17, с. 85–248. 45 .(339) Макрокосм и микрокосм. – Богословские труды, 1983, сб. 24, с. 233–241. Источники печатные 46 . Журналы собраний Совета Московской Духовной Академии (далее – Журналы МДА) за 1908 год. Сергиев Посад, 1909. 47 . Журналы МДА за 1910 год. Сергиев Посад, 1911. 48 . Журналы МДА за 1912 год. Сергиев Посад, 1913. 49 . Журналы МДА за 1914 год. Сергиев Посад, 1916. 50 . Журналы МДА за 1915 год. Сергиев Посад, 1917. 51 . TOC o «1–5» h z Отчет о состоянии МДА в 1908/09 учебном году. Сергиев Посад, 1909. 52 . Отчет о состоянии МДА в 1910/11 учебном году. Сергиев Посад, 1911. 53 . Отчет о состоянии МДА в 1911/12 учебном году. Сергиев Посад, 1912. 54 . Отчет о состоянии МДА в 1915/16 учебном году. Сергиев Посад, 1916. 55 . Памятная книжка МДА на 1917/18 учебный год. Сергиев Посад, 1917. Источники архивные 56 .Центральный государственный исторический архив г. Москвы (далее ЦГИАМ), ф. 229, оп. 3, д. 358, л. 26–26 об. 57 .ЦГИАМ, ф. 229, оп. 3, д. 367, л. 4–4 об. (копия «Представления», 245). 58 .ЦГИАМ, ф. 229, оп. 3, д. 406. 59 .ЦГИАМ, ф. 229, оп. 3, д. 427, лл. 8–8 об.; 47. 60 .ЦГИАМ, ф. 229, оп. 3, д. 428, лл. 8; 26–27. 61 .ЦГИАМ, ф. 229, оп. 4, д. 5247 – Личное дело экстраординарного профессора МДА священника П. А. Флоренского. 62 .Отдел рукописей Государственной публичной библиотеки им. Салтыкова- Щедрина, ф. 194, архив Н. Н. Глубоковского , оп. 1, д. 891. Литература 63 . Абрамов А. И. Оценки философии Платона в русской идеалистической философии. – В кн.: Платон и его эпоха. М., 1979, с. 212–237. 64. Андроник, иеродиакон (ныне игумен) (Трубачев). Епископ Антоний Флоренсов – духовник священника Павла Флоренского.– Журнал Московской Патриархии, 1981, 9, с. 71–77; 10, с. 65–73. 64а. Андроник, иеромонах (ныне игрмен) (Тррбачев). Священник Павел Флоренский . Личность, жизнь и творчество. Теодицея и антроподицея. Кандидатское сочинение, МДА. 1984. (На правах рукописи). 65 .Богословский вестник, 1917, 6/7.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

7 . После относительно мирного существования в течение 40 лет Церковь значительно увеличилась количественно, но уровень духовной жизни, наоборот, снизился, появилось равнодушие. Чтобы очистить Церковь от случайных пришельцев. как говорит святой Киприан Карфагенский († 258), Господь попустил новое гонение. Император Деций (249–251), желая вернуть клонившейся к упадку империи ее прежний блеск, решил насильственными методами восстановить повсеместно официальный культ богов и императоров. Все христиане должны были отречься от своей веры. Из опасения перед грозившими, а вскоре и примененными карами, началось массовое отпадение от Церкви. Но не было недостатка и в героическом исповедании веры Христовой. Истинно верующие предпочли пожертвовать жизнью. В их числе был папа Рабиан († ок. 250) и пресвитер Пионий Смирнский. В период правления Галла (251–253) вспыхнула эпидемия чумы, обезлюдившая империю. Для отвращения зла император приказал приносить умилостивительные жертвы Аполлону. Христиан, категорически отказавшихся участвовать в этом, император подверг кровавым гонениям. 8 . С восшествием на престол Валериана (253–260) временно водворился мир. Однако вскоре, под влиянием лживых наговоров своего любимца Макриана, император изменил свое отношение к христианам. Указом 257 г. епископам, пресвитерам и диаконам предписывалось под страхом ссылки принести жертвы, а за посещение кладбищ и отправление богослужения грозила смертная казнь. Вторым эдиктом (258) было приказано казнить клириков и мирян, если они оставались непреклонными и после административных репрессий. Женщины подвергались конфискации имущества и ссылке, а слуги императорского дома осуждались на тяжелые принудительные работы. Гонение было весьма кровавое. Мучениками этого периода стали папа Сикст II († 258) и его диакон Лаврентий († 258), множество верующих в Африке и большое число неизвестных по именам христиан в Утике. Засвидетельствовали веру своей жизнью святой Киприан Карфагенский , епископ Террагонский Фруктуозий и его диаконы Авгурий и Евлогий († 259) в Испании.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Приложение VIII. Алфавитный указатель имен лиц и мест, упоминаемых в письмах блаж. Феодорита. Аарон, ветхоз. первосвященник: 128. 162 Абундий, епископ Команский: 181 Аввакум, пророк: 145 Август, келарь: 151 Авессалом, сын Давида: 133. 249 Авив, епископ Долихийский: 248. 249. 250 Авраамий, хорепископ: 113. 116. 117 Авраам, ветхоз. патриарх: 25. 29. 104. 113. CXIII. 116. 127. 130. 145. 151. 181. 223. 229. Аврам: 10. Агапит, пресвитер; 183. 223. Аетий, пресвитер: 221. Акакий, диакон: 255. 256. Акакий, епископ Верийский: 75. 110. 112. 149. 178. 233. 235. 266. Акакий, епископ Мелитинский: 164. Акилин, епископ (Вивлосский): 181. 248. 250. Александрия, город: 82. 85. 86. LXXXVI. 113. 114. 149. 235. 248. Александр, епископ Александрийский: 83. 145. 151. Александр, епископ Амасийский: 268. Александр, епископ Антиохийский: 110. Александр, епископ Апамийский: 263. Александр, епископ Ирапольский: 233. 234. 242. 248. 250. 258. 261. 262. 268. Алипий, экзарх: 113. 116. 117. Алкиной: 30. 205. Алфий, епископ: 232. Амалик: 127. 128. Амвросий, епископ Медиоланский: 145. 151. 167. 170. Амфилохий, епископ Иконийский: 145. 151. Анастасий, пресвитер Верийский: 133. Андрей, епископ Самосатский: 233. 234. 238. 242. 243. Анна, мать Самуила: 223. Антиохия сирийская, город на р. Оронт: 79. 80. 81. 82. 83. 86. LXXXVI. 112. 113. 119. 147. 165. 208. 234. 237. 238. 243. 249. 253. 260. 264. 267. Апамия, город: 119. 152. 175. 253. 254. Аполлинарий, епископ Лаодикийский: 82. 104. 112. 113. 143. 145. 147. 150. 151. 152. 153. 157. 161. 167. 168. 170. 177. 234. 266. 268. Апрингий, епископ Халкидский: 149. 163. 165. 268. Аравия: 166. Аристолай, трибун: 177. 233. Аристофан: 228. Арий: 21. 81. 82. 83. 99. 104. 112. 113. 116. 143. 145. 151. 152. 161. 167. 168. 170. 177. 266. Аркадий, епископ западный: 263. Армовий (еретик): 145. Архей, местечко: 221. Архелай, епископ: 149. Асия, Асийцы: 161. 162. 167. 264. Аттик, епископ Константинопольский: 145. 151. Африка: 32. 33. 34. 168. 201. Ахав, царь Израильский: 135.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Operum recensio gallica (La Porte du Theil), 1015–90, in qua Index græcus, 1015–20. Notitia Allatii, 1003–16. THEODORUS RHAITUENSIS, s. VII, 91. De Incarnatione, 1483–1504. Notitia G., 1479–80; Allatius, 1479–84. THEODORUS SCYTHOPOLITANUS, s. VI, 86, I. Libellus de erroribus origenianis, 231–36. Notitia G., 229–32. THEODORUS STUDITA, 759–826, 99. (Ex editione Sirmondi cum supplementis Maii.) Antirrhetici 1–3 adversus iconomachos, 327–436. Refutatio poematum iconomachorum (Joannis, Ignatii, Sergii, Stephani), 435–78. Problemata ad iconomachos, 477–86. Adversus iconomachos capita septem, 485–98. Oratio adversus iconomachos, 173–82. De cultu sacrarum imaginum, epistola ad Platonem, 499–506. Sermones catechetici 1–134, latine cum fg. græcis, 509–688 et 1811–12 (sermo 68 alter). Index in ordine rerum, 1891–95. Orationes aliæ 1–13: 1 . De delectu ciborum et de temperantia (Fabricius), 687–92. 2 .   In adorationem Crucis (Gretser), 691–700. 3 .     In vigiliam Luminum (M.), 699–708. 4 .. In sanctum Pascha (M.), 709–720. 5 . In Dormitionem Deiparæ (M.), 719–730. 6 . In sanctos angelos (M.), 729–48. 7 .    In S. Joan. Baptistæ Nativitatem (M.), 747–58. 8 .  In S. Joan. Baptistæ decollationem (M.) , 757–72. 9 . Laudatio S. Joannis Evangelistæ (M.),771–88. Adnotatio, 787–90. 10 . In S. Bartholomæum, Apostolum (MX 791–802. Monitum, 789–90. 11 . Laudatio S. Platonis Hegumeni (AA.SS.),803–50. 12 . Laudatio S. Arsenii Anachoretæ (AA.SS.),849–82. 13 . Laudatio funebris in matrem suam [Theoctistam] (M.), 883–902. Epistolarum libri duo 221], 903–1670. Index epistolarum in ordine rerum, 1896–1904. Index eorum " ad quos epistolæ scriptæ, 1855–8. Ordo chronologicus epistolarum, 1857–8. Alia epistolarum distributio 1–2, 1859–60. Index aliarum 277 epistolarum ineditarum in codice 94 Coislin, 1669–80. Testamentum, 1813–24. Ascetica capitula quatuor (Possinus), 1681–84. Scholion in S. Basilii ascetica (M.), 1685–8 (Monitum, 1683–6). De præsanctificatis, 1687–90. Catechesis chronica monasterii Studii, 1693–1704.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

H. Wolfii præfatio, 95–100. J. Bekkeri præfatio, 115–16. Index scriptorum in historia Nicephori memoratorum (Fabricius), 103–14. Index græcitatis, 149, 1051–64. Index analyticus I (1–24), 148, 1451–1502. – II (25–37), 149, 1063–68. Allocutio ad imperatorem (Westermann), 149, 1067–74. Vita S. Codrati (AA.S5.), 503–20. Scholia in Synesium de insomniis (Morellus), 52l-642. Florentius seu de sapientia fg. (in dissertation gallica V. Parisot), 643–48. Epistolæ 1–15 (variorum), 647–64 (græce præter 1 et 2). Epistola 16 ad Theodulum, 145, 425–30 (inter epist. Theoduli, 7). Encomium in Odvsseam Homeri, græce (Matranga), 663–72. Epigramma in Theodorum Metochitam, , 144, 929–32. Laterculum paschale correctum, 19, 1313–6. Boivin. N. G., vita, 148, 19–44. – – opera, 43–58. elogia, 57–96. Notitia FH., 99–114 (in qua est index scriptorum in historia laudatorum, 103–14). NICEPHORUS MONACHUS. s. XIV, 147. De sobrietate et cordis custodia catena ascetica, 945–66. Notitia ex Philocatia (1782), 943–4. NICEPHORUS PHILOSOPHUS, s. IX, 106. Vita S. Antonii Cauleæ patr. CP. latine, 181–200. AA.SS. Commentarius prævius, 177–82. Notitia Oudin, 177–8. NICEPHORUS II PHOCAS, 963–69, 117. Velitatio bellica, 925–1008 (editio Hase), Excerpta ex historicis orientatibus (cum præfa tione Lessen, 1007–10), 1009–26. Index scriptorum quibus Hase usus est in notis, 1483–90 Index analyticus, 1437–84 mutatione facta ab ima cot. 1449]. NICEPHORUS SCEUOPHYLAX, s. X. Vita S. Theophanis, confessoris (Combefis), 108, 17–45. NICEPHORUS URANUS (Co_elum), s. VII, 86, II. Vita S. Symeonis junioris, 2987–3216. AA.SS. Commentarius prævius, 2965–86. NICETAS ACOMINATUS CHONIATES, s, XII-III, 139–40. Historia, 139, 319–1058. Præfatio Wolfii, 1303–8; Fabroti, 1301–4. Fabroti Breviarium historiæ, 1309–18; chronologia, 1057–64. Glossarium Fabroti, 1063–88. Index scriptorum FH., 140, 1569–78. Index analyticus, 1577–1602. Narratio de statuis, 39, 1041–58. Witken præfamio, 1037–40. Thesaurus fidei orthodoxæ 139, 1091–1444, lib, 1–5, latinë 140, 9–284, lib. 6–27, græce et latine, fg. [lib. 6, 8, 9, 10, 12, 15, 17, 20, 23.]

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

164 « Право убежища в церкви восходит к римскому праву убежища в языческих храмах, где свободные искали там спасения от преследователей, а рабы – от жестокости господина. Беззаконием, осквернением храма, считалась попытка оторвать от алтаря молящего о защите. Подобное право убежища христианским церквам даровал император Константин (IV в.). Причем право убежища для рабов в церкви было весьма ограничено, так как пресвитер в течение суток обязан был известить хозяина раба о его местонахождении, правда при этом оговаривалось, что пресвитер возвращал раба только при условии прощения хозяином его вины». См. прим. Савуковой к HF. V, 3, с. 388. 165 Житие его издано в AA. SS. 4. Febr. I, p. 486. Этот служитель Авентин вскоре после кончины свт. Лупа ушел в пустынное место на р. l " Oze, называемое «Остров», где основал монастырь. Оставив там настоятелем в 534 г. св. Фидола (St. Fale), удалился в другое место под назв. Verreni, где и скончался спустя три года. 166 О нем см.: AA. SS. 20. Apr. II, p. 750. Был первым епископом Амбренским (г. Embrun). Память его 13 апреля. 167 Автор его жития пишет об этом чуде в подробностях: наполнялся это баптистерий в самую ночь Пасхи, оставался полным всю Светлую седмицу, после чего вода уходила. См.: HF. V, 17; X, 23. 170 Скончался в начале VI века. Сохранившиеся фрагменты жития свт. Маркелла изданы в AA. SS. 9. Apr. I, p. 826. Монастырь с церковью в его честь был разорен кальвинистами в XVII веке. 173 Память его 13 ноября. О нем имеется специльный труд Peloutier " a, указанный Krusch " ем (p. 788). 174 Вероятно, Хильдерик-сакс, о котором свт. Григорий упоминает в HF. VII, 3; VIII, 18;X, 22. Хильдерик, сын короля Хлотаря, умер еще при жизни последнего. О Хильдерике-франке почти ничего не известно (см.: Krusch, p. 789). 177 Ему (точнее, молитве его об избавлении от гуннов скорой кончине) посвящена 5 глава HF. II. Память его 13 мая. 180 В ориг.: «via publica»–rлabhaя, государственная. См. «Диалоги» Сульпиция Севера, II, 3. По древнеримскому обычаю некрополи располагались вдоль дорог, ведших из города.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

108 О нем имеются сведения в AA.SS. Mabill. Saec. I, p. 633. Сенатор Иларий, имевший женой своей Квиетию и сыном св. Иоанна, прожившего 120 лет (419–539 гг. – свт. Григорий не упоминает о нем), в 439 г. был уже почтенным старцем. Память его и супруги 28 ноября; перенесения их мощей – 1 июля. 111 Об этом явлении свт. Григорий упоминает и в GM, гл. 50. Мч. Пасхазия, как известно из Chron. S. Benigni, p. 143 (см. Krusch, p. 774) была просвещена и крещена св. Бенигном, вскоре после него приняв мученичество за Христа. (ок. 177 г.) Память ее 9 января. См.: AA.SS. Ian. I, p. 566. 112 В той же хронике (см. выше) имеются сведения, что он наследова кафедру после свт. Евстадия, прославился даром чудотворения. Погребен в базилике св. Бенигна, справа от его и мч. Пасхазии гробниц. Сама базилика была значительно перестроена в 1001 г. 114 Свт. Северина Бурдегальского (совр. г. Бордо) следует отличать от свт. Северина Колонского, о котором свт. Григорий пишет в MM. I, 4. См. в AA.SS. 23 Oct. X, p. 51 сведения о каждом из святителей. 115 См. похвалу ему свт. Григория, взятую им у Павлина. В данном случае Krusch называет последнего Петрокорикским (см. прим. 434) HF. II, 13. Память его 18 июня. 116 Возможно, это позднейшая приписка самого свт. Григория. Житие, написанное Венанцием Фортунатом, утрачено. См. Krusch, p.775. 125 Совр. г. Тарбс (Tarbes). Память св. Симилина под именем Мисилина Тарбского празднуется 24 мая. См. ΑΑ.SS. Mai. V, p. 297. 126 Св. Сульпиций Север, пресвитер Аквитанский, скончался в начале VI века. Память его 1 августа. 127 Кальвинисты сожгли его святые мощи вместе с другими в 1573 году. Монастырь, названный его именем (Saint-Sever de Rustan), существует и поныне. Чудо, о котором свт. Григорий рассказывает в след. главе, было запечатлено в металле над ракой святого еще в древние времена (после X века). См. Krusch, p. 778.ни 131 Неизвестный топоним. Возможно, это г. Mogontiacum (совр. Майнц), о котором свт. Григорий упоминает, к примеру, в HF, IX, 29, говоря, что епископом этого города в 589 году был некто Сигимунд.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

3. Сир. I тип, предпочитающий Иуду Иаковлева Фаддею, восходит не только к Евангелию от Луки и Деяниям апостолов, но и к сир. переводу «Пешитты» и Татиана. Он представлен в «Деяниях Фомы» (AAA II 2. P. 99f), чей греч. текст восходит, вероятно, к сир. первоисточнику, а также в диптихах греч. литургии св. Иакова ( Schermann. 209-210). 4. Сир. II тип стоит ближе к сир. переводу Фомы Харкальского , где в Евангелии от Матфея Фаддей заменяется на Леввея. Он засвидетельствован в Климентовых «Recognitiones» (I 55-62), где Петр и Фома перенесены в самый конец и добавлен Матфий, идентифицируемый с Варнавой. 5. Сир. III тип следует Евангелию от Марка, в переводе А. с. этого Евангелия совпадают все сир. версии. Он не встречается в кратких А. с., но зафиксирован в пространном списке Бар Эбрея (I) и в монотематическом списке сир. «Евангелия двенадцати апостолов» (см. ниже). 6. Сир. IV тип представляет вариант согласования разночтений относительно ап. Леввея/Фаддея, в остальном следует Евангелию от Матфея (с заменой Иуды Искариота на Матфия). Он сохранился в Апостольских постановлениях (Const. Ap. VI 14; VIII 4) с добавлением имен Павла и Иакова, брата Господня. 7. Старолат. тип основывается на том переводе Евангелия от Матфея, где Фаддей заменен Иудой Зилотом (встречается также в эфиоп. «Послании апостолов»), но следует порядку апостолов, к-рый приводится в Деяниях апостолов. Зафиксирован в «Хронографе 354 г.» (MGH. AA. T. 9/1. P. 133) и на мозаике в баптистерии Православных в Равенне ( Deichmann F. W. Ravenna. Bd. 1. S. 118f; Bd. 2/1. S. 38f), где вторым стоит ап. Павел, что характерно для лат. литургического типа. 8. Лат. литургический тип А. с. отличают неск. признаков: появление на 2-м месте ап. Павла; перемещение ап. Филиппа на 8-е и ап. Фаддея на 12-е место, ап. Иакова Алфеева на 7-е (в позднейших лат. монотематических и комплексных списках ассоциируется с Иаковом, братом Господним). Он распространен прежде всего в лат. литургической традиции: Геласия сакраментарии , в ряде миссалов и др. памятников (напр., в приписываемой Августину 4-й беседе о Символе веры (PL. 39. Col. 2188-2190), без Павла). Наряду с этими 2 типами в лат. лит-ре изредка употреблялись списки из Евангелия от Луки и Деяний апостолов, а также др. варианты (см. Schermann. S. 221-229).

http://pravenc.ru/text/75746.html

Înc odat a vrea s v atrag atenia la acest subiect, deoarece el este discutat în cadrul Bisericii noastre. Noi, se prea poate, am reuit s facem ceea ce e cel mai important – s schimbm radical poziia incorect, din punctul nostru de vedere, a unui ir de Biserici Ortodoxe, care insistau asupra embargo-ului publicrii proiectelor de documente pân la începerea Soborului. Noi nu puteam înelege, de ce este nevoie s o facem. Fiecare document care astzi este adoptat în Biserica Ortodox Rus de Sobor, este pregtit în Adunarea intersoborniceasc – care este un organ mare, ce include mai bine de o sut de membri, din care fac parte i ierarhi, i preoi, i mireni - brbai i femei – este cu adevrat un organism sobornicesc. Aadar, majoritatea documentelor pe care Biserica noastr le adopt în Sobor, sunt elaborate de acest organ. Apoi acest proiect este publicat în Internet, se adun mii de amendamente de diferit ordin, apoi trece printr-o revizuire respectiv i abia dup aceea este prezentat la Sobor, unde, de asemenea, sunt introduse amendamente etc. Posedând un astfel de instrumentar i lucrând în aa mod cu proprii enoriai, noi nu puteam înelege, de ce Soborul Panortodox trebuie s in închise toate proiectele documentelor pân la începerea discuiilor. Noi am reuit s schimbm aceast situaie, documentele au fost publicate, a început discutarea lor. Noi suntem foarte bucuroi c discutarea lor a demarat. Aceasta ne-a ajutat i nou s cizelm anumite formulri, s facem o nou redactare a formulrilor. Sperm foarte mult c aceast discutare public antesoborniceasc va duce la ameliorarea substanial a proiectelor documentelor. Soborul va avea loc în perioada 17-28 iunie pe insula Creta. Dezvoltarea relaiilor cu Bisericile i confesiunile neortodoxe întotdeauna a prezentat o parte important a muncii Departamentului pentru relaiile externe bisericeti. Trebuie s menionez cu toat hotrârea c activitatea Departamentului se desfoar în conformitate cu deciziile Soboarelor Arhiereti i ale Sfântului Sinod, precum i cu acele ordonane care parvin de la Patriarh. Aa a fost în timpul preedinilor anteriori ai Departamentului, aa se lucreaz i în prezent.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4470988...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010