II, 4) – также свое место; огонь неугасающий ( Mapk. IX, 43 ) – особая страна; преисподняя ( Фuлun. II, 10 ) – и пагуба ( Mф. VII, 13 ) – на своих местах; дальнейшие страны земли ( Eфec. IV, 9 ) – иное место; ад, где пребывают грешники, и дно адово – самое мучительное место. На сии-то мучения распределены будут несчастные, каждый по мере грехов своих, или более тяжких или более сносных, по написанному: пленницами своих грехов кийждо затязается (Причт. V, 22), биен будет много и биен будет мало ( Лyk. XII, 47, 48 ). Как есть различия наказаний здесь, так и в будущем веке» 352 . «Иначе мучится прелюбодей, иначе блудник, иначе убийца, иначе вор и пьяница». 353 Св. Иоанн Златоуст проповедует: Кто большее получил наставление, тот должен вытерпеть большую казнь за преступление. Чем мы сведущее и могущественнее, тем тяжелее будем наказаны за грехи. Ежели ты богат, от тебя требуется больше пожертвований, нежели от бедного; ежели умен – больше послушания; ежели облечен властью, – покажи блистательнейшие заслуги. Так и во всем прочем ты дашь отчет по мере сил своих 354 . Отходящий туда со множеством и добрых, и злых дел получит некоторое облегчение и в наказании и в муках тамошних; напротив, кто не имея добрых дел, принесет только злые, тот, сказать нельзя, сколько пострадает, будучи отослан в вечную муку 355 . д) Вечность адских мучений Различаясь между собою по степени и силе, мучения грешников во аде нимало не будут различны по отношению к продолжительности: для всех равно они будут вечны и нескончаемы. Это – ясное и несомненное учение Священного Писания, не допускающее никакого перетолкования. Оно основывается на следующих местах: Исаии LXVI, 24; Mф. III, 12 ; XVIII, 8; сн. Mapk. IX, 43 – 48 ; Мф. XXV, 41, 46; 2Coлyh. I, 9, 10 ; Апок. XIV, 11; XX, 10. Православная церковь на пятом вселенском соборе торжественно осудила лжеучение Оригеново о восстановлении (апокатастасисе) демонов и нечестивых людей: «Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, – да будет анафема».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Отсюда естественно, что мирянам запрещается читать Библию на родном языке и вести беседы частно или публично о делах веры. Буллою Александра IV они подпадали аа это церковному отлучению, а оставаясь год под оным могли быть привлечены к суду инквизиции. См. у Лебедева. О главенстве папы. 49 стр. 801 Пред своим посвящением латинские епискспы и дают присягу в том, что будут «защищать, приумножать и распространять права почести, преимущества и авторитет св. римской церкви, государя нашего папы и преемников его“, а вместе с сим «еретиков, схизматиков и противящихся папе, сколько возможно, гнать и преследовать”. В подлиннике и русском переводе полный текст р.-католической епископской присяги, отзывающейся ужасами средних веков, приведен в указ. кн. А. Востокова. Об отношениях римской церкви и пр. II ч. XX гл. 38–51 стр. по изд. 1863 г. 802 Злат. На Матф. Бес. LIV, 2. Сн. Бес 3. Под “камнем» исповедание Петрово, твердость его веры, разумели св. Епифаний (Ер. LIX, 7), Иларий (De lib. IV, с. 37), Амвросий (De сар. V), Григорий В. (lib. III, ер. 33), св. Кирилл алекс. (О Троице, кн IV), блаж. Феофилакт (на Mф. XVI гл.) и др. 803 Так объяснял Mф. XVI, 18 блаж. Августин, на которого паписты особенно любят ссылаться, как на главного будто бы защитника римских заблуждений: «Господь, пишет он, сказал: на сем камне созижду церковь Мою, поскольку Петр сказал: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго, т. е., на сем камне, который ты исповедал, созижду церковь Мою. Ибо камень бе Христос ( 1Кор. 10:4 ). На этом основании утвержден и сам Петр; ибо никто не может положить иного основания, кроме положенного, которое есть Христос“ (in Iohan. с. 21, tract. 124). И еще: «на сем камне, который ты (т. е. Петр) познал, говоря: ты еси Христос, Сын Бога Живаго, созижду церковь Мою, т. е. на Мне Самом, Сыне Бога Живаго, созижду церковь Мою; на Мне созижду тебя, а не Меня на тебе“... Симону дано имя Петр «в том значении, чтобы он знаменовал церковь . Так как камень-Христос, то Петр – христианский народ. Ибо камень (petra) есть имя коренное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Народ Иерусалимский не исчезнет с лица земли за все время, пока все это произойдет, пока совершится распространение и действие Евангелия по всему земному шару. А когда все это произойдет в виду и на глазах, так сказать, народа Иудейского, то и у него пробудится способность веры и слышания слова Божья 280 . Предвещая будущую печальную судьбу Иерусалима, Христос сказал сынам Израиля: «Глаголю вам, яко не имате Мене видети отселе, дóндеже речете: благословен грядый во имя Господне ( Mф. XXIII, 39 ). Смысл заключительных слов этого пророческого изречения показывает, что евреи некогда признают божественное достоинство грядущего Спасителя, выражая это признание в обычном приветствии восточных пилигримов к Нему, грядущему во славе. Расположившее к этому приветствию признание иудеями Божественного Учителя за Мессию; очевидно, должно предшествовать событию второго пришествия Христова, а не вызваться им. Второй признак приближения конца мира – великий нравственный и религиозный упадок. «Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры» (Тим. IV, 1). Отпадение от веры Христовой в последние времена будет иметь некоторое отношение ко времени первоначальных гонений на церковь Христову. Сам Божественный Основатель нашей религии сказал: «Тогда будут гнать вас (то есть, учеников Христа, а в лице их и всех верных последователей Христа), и некоторых из вас умертвят, и будете ненавидимы всеми за имя Мое» ( Лyk. XXI, 12, 16, 17 ). Подобно тому, так было в первое время христианства, – и в последнее время, когда вера христианская распространится между всеми народами, обнаружится слепая ненависть по отношению к христианам, прямое предательство их в скорбь и смерть, и это нередко за одно имя христиан за то, что они исповедуют имя Христа, готовы быть его верными учениками и последователями. Но как же это будет возможно при всеобщем распространении веры христианской? Распространение проповеди Евангельской; слышанье ее не предполагают необходимо для сердечного усвоения ее слушателями. Проповедь Евангельская на известного рода слушателей может подействовать обличающим и ожесточающим образом. Из этих – то обличенных и ожесточенных и составляется первое общество противников Евангелия и христианства. Число их увеличится еще слабыми в вере христианами; этим усилится сомнение относительно веры Христовой в лицах, находящихся вне церкви Христовой; и таким образом произойдет то, что «соблазнятся многие» ( Mф. XXIV, 10 ). Затем не смотря на сходство ложного направления, слабоверующие и совсем неверующие будут предавать друг друга и ненавидеть, и это даже в ближайших земных отношениях родства и дружбы ( Лyk. XXI, 16 ; Mapk. XIII, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

«Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на псмят» ( 2Nem. I, 13–15 ). На этом в Церкви основано молитвенное, обращение к святым. В Священном Писании находим несколько указаний для молитвы к святым. »И вознесся дым кадильный с молитвами святых от руки Ангела перед Бога« ( Omkp. VIII, 3, 4 ). 192. Говорит ли Священное Писание о явлениях святых с неба? Когда Иисус Христос на Кресте, «возопив громким голосом, испустил дух», то среди великих знамений, после искупительной смерти Спасителя, было и такое: «и гробы отверзлись; и многия тела усопших святых воскресли и вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» ( Mф. XXVII, 50–53 ). 193. Творят ли чудеса святые после своего преставления? Жития святых излагают такия чудотворения, напр, святых: святителя Николая Мир-Ликийских, великомуч. Георгия, преп. Серафима Саровского . «И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребающее бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и встал на ноги свои» ( 4Цap. XIII, 21 ); «. . так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Дeяh. XIX, 12 ). 194. Обещал ли Христос чудодейственную силу святым? " Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которыя творю Я, и он сотворит и больше сих сотворит« ( Uoah. XIV, 12 ). 195. Может ли быть святость Церкви нарушена грешниками, со стоящими членами Церкви? Как дым над жилищами, поднимающейся из дымоходов, не может изменить воздушное пространство вокруг земли, так грехи людей не отнимают от Церкви ея святости . Согрешающие и кающиеся, и даже закореневшие в грехе, которые отсекаются от тела Церкви, не нарушают святости Церкви. 196. Что значат наименования, прилагаемыя к Церкви: Соборная, или что то же Вселенская, или что то же Кафолическая? Эти наименования указывают, что Церковь предназначена включать в себя на всей земле и во все времена людей всех состояний, верующих истинно во Христа. Призыв Церкви обращен ко всему человечеству повелением Господа апостолам : " идите, научите все народы..» ( Mф. XXVIII, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Св. Оптат Милевийский представляет предание в таком виде, что книги были сожжены во время гонения Антиоха Епифана, а восстановлены по памяти Ездрою. По выражению св. Оптата, Ездра «продиктовал весь Закон (Писание – по смыслу текста) до конца, как он был прежде» 225 . Из этого свидетельства видно, что имя Ездры, бывшее на устах всех, как имя восстановителя священных книг, давало иногда повод к самым неожиданным вариациям основной традиции в связи с третьей книгой Ездры. 101 Buhl, стр. 16. Впрочем, о возможных следах влияния в Н. З. Екклезиаста см. М. Олесницкого , стр. 220. 221. Преосв. Макарий, представляя примеры новозаветной цитации ветхозаветных книг, указывает даже на параллельные места кн. Песнь Песней (VIII, 6) и Uak. IV, 5 о ревности в любви духа. Макарий. Введение в Богословие стр. 271. 272 (изд. 1871 г.). 104 О названиях Св. Писания в талмуде см. Buhl, стр. 5 – 9; Bertholdt. I, 40 – 44. Weber. 78 – 80 и др. 105 В тольковании на Mф. XXIII, 35 преосвящ. Михаил говорит: «Это вероятно, тот Захария, который по повелению царя Иоаса был побит камнями во дворе дому Господня ( 1Nap. XXIV, 20 ). Господь берет примеры невинно пролитой крови пророков и праведников из первой и последней свящ. еврейских книг, примеры – первый и последний. Правда, Захария сей называется в книге Паралипоменон сыном не Варахии, а Иодая; но это было, может быть, другое имя отца Захарии, так как у евреев было в обычае носить два имя (напр., Матфей-Левий, Симон-Кифа и пр.). Некоторые из древних ( ориген , Василий В., Григорий Богослов , Григорий Нисский , Феофилакт) полагают, что речь здесь идет о Захарии, отце Иоанна Предтечи. Но неизвестно исторически, был-ли он сын Варахии; притом, сведения о его смерти, заимствованные из апокрифических источников, неодинаковы... Мнение что он был Захария Варахиин – один из 12-ти малых пророков ( Зax. I, 1 ), трудно принять, ибо нельзя указать, почему Христос мог указать именно на него, тогда как о мученической кончине его ничего не известно ни из истории, ни из предания. Мнение-же, будто это тот убитый зилотами Захария, о котором говорит Иосиф Флавий (Bel. Iud. 4. 6. 4), принять совершенно нельзя: а) потому что это убиение случилось долго спустя после смерти Христовой (около времени разрушения храма) а Христос говорит в прошедшем времени – убили; б) потому что Флавий называет этого Захарию сыном Варуха ( Βαροχου, вариант – βαρασχαου), а Варахия и Варух не одно и тоже». – С предложенным совпадает мнение Wildeboer’a, который делает лишь оговорку, что быть может Господь разумел лишь исторические книги, в ряду которых Паралипоменон и должна стоять последнею. Wildebouer, стр. 47. Такую-же оговорку вслед за Wildeboer’oм делает и Ryle, стр. 161. Но эту оговорку должно признать произвольною, тогда как обычное понимание на Mф. XXIII, 35 в смысле указания на последнюю книгу во всем кононе покоится на факте действительного распорядка священных книг у евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

89. Какие были признаки, по которым человеки могли узнать родившагося Спасителя? Многия точныя предсказания о разных обстоятельствах Его рождения и земной жизни. Например: пророк Исаия предсказал, что Спаситель родится от Девы ( Uc. VII, 14 ). Пророк Михей, – что Спаситель родится в Вифлееме и это предсказание иудеи понимали еще прежде, чем узнали об этом событии ( Mф. II, 4–6 ). Пророк Малахия, после создания второго Иерусалимского храма, предсказал, что пришествие Спасителя приближается, что Он придет в этот храм и пред Ним будет послан Предтеча, подобный пророку Илии ( Maл. III, 1; IV, 5 ). Пророк Захария предсказал торжественное вшествие Спасителя в Иерусалим на осляти ( Зах. Х, 9 ). Пророк Исаия с удивительной ясностью предсказал страдания Спасителя ( Uc. LIII, 1–12 ). Прор. Давид в Псалме XXI-м изобразил крестныя страдания Спасителя с такою точностью, будто этот псалом писан был у самого Креста. Пророк Даниил предсказал и указал – когда именно будует явление Спасителя, 51 Его крестную смерть, следующее за нею разрушение храма города Иерусалима и прекращение ветхозаветных жертв ( Дah. IX, 1–27 ). Также 3 Кн. Ездры И, 35–37. 90. Узнали ли Иисуса Христа, как Спасителя, в то время, когда Он родился и жил на земле? Восточные мудрецы узнали Его по звезде, которая явилась на востоке перед Его рождением. Вифлеемские пастухи узнали о Нем от ангелов, которые сообщили им, что в городе Давидовом родился Спаситель. Симеон и Анна по особенному откровенно от Духа Святого узнали Его, когда по исполнении установленного срока от рождения Его, Он был принесен в храм. Иоанн Креститель, во время Крещения, в реке Иордани видел сошествие на Него Святого Духа в виде голубя и слышал глас Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» ( Mф. III, 17 ). Подобный глас был апостолам Петру, Иакову и Иоанну, во время Преображения Его на горе, с добавлением: «Того послушайте» ( Mpk. IX, 7 ). Кроме этих небывалых прежде явных знамений, общение Господа с народом, Его учение и великия чудеса привлекали людей к вере в Него, как в Мессию; ... »а женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос« ( Uoah. IV, 42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

253 . Следует также сохранять залог и возвращать (взятое взаймы). Но иногда, в зависимости от времени и обстоятельств, должно поступить как раз наоборот 732 ; (т. е.), не возвращать того, что ты получил. Так, напр., если кто либо требует обратно свои деньги затем, чтобы помогать варварам в ущерб отечеству (contra patriam), (заявляя себя так. обр.) явным врагом (родины) 733 , или, если ты возвращаешь такому, у котораго все равно отнимут данное тобою (cum adsit qui extorqueat), если ты возвращаешь безумному, который не в состоянии сохранить (то, что ты отдашь ему), или, если ты не откажешься возвратить помешанному заложенный тебе меч, которым он лишит себя жизни, то (во всех этих случаях) разве ты не поступишь вопреки обязанности? Или если ты принимаешь заведомо краденое, скрывая правду (ut fraudetur) от того, кто потерял, то разве это не будет нарушением долга? 254 . Иногда преступно бывает исполнять данное обещание 734 или соблюсти клятву, как (это можно видеть) на примере Ирода, который, в виду того, что поклялся дочери Иродиаде дать ей все, что только она ни попросит, убийство Иоанна предпочел нарушению даннаго слова (Mф. XIV, 7 и сл.). Что также скажу я об Иеффае, который принес в жертву свою дочь, которая первая попалась навстречу ему, победоносно (возвращавшемуся с войны). Правда, этим он исполнил данный им обет принести Богу то, что первое попадется ему навстречу (Cyд. XI, 39), (однако) лучше бы было ему ничего не обещать, чем обещанное выполнить (ценою) детоубийства. 255 . Вам ведомо, какая требуется осмотрительность (quanti consilii), чтобы предвидеть (это). Вот почему в левиты избирается такой, который охранял бы святилище 735 , не изменял бы (своему) решению (ne iallatur consilio), не оставлял бы веры, не боялся смерти, не допускал бы ни в чем невоздержанности, чтобы в самой внешности его сказывалась степенность; ему следует обуздывать не только дух (свой), но и глаза, дабы не нарушить целомудреннаго лица (frontem sobrietatis) при случайной встрече, потому что: «кто посмотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердде своем» (Mф. V, 27). Ведь любодействовать можно не только телом (facti colluvione), но и взглядом (aspectus intentione).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

53 Πτασμα (πταω падать на что либо; ππτω; корень peto; др. бактр. pamaimi падает, pattrin птица, Прельв.; сравни Mф. XVII, 35 : Fehler, offensas). – δρομαι (δαω горю, Л. dusmigs гневный). Гнев уподобляется огню; но и слезы жгутся, когда льются от искреннего сокрушения сердца. 54 Θπτω погребаю, τφος гроб (корень dhabh; Л. dobums – литов, dube дупло). Так как на востоке умерших погребали большею частью без саркофагов, в скалах, то τφος – самое углубление в скале. На основании Mф. XXIII, 29 можно полагать различие между τφος и μνμα, употребленным в конце поучения, но решительно этому препятствуют другие места Евангелия ( Mф. XXVII, 60. 64; XXVIII, 2 ). – νατλλω (Ск. tul, tolajami – литов, keliu поднимать, Прельв.). Движение от конца к началу, так что С. возсия затемняет первоначальный смысл глагола, которым выражается, что конец стал началом, наша смерть стала нашим рождением в загробную, бесконечно-блаженную жизнь. 58 Ζβννυμι (корень sges=литов, gesau, gesyti тушить, гасить; в Mф. XXV, 8 : extinguuntur·, verlöschen, Л. isdseest). – Κατχω (Ск. sahati быть в силе; др. бакт. nazanh хищение; корень sezbo держать; в Mф. XXI, 38 : habebimus, saisissons). – Кολζω– ομαι, обрезать крылья, καλοβς изуродованный, без рогов бык, δρυ без острия; по Mф XXVI, 67 : κολφισαν=пакости ему деяху, заушали, colaphis (colaphus удар кулаком) eum cecuderunm. Следов., λος=пакость, кулак. В С. плени совсем нет замечательной выразительности этого слова.– Γεω отведывать (Ск. josati смаковать, на кусок хлеба брать части мяса; Л. gahrdi вкусно). – Σρξ (σρω тягаю; корень tvero обнимать); в Mф. XXIV, 24 : caro; но в Н. Ф. Л. не точное Mensch, personne, zilweks. – Βοω (Ск. gu, gavate звучать, объявлять). Крик сильный, но с оттенком горечи, сетования (Л. gaust жаловаться). Таков именно и был покаянный призыв Иоанна Крестителя в пустыне ( Лyk. III, 4 ). Но, думается, βο может означать крик победный, свойственный воинам, одержавшим победу над сильным неприятелем (вои–н, вой–на). И этот последний смысл более идет к данному месту поучения. – Ζυν-αντω (др. ирланд. etan=др. нем. andi лоб, срав. Mф. XXV, 6 ). – Καϑαιρω (корень ver поднимать; Ск. varshman высота=С. Р. верх). – μπαζω – ομαι (Ск. putras сын, молодое животное=puer, πας, ср. Mф. IX, 24 ). – Ζμа (Ск. tuwi сильный, литов, tevas отец; С. Р. тело); организм полный жизни и сил.–Τυγχω (корень tukho ударять; Л. tikl случаться); собственно ад стукнулся с Богом Βλπω (корень glepo; Р. глаз; Л. gluhneht глазеть). – Κντρον (корень септ; др. ирланд. cinteir коготь; Л. sist бить). Вообще предмет, которым причиняется боль, физическое страдание (палка для животных, кнут для пыток, жало пчелы, шпоры петуха и даже яд). – Νκη (литов, nikti нападать; Л. nikns злой).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Orlov/p...

Чудеса происходят и в настоящее время, хотя и не в таком обилии, как в первые века христианства, частью по маловерию, а частью по недостоинству и грехам нашим. Кому из нас не известно о многоразличных исцелениях и чудесах от свят. нетленных мощей, от св. чудотворных икон и по молитвам особенных избранников Божиих? Главнейшее условие для получения чудесной помощи Божией есть горячая, усердная молитва к Господу, Пречистой Его Матери, св. угодникам Божиим и соединенная с оною глубокая вера и сознание своего недостоинства пред Богом. Верую, Господи, помоги моему неверию – таков должен быть молитвенный вопль души, скорбящей и обуреваемой житейскими напастями и невзгодами, при испрошении чудесной помощи от Господа! Чудеса, совершенные Иисусом Христом, были бесчисленны; но вот таблица наиболее славных чудес Его, упоминаемых в Четвероевангелии, именно в том порядке и последовательности, в которых оные происходили: I. Претворение воды в вино. Место совершения чуда – Кана. Uh. II, 1–11 . II. Исцеление сына капернаумского царедворца. Место: Кана. Uh. IV, 46–54 . III. Чудесная ловля рыб. Место: Галилейское озеро. Лk. V, 1–11 . IV. Исцеление бесноватого. Место: г. Капернаум. Mk. I, 23–26 . V. Исцеление тещи Петровой. Место: тот же город. Mk. I, 30–31 . VI. Исцеление прокаженного. Там же. Mk. I, 40–45 . VII. Исцеление слуги сотника. Там же. Mф. VIII, 5, 13 . VIII. Воскрешение сына вдовы Наинской. Место: Наин. Лk. VII, 11–17 . IX. Укрощение бури. Место: Галилейское озеро. Mф. VIII, 23–27 . X. Исцеление гадаринских бесноватых. Место: г. Гадара. Mф. VIII, 28–32 . XI. Исцеление расслабленного. Место: г. Капернаум. Mф. IX, 1–8 . XII. Воскрешение дочери Иаира. Место: Капернаум. Mф. IX, 18–26 . XIII. Исцеление кровоточивой. Там же. Лk. VIII, 43–48 . XIV. Исцеление двух слепых. Там же. Mф. IX, 27–31 . XV. Исцеление глухого-бесноватого. Там же. Mф. IX, 32–33 . XVI. Исцеление больного, находившегося в болезни 38 лет, в купальне Вифезда. Место: Иерусалим. Uh. V, 1–9 . XVII. Исцеление сухорукого. Место: Иудея. Mф. XII, 10–13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Господь Иисус Христос в последний раз совершил ветхозаветную Пасху пред Своими страданиями. Ученики вопросили Господа: где хочешь, чтобы мы приготовили Тебе Пасху? Он сказал им: подите в город; там встретится вам человек с кувшином воды, и вы последуйте за ним, и куда он войдет, скажите хозяину того дома: Учитель спрашивает, где горница, в которой бы Ему есть пасху с Его учениками? И он покажет вам горницу большую и убранную; в ней и приготовьте нам Пасху. По наступлении вечера Иисус и сам отправился в Иерусалим, и в приготовленной по указанию Его горнице возлег с апостолами за трапезою. И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания. Ибо сказываю вам, что не буду есть ее, пока она не совершится в царствии Божием ( Лk. XXII, 8–16 ). Во время вечери Иисус встал из-за стола, снял с Себя верхнюю одежду, взял полотенце и препоясался; потом влил воду в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Этим показал Он им пример глубочайшего смирения и вместе с тем, что среди учеников Его один нечист, ибо Он знал предателя своего ( Uh. XIII, 11 ). Во время продолжавшейся вечери Господь открыл ученикам, кто именно из них предаст Его, – это тот, кому Он, обмакнув, подал кусок хлеба, – Иуда Симонов Искариот, после чего Иуда тотчас же удалился. Впрочем Сын человеческий идет, сказал Господь, как писано о Нем: но горе тому человеку, которым Сын человеческий предается; лучше бы было этому человеку не родиться ( Mф. XXVI, 24 ). Со Христом остались одни преданные Ему ученики. И Господь учреждает высочайшее новозаветное таинство св. Евхаристии. Когда ученики еще ели, Он взял хлеб и, благословив, преломил его и раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть тело Мое. И, взяв чашу, и благодарив, подал им:, и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание» ( Mф. XXVI, 26–28 , Лk. XXII, 19 ). Так установил Господь святейшее таинство Евхаристии, или Причащения. Засим Господь открыл ученикам, что Ему уже недолго быть с ними, и дал им новую заповедь о любви – любить друг друга, как Он Сам возлюбил учеников, новое дал им наставление о смирении; предсказал Петру троекратое отречение от Него; укреплял их в вере и успокаивал в разлуке с Собой высшими надеждами и обетованиями. Вечеря закончилась пением псалмов ( Mф. XXVI, 30–35 , Mk. XIV, 26–31 , Лk. XXII, 31–38 , Uh. XIII, 33–38 и XIV-XVII).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010