д. Среди протестантов германских, равно как и протестантов других стран кроме отдельных личностей, по временам обращающихся в православие, менее обнаруживается стремлений к воссоединению с восточными церквами. Протестанты в своих учениях и установлениях далеко уклонились от преданий древнего православия, и все далее и далее уклоняются, доходя нередко до отрицания самых существенных догматов христианства. Но серьезное изучение древней церковной истории и современного состояния восточных церквей, развивающееся между протестантами, по малу освобождает и их от закоренелых предубеждений против востока. А неудовлетворительность западного церковно-религиозного строя, односторонности католичества и протестантства пробуждают во многих протестантских богословах надежды и мечтания на основание в будущем более истинной и полной, более согласной с христианскими идеалами, церкви, которую они так и называют церковью будущего, – церковью, которая ближе должна подойти к духу апостола Иоанна, чем церковь , держащаяся за авторитет апостола Петра, каковою представляется католичество, или церковь , развивающая преимущественно идеи апостола Павла, как представляют себе протестанты собственное протестантское исповедание. Эта церковь будущего, по их мечтаниям, должна соединить в себе начала авторитета и свободы, твердого предания и научного исследования, возвышенного идеализма и практического реализма, горячей ревности об истине и духа терпимости и любви. Конечно в этих мечтаниях, высказывающихся по временам у лучших протестантских богословов и церковных историков, много есть шаткого и неопределенного. Здесь упускается из виду то, что нет нужды задаваться мечтаниями о церкви будущего, когда Иисусом Христом устроена истинная церковь единая и святая на все времена до скончания века ( Mф. XVI:18 ; Eф. III:20 ; Mф. XXVIII:20 ), и что для церкви, как здания Божия, основания иного никто не может положить, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ( 1Kop. III:11 ). Здесь не обращается внимания и на то, что те идеальные начала и свойства, которыми эти мечтатели наделяют в своих представлениях чаемую ими церковь будущего, осуществлялись и осуществляются в учении и строе вечно пребывающей церкви (если понимать их правильно, независимо от временных проявлений, всегда более или менее возможных при несовершенствах земного порядка вещей).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Православная Церковь сохранила от древности благословение людей и предметов; это совершает епископ или священник; при этом произносится имя Лиц Святой Троицы, а правой рукой творится крестное знамение над благословляемым ; этим напоминается, что Христос есть источник всякого благословения. 100. Творил ли Господь Иисус Христос благословение, дал ли повеление благословлять и называл ли людей благословенными? Спаситель нередко благословлял: перед творением чудес (Мф. XIV, 19); устанавливая таинство Евхаристии (Мк. XIV, 22); являясь после Своего Воскресения из мертвых (Лук. XXIV, 50); велел благословлять в Своих поучениях ( Mф. V, 44 ); указывал на благословенных при описании Последнего Суда ( Mф. XXV, 34 ). 101. Подтвердил ли Сам Христос 5-ю Заповедь? Распятый на Кресте «Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорить Матери; Жено! се сын Твой. Потом говорить ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученикь сей взял Ее к себе» ( Uoah. XIX, 26, 27 ). Так Господь, Своим человеческим существом томясь в предсмертной муке, душей скорбя о безсердечии хулителей, обращенный духом к искупительному значению Своего подвига, – проявляет сыновнюю заботу о дальнейшей земной жизни Его Пречистой Матери. 102. Можно ли руководствоваться 5-й Заповедью более распространенно? Священное Писание говорить о сыновнем почитании пастырей Церкви, которые порождают в нас высшую, т.е. духовную жизнь. «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны; ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, какь обязанные дать отчет; чтоб они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это было бы для вас неполезно« ( Ebp. XIII, 17 ). Поддержание кем-либо вообще иерархического начала в общественной жизни указывает на внутреннее благообразие человека. Обязывает его к этому и более глубокая причина: призыв Писания – относиться с уважением к людям старшого возраста. »Пред лицом седого вставай и почитай лице старца, и бойся (Господа) Бога твоего» ( Лeb. XIX, 32 ). 103. В каком случае христианину надлежит выйти из послушания тем, кого он должен почитать?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   Что вы объясняете свою немощь, что нередко побеждаетесь высокоумием в советах приходящих к вам о чем-либо посоветоваться, — удивительно для меня, о чем бы здесь высокомудрствовать, когда что вы скажите вопрошающему вас, ибо если бы что и скажете ему не от себя, но наставляеми благодатию Христа Спасителя и по вере требующего. Разве сему удивляться мы с тобой станем, что к нам ходят, то и пословица на нас с тобою и сбудется: «Когда овец не стало, то и наказывать мода стала или пала». Спасение Господь и противными нам случаями соделывает наше спасение    Все нам причиняют огорчения, чувствительно о всем соболезнуем. Желаю скорого избавления от сих неприятностей, но, ежели угодно будет Богу и еще отложит на время избавление, будьте мужественны и тверды духом в вере и уповании на щедроты Милостиваго Господа, что Он и противными нам случаями соделывает наше спасение. Познайте свою немощь и недостаточность к покорности воле Божией и к исполнению святых Его заповедей. От какового познания приобрящете себе смирение и увидите помощь Божию. «У человек сие невозможно есть, у Бога вся возможна» (Mф.:XIX, 26)    О ваших страхах касательно трудности спасения в мире при мирных занятиях и в семейной жизни отвечаем словами Спасителя нашего: «от человек невозможно, от Бога же вся суть возможна» (Mф.:XIX, 26); только бы произволение ко исправлению не ослабло и нелицемерное покаяние смягчило бы суд Божий. Спасение приобретается терпением    Писание ваше получили, из оного усмотрели некоторые выражения вашего устроения, которым вы, будучи оскорбляемы, смущаетесь и доходите до малодушия, почему, сколько возможно, пишем вам во утешение и для укрепления в находящих на вас искушениях. Вы желаете спасения душевного, а оное стяжевается терпением. Глаголет Господь: «В терпении вашем стяжите души ваша» (Лk.:XXI, 19) и Св. Илия Екдип пишет: «Достойно всякому христианину, право верующему в Бога, не быти без попечения, но всегда чаяти и ожидати искушения». Вспомните, что Господь ублажает тесный и прискорбный путь, а не пространный и бесскорбный.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3579...

Эти уста и Господь призывает нас иметь отверстыми ко приятию пищи истинной: расшири, говорит Он, уста Твоя, и исполню я. Может однажды начертанная и запечатленная в разуме души мысль о Боге именоваться хвалою, от Бога всегда пребывающею в душе; может и по Апостольскому слову, старательный вся творит во славу Божию. Ибо всякое делание, и всякое слово, и всякое действие умное имеет силу хваления». «Св. Григорий Богослов говорит об умной молитве так: Всегда делай ум храмом Богу, чтобы иметь внутри своего сердца невещественное пребывание Царю». «У Св. Макария Великого находим: Христианин должен всегда иметь память о Боге, ибо написано: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, чтобы не только тогда, когда входишь в молитвенный дом, любить Господа, но и тогда, когда ходишь, беседуешь, ешь и пьешь, иметь память о Боге, и любовь и желание; ибо сказано: идеже есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше». «Преподобный Симеон, Новый Богослов, пишет об умной молитве и о внимании так: Святые отцы наши, слыша слова Господа, яко от сердца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы, и та суть сквернящая человека ( Mф.XV:19 ), учившего очищать внутреннее скляницы да и внешнее ее будет чисто ( Mф.XXIII:26 ), оставивши мысль о всяком ином делании, подвизались в этом хранении сердца, несомненно зная, что при хранении сердца они и всякое иное делание без труда соблюдут, без него же никакая добродетель удержаться не может.» Как и всякий другой духовный подвиг, молитва может совершаться правильно или неправильно. Неправильною молитва бывает тогда, когда она совершается невнимательно, небрежно, торопливо, или когда естественные, сопровождающие молитву, ощущения принимаются за благодатные действия Св. Духа, или когда к молитве примешиваются тщеславие, самомнение, и когда молящийся, не имея надлежащей осторожности, принимает коварные внушения диавола за явление благодати Божией, как это случилось, например, с преп. Исаакием Печерским, принявшим в ослеплении гордости явление бесов за явление самого Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Но мы уже видели, что цитируемое место из „Второзакония” XVIII, 18 не может относиться к Мохаммеду, а относится к Христу. Отсюда – „Пророк” в этом стихе есть Христос. Иудеи делали обратное исчисление. Они думали, что Иоанн Креститель мог быть обещанным Мессией. Когда сам Иоанн стал это отрицать, они спросили его: „может быть, ты предтеча Мессии Илия? ( Maл. IV, 5 ; Mф. XVII, 10 ; Mapka IX, 11 ). Иоанн объясняет посланным, что он лично не Илия, да последний ещё не возвратился на землю, как иудеи думают об этом возвращении (хотя Иоанн был именно личностью, на которую указывает пророк Малахия (IV, 5); см. Mф. IX, 14 . („Аще хощете прияти, той есть Илия, хотяй приити”). Будучи неспособны понять, кто же, наконец, был Иоанн, к которому они были посланы, иудеи потом спросили его: „может быть, ты пророк, о котором говорится во „Второзаконии” (XVIII, 18)? По отношению к значению последнего пророчества в это время между иудеями было некоторое различие во мнениях. Многие правильно понимали, что в книге „Второзакония” указывается обещанный Мессия, как это ясно из Евангелия Uoahha VI, 14 . („Человеци же, видевше знамение, еже сотвори Иисус, глаголаху, яко сей есть воистину Пророк, грядый в мир!”) Это говорилось по поводу чудесного насыщения пятью хлебами пяти тысяч народа. Но некоторые вовсе не были такого мнения, как это явствует из того же Евангелия Иоанна (VII, 40, 41). („Мнози от народа, слышавше слово, глаголаху: сей есть воистину пророк. Друзии же глаголаху: сей есть Христос. Овии же глаголаху: егда от Галилеи Христос приходит?”) Последняя группа иудеев предполагала, что пророк, возвещённый в XVIII, 18. „Второзакония”, есть другой Предтеча обещанного Мессии. Рассказ ев. Иоанна (I, 19–28) показывает, что спрашивавшие у Иоанна Предтечи сильно нуждались в том, чтобы узнать: кто же такой Иоанн Креститель: Мессия ли он или же один из Его предшественников? Неразумно было спрашивать о том: есть ли Иоанн Креститель предполагаемый пророк, долженствующий пришёл спустя столетие после Мессии, когда сам Мессия ещё до сих пор не объявился, как таковой, и не был признан ими (иудеями).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

В ночь на 10-е число скончался в С.-ПБ. генерал-адъютант, член Военного Совета Александр Феодорович Минквиц, бывший Командующий войсками Харьковского военного округа. У меня с ним в Харькове были мирные отношения, и я сохраняю о нем добрую память. 15-го ч. мимоездом С.-ПБ. посетил меня мой старый товарищ по академии и добрый друг Алексей Егорыч Викторов. Между прочим, он передавал мне замечание Синодского Обер-Секретаря Барсова 682 насчет будто бы частого моего обращения в Синод с мелочными просьбами по Вышневолоцкой Казанской Общине. Но упрек этот напрасный; он ко мне не относится. По всей вероятности, эти просьбы шли от имени митрополита Исидора, принимавшего особенное участие в означенной Общине. 17-го ч. (воскресенье). Служил я в Кафедральном Соборе и возвел в сан архимандрита настоятеля Успенского Желтикова монастыря, иеромонаха Гавриила. После литургии, при вручении жезла новопоставленному архимандриту, я обратится к нему с следующею речью: «Преподобный Отец, архимандрит Гавриил! Оставив после тринадцатилетних трудов 683 , по собственному произволению, учебное поприще ты вступаешь ныне, по соизволению высшего священноначалия, наипаче же по всеблагой воле Верховного Распорядителя и Строителя судеб человческих, на новый, более трудный и более ответственный пред Богом, путь служения Святой Церкви. До сих пор ты имел дело с юным поколением; отныне тебе вверяются начальственные заботы и попечения о мужах зрелого возраста и даже старцах. Но иное дело школа, иное – иноческая обитель. Иначе можно и должно было действовать на юношество, иначе следует относиться к зрелому и старческому возрасту. Легче склонять и убеждать молодые незрелые умы, нежели переубеждать умы старые, искоренять и исправлять навыки глубоко и твердо укоренившиеся. Доселе от тебя требовалось наиболее то, чтобы ты сеял и насаждал в душах юных питомцев семена доброго, христианского учения; о их нравственном воспитании преимущественная забота лежала на других. Отныне на тебя возлагается св. Церковью священная обязанность не только научать и просвещать вверенную твоему начальственному попечению братию, но и руководить ее на пути христианского благочестия и доброго иноческого жития, – руководить не только словом учения и вразумления, но наипаче примером своей доброй жизни. Ты должен твердо памятовать слова Божественного Подвигоположника – Христа: иже сотворить и научить, сей велий наречется в Царствии Небеснем ( Mф.V:19 ), и другие: горе человеку, тем паче начальствующему, им же соблазн приходит ( Mф.XVIII:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Bibliot. Vindob. Tom. I, p. 283. Блаж.. Феофилакт. Предисловие к Евангелию Иоанна, стр. 9. Theodoretus Turi Episcop. Fragm. de babtismo sanctorum apostolorum et deipare, in d. Selectis ad illustr. Chronic. Paschalis. Ed. Bonn. Vol. 2, p 144 sq. Epifanius. Haer. 78, 8. Св. Димитрий Ростовский Четьи-Минеи Сент. Ч. II, стр. 84 обор. Lücke, Op. cit. Th. 1 S. Lampe. Op. cit. p. 4. и другие. Но начиная с блаж. Иеронима учители Церкви считают Иосифа девственником, и называемые в Евангелии братья Господа считаются или сродниками Спасителя или же сыновьями брата Иосифа. См. полн, сочин. М. Хоренского, стр. 289. 226 Starke Op. cit. S. 7–8. Niemeyer Op. cit. S. 44. Солярский. Библ. слов. T. III, стр. 409. Фаррар. Первые дни христ. стр. 404. Яцкевич и Благовещенский. Соч. цит. т. II. стр. 59. Keim. Op. cit. В. III, ss. 41–42 232 Niemeyer. Charakt. d. Bibl. Th. I, S. 44. Godet. Op. cit. S. 19. Яцкевич и Благовещенский. Библ.-биогр. слов. Т. II, стр. 59. Фаррар. Первые дни христианства. Стр. 413. 414. 235 Это видно из того, что во многих местах Св. Писания имя Иакова встречается впереди имени Иоанна: κωβος ( το Ζεβεδαου) κα ωννου δ αδελφς ατο ( Mф. IV, 21; X, 2; XVII, 1 ; Μρκ. 1, 19; III, 17; X, 35. 41; Лk. V, 10; VI, 14 ; Дeяh. I, 13 ). Далее Иоанн всегда определяется, как брат Иакова: αδελφς ακβου ( Mpk. III, 17; V, 37 ), αδελφς ατο ( Mф. IV, 21 и др.) Исключением является только одно место ( Лk. IX, 28 ), в котором изменяется этот порядок. Но эта дата нисколько не опровергает нашего предположения, так как тот же самый св. писатель в других, указанных нами, местах Иакова ставит впереди Иоанна. Даже и по вознесении Спасителя, когда уже Иоанн занимал видное место в первохристианской Церкви, его имя все-таки приводится после имени Иакова. 237 Ierenaeus. Advers. haeres. II сар. 29; III, с. 3. Hieronymus. Advers Jovinian Lib. I, сар. 14. Sed cur non Joannus electus est virgo? Aetati delatum est, quia Petrus senior erat, nec adhuc Adolescens acpene puer, pogressae aetatis hominibus praeferelur...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Это тем более знаменательно, что священная седьмерица, как закон литературной композиции, встречается чаще, чем какое-либо иное число, и, притом, в равной мере во внебиблейской и в библейской письменности. В классической литературе, как пример седьмеричного деления, называют Четвертую Эклогу Вергилия 81 . Особое значение седьмерицы в сознании древних вытекает и из элегии Солона о десяти седьминах человеческой жизни 82 . В Библии , если ограничить наше внимание одним только Новым Заветом, надо отметить явное для всякого даже поверхностного наблюдателя построение по седьмеричному принципу Иоанновского Апокалипсиса. Элементы седьмеричного построения наблюдаются, несомненно, и в Евангелии от Иоанна 83 , хотя попытка Ломейера вскрыть его до последних частностей в плане Евангелия и распространить его и на Первое Послание Иоанна не убеждает читателя 84 . Очень вероятно, что в формальной истории Евангелия принцип седьмеричного деления есть элемент досиноптический. Небезынтересно, что образ семи злых духов мы встречаем не только в Мф. (ср. Мф.12:45 ), но и в Лк. ( Лк.11:26 ), а, может быть, и в Мк. (ср. неподлинное заключение Мк.16:9 , которое, однако, в этой точке совпадает с Лk. VIII, 2 ). Допустимо, конечно, что текст Лk. XI, 26 восходит к Mф. XII, 45 , но столь же возможно, что оба Евангелиста его заимствовали из общего источника предания. Вопрос саддукеев о семи мужьях одной жены встречается у всех трех синоптиков ( Mф. XXII, 23–33 , Mk. XII, 18–27 , Лк. ХХ, 27–40 ), а насыщение толпы семью хлебами, от которых осталось семь корзин кусков, не только у Матфея ( Мф.15:32–39 ), но и у Марка ( Мк.8:19 ). В той среде, в которой возникли наши Евангелия, числу «семь», очевидно, приписывалось особое священное значение. Мы не имеем основания утверждать, чтобы Евангелист Матфей этого значения за ним не признавал, но изучение его книги показывает, что большого интереса он к нему не имел. Седьмерицы в Мф. по всей вероятности, принадлежат не ему, а тем источникам предания, из которых он их заимствовал. Одною из этих седьмериц является и седьмерица М. Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

На Мф. XIV, 23–36. Для чего Христос попускает ученикам обуреваться волнами и страхом • Бог посылает сильнейшее испытание, когда хочет избавить от опасностей • Сила любви Петра ко Христу; его маловерие • Действие чуда на учеников и народ • Христос и ныне предлагает Себя всем в евхаристии • Евхаристия ничем не отличается от вечери, совершенной Самим Христом • Евхаристия требует совершенной чистоты от приступающего к ней • Милостыня угоднее Богу, чем богатые приношения во храм. Беседа 51 На Мф. XV, 1–20. Иудейские священники виновны были во введении новых постановлений и в предпочтении их заповедям Божиим • Почему ученики Христа ели неумытыми руками • Фарисеи учили под видом благочестия презирать заповеди закона • Христос отвергает постановления о пище и • прикровенно • все другие обрядовые предписания • Христос не порицает закона • Человека оскверняет нечистота сердца • Должно приступать к молитве с чистыми устами и сердцем, свободным от гнева • Не должно молиться против врагов • Обижающий причиняет вред только самому себе. Беседа 52 На Mф. XV, 21–31 . Христос отверзает дверь язычникам • Сила веры и смирения хананеянки • Почему Христос медлил исполнением ее просьбы • Милостыня ценится не по количеству подаваемого, а по силе расположения • Превосходство милостыни пред всеми другими искусствами • Наклонность к милосердию положена в самой природе • Милосердие • отличительный признак человека • Хищник не может получить плода милостыни. Беседа 53 На Mф. XV, 32-XVI, 12 . Несомненность чудесного насыщения • Несовершенство веры учеников • Их любомудрие • Почему Христос не дал знамения просившим иудеям • Малые по видимости чудеса Христовы по своей силе превосходили великие • Строгость бывает так же полезна, как и снисходительность • Настоящая жизнь есть смена радостей и печалей • Ничто не доставляет большей радости, как добродетель • Память добрых дел служит великим утешением в час смерти. Беседа 54 На Мф. XVI, 13–23. Для чего Христос спрашивает учеников предварительно о мнении народа о Нем • В каком смысле Петр исповедал Христа Сыном Божиим • Единосущие Христа с Отцом • Почему до страданий Спаситель запрещал разглашать, что Он есть Христос • Тайна креста и воскресения неизвестна была и апостолам • Не должно стыдиться креста Христова • С какими мыслями и расположениями должно совершать знамение креста • Сила креста • Христианин не должен иметь ничего общего с землею • Легкоисполнимость заповедей. Беседа 55

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Прежде другого следует выделить некоторыя слова Самого Господа, который Он произносил, чтобы внушить убеждение о Его Божеском достоинстве. Напр.: «Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира» ( Uoah. VIII, 23 ); «. . что вы думаете о Христе? чей Он Сын? Говорят Ему: Давидов. Говорить им: как же Давид по вдохновению, Господом называет Его . . . Итак если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?» ( Mф. XXII, 42–45 ). Так как евреи знали о происхождения: Иисуса Христа от св. прор. Давида, то поставленный им вопрос произвел на них сильное действие: «И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его» (ст. 46). Далее, важно привести те выражения самих евангелистов, которыми они явно объявляли свою уверенность в Божестве Христа, напр.: »Начало евангелия Иисуса Христа Сына Божия» ( Mpk. I, 1 ); " Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос Сын Божий и, веруя, ижели жизнь во имя Его« ( Иоан. ХХ, 31 ); »В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Uoah. I, 1 ). Наконец, чтение со вниманием всего Евангелия кладет в душу печать Божественности Господа; в том же уверился и римский сотник у Креста: «Сотник же, и с ним стерегшие Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» ( Mф. XXVII, 54 ). 70. Почему в Писании применяется к Сыну Божию наименование – Слово? «Слово» переведено с древ.-греческого слова «логос», имеющого несколько значений. Логос в Библии употребляется не в смысле – разум, а – изречение, глагол. Древ.-еврейское слово «дабар» в библейских текстах означает: действие Божественной правды, слово Божие; напр.: «послал Слово Свое и исцелил их» (Пс. CVI, 20). Постепенно Слово усваивало в Библии личную жизнь: «Он был облачен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: Слово Божие» ( Omkp. XIX, 13 ). В Евангелии Слово означает открывшееся живое Лицо, равное Богу Отцу. Это вторая Ипостась Св. Троицы; чрез Слово осуществляются все замыслы Божии . Таким образом наименование «Слово» относится к числу таинственных, относящихся к сущности Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010