Кор. Гунтрамн попросил священника привезти ему реликвию из мон-ря в Агауне. На обратном пути корабль, на к-ром находился этот священник, попал в бурю на оз. Леман, но благодаря помощи святых благополучно достиг берега (MGH. Scr. Mer. T. 1. Pars. 2. P. 87-89). Венанций Фортунат составил гимн в честь М. и пострадавших с ним мучеников ( Venant. Fort. Carm. II 14//MGH. AA. T. 4. Pars 1. P. 42-43). Во имя М. были освящены церкви в мон-ре Толай (земля Саар, Германия), построенном в VI-VII вв., и мон-ре Нидеральтайх (Бавария), основанном в 741 г. Одилоном, герц. Баварии. В «Деяниях короля Дагоберта» (30-е гг. IX в.) М. вместе со святыми Мартином Турским и Дионисием Парижским упоминается как покровитель королевства франков (Gesta Dagoberti I regis Francorum. 44//MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 421). К IX-X вв. относятся сведения о почитании М. как покровителя В. Бургундии и прежде всего г. Вьенна. Согласно более поздним источникам, еп. Эохальд (Эоальд, Эвальд), занимавший Вьеннскую кафедру в 1-й пол. VIII в., доставил в город мощи мучеников, в т. ч. главу М., и поместил их в построенную им крипту. По другой версии, он построил новый кафедральный собор во имя мучеников. В позднейшей Вьеннской хронике (1239) сообщается, что отсеченная голова М. и нек-рые останки других мучеников во время казни упали в воды Роны и чудесным образом через 35 дней достигли Вьенны. Еп. Пасхазий (1-я пол. V в.) обнаружил святыни и перенес их в ц. Маккавеев. Впосл. еп. Эохальд построил ц. во имя М. и поместил там реликвии, полученные от папы Константина (708-715) (MGH. SS. Т. 24. P. 812, 814). Неясно, насколько можно доверять этим противоречивым свидетельствам. По одной из версий, глава М. была доставлена во Вьенну еп. Вилихарием (сер. VIII в.), к-рый перенес в город мощи мч. Ферреола и главу мч. Иулиана, ранее хранившиеся в пригородной базилике; впосл. епископ удалился в Агонский мон-рь (PL. 123. Col. 122). На рубеже VIII и IX вв. кафедральный собор Вьенны был посвящен Христу Спасителю, Маккавеям, М. и другим мученикам Фиванского легиона; в нек-рых грамотах IX в.

http://pravenc.ru/text/2561146.html

Вскоре после вступления на Папский престол Адриан II назначил Анастасия библиотекарем Римской Церкви (Annales Bertiniani. 1883. P. 92). Вероятно, это назначение имело целью подтвердить намерение Адриана продолжать жесткую политику Н. по отношению к зап. и вост. правителям и церковным иерархам, которую поддерживал Анастасий. Однако уже в 868 г. родственники Анастасия нанесли понтифику тяжкое оскорбление. После этого Арсений, еп. Орте, бежал под защиту императора, тогда как Анастасий оказался в опале и был отлучен от Церкви (см., напр.: Neil. 2006. P. 18-20). В отличие от Н. Адриан II стремился поддерживать мирные отношения с Гинкмаром Реймсским. Он согласился на переговоры с кор. Лотарем II и снял отлучение с Вальдрады при условии, что король не будет с ней жить. Понтифик даровал прощение Захарии, еп. Ананьи, отлученному на Римском Соборе 863 г. за нарушение папской инструкции в угоду византийцам, и Теутгауду, бывш. архиеп. Трирскому. После того как Гунтар, ранее занимавший Кёльнскую кафедру, раскаялся в сопротивлении Н. и отказался от священного сана, он был принят в церковное общение как мирянин (LP. T. 2. P. 175; Annales Bertiniani. 1883. P. 90, 99-100). Посмертная репутация. Почитание Папа Адриан II с уважением отзывался о своем предшественнике (MGH. Epp. T. 6. P. 695, 697, 699, 707, 714, 720, 747, 749; MGH. Conc. T. 4. P. 340-341). В февр. 868 г., обращаясь к участникам Собора в Труа, Адриан II повелел внести имя Н. «в кодексы или диптихи ваших Церквей» и поминать его во время мессы (Ibid. P. 699-700). В жизнеописании Адриана II приведена аккламация греков-игнатиан: «Почтеннейшему православному господину Николаю, поставленному Богом верховному понтифику и вселенскому папе,- вечная память!» (LP. T. 2. P. 177). В послании Адону Вьеннскому и в речи перед участниками Римского Собора 869 г. папа Римский сравнил Н. с яркой звездой, свет которой сиял сквозь мрачные тучи земного бытия (MGH. Epp. T. 6. P. 714; MGH. Conc. T. 4. P. 341). Составители папских жизнеописаний одобряли и поддерживали деятельность Н.; лично знавшие его Анастасий Библиотекарь и Иоанн Диакон писали о нем в почтительных выражениях. Так, в Житии Григория Великого, написанном между 873 и 875 гг. по поручению папы Иоанна VIII, Иоанн Диакон повествует о явлении св. Григория в сопровождении его ученика Петра и Н. (PL. 75. Col. 241-242). Возможно, в этом эпизоде агиограф полемизировал с Адрианом II, к-рый считал, что Н. слишком сильно стремился к беспристрастию и справедливости, забывая о том, что иногда следовало проявлять мягкость и милосердие; при этом Адриан ссылался на мнение Григория Великого (MGH. Epp. T. 6. P. 714-715).

http://pravenc.ru/text/2566078.html

Ц. Сен-Низье в Лионе. XIV — сер. XVI в., XIX в. Почитание Н. было связано с его репутацией аскета, чудотворца и защитника страждущих. При жизни епископу приписывали способность изгонять злых духов из одержимых, однако намного чаще чудеса совершались после его кончины (MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 524) и гл. обр. после того, как епископскую кафедру занял Этерий ( Coville. 1928. P. 342-343). В анонимном Житии о Н. говорится как о покровителе Лугдуна, к-рого особенно почитал еп. Этерий (MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 524). Во время пожара, уничтожившего бóльшую часть города, Н. явился в епископскую резиденцию (in ecclesiae domum) и исцелил 2 слепых женщин, чтобы напомнить горожанам о своем незримом присутствии (Ibid. P. 523). По указанию еп. Этерия кровать, на к-рой некогда спал Н., была украшена дорогими тканями, вокруг нее установили светильники, один из к-рых горел 40 дней без замены масла и фитиля. Больные, к-рых укладывали на кровать, исцелялись ( Greg. Turon. Vit. Patr. VIII 8). Не ясно, где была установлена кровать Н.; по мнению исследователей, она находилась рядом с гробницей святого ( Coville. 1928. P. 465; Beaujard. 2000. P. 379) (в Кабиллоне чудотворное ложе еп. Сильвестра было установлено в ризнице базилики - Greg. Turon. Glor. conf. 84). Важнейшим местом почитания Н. была его гробница в пригородной базилике, к к-рой в надежде на исцеление приходили слепые, увечные и одержимые демонами (MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 524). В 590 г. туронский диак. Агиульф на обратном пути из Рима остановился в Лугдуне и посетил гробницу святого. Возле нее толпились люди, напоминавшие «рой счастливых пчел вокруг родного улья». Многие стремились получить у пресвитера, дежурившего в храме, реликвии: прах, кусочки воска или нити из надгробного покрова. Прочитав записи чудес Н., Агиульф взял с собой сухие травы, положенные для освящения на гробницу. Впосл. 4 больных, страдавших лихорадкой, получили исцеление, выпив воду, настоянную на этих травах ( Greg. Turon. Vit. Patr. VIII 6). В присутствии туронского пресв. Иоанна исцелились трое слепых, молившихся перед гробницей святого (Ibid). Некий достойный доверия человек сообщил Григорию Турскому о 4 слепых, к-рым было возвращено зрение, и об исцеленном калеке ( Idem. Glor. conf. 60). Прах с гробницы святого обладал целительной силой ( Idem. Vit. Patr. VIII 10) и был способен прекратить морскую бурю (MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 523). Исцеления происходили и от масла из светильника, находившегося у гробницы ( Greg. Turon. Hist. Franc. IV 36); в анонимном Житии описано исцеление бесноватого, к-рого помазали этим маслом (MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 523). Некий человек отказался возвращать долг и поклялся на гробнице Н., что ничего не брал взаймы. После клятвы он ослеп, признался в содеянном и по молитве к святому получил исцеление (Ibidem).

http://pravenc.ru/text/2577737.html

T. 12. P. 654-660). О Н. упоминается в Житии Готфрида Каппенбергского (Vita Godefridi Cappenbergensis//MGH. SS. Bd. 12. S. 513-530). Гр. Готфрид, вдохновившись примером Н., решил превратить свой замок Каппенберг в Вестфалии в премонстрантскую обитель. Между 1138 и 1148 гг. монах этого аббатства написал Житие Готфрида ( Niemeyer. 1967). Др. премонстранты из Каппенберга, вероятно, по заказу аббата Гуго (к нему может относиться обращение «vestra sanctitas») или его преемника аббата Филиппа (1161-1171) дополнили текст «Жития В» 10 рассказами о жизни святого («Дополнения к Житию В» - BHL, N 6250; изд.: Additamenta fratrum Cappenbergensium ad vitam Norberti posteriorem//MGH. SS. Т. 12. Р. 704-706). В основном эти рассказы относятся к периоду, когда Н. занимал архиепископскую кафедру Магдебурга. Составителям «Дополнений...» было известно Житие Готфрида Каппенбергского. В конце «Дополнений...» в рукописях встречается написанная гекзаметром поэма «Felix Norbertus» из 24 стихов. Между исследователями нет единого мнения о том, была ли поэма изначально частью «Жития В» или «Дополнений...» (иногда она переписывалась отдельно - Backmund N. Ein Norbertusgedicht aus Adelberg//Analecta Praemonstratensia. Tongerloo, 1967. Vol. 43. N 3/4. P. 316-317). Поскольку в тексте содержится цитата из Горация ( Horat. Epist. I 1. 61), автором «Жития В» и поэмы вряд ли является один и тот же человек. Краткие сведения о Н. приводятся в «Деяниях архиепископов Магдебургских» - произведении, составленном в 1142 г. (Gesta Archiepiscoporum Magdeburgensium. An. 1126//MGH. SS. T. 14. P. 412-414), в продолжении «Хроники» Сигиберта из Жамблу, созданном неким премонстрантом после 1146 г. (вероятно, в 1155) (Continuatio Praemonstratensis//MGH. SS. T. 6. P. 447-456), и в «Повести об основании монастыря Готтесгнаден» (Fundatio monasterii Gratiae Dei//MGH. SS. T. 20. P. 685-691), написанной между 1190 и 1195 гг. Жизнь Н. род. в 1080 или 1085 г. в Ксантене (Германия) или Геннепе (Нидерланды) в семье гр. Хериберта Геннепского († ок. 1119) и его жены Хадевиги. В 1089 г. он был записан в каноники соборного капитула ц. св. Виктора в Ксантене. Позже Н. воспитывался при дворе Кёльнского архиеп. Фридриха I († 1131), стал каноником кёльнского соборного капитула и субдиаконом. О его образовании ничего не известно (хотя в источниках Н. иногда называют homo litteratus - ученый муж). Как родственник имп. Генриха V, Н. был принят при дворе и стал капелланом. Однако очень рано проявилась его приверженность принципам григорианской реформы . В 1111 г. он принял сторону папы Римского Пасхалия II в конфликте с императором, а в 1113 или 1114 г. отказался стать епископом Камбре (на чем настаивал император), чтобы избежать процедуры светской инвеституры. После того как на Соборе в Кёльне 19 апр. 1115 г. папский легат Куно (Конон), кардинал-епископ Палестрины, отлучил императора от Церкви, Н. покинул имп. дворец и вернулся в Ксантен.

http://pravenc.ru/text/2577955.html

к. И. почиталась как покровительница обездоленных. Память И. (16 июля) была включена в местный церковный календарь. В 1641 г. из-за подтопления капеллы мощи И. были перезахоронены на старом месте. В XVII-XVIII вв. почитание И. получило широкое распространение. В 1655 г. Г. Букелин внес ее имя в бенедиктинский мартиролог (упом. под 16 июля (день поминовения) и под 20 окт. (перенесение мощей)). В 1721 г. частицы мощей И. передали в монастырь Санкт-Петер в Зальцбурге. Вероятно, тогда же в центральном нефе церкви аббатства Фрауэнкимзе была установлена «верхняя гробница» святой (известно, что в 1771 проводились работы по ее ремонту). Сохранился текст созданной в нач. XVIII в. молитвы «Kranzlein der seligen Irmengard» (Венок блаженной Ирменгарды). В 1803 г. монастырь Фрауэнкимзе, бывший на протяжении веков главным центром почитания И., был секуляризован. Несмотря на то что монахиням дозволялось жить в обители (здание не было продано), все ценности мон-ря, включая реликвии И. и памятную табличку Герхарда, конфисковали. Литургическое почитание И. вскоре было запрещено. В 1879 г. по распоряжению архиепископа Мюнхена и Фрайзинга Антона фон Штайхеле (1878-1889) день поминовения И. был официально восстановлен. В 1922 г. начался беатификационный процесс, в ходе к-рого предприняли новое освидетельствование мощей И. Согласно заключению экспертизы, они принадлежали женщине средних лет, страдавшей от подагры. Череп И. отсутствовал, однако вскоре он был обнаружен среди реликвий аббатства Зеон. 19 дек. 1928 г. папа Римский Пий XI беатифицировал И. Ее мощи поместили в хрустальную мощехранительницу, установленную у алтаря капеллы И.; в 1931 г. туда из монастыря Зеон был перенесен череп И. (идентичность черепа остальным мощам подтверждена экспертизой в 2002 - Nerlich. 2003). В наст. время поминовение И. совершается в аббатстве Фрауэнкимзе в ближайшее к 16 июля воскресенье. И. изображается как аббатиса с посохом в левой руке и с сердцем - в правой. В Прин-ам-Кимзе с 1977 г. действует клиника св. И. Ист.: Acta SS. Iulii. T. 4. P. 121; Oct. T. 8. P. 814; Confraternitates Sangallenses//MGH. Antiquitates. Necrologia Germaniae. Suppl. P. 11; Necrologium Seonense//MGH. Antiquitates. Necrologia Germaniae. T. 2. P. 228; Annales Weingartenses a. 866//MGH. SS. T. 1. P. 66; MGH. Antiquitates. Poet. Lat. T. 5. Fasc. 1/2. P. 327-328; MGH. Dipl. Kar. Germ. T. 1. P. 118-119. N 81.

http://pravenc.ru/text/674069.html

При И. Рим посетил Гебхард II , еп. Констанцский. Папа благословил епископа основать бенедиктинское аббатство Петерсхаузен и передал ему главу свт. Григория I Великого (Vita Gebehardi episcopi Constantiensis. 16//MGH. SS. T. 10. P. 587). К понтификату И. относится самая ранняя из известных канонизаций, совершенных папой. 31 янв. 993 г. на Соборе, проходившем под председательством И., было зачитано составленное пресв. Герхардом Житие еп. Ульриха Аугсбургского, а затем принято решение о канонизации святого. Сохранилось послание И. всем иерархам «Галлии и Германии» от 3 февр. 993 г. с описанием деяний Собора и его постановлений (PL. 137. Col. 845-847; Jaffé . RPR. N 2945). И. возвел в кардинальское достоинство 7 чел., в т. ч. Бруно Каринтийского (впосл. папа Григорий V). Из-за давления, к-рое оказывали на папу рим. сенатор Иоанн (I) Кресценций и, возможно, представители рим. клира (среди рим. духовенства папа заслужил дурную славу, будучи неоднократно обвиняем в непотизме ; это нашло отражение в жизнеописании И. в Liber Pontificalis), в марте 995 г. папа был вынужден покинуть Рим. Укрывшись в Сутри, он отправил послов к герм. кор. Оттону III с просьбой о помощи. Узнав о готовности короля оказать поддержку изгнанному папе, римляне предложили тому вернуться, что И. и сделал. Весной 996 г. состоялся поход Оттона III в Италию. Однако король не застал папу в живых: И. скончался от лихорадки. Место его захоронения неизвестно. Вероятно, папа был погребен в оратории Девы Марии в башнях (Santa Maria in Turribus, капелле при входе в атриум Ватиканской базилики), который при нем был украшен фресками. В поздних источниках из-за ошибки, допущенной при переписи списка пап (см. ст. Иоанн XIV ), И. именуется Иоанном XVI. Ист.: LP. Vol. 2. P. 260; Jaff é . RPR. N 2928-2954; PL. 137. Col. 827-852; Papstregesten, 911-1024/Bearb. H. Zimmermann. W., 19982. N 641-740. (Regesta Imperii; Tl. 2. Abt. 5); Richeri Historiarum. IV 25-107//MGH. SS. T. 3. P. 636-657; Iohannes Canaparius. Vita S. Adalberti//MGH. SS. T. 4. P. 581-595; Willelmus Malmesburiensis. De gesta regum Anglorum. II 165-166//PL. 179. Col. 1132-1137; Annales Hildesheimenses, an. 995-996//MGH. SS. T. 3. P. 91; Martinus Oppaviensis. Chronicon, an. 986//MGH. SS. T. 22. P. 432.

http://pravenc.ru/text/469700.html

объявил «нечестивейших греков» «врагами Божией Церкви и гонителями православной веры» (MGH. Epp. T. 3. P. 536, 539). Как и его предшественники, П. отвергал иконоборчество , ставшее офиц. доктриной в Византии. В посланиях визант. императорам он неоднократно призывал их отступиться от ереси (LP. T. 1. P. 464). Эти послания не сохранились, но известно об ответе императора, к-рый заявил, что автором посланий был не П., а его советник, примицерий нотариев Христофор (MGH. Epp. T. 3. P. 546). Вероятно, папа Римский поддерживал отношения с вост. патриархами, к-рые также отвергали иконоборчество ( Miller. 1975. S. 59). В частности, он получил послание Космы I , патриарха Александрийского, «о чистоте веры» (MGH. Epp. T. 3. P. 552-553). Поскольку византийцы не могли повлиять на П., они попытались привлечь на свою сторону Пипина Короткого. На Соборе в Жантийи (767) визант. послы и франк. прелаты обсуждали «Св. Троицу и изображения святых», однако, по-видимому, согласие не было достигнуто ( Noble Th. F. X. Images, Iconoclasm, and the Carolingians. Phil., 2009. P. 140-145). Из-за конфликта с Папским престолом византийцы лишили папу Римского церковной юрисдикции на землях, находившихся под их контролем. Только под давлением лангобардского короля наместники Неаполя и Гаэты разрешили местным епископам принимать рукоположение в Риме (MGH. Epp. T. 3. P. 549-550). Согласно «Деяниям Неаполитанских епископов» (1-я пол. IX в.), на кафедру был избран диак. Павел, который не мог быть рукоположен в визант. владениях, т. к. был противником иконоборчества. Он отправился к П., с к-рым был знаком еще до его возведения на Папский престол. В Риме П. принял епископское рукоположение, но городские власти не разрешили ему вернуться в Неаполь, поэтому ему пришлось 2 года служить в пригородной базилике св. Ианнуария (Сан-Дженнаро-фуори-ле-Мура) (MGH. SS. Scr. Lang. P. 424-425; см.: Baumont. 1930. P. 13-14). Важнейшей инициативой П. в Риме, оказавшей заметное влияние на развитие культа святых, стало перенесение мощей рим.

http://pravenc.ru/text/2578523.html

244 Лион находится далеко в стороне. Вероятно, это Lugdunum Clavatum – совр. г. Лан (Laon). Krusch в пространном примечании (p. 803) обосновывает свое предположение о позднейшей вставке этой главы в оригинальный текст книги. В самом деле, эта глава присутствует лишь в одном, т. н. Бернском, кодексе (помеченным данным исследователем как «1а») и представляет собой компиляцию различных выдержек(гл. 4, 7, 14) из «Жития» и «Перенесения мощей св. Иоанна». «Житие» издано в AA. SS. Mabill. Saec. I, p. 633. Сам подвижник жил в первой половине VI века; память его 28 января. 245 1 кн. Законов Карла Великого фиксирует такой вид наказания (см. прим. Migne: PL, Т. 71, col. 0894B). 249 Его древнее житие издано в AA.SS. Mabil.l I, p. 263 seqq. Скончался в конце 70-х годов VI века. 254 О времени жизни свт. Маркелла трудно говорить определенно. Известно лишь, что он был преемником свт. Прудентия, девятым епископом Парижским. Предположительно, скончался в начале V века. 255 О нем свт.Григорий пишет в MM, II, 12. Еп. Рагнимод был епископом Парижским после свт. Германа (см. гл. 88). 257 Был епископом Парижским в 555–576 гг. Родился ок. 496 года в богатой семье в бургундском городе Отён, по окончании обучения стал диаконом, а около 530 года был рукоположен во священники. В 540 году стал аббатом бургундского монастыря мч. Симфориана. Присутствовал на нескольких поместных соборах, в том числе III Парижского (557), II Турского (566), IV Парижского (573). Канонизирован в 754 г. Мощи его были положены в базилике св. Винцентия, которя позже стала называться его именем В HF (VIII, 33) свт. Григорий пишет о явлении сего святителя, бывшем во время пожара в Париже. Память его 28 мая. Венанций Фортунат написал житие свт. Германа (MGH. AA. Т. IV, 2. P. 14–27; PL. T. 88. Col. 0453 – 0478B) изд. в., с текстом которого свт. Григорий был знаком, как пишет он в HF. V, 8. 258 В эпитафии свт. Герману имеется следующая строчка: «Huius opem ac meritum mutis data verba loquuntur/Redditus et caecis praedicat ore dicens».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Добившись желаемого, он поднялся «с издевательской усмешкой на устах». На стороне Хунфрида выступили нек-рые имп. прелаты, в т. ч. Фрайзингский еп. Низон (Ниткер), к-рый, согласно Житию, поклялся добиться низложения папы (Vita Leonis IX. II 15). После возвращения в Рим в апр. 1051 г. Л. созвал Собор, на к-ром обсуждался вопрос о действенности таинств, совершавшихся виновными в симонии клириками. Из-за противоречий между Петром Дамиани и кард. Гумбертом решение не было вынесено, и понтифик поручил присутствующим обдумать эту проблему (Die Briefe des Petrus Damiani. Münch., 1983. Tl. 1. S. 390-393). Петр Дамиани изложил свою позицию в «Безвозмездной книге» (Liber Gratissimus), а Гумберт - в трактате «Против симониаков» (MGH. Lib. T. 1. P. 95-253). Участники Собора отлучили от Церкви Григория, еп. Верчелли, за сожительство с вдовой и ложную клятву, но вскоре епископ прибыл в Рим и добился снятия отлучения (MGH. SS. T. 5. P. 129-130). Спор Иоанна, еп. Сабины, и монахов Фарфы о юрисдикции над мон-рем и о земельных владениях был решен в пользу обители (см.: Longo. 2012. P. 306-308). По просьбе кор. Эдуарда Исповедника Л. благословил строительство Вестминстерского аббатства ( Jaff é . RPR. N 4257). За время отсутствия Л. изменилось положение в Беневенто: жители города изгнали князей Пандульфа III и Ландульфа VI, враждовавших с понтификом, и попросили того принять город под свою власть. Л. направил в Беневенто кард. Гумберта и Доминика, патриарха Градо, которые в апр. 1051 г. приняли у горожан клятву верности и взяли заложников. После этого понтифик через Капую и Монте-Кассино прибыл в Беневенто, где 5 июля ему устроили торжественную встречу. Вскоре в город приехали кн. Гваймарий IV и его союзник, предводитель норманнов Дрогон из Отвиля, гр. Апулии. Посредником в переговорах Л. и Дрогона выступил архиеп. Халинард Лионский (MGH. SS. T. 7. P. 237). Гваймарий и Дрогон гарантировали неприкосновенность Беневенто, ставшего папским владением. Однако в ночь на 10 авг. 1051 г. Дрогон, только что покинувший город, был убит, и среди апулийских норманнов наступила анархия (Annales Beneventani//MGH.

http://pravenc.ru/text/2537627.html

Карла Великого . П. дал согласие на этот акт, и 29 дек. 1165 г. в Ахене Кёльнский архиеп. Райнальд фон Дассель в присутствии имп. Фридриха I возглавил церемонию обретения мощей Карла ( Petersohn J. Saint-Denis-Westminster-Aachen: Die Karls-Translatio von 1165 und ihre Vorbilder//DA. 1975. Bd. 31. S. 420-454; MacLean S. Recycling the Franks in XIIth Cent. England: Regino of Prüm, the Monks of Durham, and the Alexandrine Schism//Speculum. Camb. (Mass.), 2012. Vol. 87. N 3. P. 649-681). Летом 1167 г., во время следующего похода императора в Италию (1166-1168) папа Александр III бежал из Рима, куда вместе с императором прибыл П. 22 июля 1167 г. состоялась церемония интронизации П. 30 июля он совершил повторную коронацию Фридриха I, а 1 авг.- коронацию его жены Беатрисы. Начавшаяся эпидемия вскоре заставила императора с войском отступить на север полуострова. П. уехал в Витербо, но в нач. 1168 г. при поддержке имп. посла Кристиана, архиеп. Майнцского (1160-1161, 1165-1183), вернулся в Рим. Однако до своей смерти П. контролировал лишь районы города на зап. берегу р. Тибр. П. был похоронен в рим. базилике св. Петра. Его преемником стал антипапа Каллист III (1168-1178). Ист.: Fino A. La Historia di Crema. Venetia, 1566. P. 29-37; Ughelli F. Italia sacra. Venetiis, 17202. T. 5. Col. 781-791; Chronica regia Coloniensis//MGH. SS. Script. Rer. Germ. T. 18. P. 115-120; Jaff é . RPR. T. 2. P. 426-429; MGH. Leg. Const. T. 1. P. 260-263, 265-270, 223-226, 314-321, 349-353, 362-365; MGH. SS. Lib. T. 3; Ottonis episcopi Frisingensis Chronica, sive Historia de duabus civitatibus//MGH. SS. Script. Rer. Germ. T. 45. P. 386-387; The Letters of John of Salisbury/Ed. W. J. Millor, C. N. L. Brooke. Oxf., 1979. Vol. 2. P. 50-57, 224-229, 578-582, 614-618. Лит.: Cheney M. G. The Recognition of Pope Alexander III: Some Neglected Evidence//EHR. 1969. Vol. 84. N 332. P. 474-497; Reuter T. The Papal Schism, the Empire and the West, 1159-1169. Oxf., 1975; Morris C. The Papal Monarchy: The Western Church from 1050 to 1250.

http://pravenc.ru/text/2579161.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010