Во дни Судей суд производили Судьи, как призванные к сему Господом ( Cyд. III:9–10, IV:4–5 ). После последнего Судьи, который был вместе первосвященником ( I Цap. IV, 18 ), высшая судебная власть вместе с правительственной властью перешла к пророку Самуилу ( I Цap. VII, 15, XII, 3 и дал.) и потом к царям. Доступ к царю был открыт всякому подданному, ищущему суда ( II Цap. XV:2, 6, XIV:4 ; IIIЦap. III:16 ). По окончании войн, когда приведены были в порядок устройство царства и в особенности богослужение, Давид назначил шесть тысяч левитов судьями и писцами в разных городах для наблюдения и расправы как в делах религиозных, так и в мирских ( I Nap. XXIII:4, XXVI:29–32 ). Еще более для благоустройства суда сделал Иосафат. Он не только поставил судей по всем укрепленным городам из старейшин, конечно, и священников ( II Nap. XIX, 5 и дал. Bmop. XXI:5, XVI:18 ), но устроил еще в Иерусалиме верховное судилище из левитов, священников и племенных начальников, чтобы творить суд Иеговы и разрешать судебные тяжбы. В этом суде председательствовали – первосвященник для дел Иеговы и князь дома Иудина для дел царя; к нему же были определены левиты как писцы. Это судилище имело своим назначением давать приговор по всем трудным делам, которые будут поступать к нему от местных судов ( II Nap. XIX, 8–11 ; Bmop. XVII:8–18, XIX:16, 18 ; Nc.CXXI, 5 ). Около времен Иисуса Христа и апостолов у евреев было три судилища: 1) Верховный совет, или синедрион, в Иерусалиме, состоящий из 71 члена, во главе которого был председатель, коим мог быть первосвященник и вице-президент. Здесь решались самые важные дела. 2) Средний суд состоял из 23 членов и был в главных городах. 3) Низший суд состоял из 3 членов ( Mф. V, 22 ). Самое судопроизводство и порядок суда были очень просты. Судьи должны были во всякое время судить народ ( Ucx. XVIII, 22 ). Во время Моисея суд происходил пред Скинией, где он заседал с Аароном и князьями общества, чтобы давать решение о праве и законе ( Чuc. XXVII, 2 , сн. Ucx. XIII, 19 ). Судьи в городах, по обычаю древнего Востока, имели свое седалище у ворот ( Bmop. XXI:19, XXII:15 , Npumч. XXII:22 , Aм. V:14, 15 ), на открытом месте города, где также была базарная площадь ( 4Цap. VII, 1 ). Сюда пред них являлись тяжущиеся, принося свои жалобы устно ( Bmop. I:16, XXI:20, XXV:1 ), а подсудимый, если он сам не являлся, был призываем ( Bmop.XXV, 8 ). Адвокатов или поверенных в Ветхом Завете не встречается.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Писание Священное Писание Священное ( Mф. XXI:42, XXII:29 и др.). Под сим именем разумеются книги, написанные Духом Божиим чрез освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами, и называемые обыкновенно Библией . Свящ. Писание дано для того, чтобы откровение Божие сохранилось более точно и неизменно. В Свящ. Писании мы читаем слова пророков и апостолов точно так, как бы мы с ними жили, их слышали, несмотря на то что священные книги писаны за несколько веков и тысячелетий до нашего времени. Свящ. книги написаны в разные времена, одни до Р. X., другие после Р. X., первые называются книгами Ветхого Завета, вторые – книгами Нового Завета. Свящ. книг Ветхого Завита, по свидетельству Кирилла Иерусалимского , Афанасия Великого и Иоанна Дамаскина , – 22, применительно к тому, как считают оные евреи на своем первоначальном языке. Исчисление евреев особенно достойно внимания потому, что, как говорит ап. Павел, им вверено слово Божие ( Puм. III, 2 ) и Новозаветная Христианская Церковь приняла ветхозаветные священные книги от Ветхозаветной Церкви. Св. Кириллом Иерусалимским и св. Афанасием Великим ветхозаветные свящ. книги исчисляются след. образом: 1) Книга Бытия. 2) Исход. 3) Левит. 4 ) Книга Числ. 5 ) Второзаконие. 6) Книга Иисуса Навина. 7) Книга Судей и вместе с нею, как бы ее прибавление, книга Руфь. 8 ) Первая и вторая книги Царств, как две части одной книги. 9) Третья и четвертая книги Царств. 10) Первая и вторая книги Паралипоменон. 11) Книга Ездры первая и вторая его же, или по греческому надписанию, книга Неемии. 12) Есфирь. 13) Книга Иова. 14) Псалтирь. 15) Притчи Соломона. 16) Екклесиаст, его же. 17) Песнь песней, его же. 18) Книга пророка Исаии. 19) Иеремии. 20) Иезекииля. 21) Даниила. 22) Двенадцати пророков, именно: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. В означенном счислении ветхозаветных книг не упомянуты: Плач Иеремии, книга пр. Варуха, книга Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, вторая и третья книги Ездры, три книги Маккавейские и некоторые повествования и отрывки, присоединенные к книгам каноническим, как-то: Молитва Манассии, присоединенная в конце II кн. Паралипоменон, молитва трех отроков, в книге Даниила ( Дah.III, 25–91 ), история о Сусанне ( Дah. VIII ), о Виле и Драконе ( Дah. XIV ), не упомянуты именно потому, что их нет на еврейском языке. Впрочем отцы Церкви пользовались сими книгами, приводили многие места из них, и, по свидетельству Афанасия Великого , они назначены отцами для чтения вступающим в церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Дети, чада, чадца Дети, чада, чадца . Это слово имеет в Свящ. Писании обширное значение. Первоначально оно означает естественное родство и в этом смысле прилагается не только к ближайшим потомкам человека, но и к отдаленному его потомству. Не только целые племена, но и народы обозначались как сыны и дети своего родоначальника, как, напр., сыны Израиля, Эдома и пр. Второе значение сего слова исключительно духовное: верующие называются сынами или чадами Божиими, по вере Иисуса Христа и по благодати возрождения ( Uh. I, 12, 13 ). В древние времена делался большой пир в то время, когда дети отнимались от груди. Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак, сын его, был отнят от груди ( Быm. XXI, 8 ). По иудейскому законоположению родители были облечены значительной властью над своими детьми, так что даже могли продавать своих дочерей в рабыни, хотя, впрочем, с некоторыми ограничениями ( Ucx. XXI, 7, 8 ). Из IV кн. Царств ( 4Цap.IV, 1 ) и ев. Матфея ( Mф.XVIII, 25 ) явствует, что каждый заимодавец мог взять детей должника в рабы к себе в уплату долга. Родительская власть не только была гарантирована и освящена положительным предписанием закона ( Исх. ХХ, 12 ), но он даже налагал смертную казнь на тех детей, которые осмелились бы ударить своего отца или мать или злословить их ( Ucx. XXII, 15, 17 ). Обязанность ревностно воспитывать детей в законе Божием сильно и неоднократно предписывается Богом народу израильскому ( Ucx. XII:26, 27, XIII:8–16 ; Bmop. IV:10, VI:20–23, XI:19 ), и от времени до времени давались особенные обетования благословения на подобное религиозное воспитание ( Npumч. XXII, 6 ; Ekkл. XI, 1–6 ). Случайные указания на ранние годы св. ап. Павла и Тимофея ( Дeяh. XXII, 3 ; IITuм. III, 15 ) служат замечательным и прекрасным доказательством той ревности, с какой благочестивые иудеи занимались религиозным воспитанием своих детей и обучением их в слове и законе Божием. На какой степени стояло у иудеев светское воспитание, мы не имеем точных и положительных сведений, впрочем, судя по успехам, которые, как известно, оказывали евреи в музыке, поэзии, живописи и, быть может, в естествознании, можно думать, что ими не были пренебрегаемы и другие отрасли знания и образования; очень может быть, что должность нынешних школьных учителей весьма нередко брали на себя тогда левиты. Относительно постановлений раздела родительской собственности между детьми см. Наследство . Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

3: M. gr. LVII 17) и имеет быть для него таким же родоначальником, что и тот, а это есть уже чисто Павлинистическая концепция «второго Адама». Наряду с этим не менее характерно, что ветхозаветные цитаты Матвея частию опускаются или стоят на втором плане (II, 23–24. III, 4. IV, 4, 8, 10, 11, 12,18, 19. VII, 27. X, 27. XVIII, 20. XIX, 46. XX, 17, 28, 37, 42, 43. XXII, 37) и все они по LXX-mu кроме VII, 27 (из Мал. Ill, 1), которая не совпадает до точности ни с этим переводом, ни с еврейским подлинником. Мало говорится об исполнении пророчеств и – за исключением одного случая (III, 4) – остальные четыре (IV, 21. XXI, 22. XXII, 37. XXIV, 44) встречаются в речах Господа к иудеям, где больше всего ссылок на Ветхий Завет (IV, 4, 8, 12, 18, 19, 26. VI, 4. VII, 27. VIII, 10. XIII, 19, 28, 29, 35. XVIII, 20. XIX, 46. XX, 17, 31, 42, 43. XXI, 10, 24, 26, 27, 35. XXII, 37, 69. XXIII, 30, 46), каковой чаще вспоминается еще другими Евангельскими лицами (1, 15. 17, 37, 46–55, 68–7Э. 11, 30, 31, 32. IV, 10, И. X, 27. XX, 28). Галилейское служение Христа не мотивируется словами Ucaйu IX, 1–2 (ср. Mф. IV, 13 –16 ) и сразу отрешается от национальных ограничений, при чем примеры Сарептской вдовицы и сирийца Неемана (IV, 25–27) ясно свидетельствуют об универсальности спасительной проповеди. Нагорная беседа не приспособляется столь близко к номистическим формулам, а вырежете насчет нескончаемой значимости закона ( Mф. V, 17 – 19 ) несколько сглаживается и в новой концепции получает тот смысл, что ветхозаветное домостроительства незыблемо лишь по силе своего утверждения в царстве Божием, не простираясь дальше его откровения, ибо здесь и теперь не оставлено ничего важнейшего из легализма, так что последний принципиально и фактически не прошел без реализации ни единою своею чертой (XVI, 16–17). Там, где – по Матфею (X, 5–6) – Христос направлял Апостолов «наипаче к погибшим овцам дома Израилева», воспрещая всякое уклонение на путь язычников и самарян, – тут Лука совершенно умалчивает о подобных условных оговорках (IX, 2 сл.), и у него сообщается лишь о посольстве «проповедовать царство Божие и исцелять больных».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Трудность вопроса поэтому только каноническая, так сказать, или формально-юридическая, а не идеологическая или догматическая. Нельзя, конечно, облечь в правило на правило и заповедь на заповедь ( Ис. 28:10 ) те «учения» – идеалы или «догмы» – поведения, коими Спаситель «упразднил закон заповедей» ( Еф. 5:12 ; Кол. 2:14 ) и коим «учить и наставлять» продолжает в Церкви «Утешитель Дух Святый» ( Ин. 14:2, 16:13 ), Который, где хочет, дышет ( Ин. 3:8 ), непрерывно и благодатно обвивая таинственные глубины Церкви Соборной. Поэтому, при действительной и истинной соборности Церкви Христовой, никаких неразрешимых недоумений в отношениях Ее Самой и Ее членов к государству мирскому и не было и быть не может. Такие недоумения возможны и были и бывают только там и тогда, где и когда заглушен живой глас веяния Духа-Ходатая в Церкви и уничижена соборность ее, например, в католичестве и протестантстве. Указатель мест и слов книги Деяний и параллельных, коих касаются толкования, содержащиеся в статье. Передние цифры указывают на цитаты, задние и курсивные – на страницы I, 13 περον Апрель. 763. Ibid. καταμνειν 763–764 I, 15 χλος νομτων 763. ib. ναστς ср. 2, 2 καθμενοι Ibid. I, 18 λκησεν 763. ib. χωρον 764. I, 19 κελδαμχ Ibid. I, 15. 21 ср. 2, 1 и 4, 32. 34 π ς Ibid. I, 21–22 755–756. I, 23 ср. 15, 22 βαρσαββ ς 760. I, 15–26 ср. 6, 5–6 избрание Апостола Матфия ср. избрание диаконов (5. а) 768–769. I, 24 καρδιογνστης 764. ib. νδειξον δν ξελξω – парал. из Иосифа Флавия 765. I, 24 τπον вм. χλρον Апр. 765. I 25 τπος διος 764. II, 1 ν τ συμπληροσθαι τν μραν τς πεντηκοστς 764–765. II, 6 τατης φωνς 765. II, 1–7 на кого сошел Дух Святый Май (5. ж) 232–233. II, 46 и 5, 42 κατ ο κον Апр. 765. III, 19 νψυξις ibid III, 19–21 толкование всего места (5, е) Май 227–232. III, 26 ν τ ποστρφειν Апр. 765. IV 5 ρχοντες 760. IV, 13 νθρωποι γρμματοι 760–761. IV, 19–20 и V, 29 в связи с Матф. 22. 15–21 , Римл. 13, 1–10 ср. 1Петр. 2, 13–20 и 1Тим. 2, 2–4 (5. б) 769–770 и приложение Июль – Август, особенно стр. 511–513. Дeяh. V, 1–11 толкование (5. г) Май 222–226 X, 34–35 толкование ср. 1Тим. 4, 10 Рм. 11, 26 Мф. 7 11. 21–27 (5. д) 226–227 XIV, 11–18 Апостол Павел понимал ликаонцев и ликаонцы – Апостола Апр. 761 XV, 6 ср. 12 и др. πλθος 765. XV, 20. 29 связь πορνεα с языческим культом. Ibid. XV-я глава Деян. – Апостольский собор стр. 770–771 (5. в) я приложение 2-е, стр. 239 Май. Термин стр. 765 Апр. Mф I, 16 Июль-Август 496 примеч. Mф. V, 27–32 ,-XIX, 3–15. Eфec. V, 23–33 , – 1Kop. VII, 10–11 стр. 495. Mф V, 37. 38–39 . 500,- Mф XXII, 15. 505–506 , – 1Nemp. II, 13–14 ср. III 13–510–511, – 1Uoah. V, 19 –489,- Puм. XIII, 1–10 –506–510,– 1Kop. XV. 4 7–492, - Eфec. VI, 12 –489.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

53 Πτασμα (πταω падать на что либо; ππτω; корень peto; др. бактр. pamaimi падает, pattrin птица, Прельв.; сравни Mф. XVII, 35 : Fehler, offensas). – δρομαι (δαω горю, Л. dusmigs гневный). Гнев уподобляется огню; но и слезы жгутся, когда льются от искреннего сокрушения сердца. 54 Θπτω погребаю, τφος гроб (корень dhabh; Л. dobums – литов, dube дупло). Так как на востоке умерших погребали большею частью без саркофагов, в скалах, то τφος – самое углубление в скале. На основании Mф. XXIII, 29 можно полагать различие между τφος и μνμα, употребленным в конце поучения, но решительно этому препятствуют другие места Евангелия ( Mф. XXVII, 60. 64; XXVIII, 2 ). – νατλλω (Ск. tul, tolajami – литов, keliu поднимать, Прельв.). Движение от конца к началу, так что С. возсия затемняет первоначальный смысл глагола, которым выражается, что конец стал началом, наша смерть стала нашим рождением в загробную, бесконечно-блаженную жизнь. 58 Ζβννυμι (корень sges=литов, gesau, gesyti тушить, гасить; в Mф. XXV, 8 : extinguuntur·, verlöschen, Л. isdseest). – Κατχω (Ск. sahati быть в силе; др. бакт. nazanh хищение; корень sezbo держать; в Mф. XXI, 38 : habebimus, saisissons). – Кολζω– ομαι, обрезать крылья, καλοβς изуродованный, без рогов бык, δρυ без острия; по Mф XXVI, 67 : κολφισαν=пакости ему деяху, заушали, colaphis (colaphus удар кулаком) eum cecuderunm. Следов., λος=пакость, кулак. В С. плени совсем нет замечательной выразительности этого слова.– Γεω отведывать (Ск. josati смаковать, на кусок хлеба брать части мяса; Л. gahrdi вкусно). – Σρξ (σρω тягаю; корень tvero обнимать); в Mф. XXIV, 24 : caro; но в Н. Ф. Л. не точное Mensch, personne, zilweks. – Βοω (Ск. gu, gavate звучать, объявлять). Крик сильный, но с оттенком горечи, сетования (Л. gaust жаловаться). Таков именно и был покаянный призыв Иоанна Крестителя в пустыне ( Лyk. III, 4 ). Но, думается, βο может означать крик победный, свойственный воинам, одержавшим победу над сильным неприятелем (вои–н, вой–на). И этот последний смысл более идет к данному месту поучения. – Ζυν-αντω (др. ирланд. etan=др. нем. andi лоб, срав. Mф. XXV, 6 ). – Καϑαιρω (корень ver поднимать; Ск. varshman высота=С. Р. верх). – μπαζω – ομαι (Ск. putras сын, молодое животное=puer, πας, ср. Mф. IX, 24 ). – Ζμа (Ск. tuwi сильный, литов, tevas отец; С. Р. тело); организм полный жизни и сил.–Τυγχω (корень tukho ударять; Л. tikl случаться); собственно ад стукнулся с Богом Βλπω (корень glepo; Р. глаз; Л. gluhneht глазеть). – Κντρον (корень септ; др. ирланд. cinteir коготь; Л. sist бить). Вообще предмет, которым причиняется боль, физическое страдание (палка для животных, кнут для пыток, жало пчелы, шпоры петуха и даже яд). – Νκη (литов, nikti нападать; Л. nikns злой).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Orlov/p...

Чудеса происходят и в настоящее время, хотя и не в таком обилии, как в первые века христианства, частью по маловерию, а частью по недостоинству и грехам нашим. Кому из нас не известно о многоразличных исцелениях и чудесах от свят. нетленных мощей, от св. чудотворных икон и по молитвам особенных избранников Божиих? Главнейшее условие для получения чудесной помощи Божией есть горячая, усердная молитва к Господу, Пречистой Его Матери, св. угодникам Божиим и соединенная с оною глубокая вера и сознание своего недостоинства пред Богом. Верую, Господи, помоги моему неверию – таков должен быть молитвенный вопль души, скорбящей и обуреваемой житейскими напастями и невзгодами, при испрошении чудесной помощи от Господа! Чудеса, совершенные Иисусом Христом, были бесчисленны; но вот таблица наиболее славных чудес Его, упоминаемых в Четвероевангелии, именно в том порядке и последовательности, в которых оные происходили: I. Претворение воды в вино. Место совершения чуда – Кана. Uh. II, 1–11 . II. Исцеление сына капернаумского царедворца. Место: Кана. Uh. IV, 46–54 . III. Чудесная ловля рыб. Место: Галилейское озеро. Лk. V, 1–11 . IV. Исцеление бесноватого. Место: г. Капернаум. Mk. I, 23–26 . V. Исцеление тещи Петровой. Место: тот же город. Mk. I, 30–31 . VI. Исцеление прокаженного. Там же. Mk. I, 40–45 . VII. Исцеление слуги сотника. Там же. Mф. VIII, 5, 13 . VIII. Воскрешение сына вдовы Наинской. Место: Наин. Лk. VII, 11–17 . IX. Укрощение бури. Место: Галилейское озеро. Mф. VIII, 23–27 . X. Исцеление гадаринских бесноватых. Место: г. Гадара. Mф. VIII, 28–32 . XI. Исцеление расслабленного. Место: г. Капернаум. Mф. IX, 1–8 . XII. Воскрешение дочери Иаира. Место: Капернаум. Mф. IX, 18–26 . XIII. Исцеление кровоточивой. Там же. Лk. VIII, 43–48 . XIV. Исцеление двух слепых. Там же. Mф. IX, 27–31 . XV. Исцеление глухого-бесноватого. Там же. Mф. IX, 32–33 . XVI. Исцеление больного, находившегося в болезни 38 лет, в купальне Вифезда. Место: Иерусалим. Uh. V, 1–9 . XVII. Исцеление сухорукого. Место: Иудея. Mф. XII, 10–13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Из того слова в настоящее время настали скорбь и преследование и предстоит время великого испытания, когда обнаружится, кто на каменистое место сеял ( Mф. XIII, 20 ), кто в глубину не проник и Иисуса в глубину души не воспринял. Тот, напротив, кто слово то разумеет, тот приносит плод, сохраняет то слово в терпении даже до конца и приносит плод сторицею ( Mф. XIII, 23 ; Лk. VIII, 15 ). Мы знаем ведь, какое суждение Писание о тех произносит, которые во время скорби и гонения соблазняются, ранее святое учение, по-видимому, радостно принявши; а соблазняются именно потому, что не имеют корня в себе и содержат веру в течение лишь некоторого времени. У Матфея говорится: Посеявший на место каменистое есть тот, кто слову тому внемлет и тотчас с радостию принимает оное; но он не имеет корня в себе и непостоянен; когда настанет скорбь или гонение за то слово, тотчас соблазняется ( Mф. XIII, 20, 21 ). По Марку: Посеявшие на каменистом месте суть те, которые, когда услышат слово, тотчас принимают его с радостию, но не имеют корня в себе и непостоянны; потому, когда настанет скорбь или гонение за то слово, тотчас соблазняются ( Mk. IV, 16, 17 ). И по Луке: А упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостию принимают, но которые не имеют корня и временем веруют, а во время искушения отпадают ( Лk. VIII, 13 ). О тех, которые приносят соответственный плод, учит Писание так: Посеянное на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать (семян; Mф. XIII, 23 ). Или: Посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат (семян: Mk. IV, 20 ). Или: Упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в прекрасном и добром сердце и приносят плод в терпении ( Лk. VIII, 15 ). Так как по апостолу вы Божия нива, Божие строение ( 1Kop. III, 9 ), и именно нива на доброй почве разведенная ( Mф. XIII, 23 ); так как вы представляете собою здание, построенное на утесе ( Mф. VII, 24 ): то в качестве здания Божия станем неколебимо твердо против непогоды ( Лk. VI, 48 ), и будучи Божией нивой, не будем ни злом озабочиваться, ни скорбию и гонением, какие настают из-за слова, ни забавами сего мира или обольщением богатства, или удовольствиями жизни ( Mф. XIII, 19–22 ; Mk. IV, 15–19 ; Лk. VIII, 12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/uveshan...

Некоторые данные для ответа на этот вопрос мы имеем в комментариях Charles " a и Lohmeyer " a к главе VI (ср. еще у Lohmeyer " a к главе XVI стр. 130). И Charles и Lohmeyer обратили внимание на тот параллелизм, который наблюдается между бедствиями, наступающими при снятии первых шести печатей, и пророческими образами эсхатологической речи у синоптиков ( Mф. XXIV и паралл.). И болезни, предрекаемые Спасителем, следуют в том же порядке 23 , в каком они наступают по мере снятия апокалиптических печатей. Как далеко идет этот параллелизм? Синоптическую параллель шести печатям мы имеем Mф. XXIV, 6–29 . Но эта синоптическая параллель содержит и некоторые другие предсказания ( Mф. XXIV, 11, 12, 14–28 ), которые допускают сближения с другими апокалиптическими образами (ср., напр. Mф. XXIV, 11, 23, 24 и Anok. XIII, 11 и слл.). Тем не менее, вопреки Lohmeyer " у (стр. 130), который с синоптическою эсхатологиею сближает всю первую половину Апк. до XIV, 14 включительно, бесспорный параллелизм может быть установлен только между Mф. XXIV, 6–29 (с указанными пропусками) и апокалиптическими шестью печатями. Если так, то не вытекает ли отсюда, что мы вправе ожидать параллелизм и дальше? У синоптиков непосредственно за стихийными знамениями следует явление Сына, предполагающее суд (ср. Mф. XXIV, 29, 30 и слл., 40, 41 и паралл.). Но о совершении суда в эсхатологической речи не говорится, и только приточно раскрывается его смысл ( Mф. XXV ). Понятие суда предполагает возможность двоякого исхода; осуждения и оправдания; и торжество добра предполагает поражение зла. Мы видели, что снятие седьмой печати приводит к возглашению семи труб, а седьмою трубою, по мысли Тайнозрителя, весьма вероятно, возвещается наступление суда, изображаемого в символах жатвы и сбора винограда и совершающегося в излиянии семи чаш. Если эти сопоставления заслуживают внимания, то встает вопрос: не вправе ли мы видеть в апокалиптических образах глав VIII и слл. раскрытие не более как намеченного у синоптиков явления Сына? Иными словами, не начинаются ли главные предсказания Апк. как раз там, где кончается предреченное Спасителем ученикам накануне Страстей? Вопрос этот должен быть поставлен и требует ответа. Для понимания эсхатологического содержания Апк. он имеет первостепенное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Правильный путь религиозно-нравственного совершенства был решительно извращен руководителями еврейского народа – книжниками и фарисеями. Оставив более ценные и существенные предписания закона суд, милость ( τ λεον или τ λεος) и веру ( Mф. XXIII, 23 ), они надеялись обеспечить себе чистоту соблюдением многочисленных преданий о всевозможных омовениях и очищениях ( Mф. XXIII, 25 – 28 ; Mpk. VII, 2 – 3 ). По наружности они казались людям праведными, а внутри были исполнены лицемерия и беззакония ( Mф. XXIII, 28 ). Совершенно лишенные способности различать в законе, в самих себе и в других людях существенное и второстепенное, решительно извращавшие взаимный порядок и сравнительную ценность своих обязанностей, фарисеи в духовном отношении уподоблялись «слепым» ( Mф. XXIII:24, 26 ), как потерявшие духовное зрение – чистоту сердца. Вот почему Господь внушает фарисеям – очистить прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их ( Mф. XXIII, 26 ). «Ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть: тогда все будет у вас чисто» ( πντα καθαρ μν στν). Лk. XI, 41 . Оскверняет человека то, что исходит из самого же человека ( κ το νθρπου), изнутри, из сердца человеческого ( σωθεν κ τς καρδας τν νθρπων Mpk. VII:20, 21 . Ср. Mф. XV, 17 – 20 ). Такова тесная и прямая связь пятого ублажения с шестым. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Μακριοι ο καθαρο τ καρδ· τι · ατο τν θεν ψονται. Καθαρς – в противоположность υπαρς (грязный, нечистый) – выражает собственное, естественное, нормальное, правильное состояние известного предмета, когда к нему не примешивается – в его составе или внешнем виде (окраске и под.) – ничего, ему самому по себе несвойственного. Καθαρς оттеняет, прежде всего, момент противоположности тому состоянию вещи, когда она окрашена или вообще восприняла элементы, ее нормальному составу и виду не принадлежащие. Например, καθαρον σμα (Ксенофонт, Оесоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010