89. Какие были признаки, по которым человеки могли узнать родившагося Спасителя? Многия точныя предсказания о разных обстоятельствах Его рождения и земной жизни. Например: пророк Исаия предсказал, что Спаситель родится от Девы ( Uc. VII, 14 ). Пророк Михей, – что Спаситель родится в Вифлееме и это предсказание иудеи понимали еще прежде, чем узнали об этом событии ( Mф. II, 4–6 ). Пророк Малахия, после создания второго Иерусалимского храма, предсказал, что пришествие Спасителя приближается, что Он придет в этот храм и пред Ним будет послан Предтеча, подобный пророку Илии ( Maл. III, 1; IV, 5 ). Пророк Захария предсказал торжественное вшествие Спасителя в Иерусалим на осляти ( Зах. Х, 9 ). Пророк Исаия с удивительной ясностью предсказал страдания Спасителя ( Uc. LIII, 1–12 ). Прор. Давид в Псалме XXI-м изобразил крестныя страдания Спасителя с такою точностью, будто этот псалом писан был у самого Креста. Пророк Даниил предсказал и указал – когда именно будует явление Спасителя, 51 Его крестную смерть, следующее за нею разрушение храма города Иерусалима и прекращение ветхозаветных жертв ( Дah. IX, 1–27 ). Также 3 Кн. Ездры И, 35–37. 90. Узнали ли Иисуса Христа, как Спасителя, в то время, когда Он родился и жил на земле? Восточные мудрецы узнали Его по звезде, которая явилась на востоке перед Его рождением. Вифлеемские пастухи узнали о Нем от ангелов, которые сообщили им, что в городе Давидовом родился Спаситель. Симеон и Анна по особенному откровенно от Духа Святого узнали Его, когда по исполнении установленного срока от рождения Его, Он был принесен в храм. Иоанн Креститель, во время Крещения, в реке Иордани видел сошествие на Него Святого Духа в виде голубя и слышал глас Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» ( Mф. III, 17 ). Подобный глас был апостолам Петру, Иакову и Иоанну, во время Преображения Его на горе, с добавлением: «Того послушайте» ( Mpk. IX, 7 ). Кроме этих небывалых прежде явных знамений, общение Господа с народом, Его учение и великия чудеса привлекали людей к вере в Него, как в Мессию; ... »а женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос« ( Uoah. IV, 42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

253 . Следует также сохранять залог и возвращать (взятое взаймы). Но иногда, в зависимости от времени и обстоятельств, должно поступить как раз наоборот 732 ; (т. е.), не возвращать того, что ты получил. Так, напр., если кто либо требует обратно свои деньги затем, чтобы помогать варварам в ущерб отечеству (contra patriam), (заявляя себя так. обр.) явным врагом (родины) 733 , или, если ты возвращаешь такому, у котораго все равно отнимут данное тобою (cum adsit qui extorqueat), если ты возвращаешь безумному, который не в состоянии сохранить (то, что ты отдашь ему), или, если ты не откажешься возвратить помешанному заложенный тебе меч, которым он лишит себя жизни, то (во всех этих случаях) разве ты не поступишь вопреки обязанности? Или если ты принимаешь заведомо краденое, скрывая правду (ut fraudetur) от того, кто потерял, то разве это не будет нарушением долга? 254 . Иногда преступно бывает исполнять данное обещание 734 или соблюсти клятву, как (это можно видеть) на примере Ирода, который, в виду того, что поклялся дочери Иродиаде дать ей все, что только она ни попросит, убийство Иоанна предпочел нарушению даннаго слова (Mф. XIV, 7 и сл.). Что также скажу я об Иеффае, который принес в жертву свою дочь, которая первая попалась навстречу ему, победоносно (возвращавшемуся с войны). Правда, этим он исполнил данный им обет принести Богу то, что первое попадется ему навстречу (Cyд. XI, 39), (однако) лучше бы было ему ничего не обещать, чем обещанное выполнить (ценою) детоубийства. 255 . Вам ведомо, какая требуется осмотрительность (quanti consilii), чтобы предвидеть (это). Вот почему в левиты избирается такой, который охранял бы святилище 735 , не изменял бы (своему) решению (ne iallatur consilio), не оставлял бы веры, не боялся смерти, не допускал бы ни в чем невоздержанности, чтобы в самой внешности его сказывалась степенность; ему следует обуздывать не только дух (свой), но и глаза, дабы не нарушить целомудреннаго лица (frontem sobrietatis) при случайной встрече, потому что: «кто посмотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердде своем» (Mф. V, 27). Ведь любодействовать можно не только телом (facti colluvione), но и взглядом (aspectus intentione).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

б) Но Господь благ, говорим мы, и говоря это думаем изыскать защиту, под покровом которой можно бы спокойно предаваться дремоте греховной. Св. Божии человеки, с чистым сердцем взиравшие на Бога, лучше нас знали, что «Бог любы есть». Но если глубокое сознание своего ничтожества пред Богом может побудить человека к необыкновенным подвигам; то мысль о бесконечной любви Божией к человеку, о тех благах, которые Господь соделал для человека – грешника, и может побудить и действительно побуждала избранных Божиих еще к большим подвигам. «Взирая на начальника веры и совершителя Иисуса, Иже вместо предлежащия Ему радости претерпе крест, о срамоте нерадив» ( Ebp. XII, 2 ), каждый истинный подвижник вопиял в сердце: «вот что сделал для меня Господь; что же я сделал, что же я могу сделать для Него?...» И в самом деле, что будут значить самые величайшие наши пожертвования, наши труды и скорби пред тяжестию страданий крестных? «аще есть болезнь яко болезнь Моя», взывает чрез пророка Божественный Страдалец. И кто глубоко чувствует силу благости Божией к человеку и в чувстве любви и благодарности к Богу решается на подвиги, тот не может ограничиваться известными, определенными видами подвигов, «ибо любы вся терпит и николиже отпадает». И чем больше кто любит, тем больше принимает подвигов, и тем легче сии подвиги для исполнения; ибо любы не ищет своих си, не помышляет о себе. в) Правда, великие подвиги требуют от человека великих сил. О подвигах свв. Божиих мы часто можем сказать, что они выше сил человеческих. Итак, предпринимать такие подвиги не зназначит ли искушать Бога? «Не вси вмещают словесе сего», говорит Господь ученикам Своим, преподавая высокие евангельские советы девства и нестяжательности. «Не вси вмещают, но им же дано есть; могий вместити, да вместит». Кто же может сказать о себе: я могу вместить? Подобный почти вопрос предлагали Иисусу Христу и апостолы ( Mф. XIX 25). Но Иисус Христос воззрев на них рече: «у человек сие не возможно есть, у Бога же вся возможна» ( Mф. XIX, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Это действие совершается чрез Церковь благодатью. Церковь. Природа. Мир I. Выше сказано, что составляющие основу духовной жизни божественная любовь и вера, чтобы быть действительными в христианине, должны быть его любовью к другим людям и его служением меньшим братьям Христа. Но в этом еще не вся связь христианина с братьями по вере. Не только христианин должен любить других людей и признавать их братьями Христа, но для действительности его духовной жизни необходимо также, чтобы его любили люди верующею любовью Иисуса Христа. Христианин может истинно жить духовною жизнью только в обществе христиан, как человеческою жизнью он может жить только в человеческом обществе. Христос сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» ( Mф. XVIII, 20 ). Это собрание людей во имя Христа, общество избранных из мира Его учеников ( Uoah. XV, 19 ) есть Его Церковь . Только о Церкви Своей, а не об индивидуальной духовной жизни Христос сказал, что врата ада (т.е. все враждебные силы) не одолеют ее ( Mф. XVI, 18 ). Здесь уместно снова припомнить приведенные выше слова преп. Симеона о том, что христиане между собою составляют некую златую цепь, что каждый христианин – особое звено в этой цепи, соединяющееся с другими посредством веры, добрых дел и любви. Христианин живет только жизнью Христа. «Как ветвь», сказал Он Своим ученикам, «не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» ( Uoah. XV, 4 – 5 ). Но это общение со Христом утверждается и становится реальной силою для христиан лишь чрез их взаимное общенеи, вне церкви Христовой. По употребительному сравнению, Христос – центр, мы – радиусы. Не можем мы ни между собою истинно соединяться, не приближаясь к центру, ни соединиться с центром, не сближаясь между собою. II. Церковь имеет религиозно – этический генезис; ее зародишь в личной сущности христианства, в лично – мистических глубинах. Но в своем историческом облике, церковь не покрывается основною сущностью христианства: она шире его. Внутреннее христианство всецело духовно – божественно и неподвижно как вечность; церковь же имеет земной вид, носит черты человеческой условности исторически развивается. – В церкви белое христианство личности покрывается земною пылью, сияет земными цветами движется воинствует. Церковь никогда не исчерпает бездонной глубины личности, а личная абсолютность не покрывает исторически – условного движения церкви. Духовное христианство неизмеримо в глубину его сфера – безусловно – свободная, абсолютно – творческая личность; церковное христианство измеряется в ширину общественно – исторического развития, его сфера – «народ», общество. Личное христианство не имеет истории, церковь – это историческая форма христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Это подтверждается многочисленными свидетельствами Слова Божия ( Oc. VI, 15 ; Пс. и 19; Uc. I, 11 –15; XXIX, 13 ; Mamф. XV, 8–9 ; Дeяh. VII, 47–49 ; XVII, 24–25). 5 ст. Выслушайте слово от Господа, благоговеющие («трепещущие») пред словом Его, назовите (рцыте) братьями ненавидящих вас и гнушающихся вами, чтобы имя Господне прославилось и явилось в веселии их, а они сами (враждующие и гнушающиеся) посрамились. Пророк обращается к благочестивым иудеям и просит их примириться с нечестивыми притеснителями их, чтобы прославить славу имени Божия и посрамить врагов. Стало быть, по учению пророка, любвеобильное и благожелательное отношение к врагам, служа прославлением имени Божия ( Mф. V, 45 ), в то же время является и сильным сродством для посрамления врагов. Эта великая истина ясно выражена в книге Притчей. Аще алчет враг твой, ухлеби его, аще ли жаждет напои его: сие бо творя, углие огненное собиравши на главу его, говорит премудрый Соломон ( Npumч. XXV, 12–33 ; ср. Puмл. XII, 20 ). По выражению же блаженного Иеронима , «ударяющая рука посрамляется чрез подставление другой щеки» (Ср. Mф. V, 39 ). 6 ст. Наказание Божие, которым пророк угрожает беззаконным, жестоким сынам Израиля, по толкованию отцов Церкви, совершилось над ними во время разрушения Иерусалима римлянами при Веспасиане и Тите в 70 году по Рождестве Христове. 7–14 ст. В этих стихах пророк изображает величественную картину чудесного распространения христианства, которое совершится главным образом чрез вступление в Церковь язычников вместо большинства отвергнутых Богом иудеев ( Дeяh. II, 41; IV, 24; V, 14 и др.). Об этом славном событии пророк говорит образно, сравнивая его с явлением плотского рождения, но с тем различием, что обыкновенно чадорождение по законам природы бывает мучительным и медленным, рождение же чад Церкви Христовой совершится сразу и без всяких почти болей. Очевидно, что под рождением, которое даст Сиону целый многочисленный народ, разумеется духовное рождение или благодатное возрождение верующих водою и духом в таинстве крещения ( Uoah. III, 1–8 ст.) 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

1685 Монах, по мудрому рассуждению св. Симеона Нового Богослова , должен быть «свободен от печальной заботы о житейских потребностях». 1686 Он постоянно должен стремиться к осуществлению заповеди Божьей, которая говорит: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться ( Mф. VI. 25 ). Если же он стремится к приобретению и имеет любовь к деньгам, то он не монах, но идолослужитель (idolatra). 1687 Но самым высшим монашеским обетом, совмещавшим в себе все иноческие добродетели, было послушание. Оно состоит в отречении от своей воли, в безусловном подчинении себя игумену или, по его указанию, другому иноку, опытному в духовной жизни. «Совершенным удалением от мира, – говорит монаху Симеон Благоговейный , – почитай первее всего всеконечное воли своей умерщвление». 1688 «Всякое повиновение, – продолжает он, – имей к своему игумену и без раздумывания исполняй все, что ни повелит он, даже до смерти, хотя бы то казалось тебе и невозможным. Тебе ни в чем не должно преслушивать не только игумена, но и всю братию, и того, кому поручено смотреть за послушаниями. Если он назначит тебе что-либо не по силам, положив поклон, проси снисхождения; если не снизойдет, понудь себя исполнить назначенное, помышляя, что нудящихся есть царствие и что его восхищают те, которые нудят себя ( Mф. XI. 12 )». 1689 «Всего себя предай духовному отцу своему, – поучает монаха св. Симеон Новый Богослов , – и ничего не делай без его воли». 1690 Не менее решительно высказываются относительно послушания и монастырские уставы. Типик Пакуриана рекомендует монахам отсечь свою волю ( ποκπτειν διακν θλημα) и всецело подчинить себя воле игумена. 1691 Если бы монах захотел оставить свой монастырь и переселиться в другой, то мог сделать это только по воле своего игумена, 1692 «дабы и удаление его было с молитвой и благословением, а не с запрещением, не с проклятием, не с отлучением от св. отцов». 1693 Посредством обетов девства, нестяжательности и послушания монах отрешался от мира и земных удовольствий, устранял главные мирские препятствия на пути к его цели, а именно похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую (1 Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

За свою пламенную любовь и ревность по Иисусе он, может быть, и был прозван вместе со своим братом, Иаковом, Воанергес, т. е. сынами громовыми ( Mk. III, 17 ). Действительно, эта любовь и ревность не имела еще той чистоты и полноты совершенства, какие требовались от учеников Христовых, как то видим из запрещения, заявленного однажды Иоанном, с другими апостолами, одному человеку употреблять имя Христово для изгнания бесов ( Mk. IX, 38–40 ), из желания Иоанна со своим братом низвести огонь с неба на самарян, не позволявших пройти Господу через их город в Иерусалим ( Лk. IX, 51–56 ), из просьбы Саломии, матери Иакова и Иоанна, обращенной к Господу, о том, чтобы сыны ее заняли первые места в царстве Его ( Мф. ХХ, 20 ). Но несомненно то, что Господь и любвеобильный Учитель постоянно очищал, возвышал и совершенствовал означенные, еще не созревшие в самом начале, высокие качества своего возлюбленного ученика. Иоанну, с его братом Иаковом и Симоном Петром, были явлены Господом особенные честь и преимущество – присутствовать при воскрешении дочери Иаира ( Лk. VIII, 51 ), при славном Его преображении на Фаворе ( Mф. XVII, 1 ) и Его предсмертной молитве в саду Гефсиманском ( Mф. XXVII, 37 ). Затем мы видим Иоанна на Тайной вечере возлежащим у груди Иисуса и, по мановению Петра, спросившим Господа о предателе ( Uh. XIII, 23–25 ). Он с Петром сопровождал Господа, по взятии Его воинами, в двор первосвященнический, а потом в преторию, куда он взошел с Петром, вероятно пользуясь своим прежним знакомством с первосвященником. После того он один из апостолов, презирая всякую опасность, стоял при кресте Распятого Господа, вместе с Его Матерью и принял последнее Его завещание касательно Богоматери ( Uh. XIX, 25 ). В раннее же утро Воскресения Господа, услыхав от Марии Магдалины, что тело Иисуса взято из гроба, он первый побежал с Петром ко гробу, чтобы удостовериться в истине сей радостной вести ( Ин. ХХ, 1–10 ). Вместе с Петром же мы встречаем его незадолго до Вознесения Господа на Галилейском озере, куда он возвратился, вероятно, для обычных занятий рыболовством ( Uh.XXI, 1 ). Здесь он первый узнал явившегося на берегу озера Господа и сказал Петру: это Господь! (ст. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Такое сочетание понятий в текстах Писания – не без значения; оно открыло различение света сотворенного ( Быm. I, 3 ) от благодатного света, осиявающого душу человека Святым Духом и изливающегося на него или вокруг него, видимым образом ( Ucx. XXXIV, 29–35 ; Mф. XVII, 2 ; Дeяh. XXII, 6 ). Учение о Фаворском или Божественном свете изложено, на основе опыта подвижников, св. Григорием Паламой – гл. образом в его труде «О священнобезмолствующих, 9 слов»; затем Поместный Константинопольский Собор в 1341 году подтвердил это учение. Свет этот не вещественный, хотя он – не сущность Божия, но то откровение, через которое удостоенный человек познает Бога. «Ныне Христос, просияв на горе Фаворе, открыл ученикам вид сокровенного Божественного света, как обещал; они же, исполнившись светоносного божественного сияния, в радости воспевали: воспоем Богу нашему; ибо Он прославился» (1-ый канон Косьмы Маюм. утр. Преображения, песнь 1-я, троп. 3-й. То-же у Мф. XVI, 28). Этот особый свет описан в житии преп. Серафима Саровскаго . Излияние в избытке этого благодатного света и это сияние славы – присущи Царствию Небесному . 242. Какая еще радость присуща Царствию Небесному? Будет полное и радостное утешение всем невинным страдальцам земли . «и отрет Бог всякую слезу с очей их» ( Omkp. VII, 17 ). 243. Все ли праведные будут в блаженстве равно и одинаково? Хотя все они будут в наслаждении блаженством выше слов, все-же они будут различны один от другого в славе, сообразно степени содеянного ими на земле добра . " Ибо придать Сын Человеческий во славе Отца Своего со Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его« ( Mф. XVI, 27 ). »Се гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, воздать каждому по делам его« ( Omkp. XXII, 12 ). Но, чтобы в Царстве Славы не было и тени безпокойства, «никто не увидит меры высшого и низшаго» (Св. Ефрем Сирин , О небесных обителях). 244. Кому будет недоступно Царство Небесное? Врагам Бога. Ослушникам призывов Христовых . Те и другие будут осуждены Последним Судом на вечное мучение в соединении с диаволом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Четырнадцатый день. Поучение 3-е. День рождения Ея Императорского Величества, вдовствующей Государыни Императрицы Марии Феодоровны. (Уроки из ее жизни: а) милосердие к бедным и б) семейное согласие). I. Благочестивейшая и возлюбленнейшая наша вдовствующая Царица, день рождения которой ныне святая церковь светло празднует, с высоты царского престола подает нам два великие примера христианской жизни, подражать которым особенно необходимо в настоящее время – примеры высокой христианской благотворительности и святого хранения заветов таинства брака. II. а) «Куда ни обратишь взор свой по беспредельной широте земли русской», говорит один церковный учитель, (Димитрий, архиепископ херсонский), «везде облобызаешь с умилением следы этой нежной, сердобольной любви и заботливости августейшей Матери всех чад России. Здесь Она подает руку помощи бесприютному сироте, там объемлет своею любовию вдову; здесь под сенью «Красного креста» врачует язвы воина, там заботливым уходом услаждает последние годы его жизни; здесь милосердие Ея устрояет приют слепому, а там получает помощь утопающий: тут собираются под Ея державную руку «сестры милосердия», а там окрыляемые Ея покровительством проповедники Евангелия проходят холодные тундры и знойные пустыни, долы и горы, моря и реки с словом истины, и оглашают этим словом «седящих во тьме и сени смертной». Не можем ли и мы подражать этому святому примеру живой христианской любви по мере наших сил и средств? Не только можем, но и должны: царский пример благотворительности для всех нас, на какой бы кто степени благосостояния ни стоял, безусловно обязателен. Слово Божие учит. что первая по важности после великой заповеди о любви к Богу есть заповедь о любви к ближнему: «возлюбиши искреннего твоего яко сам себе» ( Mф. XXII. 39 ). Но в чем может проявиться любовь к ближнему, и притом в такой мере, в какой бывает любовь к самому себе, как не в оказании помощи бедствующим. Но не только человеческое чувство сострадания к ближнему, не только страх быть обвиненным на суде своей совести и суде Божием в грехе жестокосердия побуждают нас быть человеколюбивыми: к этому нас обязывает и собственное благо: на суде Божием не будет милости тому, кто сам не был милостив на земле к своим братьям, ибо сказано, что «блажени» (только) «милостивии, яко тии помилованы будут» ( Mф. V. 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Следовательно, вера без дел не может быть подобно тому, как не бывает живого человека без движения или солнца без света. Где вера, там и любовь, которая есть исполнение закона. Что же такое доброе дело? Все то, что происходит от веры, т.е. то, что делается для Бога, во славу Его, из любви и благодарности Ему» (Малый Катехизис). Глава XVII. Отвержение апостольского понимания Церкви и священства Отвержение Церковного Предания, соборного опыта Церкви, и утверждение, что человек спасается одною личной верой, что Бог спасает людей без участия с их стороны, логично привело лютеранство к своеобразному, чуждому слову Божию учению о Церкви. Верно, что римский католицизм воспринял слишком внешне, формально-юридически, слишком по-человечески Церковь , нередко превращая авторитет церковной иерархии в жестокое, деспотическое иго; верно, что юридически понятая церковная власть нередко становилась средостением между душою и Богом. Посему понятен был протест реформаторов во имя «свободы христианина», они были правы, кладя ударение на свободном общении души с Богом. Правильно понятая Церковь , согласно учению Христа и Апостолов имеющая своей целью освящение жизни и руководство своих членов, чад своих к Небесному Царству, никак не может быть средостением, ибо Церковь и есть жизнь в Боге – обязательно в единении с братьями в великом потоке любви, излившемся от Бога и охватывающем всех, Его Кровию искупленных. Обратив внимание на крайности римско-католического учения о Церкви, на юридизм и механическое понимание таинств и желая их устранить, Лютер сам впал в не меньшую крайность: он отверг не только богоучрежденную иерархию, он отверг не только гнет и насилие, господствовавшие в Римской Церкви, но и отверг Апостольское понимание Церкви. «Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют Ее» ( Mф. XVI, 18 ) и «Я с вами во все дни до скончания века» ( Mф. XXVIII, 20 ), – говорит Основатель Церкви – Христос. Церковь есть Тело, глава Ее – Христос. «Мы – многие – составляем одно Тело во Христе, а порознь один для другого члены«( Puм. XII, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010