Во–вторых, Святые Отцы и учители церкви утверждали, что воскресения наших тел требуют и правда Божья, и премудрость. Правда: ибо тело человека участвует как в добрых делах души, так и в ее беззакониях; след. по справедливости должно участвовать и в ее вечных наградах или наказаниях. 313 Премудрость, ибо, по премудрости, Бог создал человека двухчастным, из тела и души, чтобы в этом виде он достигал своего предназначения: след. премудрость Божья не оправдалась бы от дел, если бы, рано или поздно, тело человека, по разлучении с душою, снова не соединилось с нею для составления полного человека. Какими качествами будут отличаться воскресшие тела? Они будут существенно те же, каковыми были в соединении с известными душами в продолжение земной жизни. Это видно из примера Христа Спасителя. Первенца из умерших, воскресшего из гроба в Своем собственном теле ( Ин. ХХ, 25 – 27 ). Да это же прямо явствует и из самого понятия о воскресении, которое есть только восстановление или сотворение чего–либо нового. Но с другой стороны воскресшие тела будут и отличны от настоящих тел: они восстанут в преображенном виде, по подобию воскресшего тела Христа Спасителя, который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его ( Фuлun. III, 21 ). Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное ( 1Kop. XV, 42 – 44 ). В этих словах апостола указаны те новые качества, которые наши тела приобретут после воскресения: они будут нетленны и бессмертны ( 1Kop. XV, 53 ), славны или светоносны, подобно телу Христа Спасителя во время преображения Его на Фаворе ( Фuлun. III, 21 ; Mф. XIII, 43 ) 314 , сильны и крепки, непричастны немощам настоящей жизни, духовны 315 , весьма тонки и легки. Одним словом, сподобившиеся достигнуть того, века и воскресения из мертвых будут равны Ангелам ( Лук. ХХ, 36 ; Mф. XXII, 30 ). Будут ли воскресшие тела праведников отличаться чем либо от воскресших тел грешников? Несомненно будут. Общими свойствами как тех, так и других будут нетление и бессмертие. Вострубит последняя труба, и мертвые воскреснут нетленными ( 1Kop. XV, 52 ). Но несообразно было бы с существом дела думать, что и тела грешников восстанут в славе и просветятся. «Мы восстанем и все будем иметь вечные тела, но не все подобные. Если кто праведен, получит тело небесное, в котором бы мог он, как надлежит, обращаться с Ангелами; если кто грешен, получит вечное тело долженствующее терпеть мучение за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушаться» (Св. Кирилл Иерусалимский , огласит. поучение XVIII).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Почему Григорий Богослов и не сказал здесь: «совершенно не следует», – но умерил резкость мысли выражением « ς τ πολλ». Человеческая же воля Спасителя – хотя была и природная, но не просто человеческая: как обожествленная в силу ипостасного единства, она была совершенно безгрешна 371 . Григорий Нисский (в слове на Пасху) в объяснение Мф. VIIÏ 2–3 говорит, что в исцелении прокаженного Христос обнаружил человеческую волю («душа хочет») и человеческое действование («тело касается») 372 . Тот же отец Церкви в объяснение Mф. XV: 32 и следующих говорит, что в желании Христа насытить множество сопровождавшего Его в пустыне народа и в преломлении Им хлеба сказалась двоякая природа Христа: Божественная – «через стремление присущей душе воли», и человеческая – «через действие плоти» (преломление хлеба руками) 373 . Тот же отец во второй книге против Аполлинария свидетельствует, что выражением «не Моя, но Твоя» (Лк. XXIÏ 42) Христос явил Себя обладающим двумя различными природными волями: Божественной и человеческой 374 . Иоанн Златоуст в слове против оставивших собрание говорит, что слова: «Отче, если возможно…, впрочем, не как Я хочу, но как Ты» – указывают не только на проявление естественного страха смерти, по природе присущего человечеству Христа, но и на двойство природных воль во Христе. Нельзя эти слова целиком относить к Божественной воле Христа, потому что в таком случае выйдет противоречие. Кирилл Александрийский в 24 главе «Сокровища» говорит, что словами: «Если возможно, да минует…» и т. д. – Христос засвидетельствовал действительность Своей человеческой воли, которой по природе свойственно страшиться смерти 375 . Наконец, Севериан, епископ Гавальский ( Γαβαλν) засвидетельствовал двойство воль во Христе при объяснении Mф. XXVI, 39 и 41 стихов. Для двойства действований Максим указывает 376 выражения отцов Церкви столь же решительные. Амвросий Медиоланский во второй книге к Грациану так рассуждает: как Бог, Христос равен Богу, а как человек – Он меньший. Одна и та же природа в одно и то же время не может быть и меньшей, и равной; следовательно, во Христе – две различные сущности или природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

И Тебе же Самой, (св. старец предрек Богоматери), душу пройдет оружие, яко от многих сердец откроются помышления». ( Лук. 11, 33 – 36 ). В храме была также 84-летняя вдовица Анна, яже не отхождаше от церкви, постом и молитвами служащи день и нощь: и та в той час приставши исповедашеся Господеви, и глаголаше о Младенце всем, чающим избавления в Иерусалиме ( Лyk. II. 36 – 38 ); почему и называется пророчицею. Так ясно и величественно открылось Божество в сорокодневном Младенце! Чаявшими утехи израилевой Он был узнан и прославлен, как Христос, Спаситель мира и Господь. Симеон, благословляя Бога, сказал: «яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей.» Жизнь праведника, по воле Божией, как сказывает предание, долее обыкновенного продлилась, дабы он, своими очами узрев Младенца-Спасителя мира, с миром отошел от жизни настоящей 122 . (Сост. по кн. прот. Г. Дебольского : «Дни богослужения» т. И, изд. 8, стр. 47 – 52). 7. День преображения Господня Хотя ученики Господа нашего И. Христа всем сердцем веровали Его учению, но они не могли уразуметь, как Он, Сын Божий, может пострадать и умереть. Им казалось это невозможным, и они крайне смущались при мысли о Его страданиях. Для того, чтобы они с одной стороны не ослабели в своей вере, когда придет это страшное время, с другой, чтобы сделать для них наглядною ту истину, что последователи Его, для сохранении веры в Него и для спасения душ своих, должны быть готовы все претерпеть ( Mф. XVI, 24 – 26 ), и ожидать себе славы не на земле, но на небе, Господь благоволил показать Свою божественную славу трем избранным ученикам Своим. Чтобы явить эту небесную духовную славу ученикам Своим, которая последует за временными страданиями ( Mф. V. 11 ), Господь в 33 лето Своей земной жизни, в последний год Своей проповеди евангелия, чрез 6 дней после беседы о Своих страданиях, смерти, воскресении и обязанностях последователей Своих, преобразился. Для сего Господь взошел на высокую галилейскую гору (она имеет отвесно высоты до 500 саж.) – Фавор, в сопровождении трех учеников Своих – Петра, Иакова и Иоанна, которые, как говорит церковь (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Говорят, что вечные мучения, как наказание, не имеющее целью исправление наказуемых, есть бесцельная жестокость и мщение, недостойное Бога. Но что бы сказало человеческое право судье, если бы ему представили следующее соображение. В обществе есть преступники, ожесточенные и закоренелые; никакое наказание не исправит их: следовательно, всякое наказание, на них налагаемое, есть бесцельная и бесполезная жестокость. Следовательно, такие злодеи должны быть освобождены от всякого наказания и им должна быть предоставлена полная свобода действия. И человеческое правосудие, опираясь на непреложный и всеми сознаваемый закон правды, не только обрекает преступника на пожизненное изгнание или заключение, но за великие преступления осуждает злодея на смертную казнь. Причем, конечно, уже не имеется в виду исправления казнимого. Закон правды требует, чтобы нарушение этого закона было наказано, независимо от других целей, каковы, напр., исправление наказуемого, устрашение других и пр. Цели сии могут быть и не быть; но прямая цель наказания есть воздаяние за преступление, требуемое законом правосудия. И сам преступник, основываясь на собственном сознании, принимает назначенное ему наказание не в виде исправительной меры, хотя оно и может быть такою мерою, но принимает его как возмездие за нарушение закона. Наконец, в словах апостола думают находить проповедь о всеобщем восстановлении всех тварей в состояние славы и блаженства. По откровении царства славы, Бог, говорит апостол, будет всяческая во всех ( 1Kop. XV, 28 ). А где Бог, там свет, жизнь и блаженство. Где же, говорят, будет геенна, если Бог будет всяческая во всех? – Но что апостол, – не проповедник всеобщего восстановления, об этом он сам свидетельствует, когда говорит, что на последнем суде незнающие Бога и непокоряющиеся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа в наказание подвергнутся вечной погибели от лица Господня и от славы могущества Его (2 Фесс. I, 7 – 9). Не противоречит же сам себе апостол. Правда, где Бог, там свет, жизнь и блаженство; но только для тех, которые имеют очи видеть ( Puм. XI, 8 – 9 ), имеют чистое сердце, способное жить в Боге и наслаждаться блаженством лицезрения Божья ( Mф. V, 6, 8 ). И естественный свет для больных глазами бывает тяжел и невыносим: тем паче нестерпимо свечение Божественного света для душ, омраченных грехом. Для чистых сердцем Бог действительно есть свет и жизнь; для омраченных грехом Бог есть огнь поядаяй ( Ebp. XII, 29 ). И тогда как первые будут вкушать неизреченное блаженство в лицезрении Божьем ( Mф. V, 8 ), последних одна мысль о Боге будет приводить в ужас и трепет ( Uak. II, 19 ). Бог будет всяческая во всех: но от сего не будут блаженны неспособные к блаженству и недостойные блаженства. И естественный свет освещает все вещи видимого мира: но от этого не делаются прозрачными и светящимися тела темные и непроницаемые светом. 2. О вечном блаженстве праведников

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Но скажут: если благодать Божия спасает человека, если она внушает и творит в нас всякое добро, то, следовательно, человек сам в себе не имеет никакого основания и дерзновения подумать о какой-либо награде за свои труды и страдания в сей жизни? Так ли это? Неужели человек сам по себе недостоин за что-либо правосудного одобрения от Бога? Да не смущается сердце ваше. Господь мог сотворить нас без нас, но спасти нас без нас не может. Насильно в рай никто не будет введен. Это недостойно и Бога, и человека. Поэтому при сильном влиянии на нашу душу благодати Божией требуется участие и от нас. Наша воля, наше послушание и готовность идти по пути Божию, или наше ослушание, сопротивление благодати – вот где вся задача как здешней жизни, так и условие загробной участи. Оттого-то Христос и обращается к доброй воле людей. Кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой ( Mф. XVI, 24 ). Сыне! Дай, дай мне сердце твое, увещевает Господь. А от людей зависит, идти к Нему или не идти. Иначе бы все вообще люди спаслись, иначе бы не нужно было благочестивым людям бороться с неправдою, за свои святые убеждения принимать позор, клевету, гонения, узы, тюрьму и даже смерть. Все равно, дескать, Милосердный Бог помилует и спасет. Нет, христиане, Господь говорит: Я вас звал, вы Меня не послушали; Я увещевал вас, а вы не внимали; Я был голоден, Я жаждал, а вы и не накормили, не напоили Меня; был Я болен и вы не посетили Меня. Так идите же от Меня, проклятые, в огонь вечный ( Mф. XXV, 42–43,41 ). Итак, что же требуется от человека, чтобы спастись при благодати Божией? Нужна вера, проявляемая в истинно добрых делах. Ст. 8. Мы спасаемся благодатью… через веру, говорит апостол. Что такое вера? Вера есть доверие Божественному, спасительному учению и несомненное убеждение в той доброй жизни, которая человеку еще не известна, но которая несомненно будет существовать и в которой удовлетворятся все потребности нашего духа. Уверовать во Христа есть дело важное, досточтимое. Для духа человеческого, особенно развитого, принять убеждения новые, особенно идущие вразрез с усвоенными понятиями, есть действительно великий подвиг. Здесь требуется самопожертвование. Нужно бросить лишние умствования, покорить ум и сердце небесной истине и детски быть послушным ее велениям. Таким образом, спасающая вера требует смиренномудрия, безусловного послушания Христову учению. Такая-то вера и есть заслуга со стороны человека. Но добрые дела по этой вере составляют опять плод благодати и милости Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Но Он не отвергает тебя, напротив того призывает к Себе, умоляет тебя, чтоб ты приступил к нему. Он не будет упрекать тебя, никакое жестокое слово не изыдет из уст Его. Он призывает тебя к Себе единственно для того, чтоб даровать тебе прощение и исцеление. «Приидите и истяжимся, глаголет Господь, и аще будут грехи ваши яко багряное, яко снег убелю; аще же будут яко червленое, яко волну убелю» ( Uc. I, 18 ). Цель пришествия Христова на землю состояла в том, чтоб освободить души человеческие от обладавшего ими греха и восстановить в нас падший Божественный образ. «Се Агнец Божий, свидетельствует о Иисусе Иоанн Предтеча, вземляй грехи мира» ( Uh. I, 29 ). Исцеление телесных болезней было лишь доказательством исцеления души от греха. Когда пред Господа принесли расслабленного жилами, тогда Он сказал болящему: «дерзай, чадо, отпущаются тебе греси твои» ( Mф. IX, 2 ). Некоторые из книжников, тут присутствовавших, помыслили, что произнесена хула. Иисус, зревший помышления их, сказал: «Вскую вы мыслите лукавая в сердцах своих? Что бо есть удобее, рещи: отпущаются те греси; или рещи: восстани и ходи. Но да увесте, яко власть имать Сын человеческий на земли отпущати грехи, тогда глагола расслабленному: восстани, возми твой одр и иди в дом твой» ( Mф. IX, 4–6 ). Если ты до того расслаблен грехом, что потерял самое произволение к добру, если прокажен, глух и слеп душею, если ты столько повиновался диаволу, что поступил совершенно во власть его, и, действуемый насилием врага, сходствуешь с беснующимся – то и тогда не посумнись приступить к покаянию, и услышишь: «отпущаются тебе греси твои». Создатель твой есть Создатель и сердца, и ума твоего, и воли твоей. Ты расстроил, растлил их грехом? Создатель может воссоздать сердце чистое из сердца оскверненного, и помраченный, поврежденный ум обновить всемогущею Своею Истиною. Он может страждущую и изнемогающую волю твою под насилием греха утвердить в добре, и таким образом возвратить душе твоей радость надеждою спасения, которая является в победах воли над грехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Но каким образом добрые «будут приходить», чтобы видеть казни злых? Неужели они телесным движением оставят свое блаженное местопребывание и направятся к местам казни, чтобы телесными глазами видеть муки злых? Без всякого сомнения – нет; но они «будут приходить» познанием. Этим словом обозначается, что те, которые подвергнутся мучениям, будут вне. Поэтому и Господь называет те места тьмою внешнею ( Mф. XXV, 30 ); противоположность же ей представляет тот вход, о котором говорится рабу доброму: «Войди в радость господина твоего» ( Mф. XXV, 21 ). Представляется, что злые не войдут сюда, чтобы дать о себе узнать, но что скорее добрые как бы выйдут к ним познанием, чтобы получить о них сведения, так как будут узнавать то, что вне. Те, которые будут нести наказания, не будут знать о том, что будет происходить внутри в радости Господа; но те, которые будут в этой радости, будут знать, что делается вне, в той тьме внешней. Потому и сказано: «будут приходить», что от них не укроется и то, что будет в отношении к ним вне. Если могли знать это, когда оно еще не совершилось, смертные пророки в силу того, что в умах их был Бог, хотя Он был и очень мало; то как не будут знать этого, тогда уже действительно исполнившегося, бессмертные святые, когда Бог будет во всех ( 1Kop. XV, 28 )? Итак, твердо станет в том блаженстве семя и имя святых, то, разумеется, семя, о котором Иоанн говорит: «Семя Его пребывает в нем» ( I Uoah. III, 9 ); а имя то, о котором через того же Исайю сказано: «Дам им вечное имя» ( Ис. 56:5 ). И «из месяца в месяц, и из субботы в субботу», как бы луна от луны и покой от покоя, то и другое будут они сами, когда от этих ветхих и временных сеней перейдут в те новые и вечные светила. Огонь же неугасимый и червь долговечный в наказаниях злым разные толкователи объясняли различно. Одни относили то и другое. Иные же к телу относили огонь в буквальном смысле, а к душе червя – в смысле переносном; последнее представляется более вероятным. Но теперь не время входить в рассуждения по этому предмету. Эту книгу мы предположили посвятить последнему суду, на котором совершится отделение добрых и злых; о наградах же и наказаниях будет подробная речь в другом месте. Глава XXIII. Что пророчествовал Даниил о гонении антихриста, о суде Божием и царствии святых

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

«Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых» ( Nc. XXVI, 13 ). »Впрочем мы по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которой обитает правда« ( 2Nem. III, 13 ). § 29. О четвертой заповеди блаженства 226. Кто является алчущим правды по Заповеди: »Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся» ( Mф. V, 6 )? Господь сказал в этой заповеди не о тех, которые оказывают предпочтение правде и не о тех, которые желали бы осуществление правды. Христос удостоил блаженства того, кто мучительно негодует на всякую неправду и так ожидает торжества истины, как голодный ищет насытиться и как нужна вода изнуренному жаждой . Ибо: " Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо: дабы мы, умерши для грехов, жили бы для правды« ( 1Nem. II, 24 ). 227. Что разумеется в 4-й Христовой Заповеди под словом правда? В славянских языках имеются однозначащия наречия: прямо, право, просто, правильно, верно. Правда – значит прямой, без изгибов путь, простое, верное направление к цели. В области нравственных понятий правда есть не только верный подступ к истине, но это – земной образ истины, ея свершение, истина на деле. Исполнение правды – то же самое, что служение истине . " Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину» ( Nc. XXXVI, 3 ). Спаситель, принимая Крещение от Предтечи, назвал правдою исполнение ветхозаветного закона, т.е. того, в чем заключается истина. »Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» ( Mф.III , 15). 228. Был ли дан образ истины человекам? Живой образ истины дан миру в лице Иисуса Христа, вочеловечшагося Сына Божия. «И Слово стало плотию: и обитало с нами, полное благодати и истины« ( Uoah. I, 14 ). »Пилат сказал Ему: что есть истина?» ( Uoah. XVIII, 38 ). Чувствовал язычник, колебался, но не признал в себе, что пред ним в ту минуту предстояла воплощенная Истина; и предал Ее на распятие. 229. Что есть Истина? «А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный» ( Иер. Х, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

" Тогда скажет тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелом его« ( Mф. XXV, 41 ). »И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Ст. 46). 245. Будет ли среднее состояние между праведными и осужденными? Нет. Сын Божий одних благословит, друтих проклянет; «и отделить от других, как пастырь отделяет овец от козлов» ( Mф. XXV, 32 ). 246. Кто враги Бога и кто ослушники призывов Христа? Богоборцы. Попирающие всякую мысль о всем святом. Истребители и гонители верующих. Воюющие против Церкви Христовой. Сознательные слуги зла. Все, кто по гордости ума, по похоти, по душевной вялости, не приняли благовестия о Царстве; пренебрегли великой ценностью человеческой души; остались равнодушны к Искупительной Жертве и не покаялись; отказались от Богосыновства, т. е. приняли сторону диавола. " И со всяким неправедным оболщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» ( 2Фec. II, 10 ). 247. Возможно ли покаяние после смерти? Невозможно: когда испытательная жизнь кончена, душа пребывает после Частного Суда в ожидании общого воскресения, а тело истлевает, состав человека нарушен. Только до этого разделения человек живет, избирает жизнь и волен последовать за избранным им господином. " Где Я, там и слуга Мой, будет« ( Uoah. XII, 26 ); »и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так-что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят« ( Лyk. XVI, 26 ). 248. Отчего великое милосердие Божие не будет обращено на осужденных, поставленных налево? Последний Суд Господь будет вершить Своим милосердием, принимая предстательства Заступницы Усердной и святых. Но Бог неизменяем, слово Его непреложно и правосудность неотемлема : " из уст Моих исходить правда, слово неизменное»... ( Uc. XLV, 23 ). «(Ибо все обетования Божии в Нем «да», и в Нем «аминь»)» ( 2Kop. I, 20 ). «Правосудие и правота – основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицем Твоим» ( Nc. LXXXVIII, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Церковь Церковь есть установленное от Бога общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Из этого понятия о Церкви нужно видеть, что к ней принадлежат не только живущие православные христиане, но и все скончавшиеся в истинной вере и святости. О таком соединении Церкви небесной с земной ап. Павел говорит: вы (христиане) приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства и к ходатаю нового завета Иисусу ( Ebp. XII, 22–24 ). Сие соединение Церкви небесной с земной указывает на нее, как на предмет веры. Веровать в Церковь значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову, повиноваться ее учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа. В благодати Божией, всегда пребывающей в истинной Церкви Христовой, мы убеждаемся, во-первых, тем, что глава ее есть Богочеловек Иисус Христос, исполненный благодати и истины ( Uh. I, 14 ) и исполняющий благодати и истины тело Свое, то есть Церковь ( Uh. I, 17 ). Во-вторых тем, что Он умолил Отца небесного послать ученикам Своим другого Утешителя, который да пребудет с ними во век ( Uh. XIV, 16 ). Утешитель же, Дух Святый, поставляет пастырей пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею ( Деян. ХХ, 28 ). Имея главой и руководителем самого Бога, Церковь Христова по благодати Божией всегда пребывала и будет пребывать до скончания века: созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Mф. XVI, 18 ); или – Я с вами во все дни до скончания века, говорит Иисус Христос ( Mф. XXVIII, 20 ). В исповедании веры мы признаем Церковь «единой». Сие наименование указывает на то, что Церковь Христова составляет одно духовное тело, имеет одну главу, Иисуса Христа, одушевляется одним Духом Божиим. Одно тело и один дух, как вы и призваны в одной надежде нашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех ( Eф. IV, 4–6 ). Для Церкви, как тела Христова, не может быть иной главы, кроме Иисуса Христа ( I Kop. III, 10–11 ). Хотя и существуют в Церкви православной как бы отдельные и самостоятельные Церкви, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская, но все эти Церкви суть части единой Вселенской Церкви. Отдельность видимого их устройства не препятствует им духовно быть великими членами единого тела Церкви Вселенской, иметь единую главу – Христа и единый дух веры и благодати. Видимо сие единство выражается одинаковым исповедыванием веры, общением в молитвах и таинствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010