В 538 г. кор. Теодеберт I обратился через посла к папе Вигилию с вопросом: какое церковное покаяние ему следует выполнить за то, что он женился на супруге своего брата. Папа Римский поручил св. Кесарию , еп. Арелатскому, дать королю подробный ответ ( Jaffe. RPR. T. 1. N 905-906; MGH. Epp. T. 3. P. 57-58). По предположению Убля, король решил обратиться к папе Римскому, чтобы оградить себя от упреков со стороны Н. ( Ubl. 2008. S. 148). В письме еп. Мапиния сообщается, что Н. отлучил от Церкви нек-рых знатных франков за близкородственные браки и подвергся за это гонениям; по требованию Н. кор. Теодебальд (548-555) созвал австразийских епископов на Собор в Тулле (ныне Туль), к-рый должен был состояться 1 июня (вероятно, 550 г.) (MGH. Epp. T. 3. P. 126-127). Сославшись на то, что приглашение не было доставлено вовремя, Мапиний отказался присутствовать на Соборе, очевидно, из-за соперничества Треверской и Ремской (Реймсской) кафедр (см.: Hefele, Leclercq. Hist. des conciles. T. 3. Pt. 1. P. 164-165; о соперничестве между кафедрами см.: Schmidt. 1929. S. 21-27). Кор. Хлотарь I неоднократно угрожал отправить Н. в изгнание и осуществил это намерение незадолго до своей кончины (561). По словам Григория Турского, др. франк. епископы одобрили решение короля, и даже треверская паства не поддержала святого ( Greg. Turon. Vit. Patr. XVII 2-3). Но вскоре король умер, и его преемник, Сигеберт I (561-575), поспешил принести покаяние от имени покойного отца и вернул Н. на кафедру. Сохранилось письмо неизвестного лица с поздравлениями по поводу благополучного возвращения святого в Треверы (MGH. Epp. T. 3. P. 137-138). Н. стремился укрепить положение Треверской кафедры и повысить ее статус; присутствовал на мн. Соборах галльских епископов. В частности, его подпись есть под постановлениями Собора 535 г. в Арверне (MGH. Conc. T. 1. P. 70; Concilia Galliae A. 511-A. 695. 1963. P. 429-430), общефранк. Собора 549 г. в Аврелиане (ныне Орлеан), 2-го Собора в Арверне (после 549) (MGH. Conc. T. 1. P. 109; Concilia Galliae A. 511-A. 695. 1963. P. 148-161). Вероятно, Н. присутствовал на Соборе в Паризиях (ныне Париж) (552) проходившем под председательством свт. Германа , еп. Паризийского. Под решениями Собора стоит подпись еп. Этнеция (Etnecius), отождествляемого с Н. (MGH. Conc. T. 1. P. 117; Concilia Galliae A. 511-A. 695. 1963. P. 110-111, 157, 168). На Соборе обсуждался важный для Н. вопрос близкородственных браков, весьма распространенных среди франков. Ок. 550 г. с разрешения кор. Теодебальда Н. созвал еще один Собор в Тулле (ныне Туль, Франция), на к-ром обсуждались неканонические браки, и где сам Н. председательствовал. В связи с этим Собором произошел конфликт из-за старшинства между Н. и еп. г. Ремы Мапинием, приглашенным на Собор (Ep. Austras. 11; см.: Anton. 1987. S. 131-138).

http://pravenc.ru/text/2577739.html

Трирская легенда о М. оказалась столь популярной, что в XI в. он воспринимался одновременно как епископ Кёльна и епископ Трира (Passio Gereonis. 2. 21-23//ActaSS. Oct. T. 5. P. 40), а также как епископ Тонгерена (Vita Servatii. 1//MGH. SS. T. 12. P. 92). Впервые о том, что М. является основателем кафедры Тонгерена, сообщает Херигер Лобский († 1007), опиравшийся на трирскую легенду ( Herigerus. Gesta episcoporum. 1. 5-15//MGH. SS. T. 7. P. 167-171; см. также списки епископов Тонгерена: MGH. SS. T. 13. P. 290; T. 12. P. 125-126). Согласно «Деяниям трирцев», составление к-рых относится к кон. XI - 1-й пол. XII в., М. был епископом 3 кафедр и умер в 128 г. в Кёльне (ср.: Gesta Treverorum. 15-16//MGH. SS. T. 8. P. 147-148). Жители 3 городов претендовали на то, чтобы мощи М. покоились в их городе. Однако корабль, на котором перевозили тело М., чудесным образом поплыл против течения Рейна в сторону Трира и пристал у местечка Роденкирхен (ныне район Кёльна), откуда останки забрали трирцы. На этом месте была воздвигнута часовня, посвященная М. (в 1925 во время ремонтных работ там были обнаружены следы мемориального комплекса, датированного X в.- M ü hlberg. 1967/1968). Церковь с гробницей М., находившаяся в Трире к северу от ц. св. Евхария, известна с кон. X в. (дарственная архиеп. Эгберта датирована 9 авг. 978 - Urkundenbuch z. Geschichte der jetzt die preussischen Regierungsbezirke Coblenz u. Trier bildenden mittelrheinischen Territorien/Hrsg. H. Beyer. Coblenz, 1860. Bd. 1. S. 306. N 250a; Urkunden- u. Quellenbuch z. Geschichte der altluxemburgischen Territorien/Hrsg. C. Wampach. Luxemburg, 1935. Bd. 1. S. 257. N 185; раскопки показали, что храм имеет основание нач. IV в.). 21 окт. 1037 г. Трирским архиеп. Поппоном (1016-1047) мощи М. были перенесены из церкви в кафедральный собор (Gestorum Treverorum Continuatio. 1. 7//MGH. SS. Т. 8. P. 181); в 1783 г. церковь была разрушена. В наст. время рака с мощами М. находится в крипте трирского кафедрального собора св. Петра. Память М. отмечалась в Трире 14 сент. ( Miesges P. Der Trierer Festkalender, seine Entwicklung u. seine Verwendung. Trier, 1915. S. 84; в этот день вечером совершалась процессия - CCM. T. 5. P. 130). Эта дата встречается в некоторых рукописях Мартиролога Рабана Мавра; М. упоминается там без указания занимаемой им кафедры (память отмечалась в один день с праздником Воздвижения Креста Господня) (CCCM. T. 44. P. 93). Эта же дата указана в действующем Римском Мартирологе. Праздник в честь перенесения мощей 23 окт. был установлен в Трире при архиеп. Хиллине (1152-1169) (Gestorum Treverorum Continuatio. 3. 3//MGH. SS. Т. 24. P. 381; освящение ц. во имя М. праздновалось с кон. X в. 3 мая (вместе с Обретением Св. Креста) - Miesges P. Der Trierer Festkalender, seine Entwicklung u. seine Verwendung. Trier, 1915. S. 50, 96).

http://pravenc.ru/text/2620316.html

(в кон. июня или в июле состоялось избрание его преемника Луция) (см.: LP. T. 1. P. 152; Turner. 1916. P. 346-347; Reekmans. 1964. P. 110-111, 228; The Letters. 1984-1989. Vol. 3. P. 265-266). В Каталоге Либерия и в Liber Pontificalis ссылка К., скорее всего ошибочно, связывается с возвращением в Церковь пресв. Максима и др. исповедников, ранее поддерживавших Новациана. Указание в Liber Pontificalis на 66-дневное вдовство Римской кафедры после кончины К. недостоверно (утверждение, что между кончиной Фабиана и избранием К. прошло всего 7 дней, также ошибочно). Вскоре после смерти К. на Римскую кафедру был избран Луций I, к-рого власти немедленно отправили в ссылку. Однако вскоре епископ вернулся в Рим (возможно, возвращение Луция было связано со свержением и гибелью Требониана Галла в авг. 253). В послании Луцию Киприан одновременно поздравил его с избранием на кафедру и с возвращением из ссылки ( Cypr. Carth. Ep. 61). Согласно Евсевию Кесарийскому, К. занимал Папский престол немногим менее 3 лет ( Euseb. Hist. eccl. VII 2). В Хронике Евсевия-Иеронима утверждается, что К. занимал кафедру 2 года и претерпел мученичество во 2-й год правления Требониана Галла ( Eusebius Werke. B., 1956. Bd. 7: Die Chronik des Hieronymus. S. 218-219; ср.: Prosper. Chron.//MGH. AA. T. 9. P. 439). В Каталоге Либерия сообщается, что понтификат К. длился 2 года 3 месяца и 10 дней; папа был избран в 4-е консульство августа Деция и 2-е консульство цезаря Деция и скончался в консульство Галла и Волузиана (MGH. AA. T. 9. P. 75). Длительность понтификата скорее всего указана верно, но обе консульские датировки ошибочны (в 251 август Деций был консулом в 3-й раз, а его сын цезарь Деций - в первый и единственный раз; консульство Галла и Волузиана соответствует 252 г.). Хронологические указания, приведенные в Каталоге Либерия, приняты и в Liber Pontificalis, где избрание Луция I датировано 252 г. (LP. T. 1. P. 153). Почитание Несмотря на то что К. скончался в ссылке своей смертью (cum gloria dormitionem accepit - MGH.

http://pravenc.ru/text/2458665.html

historiæ, 34, 207–18. Visiones de sanctis angelis, 1–2,34, 221–30. Evagrii de S. Macario, 34, 229–32. Apophtegmata S. Macarii Ægyptii, 231–36, 235–64; Alexandrini, 263–4. Iambi ascetici, (Bandini), 106, 1353–60. Versus politici catanuctici, (Boissonade), 117, 1189–94. Interpretationes divinorum mandatorum [est Niconis] (Bandini), 106, 1359–82. Regula et ad monachos (G.), 34, 977–82. IV. LITURGICA. Synaxarium (indices tantum Bandini), 106, 1309–26 et 1325–31. Quomodo recipiendi Armeni hæretici (Cotelerius), 132, 1257–66. Formula abjuration is Armeniorum (Cotelerius in notis), 1, 864–72; Athinganorum (Bandini), 106,1333–6. Oratio ad S. Angelum custodem (Floss), 34, 447–8. Acoluthia triplicis festi Basilii, Gregorii Nazianzeni et Chrysostomi, , 29, CCCXXVI-XCIII. AA.SS. Rayæi dissertatio prævia, CCCXVI-XXV. In S. Basilium. Canon ex Mentis, , 29, CCCXCVII-CCCCVI. De festo Acathisti (Combefis), 106, 1335–54. Canon acrostichus in festum Conceptionis Deiparæ, (Ballerini), 106, 1013–8. De festo orthodoxiæ (Goar) 121, 1033–4, in notis. V. HaGioGraphica. Synaxarium, 106, 1309–26. Aliud, 1325–34 (Bandini, indices tantum). Amphilochii Iconii ep. vita (G.). 39, 13–26. Andochii, Thyrsi et Felicis Passio, latine (AA.SS.), 5, 1467–74. Apostolorum catalogi, 1, 754–5, 755–6; 92, 1075–6 (Cotelerius, Du Cange). Athanasii Alexandrini Vita (ed. Benedictinorum), 25, CLXXXV-CCXI, alia ex arabico, CCXLVI-LI. Auxentii vita (græce, ed. princeps), 114, 1377–1436. АА. SS. præfatio, 1375–6. Bartholomæi junioris, laudatio (M.), 127, 499–512. M. Monitum, 475–6. Callisti papæ Passio (AA.SS.), 10, 113–20. Demetrii Acta, 109, 521–24 est fg. ex Vitis, 116, 1388–93. Passio ex versione Anastasii Bibliothecarii, 116, 1167–72. Passio 1173–84. Miracula, lib. 2–3, 1325–84, 1383–1398. AA.SS. Byæi commentarius prævius, 1081–1168. Epipodii et Alexandrini Passio (Ruinart), 5, 1455–62. Eustathii et sociorum Acta antiqua (Combefis), 106, 375–418. Germani I СР. Vita ex lib: о de Imagine готапа (Combefis), 98, 35–36.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

В окт.-нояб. 860 г. гр. Бозон прибыл на Собор франк. епископов в Тюзе с папскими посланиями, в которых Н. велел архиеп. Гинкмару Реймсскому и др. западнофранк. прелатам отлучить Энгельтруду, если она не вернется к мужу (Ep. 1), и попросил Карла Лысого оказать давление на Лотаря II, чтобы тот перестал ее укрывать и поддерживать (Ep. 2; ср.: MGH. Conc. T. 4. P. 13). На Соборе присутствовал архиеп. Гунтар Кёльнский, к-рый обратился к Гинкмару Реймсскому с просьбой высказать свое мнение о деле Энгельтруды. Гинкмар заявил, что папское повеление должно быть исполнено: жену необходимо вернуть мужу при условии, что он не причинит ей вреда; судебное разбирательство по этому делу могло проходить только в Милане, откуда бежала Энгельтруда, но не в Лотарингии (MGH. Epp. T. 8. P. 81-87; ср.: Hinkmar von Reims. 1992. S. 231-232, 244-246). Тем не менее Энгельтруда не подчинилась папе Римскому, следствием чего стало ее церковное отлучение. Непризнание папского решения архиепископами Гунтаром и Теутгаудом было среди обвинений, выдвинутых против них на Римском Соборе (окт. 863). Участники Собора повторно отлучили Энгельтруду от Церкви, призвав ее вернуться к мужу или прибегнуть к суду папы Римского (MGH. Conc. T. 4. P. 153-155; LP. T. 2. P. 160; ср.: Ep. 29). Папский легат Арсений, направленный весной 865 г. в империю Каролингов, заставил кор. Лотаря II выдать Энгельтруду и велел ей следовать вместе с ним в Рим, однако по дороге она сбежала от легата и укрылась во владениях кор. Людовика Немецкого ( Reginonis Chronicon. 1890. P. 84-85). Арсений известил епископов Галлии и Германии о бегстве Энгельтруды и напомнил, что ее отлучение от Церкви останется в силе (MGH. Epp. T. 6. P. 225-226). Вскоре Н. также написал об этом кор. Карлу Лысому (Ep. 41). В 867 г. понтифик попросил сначала кор. Людовика Немецкого, а затем и восточнофранк. епископов позаботиться о возвращении Энгельтруды к мужу (Ep. 49, 53). Дело Энгельтруды неоднократно упоминается в документах, связанных с делом о расторжении брака кор. Лотаря II, т. к. укрывательство беглой жены было среди обвинений, выдвигавшихся против короля и лотарингских епископов. Так, в 864 г. еп. Адвенций Мецский заверял Н. в своей непричастности к укрывательству Энгельтруды (MGH. Epp. T. 6. P. 221).

http://pravenc.ru/text/2566078.html

134 Совр. г. Loire-Inferieure (Résé). Возможно, в начале VI века (к 511 г. – дате проведения Орлеанского собора) входил в Пиктавийский диоцез (см. Krusch, p. 779). 137 Свт. Меланий присутствовал на Орлеанском соборе 511 г. Скончался до 549 г. (IV Орлеанского собора, под правилами которого поставил свою подпись следующий Редонский епископ, Фебедиол) Память святителя Мелания 8 ноября (AA.SS.), в PL указывается 6 ноября. Житие его издано в AA. SS. Ian. I, p. 328 sqq. Церковь , где он был погребен, с 1845 г. широко известна как Notre-Dame. 138 Викторий, ученик святителя Мартина, был преемников своего отца на кафедре Кеноманской (диоцез в Сев. Италии). Был участником Анжуйского (453 г.) и первого Турского (461 г.)соборов. Написал несколько посланий епископам Лионским. В AA. SS. (25. Aug. V, p. 147) помещено его житие. Скончался в 490 г. Память его 1 сентября. Сведения о нем также под этим числом в AA. SS. Дополнительные сведения передает Krusch, p. 780. 143 Краткое житие свт. Бибиана, которым, по-видимому, пользовался свт. Григорий, издано Болландистами: AA. SS. 28. Aug. VI, p. 462. Этот святитель управлял кафедрой после свт. Амвросия Сентского, во время правления короля Теодориха I (419–451 гг.). Известно послание Аврелия Августина епископу Бибиану. Церковь его в местечке Сен-Вивьен (Saint-Vivien) известна и сейчас. 144 Свт. Троян, еп. Сантонский, был преемником на этой кафедре свт. Петра, присутствовавшего на I Орлеанском соборе (511 г.).Скончался в 532 г. (См. соотв. прим. Migne) Память его 1 декабря (В PL – 30 hoябpя).Krusch (p. 781) приводит сведения из Галльской хроники (651 г.), добавляя, что мощи свт. Трояна пребывали в соборе того же города до 1568 г., когда над ними надругались кальвинисты, разрушившие и сам тот собор. 145 В ориг. «amphibolum» («byrrus villosus») –плащ (накидка с мехом), См.: Du Cange, t. 1, col. 232c. Тоже слово употребляет Сульпиций Север, когда повествует о том, как свт. Мартин отдал нищему половину своего плаща.(«Диалоги», ΙΙ, 1). 146 Род епископа Палладия Сантонского был одним из древнейших и знаменитейших в Галлии. Сидоний Аполлинарий (ep. VII, 5) восхваляет ритора Палладия, о котором свт. Григорий упоминает здесь, в одном из писем, а о жене еп. Симпликия Битуригского пишет, что она происходила из рода Палладия. Очевидно, данное замечание свт. Григория не нуждалось в пояснениях для современников ввиду общеизвестности предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Осуждение св. Илария Арелатского папой Львом Великим положило конец попыткам леринских монахов установить контроль над галльской Церковью. Признаком распада «леринской партии» после кончины Илария (449) и перехода значительной части Галлии под контроль варварских правителей стали участившиеся разногласия между церковными иерархами. В 50-х гг. V в. спор между леринским аббатом Фавстом и Феодором, еп. г. Форум Юлия, о юрисдикции над мон-рем привел к серьезному конфликту. Фавст публично оскорбил епископа, к-рый в ответ отлучил его от Церкви. На стороне аббата выступили епископы Максим Рейский и Валериан Цемельский. Конфликт был улажен на Соборе в Арелате, участники к-рого заставили еп. Феодора помириться с Фавстом. Они подтвердили, что епископ имел исключительное право совершать рукоположение монахов, разрешать служение клирикам из др. областей и т. д., но полнота власти над монашеской общиной была передана аббату; «все множество монастырских мирян» (т. е. монахи, не имевшие священного сана) не подлежало юрисдикции епископа (Concilia Galliae A. 314-A. 506/Ed. C. Munier. Turnhout, 1963. P. 131-134. (CCSL; 148); см.: Mathisen. 1989. P. 193-198; Vog üé . 2003. P. 315-324). В 50-х гг. V в. Фавст был избран на Рейскую епископскую кафедру и покинул Лерин. После этого сведения об истории мон-ря становятся отрывочными. При аббате Поркарии (488/9) в обитель был принят св. Кесарий , молодой клирик из Кабиллона (ныне Шалон-сюр-Сон), впосл. назначенный келарем. Через неск. лет он отправился на лечение в Арелат, был принят в городской клир и в 502 или 503 г. избран на епископскую кафедру (Vita Caesarii. I 5-11//Vie de Césaire d " Arles/Éd. M.-J. Delage. P., 2010. P. 154-163. (SC; 536); см.: Klingshirn W. E. Caesarius of Arles: The Making of a Christian Community in Late Antique Gaul. Camb., 1994. P. 23-32). В проповедях Кесарий неоднократно вспоминал о времени, проведенном на Лерине. В «Уставе для дев», который он составил для основанного им жен. монастыря в Арелате, Кесарий воспроизвел леринский чин псалмопения ( Caes. Arel. Reg. ad virg. 66-69). В годы епископства Кесария (502/3-542/3) в Арелат пришли странствующие монахи Леобин и Альбин, которые намеревались отправиться на Лерин. Однако Кесарий, узнав, что Леобин покинул основанный им мон-рь, велел ему вернуться к своим монахам (MGH. AA. T. 4. Pars 2. P. 74, 77). Св. Теодарий также хотел поселиться на Лерине, но, познакомившись с Кесарием, остался в Арелате и впосл. основал мон-рь близ Вьенны (MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 526). Примерно тогда же в Леринский монастырь прибыл мон. Антоний, уроженец Норика, который долгое время был отшельником в Сев. Италии; через 2 года он скончался. По просьбе аббата Леонтия, вероятно настоятеля Леринского мон-ря, Эннодий составил Житие Антония (MGH. AA. T. 7. P. 185-190; см.: Vog üé . 2003. Pt. 1. T. 8. P. 188-201).

http://pravenc.ru/text/2463581.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАЛЛАДИЙ [Лат. Palladius] (V в.), св. (пам. зап. 6 июля), епископ-миссионер в Ирландии. Основной источник сведений о П.- сочинения Проспера Аквитанского. В «Хронике» под 429 г. он пишет, что папа Римский св. Келестин I (Целестин) направил в Британию для борьбы с пелагианами свт. Германа Автиссиодурского «по совету» (ad insinuationem) диак. П. ( Prosper. Chron. 1301//MGH. SS. AA. T. 9. P. 472). Под 431 г. помещена запись о том, что П. был рукоположен Келестином I как 1-й епископ для «скоттов, верящих в Христа» (Ad Scottos in Christum credentes ordinatus a papa Caelestino Palladius primus episcopus mittitur - Ibid. 1307//MGH. SS. AA. T. 9. P. 473). По-видимому, в этих известиях речь идет об одном и том же человеке. Предполагают, что миссии в Британию и Ирландию были связаны между собой и задуманы в контексте борьбы против пелагианства. Согласно эдикту имп. Гонория (30 апр. 418), все, кто открыто проповедовали учение Пелагия, осуждались на изгнание из Римской империи. Однако в Британии к тому времени (примерно с 410) уже не было ни рим. войск, ни гражданских властей, поэтому, вероятно, мн. сторонники пелагианства уехали именно туда. Их прибытие стало следствием обращения брит. противников пелагиан к галльским епископам или в Рим, в ответ на к-рое и была направлена миссия во главе с епископами Германом и св. Лупом , епископом г. Трикассы (ныне Труа). Согласно Житию св. Германа, написанному Констанцием Лугдунским (CPL, N 2105), на созванном святителем Соборе пелагиане тоже были осуждены на изгнание из Британии (Vita Germani [I]/Ed. W. Levison//MGH. SS. Scr. Mer. T. 7. P. 270-271). Вполне вероятно, что многие из них отправились в Ирландию, на к-рую не распространялась власть Рима ( Charles-Edwards. 2000. P. 202-214). Очевидно, назначение П. состоялось по просьбе ирландских христиан (возможно, переданной Герману во время его пребывания в Британии): как отмечал Келестин в одном из писем ( Coelestini.

http://pravenc.ru/text/2578731.html

955 Klingshirn W. Cæsarius of Arles. P. 130; Солодовников В. В. Ранние Соборы: Меровингская Галлия VI-VIII вв. С. 247–248. 987 Cæsarius. Testamentum; Remigius. Testamentum//MGH SSRM, T. 3/ed . B. Krusch. Berlin. 1896. P. 336–339. 989 Цезария (Младшая) – племянница Цезария, приблизительно с 525 г. настоятельница женского монастыря в Арле. 990 О епископе Шалона Сильвестре (485–527) см. Duchesne L. Fastes episcopaux de l’ancienne Gaule. Paris.1900. T. II, P. 192. 991 Один из старейших монастырей на Западе, основанный святым Гоноратом в начале V в. на пустынном острове Лерен в Лазурном море, недалеко от Канн. Этот монастырь в то время был одним из крупнейших религиозных образовательных центров Галлии, откуда вышли знаменитые Фавст Риезский, Евхерий Лионский и Иларий Арелатский. Цезарий перешел из Шалона в этот монастырь в 488/89 г 992 Порхарий известен еще благодаря краткому труду «Monita», посвященному монастырской жизни (Porcarius, Monita//Revue Benedictine, Vol. 26/ed. A. Wilmart. Maredsous. 1909, P. 475–480.). 993 Более подробно об обязанностях келаря см. Regula Benedicti, XXXI//Sources Chretiennes. Vol. 182/ed. A. de Vogue, J. Neufville. Paris. 1972. 994 Такая практика была присуща отшельникам Египта, но была отвергнута Кассианом как слишком суровая для галльских монахов (Cassian. De institutis coenobiorum et de octo principalium vitiorum remediis, V, 23//Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vol. 17/ed. M. Petschenig. Berlin, 1888. P. 80). 996 По мнению В. Клингшерна, Цезарий прибыл в Арль около 495 г. (Klingshirn W. Cæsarius of Arles. The Making of a Christian Community in Late Antique Gaul. Cambridge, 2004. P. 31, 71). 997 Один из известнейших представителей Арльской аристократии того времени. Состоял в переписке с Сидонием Аполлинарием (Sidonius Apollinaris. Epistulæ, IX. I, 16//MGH AA. T. 8/ed. В. Krusch. Berlin. 1887) и Эннодием (Ennodius, Epistulæ, III, 7//MGH AA. T. 7/ed. F. Vogel. Berlin. 1885), а также был другом Аполлинария, сына Сидония (Sidonius Apollinaris, Ер. IX. I, 5). Сидоний посвятил ему девятую книгу своих Epistolæ, Эннодий называл его ученым автором (Ennodius, Ер. I, 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Важнейшими источниками по истории не только мон-ря Корби, но и в целом эпохи правления имп. Людовика Благочестивого являются составленные П. Р. жизнеописания аббатов Адальхарда I и Валы. Житие Адальхарда (Vita S. Adalhardi; BHL, N 58; изд.: PL. 120. Col. 1507-1556) написано между 826 и 836 гг. для братии мон-рей Корби и Корвей. Исследователи считают, что П. Р. удалось создать новый тип житийного произведения, объединившего жанры панегирика и утешения (consolatio). За образец он взял сочинения «На смерть Валентиниана» (De obitu Valentiniani consolatio) свт. Амвросия Медиоланского, «Об утешении философией» Боэция и Послание блж. Иеронима к Гелиодору о смерти Непотиана. Поскольку в аббатстве Корби прежде не было небесного покровителя, П. Р. было важно показать, что таковым стал именно аббат Адальхард I. В работе П. Р. опирался также на Житие св. Рихария, составленное Алкуином (Vita Richarii confessoris Centulensis//MGH. SS. Scr. Mer. T. 4. P. 381-401). П. Р. уподоблял Адальхарда I св. Иоанну Крестителю, Моисею и древним отцам-пустынникам (прежде всего, вслед за Алкуином (см.: MGH. Epp. Bd. 5. S. 290-291), прп. Антонию Великому). За приверженность наукам он назвал Адальхарда I новым Августином, за активное участие в политических делах сравнил с папами Римскими свт. Григорием I Великим и св. Сильвестром I. Житие быстро стало популярным и способствовало развитию почитания св. Адальхарда. Известна краткая редакция Жития, выполненная мон. Герардом из аббатства Сов-Мажёр в XI в. (BHL, N 60; изд.: PL. 147. Col. 1045-1064; MGH. SS. Scr. T. 2. P. 524-532; см. также: Morelle L. La réécriture de la «Vita Adalhardi» de Paschase Radbert au XIe siècle: Auteur, date et contexte//Amicorum societas: Mélanges offerts à F. Dolbeau/Éd. J. Elfassi e. a. Firenze, 2013. P. 485-499). В одной из рукописей X в. к Житию Адальхарда примыкает эклога (BHL, N 59), также написанная П. Р. (изд.: MGH. AA. Poet. T. 3. P. 45-51). Образцом для нее послужила 5-я эклога Вергилия. Действующими лицами выступают Галатея (символизирует Корби) и ее дочь, Филлида (символизирует Корвей). Они оплакивают смерть аббата Адальхарда, прославляют его христианскую просветительскую деятельность. Галатея говорит о необходимости чтить его память, а Филлида просит положить тело святого в стенах мон-ря Корвей, за что Галатея в ответ восхваляет ее, столь юную, но уже такую деятельную (подробнее см.: Ненарокова. 2011).

http://pravenc.ru/text/2579153.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010