Между ветхим и новым заветом находится великий Пророк Предтеча Иоанн, представивший начало и образ иночества в новом завете. Сам Спаситель, родившись от Девы, отдал этим предпочтение девству. Сам заповедал последователям своим отречься, от себя для него (Мф. XVI, 24), искать прежде, царствия небесного ( Mф. VI, 34 ), не стяжать ни сребра, ни двух риз ( Лyk. IX, 31 ) и для приобретения высшего совершенства раздать имение свое нищим ( Mф. XIX, 21 ). Он же говорил, что суть скопцы, иже скопишася царствия ради небесного ( Mф. XIX, 14 ). Апостол Иоанн Богослов, Иаков, Павел, Филипп и Андрей Первозванный были девственниками. Апостол Павел прямо говорил: хощу, да вси человецы будут, яко же и аз (скор. VII, 7); не оженивыйся печется о Господнем, како угодити Господеви, а оженивыйся печется о мирских, како угодити жене (1кор. VII; 32, 33); вдаяй браку дщерь свою добре творит, и невдаяй лучше творит (VII, 38). По этому сами Апостолы распространяли иночество. Апостол Павел привел к иночеству, по свидетельству Св. Златоуста, двух жен императора Нерона. – Апостол Петр, по свидетельству Климента, обратив в Христианскую веру в Риме Софию и с ней три тысячи человек, желающим из них высшего совершенства жизни, велел проводить целомудренную жизнь и 160 христиан постриглись и проводили уединенную жизнь. Также Марк, ученик Петров, по свидетельству Евсевия, устроил в Египте много монастырей и предал им иноческий образ жизни. В церкви Христовой всегда были два рода жизни: жизнь супружеская и девственная, как об этом свидетельствуют: Дионисий Ареопагит , Евсевий, Афанасий Великий и Василий Великий . – Таким образом, если иноки поступили против Св. Писания, то и Пророки и Апостолы оставили заповедь Божию; но последние не оставляли заповеди Божией, также и Св. и Преподобные отцы наши – иноки не отвергли Св. Писания и не держат предания человеческого. – Апостолы, будучи поставлены учителями вселенной, не все свое учение предали письменно, но многое из их слов сохранили Св. Отцы. Тоже должно сказать и об иночестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Не меньше мягкости обнаруживается и по отношению к злейшим врагам – фарисеям. Уже Иоанн Креститель не к ним направпяет позорную кличку «порождений ехидниных» (Mф. III, 7), а к народу (Лk. III, 7). В других местах опять немало сглаживается жестокость обличительных слов Христовых, и самое гнусное объяснение в связи Чудотворца с веельзевулом (Mф. XII, 24) усвояется безличному подозрению толпы (Лk. XII, 15), которая выступает вперед и в течение последних ужасных дней. Лука умалчивает о формальном приговоре синедриона против Христа (XXII, 71), в предании Его Пилату (XXIII, 1) и в пререканиях с игемоном главную роль приписывает народу (XXIII, 4, 14), хотя при активном участии вождей. Подобно сему, ругателями и истязателями невинно осужденного Узника называются (XXII, 63) люди (о νδρες ) без ясного намека, что это было по воле первосвященника и его клевретов (ср. Mф. XXVI, 65 – 68). И во время земной жизни своей Христос не чуждался фарисеев, охотно принимал их приглашения (VII, 36 сл. XI, 37 cл.XIII,1 сл.) с целью пробудить в них добрые чувства и внушить спасительное настроение. Мы видим теперь, что у Луки нигде не отмечается, чтобы Евангелие отрешалось от иудейской массы по причине отвержения его последнею, чем фатально порождается взаимное отрицание. Расхождение было принципиальное. Эта истина несомненна и потому, что теократические права Израиля признаются Лукою в полной мере. Христианство рисуется у него величайшим осуществлением священных обетований и чаяний народа Божия и в своем историческом развитии утверждается на ветхозаветном основании (II, 22 сл., 27. X, 26. XVI, 17, 29. XXIV, 44; ср. IV, 21. X, 25 – 28. XVII, 14. XVIII, 18 – 20. XXIII, 56). Естественно, что здесь получают высшее освящение все преимущества богоизбранности чад Авраамовых. Для них бесспорно было божественное «усыновление» (Puм. IX, 4) по особой близости к Богу (Ucx. IV, 22. XIX, 5. Второз. XIV, 1–2. XXXII, 6, Oc. XI, 1 и др.), – и Всевышний «воспринял Израиля, отрока своего» (Лk. I, 54), «посетил народ свой» (ср.

http://predanie.ru/book/219258-sv-aposto...

Приточный фарисей, благодаривший Бога за то, что он не был таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, был, конечно, выше в нравственном отношении, чем мытарь, но он стоял дальше от царствия Божия, потому что не имел того сознания ничтожества, которым был проникнут мытарь. Итак, «желая духовного совершенства, – скажем словами Антония, еписк. Смоленского («Собрание слов»), – мы должны полагать в основание своей деятельности глубокое смирение и самоуничижение. Господь Иисус Христос внушает нам сие повсюду в Евангелии, Mф. XVI, 24; V, 3 ; Лyk. XVIII, 14 . Но яснее всего Он учил сему собственным совершеннейшим примером, 2Kop. VIII, 9 ; Фил. И, 5–11; Mф. XI, 29 ... В сознании своего ничтожества именно заключается тайна возвышения и приближения к царству небесному». Ублажая нищих духом, алчущих, плачущих, ненавидимых и гонимых, Христос, напротив, говорит: «горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» ( Лyk. VI, 20– 25 ) и пр. Приведя далее Mф. XVI, 24,25 , проповедник продолжает: «как ни уменьшайте силу, как ни смягчайте значение сих изречений Господних: во всяком случае нельзя не признать, что ими предрекаются последователю Христову многие скорби... Погубить душу свою – это выражение дает разуметь, что здесь имеют место многие скорби, простирающиеся даже до смертного борения и подвига». Также Uak. I, 2–4, 9–10; I Пет. I, 6–9; IV, 12–14; Puмл. VIII, 17 ; Koл. I, 24 и мн. др. И не только собственно страдания предрекаются последователю Христа, но его преследует и уничижение, не исключая сознания нравственного зла. Здесь мы прежде всего должны припомнить то «жало в плоть», которое удручало ап. Павла, которое было дано ему, чтобы он не превозносился чрезвычайностью откровений, и которое даже по его троекратному молению не было удалено от него Господом, потому что сила Божия совершается в немощи ( 2Kop. XII, 7–10 ). Как далеко от этого свидетельства ап. Павла сознание, что злострадания суть только обман чувств и что они не существуют для христианина; напротив, как рельефно оно выражает ту мысль, что человеческая немощь, действительная немощь, есть условие действия в нас силы Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

После сказанного возникает вопрос, кому же принадлежит право наблюдения за строгим исполнением общеобязательных законов Церкви? Власть, обязанности и права Основателя Церкви переданы, как мы видели выше, Его преемникам – апостолам и иерархии в единении с клиром и мирянами (См.  Mф. XVIII, 15–17 ). Иерархии принадлежит право учить, священнодействовать и управлять Церковью «во все дни до скончания века» ( Mф. XXVIII, 19–20 ). Порядок во всяком обществе зависит от того, всеми ли членами исполняются принятыя на себя обязанности, потому что только при таком условии они могут законно пользоваться предоставленными им правами. Порядок в обществе обуславливается также и тем, если управление обществом составлено из лиц, кои были правильно избраны и законным порядком получили соответствующия их положению власть и права. Это последнее условие имеет особенное и чрезвычайное значение в Церкви, в которой управление совершается по божественному полномочию ( Лук. Х, 16 , Mф. XXVIII, 19–20 ). В этом отношении Епископ и Пресвитер, по указанию Ап. Павла ( 1Tuм. III, 1–11 ) и по требованию церковных законов, должен быть непорочным, трезвым, целомудренным, благочинным, честным, страннолюбивым, учительным, не пьянницей, не бийцей, не сварливым, не корыстолюбивым, но тихим, миролюбивым, не сребролюбивым, хорошо управляющим делом своим, детей содержащим в послушании со всякою честностию, ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?.. Не должен быть из новообращенных... надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних (врагов Церкви и его личных), чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую. Диаконы должны быть честны, не двоязычны (не сплетники и интриганы), не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести... равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем». Все эти требования входят в клятвенное обещание и подписку, даваемую каждым пред хиротонией, а потому и нарушение их является не только нарушением церковной дисциплины, но и преступлением, как клятвопреступничество.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Есть и другое место у Захарии, показывающее это с очевидностью, потому что представляет, что Вседержитель (Саваоф) послал Вседержителя (Саваофа): Кто Кого, как не Бог Отец Бога Сына? Говорится так: «Так говорит Господь Саваоф: для славы Он послал меня к народам, грабившим вас; ибо касающийся вас, касается зеницы ока Его. И вот, Я подниму руку Мою на них, и они сделаются добычею рабов своих, и тогда узнаете, что Господь Саваоф послал Меня» ( Зax. II, 8–9 ). Ваш Господь Вседержитель говорит, что Он послан Господом Вседержителем. Кто осмелится разуметь здесь кого-либо другого, кроме Христа, говорящего, очевидно, к погибшим овцам дома Израилева? В Евангелии Он говорит: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» ( Mф. XV, 24 ). Этих овец Он сравнил здесь с зеницею ока Божия для обозначения высочайшей степени чувства любви. Из этого рода овец были и сами апостолы. Но после славы воскресения, до наступления которой, по словам евангелиста, «Иисус еще не был прославлен» ( Uoah. VII, 39 ), Он послан был в лице апостолов Своих во все народы. И таким образом исполнилось то, что читается в псалме: «Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников» ( Nc. XVII, 44 ); так что обобравшие израильтян, которым израильтяне служили, будучи под властью народов, сами сделались добычей израильтян. Именно это Он обетовал апостолам, говоря: «Я сделаю вас ловцами человеков» ( Mф. IV, 19 ). Итак, они сделались ловцами, но на добро, как похищенные сосуды у оного «сильного», но еще сильнее связанного ( Mф. XII, 29 ). И еще через того же пророка говорит Господь: «И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим. А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне» ( Зax. XII, 9–10 ). Кто, как не Бог, удалит все враждебные святому граду Иерусалиму народы, идущие против него, т. е. неприятельски действующие по отношению к нему, или, как перевели другие, идущие на него, чтобы покорить его; или изольет на дом Давида и на обитателей этого града дух благодати и милосердия? К лицу это, конечно, только Богу, и от лица Божия говорится это через пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Между тем, с тех пор день-изо-дня всё более распространяется проповедь Евангелия и приглашение всех людей в это Царство света (Мф. XXVIII, 20). Это царство не от мира сего ( Uoah. XVIII, 36 ); это царство не придёт приметным образом, со светской помпой и пышностью ( Лyk. XVII, 20 ); оно принадлежит нищим духом, смиренномудрым ( Mф. V, 3 ), а не гордым и надменным; вступить в это царство можно только посредством нового духовного рождения ( Uoah. III, 3, 5 ). Неправедные и злые не могут войти в него (I Коринф. VI, 9–10); Гaл. V, 21 ; Eф. V, 5 ). Поэтому трудно отождествить с Царством Божиим владычество Мохаммеда и его преемников. Mф. XVII, 11 . Некоторые мусульмане считают слова Евангелия от Матфея: „Илия действительно прийдет” пророчеством о пришествии Мохаммеда. Но Христос к сказанным им словам прибавляет: „Илия уже пришел и не узнали его, но поступили с ним как хотели” (ст. 12). Ближайший стих прибавляет: „Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе (ст. 13). Конечно, Иоанн Креститель не был лично Илиёй, так как о переселении душ нет учения в Библии: поэтому-то Он и дал ответ ( Uoah. I, 21 ), когда Его спросили: кто он? Илия или нет? Но он был предтеча Христов, долженствовавший ещё до рождения, предтечествовать пред Ним в духе и силе Илии” ( Лyk. I, 17 ), как предсказал архангел Гавриил ( Лyk. I, 19 ) и в том смысле, как предсказал Малахия ( Maл. IV, 5 ); он пришёл как Илия и жил подобно ему ( Mф. III, 4 ), как последний часто жил в пустыне (III, Царств XVII, 1–6). 3. Матфея ХХ 1–10. В помещённой в этой главе притче о найме виноградарей некоторые мусульмане видят иудеев, христиан и мухаммедан. Утренние наёмщики – это иудеи, полуденные – христиане, а вечерние – мохаммедане. Но вечер, о котором говорится в 8 стихе этой притчи, есть время, упомянутое в гл. XIX 28, как время возрождения, когда Сын человеческий сядет на престоле Своей славы, т. е. это будет в конце веков, когда Господь Иисус Христос приидет на облацех небесных с славою и силою многою судить мир (Мф. XXIV. 30, 31; Mapk. XIII. 26, 27 ; Лука XXI. 27; Откровение Uoahha I. 7; 11–15 ). Это ясно из того факта, что XX глава Матфея начинается с причинного союза „ибо”, и что притча кончается словами; так последний будет первым и первый последним. И эти слова с некоторым изменением повторяются в конце предшествовавшей главы. Вечер или закат мира Евангельская история обрисовывает теперь близко, и христиане и мусульмане ожидают второго пришествия Иисуса Христа, притом скорого. Так как Он царствует до конца мира и затем последует Его пришествие для суда живых и мертвых ( 2Tuм. IV. 1 ), то здесь нет уже места для раздачи наград последователям ислама. Поэтому не может быть предсказания в этой притче.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

37. Как заповедано Господом и апостолами творение молитвы: порознь, каждому отдельно или совместно, сообща всею местной церковью? «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою помолись Отцу Твоему, Который втайне; и Отець твой, видящий тайное, воздаст тебе явно« ( Mф.VI, 6 ). Из предшествующих строк главы видно, что это поучение Спасителя направлено против тщеславного лицемерия при молитве, но отнюдь Христос не отвергал общей молитвы. »Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небеснаго; ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Mф. XVIII, 19, 20 ). Это изречение иногда неверно толкуется в том смысле, что малое и случайно-временное собрание одинаково верующих, достаточно, чтобы олицетворять Церковь , порог Царства. " Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея« ( Mф. XVI, 18 ). Эти слова указывают, что волею Сына Божия будет создана одна великая семья верующих; это и осуществили св. Апостолы, учредив Таинства, священство, правила, и места собраний: »Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами« ( Дeяh. XI, 26 ). Сам Господь имел обычай посещать храм, а в других случаях для молитвы уединялся, наприм., восходя на гору один ( Лyk. II, 46; XXI, 37 ; Mk. VI, 46 ). В молитвах Церкви, как и в общении, нуждались и апостолы ( 2Kop. I, 10 ). 38. Чем еще объясняется, что молитва личная наедине и молитва общая в храме – обе нужны человеку и угодны Богу? Два духовных состояния, необходимых одно другому и тесно соединенных, свойственны душе христианина: 1) наделенная богоподобной свободой внутренняя жизнь сердца и 2) евангельская любовь, образующая единство в Боге всех верующих. Внутренний человек и церковное единство пребывают во взаимном служении, как сплетенныя и укрепляющия ветви; это два совместных пути к Богу. " Итак, если Сын освободил вас, то истинно свободны будете» ( Uoah. VIII, 36 ). «Ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» ( 2Nem. I, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

„В субботу должно делать добро“, – вот заповедь, которой Господь заменил заповедь закона: „не делай никакого дела“. Вопреки взгляду фарисеев, не решавшихся нарушить субботний покой даже ради совершения добрых дел, Он учил, что эти дела не только не оскверняют субботы, но даже для нее, как для дня Господня, приличествуют по преимуществу. Неумеренным ревнителям субботнего покоя Иисус Христос напоминал слова, некогда сказанные устами пророка: „милости хочу, а не жертвы“ ( Oc. VI, 6 ; Mф. XII, 7 ). Этими словами Он давал понять, что, если милосердие имеет столь высокое значение в очах болящих, то проявление его в добрых делах когда бы то ни было, – а в субботу в особенности, – не может быть неугодным Богу. Совершение таких дел в субботу дозволяется, по учению Господа, не только божественной волей, выраженной в указанных словах пророка, но и голосом нравственного закона, присущего каждому. Сами фарисеи в некоторых случаях отступали от установленных ими строгих законов о покое: они решались, напр. нарушить покой для того, чтобы спасти животное, упавшее в яму (Мф. XII, 5; XIV, 5), или вести его на водопой ( Лk. XIII, 15 ), – и голос нравственного закона не осуждал их за это. Но, если позволительно в субботу оказывать помощь животному, то тем более возможно в этот день совершать дела любви и милосердия к людям ( Mф. XII, 12 ; Лk. XIII, 12 ; Mpk. III, 4 ; Лk. VI, 9 ). И своими многократными исцелениями больных в субботний день Иисус Христос, действительно, доказал, что в этот день должно делать добро: по свидетельству евангелистов, в субботу Он исцелил расслабленного при овчей купели ( Uoah. V, 1–9 ), сухорукого ( Mф. XII, 9–13 ; Mpk. III, 1–6 ; Лk. VI, 6–10 ), слепорожденного ( Uoah. IX, 1–14 ), скорченную женщину ( Лk. XIII, 10–12 ) и человека, страдавшего водяною болезнью ( Лk.XIV, 1–4 ). Таким образом, Господь Иисус Христос полагал истинное хранение субботы в деятельном служении Богу, выражающемся в молитве и в делах милосердия. Соблюдение же покоя в седьмой день Он считал необходимым постольку, поскольку оно служит средством для достижения этих целей празднования.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

На Mф. XVI, 24–27 . По примеру Христа должно всегда быть готовым на смерть • Почему Христос не принуждает, а приглашает к последованию за Собою • Что значит отвергнуться самого себя • До чего должно простираться самоотвержение • Не всякое страдание является последованием Христу • В чем истинное спасение и истинная погибель души • Равночестие и единосущие Сына с Отцом • Похвала жизни иноков • Изъяснение употребляемой ими молитвы после принятия пищи • Увещание подражать образу жизни иноков. Беседа 56 На Мф. XVI, 28-XVII, 9. Почему Христос более говорит о наградах, чем угрожает наказаниями • Почему являются при преображении Моисей и Илия • От учеников Христовых требуется большее совершенство, чем показали Моисей и Илия • Любовь Петра ко Христу • Равенство Сына с Отцом • Почему Христос запрещал разглашать о Своем преображении до страданий • Слава будущего пришествия Христова • Добродетель легка, порок тягостен • Против ростовщичества. Беседа 57 На Mф. XVII, 10–21 . Двоякое пришествие Христа • Илия • предтеча второго пришествия • Почему Иоанн называется Илиею • Чудо может совершаться как по вере посредника, так и одною силою чудотворца • Маловерие отца бесноватого отрока • Почему бесноватые называются лунатиками • Апостолы не всегда были одинаково совершенны • Для изгнания демонов необходим пост, соединенный с молитвою • Роскошь и пьянство источник всех зол • Должно осуждать не вино, а пьянство • Пагубные следствия пьянства. Беседа 58 На Mф. XVII, 22-XVIII, 6 . Значение смерти Христовой и воскресение непонятны были ученикам • Что такое дидрахма, которую спрашивали со Христа • Христос • истинный Сын Божий и владыка вселенной • Страсть тщеславия не чужда была ученикам • Примером отрока Христос научает смирению и простосердечию • Великость награды и наказания презирающим людей смиренных • Высокомерие делает человека безумным • Знатность происхождения не дает никакого действительного преимущества • Богатство лишает благородства и свободы • Почести не приносят пользы телу и вредят душе. Беседа 59

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

" Итак кто нарушит одну из сих малейших заповедей, и научит так человеков, тот малейшим наречется в Царствии Небесном» ( Mф.V, 19 ). Назвав Свои заповеди наименьшими, чтобы этим осудить еврейское деление Божиих заповедей на важнейшия и незначительныя, Христос добавил, что нарушитель будет назван наименьшим, «поставленным ни во что» 45 ), в Царствии Небесном. 189. Тогда, в чем обязанности христианина в отношении Новозаветных Заповедей? Христовы заповеди должны быть обязательными для исполнения и служить святым руководством для духовной жизни. В дни покаяния необходимо определять свою греховность в отношении этих заповедей. В час исповеди следует сказать – в чем было их нарушение. 190. Господь начал Нагорную Проповедь с 1-й Заповеди Блаженства. Остаются ли первыми и главнейшими Божии заповеди о любви? Две заповеди о любви являются основою Христова закона: заповеди блаженства исполнимы, если в сердце есть источник Божественного огня – любовь. Равно и заповеди о любви воплощаются в жизнь чрез каждую заповедь блаженства. 191. Какия чувства могут явиться в душе человека, познавшого евангельския заповеди? Вначале может возстать ропот человеческой природы на душевныя стеснения, от столь высоко-духовной проповеди. Но здесь же, в свете Евангелия христианиы видит в себе самом падение человеческого рода; и в этом – первое духовное состояние христианина . То же испытали свидетели Христовых дел апостолы. «Услышавши это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?» ( Mф. XIX, 25 ). »Увидев это, Симон Петр припал к коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный» ( Лyk. V, 8 ). § 26. О первой заповеди блаженства 192. Кто обретает блаженство и награждается Царством по 1-й Заповеди Блаженства? " Блажени нищие духом, яко тех есть Царство Небесное» ( Mф.V,3 ). Нищета духа – первое, в порядке духовного преуспеяния, состояние. Это первое духовное достижение и является первым блаженством. 193. Кто – «нищие духом»? Телесная крепость человека, его душевныя силы, богатство духа, как и особыя дарования, все дано Богом. Без этих даров сам по себе человек ничтожен, он даже крайне беден и подобен нищему. Тот, кто видит это, считает себя за ничто пред величием Божиим и сознает себя вовсе недостойным благ Царства Божия, тот – нищий духом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010