У Григория Турского нет сведений о том, что св. Ремигий и Хлодвиг были знакомы до брака короля с К., однако в 481 или 486 г. епископ отправил Хлодвигу послание, в котором поздравлял его с установлением власти над пров. Вторая Бельгика и призывал следовать рекомендациям христ. духовенства (Epistolae Austrasicae. 2//MGH. Epp. T. 3. P. 113). После крещения к Хлодвигу обратился с поздравлениями Авит Вьеннский; он не упоминал о чудесной победе франков над алеманнами и роли К. в принятии королем христ. веры и утверждал, что обращение Хлодвига было результатом самостоятельного решения ( Avitus. Ep. 46//MGH. AA. T. 6. Pars 2. P. 75-76). Однако версия Григория Турского находит подтверждение в письме св. Ницетия (см. ст. Ницетий, епископ г. Треверы (ныне Трир) (525/6-566/9), адресованном Хлодосвинте, внучке Хлодвига и жене кор. лангобардов Альбоина. Убеждая королеву воздействовать на мужа-язычника, епископ указывал на пример К., к-рая уговорила Хлодвига принять христианство. По мнению Ницетия, король согласился креститься после того, как узнал об исцелениях, которые совершались на гробницах св. Мартина Турского и др. галльских святых (Epistolae Austrasicae. 8//MGH. Epp. T. 3. P. 119-122; см.: Pietri. 1997. P. 325-327). Григорий Турский скорее всего обработал предание о крещении Хлодвига, представив короля как «нового Константина»: король франков обратился ко Христу после победы над врагом, одержанной с помощью Бога (см.: Pietri. 1983. P. 161-162; Heinzelmann. 1996). Согласно Григорию Турскому, Хлодвиг принял крещение на Рождество 496 г. (эта датировка оспаривается мн. исследователями - Tessier. 1964. P. 71-126). Высказывалось мнение, что Хлодвиг крестился в 506 или 508 г.; это событие не было связано с к.-л. определенным сражением с алеманнами (возможно, Григорий Турский смешал сведения о неск. битвах; см.: Wood. 1994. P. 45-46; Shanzer. 1998). Др. исследователи считают, что хронологические указания Григория в основном верны, поэтому крещение Хлодвига состоялось скорее всего между 496 и 499 гг. ( Spencer. 1994).

http://pravenc.ru/text/1841512.html

SS. T. 3. P. 179; Storia. 1935. P. 131-133). Л. направился в мон-рь Субиако, где назначил нового аббата Гумберта, уроженца Франции, проверил архивные документы и, обнаружив много фальшивых грамот, велел их уничтожить (Chronicon Sublacense (AA. 593-1369)/Ed. R. Morghen. Bologna, 1927. P. 8-9). В день Рождества Христова (25 дек. 1051) понтифик находился в Нарни, а 31 марта 1052 г.- в Озимо, где он освятил кафедральный собор. После этого Л. вернулся в Юж. Италию, чтобы организовать военные действия против норманнов. В ряде источников сообщается, что норманны жестоко разоряли Апулию, и гибель Дрогона усугубила положение. Жители Апулии обратились к Л. с мольбой о помощи. По-видимому, в переговоры с папой вступил Аргир, назначенный в 1051 г. визант. наместником в Италии (Vita et obitus Leonis IX. 14; MGH. SS. T. 5. P. 132; Bruno. Libellus de symoniacis. 5//MGH. Lib. T. 2. P. 550; De rebus gestis. 1927. P. 15; Guillermi Apuliensis Gesta Roberti Wiscardi//MGH. SS. T. 9. P. 255). Л. и Фридрих Лотарингский стали собирать войско, но Гваймарий IV, связанный союзническими и родственными отношениями с норманнами, воспротивился этому. Однако в июне 1052 г. Гваймарий был убит, и норманны захватили Салерно, чтобы отомстить за его смерть. После этого Л. «пожелал привести норманнов в смятение и рассеять их». Он обратился к императору и королю Франции, «обещая им отпущение всех грехов и богатые дары, если они избавят страну от злобы норманнов» (Storia. 1935. P. 138-139). Летом 1052 г. Л. покинул Италию и встретился с имп. Генрихом III, к-рый осаждал венг. крепость Пресбург (ныне Братислава). По просьбе венг. кор. Андраша I, стремившегося заключить мир с императором, понтифик организовал переговоры, которые, однако, вскоре были сорваны (Герман из Райхенау обвинял в этом венгров, автор Тульского Жития - советников императора). Из-за успешных действий венгерского войска Генриху III пришлось отступить. Папа и император посетили Регенсбург, где 7 окт. 1052 г. они участвовали в перенесении мощей св.

http://pravenc.ru/text/2537627.html

4. Н. отрицательно относился к вмешательству светской власти в дела церковного управления. Считая, что клирики не должны подчиняться мирянам (Ep. 39), он отстаивал принцип избрания епископов клиром и народом согласно требованиям канонического права. В соответствии с распоряжениями Н. епископ избирался духовенством с согласия видных горожан (a clero ecclesiae cum consensu primorum ciuitatis ipsius - Ep. 123. 4). Когда гр. Стефан «вопреки каноническим и церковным правилам» сместил Клермонского еп. Сигона и назначил на его место некоего клирика Адона, папа Римский велел ему вернуть кафедру законному епископу под угрозой отлучения от Церкви (Ep. 108). В 862-863 гг. вопрос о замещении епископской кафедры Камбре вызвал противоречия между кор. Лотарем II и архиеп. Гинкмаром Реймсским. Хотя город находился в королевстве Лотаря II, кафедра входила в состав Реймсской церковной провинции. Действуя как митрополит, Гинкмар Реймсский воспротивился назначению королем на епископскую кафедру клирика Хильдуина ( Flodoardus Remensis. Historia Remensis ecclesiae. III 12, 20-21// Idem. Die Geschichte der Reimser Kirche/Hrsg. M. Stratmann. Hannover, 1998. S. 218-219, 268, 271-272. (MGH. SS; 36); ср.: MGH. Epp. T. 8. P. 119). Однако король отказался согласовать кандидатуру нового епископа с Гинкмаром. В марте 863 г. лотарингские прелаты отвергли притязания архиепископа Реймсского (MGH. Conc. T. 4. P. 132-133). Гинкмар пожаловался папе Римскому, к-рый в мае 863 г. велел Лотарю и епископам его королевства отказаться от назначения Хильдуина и не нарушать права архиепископа Реймсского (Ep. 13-15). В 866 г. король назначил на кафедру своего придворного клирика Иоанна (Gesta episcoporum Cameracensium. I 50-51//MGH. SS. T. 7. P. 418-419). Особенно сложной была проблема замещения Кёльнской и Трирской кафедр, вдовствовавших после низложения архиепископов Гунтара и Теутгауда по решению Римского Собора (окт. 863). Н. запретил кор. Лотарю II назначать на эти кафедры ставленников без ведома Папского престола (Ep.

http://pravenc.ru/text/2566078.html

Теутгауд и приверженцы Вальдрады (MGH. Epp. T. 6. P. 209-210). Лотарингские епископы послали в Рим решения Ахенских Соборов (Ibid. P. 210-212). Жесткая позиция Н., направившего к нему легатов, стала неожиданностью для Лотаря II, к-рый не решился нарушить требование понтифика и созвал лотарингских епископов во главе с архиепископами Гунтаром Кёльнским и Теутгаудом Трирским на Собор в Меце (июнь 863). Епископы подтвердили принятые ранее решения, заявив о несомненной виновности Теутберги и о том, что Лотарь II женился на ней лишь под давлением ее влиятельных родственников (MGH. Conc. T. 4. P. 132-138). Легаты Радоальд и Иоанн были подкуплены и одобрили соборное постановление. Согласно свидетельствам Гинкмара Реймсского и составителей жизнеописания Н., важную роль в проведении Собора сыграл Аганон, еп. Бергамо, к-рый, вероятно, представлял интересы имп. Людовика II при дворе его брата Лотаря II (Annales Bertiniani. 1883. P. 62-63; LP. T. 2. P. 160; ср.: Ep. 36). Вместе с легатами в Рим отправились архиепископы Гунтар Кёльнский и Теутгауд Трирский, чтобы вручить Н. соборные решения. Сначала их доброжелательно встретили при папском дворе, но после изучения соборных документов мнение понтифика переменилось (LP. T. 2. P. 160). По словам Гунтара Кёльнского, после 3-недельного ожидания архиепископов вызвали к папе, где они предстали перед «разношерстной толпой клириков и мирян». Без соблюдения должной процедуры Анастасий Библиотекарь зачитал вердикт, в соответствии с к-рым архиепископы были низложены за неповиновение Папскому престолу (MGH. Conc. T. 4. P. 156-157; Annales Fuldenses. 1891. P. 60-61; Annales Bertiniani. 1883. P. 69-70). Утверждения Гунтара Кёльнского противоречат данным др. источников, согласно к-рым Н. созвал итал. епископов на Собор к 30 окт. 863 г. (приглашение было направлено в т. ч. патриарху Градо - Ep. 17). На Соборе в Риме были аннулированы решения Мецского Собора; ответственность за их принятие возложили на архиепископов Гунтара Кёльнского и Теутгауда Трирского, к-рые были смещены с кафедр и отлучены от Церкви. Др. участникам Мецского Собора надлежало лично или через представителей испросить прощение у папы Римского за допущенные канонические нарушения (MGH. Conc. T. 4. P. 147-155; ср.: Annales Bertiniani. 1883. P. 63-66; Annales Fuldenses. 1891. P. 57-60; Reginonis Chronicon. 1890. P. 82-83; см. также подробное изложение обвинений против Гунтара Кёльнского и Аганона Бергамского в папском послании 867 г.- Ep. 53). В Liber Pontificalis говорится также об отлучении Аганона, еп. Бергамо, который охарактеризован как упорный противник Н. (LP. T. 2. P. 160-161). О постановлениях Римского Собора папа известил архиеп. Адона Вьеннского, западнофранк. и восточнофранк. епископов (Ep. 18-21). Упрекнув Лотаря II в безнравственном поведении и напомнив ему об ответственности, лежавшей на правителе-христианине, Н. запретил ему назначать архиепископов в Кёльн и Трир без папского разрешения (Ep. 22).

http://pravenc.ru/text/2566078.html

Элигий после 3-дневного поста приступил к раскопкам и обнаружил останки мученика в той части храма, где их никто не искал. Из открытой могилы распространились благоухание и чудесный свет. Элигий перестроил храм и посвятил его К.; за алтарем установил гробницу с мощами мученика, окованную золотом и серебром. Перечисление частиц мощей, к-рые Элигий отделил для себя, может указывать на переработку эпизода каролингскими агиографами (Vita Eligii episcopi Noviomagensis. I 32; II 6//MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 688, 697-699). Аббатство Мон-Сен-Кантен в г. Перонна (Франция). Гравюра. XVII в. Аббатство Мон-Сен-Кантен в г. Перонна (Франция). Гравюра. XVII в. По данным археологических раскопок, в IV-V вв. на месте существующей базилики К. находился некрополь, не позднее VII в. здесь был построен храм ( Pichon. 2002; Sapin. 2009). В сер. VII в. память К. с вигилией праздновалась в мон-ре Нивелла (ныне Нивель, Бельгия; Additamentum Nivialense de Fuilano//MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 450). Согласно Житию св. Гаугериха, еп. Камаракского (составлено во 2-й пол. VII в.), в г. Камарак (ныне Камбре) находилась базилика во имя К. (Vita Gaugerici episcopi Camaracensis. 16//Ibid. T. 3. P. 658). По свидетельству Флодоарда Реймсского, в сер. VII в. храм во имя святых К. и Гаугериха был в г. Ремы ( Flodoardus. Historia Remensis ecclesiae. II 6//MGH. SS. T. 36. P. 147). Св. Трудон освятил во имя К. и Ремигия Реймсского храм в основанном им монастыре Сархиний (ныне Синт-Трёйден, Бельгия), об этом сообщается в Житии Трудона, составленном в кон. VIII в. (Vita Trudonis. 16, 21//MGH. Scr. Mer. T. 6. P. 288, 292). Об освящении храма во имя К. говорится в Житии св. Баболена (XI в.), в котором описаны события сер. VII в. ( Duchesne A. Historiae Francorum scriptores coaetanei. P., 1636. Vol. 1. P. 659). Память К. под 31 окт. значится в календаре св. Виллиброрда (нач. VIII в.) (The Calendar of St. Willibrord from MS. Paris. Lat. 10837/Ed. H. A. Wilson. L., 1918. P. 12, 42). Согласно А. Кантену, поминовение К. было внесено в Мартиролог Беды Достопочтенного († 735) ( Quentin.

http://pravenc.ru/text/1684065.html

Путешествие К. к Пипину оценивалось в офиц. источниках крайне негативно, т. к. его целью было сорвать соглашение между франками и Папским престолом, к-рому обе стороны придавали огромное значение. В жизнеописании Стефана II в Liber Pontificalis говорится, что кор. Айстульф «призвал диавольскими уговорами» К. из монастыря и отправил его к франкам для противодействия папе. Однако Пипин сделал правильный выбор и с согласия понтифика поместил К. в один из франкских монастырей, т. к. тот «дал Богу обет вести монашескую жизнь». В Мецских анналах и в Анналах королевства франков утверждается, что К. отправился к Пипину против воли, т. к. не мог ослушаться аббата, действовавшего по указанию короля лангобардов. Он прибыл к франкам уже больным и скончался вскоре после ухода Пипина с войском в Италию (Annales Regni Francorum. 1895. P. 10-13). Согласно Фульдским анналам, К. не успел встретиться с Пипином и умер по дороге, в Лугдуне (ныне Лион) (Annales Fuldenses. 1891. P. 6; Annales Sithienses//MGH. SS. T. 13. P. 35). В более поздних источниках сообщается, что целью поездки К. было возвращение в Кассинский мон-рь мощей прп. Венедикта ( Ademari Historiae. I 57//MGH. SS. T. 4. P. 114; см. также: ActaSS Bened. Saec. 3. Pars 2. P. 116; Head T. Hagiography and the Cult of Saints: The Diocese of Orleans, 800-1200. Camb.; N. Y., 1990. P. 142-143), или же говорится, что Айстульф попросил его обсудить с Пипином некие дела гос. важности (pro quibusdam rei publicae suae utilitatibus... ire rogatus - Chronica monasterii Casinensis. I 7). В дарственной грамоте 766 г. Фульраду , аббату мон-ря св. Дионисия, Пипин Короткий повелевал монахам молиться за «брата нашего доброй памяти Карломана» и за свое потомство (Die Urkunden der Karolinger. Hannover, 1906. Bd. 1. S. 31-32. (MGH; Dipl. Kar.)). Монахи, прибывшие вместе с К., были задержаны франками. Весной 757 г. по настоянию кассинского аббата Оптата папа Стефан II просил Пипина отпустить их в Италию (MGH. Epp. T. 3. P. 507). В Анналах королевства франков говорится, что Пипин велел вернуть останки брата в Кассинский монастырь (Annales Regni Francorum. 1895. P. 12-13). Согласно позднему монте-кассинскому преданию, тело К. было привезено в золотом гробу, украшенном драгоценными камнями (Pauli continuatio Casinensis. 4//MGH. Scr. Lang. P. 199; Chronica monasterii Casinensis. I 7; Petrus Diaconus. De ortu et obitu iustorum coenobii Casinensis. 23//PL. 173. Col. 1080).

http://pravenc.ru/text/1681093.html

Неэффективность покровительства Каролингов обусловила непрочное положение М.-К., зависевшее от политической ситуации в Юж. Италии. Беневентские князья поддерживали аббатство и дарили ему земельные владения, но в то же время пытались распоряжаться монастырским имуществом. Кн. Сикард притеснял монахов и заключил в тюрьму аббата Деусдедита (828-834) ( Erchempertus. Historia Langobardorum Beneventanorum. 13//MGH. Scr. Lang. P. 239). Вероятно, после этого аббат Аутперт (834/5 - 837) попросил имп. Лотаря I защитить монастырские владения от посягательств местной знати. Император подтвердил права М.-К. на «землю св. Бенедикта» и обозначил ее границы, указанные монахами (21 февр. 835 - MGH. Dipl. Kar. T. 3. P. 96-98). Однако при франк. аббате Бассации (837/8-856) гибель кн. Сикарда (839) привела к жестокой междоусобной борьбе. На власть в Беневенто претендовали Радельхис и Сиконульф, к-рые прибегали к помощи соседних правителей и собирали наемников. В 843-844 гг. Сиконульф неоднократно получал от монастыря крупные денежные суммы и ценности для оплаты наемников-мусульман. В надежде приобрести расположение кор. Людовика II Итальянского (844-875, император-соправитель с 850, единолично правил с 855) он отобрал у монахов золотую корону, пожертвованную его отцом кн. Сиконом (Chronica S. Benedicti Casinensis. P. 473; Chronica monasterii Casinensis. I 26). Наемники-мусульмане, к-рых призывали князья, закрепились в Юж. Италии и разорили окрестности Рима, в т. ч. базилики св. апостолов Петра и Павла (846). На обратном пути наемники разграбили монастырские целлы (cellae) св. Андрея, св. Стефана и св. Георгия. Сарацинам не удалось приблизиться к М.-К. только благодаря дождям, из-за к-рых разлившиеся реки стали неудобными для переправы. Массар, вождь сарацин на службе у Радельхиса, разорил монастырь Санта-Мария-ин-Чингла (в совр. Айлано, пров. Казерта), принадлежавший М.-К., но не позволил своим воинам разграбить аббатство (Chronica S. Benedicti Casinensis. P. 472-473; Chronica monasterii Casinensis. I 27-28). В 849 г. Радельхис и Сиконульф заключили мир, разделив Беневентское княжество на 2 части с центрами в Беневенто и в Салерно. По условиям договора был признан особый статус монастырей М.-К. и Сан-Винченцо, которые находились под защитой императора; они получили фискальный иммунитет от обоих правителей (Radelgisi et Siginulfi divisio ducatus Beneventani. 4//MGH. Leges. T. 4. P. 222). Вскоре после этого Бассаций, аббат М.-К., и Иаков, аббат Сан-Винченцо, попросили Людовика II изгнать сарацин из Италии. В 852 г. император вступил в Беневенто и оттеснил мусульман в Апулию ( Erchempertus. Historia Langobardorum Beneventanorum. 20//MGH. Scr. Lang. P. 242; Chronica S. Benedicti Casinensis. P. 474).

http://pravenc.ru/text/2564138.html

Лотарингские епископы во главе с Гунтаром Кёльнским объявили брак недействительным и постановили заключить королеву в мон-рь для покаяния (MGH. Conc. T. 4. P. 1-11; Hinkmar von Reims. 1992. S. 115-116, 119-122; ср.: Annales Bertiniani. 1883. P. 53). Однако Теутберга бежала в королевство Карла Лысого, где ранее нашел убежище ее брат Губерт. Действия короля и лотарингских епископов не встретили понимания в соседних регионах империи Каролингов (см., напр.: Annales Bertiniani. 1883. P. 53, 60-61; Annales Fuldenses. 1891. P. 57; MGH. Capit. T. 2. P. 161; Reginonis Chronicon. 1890. P. 80-82). С критикой ахенских постановлений выступил Гинкмар Реймсский ( Hinkmar von Reims. 1992). Добившись от лотарингских епископов расторжения брака с Теутбергой, кор. Лотарь II созвал прелатов во главе с архиепископами Гунтаром Кёльнским и Теутгаудом Трирским на 3-й Собор в Ахене (29 апр. 862). Участники Собора разрешили королю заключить брак с Вальдрадой (MGH. Conc. T. 4. P. 68-89; ср.: Annales Fuldenses. 1891. P. 57; Reginonis Chronicon. 1890. P. 81-82). В праздник Рождества Христова (25 дек. 862) Аганон, еп. Бергамо, благословил брак Лотаря и Вальдрады (Ep. 57), после чего Вальдрада была коронована (Annales Bertiniani. 1883. P. 60). Отвергнутая кор. Теутберга обратилась к Н. с жалобой на произвол и насилие со стороны супруга (Ep. 3, 10-11; по свидетельству Регинона, жалоба исходила от родственников Теутберги - Reginonis Chronicon. 1890. P. 82). К папе Римскому обращался и сам Лотарь II, желавший получить от понтифика согласие на расторжение брака с Теутбергой. Король утверждал, что женился на Вальдраде еще до брака с Теутбергой, на к-рый он согласился только под давлением ее брата, аббата Губерта (Ep. 11, 53, 57; ср.: MGH. Capit. T. 2. P. 161). Сохранилось одно из посланий Лотаря, адресованное Н.; оно составлено в пышных и не вполне ясных выражениях. Король жаловался понтифику на происки врагов, выражал желание посетить «апостольский порог» и извещал папу о направлении в Рим послов, среди к-рых были архиеп.

http://pravenc.ru/text/2566078.html

Матильды Тосканской вскоре после кончины папы Григория VII (1073-1085). Еп. Бонизон, ревностный сторонник григорианской реформы, сделал основной темой трактата апологию Григория VII, поместив его деятельность в контекст истории Церкви и ее взаимоотношений со светской властью. В 5-й книге описываются события от вступления на герм. престол кор. Конрада II (1024) до избрания папы Стефана IX (X) (1057). Л. представлен как усердный пастырь, к-рый заботился об очищении Церкви и приблизил к себе мон. Хильдебранда (Гильдебранда), буд. папу Григория VII, продолжившего его реформаторскую деятельность (изд.: MGH. Lib. T. 1. P. 568-620). Жизнеописание Л., выдержанное в панегирических тонах, содержится в «Книжице о симониаках» кард. Бруно, еп. Сеньи (см. ст. Бруно Астийский ), составленной скорее всего в 90-х гг. XI в., когда автор был библиотекарем и канцлером Римской курии (в 1102 он удалился в мон-рь Монте-Кассино ). Как и Бонизон, кард. Бруно был убежденным сторонником григорианской реформы. С его т. зр., заслугой Л. была не только забота об искоренении симонии и др. злоупотреблений, но и выдвижение Хильдебранда, впосл. возглавившего реформу Церкви. По мнению Бруно, Л. был возведен на Папский престол в эпоху духовного и нравственного кризиса, когда Римская Церковь уподобилась Содому и Гоморре: «Во времена блаженного Льва Церковь была испорчена настолько, что едва ли можно было найти [прелата], незапятнанного симонией или рукоположенного теми, кто не был повинен в этом грехе» ( Bruno. Libellus de symoniacis. 10//MGH. Lib. T. 2. P. 554; ср.: Die Briefe des Petrus Damiani/Hrsg. K. Reindel. Münch., 1983. Tl. 1. S. 474. (MGH. Briefe; 4/1)). Бруно вспоминал, что Григорий VII часто рассказывал о Л. и однажды упрекнул приближенных в том, что никто из них не позаботился описать его жизнь ( Bruno. Libellus de symoniacis. 3-4//MGH. Lib. T. 2. P. 548-549). Папа Римский Лев IX изгоняет беса. Миниатюра из Пассионала из Вайсенау. XII в. (Bodm. 127. Fol. 191r) Папа Римский Лев IX изгоняет беса.

http://pravenc.ru/text/2537627.html

Мн. исследователи находили аллюзии на «Постановление Константина» в рим. документах 2-й пол. VIII в. Так, папа Адриан I в послании кор. Карлу Великому (май 778) упоминал о щедрости имп. Константина, «возвысившего» Римскую Церковь (elevata atque exaltata est) и уступившего ей власть над странами Запада (potestatem in his Hesperiae partibus largiri dignatus - Codex Carolinus. 60//MGH. Epp. T. 3. P. 587; см.: Fuhrmann. 1973. P. 281-285). Тринитарная формула в начале «Постановления Константина» (uno ex eadem sancta Trinitate), восходящая к теопасхитскому выражению «один из Святой Троицы» (unus de sancta Trinitate - ACO I. T. 4. Vol. 1. P. 216), использовалась также в актах Римского Собора 769 г. (MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 79). Исследователи полагают, что она оказала влияние на догматические формулировки, включенные в акты Римского Собора 798 г. (MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 202-204; см.: Fuhrmann. 1973. P. 264-268; Hehl. 1991). Возможно, титул имп. Константина, приведенный в «Постановлении Константина», послужил образцом для титула имп. Карла Великого в капитулярии о разделе империи франков («Divisio regnorum» от 6 февр. 806 - MGH. Capit. T. 1. P. 126; см.: Schlesinger. 1963. S. 200-204). На основании этих данных можно предположить, что «Постановление Константина» было составлено между 754 г. (путешествие папы Стефана II (III) во Франкское королевство) и 778 г. (послание папы Адриана I кор. Карлу Великому; см.: Gandino. 2009. P. 7), скорее всего в годы понтификата Павла I или Стефана III (IV) (768-772) ( Raspanti. 2004). Высказывалось мнение, что автором текста был некий греч. монах-иконопочитатель, к-рый между 761 и 800 гг. жил в рим. мон-ре святых Стефана и Сильвестра; создавая подложный закон имп. Константина в пользу Римской Церкви, он стремился укрепить позиции папы Римского в конфликте с визант. императором, однако был недостаточно хорошо осведомлен об офиц. концепции папского примата ( Loenertz. 1974. P. 244-245). По др. версии, «Постановление Константина» было написано на греч. языке папой Львом III (795-816) и вскоре переведено на латынь ( Ohnsorge. 1966; критику этой гипотезы см.: Loenertz. 1974. P. 199-200). Среди возможных авторов текста называли также Анастасия Библиотекаря ( Faussner. 2000).

http://pravenc.ru/text/2057118.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010