На Mф. XXVII, 45–61 . Величие небесного знамения, явленного при кресте • Мрак при распятии не был следствием обычного затмения • Почему это чудо не оказало действия на язычников • Знамения власти и силы, показанные Христом при смерти • Мужество жен и Иосифа • Милостыня, подаваемая бедному, дается Христу • Почему проповедник часто беседует о милостыне • Почему не говорит о борьбе против врагов веры • Добродетели христиан • лучше оружия против неверующих • Против производящих шум и разговор в церкви. Беседа 89 На Mф. XXVII, 62-XXVIII, 10 . Запечатание гроба служит непререкаемым доказательством воскресения • Ученики не могли ни украсть тела, ни вымыслить воскресения • Почему воскресение должно было совершиться в пределах трех дней • Обстоятельства, сопровождавшие воскресение • Явление Воскресшего женам • Увещания подражать мироносицам • Против пристрастия к дорогим одеждам и украшениям • Украшения • повод к бесчестию и скорбям • Должно избегать ношения украшений особенно в церкви • Любовь к украшениям отвращает от милостыни и бывает причиной распутства мужей. Беседа 90 На Mф. XXVIII, 11–20 . Невероятность похищения тела Христа доказывается присутствием стражи при гробе, боязливостью учеников и оставшимся в гробе платом • Истина воскресения подтверждается свидетельством врагов о пустом гробе • Явление Воскресшего в Галилее • Смысл данного Христом обетования • Легкоисполнимость заповедей Христовых • Распространенность и тяжесть недуга сребролюбия • Богатство не дает безопасности • Бедность не есть зло • Превосходство бедности над богатством • Не чудеса, а презрение богатства доставляют славу. Отрывок из беседы 4. Решается вопрос, почему св. Матфей считает от Давида до плена вавилонского и от плена до Христа по четырнадцати родов, тогда как их было в первом случае семнадцать, во втором • двенадцать.     Евангелие от Матфея – первое по порядку каноническое Евангелие. Оно делится на 28 глав и построено как связный рассказ, в который вставлено несколько (5 или, по другим оценкам, 7) больших речей Господа. Хронологические рамки Евангелия от Матфея – от Рождества до последнего явления Воскресшего в Галилее. Автор в тексте о самом себе прямо ничего не сообщает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

4 . Предание о житии Святой Девы обосновалось свидетельствами: св. Епифания Кипрского , бл. Иеронима Стридонскаго , Георгия Никомидийскаго ; в описании «о древностях Иудейских» еврейского историка Иосифа Флавия подробно изложено о домах при Иерусалимском храме и кто в в них содержался. 5 . " Ангел вошед к Ней сказал: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою« ( Лyk. I, 28, 32 ). 6 . " И всякая дочь, наследующая удел в коленах сынов Израилевых, должна быть женою кого-нибудь из племени колена отца своего». ( Чuc. XXXVI, 7–10 ). 7 . " И откуда мне это, что пришла Матерь Господа моего ко мне?« ( Лyk. I, 43–55 ). »...и родила Сына Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостиннице« ( Лyk. II, 7 ); Она сразу служила Богомладенцу т.к. родила безболезненно; »... и вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его и падши поклонились Ему; и открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото и ладан и смирну» ( Mф.II, 11 ). 87. Какия наивысшия достоинства Божией Матери прославляет Православная Церковь ? 1 . Она была Пречистая Дева до Рождества Христова, пребыла Девою в Рождестве Его, и навеки осталась Девой по Рождестве. Она – Приснодева ( Лyk. I, 34 и 35; Mф. I, 20 ). 2 . Ею рожден воплотившийся Сын Божий: Она – Богородица ( Mф.I, 21 ; Uoah. I, 14 ). 3 . Ея близость к Богу в Рождестве, в деле Искупления, облагодатствование Святым Духом при зачатии и вторично во время Сошествия Его при возглавлении Ею апостолов, – все возносит Ее Наивысшею из всего сотвореннаго; Она честнейшая и славнейшая небесных сил, Она – Царица Небесная ( Дeяh. I, 14; II, 1–4 ). 4 . Наиблизкая к Богу и усыновлением 50 Ей рода человеческаго, Пречистая является как бы звеном между Творцом и сотворенным миром. В наших молитвах к Богу мы необходимо созерцаем духовный облик Богоматери. Она – Предстательница перед Богом рода христианского. 88. Как Церковь выражает молитвенное прославление Богоматери? Псалмы Ветхозаветной Церкви в сокрытых образах, а Церковь Новозаветная во многообразных прославлениях, выражают самое сердечное восхваление Богоматери. Древняя похвала «Вся слава дщери Царевой внутрь» (Пс. XIIV, 14) – в христианском мире изливается громогласно, именуя Пречистую: «Высотою, недоступной помыслу», «одушевленным храмом», «неистощимым сокровищем жизни», «облистающей образ воскресения», «ключем Христова Царства» и другими дивными догматическими определениями. Множество канонов службы утрени заключают песни тропарями, обращенными к Богоматери, напр.: «Ныне Тобою все наполнилось, Пречистая, Божественным светом, ибо Ты явилась дверью, чрез которую Бог говорил миру» (Богородич. 7-й песни канона службы св. Афанасию Вел., 18 января). Девой Марией как бы завершилась цель миротворения, ибо вновь возрожден образ обоженого человека. Она не перестает служить Церкви, являясь примером и образом поклонения Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

7. Малая леность подвергает нас великим опасно­стям. Поясняя сие, авва Дорофей говорит: пошел я не­давно к одному брату и, найдя его изнемогшим от болезни, беседовал с ним и узнал, что он только семь дней пробыл в горячке, и вот прошли другие сорок дней, а он еще не находит в себе крепости... Так бывает и с душою: иной согрешает немного, а сколько времени проводит он потом, проливая кровь свою, пока исправит себя. 8. Вопрос. Слово Божие взимает ли духовное врачевство от вещественного мира? Ответ. Часто, и в Ветхом и Новом Завете. Так Господь Иисус Христос , желая исцелить нас от су­етной многопопечительности житейской, цельбоносное слово берет от примера птиц и цветов. «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» ( Mф. VI, 26 ). Так врачует Господь тех, кои душою своею пекутся излишне о пище и питии. Также врачует Он недуг излишней заботливос­ти об одеянии: «И об одежде что заботитесь? – гла­голет. -Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;. но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.. Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники» ( Mф. VI, 28–29, 31–32 ). 9. Вопрос. Какою видимостью в мире Господь вра­чует самонадеянность духовную, т.е. надежду пре­успеть в жизни духовной собственными силами? Ответ. Сею. «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть?» ( Mф. VI, 27 ). Размыслим, что нам должно посему делать при нашем старании? Молиться, молиться и мо­литься. 10. Вопрос. Иоанн Креститель откуда берет лекар­ство против бесстрастия и беспечности? Ответ. Из сада и с гумна. «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.» ( Лk. III, 9 ). Это из сада. «Лопата Его (Христа) в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым» ( Лk. III, 17 ) Это рецепт с гумна! Вос­пользуемся им, бесстрашные и беспечные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

апостола ( Римл. Х, 10 ) 18 . Пока вера не проникнет в наше сердечное святилище, пока она обитает лишь за пределами его, она остается еще мертвою, не оживотворяемою ничем. Но лишь только она сделается достоянием и сердца, положение дела сразу изменяется. Сердечно верующий, движимый побуждениями своего сердца, проявляет свою веру в делах. Эти последние и являются жизненными элементами они только и ничто более. Это положение подробно раскрывается св. ап. Иаковом, говорящим, что хотя теоретическая вера дело хорошее, но, взятая помимо подтверждения её соответствующим ей поступанием человека, она мертва. В обоснование истинности своих слов св. апостол ссылается на оправдавшихся своими делами Авраама и Раавблудницу. Веру он уподобляет телу, т.е., веру теоретическую, историческую; а дела душе. Душа ожитворяет тело, дела ожитворяют веру, Вера, словом, достигает совершенства только делами... ( Uak. II, 14 26) 19 )... И так, вера должна проникать все наши душевные силы: и волю, и ум, и чувство; должна быть свободною, разумною, сердечною. При таких только условиях она и может быть совершенною. Конечно, степеней этого совершенства много. Возможно высшая для человека ступень достигается не вдруг. На нее восходят только чистые сердцем, вера которых уже тождественна с получаемым нами при посредстве чувства зрения знанием: чистые сердцем узрят Бога ( Mф. V, 8 ) 20 . Отсюда совершенно понятными для нас становятся слова Спасителя, поясняющие силу и значение веры. Его ученики не могли изгнать беса из одного человека. Не могли, как Он говорит, только по их неверию. Между тем как, если бы им была присуща вера лишь только с горчичное зерно, то и тогда, по их слову, гора перешла бы с места на место и вообще для них все было бы возможно ( Mф. XVII, 19, 20 ) 21 . Вера наша, по слову св. Иоанна, есть победа, победившая мир ( 1Uoah. V, 4 ) 22 , и т. д. (ср. Ebp. XI )... В виду всего сказанного вполне ясно, почему всюду в Слове Божием весьма выразительно говорится о вере, как деле Божием ( Uoah. VI, 28, 29 ) 23 , именно вере в I.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Православная Церковь сохранила от древности благословение людей и предметов; это совершает епископ или священник; при этом произносится имя Лиц Святой Троицы, а правой рукой творится крестное знамение над благословляемым ; этим напоминается, что Христос есть источник всякого благословения. 100. Творил ли Господь Иисус Христос благословение, дал ли повеление благословлять и называл ли людей благословенными? Спаситель нередко благословлял: перед творением чудес (Мф. XIV, 19); устанавливая таинство Евхаристии (Мк. XIV, 22); являясь после Своего Воскресения из мертвых (Лук. XXIV, 50); велел благословлять в Своих поучениях ( Mф. V, 44 ); указывал на благословенных при описании Последнего Суда ( Mф. XXV, 34 ). 101. Подтвердил ли Сам Христос 5-ю Заповедь? Распятый на Кресте «Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорить Матери; Жено! се сын Твой. Потом говорить ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученикь сей взял Ее к себе» ( Uoah. XIX, 26, 27 ). Так Господь, Своим человеческим существом томясь в предсмертной муке, душей скорбя о безсердечии хулителей, обращенный духом к искупительному значению Своего подвига, – проявляет сыновнюю заботу о дальнейшей земной жизни Его Пречистой Матери. 102. Можно ли руководствоваться 5-й Заповедью более распространенно? Священное Писание говорить о сыновнем почитании пастырей Церкви, которые порождают в нас высшую, т.е. духовную жизнь. «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны; ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, какь обязанные дать отчет; чтоб они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это было бы для вас неполезно« ( Ebp. XIII, 17 ). Поддержание кем-либо вообще иерархического начала в общественной жизни указывает на внутреннее благообразие человека. Обязывает его к этому и более глубокая причина: призыв Писания – относиться с уважением к людям старшого возраста. »Пред лицом седого вставай и почитай лице старца, и бойся (Господа) Бога твоего» ( Лeb. XIX, 32 ). 103. В каком случае христианину надлежит выйти из послушания тем, кого он должен почитать?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   Что вы объясняете свою немощь, что нередко побеждаетесь высокоумием в советах приходящих к вам о чем-либо посоветоваться, — удивительно для меня, о чем бы здесь высокомудрствовать, когда что вы скажите вопрошающему вас, ибо если бы что и скажете ему не от себя, но наставляеми благодатию Христа Спасителя и по вере требующего. Разве сему удивляться мы с тобой станем, что к нам ходят, то и пословица на нас с тобою и сбудется: «Когда овец не стало, то и наказывать мода стала или пала». Спасение Господь и противными нам случаями соделывает наше спасение    Все нам причиняют огорчения, чувствительно о всем соболезнуем. Желаю скорого избавления от сих неприятностей, но, ежели угодно будет Богу и еще отложит на время избавление, будьте мужественны и тверды духом в вере и уповании на щедроты Милостиваго Господа, что Он и противными нам случаями соделывает наше спасение. Познайте свою немощь и недостаточность к покорности воле Божией и к исполнению святых Его заповедей. От какового познания приобрящете себе смирение и увидите помощь Божию. «У человек сие невозможно есть, у Бога вся возможна» (Mф.:XIX, 26)    О ваших страхах касательно трудности спасения в мире при мирных занятиях и в семейной жизни отвечаем словами Спасителя нашего: «от человек невозможно, от Бога же вся суть возможна» (Mф.:XIX, 26); только бы произволение ко исправлению не ослабло и нелицемерное покаяние смягчило бы суд Божий. Спасение приобретается терпением    Писание ваше получили, из оного усмотрели некоторые выражения вашего устроения, которым вы, будучи оскорбляемы, смущаетесь и доходите до малодушия, почему, сколько возможно, пишем вам во утешение и для укрепления в находящих на вас искушениях. Вы желаете спасения душевного, а оное стяжевается терпением. Глаголет Господь: «В терпении вашем стяжите души ваша» (Лk.:XXI, 19) и Св. Илия Екдип пишет: «Достойно всякому христианину, право верующему в Бога, не быти без попечения, но всегда чаяти и ожидати искушения». Вспомните, что Господь ублажает тесный и прискорбный путь, а не пространный и бесскорбный.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3579...

Эти уста и Господь призывает нас иметь отверстыми ко приятию пищи истинной: расшири, говорит Он, уста Твоя, и исполню я. Может однажды начертанная и запечатленная в разуме души мысль о Боге именоваться хвалою, от Бога всегда пребывающею в душе; может и по Апостольскому слову, старательный вся творит во славу Божию. Ибо всякое делание, и всякое слово, и всякое действие умное имеет силу хваления». «Св. Григорий Богослов говорит об умной молитве так: Всегда делай ум храмом Богу, чтобы иметь внутри своего сердца невещественное пребывание Царю». «У Св. Макария Великого находим: Христианин должен всегда иметь память о Боге, ибо написано: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, чтобы не только тогда, когда входишь в молитвенный дом, любить Господа, но и тогда, когда ходишь, беседуешь, ешь и пьешь, иметь память о Боге, и любовь и желание; ибо сказано: идеже есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше». «Преподобный Симеон, Новый Богослов, пишет об умной молитве и о внимании так: Святые отцы наши, слыша слова Господа, яко от сердца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы, и та суть сквернящая человека ( Mф.XV:19 ), учившего очищать внутреннее скляницы да и внешнее ее будет чисто ( Mф.XXIII:26 ), оставивши мысль о всяком ином делании, подвизались в этом хранении сердца, несомненно зная, что при хранении сердца они и всякое иное делание без труда соблюдут, без него же никакая добродетель удержаться не может.» Как и всякий другой духовный подвиг, молитва может совершаться правильно или неправильно. Неправильною молитва бывает тогда, когда она совершается невнимательно, небрежно, торопливо, или когда естественные, сопровождающие молитву, ощущения принимаются за благодатные действия Св. Духа, или когда к молитве примешиваются тщеславие, самомнение, и когда молящийся, не имея надлежащей осторожности, принимает коварные внушения диавола за явление благодати Божией, как это случилось, например, с преп. Исаакием Печерским, принявшим в ослеплении гордости явление бесов за явление самого Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Но мы уже видели, что цитируемое место из „Второзакония” XVIII, 18 не может относиться к Мохаммеду, а относится к Христу. Отсюда – „Пророк” в этом стихе есть Христос. Иудеи делали обратное исчисление. Они думали, что Иоанн Креститель мог быть обещанным Мессией. Когда сам Иоанн стал это отрицать, они спросили его: „может быть, ты предтеча Мессии Илия? ( Maл. IV, 5 ; Mф. XVII, 10 ; Mapka IX, 11 ). Иоанн объясняет посланным, что он лично не Илия, да последний ещё не возвратился на землю, как иудеи думают об этом возвращении (хотя Иоанн был именно личностью, на которую указывает пророк Малахия (IV, 5); см. Mф. IX, 14 . („Аще хощете прияти, той есть Илия, хотяй приити”). Будучи неспособны понять, кто же, наконец, был Иоанн, к которому они были посланы, иудеи потом спросили его: „может быть, ты пророк, о котором говорится во „Второзаконии” (XVIII, 18)? По отношению к значению последнего пророчества в это время между иудеями было некоторое различие во мнениях. Многие правильно понимали, что в книге „Второзакония” указывается обещанный Мессия, как это ясно из Евангелия Uoahha VI, 14 . („Человеци же, видевше знамение, еже сотвори Иисус, глаголаху, яко сей есть воистину Пророк, грядый в мир!”) Это говорилось по поводу чудесного насыщения пятью хлебами пяти тысяч народа. Но некоторые вовсе не были такого мнения, как это явствует из того же Евангелия Иоанна (VII, 40, 41). („Мнози от народа, слышавше слово, глаголаху: сей есть воистину пророк. Друзии же глаголаху: сей есть Христос. Овии же глаголаху: егда от Галилеи Христос приходит?”) Последняя группа иудеев предполагала, что пророк, возвещённый в XVIII, 18. „Второзакония”, есть другой Предтеча обещанного Мессии. Рассказ ев. Иоанна (I, 19–28) показывает, что спрашивавшие у Иоанна Предтечи сильно нуждались в том, чтобы узнать: кто же такой Иоанн Креститель: Мессия ли он или же один из Его предшественников? Неразумно было спрашивать о том: есть ли Иоанн Креститель предполагаемый пророк, долженствующий пришёл спустя столетие после Мессии, когда сам Мессия ещё до сих пор не объявился, как таковой, и не был признан ими (иудеями).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

В ночь на 10-е число скончался в С.-ПБ. генерал-адъютант, член Военного Совета Александр Феодорович Минквиц, бывший Командующий войсками Харьковского военного округа. У меня с ним в Харькове были мирные отношения, и я сохраняю о нем добрую память. 15-го ч. мимоездом С.-ПБ. посетил меня мой старый товарищ по академии и добрый друг Алексей Егорыч Викторов. Между прочим, он передавал мне замечание Синодского Обер-Секретаря Барсова 682 насчет будто бы частого моего обращения в Синод с мелочными просьбами по Вышневолоцкой Казанской Общине. Но упрек этот напрасный; он ко мне не относится. По всей вероятности, эти просьбы шли от имени митрополита Исидора, принимавшего особенное участие в означенной Общине. 17-го ч. (воскресенье). Служил я в Кафедральном Соборе и возвел в сан архимандрита настоятеля Успенского Желтикова монастыря, иеромонаха Гавриила. После литургии, при вручении жезла новопоставленному архимандриту, я обратится к нему с следующею речью: «Преподобный Отец, архимандрит Гавриил! Оставив после тринадцатилетних трудов 683 , по собственному произволению, учебное поприще ты вступаешь ныне, по соизволению высшего священноначалия, наипаче же по всеблагой воле Верховного Распорядителя и Строителя судеб человческих, на новый, более трудный и более ответственный пред Богом, путь служения Святой Церкви. До сих пор ты имел дело с юным поколением; отныне тебе вверяются начальственные заботы и попечения о мужах зрелого возраста и даже старцах. Но иное дело школа, иное – иноческая обитель. Иначе можно и должно было действовать на юношество, иначе следует относиться к зрелому и старческому возрасту. Легче склонять и убеждать молодые незрелые умы, нежели переубеждать умы старые, искоренять и исправлять навыки глубоко и твердо укоренившиеся. Доселе от тебя требовалось наиболее то, чтобы ты сеял и насаждал в душах юных питомцев семена доброго, христианского учения; о их нравственном воспитании преимущественная забота лежала на других. Отныне на тебя возлагается св. Церковью священная обязанность не только научать и просвещать вверенную твоему начальственному попечению братию, но и руководить ее на пути христианского благочестия и доброго иноческого жития, – руководить не только словом учения и вразумления, но наипаче примером своей доброй жизни. Ты должен твердо памятовать слова Божественного Подвигоположника – Христа: иже сотворить и научить, сей велий наречется в Царствии Небеснем ( Mф.V:19 ), и другие: горе человеку, тем паче начальствующему, им же соблазн приходит ( Mф.XVIII:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Это тем более знаменательно, что священная седьмерица, как закон литературной композиции, встречается чаще, чем какое-либо иное число, и, притом, в равной мере во внебиблейской и в библейской письменности. В классической литературе, как пример седьмеричного деления, называют Четвертую Эклогу Вергилия 81 . Особое значение седьмерицы в сознании древних вытекает и из элегии Солона о десяти седьминах человеческой жизни 82 . В Библии , если ограничить наше внимание одним только Новым Заветом, надо отметить явное для всякого даже поверхностного наблюдателя построение по седьмеричному принципу Иоанновского Апокалипсиса. Элементы седьмеричного построения наблюдаются, несомненно, и в Евангелии от Иоанна 83 , хотя попытка Ломейера вскрыть его до последних частностей в плане Евангелия и распространить его и на Первое Послание Иоанна не убеждает читателя 84 . Очень вероятно, что в формальной истории Евангелия принцип седьмеричного деления есть элемент досиноптический. Небезынтересно, что образ семи злых духов мы встречаем не только в Мф. (ср. Мф.12:45 ), но и в Лк. ( Лк.11:26 ), а, может быть, и в Мк. (ср. неподлинное заключение Мк.16:9 , которое, однако, в этой точке совпадает с Лk. VIII, 2 ). Допустимо, конечно, что текст Лk. XI, 26 восходит к Mф. XII, 45 , но столь же возможно, что оба Евангелиста его заимствовали из общего источника предания. Вопрос саддукеев о семи мужьях одной жены встречается у всех трех синоптиков ( Mф. XXII, 23–33 , Mk. XII, 18–27 , Лк. ХХ, 27–40 ), а насыщение толпы семью хлебами, от которых осталось семь корзин кусков, не только у Матфея ( Мф.15:32–39 ), но и у Марка ( Мк.8:19 ). В той среде, в которой возникли наши Евангелия, числу «семь», очевидно, приписывалось особое священное значение. Мы не имеем основания утверждать, чтобы Евангелист Матфей этого значения за ним не признавал, но изучение его книги показывает, что большого интереса он к нему не имел. Седьмерицы в Мф. по всей вероятности, принадлежат не ему, а тем источникам предания, из которых он их заимствовал. Одною из этих седьмериц является и седьмерица М. Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010