Sfinii Prini întotdeauna acordau o mare atenie luptei cu glasul trupului. Postul, înfrânarea în alimente, contribuie ca acest glas s înceteze s fie atât de puternic pentru a dicta toate faptele omului. Dumnezeu aa a dorit s uneasc în personalitatea uman principiul duhovnicesc i cel trupesc, încât fiecare s se influeneze reciproc. Precum duhul poate  orienta viaa omului, precum glasul raiunii luminate poate s v îndrume destoinic pe calea vieii, tot aa i glasul trupului poate distruge viaa omului i îl poate arunca în multe suferine. Noi trim în vremurile când oamenii refuz s vieuiasc potrivit voinei raiunii i întru totul se supun glasului trupului. Acestui fapt îi servete cultura contemporan i în cazul dat este mai bine s lum în ghilimele cuvântul „cultura”. Adevrata cultur niciodat nu dezlnuie glasul trupului în aa fel încât el s domneasc asupra omului. Ceea ce vedem actualmente este orientat asupra faptului ca omul s asculte nu de glasul raiunii sale, dar de glasul trupului, s triasc dup deteptciunea trupeasc. Pentru a ne opune tuturor acestor ispite, pentru a pstra capacitatea de a dirija raional faptele proprii, trebuie de potolit glasul trupului. Când omul se înfrâneaz de la un anumit fel  de mâncare sau în genere o limiteaz în întrebuinare, exclude buturile spirtoase, se creeaz condiii fizice i chiar fiziologice, necesare pentru ca raiunea, luminat de lumina adevrului lui Dumnezeu, s obin biruin asupra glasului trupului omenesc. Multora le este greu s-i biruie trupul pe parcursul întregii lor viei – doar Sfinii se învredniceau de o asemenea biruin. Iat din ce cauz trebuie s credem cuvintelor Cuviosului Marcu Ascetul – el a trecut aceast cale, el a îneles din propria experien ce înseamn înfrânarea trupului i ce înseamn viaa trit potrivit voinei minii, luminate de Dumnezeu. Nici un fel de cuvinte nu îl pot convinge pe om, în special pe cel contemporan, omul de cele mai dese ori are încredere doar în propria experien. Postul cel Mare ne ofer o atare experien – prin înfrânarea în mâncare, prin excluderea buturilor alcoolice s ne diriguim în aa fel viaa, încât glasul raiunii s devin mai puternic decât glasul trupului.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4818227...

268 О нем свт. Григорий пишет в HF. IV, 19. Основал в 557 г. монастырь (нын. Abbaye Saint-Médard de Soissons). Скончался в 557 г. (по Krusch " у); хоронил его сам король Хлотарь. Память его 8 июня. 270 Во время правления Сигиберта I (561–575 гг.). См. прим. Krusch " а о сведениях, переданных Венанцием Фортунатом в этом житии (p. 807, см. прим. к гл. 88). 271 Об этом пишет Фортунат: «Inclusos digitos morbo numerante tenebat/Nec poterat ducto pollice fila dare» (Carm. II, 16, 105–106. ΜGH. AA. T. VI, 2. P. 47). 275 Референдарий (referendarius) – начальник королевской канцелярии. У первых франкских королей референдарием назывался тот, кому поручалась забота о королевском перстне – печати; он же подписывал королевские грамоты н выполнял другие получения короля. См.: Du Cange. Т. 7. Р. 76. 276 Совр. г. Анже (Angers) – главный городисторической области Анжу (Anjou) на западе Франции, в нижнем течении Луары. 277 Родившись в Бретани, свт. Альбин в раннем возрасте ушел в монастырь Тинкиллак (Tincillac – возм. совр. комм. Tillières либо Théhillac в Бретани). Став игуменом этого монастыря в возрасте 35 лет, управлял им более 25 лет. Был епископом более двадцати лет. Участвовал в заседаниях III и IV Орлеанских соборов (538 и 549 гг.).Скончался в 550 г. в возрасте 80-ти лет. Память его 1 марта. Фортунат приезжал в тот монастырь поклониться его мощам. Житие его, написанное тем же автором, издано в MGH. AA. T. IV, 2. P. 27 seqq. См. о нем и монастыре Saint-Aubin d " Angers в Brev. Mon. S. Albini (AA. SS. Mabill. Saec. I, p. 12) 282 О жизни и чудесах этого подвижника свт. Григорий пространно пишет (как он сам говорит, со слов исцеленного святым глухонемого) в HF. VI, 6. Скончался св. Госпитий в 581 г на месте совр. г. Вильфранш-сюр-Мер (Villefranche-sur-Mer); память его 21 мая. Некогда на месте его подвижничества был монастырь. 284 Леринский монастырь на о. св. Гонората (основателя монастыря в 410 г.) – один из древнейших, известнейших и влиятельнейших на Западе центров монашества. В нем подвизались такие известные святые как свт. Максим Регийский, свт. Иларий Арелатский, свт. Евхерий Лионский,свят. Фавст Регийский, свт. Кесарий Арелатский , преп. Викентий Леринский.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

A. Mutzenbecher. Turnhout, 1962. P. 34-39. (CCSL; 23)). Еще неск. проповедей, включенных в т. н. сборники Псевдо-Максима, приписывают Тавринскому еп. Максиму II (2-я пол. V в.; см.: É taix R. Trois nouveaux sermons à restituer à la collection du Pseudo-Maxime//RBén. 1987. T. 97. P. 28-41). В них подчеркивается повсеместное празднование памяти К., святой восхваляется как истинный пастырь и мудрый учитель, принявший венец мученика ( Maximus Taurinensis. Hom. 80//PL. 57. Col. 425-428). В др. проповеди упоминается, что в тот же день празднуется память св. Корнелия ( Idem. Serm. 74//Ibid. Col. 683-684), остальные гомилии содержат в основном риторические похвалы К. ( Idem. Serm. 75, 76, 78//Ibid. Col. 683-692). Среди творений св. Петра Хрисолога также есть Слово на день памяти К., но его авторство остается под сомнением ( Petr. Chrysolog. Serm. 129//PL. 52. Col. 555-556). Св. Эннодий , еп. Тицинский (Павийский) (514-521), посвятил К. краткий гимн ( Ennodius. Carm. I 12//MGH. AA. T. 7. P. 251). В указе Аталариха, остгот. кор. Италии (527), говорилось о праздновании памяти К. в обл. Лукания (Базиликата); в этот день устраивалась ярмарка ( Cassiodorus. Variae. VIII 33//MGH. AA. T. 12. P. 261-262). Папа Римский Григорий I Великий в письме 592 г. упоминал, что с праздника К. начинались штормы на Средиземном м. ( Greg. Magn. Reg. epist. II 51). Прокопий Кесарийский писал, что африканцы именовали праздник святого и совпадавшие с ним морские бури «Киприаны» (Κυπριαν - Procop. Bella. III 20. 12; 21. 18). Изображение К. в составе процессии мучеников имеется среди мозаик базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (VI в.). Также К. был представлен на мозаиках V-VI вв. в куполе и в конхе апсиды церкви в сел. Сан-Приско близ Санта-Мария-Капуа-Ветере (утрачены в XVIII в.; см.: Garrucci R. Storia della arte cristiana nei primi otto secoli della chiesa. Prato, 1877. T. 4. P. 64-65; M ü ntz E. Notes sur les mosaïques chrétiennes de l " Italie. 9//RA. Sér. 3. 1891. Vol. 17. P. 72-79; Mackie G.

http://pravenc.ru/text/1684710.html

и галльских войск с Италией. Гонорий, находившийся под угрозой конфликта с Аларихом, согласился признать К. соправителем и отправил ему пурпурные одеяния. К. направил 2-е посольство в Равенну и обещал Гонорию помощь против Алариха ( Olympiod. 12; Zosim. Hist. V 43; VI 1). Союз между К. и Гонорием оказался непрочен. В кон. 409 г. в Равенне к власти пришел временщик Аллобих, придворный Гонория, к-рый вступил в тайные переговоры с К., предлагая ему оккупировать Италию и низложить Гонория, и с этой целью он требовал как можно быстрее прислать в Италию передовые отряды якобы для борьбы с Аларихом. В 410 г. К. вторгся в Италию, продвинулся до Вероны, но там получил известие о падении и об убийстве Аллобиха и о том, что Гонорий будет обороняться в Равенне. Не имея сил для осады Равенны, К. отступил в Галлию. Вскоре к нему вернулся и Констант, не добившийся успехов в Испании. В этих условиях К. послал за Рейн своего военачальника Эдобиха, чтобы набрать вспомогательные войска из франков и алеманнов, а сам приготовился к отражению возможного нападения из Испании и Италии; К. укрепился в Арелате, Констант - во Вьенне. Геронтий из Испании вторгся в Галлию, вскоре захватил Вьенну и убил Константа ( Sozom. Hist. eccl. IX 12-13; Olympiod. 14, 16; Oros. Hist. adv. pag. VII 42; Chron. min. I//MGH. AA. T. 9. P. 466). Геронтий уже наступал на Арелат, но в это время военачальники Гонория, магистр армии Констанций и Ульфила, также с армией высадились близ Арелата, чтобы вести войну и против Геронтия, и против К. Большая часть воинов Геронтия перешла на сторону Констанция, и Геронтий вынужден был бежать в Испанию. Констанций и Ульфила приступили к осаде Арелата, к-рая длилась 4 месяца. К. возлагал надежды на помощь Эдобиха, а когда весть о его приближении достигла осаждавших, они хотели снять осаду и отступить в Италию. Однако Констанцию удалось убедить армию принять сражение с Эдобихом, к-рое окончилось победой для италийских войск ( Sozom. Hist. eccl. IX 1). После поражения Эдобиха К. понял, что дальнейшее сопротивление не имеет смысла. Он бежал в церковь, снял с себя имп. инсигнии и заставил еп. Патрокла посвятить себя в сан пресвитера. Своим воинам он разрешил сдаться на условиях полного прощения. К. и его младший сын Юлиан были взяты в плен и отосланы в Равенну к Гонорию, к-рый, несмотря на священнический сан К., приказал его умертвить (в 30 милях от Равенны, у истоков р. Минций, ныне Минчо). Голову К. отправили для обозрения сначала в Равенну, а затем в Нов. Карфаген (ныне Картахена, Испания) ( Olympiod. 16-17; Oros. Hist. adv. pag. VII 42; Chron. min. I//MGH AA. T. 9. P. 246, 300, 466, 630, 654; Sozom. Hist. eccl. IX 15; Greg. Turon. Hist. Franc. II 9).

http://pravenc.ru/text/2057038.html

К. был похоронен в пригородной базилике св. Стефана, построенной в сер. V в. женой еп. Намация (см.: Greg. Turon. Hist. Franc. II 17; на месте ц. св. Евтропия (Сент-Этроп) в Клермон-Ферране). У гробницы совершались чудеса (Григорий Турский упом. об исцелениях от 4-дневной лихорадки и меланхолии). Мощи К. и др. святых хранились в храме св. Стефана до X в. (Libellus de ecclesiis Claromontanis. 13//MGH. Scr. Mer. T. 7. P. 461), впосл. они были перенесены в ц. св. Генесия (Сен-Женес). В XVII в. в ц. св. Евтропия указывали гробницу К. Церковь св. Генесия, в к-рой хранились мощи святого, была закрыта во время Французской революции (1789-1799) и разрушена в 1797 г. ( Fournier P.-F. Clermont-Ferrand au VIe siècle: Recherches sur la topographie de la ville//Bibliothèque de l " École des chartes. P., 1970. Vol. 128. P. 317-318). В средние века почитание К. не получило широкого распространения. Память святого помещена под 10 нояб. в мартирологе-некрологе XI в. из кафедрального собора в Клермон-Ферране (Paris. lat. 9085; см.: Quentin. 1908. P. 227-231). В Римском Мартирологе поминовение К. ошибочно указано под 2 датами - 14 июня (как епископа Рутенского) и 13 нояб. (как епископа Арвернского). К. почитался как покровитель г. Эгперс (деп. Пюи-де-Дом), где память святого отмечалась 10 нояб. ( R é sie. 1855. P. 341-342). Согласно календарю Клермонского еп-ства за 1974 г., местное литургическое поминовение К. отсутствует, общая память всех Клермонских святых совершается 5 нояб. (Le diocèse de Clermont. 1979). Ист.: BHL, N 6997; Greg. Turon. Hist. Franc. II 36; III 2, 12-13; IV 5, 35; idem. Vit. Patr. 4//MGH. Scr. Mer. T. 1. Pars 2. P. 223-227; Venant. Fort. Carm. IV 4//MGH. AA. T. 4. Pars 1. P. 81; Concilia Galliae A. 314 - A. 506/Ed. C. Munier. Turnhout, 1963. P. 213-218. (CCSL; 148); Concilia Galliae A. 511 - A. 695/Ed. C. de Clercq. Turnhout, 1963. P. 13-18. (CCSL; 148A). Лит.: Branche J. Les Vies des Saints... de la province d " Auvergne. Clermont-Ferrand, 1777. T. 2. P. 433-438; R é sie, comte de [Aubert L.

http://pravenc.ru/text/1684067.html

В эсхатологическом учении И. С. примечательно отсутствие разработанного представления о чистилище, к-рое он мог бы заимствовать у блж. Августина ( Cazier. 1994. P. 149-150). Вместе с тем И. С. утверждал, что нек-рые «избранные», т. е. верующие христиане, в конце своей земной жизни будут очищены от легких прегрешений посредством страха из-за своей буд. участи: получат ли они после смерти награду или будут подвергнуты наказанию ( Isid. Hisp. Sent. III 67. 7-8). Вслед за блж. Августином И. С. указывал на издавна установленную в Церкви практику молитвы за усопших, к-рая не сохранилась бы, если бы Церковь не верила в отпущение их грехов; значит, «в будущей жизни некоторым [людям] грехи будут отпущены и очищены неким очистительным огнем» (De eccl. offic. I 18. 11). Соч.: Собрания: Opera omnia/Denuo correcta et aucta recensente F. Arévalo. R., 1797–1803. 7 vol.; Opera//PL. 81–84. Отдельные coч.:De natura rerum liber/Ed. G. Becker. B., 1857 (рус. пер.: О природе вещей/Пер., коммент.: Т. Ю. Бородай//Социально-политическое развитие стран Пиренейского полуострова при феодализме. М., 1985. С. 136–153); Historia Gothorum, Vandalorum, Sueborum/Ed. Th. Mommsen//MGH. AA. 1894. T. 11. P. 267–303 (рус. пер.: История Готов, Вандалов и Свевов: [Фрагмент]/Пер.: Т. А. Миллер.//ПСЛЛ, IV–VII вв. М., 1998. С. 428–430; То же: [Полный текст]//http://www.alanica. ru/library/Isid/text.htm [Электр. ресурс]); Chronica maiora/Ed. Th. Mommsen//MGH. AA. 1894. T. 11. P. 424–488; Etymologiarum sive Originum libri XX/Ed. W. M. Lindsay. Oxf., 1911. 2 vol. (рус. пер.: Этимологии: Кн. VI [фрагмент]//ПСЛЛ, IV–VII вв. М., 1998. С. 431–433; Этимологии, или Начала в XX книгах. Книги I–III: Семь свободных искусств/Пер. с лат., ст., примеч., указ.: Л. А. Харитонов. СПб., 2006); The Letters of St. Isidore of Seville/Ed. G. B. Ford. Amst., 19702; De ecclesiasticis officiis/Ed. Ch. M. Lawson. Turnhout, 1989. (CCSL; 113); De differrentiis: [Liber] I [=De differentiis verborum]/Ed. C. Codoñer. P., 1992; Sententiae/Ed. P. Cazier. Turnholti, 1998. (CCSL; 111); Chronica/Ed. J. C. Martín. Turnhout, 2003. (CCSL; 112); Liber differentiarum II [=De differentiis rerum]/Ed. M. A. Andrés Sanz. Turnhout, 2006. (CCSL; 111A).

http://pravenc.ru/text/674918.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛАВДИАН [Клавдий Клавдиан; лат. Claudius Claudianus] (кон. IV - нач. V в.), лат. поэт. Род. в Египте, вероятно в г. Александрия; в стихотворениях К. называет р. Нил и о-в Фарос родными местами ( Claudiani Carm. minora. 19. 3; 22. 56); Александра Македонского он именует «основателем отечества» (conditor hic patriae - Ibid. 22. 20). Указания на егип. происхождение К. сохранились у Сидония Аполлинария ( Sidon. Apol. Carmina. IX 274) и в визант. словаре Суда (Suda. K 1707). Утверждение Иоанна Лида , что К. род. в обл. Пафлагония в М. Азии, является ошибочным ( Lyd. Mag. I 47; см.: MGH. AA. T. 10. P. III-V). Дата рождения К. неизвестна, в стихотворении 397 г. он называет себя молодым человеком ( Claudiani Carm. minora 22. 6). Возможно, отец К. принадлежал к военной или чиновнической аристократии из зап. провинций империи и жил в Египте по долгу службы. К. получил классическое лат. образование. Незадолго до 395 г. К. переселился в Италию. Под этим годом в хронике Проспера Аквитанского сообщается: «Получил известность замечательный поэт Клавдиан» (Hoc tempore Claudianus poeta insignis innotuit - MGH. AA. T. 9. P. 463). Позднее в поэтическом обращении к Пробину К. упоминал, что 1-й его латинской поэмой был панегирик консулам Олибрию и Пробину: «В твое консульство мы впервые испили из римских источников, и муза Талия облачилась в латинскую тогу» ( Claudiani Carm. minora. 41. 14). По традиции панегирик консулам был обнародован в Риме. Поэт стал известен в придворных кругах, впосл. ему оказывал покровительство военачальник и регент Флавий Стилихон († 408). Вскоре после этого К. поселился в Медиолане (ныне Милан), где находилась резиденция имп. Гонория (395-423), и фактически стал придворным поэтом. В стихотворных откликах на политические события он неизменно восхвалял своих покровителей и осуждал их противников. В 3 панегириках, посвященных консульствам имп. Гонория (в 396, 398 и 404), представлен идеализированный образ императора и военачальника. Для публичного чтения самого пространного своего панегирика (в 3 книгах), посвященного консульству Стилихона (400), поэт вновь посетил Рим. По просьбе императоров Гонория и Аркадия за этот панегирик римский сенат постановил воздвигнуть статую К. на форуме Траяна. На постаменте статуи была помещена надпись на лат. и греч. языках. В лат. версии говорилось: «Клавдию Клавдиану, светлейшему мужу, трибуну и нотарию, среди прочих достойных искусств славнейшему из поэтов» (CIL. T. 6. N 1710). Греческая версия представляла собой элегический дистих, в ней не упоминалось о должности К., поэта сравнивали с Гомером и Виргилием. О том, что К. занимал должности трибуна и нотария, упоминается также в его произведениях ( Claudiani Carm. minora. 25).

http://pravenc.ru/text/1841193.html

«Rogationes» называли молебные шествия, установленные св. Мамертом, еп. Вьенны ( ок. 475), в связи с тем, что народ боялся знамений - подземных толчков, диких животных, заходивших в город, удара молнии, от которой загорелся королевский дворец, и т. п. ( Greg. Turon. Hist. Franc. II 34; Sidon. Apol. Ep. V 14; VII 1//MGH. AA. Bd. 8. S. 87-88, 103-104; Avit. Ex Homiliarum Libro. 6: Homilia in rogationibus//MGH. AA. Bd. 6/2. S. 108-112). Валафрид Страбон считал, что Л. была установлена из-за землетрясения и нападений диких животных ( Walafrid. Strabo. De exordiis. 29), а по версии Регинона Прюмского, жители из-за своих грехов страдали от нападений волков (см.: Reginonis abbatis Prumiensis libri duo de synodalibus causis et disciplinis ecclesiasticis/Ed. F. G. A. Wasserschleben. Lipsiae, 1840. P. 131; ср. трактат, сохранившийся под именем Алкуина: Alcuin. De div. offic. 23). Возможно, Rogationes сменили принесенный в Галлию из Рима еще в период ранней рим. империи языческий аграрный праздник Амбарвалии (обход полей), во время которого были шествия и обряды очищения (в т. ч. символическое освящение/восстановление священных границ). Христ. Rogationes, дополнявшиеся постом и раздачей милостыни, совершались в течение 3 дней перед праздником Вознесения Господня. Во время шествий клир и народ, судя по проповедям Авита Вьеннского, пели только псалмы и preces, молитвы же, обращенные к разным святым, не читались. В галликанских литургических книгах представлены молитвы и чтения для мессы 3 дней, в некоторых рукописях к ним прибавлены особые молитвы и коллекты святым Петру, Павлу, Стефану, Мартину и Григорию (Missal. Goth. XLVIII 343-352; Missal. Gall. Vet. 40. 256-261). На всю Галлию традиция совершать Rogationes была распространена 27-м прав. Аврелианского (Орлеанского) Собора 511 г. (CCSL. 148A. P. 11-12). Однако покаянный характер Rogationes противоречил праздничному характеру пасхального периода, поэтому в иных традициях Л. были перенесены на др. время. Так, во 2-м каноне Герундского (Жиронского) Собора 517 г. предписывалось совершать Л. в четверг, пятницу и субботу перед Пятидесятницей (Concilios visigoticos e hispano-romanos/Ed. J. Vives. Barcelona, 1963. P. 39). В амвросианской традиции Л. (triduum litaniarum или litania triduana) принято устраивать в понедельник, вторник и среду после Вознесения.

http://pravenc.ru/text/2110565.html

P. Fabre, L. Duchesne. P., 1889. T. 1. P. 351). Предположительно к VIII в. относится надпись на крышке саркофага св. Льва, в к-рой святой назван пресвитером и «чужестранцем» (preregrinus; крышка находится в крипте собора св. Льва в Сан-Лео, см.: Donati. 2010. P. 89). Вероятно, на основе мон-ря св. Льва в Монтефельтро была учреждена епископская кафедра, в юрисдикцию к-рой входила и гора Титано. Самое раннее упоминание о ней относится к 826 г., когда еп. Агафон присутствовал на Соборе в Риме (MGH. Capit. T. 1. P. 371; см.: Donati. 2010. P. 59). Лиутпранд Кремонский упоминает об осаде имп. Оттоном I крепости Монтефельтро, или горы Св. Льва, в которой укрылся итал. кор. Беренгарий II (montem Feretratum, qui sancti Leonis dicitur - Liudprandus. Historia Ottonis. 5-6//Die Werke Liudprands von Cremona/Hrsg. J. Becker. Hannover; Lpz., 1915. S. 162. (MGH. Script. rer. Germ.; В ряде грамот Оттона I упоминается, что c мая по сент. 963 г. император находился «в Монтефельтро, у св. Льва» (Actum monte Feretrano ad sanctum Leonem - Die Urkunden Konrad I., Heinrich I. und Otto I. Hannover, 1879/1884. S. 361-362, 364. N 253, 255. (MGH. Dipl. reg. imp.; 1)) или «на скале св. Льва» (ad petram sancti Leonis - Ibid. S. 363-371. N 254, 256-260; см.: Lanzoni. Diocesi. P. 706). Согласно позднейшему преданию, в 1016 г. имп. Генрих II попытался увезти мощи св. Льва в Германию, но чудесным образом был остановлен в Вогенце (Вогьере, пров. Феррара; см.: ActaSS. Aug. T. 1. P. 47-48). В XI-XII вв. в Сан-Лео была построена епископская резиденция, в состав к-рой входили романская ц. Пресв. Девы Марии (XI в.) и собор св. Льва (освящен в 1173; см. также: Italia Pontificia/Ed. P. F. Kehr. B., 1909. Vol. 4. P. 227-229). Базилика св. Марина (1826–1838) с колокольней (XVII в.) на горе Титано в Сан-Марино Базилика св. Марина (1826–1838) с колокольней (XVII в.) на горе Титано в Сан-Марино На горе Титано находились крепость и мон-рь, к-рые, как и Монтефельтро, со временем стали именоваться в честь почитавшегося там святого.

http://pravenc.ru/text/2562048.html

89 Но и в Галлии...– Особенно жестокие гонения на христиан была в городах Галлии – Вьенне и Лионе. О страданиях галльских мучеников есть сведения у Евсевия в «Церковной истории» (V. 1). 90 После Иренея пострадали и 48 мучеников. – Эти мученики подверглись казни не после Иренея, а до него; их имена Григорий сообщает в книге «О славе мучеников» (I, 48/MGH.SRM. Т. 1. Р. 521). 91 При императоре Деции гонения на христиан усилились... – Гай Мессий Квинт Траян Деций (с 249 по 251). 92 Валентиниан и Новациан... нападали на нашу веру.– Неверно, Валентин, а не Валентиниан, который был его последователем. Григорий здесь ошибочно объединяет Валентина, проповедовавшего в середине II в. в Александрии и Риме, с Новацианом, римским пресвитером, жившим при императоре Деции (III в.), 93 ...первым и великим епископом в городе Тулузе был святой Сатурнин.– Эти слова заимствованы из второй главы «Истории страдания св.Сатурнина». (См.: Acta martyrum Ed. A. Ruinart. Vindelci. S. а. Т. 1. Р. 30). 95 А кто-то из учеников..– Это Урсин, о котором Григорий рассказывает в книге «О славе исповедников» (Гл. 79/MGH.SRM. Т. 1. Р. 796–797). 96 ...в то время сенаторы...– Титул сенатора в VI в. в знатных галло-римских семьях был фактически наследственным. 99 ...Валериан и Галлиен...– Публий Лициний Валериан (с 253 по 260) – римский император. Публий Лициний Эгнаций Галлиен (с 253 по 268) – сын Валериана, его соправитель. Валериан был сторонником староримского культа, при нем в 257 г. начались новые гонения на христиан, во время которых в Африке погиб один из крупнейших христианских деятелей того времени – карфагенский епископ Киприан. 100 ...вождь алеманнов Хрок...– Здесь рассказ о Хроке у Григория основан на легенде. В действительности Хрок жил в начале IV в. Как свидетельствует Аврелий Виктор. (См.: Aurelius Victor. Epitome de Caesaribus. Lipsiae, 1961. Lib. 41. Cap. 3), Хрок, вождь алеманнов, сопровождал Констанция в Великобританию и помог ему завладеть властью после смерти его отца (Константина). По Фредегару (II 60/MGH.SRM. Т. 2. Р. 84), Хрок – вождь вандалов (V в.). Его рассказ несколько отличен от рассказа Григория, но тоже носит легендарный характер. Видимо, как замечает Моно, Легенда о Хроке переплелась с легендой об Аттиле. Как и Аттила, Хрок у Фредегара переходит Рейн, разрушает Мец, затем устремляется в Галлию, проходит ее, все круша на своем пути. Описание же гибели Хрока в Арле у Фредегара и Григория отличается только деталями: Фредегар называет имя солдата (Марий), который убил Хрока, Григорий этого не делает. (См.: Monod С. Etudes critiques sur les sources de Íhistoire merovingienne. P., 1872. P. 95).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010