Приточный фарисей, благодаривший Бога за то, что он не был таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, был, конечно, выше в нравственном отношении, чем мытарь, но он стоял дальше от царствия Божия, потому что не имел того сознания ничтожества, которым был проникнут мытарь. Итак, «желая духовного совершенства, – скажем словами Антония, еписк. Смоленского («Собрание слов»), – мы должны полагать в основание своей деятельности глубокое смирение и самоуничижение. Господь Иисус Христос внушает нам сие повсюду в Евангелии, Mф. XVI, 24; V, 3 ; Лyk. XVIII, 14 . Но яснее всего Он учил сему собственным совершеннейшим примером, 2Kop. VIII, 9 ; Фил. И, 5–11; Mф. XI, 29 ... В сознании своего ничтожества именно заключается тайна возвышения и приближения к царству небесному». Ублажая нищих духом, алчущих, плачущих, ненавидимых и гонимых, Христос, напротив, говорит: «горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» ( Лyk. VI, 20– 25 ) и пр. Приведя далее Mф. XVI, 24,25 , проповедник продолжает: «как ни уменьшайте силу, как ни смягчайте значение сих изречений Господних: во всяком случае нельзя не признать, что ими предрекаются последователю Христову многие скорби... Погубить душу свою – это выражение дает разуметь, что здесь имеют место многие скорби, простирающиеся даже до смертного борения и подвига». Также Uak. I, 2–4, 9–10; I Пет. I, 6–9; IV, 12–14; Puмл. VIII, 17 ; Koл. I, 24 и мн. др. И не только собственно страдания предрекаются последователю Христа, но его преследует и уничижение, не исключая сознания нравственного зла. Здесь мы прежде всего должны припомнить то «жало в плоть», которое удручало ап. Павла, которое было дано ему, чтобы он не превозносился чрезвычайностью откровений, и которое даже по его троекратному молению не было удалено от него Господом, потому что сила Божия совершается в немощи ( 2Kop. XII, 7–10 ). Как далеко от этого свидетельства ап. Павла сознание, что злострадания суть только обман чувств и что они не существуют для христианина; напротив, как рельефно оно выражает ту мысль, что человеческая немощь, действительная немощь, есть условие действия в нас силы Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Есть и другое место у Захарии, показывающее это с очевидностью, потому что представляет, что Вседержитель (Саваоф) послал Вседержителя (Саваофа): Кто Кого, как не Бог Отец Бога Сына? Говорится так: «Так говорит Господь Саваоф: для славы Он послал меня к народам, грабившим вас; ибо касающийся вас, касается зеницы ока Его. И вот, Я подниму руку Мою на них, и они сделаются добычею рабов своих, и тогда узнаете, что Господь Саваоф послал Меня» ( Зax. II, 8–9 ). Ваш Господь Вседержитель говорит, что Он послан Господом Вседержителем. Кто осмелится разуметь здесь кого-либо другого, кроме Христа, говорящего, очевидно, к погибшим овцам дома Израилева? В Евангелии Он говорит: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» ( Mф. XV, 24 ). Этих овец Он сравнил здесь с зеницею ока Божия для обозначения высочайшей степени чувства любви. Из этого рода овец были и сами апостолы. Но после славы воскресения, до наступления которой, по словам евангелиста, «Иисус еще не был прославлен» ( Uoah. VII, 39 ), Он послан был в лице апостолов Своих во все народы. И таким образом исполнилось то, что читается в псалме: «Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников» ( Nc. XVII, 44 ); так что обобравшие израильтян, которым израильтяне служили, будучи под властью народов, сами сделались добычей израильтян. Именно это Он обетовал апостолам, говоря: «Я сделаю вас ловцами человеков» ( Mф. IV, 19 ). Итак, они сделались ловцами, но на добро, как похищенные сосуды у оного «сильного», но еще сильнее связанного ( Mф. XII, 29 ). И еще через того же пророка говорит Господь: «И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим. А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне» ( Зax. XII, 9–10 ). Кто, как не Бог, удалит все враждебные святому граду Иерусалиму народы, идущие против него, т. е. неприятельски действующие по отношению к нему, или, как перевели другие, идущие на него, чтобы покорить его; или изольет на дом Давида и на обитателей этого града дух благодати и милосердия? К лицу это, конечно, только Богу, и от лица Божия говорится это через пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

37. Как заповедано Господом и апостолами творение молитвы: порознь, каждому отдельно или совместно, сообща всею местной церковью? «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою помолись Отцу Твоему, Который втайне; и Отець твой, видящий тайное, воздаст тебе явно« ( Mф.VI, 6 ). Из предшествующих строк главы видно, что это поучение Спасителя направлено против тщеславного лицемерия при молитве, но отнюдь Христос не отвергал общей молитвы. »Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небеснаго; ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Mф. XVIII, 19, 20 ). Это изречение иногда неверно толкуется в том смысле, что малое и случайно-временное собрание одинаково верующих, достаточно, чтобы олицетворять Церковь , порог Царства. " Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея« ( Mф. XVI, 18 ). Эти слова указывают, что волею Сына Божия будет создана одна великая семья верующих; это и осуществили св. Апостолы, учредив Таинства, священство, правила, и места собраний: »Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами« ( Дeяh. XI, 26 ). Сам Господь имел обычай посещать храм, а в других случаях для молитвы уединялся, наприм., восходя на гору один ( Лyk. II, 46; XXI, 37 ; Mk. VI, 46 ). В молитвах Церкви, как и в общении, нуждались и апостолы ( 2Kop. I, 10 ). 38. Чем еще объясняется, что молитва личная наедине и молитва общая в храме – обе нужны человеку и угодны Богу? Два духовных состояния, необходимых одно другому и тесно соединенных, свойственны душе христианина: 1) наделенная богоподобной свободой внутренняя жизнь сердца и 2) евангельская любовь, образующая единство в Боге всех верующих. Внутренний человек и церковное единство пребывают во взаимном служении, как сплетенныя и укрепляющия ветви; это два совместных пути к Богу. " Итак, если Сын освободил вас, то истинно свободны будете» ( Uoah. VIII, 36 ). «Ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» ( 2Nem. I, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

„В субботу должно делать добро“, – вот заповедь, которой Господь заменил заповедь закона: „не делай никакого дела“. Вопреки взгляду фарисеев, не решавшихся нарушить субботний покой даже ради совершения добрых дел, Он учил, что эти дела не только не оскверняют субботы, но даже для нее, как для дня Господня, приличествуют по преимуществу. Неумеренным ревнителям субботнего покоя Иисус Христос напоминал слова, некогда сказанные устами пророка: „милости хочу, а не жертвы“ ( Oc. VI, 6 ; Mф. XII, 7 ). Этими словами Он давал понять, что, если милосердие имеет столь высокое значение в очах болящих, то проявление его в добрых делах когда бы то ни было, – а в субботу в особенности, – не может быть неугодным Богу. Совершение таких дел в субботу дозволяется, по учению Господа, не только божественной волей, выраженной в указанных словах пророка, но и голосом нравственного закона, присущего каждому. Сами фарисеи в некоторых случаях отступали от установленных ими строгих законов о покое: они решались, напр. нарушить покой для того, чтобы спасти животное, упавшее в яму (Мф. XII, 5; XIV, 5), или вести его на водопой ( Лk. XIII, 15 ), – и голос нравственного закона не осуждал их за это. Но, если позволительно в субботу оказывать помощь животному, то тем более возможно в этот день совершать дела любви и милосердия к людям ( Mф. XII, 12 ; Лk. XIII, 12 ; Mpk. III, 4 ; Лk. VI, 9 ). И своими многократными исцелениями больных в субботний день Иисус Христос, действительно, доказал, что в этот день должно делать добро: по свидетельству евангелистов, в субботу Он исцелил расслабленного при овчей купели ( Uoah. V, 1–9 ), сухорукого ( Mф. XII, 9–13 ; Mpk. III, 1–6 ; Лk. VI, 6–10 ), слепорожденного ( Uoah. IX, 1–14 ), скорченную женщину ( Лk. XIII, 10–12 ) и человека, страдавшего водяною болезнью ( Лk.XIV, 1–4 ). Таким образом, Господь Иисус Христос полагал истинное хранение субботы в деятельном служении Богу, выражающемся в молитве и в делах милосердия. Соблюдение же покоя в седьмой день Он считал необходимым постольку, поскольку оно служит средством для достижения этих целей празднования.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

На Mф. XVI, 24–27 . По примеру Христа должно всегда быть готовым на смерть • Почему Христос не принуждает, а приглашает к последованию за Собою • Что значит отвергнуться самого себя • До чего должно простираться самоотвержение • Не всякое страдание является последованием Христу • В чем истинное спасение и истинная погибель души • Равночестие и единосущие Сына с Отцом • Похвала жизни иноков • Изъяснение употребляемой ими молитвы после принятия пищи • Увещание подражать образу жизни иноков. Беседа 56 На Мф. XVI, 28-XVII, 9. Почему Христос более говорит о наградах, чем угрожает наказаниями • Почему являются при преображении Моисей и Илия • От учеников Христовых требуется большее совершенство, чем показали Моисей и Илия • Любовь Петра ко Христу • Равенство Сына с Отцом • Почему Христос запрещал разглашать о Своем преображении до страданий • Слава будущего пришествия Христова • Добродетель легка, порок тягостен • Против ростовщичества. Беседа 57 На Mф. XVII, 10–21 . Двоякое пришествие Христа • Илия • предтеча второго пришествия • Почему Иоанн называется Илиею • Чудо может совершаться как по вере посредника, так и одною силою чудотворца • Маловерие отца бесноватого отрока • Почему бесноватые называются лунатиками • Апостолы не всегда были одинаково совершенны • Для изгнания демонов необходим пост, соединенный с молитвою • Роскошь и пьянство источник всех зол • Должно осуждать не вино, а пьянство • Пагубные следствия пьянства. Беседа 58 На Mф. XVII, 22-XVIII, 6 . Значение смерти Христовой и воскресение непонятны были ученикам • Что такое дидрахма, которую спрашивали со Христа • Христос • истинный Сын Божий и владыка вселенной • Страсть тщеславия не чужда была ученикам • Примером отрока Христос научает смирению и простосердечию • Великость награды и наказания презирающим людей смиренных • Высокомерие делает человека безумным • Знатность происхождения не дает никакого действительного преимущества • Богатство лишает благородства и свободы • Почести не приносят пользы телу и вредят душе. Беседа 59

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

" Итак кто нарушит одну из сих малейших заповедей, и научит так человеков, тот малейшим наречется в Царствии Небесном» ( Mф.V, 19 ). Назвав Свои заповеди наименьшими, чтобы этим осудить еврейское деление Божиих заповедей на важнейшия и незначительныя, Христос добавил, что нарушитель будет назван наименьшим, «поставленным ни во что» 45 ), в Царствии Небесном. 189. Тогда, в чем обязанности христианина в отношении Новозаветных Заповедей? Христовы заповеди должны быть обязательными для исполнения и служить святым руководством для духовной жизни. В дни покаяния необходимо определять свою греховность в отношении этих заповедей. В час исповеди следует сказать – в чем было их нарушение. 190. Господь начал Нагорную Проповедь с 1-й Заповеди Блаженства. Остаются ли первыми и главнейшими Божии заповеди о любви? Две заповеди о любви являются основою Христова закона: заповеди блаженства исполнимы, если в сердце есть источник Божественного огня – любовь. Равно и заповеди о любви воплощаются в жизнь чрез каждую заповедь блаженства. 191. Какия чувства могут явиться в душе человека, познавшого евангельския заповеди? Вначале может возстать ропот человеческой природы на душевныя стеснения, от столь высоко-духовной проповеди. Но здесь же, в свете Евангелия христианиы видит в себе самом падение человеческого рода; и в этом – первое духовное состояние христианина . То же испытали свидетели Христовых дел апостолы. «Услышавши это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?» ( Mф. XIX, 25 ). »Увидев это, Симон Петр припал к коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный» ( Лyk. V, 8 ). § 26. О первой заповеди блаженства 192. Кто обретает блаженство и награждается Царством по 1-й Заповеди Блаженства? " Блажени нищие духом, яко тех есть Царство Небесное» ( Mф.V,3 ). Нищета духа – первое, в порядке духовного преуспеяния, состояние. Это первое духовное достижение и является первым блаженством. 193. Кто – «нищие духом»? Телесная крепость человека, его душевныя силы, богатство духа, как и особыя дарования, все дано Богом. Без этих даров сам по себе человек ничтожен, он даже крайне беден и подобен нищему. Тот, кто видит это, считает себя за ничто пред величием Божиим и сознает себя вовсе недостойным благ Царства Божия, тот – нищий духом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

4 . Предание о житии Святой Девы обосновалось свидетельствами: св. Епифания Кипрского , бл. Иеронима Стридонскаго , Георгия Никомидийскаго ; в описании «о древностях Иудейских» еврейского историка Иосифа Флавия подробно изложено о домах при Иерусалимском храме и кто в в них содержался. 5 . " Ангел вошед к Ней сказал: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою« ( Лyk. I, 28, 32 ). 6 . " И всякая дочь, наследующая удел в коленах сынов Израилевых, должна быть женою кого-нибудь из племени колена отца своего». ( Чuc. XXXVI, 7–10 ). 7 . " И откуда мне это, что пришла Матерь Господа моего ко мне?« ( Лyk. I, 43–55 ). »...и родила Сына Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостиннице« ( Лyk. II, 7 ); Она сразу служила Богомладенцу т.к. родила безболезненно; »... и вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его и падши поклонились Ему; и открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото и ладан и смирну» ( Mф.II, 11 ). 87. Какия наивысшия достоинства Божией Матери прославляет Православная Церковь ? 1 . Она была Пречистая Дева до Рождества Христова, пребыла Девою в Рождестве Его, и навеки осталась Девой по Рождестве. Она – Приснодева ( Лyk. I, 34 и 35; Mф. I, 20 ). 2 . Ею рожден воплотившийся Сын Божий: Она – Богородица ( Mф.I, 21 ; Uoah. I, 14 ). 3 . Ея близость к Богу в Рождестве, в деле Искупления, облагодатствование Святым Духом при зачатии и вторично во время Сошествия Его при возглавлении Ею апостолов, – все возносит Ее Наивысшею из всего сотвореннаго; Она честнейшая и славнейшая небесных сил, Она – Царица Небесная ( Дeяh. I, 14; II, 1–4 ). 4 . Наиблизкая к Богу и усыновлением 50 Ей рода человеческаго, Пречистая является как бы звеном между Творцом и сотворенным миром. В наших молитвах к Богу мы необходимо созерцаем духовный облик Богоматери. Она – Предстательница перед Богом рода христианского. 88. Как Церковь выражает молитвенное прославление Богоматери? Псалмы Ветхозаветной Церкви в сокрытых образах, а Церковь Новозаветная во многообразных прославлениях, выражают самое сердечное восхваление Богоматери. Древняя похвала «Вся слава дщери Царевой внутрь» (Пс. XIIV, 14) – в христианском мире изливается громогласно, именуя Пречистую: «Высотою, недоступной помыслу», «одушевленным храмом», «неистощимым сокровищем жизни», «облистающей образ воскресения», «ключем Христова Царства» и другими дивными догматическими определениями. Множество канонов службы утрени заключают песни тропарями, обращенными к Богоматери, напр.: «Ныне Тобою все наполнилось, Пречистая, Божественным светом, ибо Ты явилась дверью, чрез которую Бог говорил миру» (Богородич. 7-й песни канона службы св. Афанасию Вел., 18 января). Девой Марией как бы завершилась цель миротворения, ибо вновь возрожден образ обоженого человека. Она не перестает служить Церкви, являясь примером и образом поклонения Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

7. Малая леность подвергает нас великим опасно­стям. Поясняя сие, авва Дорофей говорит: пошел я не­давно к одному брату и, найдя его изнемогшим от болезни, беседовал с ним и узнал, что он только семь дней пробыл в горячке, и вот прошли другие сорок дней, а он еще не находит в себе крепости... Так бывает и с душою: иной согрешает немного, а сколько времени проводит он потом, проливая кровь свою, пока исправит себя. 8. Вопрос. Слово Божие взимает ли духовное врачевство от вещественного мира? Ответ. Часто, и в Ветхом и Новом Завете. Так Господь Иисус Христос , желая исцелить нас от су­етной многопопечительности житейской, цельбоносное слово берет от примера птиц и цветов. «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» ( Mф. VI, 26 ). Так врачует Господь тех, кои душою своею пекутся излишне о пище и питии. Также врачует Он недуг излишней заботливос­ти об одеянии: «И об одежде что заботитесь? – гла­голет. -Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;. но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.. Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники» ( Mф. VI, 28–29, 31–32 ). 9. Вопрос. Какою видимостью в мире Господь вра­чует самонадеянность духовную, т.е. надежду пре­успеть в жизни духовной собственными силами? Ответ. Сею. «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть?» ( Mф. VI, 27 ). Размыслим, что нам должно посему делать при нашем старании? Молиться, молиться и мо­литься. 10. Вопрос. Иоанн Креститель откуда берет лекар­ство против бесстрастия и беспечности? Ответ. Из сада и с гумна. «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.» ( Лk. III, 9 ). Это из сада. «Лопата Его (Христа) в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым» ( Лk. III, 17 ) Это рецепт с гумна! Вос­пользуемся им, бесстрашные и беспечные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

апостола ( Римл. Х, 10 ) 18 . Пока вера не проникнет в наше сердечное святилище, пока она обитает лишь за пределами его, она остается еще мертвою, не оживотворяемою ничем. Но лишь только она сделается достоянием и сердца, положение дела сразу изменяется. Сердечно верующий, движимый побуждениями своего сердца, проявляет свою веру в делах. Эти последние и являются жизненными элементами они только и ничто более. Это положение подробно раскрывается св. ап. Иаковом, говорящим, что хотя теоретическая вера дело хорошее, но, взятая помимо подтверждения её соответствующим ей поступанием человека, она мертва. В обоснование истинности своих слов св. апостол ссылается на оправдавшихся своими делами Авраама и Раавблудницу. Веру он уподобляет телу, т.е., веру теоретическую, историческую; а дела душе. Душа ожитворяет тело, дела ожитворяют веру, Вера, словом, достигает совершенства только делами... ( Uak. II, 14 26) 19 )... И так, вера должна проникать все наши душевные силы: и волю, и ум, и чувство; должна быть свободною, разумною, сердечною. При таких только условиях она и может быть совершенною. Конечно, степеней этого совершенства много. Возможно высшая для человека ступень достигается не вдруг. На нее восходят только чистые сердцем, вера которых уже тождественна с получаемым нами при посредстве чувства зрения знанием: чистые сердцем узрят Бога ( Mф. V, 8 ) 20 . Отсюда совершенно понятными для нас становятся слова Спасителя, поясняющие силу и значение веры. Его ученики не могли изгнать беса из одного человека. Не могли, как Он говорит, только по их неверию. Между тем как, если бы им была присуща вера лишь только с горчичное зерно, то и тогда, по их слову, гора перешла бы с места на место и вообще для них все было бы возможно ( Mф. XVII, 19, 20 ) 21 . Вера наша, по слову св. Иоанна, есть победа, победившая мир ( 1Uoah. V, 4 ) 22 , и т. д. (ср. Ebp. XI )... В виду всего сказанного вполне ясно, почему всюду в Слове Божием весьма выразительно говорится о вере, как деле Божием ( Uoah. VI, 28, 29 ) 23 , именно вере в I.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Как точно и удивительно верно исполнилось это, мы легко можем видеть из внимательного сличения пророчеств с фактами, приводимыми у евангелистов! Еще древле было предречено, что Он будет отвергнут иудеями, но что по смерти и воскресении Он восторжествует над всеми Своими врагами ( Uc. LIII, 1, 2, 3, 12 ). На Нем исполнились также все ветхозаветные обряды и прообразования. О сем так мудрствует апостол: Сказав прежде, что ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех (которые приносятся по закону) Ты не восхотел и не благоизволил, потом прибавил: вот иду исполнить волю Твою, Боже! Отменяет первое, чтобы постановить второе ( Евр. Х, 8, 9 ). Можно было бы привести еще множество доказательств, но, несомненно, достаточно и приведенных нами для того, чтобы убедиться, что Иисус Назарянин есть обещанный Мессия. Впрочем, несмотря на все сии откровения, пророчества и прообразования о Мессии, иудеи не познали в Нем обещанного Свободителя и Примирителя, так как Он явился в мир не в том виде и образе, который мог бы соответствовать их грубым и чувственным понятиям. Главнейшим доказательством того, что Господь Иисус Христос есть истинный Бог, служат приписываемые Ему: Божественные имена, Божественные свойства, Божественные действия и Божественное Ему поклонение ( Puм. IX:5 ; IUh. V, 20 ; Omkp. I, 10 ). Срав. ( Uc. VI, 1–10 , Uh. XII, 41 ). Доказательство, содержащееся в последних двух цитатах, очень сильно и поразительно. Событие, указываемое в книге пр. Исаии ( Uc.VI, 1–4 ), величественно и поистине потрясающее. Боговдохновенный писатель не оставляет в нас ни малейшего сомнения относительно Того, Который сидел во славе на престоле высоком и превознесенном и принимал от всех подобающие Себе поклонение и честь; так как и Евангелист Иоанн подтверждает сие следующими словами: Сие сказал Исаия, когда видел славу Его (т. е. Христа), и говорил о Нем ( Uh. XII, 41 ). Господу Иисусу Христу приписываются существенные свойства Божие, как, напр., вечность ( Uh. I:1, VIII:58 и др.), всеведение ( Mф. IX, 4 , Uh. XVI, 30 ), всемогущество ( Флn. III, 21 , Koл. II, 9, 10 ), вездесущие ( Mф. XVIII:20, XXVIII:20 ) и неизменяемость ( Ebp. XIII, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010