Шииты указывают также на XLVI, 10, пророка Иеремии, где повествуется, что Господь Воинств поразил на севере страны, на реке Евфрате войска Нехо, царя египетского. Здесь шииты видят пророчество убиения Хусейна при Карбале, думая, что смерть Хусейна была некоторым образом жертвой и искуплением за грех. Но второй стих этой самой главы показывает, что это место имеет лишь прямое отношение к армии Фараона Нехо, царя египетского, который был поражён Навуходоносором, царём Вавилонским на реке Евфрате, в Кархамисе, в четвёртый год царствования Иоакима, сына Иосии, царя Иуднина, в 606 г. до P. X. Трудно предположить, чтобы какой-либо мусульманин счёл истребление войска египтян, бывших тогда язычниками, искуплением за грех. Слово, переданное другим словом, „жертва” значит также „истребление” или „поражение”. Что слово, передаваемое понятием, „жертвы” значит вместе и „истребление”, это явствует из многих мест книг пророков: Исаии, XXXIV, 6–8, Иезекииля XXXIX, 17–21; Софии I, 7–8. Сверх всего этого Карбала не могла быть помещена пророком Иеремией на севере страны. Теперь мы переходим к Новому Завету для того, чтобы с должным старанием и вниманием рассмотреть места, в которых мусульмане имеют притязание видеть пророчества, относящиеся к Мохаммеду. Mф. III, 2 . „Царствие небесное близко”. Эти слова Иоанна Крестителя, часто повторяется Иисусом Христом ( Mф. IV, 17 ), мусульмане объясняют по своему и видят в этом установление могущества ислама (см. также Mф. XIII, 31, 32 ), который считают законом этого царствования. Но для понимания слова „Царствие небесное” или как ещё говорится „Царствие Божие”, мы должны рассмотреть все те места в Новом Завете, в которых встречается это слово. Одно из этих мест у Mф. XII, 28 , где Иисус Христос говорит; „Если Я духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, Царствие Божие достигло до вас”. У Mapka IX Иисус Христос говорит Своим ученикам, что некоторые из них, стоящие здесь, не вкусят смерти, пока не увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. В некоторых стихах это Царствие Божие является уже установленным во время земной жизни Христа, в других оно установляется лишь после Его крестной смерти. Это царствие началось прежде Его распятия, но достигнет полного своего развития тогда, когда Он явится судьёй последнего суда ( Дah. VII, 13, 14 ; Omkp. XI, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Немного позднее князь мира снова приступил ко Христу: это было гефсиманское борение ( Лyk. XXII, 44 ). Многие относящиеся сюда евангельские изречения указывают на участие диавола в Гефсиманских страданиях Христа. Уже описание пасхальной вечери евангелисты Лука и Иоанн предваряют замечанием, что сатана вошел в Иуду и вложил ему в сердце предать Иисуса ( Лyk. XXII, 3 ; Uoah. XIII, 2 , ср. 21). Во время вечери Сам Иисус, напомнив ученикам о напастях, в которых они пребыли с Ним, обратился к Петру с словами: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу ( Лyk. XXII, 28. 31 ). Пред выходом с вечери в Гефсиманию Он сказал: идет князь мира сего ( Uoah. XIV, 30. 31 ; ср. Лyk. XXII, 53 ). – Самое борение началось еще на вечере, когда Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал ученикам: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня ( Uoah. XIII, 21 ). Пришедши же в Гефсиманию, Он, взяв с Собой Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть, ужасаться и тосковать, и сказал им: душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь, бодрствуйте со Мною и молитесь, чтобы не впасть в искушение ( Mф. XXVI, 36–38 ; Mk. XIV, 33, 34 ; Лук, XXII, 39–40). Затем Он отошел от них на вержение камня, преклонил колена, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша, сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его, как капли крови, падающие на землю ( Mф. XXVI, 39 ; Mk. XIV, 35 ; Лyk. XXII, 41–44 ). Затем, встав от молитвы, приходит к ученикам и, найдя их спящими (от печали), говорит им: бодрствуйте и молитесь! чтобы не впасть в искушение. Дух бодр, плоть же немощна ( Mф. XXVI, 40. 41 ; Mp. XIV, 37. 38 ; Лyk. XXII, 45. 46 ). Потом так же молился во второй и третий раз ( Mф. XXVI, 42. 44 ; Mk. XIV, 39, 41 ). Когда, наконец, пришел Иуда и предал Его первосвященникам, начальникам храма и старейшинам, Христос сказал последним: теперь ваше время и власть тьмы ( Лyk. XXII, 53 ). – Что же это была за власть тьмы? Это была порожденная диаволом злоба против Него, теперь, не более как за день до распятия, совершенно созревшая в сердцах человеческих и только ждавшая своего крайнего внешнего проявления: это было неверие в Него, достигшее теперь высшей степени: смерть Его уже была решена не только устами первосвященника, не только в сердцах руководителей народа, но на нее согласилась в глубине души и вся народная толпа, уже приготовившаяся кричать: распни, распни Его!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Великим подвижником милосердия в Российской Церкви был святой пр. Иоанн Кронштадтский (1829–1908), соединивший личное и общественное милосердие, с непрестанным чудотворением чрез свою молитву и одновременно являясь пресветлым духовным учителем нашей эпохи. 240. Что оправдает человека в очах Божиих: правильная вера или добрыя дела? В православном исповедании веры невозможно ставить такой вопрос: 1) Вера нравственно возвышает человека тогда, когда он собирает в душе добродетели нераздельныя в жизни с делами милости. 2) Милосердие богоугодно, если творится оно по любви, которая есть, как знаем, блюдете заповедей, что и выражает веру. " Горе Вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в закони: суд, милость и веру; сие надлежит делать, и того не оставлять« ( Mф. XXIII, 23 ). 241. Что является важным условием христианского милосердия? Творя во имя Бога милосердие, должно избегать похвалы от людей и даже огласки, иначе неизбежно являются ростки тщеславия.   «Итак, когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтоб прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» ( Mф. VI, 2 ). »Чтоб милостыня твоя была втайни; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Mф. VI, 4 ). 242. Обретает ли человек духовную пользу, если творить добро без помысла о Боге и о Христовых заповедях? Наставления святых предостерегают от подобного доброделания. Душевное утешение такого благотворителя покоится на признании своей заслуги и он невольно переступает за порог самомнения. От мысли, даже мимолетной, что кто-то оценит добрый поступок, является зерно тщеславия. Большей частью благотворительность не во имя Христа есть выражение безсознательного христианства. Такое добро творится в неведении происхождения добра и по забвению Источника милосердия. «Он же сказал в отвит: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» ( Mф. XV, 13 ). »Все святые, оставляя свою правду, искали правды Божией, и в ней обрели святую любовь, скрытую от естества» (Пр. Макарий Вел., Бес. 37, гл. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но как смотрят подобные богословы на исполнение евангельских заповедей? Естественно, что они и о Боге думают применительно к своему личному настроению; их понятие о богоугождении приближается к магометанскому. В их глазах Христос сознает Себя прежде всего, как Властителя вселенной, и оценяет людей не по их внутреннему расположению, не на сердца их смотрит, вопреки Писанию ( 1Цap. XVI, 7 ), и ненавидит хулу не на Святого Духа, а на Свою Личность ( Mф. XII, 32 ). Учение о том, что пророчествовавшие именем Его и творившие верой в Него чудеса, но чуждые Его любви, будут изгнаны ( Mф. VII, 21–24 ) и увидят иных народов, приходящих от востока и запада и возлежащих с Авраамом, Исааком и Иаковом – ( Mф. VIII, 11 ), для них так же непонятно, как фарисеям слова Господни о том, что даже «мытари и любодейцы предварят их в царстве небесном» ( Mф. XXI, 31 ). Учение о том, что мы спасаемся верой ( Eф. II, 8 ) и отрекаемся еретика человека ( Tum. III, 10 ), наши светские законники понимают в этом же личном смысле. По их мнению, смысл здесь не тот, что без веры мы не будем иметь силы к выполнению благих пожеланий ( Puм. VII, 25 ), и потому окажемся неспособны воссоздать в себе Христов образ, умерщвленный грехом ( Eф. II, 5 ), – нет, они представляют дело проще: им кажется, что как земной властитель, охотно извиняя личные пороки подчиненных, требует прежде всего полного признания ими принадлежащих ему прав, так и Господь, осуждая человека за непринятие того или иного догмата, собственно негодует и отмщает ему за несогласие человека признать все Его богооткровенные совершенства. Вот почему наши мирские богословы отличаются страшной нетерпимостью к сектантам, но не к злодеям. Представляя себе, подобно новоиудеям, магометанам и отчасти протестантам, волю Божию, как волю деспотическую, они думают, что она легко удовлетворяется слепой покорностью. Иногда можно от них слышать или читать прямые признания, что по нынешним греховным временам тщетно и надеяться на вмещение в себя духа Христова, а надо искать спасения путями окольными.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Мучения грешников во аде состоят в том, что они – удалены от света лица Божья ( Mф. VII, 23 ) и заключены в темницу духов ( 1Nemp. III, 18 ), – а одно это отвержение от Бога есть уже величайшее наказание; лишены участия в царствии небесном, в блаженстве праведников, и ввержены во тьму кромешную (Мф. ХХП, 13); чувствуют угрызения совести за свои грехи, которая терзает их непрестанно, как червь неумирающий ( Mapk. IX, 44 ); находятся в обществе злых, отверженных духов; наконец, терпят разные положительные муки (Лук. ХТИ, 23; Mф. XXII, 13 и друг.). Должно, впрочем, помнить, что, во-первых, мучения грешников во аде неодинаковы, а соразмерны преступлениям каждого, и что, во–вторых, эти неодинаковые мучения их после частного суда не суть мучения полные и совершенные, а только предначинательные. Св. Афанасий Великий говорит: «Самая радость, которую ощущают теперь души Святых, есть наслаждение частное, как и печаль грешников есть наказание частное. И как, когда царь призывает друзей своих, чтобы разделить с ними трапезу, равно и осужденных, чтобы наказать их, то званные на вечерю даже до часа вечери пребывают в радости пред домом царя, и осужденные, быв заключены в темнице, доколе не придет царь, предаются печали: так должно думать и о душах праведников и грешников, ныне переселившихся туда от нас». 242 Св. Амвросий. «Пока ожидается исполнение времени, души (умерших) ожидают себе должного воздаяния. Одних ждет наказание, других награда, – и, однако ж, ни те не остаются без страдания, ни эти без наслаждения». 243 3. Местопребывание праведников и грешников Место, куда, отходят души праведников после частного суда, как в Священном Писании, так и в писаниях святых Отцов называется: раем ( Лyk. XXIII, 43 ), лоном Авраама ( Лyk. XVI, 32 ), царствием небесным ( Mф. V, 3, 10; VIII, 11 ), царствием Божиим ( Лyk. XIII, 28, 29 ; Mф. VI, 33 ; 1Kop. XV, 50 ), домом Отца небесного ( Uh. XIV, 2 ), градом Бога живого Иерусалимом небесным ( Ebp. XII, 22 ; Гaлam. IV, 26 ). Каким бы кто именем из числа упомянутых ни назвал это место, по учению православной церкви, он не погрешит, – только бы знал, что души скончавшихся праведников пребывают в благодати Божьей и, как гласят церковные песни на небеси (Прав. Испов. ч. I, ответ на вопр. 67).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

В книгах Священного Писания Нового Завета. Слова Самого Господа в Евангелии и апостольския послания приводят много ссылок на тексты Ветхого Завета. " Иисус говорить им: неужели вы никогда не читали в Писании...» ( Mф. XXI, 42 ). »... зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» ( 2Пет. 1, 20 ). Поучение об использовании Писаний Ветхого Завета дает Церковь . В церковных молитвах, в самом составе богослужений введены тексты тоже и из книг Ветхого Завета. Книга псалмов св. царя Давида неотемлема от наших богослужений и молитв. Часто в храмах читаются отрывки из книг великих и малых пророков, и бывают чтения из других книг Ветхого Завета. 5. Можно ли видеть различие по духу между Синайскими заповедями Ветхого Завета и заповедями Блаженства, которыя возвестил Иисус Христос в Его Нагорной Проповеди? Различие есть потому, что эти законодательства были преподаны народу, стоявшему на разных ступенях веры. Во время св. пророка Моисея – израильтяне, едва сохранявшие Единобожие, могли лишь усвоить закон, в котором выражены восемь запретов и два повеления. Иисус Христос возвысил верующого до высшей ступени: Господь обещал ему блаженство, если он соберет в себе добродетель и проявит это Богоугодным образом; »... и кто захочет судиться с тобою, и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» ( Mф. V, 40 ); »... и кто принудить тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» ( Mф. V, 41 ). " Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего ( Лeb. XIX, 17, 18 ). А Я говорю вам: любите врагов ваших, благославляйте проклинающих вас ...» ( Mф. V, 43,44 ). 6. Есть ли высший Божий закон, который сближает заповеди Ветхого и Нового Заветов? Высший духовный закон, проистекающий от Существа Божия и все соединяющий, есть заповеданная Богом любовь. Эта заповеданная человекам любовь выражена дважды в Ветхом Завете, как Божье повеление: «и люби Господа, Бога твоего всим сердцем твоим и всею душею твоею и всеми силами твоими« ( Bmop. VI, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

е) ( Mф. XIII, 55 , Mk. VI, 3 ) – Симон из сродников Господних по плоти. См. Братья Господа нашего Иисуса Христа ; ж) ( Uh. VI, 71 ) – отец Иуды Искариотского ( Uh. XIII, 2, 26 ); з) ( Лk. VII, 40, 50 ) – Симон , один из фарисеев, Галилей, в дом которого был приглашен однажды Господь Иисус Христос разделить трапезу. В это время одна женщина города, грешница, узнавши, что Господь возлежит здесь в доме Симона, принесла алебастровый сосуд с миром, стала позади у ног Господа, начала слезами омывать ноги Его, отирать их волосами головы своей и мазать миром. Простив грешнице грехи ее, Господь сказал ей: иди с миром, вера твоя спасла тебя; и) ( Mф. XXVI, 6–13 , Mk. XIV, 3–9 ) – Симон Прокаженный , живший в Вифании (по всей вероятности, один из исцеленных прежде сего Господом от проказы), принявший Иисуса в качестве почетного гостя незадолго до Его страданий и смерти, именно за два дня до Пасхи. На этой вечери Мария, сестра Лазаря, помазала миром ноги Господа в знак имевшего вскоре наступить Его погребения. От синедриона уже дано было грозное повеление тотчас давать знать ему, если узнают, где находится Господь ( Mф. XXVI, 1–5 и др.). Сколько же самоотвержения, сколько любви и преданности надо было иметь ко Христу, чтобы в своем доме делать вечерю для Него, и притом только за два дня до Его страданий и смерти! Но таково свойство истинной веры, соединенной с любовью; к) ( Mф. XXVII, 32 , Mk. XV, 21 и др.) – Симон Киринейский (один из иудеев, из города Киринеи, или Кирена, в Ливии, в Африке, на з. от Египта), которого заставили понести крест Спасителя, когда Он пал под тяжестью креста. В Евангелии от Марка говорится, что он был отец Александра и Руфа (как полагают, того самого Руфа, который упоминается в послании к Римлянам) ( Puм.XVI, 13 ). Как бы то ни было, из этого факта становится очевидным, что сыновья Симона были весьма известные лица при написании евангельских повествований и что упоминание их имен служит немалым доказательством истинности и подлинности самих Евангелий;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Есть мудрая христианская легенда об отшельнике, который долгое время побеждал диавола во всех его видах и во всех, исходивших от него искушениях, пока, наконец, враг не постучался к нему в его уединилище в образе раненого, страдающего ворона, и тогда слепое, сентиментальное сострадание победило в душе отшельника: ворон был впущен, и монах оказался во власти диавола... Именно этой сентиментальной любви, проистекающей из слабости и имеющей значение соблазна, духовная зрячесть и духовная воля полагают предел; они заставляют человека установить верную грань для своей неразборчивой и беспринципной чувствительности и обращают его прозревающее око к водительным образам архангела Михаила и Георгия Победоносца. Напрасно было бы ссылаться здесь в виде возражения на заповеди Христа, учившего любить врагов и прощать обиды. Такая ссылка свидетельствовала бы только о недостаточной вдумчивости ссылающегося. Призывая любить врагов, Христос имел в виду личных врагов самого человека («ваших», «вас»; срв. Mф.V, 43–47 ; Лk.VI, 27–28 ), его собственных ненавистников и гонителей, которым обиженный, естественно, может простить и не простить. Христос никогда не призывал любить врагов Божиих, благословлять тех, кто ненавидит и попирает все Божественное, содействовать кощунственным совратителям, любезно сочувствовать одержимым растлителям душ, умиляться на них и всячески заботиться о том, чтобы кто-нибудь, воспротивившись, не помешал их злодейству. Напротив, для таких людей, и даже для несравненно менее виновных, Он имел и огненное слово обличения ( Mф.XI, 21–24, XXIII ; Mk.XII, 38–40 ; Лk.XI, 39–52; XIII, 32–35; XX, 46–47 и др.), и угрозу суровым возмездием ( ; Mk.VIII, 38 ; Лk.XIX, 27; XXI, 20–26 ; Uoahha III, 36 ), и изгоняющий бич ( Mф.XXI, 12 ; Mk.XI, 15 ; Лk.XIX, 45 ; Uoahha II, 13–16 ) и грядущие вечные муки ( Mф.XXV, 41, 46 ; срв. Uoahha V, 29 ). Поэтому христианин, стремящийся быть верным слову и духу своего Учителя, совсем не призван к тому, чтобы противоестественно вынуждать у своей души чувства нежности и умиления к нераскаянному злодею как таковому, он не может также видеть в этой заповеди ни основания, ни предлога для уклонения от сопротивления злодеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/o-so...

Не говорим уже о том, что допущение внешних благ и чувственных удовольствий в царстве Христовом после воскресения есть явно черта не христианская. В воскресении не женятся и не выходят замуж ( Mф. XXII, 30 ; Лук. ХХ, 34 ). Царствие Божье – не пища и питие (Рим. XIV, 17). Божественный Основатель христианства вообще учил о чисто нравственном, духовном, неземном характере Своего царства и всегда уклонялся (см. напр. Uoah. VI, 15 ), когда Ему представлялся случай основать земное царство под видимым Своим главенством. Поэтому все выражения Его о царстве (не исключая и выражения о наследовании земли кроткими – Mф. V, 5 ) должно понимать в образном смысле о высших благословениях, о высших благах как в Его церкви на земле, так еще более в будущей вечной жизни на небе. Отдельные места в свящ. книгах Нового Завета, на которые обыкновенно ссылаются хилиасты, представляют только кажущиеся основания для их учения. Так, напр., слова Самого Господа о том, что оставивший отца и мать, жену и поле ради Него получит сторицею и живот вечный наследит ( Mф. XIX, 20 ), без сомнения, следует понимать о замене земных благ высшими духовными; иначе было бы в высшей степени непристойно, основываясь на этих словах, считать будущею наградою каждого добродетельного мужичины, целую сотню жен. Точно также выражение Христа Спасителя на тайной вечери, что Он не будет более пить от плода виноградного, пока не станет пить с учениками новое вино в царстве Отца ( Mф. XXVI, 29 ), указывает на вино в высшем смысле, т. е. на духовные наслаждения в будущем небесном мире. Что касается апокалипсического выражения «тысяча лет», то его следует признать за символическое число, подобно другим числовым обозначениям в Апокалипсисе. Для правильного понимания этого символического числа нужно припомнить известное выражение во 2–м послании св. апостола Петра: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (III, 8; сн. Псал. LXXXIX, 5). Это апостольское слово высказывает не только то, что время для Бога не представляет определенного промежутка или предела, но прежде всего и главным образом то, что Бог, в Своем высшем управлении родом человеческим в один день может произвести действие столь же важное и с такими же многоплодными последствиями, как в другой раз в тысячу лет, и наоборот. Бог по Своей премудрости может замедлить историческое развитие так, что род человеческий в тысячу лет не уйдет далее, чем как в иной раз может уйти в продолжение одного дня.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

На Mф. III, 7–12 . Неверие фарисеев, приходивших к Иоанну • Обличение фарисеев Иоанном не лишало их надежды спасения чрез покаяние • Для покаяния не требуется продолжительного времени • Превосходство крещения Христова над крещением Иоанновым • Почему Иоанн говорит о даровании Духа Св., умалчивая о предшествующих делах Христа • Одного крещения недостаточно для спасения; требуется еще и добродетельная жизнь • Нужно извлекать пользу из проповеди • Добродетели надо научаться постепенно, переходя от легчайшего к более трудному • Польза эпитимий • Приобретение навыка в добродетели. Беседа 12 На Mф. III, 13–17 . Крещение от Иоанна не уничижало Христа • Христос крестился, чтобы исполнить весь закон • Для чего нисшел Дух Св. по крещении на Иисуса • Почему иудеи, видевшие сошествие Духа, не верили во Христа • На всякого крещающегося и теперь сходит Дух Св • Почему Дух Св. сошел в виде голубя • Дух Св. по достоинству не ниже Сына Божия • Исполнив крещение иудейское, Христос отверз дверь крещению новозаветному • Христианин должен вести жизнь, достойную дара крещения • Верующий должен на деле оправдывать свое учение пред язычниками и служить для них примером. Беседа 13 На Mф. IV, 1–11 . Для чего Христос терпел искушения в пустыне • Польза искушений • Не должно самому искать искушений • Пост • оружие против дьявола • Почему Христос постился 40 дней • Смысл и значение трех искушений • Своим примером Христос научает, как нужно побеждать дьявола • Разнообразие средств, употребляемых дьяволом для обольщения • Не следует усиленно искать спокойной жизни • Благоденствующие грешники подвергнутся тягчайшему наказанию • Несомненность будущего суда и воздаяния; доказательства этого. Беседа 14 На Mф. IV, 12–24 . Для чего Христос удаляется в Галилею • Что такое Галилея • Почему Христос начинает проповедь после Иоанна • Призвание Петра и Андрея • Пример послушания Христу, показанный ими • Почему Христос в начале проповеди творил чудеса • Христос и ныне исцеляет болезни душевные • источник болезней телесных • Чтобы просить отпущения грехов, нужно чувствовать свои грехи • Нераскаянность больше всего прогневляет Бога • По смерти нельзя грешнику получить прощение. Беседа 15

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010