Элизод о Хананейской женщине (Mф. XV, 21–28), смягченный уже Марком (VII, 24–30) через пропуск ограничительного замечания Спасителя касательно объема своей миссии, третий синоптик совсем игнорирует. «Не и язычницы ли (οχ κα θνικο ) такожде творят?» – вместо этой укоризненной редакции Mф. V, 47-мы имеем у Луки (VI, 35) простое упоминание только о грешниках. Специфическое «язычники ищут» (τ θνη πιζη οσιν ) Mф. VI, 32 несколько сглаживается более квалифицированным πντ τ θνη το κοσμου (XII, 30) , которое по-русски передается даже совсем общим «люди мира сего». Ненависть к ученикам Христовым первый Евангелист усвояет (XXIV, 9) «всем языкам» (πδ πντ ν τν θνν ), между тем третий называет (XXI, 17) просто «всех» (δπ πντων ), без всяких национально – расовых различений. Вопроса о разводе, принадлежащего к области чисто еврейского права (Mф. XIX, 3 – 12. Мрк.Х, 2–12), Лука едва касается, опуская легалистические ассоциации (XVI, 18), эсхатологическую речь сильно изменяет в духе некоторой общности, разрушение Иерусалима не связывает тесно с фактом пришествия Господня, которое отодвигается в даль неизвестного будущего, а при грядущих страшных бедствиях Иудеи не заставляет молиться, чтобы эта катастрофа не случилась в субботу (Mф. XXIV, 20), каковая, очевидно, уже существенно потеряла прежнюю обязательность и для писателя и для читателей. Все эти данные, прежде всего, показывают, что третий Евангелист рассчитывал не на иудейскую публику, когда приходилось становиться на иудейскую почву, где только и можно было встретиться с евреями более или менее мирно. Разумеется совсем иной круг людей, не почивавший столь упоительно на ветхозаветном слове, хотя бы и знакомый с ним почтительно. Этим самым фактически удостоверяется, что Евангелие Христово не связано внешними условностями, но всеобъемлюще по существу и сразу же заявило себя с таким неограниченные характером, поглощая всякие преимущества и всех одинаково награждая богатствами благости. Значит, христианский универсализм коренится в самой природе спасительного благовестия.

http://predanie.ru/book/219258-sv-aposto...

То будет знамение Сына человеческого на небе ( Mф. XXIV, 30 ). Сын человеческий придет с неба, – и знамение Его явится на небе. Что это будет за знамение? По толкованию Отцов церкви, это будет крест. «Тогда явится знамение Сына человеческого на небеси, то есть, крест, который светлее солнца, поскольку солнце помрачается и скрывается, а крест является: он не явился бы, если бы не был гораздо светлее солнечных лучей» 304 . «Честный крест явится опять и во второе пришествие Христово, как честный, животворящий, достопоклоняемый и Святой скипетр Царя Христа» 305 . Увидев знамение Сына человеческого на небе, восплачутся все племена земные ( Mф. XXIV, 30 ), восплачутся все те, которые сделали себя чадами осуждения и погибели, и возрадуются те, которые претерпели до конца и теперь дождались своего освобождения... Имеющие уверовать к этому времени, иудеи, при виде Святого знамения, которое они прежде считали соблазном для себя, а теперь признали орудием искупления, воскликнут торжественным хором на встречу Грядущему вслед за этим знамением: Благословен грядый во имя Господне! По отношению к самому пакипришествию Христову знамение креста на небе будет означать славное, победное, торжественное шествие Христа с неба. И увидят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою ( Mф. XXIV, 30 ), со святыми Ангелами ( Mapk. VIII, 38 ), со тьмами святых Ангелов Святых (Посл. Иуды 14 ). Второе пришествие Господа на землю будет совершенно отлично от первого пришествия. Тогда Он приходил в уничижении, в образе раба ( Фuлun. II, 3 ), подвергался преследованиям и бесчисленным оскорблениям и поруганиям, был распят, как злодей: теперь Он придет во славе Своей, и все святые Ангелы с Ним, и сядет на престоле славы Своей ( Mф. XXV, 31 ), и пред Ним преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних ( Фuлun. II, 10 ). Тогда Он приходил не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф. ХХ, 28 ), не для тою, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Небо ( Uh. III, 17 ): теперь Он придет праведно судить вселенную ( Дeяh. XVII, 31 ) и воздать каждому по делам его ( Mф. XVI, 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

На Mф. VII, 21–27 . Ни правая вера, ни дар чудотворения не приносят пользы при отсутствии добродетели • Благодать часто действует в недостойных для блага других • Одна добродетель доставляет безопасность в настоящей жизни • Праведнику никто не может причинить вред • Многочисленные труды не приносят никакой пользы порочным • Пример апостолов и иудеев показывает силу добродетели и бессилие порока • Порок бессилен против добродетели • Жизнь порочного исполнена печалей и страха. Беседа 25 На Mф. VII, 28-VIII, 4 . Сила учения Христова • Почему за учением следует совершение чудес • Почему Христос исцеляет прокаженного прикосновением руки • Должно иметь в мыслях Бога не только во время болезни, но и при здравии • Для чего Христос порою соблюдает закон, порою не соблюдает • Христос делает с своей стороны все, чтобы привлечь к вере • Благодарность Богу есть лучшее средство сохранить Его благоволение • Должно благодарить Бога за блага, дарованные не только нам, но и другим • Всякий дар Божий велик • Бог благодетельствует часто против воли самого человека • Смирение делает благодарным Богу. Беседа 26 На Mф. VIII, 5–13 . Христос похваляет тех, кто имел о Нем высокое мнение • Матфей и Лука говорят об одном и том же чуде, взаимно восполняя друг друга • Высота веры и добродетели сотника • Христос возвещает учение об оправдании верою и призвании язычников • Как для добродетельного возможно падение, так и для порочного исправление • Пример Давида научает, как и для добродетельного нужно постоянное бодрствование, и как легко восстать после падения. Беседа 27 На Mф. VIII, 14–22 . С какою быстротою совершались Христом исцеления • Болезни телесные суть следствия грехов • Христос ничего не делал из тщеславия • Христос привлекал народ не только чудотворениями, но и приятностью своего вида • Вопрошавшим Христос давал ответы сообразно их внутреннему расположению • Заботы о духовном должно предпочитать всему остальному • Живущие во грехах хуже мертвецов. Беседа 28 На Mф. VIII, 23–34 . Почему Христос взял одних только учеников и попустил им обуреваться волнами • Различие между чудом Христовым и чудом Моисея • Бесы исповедуют божество Христа • Согласие евангелистов в повествовании об исцелении бесноватых • Почему бесноватые жили в гробах • Душа, исшедшая из тела, не остается на земле • Бог промышляет о каждом человеке • Для чего Христос позволил бесам потопить свиней • Сребролюбцы страдают более тяжким недугом, чем бесноватые • Изображение сребролюбца • Сребролюбие вредит самому приобретению богатства. Беседа 29

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Затем, духовная любовь стоит в неразрывной связи с страданиями и уничижением. Это, может быть, закон, которым управляется не одна духовная любовь; страдания и естественной любви придают свойства христианской, поднимают ее до этой высоты. Мать, любящая своего больного, доставившего ей много беспокойств ребенка, любит в нем свои страдания. Когда Пилат сидел на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего праведнику тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него ( Mф. XXVII, 19 ). Страдания даже во сне сделали для нее близким этого праведника. Вот путь, каким христианин может возрастить в себе любовь к Богу, ко Христу. Нужно «пострадать за Него», – потерять ради Него так много, чтобы уже не к чему было возвратиться назад в мир, – порвать с миром все связи. Христианин в себе бесприютен: он умер для мира, и жизнь его сокрыта со Христом в Боге ( Koл. III, 3 ), подобно тому как для зерна, давшего росток и сгнившего, вся надежда – в этом ростке. Все помыслы христианина в области невидимого, божественного. Там его сокровище ( Mф. VI, 21 ). Он становится участником дела Христова, Его другом, – у него со Христом, если можно так выразиться, «общие интересы», он вложил в дела Христа весь свой капитал (ср. Mф. XIII, 44,46 ), он продолжает Его дело, он, как сказал о себе апостол, «восполняет недостаток в плоти своей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь » ( Koл. I, 24 ). Такая именно общность дела и ожиданий слышится в словах апостолов, оставивших все ради Христа ( Mф. XIX, 27 пар.), – и того, который удерживал Его от страданий и говорил Ему: «будь милостив к Себе, Господи, да не будет этого с Тобою» ( Mф. XVI, 22 ), и того, который говорил другим ученикам: «пойдем и умрем с Ним» ( Uoah. XI, 16 ), и того, который пишет: «кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» ( Puмл. VIII, 35 )? Пожертвовав всем миром, уж нет смысла остановиться пред новыми жертвами. Поистине «никто возложивший руку свою на плуг, и озирающийся назад, не благонадежен для царствия Божия» ( Лyk. IX, 62 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Потомок, о котором говорит Господь Давиду, есть Иисус Христос, ибо ему приписывается вечность, – свойство, принадлежащее одному Богу. 113 Примеч. Приведем здесь некоторые главнейшие пророчестве об И. Христе. Некоторые пророческие стихи из 21 псалма: Ст. 2-й. Боже, Боже мой, вонми ми (внемли мне), Вскую (для чего) оставил Мя еси. Так точно говорил Иисус Христос, когда страдания Его достигли высшей степени ( Mф. XXVII, 46 ; Mapk. XV, 34 ). Ст. 8 и 9. Вси видящии Мя поругашимися (ругаются надо Мною) глаголаша устнами, покиваша главою (и говорят, кивая головою): упова на Господа, да избавит его, да спасет его, яко хощет его (Он уповал на Господа, пусть избавит его, пусть спасает его, если любит его). Так точно говорили враги Господа, окружая крест Его ( Mф. XXVII, 39, 40, 41 ). Ст. 19. Разделиша ризы моя себе и о одежди моей меташа (бросают) жребий. Ясное предсказание того, что действительно произошло при крестных страданиях Иисуса Христа ( Mф. XXVII, 35 ). Псвл. XV ст. 10. Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному твоему видети истления. По учению апостола Петра, слова эти пророчески относятся к Иисусу Христу, ибо Давид умер и погребен, и следовательно, как замечает апостол ( Дeяh. XIII, 35 ), увидел тление. Псал. 109,1 . Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене. Апостолы свидетельствуют, что сей Господь, Которому речено сидеть одесную Господа, есть Иисус Христос, восшедший на небеса и седящий одесную Отца, дóндеже положены будут все враги Его под ноги Его ( Дeяh. II, 34 – 35 ; 1Kop. XV, 25 ; Евр. 1:13, 10:13 ). «Се дева во чреве приимет, – говорит пророк Исаия, – и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (т. е. с нами Бог)». Здесь обещанный Спаситель мира называется Богом, имевшим родиться на земле по человечеству от Девы чистой, непорочной. Так действительно и родился Спаситель мира, на что не преминул остановить внимание и св. евангелист Матфей, указывая в сем исполнение пророчества Исаи ( Uc. VII, 14 , Mф. I, 22, 23 ). И ты, Вифлиеме, доме Ефрафов, говорит пророк Михей, еда нал еси в тысячах Иудиных (в ряду тысяч Иудиных), из тебе бо изыдет вождь, иже упасет люди моя Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

5. Чти отца твоего и матерь твою, да блого ти будет, и да долголетен будеши на земли. 6. Не убий. 7. Не прелюбы сотвори. 8. Не укради. 9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. 10. Не пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть блйжнего твоего. 54. Как Иисус Христос подтвердил десять заповедей, данных чрез Моисея? В беседе с богатым юношей Господь дословно перечислил заповеди: 5-ю, 6-ю, 7-ю и 9-ю, сказав при этом, что необходимо их исполнять, чтобы войти в жизнь вечную ( Mф. XIX, 17–19 ). Спаситель подтвердил значение 1-й заповеди. Приготовляя учеников к разумению понятия о Едином Боге, открывшемся во Святой Троице, Христос применил к Себе и ко Святому Духу Ветхозаветныя выражения самоутверждения Божия ( Ucx. III, 13,14 ; Uoah. VIII, 25, 26, 58 ; Иоан. Х, 30 ; Мф. 1, 18 ; Лк. XII, 10; Uoah. XIV, 26; XV, 26; XVI, 13, 14, 15 ). Хриетос сказал о значении 3-й заповеди, осудив суетное произнесете имени Божия, когда не живя по заповедям, одним наружным благочестием надеются войти в Царство Небесное; или когда искажается смысл заповеди, а при этом произносятся слова Богопочитания; или оказывают только наружное согласие с Христовым учением, вовсе не исполняя его ( Mф. VII, 21 ; Mф. XV, 3–9 ; Лk. VI, 46 ). Господь подтвердил 10-ю заповедь, осуждая зависть даже в том случае, когда она может возникнуть по чувству справедливости ( Мф. ХХ, 15 ). Иисус Христос, всем Своим учением, выделил и возвысил духовную сторону Ветхозаветных заповедей, отвергнув обрядовый закон евреев, в котором они преимущественно и видели творение воли Божией. Это общее духовное направление Благовестия Христова сделало излишним повторение запрещения кумиров. Поэтому Спаситель не привел слова 2-й заповеди в беседе с богатым юношей, но предложил ему принести чисто духовную жертву ( Mф. XIX, 21 ). § 14. Объяснение первой заповеди 55. Как перевести с церковно-славянского на русский 1-ю Заповедь Ветхого Завета?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Гордый смотрит на себя, как на самобытное существо, а не создание Божие» (Еп. Игнатий Брянчан. Аскетическ. проповедь, т. III, о самомнении, стр.232). 199. Что сказал Сам Христос о тщеславии? «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете?» ( Uoah. V, 44 ). «Все же дела свои делают с тем, чтобы их видели люди» ( Mф.XXIII, 5 ). »Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо, ибо так поступали со лжепророками отцы их» ( Лyk. VI, 26 ). 200. Что находим среди изречений св. отцев и святителей о тщеславии? «Тщеславен тот, кто для своей, а не для Божией славы заботится о добродетелях и трудами своими имеет в виду накупить лишь человеческих непостоянных похвал» (Пр. Максим Исповедн., Добротолюб.). «Страждут и те, кои славы ради человеческой добрыя дела делают. Ибо, таковые, получив жребий – иметь житие на небесех, славу свою, увы, вселяют в пыль« (Святит. Григорий Палама , Добротол.). »Тщеславие питается похвалой человеческой и преимуществами, изобретаемыми плотским мудрованием и возникающими из нашего падения. Оно питается богатством, знатностью рода, громкими именами, которыми увенчивает служение и угодливость миру и прочими суетными почестями. По такому свойству своему слава земная и человеческая прямо противоположны славе Божией» (Еп. Игнатий Брянч., т. V, гл.39 о челов. славе). 201. Как близки между собою гордость и тщеславие? Пр. Иоанн Леств. показал тесное сплетение этих страстей такими сравнениями: «Между сими страстями такое же различие, какое между отроком и мужем, между пшеницею и хлебом; ибо тщеславие есть начало, а гордость конец» (Леств., ел. 22-е о тщеславии, 1). Гордость растет из корня тщеславия. Тщеславие предтеча гордости. 202. Как наростает тщеславие и гордыня по наблюдениям духовного опыта? Самопознание дает верное понятие о своем духовном возрасте или о ступенях снижения. Для тщеславия и гордости снижения таковы: потеря простоты (Рим. XVI, 19); любление похвал ( Mф. VI, 1 ); жизнь мнениями других ( Mф. XXIII, 5 ); искание своей славы (Иоан. XII, 43); нетерпение обличений ( Uoah. IX, 34 ); невидение своих грехов ( Uoah. VIII, 7 ); добродетель напоказ ( 2Tuм. III, 5 ); вера «по своему» ( 1Nem. I, 3–7 ; 2Nem. I, 4–8 ); затруднение исповедываться и упразднение исповеди (Лук. XXIV, 47); утрата благодарности ( 1Фec. V, 18 ); осуждение ( Лyk. VI, 37 ); забвение смертного часа ( Лyk. XII, 20 ); неспособность прощать, злопамятство ( Mф. VI, 15 ); надменность ( Nc. IX, 25 ); оставление молитвы (Лук. XVIII, 1); духовное одиночество ( Быm. XVI, 12 ); забвение Искупления ( Ebp. XII, 1, 2 ); преступления ( Aм. V, 12 ); богохульство ( 1Tuм. I, 20 ); умоизступление ( Mk. VII, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

е. когда он будет строить козни и нападать со всеми силами, какими прежде никогда не располагал, предусмотрительно поймут и терпеливо перенесут; и, таким образом, будут похищены у него и не связанного. От этого не потеряет своей истины и приведенное евангельское изречение: «Никто, вошед в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного». Ибо, по буквальному смыслу изречения, указанный в нем порядок сохранится; сперва сильный связан, и по расхищении у него вещей долго и повсюду в среде всех народов из сильных и слабых церковь будет размножаться так, что, укрепившись верою при виде исполнения на деле свыше предсказанных событий, в состоянии будут похищать вещи и у развязанного. Как следует признать, что любовь многих охладеет, когда умножится беззаконие ( Mф. XXIV, 12 ), и что многие, которые не записаны в книгу жизни, поддадутся необычным и величайшим преследованиям и обманам диавола, на ту пору освобожденного, так же следует думать, что не только те, которых время не застанет добрыми и верными, но и некоторые из тех, которые еще будут вне Церкви, через внимательное с помощью благодати Божией изучение Писаний, предсказавших среди прочего и сам этот конец, наступление которого они почувствуют, окажутся более твердыми для того, чтобы победить дьявола и не связанного. Если это будет так, то нужно сказать, что наложение уз предшествовало для того, чтобы расхищение производилось и в то время, когда он был связан, и в то, когда развязан; потому что об этом сказано: «Никто, вошед в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного». Глава IX. Что такое тысячелетнее царствование святых со Христом, и чем оно отличается от вечного царствования Пока диавол в продолжение тысячи лет связан, святые, несомненно, царствуют со Христом в эти самые тысячу лет, т. е. царствуют уже и в это время Его первого пришествия. Если бы, независимо от того царствования, о котором Христос скажет в конце: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство» ( Mф. XXV, 34 ), святые Его, которым Он говорит: «Я с вами во все дни до скончания века» ( Mф. XXVIII, 20 ), не царствовали уже с Ним ныне некоторым иным, хотя и далеко не равным образом, то церковь Его, конечно, не называлась бы уже теперь Его царством или царством небесным ( Mф. XIII, 52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

На Mф. II, 4–10 . По явлению волхвов и другим событиям, сопровождавшим рождение Христа, иудеи могли познать истину • Почему достоинство Христа не так ясно открывается при Его рождении, как впоследствии • Злоба и безумие Ирода • Для чего звезда скрылась и вновь явилась • Поклонение волхвов испровергает учение Маркиона и Павла Самосатского • Оно знаменовало призвание язычников • Увещание подражать волхвам чрез служение Христу • Порицание тем, которые оставляют Христа ради позорных зрелищ • Целомудрие • долг всякого христианина. Беседа 8 На Mф. II, 11–15 . Что побуждало волхвов поклониться Младенцу • Для чего они удаляются в Персию • Бог для достижения своих целей попускает иногда врагам Своим впадать в заблуждение • Для чего Христос посылается в Египет • Пророчество Ocuu XI, 1 получает надлежащее исполнение во Христе • Перемена, совершившая с Египтом, показывает силу Христову • Пустынножительство в Египте • Слава великого Антония • Жизнь в миру не может служить препятствием для подражания монашествующим. Беседа 9 На Mф. II, 16–23 . Для чего Бог попустил избиение младенцев • Страдания и бедствия, претерпеваемые несправедливо, или заглаждают наши грехи, или служат к получению больших наград на небе • В жизни человека все совершается по действию бож. Промысла • В доказательство Своей силы, Бог исполняет свои намерения средствами противоположными • Почему Иосиф приходит в Назарет • Пророческие писания не все сохранены евреями • Не должно гордиться ни отечеством, ни предками, ни богатством, ни другими внешними преимуществами • Богатство не доставляет безопасности и приводит к погибели души. Беседа 10 На Mф. III, 1–6 . Какое время означается выражением «во дни оны» • Почему Христос крестился тридцати лет • Отличие крещения Иоаннова от данного Христом • Цель пришествия Иоанна • Явление и деятельность Иоанна заранее предсказаны были пророками • Образ жизни Иоанна • Увещание подражать Иоанну • Близость суда и необходимость покаяния • Покаяние состоит не только в оставлении худых дел, но и в замене их делами добрыми • Почему Бог не скоро исполняет наши прошения • Польза искушений. Беседа 11

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И верно то, что кто сеет щедро, тот щедро и пожнет; кто с охотою подает милостыню, без всяких задних мыслей, без самолюбия и других видов корыстных, тот щедро и получит еще и здесь – на земле, и там – на небе. Здесь, на земле, милостыня очищает грехи ( Cup. III, 30 ), привлекает особенное благоволение Божие. За милостыни язычник Корнилий от Бога получил чрез Ангела одобрение и был удостоен просвещения христианством чрез апостола Петра ( Деян. Х ). Человеку доброму радостнее жить на земле. Если кто подавал от чистого сердца истинно бедному, тот испытывал, какое утешение и довольство бывает в нашей душе в те минуты! Как же счастлив и блажен тот добродетельный человек, который поставил задачею всей своей жизни благотворить ближним, служить для других, быть полезным всякому во всем добром! Еще: милостыня защищает человека во дни бед и несчастий общественных. Господь иногда видимо сохраняет благоденствие доброго человека. Затвори милостыню в клетех твоих и та измет тя от всякого озлобления ( Cup. XXIX, 15 ). Семья добродетельного, его потомство благословляется Богом и никогда не бывает оставлено. Поэтому, родители, будьте сами первее всего добры. За ваше добро и вашим детям будет хорошо. Кто подаст милостыню, тот эту милостыню взаймы дает Богу, Бога имеет своим должником ( Npumч. XIX, 17 ; Mф. XXV, 40 ). Но Господь Бог всегда за наше добро воздаст сторицею; тогда и нам будет хорошо, и детям нашим. Св. царь Давид на закате дней своих высказал свое наблюдение над участью людей добродетельных и их потомства. Я, говорит он, был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его, просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы без лихвы дает, и потомство его в благословение будет ( Nc. XXXVI, 25–26 ). Именем честного отца благоустрояется жизнь детей; так значит, лучше имя доброе, чем богатство многое. Милостыня к ближнему для Бога приятнее, чем жертвы ( Oc. VI, 6 ; Mф. IX, 13 ; Mф. XII, 7 ). При пожертвованиях, например на храм, нужно в то же время иметь милосердие к ближним. Подобает, говорит Христос, и сие… делать, и того не оставлять ( Mф. XXIII, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010